Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN517.pdf Статья опубликована 24.11.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Стенякова Н.Е., Груздова О.Г. Кластерная модель организации партнерства образовательных учреждений // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Стенякова Наталья Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Россия, Пенза1
Доцент кафедры «Педагогика и психология» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Груздова Ольга Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Россия, Пенза
Доцент кафедры «Педагогика и психология» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Кластерная модель организации партнерства образовательных учреждений
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование инновационного подхода к организации взаимодействия школ и вузов, обоснована характеристика ключевых принципов построения взаимодействия школ и вузов, дано описание конкретных примеров реализации педагогического кластера как инструмента взаимодействия школ и вузов. Описаны также подходы к обоснованию концепции развития педагогического кластера, основные этапы его становления, механизмы взаимодействия школ и вузов. Представлено, что повышение эффективности интеграции школ и вузов можно достичь путем обеспечения взаимодействий, способствующих повышению конкурентоспособности образовательных организаций внутри кластера.
Рассмотрены формы и содержание деятельности участников образовательного кластера. Показано, что основным фактором процесса функционально-ориентированного и личностно-ориентированного обучения студентов является формирование и развитие у них компетенций по видам педагогической деятельности.
Выявлены перспективы кластерного подхода в управлении региональной системой подготовки педагогических кадров. Описывается опыт работы регионального педагогического кластера. Намечены перспективы дальнейшего развития педагогического взаимодействия в рамках кластера.
Ключевые слова: кластер; педагогический кластер; взаимодействие; партнерство; интеграция образовательных организаций; педагогическое образование; педагогическая практика
1 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, учебный корпус №11
Педагог в образовании - это главная фигура, отличающаяся своей креативностью, активностью, индивидуальностью, обладающая критическим мышлением, профессионально-педагогической компетентностью, а именно совокупностью компетенций, а также стремлением постоянно повышать уровень своего педагогического мастерства с помощью внедрения современных образовательных технологий.
Для приобретения профессионализма необходимы педагогическая направленность, профессионально-значимые качества личности, базовые педагогические способности, профессиональная компетентность, непрерывное самосовершенствование, повышение квалификации, педагогическое творчество и новаторство.
Профессиональные задачи, решаемые учителем в педагогической деятельности, являются главным фактором, который влияет на содержание подготовки педагога. Говоря о профессиональной компетентности педагога, необходимо отметить единство его теоретической и практической готовности в осуществлении педагогической деятельности.
К профессиональной компетентности педагога можно отнести в комплексе знания умения и навыки, которые являются главными характеристиками в его деятельности, а также важным условием эффективности в профессионально-педагогической деятельности [1].
В свою очередь, профессионализм педагога должен включать в себя не только разнообразные знания, умения и навыки, но и важные личностные качества, а также опыт.
Согласно профессиональному стандарту педагога, учитель должен обладать личностным качествам и профессиональным компетенциям, необходимым педагогу для осуществления деятельности2.
В формировании профессионализма современного педагога большую роль играет его подготовка в высшей школе. Чтобы данная подготовка была эффективной и осуществляла заказ образовательного рынка труда необходимо партнерство школ и вузов.
В рамках реализации принципа связи теории с практикой данное партнерство в определенной мере осуществляется, однако анализ образовательной практики позволил выделить ряд проблем.
Проблема сотрудничества школ и вузов начинается в первую очередь с определения целей: целью вуза - зачисление абитуриентов с высокими результатми ЕГЭ, цель школы -высокий процент поступления выпускников - личностное и профессиональное самоопределение школьников практически всегда остается проблемой самих обучающихся и их родителей. Это происходит из-за отсутствия интеграции образовательных программ общего и высшего образования, и наиболее остро проявляющаяся на уровне основного общего образования.
Второе педагогическое противоречие содержится в низкой учебной мотивации школьников.
Третья проблема в том, что школа не ощущает необходимости в научном руководстве процессом образования извне.
И четвертое противоречие, лучшие выпускники педагогических вузов не хотят оставаться в профессии, оканчивают вуз только ради получения гуманитарного образования.
2 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - Режим доступа: Й!р://минобрнауки.рфМоситейБ/3071/Ше/1734/12.02.15.
На данный момент существует несколько традиционных моделей осуществления взаимодействия между общим и высшим образованием: организация профильных классов, введение довузовской подготовки старшеклассников. Однако недостатком большинства этих моделей является односторонность: школа выступает как заказчик, а вуз - как исполнитель.
Таким образом, основой партнерства (взаимодействия) должно стать равноправное сотрудничество всех участников, объединённых решением совместно поставленных задач (а не только подготовка к поступлению в вуз), где усилия каждого из субъектов гармонично сочетаются с интересами и потребностями остальных.
В настоящее время весьма актуальна концепция профессионально-развивающего образования, которая имеет интегративную природу. Студенты педагогического вуза должны иметь знания по педагогике и психологии, знать современные школу, детский сад, колледж (практику), быть руководителями и исследователями. Иными словами, обучающийся должен осуществить с той или иной мерой полноты усваиваемую в процессе обучения деятельность. Причем, будущий учитель уже в годы обучения должен получить не только операциональный опыт выполнения специальных функций по профессии, но и социально-практический опыт. Он поможет ему впоследствии успешно интегрироваться в практику и корпоративную среду учебного заведения и легче перенести социально-производственную адаптацию [2].
Базовой в подготовке педагога должна стать идея объединения образования с практикой.
Интеграция высшего педагогического образования и школьной практики, на основании вышесказанного, рассматривается нами как процесс объединения теории и практики, направленный на развитие готовности студента к профессионально-педагогической деятельности.
Образование представляет собой сложную систему, в которой много самостоятельных взаимодополняющих друг друга и взаимосвязанных частей. Любая система работает эффективно только при наличии обратной связи. Поэтому школа и вуз должны научится
вырабатывать формы сотрудничества. Для осуществления такого партнерства целесообразно использовать кластерную модель к организации процесса образования.
Системный анализ зарубежного опыта по исследуемой проблеме показал, что развитие образования на основе кластерного подхода началось в Европе в 1990-е годы в результате экстраполяции теории кластеров и кластерного развития, разработанной М. Портером (The Competitive Advantage of Nations, 1990; On Competition, 1998). Им дан анализ образовательного кластера Массачусетса, лидерами которого являются Массачусетский и Гарвардский университеты, подробно показана роль кластера в образовательной сфере страны в сравнении с другими штатами (прежде всего, с Калифорнией) и другими странами.
Кластер в педагогическом образовании - это совакупность территориально локализованных организаций, взаимодействующих на основе соглашений и участвующих в реализации научных, образовательных и инновационных целей подготовки специалистов образования [6].
В Российской Федерации кластерный подход к развитию образования обосновывается как взаимо- и саморазвитие субъектов кластера, осуществляемое на основе социального партнерства, которое усиливает конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластеров в целом (Т. И. Шамова, Е. И. Павлова, И. П. Маркина).
Следует отметить, что в настоящее время не существует единого определения кластера. Анализируя все известные определения, можно выделить две фундаментальные характеристики этого понятия. Во-первых, предприятия в кластере должны быть связаны некоторым способом, причем связи являются и вертикальными, и горизонтальными, а также
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
большинство этих связей вовлекают социальные отношения, которые производят выгоды для задействованных организаций. Во-вторых, кластеры географически близкие группы взаимосвязанных предприятий и организаций, что способствует формированию и увеличению преимуществ.
Учитывая значение роли высшей школы в кластере можно выделить такой тип кластеров, как образовательный кластер, представляющий собой совокупность взаимосвязанных образовательных организаций, объединенных по отраслевому признаку и партнерским отношениями.
К основным функциям образовательного кластера можно отнести: создание сферы эффективных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих спрос отрасли; создание гарантий для выпускников учреждений высшего образования; совершенствование современных образовательных технологий, организацию профориентационной работы; обеспечение разработки нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений; совместное проектирование образовательной деятельности в сфере подготовки бакалавра/магистра.
Частным случаем образовательного кластера является педагогический кластер, важными отличительными чертами которого являются: создание условий для формирования педагогических кадров; интеграция образования с производством; поднятие престижа педагогической профессии.
Модель педагогического кластера представляет собой целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие четко представить целенаправленный процесс развития партнерства, с целью повышения качества подготовки выпускников высшей педагогической школы.
Для реализации проекта по формированию нового образовательного пространства -педагогического кластера, опирающегося на сетевой принцип взаимодействия в Пензенском регионе есть все условия - заинтересованные во взаимодействии образовательные учреждения, вуз с кадрами высокой квалификации, реализующие задачи профессиональной интеграции Университетского образовательного комплекса, которым является Пензенский государственный университет. Педагогический институт имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета ориентирован на кластерный подход в подготовке кадров.
Характер кластера определяется наличием вуза (в нашем случае, это Педагогический институт Пензенского государственного университета), вокруг которого сосредоточены на научной, информационно-технической и других основах субъекты-партнёры. На базе Педагогического института Пензенского государственного университета создан региональный педагогический кластер, как сетевое объединение профессионально-педагогических образовательных организаций. Предполагается, что деятельность данного кластера позволит определить систему региональной подготовки педагогов, сформирует распределительную систему подготовки специалистов образования с учетом потребностей рынка труда в Пензенском регионе.
В настоящее время кластер включает в себя:
• Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета;
• Министерство образования Пензенской области;
• Городской отдел образования;
• Десять общеобразовательных средних школ.
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Целями создания педагогического кластера в системе регионального образования являются:
• повышение качества подготовки будущих учителей;
• обеспечение инновационного характера развития различных видов деятельности высшего учебного заведения и школ региона;
• интеграция образования и науки.
Педагогический кластер на базе Педагогического института Пензенского государственного университета реализует следующие модели взаимодействия организаций:
1. Информационно-познавательная социальная деятельность. В рамках данной модели развиваются организационные службы: факультативы, кружки, лектории, научно -практические конференции, консультации, экскурсии в «Интерактивный музей занимательных наук» («Музей занимательных наук» был создан на физико-математическом факультете Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Традиционно экскурсоводами музея являются студенты факультета физико-математических и естественных наук (ранее - физико-математического факультета). В настоящее время интерактивная экспозиция насчитывает более 50 физических и астрономических экспонатов).
2. Проблемно-аналитическая или дискуссионная деятельность, которая включает подготовку, проведение мастер-классов, проблемных семинаров, круглых столов, занятие исследовательской и проектной деятельности.
3. Социально-ролевая модель включает социальную деятельность, ориентирована на допрофессиональную подготовку школьников старших классов (конкурсы, олимпиады, конференции, проектная деятельность, профильная летняя смена физико-математической школы, школа юного психолога и т. д.).
4. Игровая деятельность ориентирована на проведение различных форм внеурочной деятельности.
К основным направлениям взаимодействия мы относим следующие:
• учебно-методическое взаимодействие;
• научно-методическое взаимодействие;
• кадровое взаимодействие, которое заключается в переподготовке кадров путем организации курсов повышения квалификации учителей (на базе нашего вуза создан Центр дополнительного педагогического образования. В Центре реализуются программы дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, переподготовка специалистов в целях обновления их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций; дополнительная подготовка студентов очной и заочной формы обучения. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное тематическое обучение (от 16 ч. до 250 ч.), которое завершается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; профессиональная переподготовка (свыше 250 часов));
• профориентационное взаимодействие.
Кластерная форма организации приводит к созданию совокупного инновационного продукта и подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями.
Наш педагогический кластер выстраивается на потребности региона в квалифицированных кадрах и с учетом многопрофильной системы образования в рамках
2017, Том 5, номер 5 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
университетского комплекса. Тем более что Педагогический институт в Пензенской области единственный вуз, имеющий все три ступени подготовки педагогических кадров - бакалавров, магистров и аспирантов.
Кроме того, внедрение новых образовательных стандартов в школе порождает дополнительные трудности в профессиональной адаптации начинающего учителя. Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может стать психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей, которое мы оказываем в рамках работы кластера - «Школа молодого учителя». Цель школы - сопровождение выпускников и оказание им методической помощи в течение первых трех-пяти лет после окончания вуза. Данное направление работы кластера включает в себя комплекс мер, способствующих повышению квалификации молодого учителя до уровня, на котором он был бы способен моделировать собственную профессиональную деятельность с учётом требований, предъявляемых ФГОС.
Данный проект является одним из ключевых в системе непрерывного образования педагогических работников в условиях модернизации отечественного педагогического образования и приоритетным для педагогического кластера ПГУ. «Школа молодого учителя» поддержана Министерством образования и науки Пензенской области.
Условно можно выделить следующие блоки в рамках работы «Школа молодого учителя»:
1. Цикл мероприятий для воспитателей ДОУ. Для них предложены мастер-классы, темы которых подобраны с учетом наиболее часто встречающихся вопросов у молодых воспитателей: «Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема»; «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования», «Интерактивные игры в работе педагога ДОО» и другие.
2. Цикл мероприятий для учителей. Мастер-классы для учителей на «Школе молодого учителя»: «Как справиться со стрессом»; «Работа с агрессией и аутоагрессией детей»; «Работа учителя с родителями», «Конфликты в работе учителя», «Проблемные поля школы на основе требований Профессионального стандарта педагога» и другие.
3. Цикл мероприятий для педагогов дополнительного образования.
4. Открытые занятия ведущих учителей-предметников школ города и преподавателей-методистов Педагогического института им. В. Г. Белинского.
5. Разрешение актуальных вопросов образования. Например, в настоящее время актуальными являются проблемы профилактики различных негативных проявлений среди школьников и обеспечения безопасности детей: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Профилактика экстремистских проявлений в школьной среде», «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних», «Кибербезопасность школьников как активных пользователей Интернет».
Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности.
Работа базовых учебных площадок, проведение научно-исследовательских конференций, организация научных лабораторий, проведение совместных семинаров студентов, преподавателей, учителей школ и учащихся как раз и позволит создать такую образовательную среду.
Мир Науки
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
В целях реализации педагогического кластера, как инструмента партнераства вуза и школ, на наш взгляд, важно:
• улучшить работу по модели «Школа-ВУЗ-Школа», расширить количество участников за счет инновационных образовательных организаций г. Пензы, разнообразить формы взаимодействия в рамках кластера;
• поддерживать и оказывать методическую помощь молодым учителям (работа Школы молодого учителя, организация семинаров и конференций для учителей региона);
• создавать условия в педагогическом вузе для подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности;
• обеспечивать в вузе профессиональное становление студентов посредством развития их творческого потенциала;
• выстраивать отношения между профессорско-преподавательским составом и студентами на принципах взаимного уважения и сотрудничества;
• развивать студенческое самоуправление в рамках вуза;
• привлекать студентов к реализации социально-значимых проектов;
• формировать активную гражданскую позицию студентов.
Опрос учителей школ, входящих в Педагогический кластер, показал высокий уровень осознания ими сущности и важности интеграции школы и вуза. Большинство опрошенных учителей отмечают, что взаимодействие высшей и средней школы расширяет общее образовательное пространство и повышает качество образования, а все субъекты, включенные в это взаимодействие, выигрывают, а также что педагоги с удовольствием принимают в нем участие. Вуз получает реальное представление об уровне подготовки современных школьников и возможность участвовать в его повышении, получая хорошо подготовленных абитуриентов и студентов.
Таким образом, понимание сути и практическая реализация кластерного подхода создают необходимые предпосылки для поиска новых ресурсов и возможностей развития системы образования, повышения его качества и конкурентоспособности. Организованное партнерство позволяет создать практико-ориентированную образовательную среду, которая повышает конкурентоспособность всех субъектов кластера; обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов в оптимальные сроки; дает возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории профессиональной самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаева Т. Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе (Сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса) [Текст] / Т. Е. Исаева. -Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. - 312 с.
2. Зеер Э. Ф. Теоретико-методологические основания профессионально-образовательного пространства человека [Текст] // Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллектив. моногр. / Под ред. Г. М. Романцева. - Т. 2. - Екатеринбург: Изд-во Рос. го»с. проф.-пед. ун-та, 2010. -282 с.
3. Иваницкая И. И. Образовательный кластер - новая форма взаимодействия образовательных учреждений с целью повышения эффективности их деятельности [Текст] / И. И. Иваницкая // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 40.
- № 3. - С. 21-27.
4. Корчагин Е. А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером [Текст] / Е. А. Корчагин // Инновации в образовании.
- 2007. - № 6. - С. 43-51.
5. Пуденко Т. И. Образовательные кластеры как модель управления развитием образования на муниципальном уровне, повышающая доступность качественных образовательных услуг [Текст] / Т. И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 3 (15). - С. 33-45.
6. Соколова Е. И. Термин «Образовательный кластер» в пошяугидатом поле современной педагогики [Текст] / Е. И. Соколова // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - № 2 (6). - С.153-160.
7. Стенякова Н. Е., Груздова О. Г. К проблеме взаимодействия вузов и школ [Текст] / Н. Е. Стенякова, О. Г. Груздова // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей международной научно-практической конференции в 2 частях. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017 - С. 119-121.
8. Туберозова М. В. Развитие единого правового образовательного пространствав кластере образовательных организаций [Текст] / М. В. Туберозова // Творческое наследие А.С. Посникова и современность. - 2015. - № 8. - С. 129-132.
9. Фадина Т. В. Образовательный кластер как форма функционирования рынка образовательных услуг [Текст] / Т. В. Фадина // Вестник экономической интеграции. - 2010. - №7. - С. 35-40.
10. Фурин А. Г., Ахматов И. И. Понятие «образовательный продукт» общего образования: сущность и особенности формирования в образовательном кластере [Текст] / А. Г. Фурин, И. И. Ахматов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 351.
(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com
Stenyakova Natalya Evgenevna
Penza state university, Russia, Penza E-mail: [email protected]
Gruzdova Olga Gennadievna
Penza state university, Russia, Penza E-mail: [email protected]
Cluster model of organization of partnership of educational institutions
Abstract. The theoretical grounding for the innovative approach to the organization of interaction between schools and universities is presented in the article, the characteristic of the key principles of constructing the interaction between schools and universities is explained, and concrete examples of the implementation of the pedagogical cluster as an instrument of interaction between schools and universities are described. Approaches to the substantiation of the concept of development of the pedagogical cluster, the main stages of its formation, mechanisms of interaction between schools and universities are described. It is presented that the increase in the efficiency of the integration of schools and universities can be achieved through the provision of interactions that enhance the competitiveness of educational organizations within the cluster.
The forms and content of the activity of participants in the educational cluster are considered. It is shown that the main factor of the process of functionally oriented and person-oriented training of students is the formation and development of their competences in the types of pedagogical activity.
The prospects of the cluster approach in the management of the regional system for the training of pedagogical personnel have been revealed. The experience of the regional pedagogical cluster is described. Prospects for the further development of pedagogical interaction within the cluster are outlined.
Keywords: cluster; pedagogical cluster; interaction; partnership; integration of educational organizations; teacher education; pedagogical practice
Мир Науки 2017, Том 5, номер 5
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265