Научная статья на тему 'ФОРМЫ, ПРОФИЛЬ И ТИПЫ АГРЕССИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ'

ФОРМЫ, ПРОФИЛЬ И ТИПЫ АГРЕССИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
9
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
форм / типы и профиль агрессии / конструктивная агрессия / деструктивная агрессия / forms / types / and profile of aggression / constructive aggression / destructive aggression

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Фозилова Манижа, Шукуров Фируз Абдуфаттоевич

Определяли распространенность форм, типов и профиля агрессии среди студентов медицинского университета с учётом гендерных различий. Сравнительный анализ форм агрессии с различной степенью тревожности позволил выделить различные типы и профили агрессии, при помощи которых можно прогнозировать конструктивную и деструктивную агрессию. Проводили сравнительный анализ форм агрессии и успеваемости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Фозилова Манижа, Шукуров Фируз Абдуфаттоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/cl-34438-2025-582-592
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS, PROFILE, AND TYPES OF AGGRESSION: ASSESSMENT AND PREDICTION

This study examined the prevalence of various forms, types, and profiles of aggression among medical university students, taking into account gender differences. A comparative analysis of aggression forms across different levels of anxiety enabled the identification of distinct types and profiles of aggression, which can be used to predict both constructive and destructive forms of aggression. The study also included a comparative analysis of aggression forms in relation to students' academic performance.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ, ПРОФИЛЬ И ТИПЫ АГРЕССИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»

МОЯОДОЙУЧЕМЫЙ СТАТЬИ НА КОНКУРС - МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ

УДК: 159.99

ФОРМЫ, ПРОФИЛЬ И ТИПЫ АГРЕССИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ФОЗИЛОВА МАНИЖА

студентка ГОУ «Таджикский государственный медицинский университет им. Абуали ибни Сино», Душанбе, Таджикистан

ORCID ID 0009-0009-9484-9753 ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ доктор медицинских наук, профессор заведующий кафедрой нормальной физиологии и патофизиологии. Негосударственное образовательное учреждение. Медико-социальный институт Таджикистана. г. Душанбе, Республика Таджикистан

ORCID ID 0000-0003-4665-546X АННОТАЦИЯ

Определяли распространенность форм, типов и профиля агрессии среди студентов медицинского университета с учётом гендерных различий. Сравнительный анализ форм агрессии с различной степенью тревожности позволил выделить различные типы и профили агрессии, при помощи которых можно прогнозировать конструктивную и деструктивную агрессию. Проводили сравнительный анализ форм агрессии и успеваемости студентов.

Ключевые слова: форм, типы и профиль агрессии, конструктивная агрессия, деструктивная агрессия

FORMS, PROFILE, AND TYPES OF AGGRESSION: ASSESSMENT

AND PREDICTION

FOZILOVA MANIZHA

student of the Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino, Dushanbe, Tajikistan ORCID ID 0009-0009-9484-9753

SHUKUROV FIRUZ ABDUFA TTOEVICH Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Normal Physiology and Pathophysiology. Non-governmental educational institution. Medical and Social Institute of Tajikistan. Dushanbe, Republic

of Tajikistan ORCID ID 0000-0003-4665-546X ABSTRACT

This study examined the prevalence of various forms, types, and profiles of aggression among medical university students, taking into account gender differences. A comparative analysis of aggression forms across different levels of anxiety enabled the identification of distinct types and profiles of aggression, which can be used to predict both constructive and destructive forms of aggression. The study also included a comparative analysis of aggression forms in relation to students' academic performance.

Keywords: forms, types, and profile of aggression; constructive aggression; destructive aggression

TAJOVUZKORLIKNING SHAKLLARI, PROFILI VA TURLARI: BAHOLASH VA PROGNOZLASH

FOZILOVA MANIJA

"Abuali ibni Sino nomidagi Tojikiston davlat tibbiyot universiteti" davlat ta'lim muassasasi talabasi, Dushanbe, Tojikiston ORCID ID 0009-0009-9484-9753 SHUKUROV FIRUZ ABDUFATTOYEVICH tibbiyot fanlari doktori, professor, normal fiziologiya va patofiziologiya kafedrasi mudiri. Tojikiston tibbiy-ijtimoiy instituti nodavlat ta'lim muassasasi. Dushanbe, Tojikiston Respublikasi

ORCID ID 0000-0003-4665-546X

МОЯОДОЙУЧЕМЫЙ ANNOTATSIYA

Tibbiyot universiteti talabalari o'rtasida tajovuzkorlik shakllari, turlari va profillarining tarqalishi gender farqlarini hisobga olgan holda aniqlandi. Turli darajadagi tashvishli tajovuzkorlik shakllarini qiyosiy tahlil qilish tajovuzning har xil turlari va profillarini aniqlash imkonini berdi, ularning yordami bilan konstruktiv va buzg'unchi tajovuzni bashorat qilish mumkin. Tajovuzkorlik shakllari va talabalarning o'quv faoliyatining qiyosiy tahlili o'tkazildi.

Kalit so'zlar: tajovuz shakllari, turlari va profili, konstruktiv tajovuz, buzg'unchi tajovuz

В настоящее время актуальным является прогнозирование деструктивных форм агрессии, которые способствуют созданию различных конфликтных ситуаций и враждебного поведения [3-7]. Известно, что проявление деструктивной агрессии обусловлено активностью опиоидергической системы [2]. Исследованиями в области агрессии установлено, что определенный её уровень является обязательным, способствующим достижению постав-

W Л W

ленной цели. С другой стороны, чрезмерное проявление агрессии (деструктивная агрессия) способствует противоправному поведению. В настоящее время различают следующие виды агрессии: защитная, что является адекватной реакцией на угрозу; продуктивная -способствует достижению поставленной цели; мотивационная, которая способствует созданию конфликтных ситуаций и патологическая, возникающая при различных психических отклонениях [1, 4, 8].

Агрессивное поведение студентов, которое в настоящее время является очень распространенным, оказывает влияние на эффективность деятельности высшего учебного заведения. Изучение форм агрессии на различных уровнях связано с

беспрецедентным ростом агрессии и насилия. Различают следующие основные формы агрессии: самоагрессия (СА) у них практически отсутствуют механизмы защиты; физическая агрессия (ФА) у них отмечается неадекватное поведение в виде всевозможных насильственных действий; предметная агрессия (ПА) для проявления негативного поведения они используют окружающие их предметы; эмоциональная агрессия (ЭА) проявляется в виде ярко выраженных отрицательных эмоций, сопровождаемые враждебностью и неприязнью; 5) вербальная агрессия (ВА) эти люди свою агрессию проявляют в виде словесных оскорблений, угроз, проклятий и ругани. Результаты данного исследования могут быть использованы для составления адекватного планирования воспитательной и учебной работы с учетом превалирования той или иной формы агрессии. Кроме того, детальное исследование причин возникновения и условий появления перечисленных форм агрессий даст возможность проводить эффективную профилактику конфликтов, подготовить будущих врачей правильно ориентироваться в различных экономических и социальных ситуациях, особенно при общении с больным человеком. Исследование различных форм агрессии позволит правильно организовывать досуг студентов (спорт, различные кружки, путешествия, работа в лечебных учреждениях на должности санитаров, с целью развития гуманизма по отношению к больному человеку) и тем самым уменьшить уровень физической и предметной агрессии среди будущих врачей

Целью исследования явилось изучить возможности оценки и прогнозирования конструктивной и деструктивной агрессии.

Материалы и методы исследования. Обследовано 220 студентов, для которых определяли пять форм агрессии по тесту Почебут Л.Г. Для определения степени агрессии мы суммировали баллы по всем формам. По степени выраженности всех форм

агрессии мы выделили четыре степени: I степень - это нормальная агрессия до 10 баллов, II ст. - умеренная агрессия от 11 до 15 баллов, III ст. - повышенная агрессия - от 16 до 20 баллов и IV ст. - высокая степень агрессии. В профиле агрессии учитывали те формы, которые были 3 балла и более: 0 вершин, то есть все формы агрессии не превышали двух баллов; одно вершинный - одна из форм агрессии была три балла и более; двух вершинный - две формы агрессии была три балла и более превышала; трех вершинный - три формы агрессии была три балла и более; четырех вершинный - четыре формы агрессии была три балла и более и пяти вершинный - все пять форм агрессии была три балла и более. Сравнительный анализ степени агрессии с ее формами позволили выделить следующие типы агрессии !/0,1,2,3 (агрессия первой степени с нулевой, одно, двух и трех вершинным профилем); П/1,2,3,4 (агрессия второй степени с одно, двух, трех и четырёх вершинным профилем); Ш/2,3,4,5 (агрессия третьей степени с двух, трех, четырёх и пяти вершинным профилем) и М/3,4,5 (агрессия четвёртой степени с трех, четырёх и пяти вершинным профилем). Далее мы проводили сравнительную характеристику форм и уровней агрессии с выраженностью тревожности и успеваемостью студентов. Статистический анализ результатов проводили с помощью программы <^ТАТ^ТЮА 6.0» (StatSoftInc, США).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты распространённости форм агрессии показывают, что наибольшее количество обследованных с СА, затем с ВА и каждый пятый студент оказался с ФА. Незначительное количество обследованных с предметной агрессией (ПА - 9,4%) и с эмоциональной агрессией (ЭА-4%). Анализ форм агрессии среди юношей и девушек показывает, что у них наиболее выраженной формой является СА с превалирование на 16,9% (р<0,05) среди девушек. У каждого третьего среди юношей

отмечается ВА и ФА. У девушек на втором месте ВА (27,4%), на третьем месте ПА (11%) и на последнем месте ФА (9,2%) и ЭА (4,5%). Следует отметить, что ФА среди девушек в три раза меньше (р<0,001), а ПА и ЭА приблизительно на одном уровне среди юношей и девушек. Таким образом, гендерные различия в проявлении форм агрессии заключаются в том, что у юношей это ФА, ВА и СА. У каждой третьей девушки отмечается ВА, однако для них более характерным является СА.

При сравнительном анализе каждой формы агрессии с успеваемостью нами выявлены следующие особенности. Среди студентов с ВА наибольшее количество ПУ (64%) и поровну СУ и ХУ (по 18%). Среди студентов с ФА наибольшее количество ПУ (50%) и СУ (32%) и наименьшее - ХУ (18%). Среди студентов с ПА наибольшее количество ПУ (67%) и СУ (25%), а наименьшее - ХУ (8%). Среди студентов с ЭА наибольшее количество ПУ (50%) и СУ (33%), а наименьшее - ХУ (17%). Среди студентов с СА наибольшее количество ПУ (53%) и СУ (26%) и наименьшее - ХУ (21%). Таким образом, наш анализ показывает, что для ПУ наиболее выраженными формами агрессии являются ВА и ПА, для СУ - ФА и ЭА, а для ХУ - СА.

Для определения степени агрессии мы суммировали баллы по всем формам. По степени выраженности всех форм агрессии мы выделили четыре степени: I степень - это нормальная агрессия до 10 баллов, II ст. - умеренная агрессия от 11 до 15 баллов, III ст. -повышенная агрессия - от 16 до 20 баллов и IV ст. - высокая степень агрессии. В профиле агрессии учитывали те формы, которые были 3 балла и более: 0 вершин, то есть все формы агрессии не превышали двух баллов; одно вершинный - одна из форм агрессии была три балла и более; двух вершинный - две формы агрессии была три балла и более превышала; трех вершинный - три формы агрессии

была три балла и более; четырех вершинный - четыре формы агрессии была три балла и более и пяти вершинный - все пять форм агрессии была три балла и более. Сравнительный анализ степени агрессии с ее формами позволили выделить следующие типы агрессии ^0,1,2,3 (нормальная агрессия с нулевой, одно, двух и трех вершинным профилем); М/1,2,3,4; Ш/2,3,4,5 и ^/3,4,5. Результаты степени агрессии показывают, что наибольшее количество обследованных с повышенной степенью агрессии (39,8%). Лишь у каждого восьмого из обследованных отмечается нормальная агрессия, которая способствует достижению поставленной цели. У 60,7% с повышенной и высокой степенью агрессии отмечаются затруднения в достижении своих поставленных целей. Особого внимания заслуживают каждый пятый из обследованных (20,9%), у которых отмечается высокая степень агрессии - эти студенты могут создавать всевозможные конфликтные ситуации. Эти студенты нуждаются в профилактических мероприятиях по снижению степени агрессии и тем самым уменьшить вероятность формирования конфликтных ситуаций. Результаты профиля форм агрессии в зависимости от ее степени показывают, что у обследованных с нормальной агрессией отсутствуют лица с четырех и пяти вершинным профилем, незначительное количество (4%) с трех вершинным профилем. Одинаковое количество обследованных с одно и двух вершинным профилем (по 40%) и у каждого шестого (16%) отсутствует профиль, то есть у них все формы агрессии два балла и менее. У обследованных с умеренной степенью агрессии отсутствуют лица с нулевым профилем и незначительное количество лиц с одно и четырех вершинным профилем (соответственно 1,9% и 3,7%). У каждого второго обследованного (53,7%) отмечается двух вершинный профиль. Достаточно большое количество обследованных (40,7%) имеют трех вершинный профиль, то есть в их

профиле отмечается три формы агрессии с 3 баллами и более. У обследованных с повышенной степенью агрессии отсутствуют лица с нулевым и одно вершинным профилем. Большое количество лиц (61,2%) с четырех (55%) и пяти (6,2%) вершинным профилем, то есть в их профиле 4 или 5 форм агрессии с 3 баллами и более. Незначительное количество обследованных с повышенной степенью агрессии (8,8%) имеют двух вершинный профиль и каждый третий из обследованных имеет трех вершинный профиль. У обследованных с высокой степенью агрессии отсутствуют лица с нулевым, одно и двух вершинным профилем. Практически отсутствуют лица с трех вершинным профилем (2,4%). У 2/3 обследованных отмечается пяти вершинный профиль, то есть у них все пять форм агрессии имеют три балла и более, а у 1/3 обследованных - четырех вершинный профиль. Мы полагаем к позитивной агрессии можно отнести обследованных с I степенью, со П/1,2 (со второй степенью одно и двух вершинным профилем) и Ш/2 (с третьей степенью двух вершинным профилем). К деструктивной агрессии можно отнести обследованных с Ш/3,4,5 и М/3,4,5. Лица с типами агрессии П/3,4,5 относятся к промежуточной (между позитивной и деструктивной агрессии).

Таким образом, лишь 1/3 (30,8%) обследованных имеют позитивную агрессию, способствующая достижению поставленной цели. Видимо, обследованные лица с Ш/4,5 и М/4,5 (соответственно 24,5% и 21%) с большой вероятностью могут создавать конфликтные ситуации. Своевременное выявление этих типов агрессии дает возможность проводить эффективную профилактику конфликтов и ее стабилизации.

Выводы:

1. Среди обследованных студентов отмечается нежелательные формы агрессии - ФА (у каждого пятого) и ПА (у каждого десятого). Сравнительный анализ каждой формы агрессии

0

МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ

среди юношей и девушек показывает, что физическая агрессия среди юношей проявляется в 4,3 раза (р<0,001), а вербальная агрессия в 1,5 раза (р<0,01) чаще, чем среди девушек. ПА и ЭА также незначительно превалирует среди юношей, а СА незначительно превалирует среди девушек. Анализ форм агрессии среди ПУ, СУ и ХУ студентов показывает, что для ПУ наиболее выраженной является ВА и ПА, для СУ - ФА и ЭА, для ХУ - СА.

2. У каждого восьмого из обследованных отмечается нормальная агрессия, которая способствует достижению поставленной цели. У 60,7% с повышенной и высокой степенью тревожности отмечаются затруднения в достижении своих поставленных целей. Особого внимания заслуживают каждый пятый из обследованных (20,9%), у которых отмечается высокая степень агрессии - эти студенты могут создавать всевозможные конфликтные ситуации, они нуждаются в профилактических мероприятиях по снижению степени агрессии и тем самым уменьшить вероятность формирования конфликтных ситуаций.

3. Отмечается зависимость профиля агрессии от степени ее выраженности: при нормальной агрессии отсутствуют лица с четырех и пяти вершинным профилем и наибольшее количество обследованных с одно и двух вершинным профилем; при умеренной агрессии отсутствуют лица с нулевым профилем, незначительное количество обследованных с одно и четырех вершинным профилем и наибольшее количество лиц с двух (53,7%) и трех (40,7%) вершинным профилем; при повышенной агрессии наибольшее количество лиц с трех (30%) и четырех (55%) вершинным профилем, отсутствуют лица с нулевым и одно вершинным профилем и незначительное количество обследованных с двух и пяти вершинным профилем; Почти все обследованные (97,6%) с высокой степенью агрессии с четырех и пяти вершинным профилем.

4. Установлено следующие типы агрессии, в которых на степень выраженности агрессии указывают римские цифры, на количество вершин в профиле агрессии - арабские цифры: ^0,1,2,3,4,5; П/1,2,3,4,5; Ш/1,2,3,4,5 и №/1,2,3,4,5. Отмечено, что у 1/3 обследованных (30,8%) отмечается конструктивная агрессия 0/0,1,2,3,4,5; П/1,2; 111/1,2), способствующая достижению поставленной цели.

5. У 2/3 обследованных отмечается промежуточная и деструктивная агрессия (М/3,4,5; Ш/3,4,5 и №/3,4,5), причинами которой могут быть высокая степень тревоги, невозможность достичь своей цели, озлобленность, разочарование и безысходность. Из вышеперечисленных типов агрессии 45,8% (11/4,5; Ш/4,5 и №/4,5) могут вызвать очень серьезные конфликты. Своевременное выявление этих типов агрессии дает возможность проводить эффективную профилактику конфликтов и ее стабилизации.

Список литературы:

1. Ковш Е.М., Воробьева Е.В., Ермаков П.Н. Обзор современных исследований психогенетических факторов агрессивного поведения //Российский психологический журнал. -2014. - Том 11.- С. 91-103.

2. Кудрявцева Н.Н. Агрессия: от концепции К. Лоранца к современным представлениям // Природа. - 2008. - № 9. - С. 60-63.

3. Михайлова Т.И. Психогенетические предпосылки агрессивности //Вестник СумДУ. Серия «Медицина». - 2012. - № 1.

4. Павленко В.Б., Калашник О.А. Нейроэтология и нейрофизиологические корреляты агрессивности //Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. -2005. - Т.18(57), №2. - С. 88-96

5. Шабалин О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - № 2 (33). - С. 33-35.

6. Kulikov A.V., Osipova D.V., Naumenko V.S. A pharmacological evidence of positive association between mouse intermale aggression and brain serotonin metabolism //Behav. Brain Res. - 2012. - V.233, N1. - P. 113-119.

7. Vetulani J. Neurochemistry of impulsiveness and aggression // Psychiatria Polska. - 2013. - V. XLVII, N1. - P. 103-113.

8. Yeh M.T., Coccaro K., Jacobson C. Multivariate behavior genetic analyses of aggressive behavior subtypes //Behav. Genet. - 2010. - V. 40. - Р. 603-617.

9. Халимова Ф.Т., Шукуров Ф.А., Арабзода С.Н. Формы, уровни и профиль агрессии у студентов в сравнении с их успеваемостью //Вестник Академии медицинских наук Таджикистана. 2020. Т. 10. № 2 (34). С. 182-187.

10. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Сравнительная характеристика различных форм агрессии с тревожностью, корреляционными ритмограммами и функциональным состоянием организма //Вестник Академии медицинских наук Таджикистана. 2020. Т. 10. № 2 (34). С. 196-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.