Научная статья на тему 'ФОРМЫ, УРОВНИ И ПРОФИЛЬ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ В СРАВНЕНИИ С ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ'

ФОРМЫ, УРОВНИ И ПРОФИЛЬ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ В СРАВНЕНИИ С ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
717
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ АГРЕССИИ / ПРОФИЛЬ АГРЕССИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / САМОАГРЕССИЯ / ПРЕДМЕТНАЯ АГРЕССИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / FORMS OF AGGRESSION / PROFILE OF AGGRESSION / PHYSICAL AGGRESSION / VERBAL AGGRESSION / SELF-AGGRESSION / SUBJECT AGGRESSION / EMOTIONAL AGGRESSION / ACADEMIC PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халимова Ф.Т., Шукуров Ф.А., Арабзода С.Н.

Цель исследования. Изучить распространенность форм, уровня и профиля агрессии у студентов (юношей и девушек) в процессе обучения с последующим сравнением полученных результатов с их успеваемостью. Материал и методы. В исследовании принимали участие 819 студентов второго курса медицинского университета (483 юношей и 336 девушек). Формы агрессии: вербальная (ВА), физическая (ФА), предметная (ПА), эмоциональная (ЭА) и самоа-грессия (СА) - изучали с использованием тестаЛ.Г. Почебут. Результаты. У1/3 обследованных студентов отмечается нежелательная форма агрессии для будущих врачей - это физическая (20,1%) и предметная (9,4%). Установлено, что у юношей отмечается физическая агрессия (27,7%), вербальная агрессия (29,2%) и самоагрессия (31,1%). Среди девушек более характерной является самоагрессия (48%). Физическая агрессия среди юношей проявляется в 4,3 раза, а вербальная в 1,5 раза чаще, чем среди девушек. При сравнительном анализе форм агрессии с успеваемостью установлено, что для плохо успевающих студентов характерно яркое проявление всех форм агрессии с наиболее выраженной вербальной (64%) и предметной (67%). Для средне успевающих студентов наиболее характерными являются физическая (32%) и эмоциональная (33%). Для хорошо успевающих студентов наиболее характерной является самоагрессия (21%), наименее характерной - предметная (8%). Заключение. Распространенность каждой формы агрессии среди плохо, средне и хорошо успевающих студентов показывает, что для плохо успевающих студентов характерно яркое проявление всех форм агрессии с наиболее выраженными вербальной (64%) и предметной (67%). Для средне успевающих студентов наиболее характерными являются физическая агрессия (32%) и эмоциональная (33%). Для хорошо успевающих студентов наиболее характерна самоагрессия (21%), менее характерна - предметная агрессия (8%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Халимова Ф.Т., Шукуров Ф.А., Арабзода С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS FORMS, LEVELS AND PROFILE OF AGGRESSION IN COMPARISON WITH THEIR ACHIEVEMENT

Aim. To study the prevalence of forms, levels and profiles of aggression among students (boys and girls) in the learning process, followed by a comparison of the results with their performance. Material and Methods. The study involved 819 second-year students at the Medical University (483 boys and 336 girls). The forms of aggression: verbal (VA), physical (FA), subject (PA), emotional (EA) and self-aggression (SA) were studied using the of L.G. Pochebut Results. 1/3 of the examined students have an undesirable form of aggression for future doctors - this is physical (20,1%) and subject (9,4%). It was established that among young men physical aggression (27,7%), web aggression (29,2%) and self-aggression (31,1%) are noted. Among girls, self-aggression is more characteristic (48%). Physical aggression among boys appears 4,3 times, and verbal 1.5 times more often than among girls. A comparative analysis of forms of aggression with academic performance showed that poorly performing students are characterized by a vivid manifestation of all forms of aggression with the most pronounced verbal (64%) and objective (67%). For middle-performing students, the most characteristic is physical (32%) and emotional (33%). For well-performing students, the most characteristic is self-aggression (21%) and the least characteristic is subjective (8%). Conclusion. The prevalence of each form of aggression among poorly, moderately, and well-performing students shows that poorly-performing students are characterized by a vivid manifestation of all forms of aggression with the most pronounced verbal (64%) and objective (67%). For middle-performing students, the most characteristic is physical aggression (32%) and emotional aggression (33%). For well-performing students, the most characteristic is self-aggression and the less characteristic is subject aggression (8%).

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ, УРОВНИ И ПРОФИЛЬ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ В СРАВНЕНИИ С ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ»

УДК 612.821.34; 612.825.8;816-053.81 doi: 10.31712/2221-7355-2020-10-2-182-187

ФОРМЫ, УРОВНИ И ПРОФИЛЬ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ В СРАВНЕНИИ С ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

ХАЛИМОВА Ф.Т., ШУКУРОВ Ф.А., АРАБЗОДА С.Н.

Кафедра нормальной физиологии ГОУ ТГМУ им. Абуали ибн Сино

Цель исследования. Изучить распространенность форм, уровня и профиля агрессии у студентов (юношей и девушек) в процессе обучения с последующим сравнением полученных результатов с их успеваемостью. Материал и методы. В исследовании принимали участие 819 студентов второго курса медицинского университета (483 юношей и 336 девушек). Формы агрессии: вербальная (ВА), физическая (ФА), предметная (ПА), эмоциональная (ЭА) и самоагрессия (СА) - изучали с использованием тестаЛ.Г. Почебут.

Результаты. У1/3 обследованных студентов отмечается нежелательная форма агрессии для будущих врачей - это физическая (20,1%) и предметная (9,4%). Установлено, что у юношей отмечается физическая агрессия (27,7%), вербальная агрессия (29,2%) и самоагрессия (31,1%). Среди девушек более характерной является самоагрессия (48%). Физическая агрессия среди юношей проявляется в 4,3 раза, а вербальная в 1,5 раза чаще, чем среди девушек. При сравнительном анализе форм агрессии с успеваемостью установлено, что для плохо успевающих студентов характерно яркое проявление всех форм агрессии с наиболее выраженной вербальной (64%) и предметной (67%). Для средне успевающих студентов наиболее характерными являются физическая (32%) и эмоциональная (33%). Для хорошо успевающих студентов наиболее характерной является самоагрессия (21%), наименее характерной - предметная (8%). Заключение. Распространенность каждой формы агрессии среди плохо, средне и хорошо успевающих студентов показывает, что для плохо успевающих студентов характерно яркое проявление всех форм агрессии с наиболее выраженными вербальной (64%) и предметной (67%). Для средне успевающих студентов наиболее характерными являются физическая агрессия (32%) и эмоциональная (33%). Для хорошо успевающих студентов наиболее характерна самоагрессия (21%), менее характерна - предметная агрессия (8%).

Ключевые слова: формы агрессии, профиль агрессии, физическая агрессия, вербальная агрессия, самоагрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, успеваемость

STUDENTS FORMS, LEVELS AND PROFILE OF AGGRESSION IN COMPARISON WITH THEIR ACHIEVEMENT

KHALIMOVA F.T., SHUKUROV F.A., ARABZODA S.N.

Department of Normal Physiology of the State Education Establishment «Avicenna Tajik State Medical University»

Aim. To study the prevalence of forms, levels and profiles of aggression among students (boys and girls) in the learning process, followed by a comparison of the results with their performance.

Material and Methods. The study involved 819 second-year students at the Medical University (483 boys and 336 girls). The forms of aggression: verbal (VA), physical (FA), subject (PA), emotional (EA) and self-aggression (SA) were studied using the of L.G. Pochebut Results. 1/3 of the examined students have an undesirable form of aggression for future doctors - this is physical (20,1%) and subject (9,4%). It was established that among young men physical aggression (27,7%), web aggression (29,2%) and self-aggression (31,1%) are noted. Among girls, self-aggression is more characteristic (48%). Physical aggression among boys appears 4,3 times, and verbal 1.5 times more often than among girls. A comparative analysis of forms of aggression with academic performance showed that poorly performing students are characterized by a vivid manifestation of all forms of aggression with the most pronounced verbal (64%) and objective (67%). For middle-performing students, the most characteristic is physical (32%) and emotional (33%). For well-performing students, the most characteristic is self-aggression (21%) and the least characteristic is subjective (8%). Conclusion. The prevalence of each form of aggression among poorly, moderately, and well-performing students shows that poorly-performing students are characterized by a vivid manifestation of all forms of aggression with the most pronounced verbal (64%) and objective (67%). For middle-performing students, the most characteristic is physical aggression (32%) and emotional aggression (33%). For well-performing students, the most characteristic is self-aggression and the less characteristic is subject aggression (8%). Key words: forms of aggression, profile of aggression, physical aggression, verbal aggression, self-aggression, subject aggression, emotional aggression, academic performance.

Актуальность

Агрессивность может стать причиной разных форм насилия, частота которых в современном мире не снижается. Пресечение одним индивидуумом целенаправленного поведения другого может оказаться детонатором агрессии [1]. В профилактике конфликтов большую роль играет степень (уровень) агрессивности. Резкий всплеск преступности, терроризма, межэтнических вооруженных конфликтов в последние десятилетия дали новый толчок к изучению природы агрессивности у человека. С другой стороны, отмечается, что агрессия может быть направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда [6]. Одной из причин агрессии может быть диссоциация между желаемым и действительностью, что может оказаться стимулом к обучению для студентов с высоким уровнем общих способностей, а для студентов с низким уровнем способностей это может стать источником психоэмоционального напряжения, снижения мотивации к обучению и проявлению агрессивности. В процессе адаптации к условиям обучения у студентов могут возникать фрустрирующие ситуации, когда они испытывают затруднения в удовлетворении жизненно важных биологических или, чаще всего, - психосоциальных потребностей [5]. Известно, что агрессия не всегда проявляется внешне, так как агрессивные импульсы могут подавляться волевым усилием, что часто приводит к развитию психосоматических заболеваний, или трансформироваться посредством механизмов психологической защиты, сублимироваться в творческую и спортивную деятельность [2]. Большинство авторов признают, что всем людям, которые стремятся добиться каких-то своих целей, необходима агрессивность. Агрессивные действия могут быть направлены на достижение значимой цели или психической разрядки, на удовлетворение или замещение блокированной потребности, на переключение деятельности [4]. Актуальность изучения этого вопроса заключается в том, что агрессивность, являясь одним из свойств личности, обусловливает

асоциальное и криминальное поведение [3]. Однако, до настоящего времени нет критерия, по которому можно сказать, в каком случае агрессия считается позитивной, а в каком она уже деструктивна. Задача заключается в том, чтобы определить, когда агрессия является стимулом для достижения цели и в какой момент она может оказаться деструктивной.

Цель исследования

Изучение форм, уровней и профиля агрессии у студентов в процессе их обучения в сравнении с их успеваемостью.

Материал и методы исследования

Нами было обследованы 819 студентов второго курса медицинского университета (483 юноши и 336 девушек) с использованием теста Л.Г. Почебут. По данному тесту можно определить следующие формы агрессии: вербальная (ВА), физическая (ФА), предметная (ПА), эмоциональная (ЭА) и самоагрессия (СА). Для определения степени (уровня) агрессии мы суммировали баллы по всем формам. По степени выраженности всех форм агрессии мы выделили четыре степени: I степень - это нормальная агрессия до 10 баллов, II ст. -умеренная агрессия от 11 до 15 баллов, III ст. - повышенная агрессия - от 16 до 20 баллов и IV ст. - высокая степень агрессии - более 20 баллов. В профиле агрессии учитывали те формы, которые были 3 балла и более: 0 вершин, то есть все формы агрессии не превышали двух баллов; одновершинный - одна из форм агрессии была три балла и более; двухвершинный - две формы агрессии были три балла и более; трехвершинный - три формы агрессии были три балла и более; четыре-хвершинный - четыре формы агрессии были три балла и более; пятивершинный - все пять форм агрессии были три балла и более. Далее мы проводили сравнительную характеристику форм и уровней агрессии с успеваемостью студентов: плохо успевающие (ПУ), средне успевающие (СУ) и хорошо успевающие (ХУ).

Результаты и их обсуждение

Результаты анализа форм агрессии отражены в таблице 1

Таблица 1

Распространенность форм агрессии среди юношей и девушек

Формы агрессии Общее количество Ю Д

п % п % п %

ВА 233 28,4 141 60,5 92 39,5

ФА 165 20,2 134 81,2 31 18,8

ПА 77 9,4 40 52 37 48

ЭА 33 4 18 54,5 15 45,5

СА 311 38 150 48,2 161 51,8

Из таблицы видно, что среди форм агрессии у студентов медицинского университета превалирует СА (38%), на втором месте - ВА (28,4%). Неблагоприятным фактором для будущих врачей является тот факт, что у каждого пятого из обследованных отмечается ФА и у каждого десятого - ПА. Таким образом, у 1/3 обследованных студентов медицинского университета отмечается нежелательная форма агрессии для будущих врачей - это ФА (20,2%) и ПА (9,4%). Сравнительный анализ форм агрессии у юношей и девушек показывает, что значительная разница между юношами и девушками отмечается в проявлении ФА (81,2% среди юношей против 18,8% среди девушек) и ВА (60,5% среди юношей против 39,5% среди девушек). Менее выраженная, но достоверная разница отмечается в проявлении ЭА (54,5% среди юношей против 45,5%

Таким образом, сравнительная характеристика форм агрессии с успеваемостью показывает, что для хорошо успевающих студентов наиболее характерной является самоагрессия, то есть они оказываются беззащитными в агрес-

Среди студентов с ВА наибольшее количество ПУ (64%) и поровну, СУ и ХУ (по 18%). Среди студентов с ФА наибольшее количество ПУ (50%) и СУ (32%) и наименьшее - ХУ (18%). Среди студентов с ПА наибольшее количество ПУ (67%) и СУ (25%), а наименьшее - ХУ (8%). Среди студентов

среди девушек). Небольшая разница отмечается в проявлении ПА (52% среди юношей, против 48% среди девушек) и СА (48,2% среди юношей против 51,8% среди девушек). Таким образом, физическая агрессия среди юношей проявляется в 4,3 раза, а ВА в 1,5 раза чаще, чем среди девушек. ПА и ЭА незначительно превалируют среди юношей, а самоагрессия незначительно превалирует среди девушек. Результаты сравнительной характеристики успеваемости по формам агрессии отражены в таблице 2. Из таблицы видно, что среди ПУ студентов характерной является СА (35,4%), менее выражена для них ПА (12,5%). Для СУ студентов характерной является СА (48,6%) и менее выражены у них ЭА (3,4%) и ПА (6,8%). Для ХУ студентов характерной является СА (62,1%), в наименьшей степени проявляется у них ПА (20,4%) и ФА (28,8%).

Таблица 2

сивной среде, у них отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты.

Анализ успеваемости студентов при каждой форме агрессии позволил выявить ряд особенностей (табл. 3).

Таблица 3

с ЭА наибольшее количество ПУ (50%) и СУ (33%), а наименьшее - ХУ (17%). Среди студентов с СА наибольшее количество ПУ (53%) и СУ (26%) и наименьшее - ХУ (21%). Таким образом, для ПУ студентов характерно яркое проявление всех форм агрессии с наиболее выраженной ВА (64%) и ПА (67%).

Характеристика успеваемости студентов по формам агрессии

Формы агрессии ПУ СУ ХУ

ПА 12,5% 6,8% 20,4%

СА 35,4% 48,6% 62,1%

ВА 18,7% 25,3% 47,4%

ФА 14,6% 15,7% 28,8%

ЭА 18,7 3,4% 41%

Характеристика успеваемости при каждой форме агрессии

Вид агрессии Общее количество ПУ СУ ХУ

ВА 233 64% 18% 18%

ФА 165 50% 32% 18%

ПА 77 67% 25% 8%

ЭА 33 50% 33% 17%

СА 311 53% 26% 21%

Для СУ студентов наиболее характерными являются ФА (32%) и ЭА (33%). Среди ХУ студентов чаще встречается СА (21%) и реже - ПА (8%).

Лишь у каждого восьмого из обследованных отмечается нормальная агрессия, которая способствует достижению поставленной цели. У 60,7% с повышенной (39,8%) и высокой (20,9%) степенями агрессии отмечаются затруднения в достижении своих поставленных целей. Особого внимания заслуживает каждый пятый из обследованных (20,9%), у которых от-

Из таблицы видно, что у обследованных с нормальной агрессией отсутствуют лица с четырех- и пятивершинным профилями, незначительное количество (4%) с трехвер-шинным профилем. Одинаковое количество обследованных с одно- и двухвершинным профилями (по 40%) и у каждого шестого (16%) - нулевой профиль, то есть у них все формы агрессии оценены в два балла и менее. У обследованных с умеренной степенью агрессии отсутствуют лица с нулевым профилем и незначительно количество лиц с одно- и четырехвершинным профилями (соответственно 1,9% и 3,7%). У каждого второго обследованного (53,7%) отмечается двухвершинный профиль. Достаточно

Результаты степени агрессии отражены в таблице 4. Из таблицы видно, что наибольшее количество обследованных были с повышенной степенью агрессии (39,8%).

Таблица 4

мечается высокая степень агрессии - эти студенты могут создавать всевозможные конфликтные ситуации. Они нуждаются в профилактических мероприятиях по снижению степени агрессии, тем самым уменьшится вероятность формирования конфликтных ситуаций. Результаты профиля форм агрессии в завимости от ее степени отражены в таблице 5.

Таблица 5

большое количество обследованных (40,7%) имеют трехвершинный профиль, то есть в их профиле отмечается три формы агрессии с 3 баллами и более. У обследованных с повышенной степенью агрессии отсутствуют лица с нулевым и одновершинным профилями. Большое количество лиц (61,2%) с четырех- (55%) и пяти- (6,2%) вершинными профилями, то есть в их профиле 4 или 5 форм агрессии с 3 баллами и более. Незначительное количество обследованных с повышенной степенью агрессии (8,8%) имеют двухвершинный профиль и каждый третий -трехвершинный профиль. У обследованных с высокой степенью агрессии отсутствуют лица с нулевым, одно- и двухвершинным

Степень агрессии у студентов в процессе обучения

Степень агрессии Баллы N %

I 1-10 25 12,3

II 11-15 54 26,9

III 16-20 80 39,8

IV 21 и более 42 20,9

Сравнительная характеристика степени и профиля агрессии

Кол-во вершин I (25) II (54) III (80) IV (42)

0 4 (16% - - -

1 10 (40% 1 (1,9% - -

2 10 (40% 29 (53,7) 7 (8,8% -

3 1 (4%) 22 (40,7% 24 (30% 1 (2,4%

4 - 2 (3,7%) 44 (55% 14 (33,3%

5 - - 5 (6,2% 27 (64,3%

профилями. Практически отсутствуют лица с трехвершинным профилем (2,4%). У 2/3 обследованных отмечается пятивершинный профиль, то есть у них все пять форм агрессии имеют три балла и более, а у 1/3 обследованных - четырехвершинный профиль.

Заключение

У 1/3 обследованных студентов медицинского университета отмечается нежелательная форма агрессии для будущих врачей - это физическая (20,1%) и предметная агрессия (9,4%). Установлено, что среди юношей наиболее характерными формами агресси являются физическая (27,7%), вербальная (29,2%) и самоагрессия (31,1%). Каждая третья (27,4%) из обследованных девушек имеет вербальную агрессию. Однако для девушек более характерной является самоагрессия (48%).

Сравнительный анализ каждой формы агрессии среди юношей и девушек показывает, что физическая агрессия среди юношей проявляется в 4,3 раза чаще, чем среди девушек, а вербальная агрессия - в 1,5 раза чаще среди юношей. ПА и ЭА также незначительно превалируют среди юношей и лишь самоагрессия незначительно выше среди девушек.

Анализ распространенности каждой формы агрессии среди плохо, средне и хорошо успевающих студентов показывает, что для плохо успевающих студентов характерно яркое проявление всех форм агрессии с наиболее выраженной вербальной (64%) и предметной (67%). Для средне успевающих студентов наиболее характерными являются физическая (32%) и эмоциональная (33%) агрессия. Для хорошо успевающих студен-

ЛИТЕРАТУРА

1. Агрессия; перевод с англ. С.Меленевской, Д.Викторова, С.Шпака.- СПб.: Питер, 2014.- 411с.

2. Ковш Е.М., Воробьева Е.В., Ермаков П.Н. Обзор современных исследований психогенетических факторов агрессивного поведения // Российский психологический журнал.- 2014.- Т. 11.- С. 91-103.

3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь.- СПб.: ПраймЕврознак, 2006.- 672 с

4. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.- 1996.- № 5.

5. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса.- М.: Медицина, 1981.- 229 с.

6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктив-ности; пер.с нем.- М.: АСТ, 2006.- 640 с.

тов наиболее характерной является самоагрессия, менее характерной - предметная агрессия (8%).

У каждого восьмого из обследованных отмечается нормальная агрессия, которая способствует достижению поставленной цели. У 60,7% с повышенной и высокой степенями агрессии отмечаются затруднения в достижении своих поставленных целей. Особого внимания заслуживает каждый пятый из обследованных (20,9%) с высокой степенью агрессии - эти студенты могут создавать всевозможные конфликтные ситуации. Они нуждаются в профилактических мероприятиях по снижению степени агрессии с целью снижения вероятности формирования конфликтных ситуаций.

Отмечается зависимость профиля агрессии от степени ее выраженности: при нормальной агрессии отсутствуют лица с четырех- и пятивершинным профилями, наибольшее количество обследованных - с одно- и двухвершинным профилями; при умеренной агрессии отсутствуют лица с нулевым профилем, незначительное количество - одно- и четырехвершинных профилей, наибольшее количество - двух- (53,7%) и трех-(40,7%) вершинных профилей; при повышенной агрессии наибольшее количество лиц с трех- (30%) и четырех- (55%) вершинными профилями, отсутствуют лица с нулевым и одновершинным. Почти все обследованные (97,6%) с высокой степенью агрессии имеют четырех- и пятивершинный профили.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

REFERENCES

1. Melenevska S., Viktorov D., Shpak S. Agressiya [Aggression]. St. Petersburg, Piter Publ., 2014; 411.

2. Kovsh E. M., Vorobeva E. V., Ermakov P. N. Obzor sovremennykh issledovaniy psikhogeneticheskikh faktorov agressivnogo povedeniya [Review of modern studies of psy-chogenetic factors of aggressive behavior]. Rossiyskiy Psikholog-icheskiy Zhurnal. [Russian Psychological Journal]. 2014; 11: 91-103.

3. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. Bolshoy psikhologicheskiy slovar [Big psychological dictionary]. St. Petersburg, PraymEvroznak Publ., 2006; 672.

4. Rean A. A. Agressiya i agressivnost lichnosti [Aggression and aggressiveness of personality]. Psikhologicheskiy Zhurnal. [Psychological Journal]. 1996; 5.

5. Sudakov K. V. Sistemnye mekhanizmy emotsionalnogo stressa [Systemic mechanisms of emotional stress]. Moscow, Meditsina Publ., 1981; 229.

6. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoy destruktiv-nosti [Anatomy of human destructiveness]. Moscow, AST Publ., 2006; 640.

Сведения об авторах: Халимова Фариза Турсунбаевна - зав. кафедрой нормальной физиологии ТГМУ им. Абу-али ибн Сино, д.м.н.; е-таИ: khalimovafariza@ gmail.com

Шукуров Фируз Абдуфаттоевич - профессор кафедры нормальной физиологии ТГМУ им. Абуали ибн Сино, д.м.н.; е-mail: fshukurov@ yandex.ru

Арабзода Сарвиноз Нозировна - соискатель кафедры нормальной физиологии ТГМУ им. Абуали ибн Сино; е-mail: arabzoda1976@gmail. сот

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about authors: Shukurov Firuz Abdufattoevich - Professor at the Department of Normal Physiology of the Avicenna Tajik State Medical University, Doctor of Medical Sciences; e-mail: fshukurov@yandex.ru Khalimova Fariza Tursunbaevna - Head of the Department of Normal Physiology of the Avicenna Tajik State Medical University, Doctor of Medical Sciences; e-mail: khalimovafariza@gmail.com Arabzoda Sarvinoz Nozirovna - Applicant at the Department of Normal Physiology of the Avicenna Tajik State Medical University; e-mail: arabzo-da1976@gmail.com

ШАКЛ, ДАРАЧД ВА НАМУДХфИ ХАШМГИНИИ ДОНИШ^УЁН ДАР МУКОИСА БО ИШТИРОКИ ФАЪОЛИ ОЩО

ШАЛИМОВА Ф.Т., ШУКУРОВ Ф.А., АРАБЗОДА С.Н.

Кафедраи физиологияи мукаррарии МТД «Донишгоди давлатии тиббии Точ,икистон ба номи Абуалй ибни Сино»

Мацсади тадцщот. Омузиши пахншавии шакл, дараца ва намудхои хашмгинй дар байни донишцуён (писарон ва духтарон) дар цараёни таълим ва муцоисаи баъдинаи натицахои бадастомада бо иштироки фаъоли ощо.

Мавод ва усулцо. Дар тахцицот 819 донишцуи соли дуввуми тахсили донишгохи тиббй (483 писар ва 336 духтар) иштирок карданд. Шаклхои хашмгинй: шифохй (ШИ), цисмонй ЧИ), объективй (ОИ), эх-сосй (ЭИ) ва хашмгинии мустацилона (ХМ) бо истифода аз тестиЛ.Г. Почебут мавриди омузиш царор гирифт.

Натицщо. Аз се як хиссаи донишцуёни ташхисшуда шакли номатлуби хашмгиниро барои духтурони оянда доранд, аз цумла физикй (20,1%) ва фаннй (9,4%). Муайян карда шуд, ки цавонони дорои хашмгинии цисмонй (27,7%), хашмгинии садой (29,2%) ва хашмгинии мустацилона (31,1%) мебошанд. Хашмгинии мустацилона дар байни духтарон бештар маъмул аст (48%). Хашмгинии цисмонй дар байни писарон 4,3 маротиба, ва шифохй -1,5 маротиба назар ба духтарон дида мешавад. Тахлили муцоисавии шаклхои хашмгинй бо иштироки фаъоли ощо нишон дод, ки донишцуёни бадхон бо зухуроти равшани хама шаклхои хашмгинй бо шифохй, ки аз хама маълумтар аст (64%) ва мавзуй (67%) зухур меёбанд. Барои донишцуёни миёна аз хама хусусиятхои физикй (32%) ва эхсосотй (33%) мебошанд. Барои донишцуёни муваффац хашмгинии мустацил хос аст (21%),нисбатан зухурнок мавзуй (8%) мебошад.

Хулоса. Пахншавии хар як шакли хашмгинй дар байни донишцуёни суст, миёна ва хуб нишон медщад, ки донишцуёни бесавод бо зухуроти равшани хама шаклхои тацовуз бо шифохии намоён (64%) ва мавзуй (67%) тавсиф мешаванд. Барои донишцуёни миёна бештар ин хашмгинии цисмонй (32%) ва эхсосй (33%) мебошад. Барои донишцуёни муавафац хашмгинии мустацилона бештар хос мебошад (21%), хашмгинии субъективй камтар аст (8%).

Калимщои асосй: шаклхои хашмгинй, намудхои хашмгинй, хашмгинии цисмонй, хашмгинии шифохй, хашмгинии мустацилона, хашмгинии объективй, хашмгинии эхсосотй, хашмгинии таълимй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.