Научная статья на тему 'Сравнительный анализ особенностей проявления агрессивного поведения школьников 7-го и 11-го классов'

Сравнительный анализ особенностей проявления агрессивного поведения школьников 7-го и 11-го классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / SEXUAL CHARACTERISTICS / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / PHYSICAL AGGRESSION / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / VERBAL AGGRESSION / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Любовь Петровна

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивного поведения девочек и мальчиков 7-го и 11-го классов. Исследование выявило, что представители обоих полов юношеского возраста склонны к агрессивности, при этом девушки демонстрируют наибольшую враждебность. Сравнительный анализ показал, что старшеклассницы демонстрируют наибольшую склонность к физической агрессии, чем девочки-подростки. Юноши демонстрируют более высокую склонность к вербальной агрессии, выражающуюся в различных высказываниях, чем мальчики-подростки.This article discusses the features of aggressive behavior in girls and boys 7 and 11-th classes. The study revealed that both genders adolescence are prone to aggression, while girls demonstrate the greatest hostility. The comparative analysis showed that female coeds show the greatest tendency to physical aggression than teen girls. Males show a higher propensity for verbal aggression manifested in various statements than boys.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ особенностей проявления агрессивного поведения школьников 7-го и 11-го классов»

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.25586/RNU.HET.17.12.P.55 УДК 159.96

Л. П. Николаева,

Российский новый университет

Сравнительный анализ особенностей проявления агрессивного поведения школьников 7-го и 11-го классов

Проблема агрессивного поведения подрастающего поколения становится особенно острой в современном обществе. Безнаказанность, вседозволенность в крайних точках их проявления в воспитании детей в современных семьях порождает достаточно высокий уровень агрессии в поведении подрастающего поколения [2].

Темп жизни ускоряется, а люди, стараясь поддержать заданный темп, психологически не выдерживают, становятся более возбудимыми, вспыльчивыми, агрессивными, нездоровыми [7].

В настоящее время участились случаи проявления жестокости и агрессии в обществе. Крайне жестокие поступки, подчас и немотивированные, все чаще совершаются не только в отношении сверстников и других членов общества, но и животных [4].

Проблема агрессивного поведения молодых людей достаточно исследована. Существует немало научных работ, посвященных агрессии не только в зарубежной психологии (Э. Фромм, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Г. Паренс, З. Фрейд, А. А. Реан,) но и в отечественной (Т. Г. Румянцева, Ю. М Можгинский, Ю. М Ан-тонян, В.В Гульдан и др.). В основном эти исследования посвящены анализу особенностей агрессивности у подростков и лиц зрелого возраста.

Проблема агрессивного поведения учащихся старших классов остается недостаточно изучен© Николаева Л. П., 2017

Российский новый университет

ной. По мнению большинства исследователей, данный возрастной период считается относительно спокойным в психо-физиологи-ческом развитии. При этом именно в этот период происходит завершение первичной социализации и формирование мировоззрения у лиц юношеского возраста, поэтому важно знать, как осуществляется формирование новообразований данного возраста и с каким «багажом» старшеклассник отправится во взрослую жизнь [1].

В настоящее время все чаще и чаще в средствах массовой информации появляются шокирую-

щие людей сообщения о проявлениях агрессивного поведения молодежи, выражающихся в жестоких поступках молодых людей независимо от пола. Например, девушки, что традиционно не свойственно им, предпочитают выражать свою агрессию, используя физическую силу, навыки борьбы, так как среди них распространены занятия различными видами единоборств. При этом акты агрессии среди молодых людей проявляются в высшей ее степени проявления, когда, например, совершаются избиения одного человека группой, а сцены насилия выкладываются в социаль-

НИКОЛАЕВА ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда факультета психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психофизиология функциональных состояний обучающихся с использованием электрофизиологических приборов (кардиокод, полиграф). Автор более 80 опубликованных научных работ

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивного поведения девочек и мальчиков 7-го и 11-го классов. Исследование выявило, что представители обоих полов юношеского возраста склонны к агрессивности, при этом девушки демонстрируют наибольшую враждебность. Сравнительный анализ показал, что старшеклассницы демонстрируют наибольшую склонность к физической агрессии, чем девочки-подростки. Юноши демонстрируют более высокую склонность к вербальной агрессии, выражающуюся в различных высказываниях, чем мальчики-подростки.

Ключевые слова: агрессивное поведение, половые особенности, физическая агрессия, вербальная агрессия, сравнительный анализ.

This article discusses the features of aggressive behavior in girls and boys 7 and 11-th classes. The study revealed that both genders adolescence are prone to aggression, while girls demonstrate the greatest hostility. The comparative analysis showed that female coeds show the greatest tendency to physical aggression than teen girls. Males show a higher propensity for verbal aggression manifested in various statements than boys.

Key words: aggressive behavior, sexual characteristics, physical aggression, verbal aggression, comparative analysis.

ных сетях. Частые проявления агрессивного поведения среди молодежи в современном обществе становятся нормой поведения, что не соответствует устоявшимся нормам социального общежития [2, 8].

Таким образом, проблема агрессивного поведения молодежи, несмотря на ее исследованность достаточно многими учеными, не теряет своей актуальности.

В связи с этим нами было разработано и проведено пилотажное исследование, целью которого являлось выявление особенностей выраженности проявления агрессивного поведения среди девочек и мальчиков 7-х и 11-х классов общеобразовательной школы с использованием стандартного психодиагностического инструментария.

В исследовании приняли участие 14 учащихся (7 юношей и 7 девушек) 11-го «А» класса, а также 14 учащих 7-го «Г» класса, в том числе 7 мальчиков и 7 девочек.

Наше исследование было проведено на базе московской гимназии № 1505 (школьное отделение). Школа реализует программы среднего общего образования.

На начальном этапе исследования была проведена беседа с испытуемыми с целью уточнения понимания ими, что такое агрессия, выяснения их отношения к прояв-

лениям агрессии в обществе, определения того, считают ли они себя и своих одноклассников агрессивными.

Полученные результаты беседы показали, что 56 % опрошенных мальчиков-подростков считают, что проявления агрессии им не чужды. Среди девочек подобного мнения придерживались 14 %. У старшеклассников результаты были иными. Только 14 % юношей высказались о своей агрессивности, а девушки о себе умолчали.

Дальнейшее исследование подтвердило результаты беседы с учащимися 7-го «Г» класса. А вот результат, полученный в 11-м «А» классе, был отличен от итогов беседы.

Анализ результатов с использованием методик Басса - Дарки и Л. Г. Почебут показал, что среди старшеклассников у девушек преобладает вербальная агрессия (71 %), а у юношей - физическая агрессия (72 %) (см. табл. 1).

Как мы видим, показатели вербальной агрессии, раздражения и подозрительности у девушек выше, чем у юношей. Остальные показатели, безусловно, выше у юношей. Полученные нами данные подтверждаются результатами других исследований [5].

Анализ результатов исследования по методике Кука - Медлей пока-

зал, что у девушек и юношей старшеклассников высокий показатель не был выявлен ни по одной из трех шкал. Однако у девушек наблюдается тенденция к высокому уровню по шкале цинизма (72 %), агрессивности (71 %), враждебности (29 %), тогда как у юношей отмечается тенденция к высокому уровню только по шкале цинизма (100 %) (см. рис. 1).

Таким образом, у юношей-старшеклассников отмечаются более высокие значения по шкале цинизма, чем у девушек. При этом девушки демонстрируют наибольшую агрессивность и враждебность, что идет вразрез с принятыми представлениями об агрессивности мужского пола [2, 5].

Сравнительный анализ средних значений различных форм агрессивности и враждебности у юношей и девушек демонстрирует небольшую разницу показателей. Но все же удивляет столь выраженная агрессивность и враждебность у представительниц женского пола.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в современном обществе девушки проявляют более выраженную агрессивность, что, по-видимому, определяется эмансипацией, сменой социальных ролей и, как следствие, находит отражение в воспитании мальчиков и девочек в современных семьях.

В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается прежде всего как обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде и прежде всего - в семье.

Человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности формируются как социально полезные, так и социально вредные черты [6].

Подросток ждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть опре-

Таблица 1

Распределение проявления агрессии у девушек и юношей старшеклассников (в %)

№№ п/п Формы агрессии Старшеклассники

девушки юноши

1 Вербальная агрессия 71 % 60 %

2 Физическая агрессия 14 % 72 %

3 Предметная агрессия 12 % 0 %

4 Эмоциональная агрессия 12 % 0 %

5 Самоагрессия 12 % 41 %

6 Косвенная агрессия 0 % 12 %

7 Раздражение 29,5 % 0 %

8 Обида 12 % 41 %

9 Подозрительность 59 % 43 %

10 Негативизм 12 % 41 %

11 Чувство вины 12 % 29 %

Шкала враждебности у юношей Шкала враждебности у девушек Шкала агрессивности у юношей Шкала агрессивности у девушек Шкала цинизма у юношей Шкала цинизма у девушек

Высокий показатель

Средний показатель с тенденцией к высокому Средний показатель с тенденцией к низкому Низкий показатель

0

20 40 60 80 100 120

Рис. 1. Показатели уровня враждебности, агрессивности и цинизма у юношей и девушек по методике Кука - Медлей (в процентах)

Таблица 2

Распределение проявления агрессии у девушек и юношей подростков (в%)

№№ Формы агрессии Подростки

п/п девочки мальчики

1 Вербальная агрессия 0 % 29 %

2 Физическая агрессия 14 % 59 %

3 Предметная агрессия 0 % 0 %

4 Эмоциональная агрессия 0 % 0 %

5 Самоагрессия 43 % 72 %

Шкала враждебности у мальчиков Шкала враждебности у девочек Шкала агрессивности у мальчиков Шкала агрессивности у девочек Шкала цинизма у мальчиков Шкала цинизма у девочек

Высокий показатель

Средний показатель с тенденцией к высокому Средний показатель с тенденцией к низкому Низкий показатель

0 20 40 60 80 100 120

Рис. 2. Показатели уровня враждебности, агрессивности и цинизма у девочек и мальчиков подростков по методике Кука - Медлей (в %)

деленную роль не только среди циальной позиции подростка. Он

сверстников, но и среди взрослых. еще ребенок и должен слушаться

Среди взрослых утвердилась пози- взрослых. В результате между взро-

ция, препятствующая развитию со- слыми и подростками растет пси-

хологический барьер, преодолевая который многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения [3].

Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков возникает в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в их поведении.

Известно, что подростковый возраст является нестабильным, критическим возрастом в онтогенезе человека. Мы попытались выяснить, какие виды агрессивного поведения характерны для подростков [5].

Проведем анализ результатов исследования проявления агрессивности у мальчиков и девочек подростков. В исследовании участвовали учащиеся 7-го класса.

Анализ полученных результатов по методике Л. Г. Почебут показал, что у девочек-подростков отмечаются высокие значения по шкале самоагрессии (43 %) и физической агрессии (14 %), тогда как у мальчиков-подростков отмечаются высокие значения по шкалам физической агрессии (59 %), вербальной агрессии (29 %) и самоагрессии (72 %) (см. табл. 2).

Таким образом, мальчики-подростки демонстрирует высокую склонность к физической и вербальной агрессии, а также к самоагрессии. Девочки же склонны в основном к самоагрессии.

Анализ результатов исследования по методике Кука - Медлей показал, что у девочек-подростков отмечается высокий уровень показателя по шкале враждебности (14 %), тогда как у мальчиков-подростков отмечаются высокие показатели по всем трем шкалам (см. рис. 2).

Представители мужского пола демонстрируют высокие показатели по шкале цинизма (52,1 против 40 % у девочек), агрессивности (34,7 против 23,7 %) враждебности (19 против 16,7 %).

В научной литературе отмечается, что наиболее агрессивными яв-

Я тебе задам!

ляются подростки. Проведенный нами сравнительный анализ проявления агрессивности у подростков и старшеклассников выявил, что старшеклассницы демонстрируют большую склонность к физической агрессии, чем девочки-подростки.

Юноши демонстрируют более высокую склонность к вербальной агрессии, выражающуюся в различных высказываниях, чем мальчики подросткового возраста.

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что учащиеся 7-го и 11-го классов независимо от половой принадлежности имеют высокие показатели по шкале цинизма.

В современном обществе молодежь независимо от пола стала более цинична и прагматична. Проявление таких моделей поведения молодых людей может быть обусловлено многими причинами, в том числе и социальными. Так, по

нашему мнению, кардинальные социальные изменения в современном обществе не всегда достаточно правильно оцениваются молодыми людьми. Как следствие, они готовы к резким высказываниям, высмеиваниям тех или иных сторон общественной жизни. При этом в их поведении может появляться и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям.

Некоторые выводы

Наше исследование выполнено на ограниченной выборке старшеклассников и учащихся 7-го класса одной из московских школ. Поэтому его выводы носят постановочный характер, демонстрируя возможности современных методик и выявляемые ими проблемы.

Полученные нами результаты показали, что средние значения показателя агрессивности как

таковой и ее различных форм у представительниц юношеского возраста выше, чем у девочек подросткового возраста. Девушки демонстрируют наибольшую склонность к физической (6,9 против 2,4 % у девочек-подростков) и вербальной (7,1 против 2,3 %) агрессии. Так же высоки значения по шкале цинизма (51,4 против 40 %). Остальные показатели практически идентичны у представительниц юношеского и подросткового возрастов.

Результаты исследования представителей мужского пола более предсказуемы, чем у девушек. Наибольшие значения агрессивности (34,7 против 27,7 % у юношей) и враждебности (19 против 17,4 %) демонстрируют учащиеся подросткового возраста. Также по шкале цинизма подростки набирают высокие баллы (52,1 против 46,9 %). Показатели физической агрессии (4,6 против 2,9 %) и са-

моагрессии (5,1 против 4 %) выделяются на фоне остальных, практически идентичных показателям старшеклассников. Юноши же опережают мальчиков-подростков по вербальной агрессии (8,3 против 3,6 %). Можно предположить, что с возрастом представители мужского пола чаще начинают выражать свою агрессию не при помощи силы, а с использованием вербальных средств.

У девушек индекс враждебности превалирует над показателями, полученными у юношей. Очевидно, высокий уровень враждебности у девушек может является одним из факторов, стимулирующих их агрессивное поведение. При этом высокий уровень враждебности в сочетании с повышенной подозрительностью может сказаться на формировании искаженной картины мира и повлечь разрушение системы взаимоотношений с окружающими. Также являются неоднозначными показанные старшеклассниками высокие значения по шкале цинизма. С одной стороны, возможно, столь высокие показатели данно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го типа поведения демонстрируют пренебрежительное отношение к другим людям, к общепринятым нормам, ценностям. С другой стороны, повышенный уровень этого показателя может выступать как средство адаптации молодых людей в социуме.

Существуют и половые особенности в проявлении агрессивности у старшеклассников. Исследование выявило, что представители обоих полов юношеского возраста склонны к агрессивности, но девушки демонстрируют наибольшую враждебность. Как и предполагалось, для юношей наиболее характерным является проявление физической агрессии, что, возможно, вызвано их социальной ролью. Также мы обнаружили у старшеклассников обоих полов высокий показатель по шкале цинизма, что может являться сигналом о внутренних проблемах учащихся.

Использованный при анализе метод поперечного среза выявил наибольшую агрессивность представительниц женского пола юношеского возраста относительно девочек подросткового возраста.

Старшеклассницы демонстрируют высокие показатели физической и вербальной агрессии, а также цинизма по общему показателю агрессивности. Данный результат ставит под сомнение бытующее представление о наибольшей агрессивности лиц подросткового возраста и требует дальнейшего изучения.

Наше исследование в известной степени подтверждает, что среди заметной части современных подростков и представителей юношества, прежде всего из числа жителей Москвы, а возможно, и других крупных городов, распространены нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. Это одна из наших гипотез, нуждающаяся в подтверждении на основе данных широких эмпирических исследований и полевых наблюдений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурахманов Р. А. Возрастная психология: рабочий учебник для ВУЗов в 4 ч. Ч. 2. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. М.: Современная гуманитарная академия, 1999. 75 с.

2. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336 с.

3. Азарнов Н.Н. Социально-психологический анализ взаимодействия личностей в деятельности // Цивилизация знаний: проблемы и смыслы образования: труды XIV Междунар. науч. конф. / науч. ред. В.А. Зернов. М.: РосНОУ, 2013. С. 157-160.

4. Каширин В.П. Социальная психология: учеб. пособие. М.: РосНОУ, 2015.

5. Копейко Я. Ю. Гендерные аспекты агрессивности: учеб. пособие. СПб.: Алетейя, 2005. 217 с.

6. Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 2014.

7. Николаева Л. П. Здоровье детей - важный фактор обучения и воспитания // Ребенок и север: Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и молодежи в экстремальных условиях среды обитания / ред.-сост. Е. М. Лапицкая. Мурманск, 1999. С. 125-126.

8. Савина В. С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 449 с.

LITERATURA

1. Abdurahmanov R.A. Vozrastnaya psihoLogiya: rabochij uchebnik dLya VUZov v 4 ch. CH. 2. Specifika i usLoviya razvitiya detej v doshkoL'nom i shkoL'nom vozraste. M.: Sovremennaya gumanitarnaya akademiya, 1999. 75 c.

2. Agressiya u detej i podrostkov: ucheb. posobie / pod red. N. M. PLatonovoj. SPb.: Rech', 2006. 336 s.

3. Azarnov N. N. SociaL'no-psihoLogicheskij anaLiz vzaimodejstviya Lichnostej v deyateL'nosti // CiviLizaciya znanij: probLemy i smysLy obrazovaniya: trudy XlV Mezhdunar. nauch. konf. / nauch. red. V. A. Zernov. M.: RosNOU, 2013. S. 157-160.

4. Kashirin V.P. SociaL'naya psihoLogiya: ucheb. posobie. M.: RosNOU, 2015.

5. Kopejko YA. YU. Gendernye aspekty agressivnosti: ucheb. posobie. SPb.: ALetejya, 2005. 217 s.

6. Makarenko A.S. Kniga dLya roditeLej. M., 2014.

7. Nikolaeva L. P. Zdorov'e detej - vazhnyj faktor obucheniya i vospitaniya // Rebenok i sever: ProbLemy i perspektivy formirovaniya zdorov'ya detej i moLodezhi v ehkstremaL'nyh usLoviyah sredy obitaniya / red.-sost. E. M. Lapickaya. Murmansk, 1999. S. 125-126.

8. Savina V.S. Osobennosti agressivnogo povedeniya u detej mLadshego shkoL'nogo vozrasta: ucheb. posobie. SPb.: Rech, 2004. 449 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.