Научная статья на тему 'Психологические особенности агрессивного поведения студентов в гетерогенной и гомогенной по полу группах'

Психологические особенности агрессивного поведения студентов в гетерогенной и гомогенной по полу группах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1073
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОСТИ / FACTORS OF AGGRESSION / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTH AGE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МАЛАЯ ГРУППА / SMALL GROUP / ГЕТЕРОГЕННАЯ ГРУППА / HETEROGENEOUS GROUP / ГОМОГЕННАЯ ГРУППА / HOMOGENEOUS GROUP / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / GENDER PSYCHOLOGY / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGY / УСТАНОВКИ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / PRACTICAL RESEARCH / AGED PSYCHOLOGY / SETTINGS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бендас Татьяна Владимировна, Брусенцева Полина Андреевна

В настоящее время наблюдается постоянное увеличение агрессивных проявлений как на личностном, так и на групповом уровнях. Данная статья посвящена проблеме изучения механизмов возникновения агрессии в зависимости от социальной среды и возрастных особенностей студентов. Исследование проводилось на первокурсниках, для которых смена образа жизни, статуса, окружения, адаптация к новому коллективу и новым жизненным условиям является стрессовой ситуацией. Для них меняется не только социальная ситуация, но и возрастной кризис. Все эти факторы оказывают влияние на способы выражения агрессии. Особое значение придается личности студента психологические особенности юношеского возрастного периода влияют на мотивационную и эмоциональную сферу.Социальная обстановка, общественные нормы регулируют проявления жестокости и могут стать сдерживающим фактором. В некоторых случаях окружение, напротив, провоцирует агрессию. Целью работы является исследование особенностей проявления агрессии студентов в гомогенной (по полу) и гетерогенной учебных группах. Выдвигается гипотеза о том, что уровень выражаемой агрессии в группах с разным составом гетерогенных и гомогенных по полу неодинаков. Для проверки гипотезы было проведено практическое исследование, результаты которого также представлены в настоящей статье. Были использованы следующие методики: шкала враждебности Кука-Медлей, устанавливающая параметры «враждебность», «цинизм», «агрессивность»; анкетирование, выявляющее степень наличия характеристиками «склонность к компромиссам», «потеря самообладания в неприятной ситуации», «толерантность», «любовь к соперничеству», «мстительность», «склонность к ругательствам», «стремление к лидерству», «раздражительность при отсутствии источников стресса», «склонность к насмешкам», «самооценка», «нежелание подчиняться правилам», «восприимчивость к действиям окружающих», «ответственность за свои действия», «упрямство», «стремление к разрушению в состоянии гнева». Обнаружены как прямые так обратные связи многих характеристик с агрессивностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бендас Татьяна Владимировна, Брусенцева Полина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF STUDENTS IN GE-EROGENOUS AND HOMOGENEOUS GROUPS

Nowadays the aggressive features are being increased in personal and group levels. The main idea of this article is to find emergence of aggression, which depends on students' social life and their age. The research was made on the freshmen, that had changed their lifestyles, statuses, relations and for whom the adaptation to new people and new lifestyles is a stressful process. The social situation is not the only one, which is changing, but also an age crisis. All these factors affect to ways of expressing the aggression. The most important thing is the personality of student the psychological features of youth age period influence on the motivation and emotional field. The social life, common laws regulate the emergence of toughness and also can be a restraining factor. In some cases relations can cause aggression. This research is aimed at exploring the emergence of aggression between homogeneous (sex) and heterogeneous educational groups of students. There is a theory that the level of expressed aggression is various in different groupshomogeneous and heterogeneous. In order to verify this theory was made a practical research and it's results are also included in this very article. Cook-Medley Hostility Scale, which sets characteristics of ‘ hostility', ‘obscenity', ‘aggression'; questioning that shows the degree of having such characteristics as ‘to compromise', ‘to meltdown', ‘tolerance', ‘competitiveness', ‘ revengefulness', ‘to use course words', ‘ to have an interest in being a leader', ‘ the irritation without stress sources', ‘ mockery', ‘ selfattitude', ‘ do not want to be followed by rules', ‘ to be sensible towards people's actions', ‘ to be responsible for your actions', ‘ induration', ‘ want to destroy everything while being angry', were used as the main methods of our research. Indirect and also direct characteristics connections were found with aggression.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности агрессивного поведения студентов в гетерогенной и гомогенной по полу группах»

Бендас Татьяна Владимировна, Брусенцева Полина Андреевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО .

УДК 159.9.072.433

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ГЕТЕРОГЕННОЙ И ГОМОГЕННОЙ ПО ПОЛУ ГРУППАХ

© 2017

Бендас Татьяна Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры

«Социальной психологии» Брусенцева Полина Андреевна, студент 4 курса, направление подготовки «Психология» Оренбургский государственный университет (460066, Россия, Оренбург, пр. Победы, 13 e-mail: polina_brusentseva@mail.ru)

Аннотация. В настоящее время наблюдается постоянное увеличение агрессивных проявлений как на личностном, так и на групповом уровнях. Данная статья посвящена проблеме изучения механизмов возникновения агрессии в зависимости от социальной среды и возрастных особенностей студентов. Исследование проводилось на первокурсниках, для которых смена образа жизни, статуса, окружения, адаптация к новому коллективу и новым жизненным условиям является стрессовой ситуацией. Для них меняется не только социальная ситуация, но и возрастной кризис. Все эти факторы оказывают влияние на способы выражения агрессии. Особое значение придается личности студента - психологические особенности юношеского возрастного периода влияют на мотивационную и эмоциональную сферу.Социальная обстановка, общественные нормы регулируют проявления жестокости и могут стать сдерживающим фактором. В некоторых случаях окружение, напротив, провоцирует агрессию. Целью работы является исследование особенностей проявления агрессии студентов в гомогенной (по полу) и гетерогенной учебных группах. Выдвигается гипотеза о том, что уровень выражаемой агрессии в группах с разным составом - гетерогенных и гомогенных по полу - неодинаков. Для проверки гипотезы было проведено практическое исследование, результаты которого также представлены в настоящей статье. Были использованы следующие методики: шкала враждебности Кука-Медлей, устанавливающая параметры «враждебность», «цинизм», «агрессивность»; анкетирование, выявляющее степень наличия характеристиками - «склонность к компромиссам», «потеря самообладания в неприятной ситуации», «толерантность», «любовь к соперничеству», «мстительность», «склонность к ругательствам», «стремление к лидерству», «раздражительность при отсутствии источников стресса», «склонность к насмешкам», «самооценка», «нежелание подчиняться правилам», «восприимчивость к действиям окружающих», «ответственность за свои действия», «упрямство», «стремление к разрушению в состоянии гнева». Обнаружены как прямые так обратные связи многих характеристик с агрессивностью.

Ключевые слова: агрессия, факторы агрессивности, юношеский возраст, студенты, малая группа, гетерогенная группа, гомогенная группа, возрастная психология, гендерная психология, социальная психология, установки, практическое исследование.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF STUDENTS IN GE-EROGENOUS AND HOMOGENEOUS GROUPS

© 2017

Bendas Tatiana Vladimirovna, doctor of psychological science, professor of "Social psychology" Brusentseva Polina Andreevna, the student of the 4th course, specialty "Psychology"

Orenburg State University (460066, Russia, Orenburg, Pr. Pobeda, 13, e-mail: polina_brusentseva@mail.ru)

Abstract. Nowadays the aggressive features are being increased in personal and group levels. The main idea of this article is to find emergence of aggression, which depends on students' social life and their age. The research was made on the freshmen, that had changed their lifestyles, statuses, relations and for whom the adaptation to new people and new lifestyles is a stressful process. The social situation is not the only one, which is changing, but also an age crisis. All these factors affect to ways of expressing the aggression. The most important thing is the personality of student - the psychological features of youth age period influence on the motivation and emotional field. The social life, common laws regulate the emergence of toughness and also can be a restraining factor. In some cases relations can cause aggression. This research is aimed at exploring the emergence of aggression between homogeneous (sex) and heterogeneous educational groups of students. There is a theory that the level of expressed aggression is various in different groups- homogeneous and heterogeneous. In order to verify this theory was made a practical research and it's results are also included in this very article. Cook-Medley Hostility Scale, which sets characteristics of ' hostility', 'obscenity' , 'aggression'; questioning that shows the degree of having such characteristics as 'to compromise', 'to meltdown', 'tolerance', 'competitiveness' , ' revengefulness', 'to use course words', ' to have an interest in being a leader', ' the irritation without stress sources', ' mockery', ' self- attitude', ' do not want to be followed by rules', ' to be sensible towards people's actions', ' to be responsible for your actions', ' induration', ' want to destroy everything while being angry', were used as the main methods of our research. Indirect and also direct characteristics connections were found with aggression.

Keywords: aggression, factors of aggression, youth age, students, small group, heterogeneous group, homogeneous group, aged psychology, gender psychology, social psychology, settings, practical research.

Бэрон и Ричардсон, объединив несколько категорий, характеризующих агрессию, сформулировали: «Агрессия-это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»[1;с.26]. В своих трудах они подчеркивают, что агрессия является не эмоцией, мотивом или установкой, а моделью поведения.

Так как проблема возникновения молодежной агрессивности не исследована достаточно полно, психологическая литература не дает однозначного ответа по ее причинам. Нам представляется важным отметить, что социальные установки влияют на различие между предполагаемым студентом уровнем собственной агрессивности и реальным, при этом личностные мотивы явля-

ются основными при проявлении агрессии.

Однако в юношеской агрессивности кроются также психофизиологические причины. Согласно исследованиям Ильина и Пономаревой[2], склонность к базовым эмоциям страха и гнева в юношеском возрасте значительно выше средних показателей и так же выражена, как и в подростковом возрасте. Молодые люди часто испытывают негативные переживания, оттого распространены агрессивные реакции. Фрустрация от стресса попадания в новую непривычную среду и необходимость адаптироваться также может сопровождаться агрессивными вспышками. Магомедова[3] объясняет агрессию в юношеском возрасте сложным комплексом психофизиологических и социальных причин, главными из которых становятся стресс-фрустрация и неспособность с ней

Бендас Татьяна Владимировна, Брусенцева Полина Андреевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ...

справиться конструктивно, а также социальная дезадап-тированность и недостаток коммуникативных навыков, усвоенными в более ранних возрастных периодах.

Вишняков[4], исследуя немотивированную агрессию трудных подростков, предположил, что их деструктивное поведение вызвано, в первую очередь, неспособностью справиться с амбициями переходного периода, плохим воспитанием и, как следствие, непониманием со стороны окружающих.

Возрастные особенности играют важную роль в развитие поведения, поэтому важно рассмотреть их влияние на возникновение агрессивных действий. Студентами, как правило, являются учащиеся 15-21 лет. Они попадают под категорию юношеского возраста. В данный период происходит стабилизация самооценки, складываются осознанные представления о себе и окружающем мире, определяется система ценностей. Юноши и девушки от примерно 17 лет напротив стремятся к независимости в суждениях, индивидуализму, хотя для них очень важна душевная близость (дружеская, любовная) [5].

Основной проблемой данного периода согласно Эриксону[6] является переход от самоопределения к самореализации, нахождение своей роли в социуме и построение планов на будущее с учетом собственных возможностей. Задача окончательно прийти к осознанию ответственности за свою жизнь и эмоциональное избавление от влияния окружения ведет к множеству внутренних конфликтов, которые могут перерасти во внешние. Однако Э. Шпрангер[7] в своей работе «Психология юношеского возраста» отметил, что не для каждого юность - непростой и бурный период, есть те, у кого переход во взрослую жизнь происходит плавно. Агрессия в этом возрасте характерна для тех, у кого в пубертатном возрасте не сформировалась адекватная самооценка.

И.С. Кон[5] полагал, что эмоциональная напряженность, которая отмечается в юношеские годы и может стать причиной агрессивного поведения, связана с психологическими трудностями взросления и обусловлена противоречивостью уровня притязаний и образа собственного «Я».

Другие специалисты указывают, что у юношей агрессивное поведение тесно связано с комплекцией: менее телесно развитые воспринимаются окружающими как менее значимые и борются за то, чтобы к ним относились как к зрелым личностям. Эта проблема касается также женского пола: в калифорнийском лонгитюдном исследовании у ретардированных семнадцатилетних девушек представление о себе и окружающем мире более негативны, чем у сверстниц с акселерированным телос-ложением[5].

Юноши отличаются категоричностью суждений и скептически относятся к общепринятой морали. Свои принципы они формируют без связи с конкретными ситуациями и по возможности подвергают проверке убеждения, которые им прививали в детстве.

Для людей студенческого возраста важны общение и социальное взаимодействие в процессе совместной деятельности. Групповая принадлежность облегчает отделение от взрослых и дает чувство эмоциональной стабильности.

Студенческая группа является формальной малой группой, при этом внутри нее могут быть неформальные группировки. Она является либо гомогенной (однородной), либо гетерогенной(разнородной) по множеству признаков - половая и национальная принадлежности, уровню развития и т.д. Чаще всего студенческие группы гомогенны по возрасту.

Для любой группы существуют свои нормы: институциональные- установленные обществом, организацией или руководством; для нее и внутренние - регулирующие отношения внутри группы. Внутренние делятся на добровольные и эволюционные. Добровольные возникают при изначальной договоренности между чле-

нами группы; эволюционные формируются в процессе группового взаимодействия, возникают после действий одного из членов группы, получивших всеобщее одобре-ние[8]. Для студенческих групп к институциональным нормам относятся правила поведения в учебном заведении, стандарты учебной деятельности и официальная структура группы (к примеру, назначение старосты); к добровольным- установление способов регуляции конфликтов, группировок, социальных ролей.

Хотя групповые нормы состоят из схожих установок большинства, конформность реже проявляют те, кто обладает такими чертами как способность к лидерству, терпеливость, ответственность, интеллектуальная развитость и социальная активность[9]. Чем больше представители группового меньшинства уверены в своей компетентности, тем менее они зависят от группы и могут ей противостоять.

По данным социологов женщины более склонны к податливости мнению группы, чем мужчины; наименьшее проявление внушаемости приходится на 15-16 лет; члены гетерогенных групп проявляют меньшую конформность, чем члены гомогенной[10].

Значит, в женской гомогенной группе тенденции, одобряемые групповыми установками, усиливаются; в то время как в гетерогенной разнополой группе групповых норм будут придерживаться, те, кто их установил и наиболее конформные. Однако возрастные особенности студентов предполагают отстаивание своего мнения и сомнение в правильности навязанных извне установок. То же самое справедливо для отношения к проявлению агрессии.

Исследование проводилось на 15 студентов двух групп: 5 членов гомогенной по возрасту и полу(женский) группы и 10 членов гомогенной по возрасту, но гетерогенной по полу.Также обе студенческие группы гетеро-генны по национальности. Все участники находились в стабильном психическом состоянии.

Согласно результатам опросника Кука-Медлея в первой группе у 4 человек (80%) есть склонность к враждебности, 1человек (20%) близок к низкому уровню враждебности; также у 4 человек (80%) есть склонность к агрессивности, 1человек (20%) близок к низкому уровню агрессивности. В данной группе показатели враждебности и агрессивности в пределах среднего. У всех членов группы наблюдается тенденция к высокой степени цинизма (таблица 1).

Таблица 1- Интерпретация результатов шкалы Кука-Медлей для 1 группы

Испытуемый Вр аждеоно сть Цинизм Агрессивность

А 13 56 44

В 22 46 26

С 13 58 39

Б 14 53 38

Е 19 60 41

Во второй группе 1 человек с высокой выраженностью враждебности (10%), у двух(20%)- склонность к ней, у остальных (70%) - наоборот, тенденция к низкому уровню враждебности. Ярко выраженная склонность к агрессии выявлена у 1 человека(10%), у двух(20%) -направленность на низкий уровень; у остальных (70%) - предрасположенность к высокому. Ни у кого не обнаружена малая предрасположенность к агрессивности и враждебности. Высокий показатель циничных установок у 1 человека (10%); средние, близкие к высоким - у семи (70%); средние, близкие к низким - у двух (20%) (таблица 2).

Ни в одной из исследуемых групп не наблюдались низкие показатели по всем трем параметрам, предрасположенные к наименьшему уровню агрессии, враждебности и цинизма в меньшинстве (20% - это 1-2 человека). Во второй группе у одного студента высокие показатели по всем трем параметрам. У большинства (70-80%) в обеих группах тенденция к высокому уровню агрессии,

Бендас Татьяна Владимировна, Брусенцева Полина Андреевна псих°логичесше

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ... науки

враждебности и цинизма. Хотя показатели цинизма в первой группе выше, вторая группа превосходит ее по уровню агрессивности и враждебности.

Таблица 2 - Интерпретация результатов шкалы Кука-Медлей для 2 группы

Испытуемый Враждебность Цинизм Агрессивность

Г 30 71 53

О 17 53 32

Н 21 55 34

I 22 36 23

I 15 25 17

К 16 47 35

ь 17 55 39

м 16 40 33

N 10 47 43

О 13 50 30

По данным анкетирования склонность к компромиссам в первой группе (72%) выше, чем во второй (50%); потеря самообладания в неприятной ситуации в первой группе (48%) меньше, чем во второй (54%); толерантность в первой группе (72%) выше, чем во второй (56%);любовь к соперничеству в первой группе (56%) меньше, чем во второй (68%); мстительность ненамного реже проявляется во второй (66%), чем в первой (68%);склонность к ругательствам в первой группе (76%) выше, чем во второй (58%); стремление к лидерству (желание командовать) в первой группе (76%) выше, чем во второй (46%); раздражительность при отсутствии источников стресса в первой группе ниже(44%),чем во второй (52%); склонность к насмешкам во второй группе (76%) намного выше, чем в первой (48%);самооценка студентов первой группы (68%) выше, чем у членов второй (60%); вторая группа (64%) проявляет меньше нежелания подчиняться правилам, чем первая (76%); учащиеся первой группы (75%) более восприимчивы к действиям окружающих, чем учащиеся второй (52%); вторая группа (78%) больше чувствует ответственность за свои действия, чем первая (72%); люди в первой группе (92%) более упрямы, чем второй (84%); стремление к разрушению больше проявляется во второй группе (48%), чем в первой (32%) (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты диагностики характеристик для групп

Характеристика 1 группа 2 группа

в баллах в% в баллах в%

склонность к компромиссам 3,6 72 2,5 50

потеря самообладания в неприятной ситуации 2,4 48 2,7 54

толерантность 3,6 72 2,8 56

любовь к соперничеству 2,8 56 3,4 68

к™,™*,™. 3,4 68 3,3 66

склонность к ругательствам 3,8 76 2,9 58

стремление к лидерству 3,8 76 2,3 46

раздражительность при отсутствии источников стресса 22 44 2,6 52

с™»™™™™,:™ 2,4 48 3,8 76

самооценка 3,4 68 3 60

—. шдаш™. 3,8 76 3,2 64

восприимчивость к действиям окружающих 3 75 2,6 52

ответственность за свои действия 3,6 72 3,9 78

упрямство 4,6 92 4,2 84

стремление к разрушению в состоянии гнева 1,6 32 2,4 48

Можно сделать вывод, что в первой группе агрессию проявляют преимущественно вербально(из-за склонности к ругательствам), благодаря упрямству, высокой самооценке и нежеланию подчиняться студенты данной группы не бояться отстаивать свою точку зрения и протестовать тому, что их не устраивает,то есть проявлять конструктивную агрессию, тем самым уменьшая вероятность возникновения фрустрации. Студенты второй группы менее терпеливы(судя по их степени толерантности и склонности к компромиссам), но больше испытывают на себе давление норм (по уровню характеристик «ответственность за свои действия», «нежелание подчиняться правилам»). Вторая группа больше первой и внутренняя структура у нее сложнее, поэтому многие ее члены проявляют свою конкурентоспособность агрессией («склонность к насмешкам»): в то время как в 224

первой группе высокий показатель стремления к лидерству из-за высокого балла старосты, 7 из 10 студентов второй группы оценивают свою любовь к соперничеству от среднего до высокого уровня. Для людей второй группы характерна повышенная раздражительность и склонность к проявлению как вербальной, так и физической агрессии («стремление к разрушению в состоянии гнева»).

В целом, между склонностью к компромиссам и агрессивностью и враждебностью обратная зависимость: при низком показателе компромиссности - высокий уровень враждебности и агрессивности или тенденция к нему. Но в некоторых случаях не наблюдается обратная зависимость, например, у испытуемого Нпри наибольшей готовности идти навстречу в споре повышенная предрасположенность к агрессивным и враждебным проявлениям. К тому же, при одинаковой степени склонности к компромиссам могут быть близкие по уровню, но с ощутимой разницей по значению показатели враждебности и агрессивности. Не такая четкая зависимости прослеживается между потерей самообладания в неприятной ситуации и враждебностью. Испытуемые

B, I и L демонстрирует обратную зависимость, в таком случае их враждебность может объясняться чрезмерными самоконтролем и сдержанностью, либо причинами не связанными с раздражающей ситуацией. Жесткой зависимости между враждебностью и агрессией и толерантностью не обнаружено. Во многих случаях любовь к соперничеству коррелирует с враждебностью. У испытуемых с небольшой степенью выраженной враждебности как правило низкая склонность мстить, но такая же может быть и у людей с высокой степенью враждебности. Такая характеристика как склонность к ругательствам может рассматриваться как привычка выражать агрессию вербально, их связь очевидна; агрессия зависит не от употребляемых испытуемыми ругательств, она лишь проявляется через них, так же как и враждебность. Стремление к лидерству имеет те же корни, что и любовь к соперничеству: желание утвердить себя в обществе. Агрессивность в данном случае проявляется для достижения определенной цели (инструментальная). К соперникам может проявляться враждебность, а к другим - нет. Любопытна связь между склонностью к насмешкам, которая является не просто способ выразить агрессию вербально, а сформированной целенаправленной моделью поведения, и агрессии и враждебности. Практически отсутствует связь между склонностью к насмешкам и агрессивностью, но в большинстве случаев видна прямая зависимость между ней и враждебностью. Характеристика «ответственность за свои действия» имеет слабо выраженную обратную зависимость с агрессивностью, но определенной четкой связи между ответственностью и враждебностью. Это вполне объяснимо так как агрессия не поощряется в обществе как на законодательном уровне, так и в социально-групповых нормах; враждебность не обязательно предполагает проявление агрессии, она может быть скрытой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2000. 352 с.

2. Ильин, Е.П.., Пономарева, М.С. Возрастно-половая динамика базовых эмоций// Ананьевские чтения, 2001: Тезисы научно-практической конференции. СПб.:, 2001.

3. Магомедова, Р.М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза // Казанский педагогический журнал, 2012. №2(92).

C. 131-137.

4. Вишняков, А.И., Буцына, К.Е. Причины немотивированной агрессии у трудных подростков // Современные проблемы науки и образования, 2014. №4. С.576.

5. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Эксмо, 2005. 416 с._

Бендас Татьяна Владимировна, Брусенцева Полина Андреевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ...

6. Эриксон, М. Идентичность. Юность и кризис. М.: Прогресс, 2006. 352 с.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование, 2009. 462 с.

8. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект, 2009. 319 с.

9. Андреева, Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М. : МПСИ, 2009. 160 с.

10. Бендас, Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2005. 431 с.

Статья поступила в редакцию 11.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.