Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.14 DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10094
Гилева A.B., Протасова Е.В.
Формы педагогического самообразования: опыт уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века_
Гилева Анжела Валентиновна, Протасова Елена Владимировна,
Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (Пермь, Россия)
Актуальность тематики статьи. Одним из направлений развития дошкольного образования на современном этапе является его регионализация, осуществление которой невозможно без самообразования педагогов, связанного с новаторским поиском. Изучение регионального наследия в области дошкольного воспитания позволяет учитывать имеющийся опыт в реализации современных форм повышения квалификации и разработке программ совершенствования педагогов. Проблемность анализа заключается в воссоздании опыта, отвечающего внутренней потребности педагогов в изменении образовательной ситуации, профессиональной рефлексии, осмыслении продуктивности процесса саморазвития.
Цель исследования - историко-педагогический анализ основных форм самообразования специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века, реализованных в образовательных учреждениях Пермского края. Описание исследования. Предметом исследования являются формы педагогического самообразования уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века и их актуализация для региональных программ профессионального развития педагогических кадров. В качестве источников используются нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений в 1950-1990 годы, документы из архивных фондов Пермского края, воспоминания старейших специалистов дошкольного воспитания, экспедиционные и педагогические материалы авторов. Для решения поставленных задач применяется комплекс методов историко-педагогического исследования, обобщение педагогического опыта, метод актуализации. Рассматриваются как организованные и управляемые формы самообразования, так и способы подлинно самостоятельной деятельности по приращению профессионального опыта. Приведены примеры форм индивидуальной и коллективной работы на местах, специальной образовательной подготовки, конкурсных и экспериментальных подходов в развитии мастерства.
Результаты исследования. Результатом исследования является анализ форм педагогического самообразования в рассматриваемый период и выделение важнейших ценностных идей, обладающих потенциалом для разработки современных региональных программ совершенствования мастерства и практической деятельности специалистов дошкольного воспитания.
Выводы. Условия для динамичного развития форм самообразования во второй половине XX века создавала интенсивно развивающаяся теория и практика дошкольной педагогики, организованная деятельность по самообразованию, направляемая руководителями учреждений, методическими кабинетами, педагогическими учебными заведениями, новаторский поиск педагогов-мастеров и образцовых детских садов. Перспективы интеграции описанных форм с технологиями самообразования на современном этапе видятся в усилении таких подходов, как приглашение известных педагогов для курсовой подготовки и творческих встреч, проведение открытых занятий и семинаров в режиме онлайн, организация исследовательских групп с целью изучения альтернативных методик, создание экспериментальных площадок, интегрирующих дошкольное воспитание и школьное обучение. Для разработки региональной концепции совершенствования педагогического мастерства свою актуальность сохраняет идея активного участия в подвижничестве всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: история дошкольного образования, историко-педагогический опыт уральских специалистов дошкольного воспитания, формы педагогического самообразования, регионализация образования, преемственность традиций педагогического мастерства.
Для цитирования: Гилева A.B., Протасова Е.В. Формы педагогического самообразования: опыт уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века // Современное дошкольное образование. -2021.- №1(103). - С. 44-55. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10094 Материалы статьи получены 14.11.2020.
" Контакты: a_gileva@mail.ru
UDC 371.14 DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10094
Forms of Pedagogical Self-education: Practice of the Ural Preschool Specialists in the Second Half of the 20th Century
Anzhela V. Gileva*, Elena V. Protasova
Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Perm State National Research University", Perm, Russia
Background. The study of the regional historical and pedagogical heritage in the area of pre-school education enables to take into account the experience gained in implementing modern types of further training and developing programmes to improve the quality of teaching staff. The problem of analysis consists in recreating the practice that meets the internal needs of teachers to change the educational situation, get professional reflection, and comprehend the productivity of self-development. The Objective of the research was the historical and pedagogical analysis of the main types of self-education of pre-school specialists in the second half of the 20th century, implemented in Perm territory educational institutions.
Design. In the research the types of pedagogical self-education of the Ural pre-school education specialists in the second half of the 20th century and their updating for regional professional development programmes were studies. The analyzed sources were normative documents regulating the activities of pre-school institutions in the 1950 - 1990s, documents from the archival funds of Perm Territory, memories of the oldest pre-school education specialists, the authors' expeditionary and pedagogical materials. To solve the tasks, a set of methods of historical and pedagogical research, generalization of pedagogical practice, and the actualization method were used.
Results. The result of the research is the analysis of types of pedagogical self-education in the regarded period and identification of the most valuable ideas with the potential to develop modern regional programmes aimed at improving excellence and practices of pre-school education specialists.
Conditions for the dynamic development of types of self-education in the second half of the 20th century were created by the rapidly developing theory and practice of pre-school pedagogics, organized self-education activities directed by heads of institutions, methodological offices, pedagogical educational institutions, innovative search of master teachers and model kindergartens. The prospects for integrating the described forms with self-education technologies at the present stage are seen in strengthening such approaches as inviting well-known teachers for course training and creative meetings, conducting open classes and seminars online, organizing research groups to study alternative methods, creating experimental platforms to integrate preschool and school education. To develop the regional concept for improving pedagogical excellence, the idea that all participants of the educational process take an active part in the asceticism remains relevant.
Keywords: history of preschool education, historical and pedagogical experience of the Ural preschool education specialists, forms of pedagogical self-education, regionalization of education, continuity of traditions of pedagogical skills.
For citation: Gileva A.V., Protasova E.V. (2021). Forms of pedagogical self-education: practice of the Ural preschool specialists in the second half of the 20th century. Preschool Education Today. 1:15, 44-55 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10094 Original manuscript received 14.11.2020. " Contacts: a_gileva@mail.ru
Введение
Самообразование педагога в современных условиях связано с развитием профессиональной мобильности как способности адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности и готовности перестраивать ее в соответствии с потребностями общества и конкретного ре-
гиона. Проблема самообразования традиционно рассматривалась исследователями как центральная в педагогической теории и практике, что обусловлено самой спецификой профессиональной деятельности. В последние десятилетия вышли труды российских и зарубежных ученых с углубленной разработкой вопросов педагогического самообразования специалис-
Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
тов дошкольного воспитания, в которых данная проблематика получила теоретико-методологическое осмысление.
Так, И.Н.Асаева,Т.В. Поданева, О.Г. Чеховских рассматривают повышение квалификации воспитателей во взаимосвязи с развитием соответствующих компетенций, совершенствованием педагогического взаимодействия, формированием профессиональной мобильности (Асаева, 2009; Поданева, 2009; Чеховских 2013). А.В.Черникова анализирует вариативные формы и методы повышения квалификации в процессе профессионально-образовательной деятельности, подчеркивая их влияние на мотивацию педагогов в динамичном развитии успешности: «состояние успешности - процесс достижения результатов - устойчивое профессионально-личностное новообразование» (Черникова, 2018). Г.В. Яковлевой предложена система самообразовательной деятельности педагогов инновационных дошкольных учреждений в соответствии с уровнем их квалификации, выбранной проблемой и этапами ее разрешения, способами представления результатов (Яковлева, 2010).
Мы солидарны с доктором педагогических наук И.О. Ганченко, который в труде, посвященном развитию личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования, проводит мысль о сложной и многокомпонентной структуре этой деятельности, включающей взаимосвязанные друг с другом общеобразовательные, предметные, психолого-педагогические, методические компоненты. Составной частью разработанной ученым региональной концепции непрерывного педагогического самообразования является исто-рико-педагогический опыт. Автором подчеркивается целесообразность его дальнейшего изучения для обеспечения преемственности традиций профессионального мастерства (Ганченко, 2004).
Зарубежными учеными раскрываются вопросы, связанные с условиями обучения специалистов на рабочем месте, когда методические кабинеты учреждений становятся одновременно и центрами образования (Smilgiene & Masiliausikene, 2019). Изучаются педагогические возможности проектной деятельности и модели ее реализации в условиях повышения квалификации (Abdullaeva, 2020). Бесспорный интерес вызывают сравнительные исследования по анализу профессионализма специалистов дошкольного образования в разных европейских странах, выполненные в
рамках междисциплинарных научных проектов (Peterson et al., 2016). Налаженная система переподготовки за рубежом включает как хорошо известные формы повышения квалификации, так и практически неизвестные российским педагогам образовательные путешествия и зарубежные стажировки, существенно расширяющие представления о лучших дости-женияхмировой практики.
Малоисследованными остаются региональный опыт педагогического самообразования и способы возможной интеграции апробированных организационныхмоделей с современными технологиями повышения квалификации. Цель статьи - историко-педагогический анализ основных форм самообразования специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века, реализованных в образовательныхуч-реждениях Пермского края. Публикация является частью комплексного изучения социокультурного наследия уральских педагогов и ограничивается определенным предметным полем.
В качестве источников используются нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений в 19501990 годы, документы из региональных архивов, воспоминания старейших уральских специалистов дошкольного воспитания, экспедиционные и педагогические материалы авторов. Историко-педагогический анализ связан с воссозданием опыта, отвечающего внутренней потребности педагогов в изменении образовательной ситуации, профессиональной рефлексии, осмыслении продуктивности процесса саморазвития. Ключевой вопрос анализа имеющегося материала был поставлен следующим образом: какие идеи прошлого, связанные с формами педагогического самообразования, могут способствовать актуализации региональных традиций мастерства и их воплощению в современную практику совершенствования специалистов дошкольного воспитания?
Формы педагогического самообразования в региональной практике дошкольного воспитания: история и современность
Во второй половине XX века практика дошкольного воспитания в Пермской области (ныне крае) проходит путь количественных
и качественных изменений, связанных с педагогическим самообразованием. Освоению новых знаний о природе ребенка и его воспитании способствовало дальнейшее развитие дошкольной педагогики, улучшение методической деятельности детских садов, накопление опыта взаимодействия с социальной средой. Развитие форм педагогического самообразования шло по пути их умножения и вариативности в плане организации индивидуального и коллективного педагогического поиска. Вектор самообразования во многом был задан нормативными документами, на освоении которых выстраивалось совершенствование воспитательного опыта как отдельных педагогов, так и дошкольных учреждений.
В 1945 году Народным комиссариатом просвещения РСФСР и Управлением по дошкольному воспитанию было издано «Руководство для воспитателя детского сада». В нем определялись задачи воспитателя младшей, средней, старшей групп и раскрывалось содержание работы по организации жизни детей, их физическому и музыкальному воспитанию, знакомству с окружающим миром, освоению игры, родного языка, счета, навыков рисования и лепки. В «Уставе детского сада», как составной части документа, закреплялась обязанность каждого воспитателя систематически повышать квалификацию, участвовать в работе педагогических совещаний в детском саду и методических объединений города и района. Руководство повышением общего и политического уровня воспитателей, их производственной квалификацией возлагалось на заведующих дошкольными учреждениями (Руководство для воспитателя детского сада, 1945).
Анализ отчетной документации детских садов за период 1950-х годов позволяет выделить формы профессионального самообразования, получившие в дальнейшем широкое распространение. Приведем примеры из годовых отчетов о работе детских садов Юсьвинского района, представляющих деятельность более 15 учреждений. Как показал анализ, в связи с минимальным составом штатного расписания совещания проводились только в тех садах, которые были укомплектованы и детьми, и педагогами. Здесь обсуждались вопросы организационно-методического характера, связанные с родительскими собраниями, проведением занятий и праздников, представлением опыта работы. В тематику совещаний входили вопросы укрепления здоровья детей и санитарного просвещения родителей. Расширению зна-
ний о здоровье воспитанников способствовали беседы с участием медицинских работников. Укреплению внутренней дисциплины служили производственные собрания, задачей которых являлось воздействие на профессиональное поведение воспитателей, многие из которых не имели специального образования.
Постоянного накопления информации, изучения материалов, представляющих профессиональный интерес, создания собственной методической базы требовало педагогическое руководство игровой деятельностью детей. В отчетах отмечено изготовление самодельных игрушек, елочных украшений, аппликаций, разработка дидактических и творческих игр, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр на воздухе. Игровые приемы использовались на прогулках, когда дети вслушивались в пение птиц и другие звуки природы, сравнивали окраску цветов и форму листьев, участвовали в обустройстве опытных грядок и цветников. Методические навыки совершенствовались на занятиях с использованием музыкальных инструментов, при организации кукольных театров, во время детских утренников. Освоению игрового репертуара (коми-пермяцких игр и песен) способствовали тематические семинары и курсы, проводимые методическими службами Коми-Пермяцкого округа.
Как и по всей стране, в Пермской области существенным подспорьем для самообразования педагогов были газеты и профессиональные журналы. В отчетах отмечено тщательное изучение публикаций в «Дошкольном воспитании», которые были для педагогов российской провинции своеобразным связующим звеном с опытом коллег других регионов, и обращение к журналу «Дружные ребята» для проведения занятий и чтения детям познавательной информации. С целью идейно-педагогического самообразования в соответствующих кружках, организованных в детских садах, использовались центральные и региональные (местные) газеты «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Культура и жизнь» «Большевистская смена», «Звезда», «Бригадир», «Коми-пермяцкий колхозник» и другие (Годовые отчеты о работе детских садов..., 1949).
Ознакомление с передовой практикой выходило за рамки дошкольных учреждений. В личных архивных фондах педагогов сохранились документы, свидетельствующие об их участии в областных конференциях и всесоюзных совещаниях по дошкольному образо-
Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ванию. Главной задачей таких форм являлось обсуждение самых острых проблем тех лет, поиск способов эффективной организации воспитательного процесса, обмен ценным педагогическим опытом.
Так, в архиве Фаины Георгиевны Галкиной, руководившей санаторным детским садом №2 города Кунгура с 1947 по 1975 год, хранится программа областной научно-практической конференции по дошкольному воспитанию. В 1949 году в рамках конференции была организована работа секций с участием представителей Министерства просвещения РСФСР и Академии педагогических наук, преподавателей педагогических учебных заведений, специалистов дошкольных учреждений. Тематика докладов вполне созвучна современным методическим поискам: патриотическое воспитание детей, руководство творческими играми, организация умственного воспитания, развитие исследовательских навыков, индивидуальная работа дошкольного учреждения с семьей (Аичный фонд Галкиной, 1949).
В этом же году руководитель одного из детских садов Кунгурского района Валентина Матвеевна Гскина приняла участие в работе Московского совещания заведующих сельскими садами, где представляла опыт взаимодействия с местной администрацией, школой, родительской общественностью. Из сохранившегося в личном фонде журнала «Дошкольное воспитание», где опубликованы материалы участников совещания, можно сделать вывод о входивших в практику формах самообразования. В частности, проведение персональных консультаций для воспитателей, посещение и показ открытых занятий, оформление тематических уголков с выставкой детской литературы, пособий и творческих работ, оказание помощи на местах наиболее подготовленными специалистами, организация методических центров и объединений на базе лучших детских садов (Аичный фонд Гскиной, 1950).
Дальнейшего развития самообразования потребовали от воспитателей нормативно-правовые документы, принятые в 1950-1960 годы. В них раскрывалось содержание воспитания детей от раннего возраста до поступления в школу. Последующие переиздания государственных документов по дошкольному воспитанию не изменяли задач, связанных с формированием готовности старших дошкольников к систематическому обучению. Подготовительная группа сада стала рассматриваться как фактор успешного обучения в на-
чальной школе (Руководство для воспитателя детского сада, 1953; Программа воспитания в детском саду, 1962).
Существенным условием развития форм самообразования становится поиск путей преемственности в работе воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Накопленный опыт анализируется при организации занятий и их взаимном посещении: воспитатели проводят наблюдение за работой первоклассников, учителя приходят в подготовительные группы детских садов. Популяризации поиска способствовали публикации педагогов в местных периодических изданиях, в которых, например, описывалась практика посещения учителями занятий по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений и анализировались основные подходы к их организации (Аенская, 1970). Вопросы преемственности обсуждались на городских научно-практических конференциях с участием учителей и дошкольных работников (Владимиров, 1970).
Постепенно начальные классы стали комплектовать по принципу «подготовительная группа - первый класс школы», не разъединяя детей, прошедших подготовку на базе конкретного дошкольного учреждения. В этот период проводятся тематические семинары по ознакомлению воспитателей с программой первого класса и методические советы, на которых анализируется успеваемость бывших выпускников-дошкольников. Осуществляется работа с родителями по подготовке детей к школе и посещение семей для знакомства с условиями жизни ребенка. Многие педагоги вместе со школьниками микрорайонов, в которых находились детские сады, выступали с концертами и театрализованными представлениями, проводили подвижные и спортивные игры, устраивали сезонные развлечения для детей и родителей.
Одним из направлений взаимодействия воспитателей и учителей стали творческие встречи. Так, в городе Кунгуре комитетом работников просвещения такие встречи были организованы в форме устных журналов с элементами театрализации. Педагоги представляли доклады о жизни и творчестве великих композиторов, звучала классическая музыка, устраивались концертные выступления преподавателей. Некоторые темы устного журнала носили проблемный характер: для обсуждения предлагались дискуссионные вопросы, связанные с личностью педагога, его профес-
сиональными качествами, совершенствованием мастерства. Устраивались практикумы с демонстрацией моделей современной одежды и обучением навыкам делового этикета (Личный фонд Галкиной, 1961).
Подобные встречи проводились практически во всех городах области и создавали определенные условия для формирования профессионального сообщества, творческого общения с музыкальными и театральными коллективами, известными педагогами и интересными людьми. Открытость детских садов социальному окружению определила формы самообразования, связанные с развитием коммуникативных способностей и вовлечением педагогов в культурное творчество. Судя по примерам из региональных средств массовой информации, воспитатели участвовали в постановках любительских театральных коллективов. Об одной из премьер по одноактной комедии И.А. Крылова «Урок дочкам» на сцене Кудымкарского Дома работников просвещения сообщала читателям окружная газета, отмечая замечательную игру воспитателя городского детского сада №3 Александры Александровны Глинской (Феофилова, 1966).
Подчеркнем тот факт, что в сельской местности обширного региона именно воспитатели дошкольных учреждений и учителя были носителями культуры и всего нового, что входило в повседневную жизнь. Это убедительно раскрывают материалы, собранные во время экспедиций более чем в десяти районах Пермского края. Информантами отмечено, что педагоги устраивали просветительские лекции в клубах, выступали организаторами самодеятельных коллективов, были инициаторами создания выставок и народных музеев. Уральская интеллигенция участвовала в подготовке сельских праздников, организации хоров и агитбригад, деятельности народных университетов для родителей. Творческому общению способствовала существующая система распределения кадров после окончания учебных заведений. В регион постоянно приезжали специалисты из разных уголков страны, создавая условия для поиска новых подходов и приумножения традиций (Экспедиционные материалы, 2010-2020).
В 1980-е годы программы воспитания и обучения в детском саду разрабатывались ведущими учеными Научно-исследовательского института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. Всестороннее раз-
витие и воспитание детей от 2 месяцев до 7 лет осуществлялось в процессе разнообразной деятельности (Программа воспитания и обучения в детском саду, 1985). Разработанность методик физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания способствовала изданию достаточного количества пособий для воспитателей, которыми пополнялись методические кабинеты всех уровней, ставшие центрами инновационной работы.
Методистами обобщался опыт работы лучших воспитателей, чаще представленный в тематических альбомах с конспектами занятий, подборками демонстрационных и раздаточных средств, фотографиями конкретных сторон воспитательного процесса. Анализ экспедиционного материала позволяет сделать вывод, что самообразование осуществлялось с помощью педагогической литературы, средств массовой информации, включая использование в работе с детьми моделей популярных телевизионных передач, профессиональное общение с преподавателями учебных заведений, ознакомление с опытом на курсах повышения квалификации. Творческий подход проявлялся в вариативной разработке имеющихся рекомендаций, усложнении организационных форм воспитания, апробации новых методик развития дошкольников (Экспедиционные материалы, 2010-2020).
Коллективной формой освоения знаний становились педагогические советы, которым предшествовало изучение передового опыта, подготовка докладов и тематических выставок, проведение методических совещаний и объединений. Старейшими педагогами отмечено, что особенно тщательно рассматривались вопросы взаимодействия с родительской общественностью, что требовало от воспитателей постоянного изучения вопросов семейного воспитания и методики работы с родителями.
Ольга Ивановна Монаева, заведовавшая яслями-садом №47 города Соликамска, вспоминает, что на педагогических советах подробно обсуждался план работы с родителями воспитанников каждой группы и учреждения в целом. Проводились встречи с психологами, медицинскими работниками, представителями отделов внутренних дел и государственной автоинспекции. Информирование по вопросам оздоровления детей осуществляли специалисты лечебно-физкультурного диспансера. При поддержке родителей в ведомственном саду был открыт оздоровительный комплекс
Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
с физкультурным залом, бассейном, кабинетами логопедии, физиотерапии, массажа и профилактики плоскостопия. Сложные формы взаимодействия детского сада, семьи и школы выстраивались и как опытная работа. Например, при организации языковых групп, где игры, занятия, прогулки на свежем воздухе проводилисьучителями иностранного языка, а воспитательная работа дополнялась разучиванием стихов, исполнением музыкальных произведений, освоением праздничной культуры зарубежья (Воспоминания Монаевой..., 2020).
Нельзя не учитывать тот факт, что кадровый состав детских садов был крайне неоднородным. В этих условиях одним из направлений развития самообразования становится наставничество. Если у воспитателя не было педагогического образования, то его отсутствие восполнялось специальными курсами, а наставничество позволяло показать эталонные образцы профессиональной деятельности. Опытными воспитателями проводились консультации по планированию работы с детьми и взаимодействию с родителями, открытые занятия по проблемным методическим темам, практикумы по созданию предметно-развивающей и воспитательной среды. Как показывает практика, если наставничество связывало мастеров и молодых выпускников педагогических училищ и выходило за рамки конкретного времени стажировки, складывались тандемы профессионалов, реализующих совместные проекты. К их числу можно отнести выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, разработку дифференцированных моделей взаимодействия с социальным окружением, проектирование инновационных подходов к созданию развивающей среды.
В конце XX столетия появляется возможность разгосударствления образования и выбора способов инновационной деятельности, что закрепляли нормативные документы, ориентированные на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы дошкольного воспитания (Временное Положение о дошкольном учреждении в РСФСР, 1991; Дошкольное образование в России..., 1996). Многие учреждения начинают освоение вариативных программ, в основу которых положен гуманно-личностный подход, принцип признания ребенка субъектом воспитательного процесса, технологии личностно-ориентированно-го образования.
В этот период формы педагогического самообразования включают разработку автор-
ских программ и открытие экспериментальных площадок. При организации исследовательского поиска ведущей идеей становится освоение детьми природы и культуры Урала. Авторские программы отдельных педагогов и творческих групп утверждались на экспертных советах и в целом отражали национально-региональный компонент образования. Например, в районах Коми-Пермяцкого округа выстраивалась система работы по освоению детьми языка и традиций финно-угорского народа. Как отмечает Валентина Григорьевна Казанцева, старейший специалист дошкольного образования, занятия краеведческих кружков и иные организационные формы ре-ализовывались на основе преемственности в развитии языковой личности ребенка в условиях двуязычия. Обучению дошкольников говорению на коми-пермяцком языке предшествовала комплексная диагностика, создание этнокультурной среды детского сада, знакомство с игровыми и праздничными традициями. Педагоги принимали активное участие в проведении декад финно-угорской культуры и других социально значимых мероприятиях (Воспоминания Казанцевой..., 2016).
Активно развивается сотрудничество детских садов с преподавателями педагогических училищ и вузов Пермского края. Так, при создании программы «Аюблю тебя, мое Прикамье» в дошкольных учреждениях и в рамках преподавания курса «Дошкольная педагогика» в Соликамском государственном педагогическом институте проводились практикумы по отбору содержания и технологий реализации программы, презентация ее отдельных разделов, мастер-классы по наполнению предметно-развивающей среды, разработке воспитательных форм, созданию обучающих материалов. В режиме педагогического моделирования и на игровых площадках детских садов устраивались народные праздники. Опыт показал, что взаимодействие педагогов дошкольного образования и высшей школы позволило усилить исследовательские подходы в совместной работе, а также осуществить подготовку практиков и будущих специалистов к реализации краеведческой программы (Еилева, Аенец, 2015).
В конце XX века одной из тенденций образования становится обращение к мировому опыту и возрождение альтернативных воспитательных систем (методик) прошлого. Среди показателей высокого уровня инновационной деятельности в этот период можно выделить
сочетание педагогической и научной работы. Формы самообразования стали отличаться комплексным характером и включать изучение широкого круга источников, организацию педагогических экспедиций, создание экспериментальных площадок, реализацию программ по подготовке кадров для распространения инновационного опыта.
Так, Владимир Константинович Штибен, директор Соликамского педагогического колледжа, изучивший в Германии опыт коллег по Монтессори-педагогике, проводил для широкой аудитории семинары по освоению идей известного итальянского педагога, философа и врача Марии Монтессори. В рамках семинара рассматривались теоретические вопросы, проходили тренинги с использованием дидактических материалов, велись наблюдения за детьми в группах дошкольных учреждений. Педагоги обсуждали проблемные темы космического воспитания, механизмы самореализации личности, особенности позиции педагога, связанные с невмешательством в естественный процесс развития ребенка. Анализировалась пространственная среда и психологическая атмосфера в группах детских садов, где осуществлялась опытная работа (Аичный фонд Штибена, 1996).
В 1990-е годы наблюдается массовое участие воспитателей в представлении результатов методического поиска на научно-практических конференциях. Публикации педагогов этого периода наглядно свидетельствуют об исследовательском и творческом потенциале уральских специалистов дошкольного образования. Анализ более 20 сборников конференций позволяет выделить основные направления обобщения опыта по самообразованию на различных уровнях. Материалы выступлений охватывали проблемы экологизации воспитания и разработки этнокультурного компонента, основные подходы к реализации авторских программ, опыт внедрения альтернативных методик, организацию краеведческой работы, вопросы управления инновационной деятельностью. По рекомендации методистов городских и районных управлений образования издаются методические пособия отдельных педагогов с содержанием практического опыта, конспектами занятий, сценариями досуго-вых мероприятий.
Активизируются конкурсные формы профессиональной деятельности, требующие серьезной теоретической и методической подготовки. Гели в 1980-е годы проводились
конкурсы на лучшее оформление участков, готовности групп к началу учебного года, наполнению предметной среды, то в 1990-е годы они отражали представление опыта для независимых экспертных оценок, подготовку к аттестации отдельных педагогов или учреждений, успешность профессионального соревнования лидеров в образовании. Анна Никитична Сыстерова, работавшая инспектором-методистом Юсьвинского районного отдела народного образования, вспоминает, что в конкурсах участвовали руководители дошкольных учреждений, воспитатели детских садов, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, младшие воспитатели. В программу входили задания, связанные с творческим представлением профессии, ответами на теоретические вопросы в области дошкольного образования, показ открытых занятий, на которых раскрывалось мастерство взаимодействия с детьми. «Группу поддержки» составляли сотрудники учреждений и родители воспитанников. Весьма интересными были профессиональные конкурсы по истории детских садов, на которых выявлялось знание воспитательных традиций (Воспоминания Сыстеровой..., 2016).
Формой педагогического самообразования, сохраняющей свою актуальность и для современной практики, во второй половине XX века являлись курсы повышения квалификации. Они были условием овладения актуальными теоретическими знаниями, способом обмена опытом, возможностью встречи с известными педагогами и учеными. Как показал анализ, проблематика курсов отвечала задачам изучения нормативных документов, вопросам сохранения здоровья дошкольников, освоению новых программ и методик воспитания. Тематическая вариативность курсов, способы их проведения, информационно-технологическое оснащение претерпевали определенные изменения, но сохранялось главное назначение самообразования - направленность на освоение нового и качественный результат повышения профессионального мастерства.
Понятно, что современные реалии изменили выбор форм педагогического самообразования и способы представления результатов. Все чаще используются компьютерные презентации, электронное портфолио воспитателей, дистанционное представление авторских поисков. Успешно развиваются профессиональные сообщества и объединения педагогов в сети Интернет. Неизменной остается содер-
H ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
жательная сторона самообразования, связанная с получением новых знаний, овладением педагогическими технологиями, накоплением ценного опыта. И в этой связи всегда актуальными будут формы, в которых реализуется возможность ознакомления с лучшими достижениями педагогов в прошлом и настоящем.
Заключение
Изучение форм педагогического самообразования во второй половине XX века позволяет сделать вывод об их динамичном развитии. Отчетливо прослеживается их умножение в связи с демократизацией образования, необходимостью удовлетворения потребностей региона в педагогических кадрах, с возрастающими требованиями к качеству организации всех сторон воспитания. Условия для самообразования создавали интенсивно развивающаяся теория и практика дошкольной педагогики, организованная деятельность по самообразованию, направляемая руководителями учреждений, методическими кабинетами, педагогическими учебными заведениями, новаторский поиск педагогов-мастеров и образцовых детских садов.
На современном этапе основными формами самообразования остаются участие педагогов в работе методических объединений, обучение на курсах повышения квалификации, представление результатов совершенствования на конференциях и конкурсах. Их потенциал может быть реализован при построении сетевых форм взаимодействия педагогов, разработке дистанционных технологий повышения квалификации, в опережающей подготовке кадров в образовательных организациях. Индивидуальные маршруты самообразования могут выстраиваться с учетом идей и опыта дошкольных учреждений по организации краеведческой деятельности. Представляется, что программы повышения квалификации должны соответствовать широкой практике обмена опытом и открывать возможность для образовательных путешествий, заграничных стажировок, проектной деятельности в исследовательских коллективах.
Перспективы интеграции описанных форм с технологиями самообразования видятся в усилении таких подходов, как приглашение известных педагогов для курсовой подготовки и творческих встреч, проведение открытых занятий и семинаров в режиме онлайн, организация исследовательских групп с целью
изучения альтернативных методик, создание экспериментальных площадок, интегрирующих дошкольное воспитание и школьное обучение. Для разработки региональной концепции совершенствования педагогического мастерства свою актуальность сохраняет идея организации просветительской деятельности уральской интеллигенции и активное участие в подвижничестве всех участников образовательного процесса. ■
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00332 «История учительства на Урале: социокультурный опыт и современность».
Информация об авторах
Гилева Анжела Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (Пермь, Россия), ORCID 0000-0003-3907-3234, a_gileva@mail.ru
Протасова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальных и гуманитарных дисциплин, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (Пермь, Россия), ORCID 0000-0001-9910-06Х, elena-protasova5@yandex.ru
Information about the authors
Anzhela V. Gileva, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of the Education and Psychology, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Perm State National Research University", Perm, Russia, ORCID 00000003-3907-3234, a_gileva@mail.ru
Elena V. Protasova, PhD in Pedagogy, Associate Professorofthe Department ofthe Humanities and Social Sciences, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Perm State National Research University", Perm, Russia, ORCID 0000-0001-9910-06X, elena-protasova5@yandex.ru
Литература
1 .АсаеваИ.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2009. - 23 с.
2. Владимиров Д. Союз учителей и воспитателей // Соликамский рабочий. - 1970. - № 40 (6418).-4 апреля // МБУ «Архив г. Соликамска Пермского края» (АС). - Ф. 275.
3. Воспоминания Казанцевой Валентины Еригорьевны об этнокультурных традициях воспитания. Записаны A.B. Еилевой. Село Юсьва Юсьвинского муниципального района Пермского края, июль 2016 года.
4. ВоспоминанияМонаевой Ольги Ивановны о взаимодействии дошкольного учреждения с социальными партнерами. Предоставлены информантом. Соликамск Пермского края, июнь 2020 года.
5. Воспоминания Сыстеровой Анны Никитичны о формах работы со специалистами дошкольных учреждений. Записаны A.B. Еилевой. Село Юсьва Юсьвинского муниципального района Пермского края, июль 2016 года.
6. Временное Положение о дошкольном учреждении в РСФСР. Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119. URL: http://www. libussr.ru/doc_ussr/usr_18273.htm (дата обращения 18.07.2020).
7. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: автореф. дис. д-ра пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 42 с.
8. Гилева A.B. Ленец ГА. Аюблю тебя, мое Прикамье! Программа по краеведению для детей 5-7 лет. - 2-е издание, стереотипное. -Соликамск: РИО СЕПИ (филиал) ПЕНИУ, 2015.- 104 с.
9. Еодовые отчеты о работе детских садов района за 1949 год. Юсьвинский районный отдел народного образования // Архивный отдел администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края. - Ф. Р-28. - Оп.1. - Д. 6. - А. 1-60.
10. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М.: Издательство ACT, 1996. -С.8-33.
11. Ленская Г. Школа и детский сад // Соликамский рабочий. - 1970. - № 40 (6418). -4 апреля // АС. - Ф. 275.
12. Аичный фонд Еалкиной Фаины Ееоргиевны, заведующей Кунгурским детским садом №2, отличника народного просвещения, ветерана труда // Муниципальное бюджетное учреждение «Кунгурский городской архив» (КЕА). - Ф. Р-470. - Оп.1. - Д. 3. -А. 1-10.
13. Аичный фонд Ескиной Валентины Матвеевны, директора Кунгурского детского дома №2, отличника народного просвещения// Дошкольное воспитание. - 1950. - №4.// КЕА. -Ф.Р-121,- Оп.1.-Д.Ю.-А.18-22.
14. Аичный фонд Штибена Владимира Константиновича, директора ЕБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского», заслуженного учителя школы РСФСР // Семинар для учителей, педагогов, психологов и работников дошкольных учреждений «Педагогическая система Марии Монтессори». 27 февраля - 1 марта 1996 год, Соликамский педагогический колледж, муниципальный лицей //АС. - Ф. 389. -Оп. 1.-Д.7.
15. Поданева Т.В. Совершенствование профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. - Барнаул, 2009. - 23 с.
16. Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская // Из фондов Российской государственной библиотеки. - М.: Еосударственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. - 178 с.
17. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева -М.: Просвещение, 1985. - 174 с.
18. Руководство для воспитателя детского сада / Ред. М.В. Залужская. - М.: Еосударственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. - 164 с. // Из фондов Российской государственной библиотеки.
19. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. - М.: Учпедгиз, 1945. - 152 с. // Из фондов Российской государственной библиотеки.
20. Феофилова А. Премьера в учительском доме // По ленинскому пути. - 1966. - № 257 (11084). - 31 декабря // Из фондов Пермской государственной краевой библиотеки имени А.М. Еорького.
21. Черникова Л.В. Развитие профессиональной успешности педагога-воспитателя
H ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
в процессе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук. - Новосибирск, 2018. -210 с.
22. Чеховских О.Г. Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. - Самара, 2013. - 26 с.
23. Экспедиционные материалы: документальные источники и воспоминания педагогов Пермского края. - Автор-составитель Е.В. Протасова. 2010-2020 гг.
24. Яковлева Г.В. Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12.-№3.- С. 83-89.
25. Abdullaeva N.S. (2020). Pedagogical possibilities of design activity in the process of increasing the qualification of preschool workers. European Journal of Research and Reflection in Educational SciencesVol, 8(1), pp: 90-94.
26. Peterson T., Veisson M., Hujala E., Harkonen U., Sandberg A., Johansson I., & Bakosi E. K. (2016). Professionalism of preschool teachers in Estonia, Finland, Sweden and Hungary. European Early Childhood Education Research Journal, 24(1), pp: 136-156. DOI: 10.1080/1350293X2015.1120529.
27. Smilgiene J., & Masiliausikene E. (2019). Conditions and opportunities of workplace teaching/learning of teachers of preschool educational institutions (the case of lithuania). Social welfare: interdisciplinary approach, 1(9), pp: 104-118. DOI: http://dx.doi. org/10.21277/sw.v1i9.451.
References
1. Asaeva I.N. (2009). Razvitie professional'nykh kompetentsii vospitatelei doshkol'nykh uchrezhdenii raznogo vida v protsesse povysheniya kvalifikatsii [Development of pre school teachers' professional competences of various types' institutions in the process of further training]. Ekaterinburg.
2. Chekhovskikh O.G. (2013). Formirovanie professional'noi mobil'nosti vospitatelei doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii v protsesse povysheniya kvalifikatsii [Development of the professional mobility of pre school teachers in the process offurthertraining]. Samara.
3. Chernikova L.V. (2018). Razvitie professional'noi uspeshnosti pedagoga-vospitatelya v protsesse povysheniya kvalifikatsii [Development of the professional success of the educator in the process offurthertraining]. Novosibirsk.
4. Doshkol'noe obrazovanie v Rossii [Preschool education in Russia]. Sbornik deistvuy-ushchikh normativno-pravovykh dokumentov i nauchno-metodicheskikh materialov [Collection of current legal and regulatory instruments and scientific methodological materials]. Moscow: AST Publishing, 1996, pp. 8-33.
5. Feofilova A. (1966, December 31). Prem'erav uchitel'skom dome [The premiere in the Teachers' house]. Po leninskomu puti [On Lenin's way]. Collections of the Perm State Regional Library named afterA.M. Gorky, 257 (11084).
6. Ganchenko I.O. (2004). Razvitie lichnosti pedagogavsistemenepreryvnogoprofessional'nogo samoobrazovaniya [Development of the teacher's personality in the system of continuous professional self-education]. Stavropol.
7. Gileva A.V., Lenets G.A. (2015). Lyublyu tebya, moe Prikam'e! Programma po kraevedeniyu dlya detei 5-7 let [I love you, my Prikam'e! A local history program for kids 5-7]. 2-d ed. Solikamsk: RIO SGPI (filial) PGNIU Publishing.
8. Godovye otchety o rabote detskikh sa-dov raiona za 1949 god [District Kindergarten Annual Reports 1949]. Yusva District Education Department. Archival Department of the Administration of Yusva Municipal District of Perm Territory. F. R-28. D.1.C. 6. L. 1-60.
9. Lenskaya G. (1970, April 4). Shkola i detskii sad [School and Kindergarten]. Solikamskii rabochii [Solikamsk worker]. 40 (6418). Solikamsk Archive. F. 275.
10. Lichnyi fond Eskinoi Valentiny Matveevny, direktora Kungurskogo detskogo doma № 2, otlich-nika narodnogo prosveshcheniya [Private fund belonging to Valentina Matveyevna Yeskina, Director of Kungur Orphanage 2, awarded Excellence in Public Education]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool Education], 1950, 4. Kungur City Archive. F. R-121. D.1.C. 10. L. 1-24.
11. Lichnyi fond Galkinoi Fainy Georgievny, zaveduyushchei Kungurskim detskim sadom № 2, otlichnika narodnogo prosveshcheniya, veterana truda [Private fund belonging to Fayna Georgiyevna Galkina, Head of Kungur Kindergarten 2, awarded Excellence in Public Education, Labour Veteran]. Munitsipal'noe byudzhetnoe uchrezhdenie «Kungurskii gorodskoi arkhiv» [Municipal budgetary institution "Kungur City Archive"]. F. R-470. D.1.C. 3. L. 1-10.
12. Lichnyi fond Shtibena Vladimira Konstantinovicha, direktora GBOU SPO «Solikamskii pedagogicheskii kolledzh imeni A.P. Ramenskogo», zasluzhennogo uchitelya shko-ly RSFSR [Private fund belonging to Vladimir
Konstantinovich Shtiben, Director of Solikamsk Pedagogical College named after A.P. Ramenskiy, RSFSR Honored School Teacher]. Seminar dlya uchitelei, pedagogov, psikhologov i rabotnikov doshkol'nykh uchrezhdenii «Pedagogicheskaya sistema Marii Montessori» [Seminar for teachers about Maria Montessori Education system] (February 27 - March 1, 1996). Solikamsk Pedagogical College, Municipal Lyceum. Solikamsk Archive. F. 389. D.1.C. 7.
13. Peterson T., Veisson M., Hujala E., Harkonen U., Sandberg A., Johansson I., & Bakosi E. K. (2016). Professionalism of preschool teachers in Estonia, Finland, Sweden and Hungary. European Early Childhood Education Research Journal, 24(1), pp: 136-156. DOI: 10.1080/1350293X2015.1120529.
14. PodanevaT.V.(2009).Sovershenstvovanie professional'nogo vzaimodeistviya spetsialistov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v protsesse povysheniya kvalifikatsii [Developing professional interaction of pre school education specialists in the process of further training]. Barnaul.
15. Programma vospitaniya i obucheni-ya v detskom sadu [Education Program in the Kindergarten]. Edited by M.A. Vasil'eva. Moscow: Prosveshchenie Publishing, 1985.
16. Programma vospitaniya v detskom sadu [Education Program in the Kindergarten]. Edited by M.V. Zaluzhskaya. Moscow: Ministry of Enlightment of RSFSR Publishing, 1962. Collections ofthe Russian State Library.
17. Protasova E.V. (2010-2020). Ekspedi-tsionnye materialy: dokumental'nye istochniki i vospominaniya pedagogov Permskogo kraya [Expeditionary materials: documentary sources and Perm Krai teachers' memories].
18. Rukovodstvo dlya vospitatelya detskogo sada [Guide for kindergarten teachers]. Edited by M.V. Zaluzhskaya. Moscow: Ministry of Enlightment of RSFSR Publishing, 1953. Collections ofthe Russian State Library.
19. Rukovodstvo dlya vospitatelya detskogo sada. Ustav detskogo sada. [Guide for kindergarten teachers. Kindergarten charter]. Moscow: Uchpedgiz Publishing, 1945. Collections ofthe Russian State Library.
20. Smilgiene J., & Masiliausikene E. (2019). Conditions and opportunities of work-
place teaching/learning of teachers of preschool educational institutions (the case of lithuania). Social welfare: interdisciplinary approach, 1(9), pp: 104-118. DOI: http://dx.doi. org/10.21277/sw.v1i9.451.
21. Vladimirov D. (1970, April 4). Soyuz uchitelei i vospitatelei [Union of teachers]. Solikamskii rabochii [Solikamskworker], 40 (6418). Solikamsk Archive. F. 275.
22. Vospominaniya Kazantsevoi Valentiny Grigor'evny ob etnokul'turnykh traditsiyakh vospitaniya [Valentina Grigor'evna Kazantseva's memories about ethnocultural educational traditions]. Recorded by Gileva A.V. (2016). Yusva Municipal District, Perm Territory.
23. VospominaniyaMonaevoi Ol'gi Ivanovny o vzaimodeistvii doshkol'nogo uchrezhdeniya s sotsial'nymi partnerami. Predostavleny informan-tom [Olga Ivanovna Monaeva's memories about the interaction between a pre school institution and social partners. Provided by an informant]. Solikamsk, 2020.
24. Vospominaniya Systerovoi Anny Nikitichny o formakh raboty so spetsialistami doshkol'nykh uchrezhdenii [Anna Nikitichna Systerova's memories about forms of work with specialists of pre school institutions]. Recorded by Gileva A.V. (2016). Yusva Municipal District, Perm Territory.
25. Vremennoe Polozhenie o doshkol'nom uchrezhdenii v RSFSR [Temporary Regulation on Pre school Institutions in the RSFSR]. Approved by the Decision of the Council of Ministers of the RSFSR February 23, 1991.1 19. Retrieved July 18, 2020 from http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_ 18273.htm
26. Yakovleva G.V. (2010). Upravlenie samoobrazovaniem pedagogov innovatsionny-kh doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Managing self-education of teachers in innovative pre-schools]. Izvestiya Samarskogo nauchno-go tsentra Rossiiskoi akademii nauk [News ofthe Samara Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences], Vol.12 (3), pp: 83-89.
27. Abdullaeva N.S. (2020). Pedagogical possibilities of design activity in the process of increasing the qualification of preschool workers. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(1), pp: 90-94.