УДК 373 (091) ББК 74.1
Гилева Анжела Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» г. Соликамск Протасова Елена Владимировна кандидат педагогических наук, доцент
кафедра общественных наук Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» г. Соликамск Gileva Angela Valentinovna Candidate of Pedagogical Science, Senior lecturer Department of Pedagogics Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of Federal state budgetary educational establishment of higher professional education "Perm State National Research University"
Solikamsk Protasova Elena Vladimirovna Candidate of Pedagogical Science, Senior lecturer Chair of Social Science Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of Federal state budgetary educational establishment of higher professional education "Perm State National Research University" Solikamsk elena-protasova5@yandex.ru История дошкольного воспитания в воспоминаниях жителей Пермского края (на материале 1970-1980-х годов) 1
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Министерства образования и науки Пермского края в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Комплексное изучение педагогической истории Пермского края на основе экспедиционных и архивных материалов», проект № 14-16-5960
The History of Preschool Education in Memories of Perm Region Residents (based on records of the 1970-1980s)
В статье на основе воспоминаний жителей Пермского края рассматривается практика дошкольного воспитания в период 1970-1980-х годов. Анализируются особенности социализации детей в детских садах, основные направления и формы воспитания, педагогический опыт тех лет. Выделены идеи обучения и воспитания дошкольников, обладающие потенциалом для создания вариативных программ и технологий организации образовательного процесса на современном этапе.
Based on memories of Perm Region residents the article deals with practical aspects of preschool education of the 1970-1980s. Analysis concerns peculiarities of child integration in kindergartens, main education trends and forms, pedagogical practice of that period. Emphasis is placed on preschool education and upbringing concepts, having potential to create variable programs and technologies of managing educational process at present.
Ключевые слова: педагогическая история Пермского края, история дошкольного воспитания, детский сад, воспоминания, педагогические идеи.
Key words: pedagogical history of Perm region, history of preschool education, kindergarten, memories, pedagogical concepts.
Одним из источников изучения историко-педагогического наследия являются воспоминания. Этот корпус источников отличают ретроспективный взгляд на излагаемые события, психологизм и эмоциональность передачи впечатлений, вариативность ситуаций развития личности. Историко-педагогическое рассмотрение воспоминаний жителей Пермского края о дошкольных учреждениях 1970-1980-х годов осуществлялось с целью изучения истории дошкольного воспитания как части педагогической истории региона и выделения идей, актуальных для современной образовательной практики. Выбор методов определялся междисциплинарным характером исследования: применялись анализ архивных материалов и фотодокументов, глубинное интервью, беседы с информантами, изучение продуктов творческой деятельности детей и взрослых, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности. Исследовательской базой являлись архивные отделы Пермского края, дошкольные образовательные учреждения Верхнекамья, Соликамский государственный педагогический институт.
Из собранного и систематизированного материала для данной статьи было выбрано более 70 фрагментов воспоминаний выпускников детских садов 1970-1980-х годов и организаторов образования этого периода. Анализируемыми компонентами воспоминаний стали особенности работы сельских и городских дошкольных учреждений, содержание воспитания и формы его реализации, предметно-пространственная среда детских садов, игры и продуктивные виды досуга, общение детей со сверстниками, интерес к миру взрослых, подготовка к обучению в школе, впечатления детства, повлиявшие на последующую жизнь. Проникновению в реалии воспитательной практики советского периода способствовал анализ фотодокументов и предметов материальной культуры детства. История дошкольного воспитания воссоздавалась в логике образовательного процесса, который в изучаемый период осуществлялся по единой «Программе воспитания и обучения в детском саду». В документе раскрывались задачи дошкольных учреждений - всестороннее развитие и воспитание детей, их подготовка к обучению в школе, определялось содержание физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников от 2 месяцев до 7 лет в процессе разнообразной деятельности [4].
Исторический контекст развития дошкольного воспитания в 1970-1980-е годы связан со стабильной политикой государства в области образования, расширением сети образовательных учреждений, укреплением их материальной базы. Детские сады являлись для государства инструментом социального регулирования и осуществления государственных задач по воспитанию детей дошкольного возраста. В Пермской области, где интенсивно развивались крупные отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности, многие детские учреждения являлись ведомственными и финансировались градообразующими предприятиями, были объектами их шефской заботы и помощи. Развитие дошкольного воспитания в сельской местности в большей степени зависело от поддержки совхозов и леспромхозов, которые открывали новые детские сады,
финансировали питание, изготавливали мебель в столярных мастерских, закупали игрушки и наглядные пособия, проводили ремонтные работы.
Однако была и такая ситуация, о которой вспоминает Анна Петровна Родина, в то время работавшая заведующей детского сада: «В октябре 1974 года детский сад из ведения районо перевели в совхоз «Соликамский». Я была недовольна этим. Администрация совхоза работу детских садов не знает, с нашими требованиями не считается, не всегда удовлетворяет просьбы. <...> Детей в детском саду 15 человек. Родители - рабочие совхоза. Только вот совхоз распоряжается работниками детского сада - няней и поваром, которые являются членами совхоза, как рабочими из бригады. Надо им доярку, приходят в детский сад, забирают повара без ведома заведующей. А заведующая ищи опять кого хочешь. Народу в совхозе нет. Да и поваром не возьмёшь первого попавшегося человека. Такие казусы повторялись несколько раз» [7, л. 11 об.-12 об.].
Всестороннее развитие детей начиналось с физического воспитания: предусматривалось укрепление их здоровья, развитие и совершенствование функций организма, воспитание интереса к двигательной деятельности. Формированию культурно-гигиенических навыков способствовала общая атмосфера детского сада, строгое соблюдение санитарных требований, постоянный медико-педагогический контроль. Обязательно проводились утренняя гимнастика (летом на свежем воздухе), физкультурные занятия, подвижные игры на прогулках, в парке, на лесной поляне. В некоторых садах к основному зданию пристраивали веранды, на которых дети спали под лёгкими покрывалами или в спальных мешках в случае прохладной погоды. Практиковались выезды на дачу, о которых рассказала Тамара Максимовна Ивашова, в то время работавшая в Соликамске инспектором по дошкольному воспитанию: «Выезжали в ближние деревни. Жили в школах, которые на летнее время становились детской дачей. Родители могли приехать к детям в воскресенье. Практически вся жизнь детей проходила на природе. Питание также было организовано на
свежем воздухе, для чего сооружались большие марлевые навесы. Дети ели на воздухе с аппетитом, получая два завтрака, обед, полдник, ужин. На ночь выпивали стакан молока. За организацией питания был строгий контроль, который касался качества продуктов, норм их выдачи, способов приготовления блюд. В сельской местности случались разные ситуации, и дачный отдых налагал на взрослых особую ответственность за жизнь и здоровье детей [2].
Во всех возрастных группах большое внимание уделялось закаливанию: ходьбе детей босиком, контрастному обливанию, полосканию горла настоями трав. Проводились физкультурные досуги и праздники. Как показывает анализ фотодокументов, на площадках садов устанавливали игровые домики, брёвна для упражнений в равновесии, горки, кольцебросы, гимнастические стенки, качели, лестницы в форме радуги, турники, а также деревянные машины, ракеты, самолёты [8; 9]. Всё это создавало пространство спортивной площадки и увлекательной игры. Проходили апробацию формы воспитания, инициаторами которых были воспитатели. Вспоминает Маргарита Фёдоровна Колегова: «Я уцепилась за то, что закаливание снегом - это не только укрепление организма, снижение простудных заболеваний, но и избавление от холодовой аллергии (я сама этим страдала). И мы добились результата: в те годы у нас сократилось количество простудных заболеваний, а дети с удовольствием бегали по снегу босиком. Конечно, это было сделано постепенно и осторожно. В сетку занятий ввели ритмику: в детском саду это было впервые. Не было ни методик, ни каких-либо разработок. Но я видела, что дети проявляют к танцам большой интерес. У нас в педучилище был урок ритмики, и я сама с удовольствием занималась танцами. Стала искать хоть какую-то литературу в библиотеке и у бывших студентов. По кое-каким книгам составила план. Ритмика принесла удовлетворение и мне, и детям» [1].
Основной формой умственного воспитания являлись занятия, на которых предусматривалось развитие психических процессов и формирование некоторых способов познавательной деятельности дошкольников. На занятиях по оз-
накомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду использовались дидактические игры и игровые приёмы, самодельные наглядные пособия, художественная литература. Воспоминания информантов, как правило, связаны с активным познанием в детском саду: «Мне запомнились поделки, изготовленные своими руками. Потом их дарили на выпускном утреннике. До сих пор храню клубнички, вышитые на белой ткани, теперь уже пожелтевшей от времени»; «Помню занятия по аппликации и лепке. В кухне детского сада варили клейстер, который разливали по тарелочкам и ставили на столы. Мы сидели вчетвером за одним столом, клеили на картон различные фигурки и цветы. Использовали не только кисточки, клейстер размазывали и пальчиком. Поэтому к концу занятия его можно было увидеть везде, даже на волосах. На лепке делали различные фрукты и грибочки: пластилин раскатывали на оранжево-жёлтой клеёнке, вырезанной в форме круга. К праздникам мастерили красивые открытки с цветами, у которых раскрывались лепестки. Это было настоящим чудом. Готовые работы выкладывали на шкафчик в раздевалке и с удовольствием показывали родителям» [2].
В нравственном воспитании, особенно в старшем дошкольном возрасте, большое внимание уделялось формированию любви к родному краю, к Родине, к государственной символике. В детских садах отмечали общественно-политические праздники: День Конституции, 7 ноября, День рождения В.И. Ленина, 1 Мая, День Победы, День Советской Армии. Игровая орнаменталика включала флажки, пилотки, бескозырки, фуражки, бутафорское оружие. Воспитанию любви к родному краю способствовали рассказы о героях Великой Отечественной войны, чтение произведений уральских писателей, познавательные экскурсии, беседы о жителях села, фотовыставки. Формами воспитания уважительного отношения к другим народам, языкам, культурам было исполнение народных песен и танцев, чтение произведений С.С. Вангели, Г. П. Виеру, М. Джалиля, Р. Киплинга, Д. Цончева и других писателей, творческие конкурсы с
представлением рисунков, блюд национальной кухни, изделий народного промысла. Нами были записаны воспоминания о куклах в национальных костюмах, о куклах из плотного картона на подставках с комплектом национальных костюмов, о куклах, привезённых родителями из зарубежных командировок. В воспоминаниях рассказы о праздниках, посвящённых пятнадцати республикам, об изготовлении родителями народных костюмов для детских утренников, об игровых путешествиях по стране.
Особой формой жизни дошкольников являлась игра, которая нередко воспроизводится информантами в качестве центрального эпизода детства. Часть воспоминаний связана с предметно-пространственной средой детского сада: «Запомнился бытовой уголок для девочек, который занимал четвёртую часть группы. Там был детский гарнитур, выполненный в одной цветовой гамме. В него входили газовая плита, стол, стул, стиральная машина, шкафчики для посуды и белья, кровати для кукол, детские качели»; «Нравилось переодеваться в уголке ряженья. Кукол в саду было не много. И я всё ждала, когда же я возьму куклу, переодену, покормлю, спать уложу»; «В нашей группе все любили играть «в больницу». У одной девочки мама была медицинским работником, и в группе был настоящий фонендоскоп. Сердечные и лёгочные «шумы» дети любили слушать у всех подряд»; «Нравилось, когда воспитатели усаживали всех детей на стульчики у ковра, сами садились в центр этого ковра, читали книжки или играли с нами в «Глухой телефон» [2]. В 1980-е годы в некоторых детских садах появились ковры с нарисованными дорогами, горки из фанеры, качели в группе. Более разнообразными становились уголки природы, дидактические материалы, печатные, изобразительные и музыкальные средства воспитания.
Наиболее полно представлены воспоминания о любимых игрушках, сю-жетно-ролевых играх, ситуациях игрового поведения. Практически во всех детских садах были игрушки-животные, строительный материал, оборудование для игр с куклами, транспортные игрушки, настольно-печатные игры, конст-
рукторы. Информантами отмечены не только любимые игрушки, но и возможность выбирать для себя занятие по интересу: «В детском саду было достаточное количество игрушек: и куклы, и машинки, и дидактические игры (в основном самодельные). Я больше всего любила играть в мозаику, со строительным материалом, в «Чудесный мешочек». Меня привлекали маленькие игрушки, которые в нём находились, и которые нужно было узнать на ощупь. Любила играть с кубиками и рисовать карандашами». Игрушки помогали детям создать пространство для общения через игру: «Любимой игрушкой был плюшевый волк. Он был таким мягким, большим, с добрыми глазами. Иногда мне казалось, что он умеет плакать, потому что когда мне было грустно, я прижималась к нему, и мне казалось, что он грустит вместе со мной. Он был серо-чёрного цвета в ярко-красном комбинезоне с большими карманами. В карманах лежали конфеты, которые обычно клал папа. Я играла со сверстниками в игру «Волк и семеро козлят»: в ней добрый «волк» раздавал «козлятам» конфеты» [2].
Персонажей для театрализованных представлений (сказок, кукольного театра, игровых импровизаций) изготавливали родители. Они также шили одежду для кукол, используя обрезки ситца, фланели, штапеля, сатина, вельвета. Как отметила Галина Васильевна Исыпова, в сельской местности одежду для кукол шили из старых льняных вещей, подбирая различный по цвету и структуре материал. Особенно красивыми были куклы в коми-пермяцких костюмах. Народные мастера изготавливали игрушечную обувь (лапти, валенки, коты), шили тряпичных кукол для игры в «дочки-матери», плели веночки и украшения из бересты. Для сюжетно-ролевых игр использовалась самодельная атрибутика - кружки, ложки, тарелочки, вазочки, чугунки, солонки из папье-маше, берестяные корзинки и туеса, самодельные музыкальные инструменты (рожок, пастушья барабанка, колотушка, трещотка), игрушечные орудия труда (коромысло, скамейка, двуручная пила и топор, пестерь, прялка). Обязательным атрибутом игровых уголков были самодельные колыбели, лоскутные одеяла, одежда с национальным орнаментом (сарафаны, рубашки, фартуки, пояса, кушаки) [3].
Значимым событием в жизни детей становились праздники, подготовка к которым осуществлялась задолго до их начала. У детей развивали желание активного участия в утренниках и чувство удовлетворения от совместной работы.
гтч « ••
1ак, при организации новогодней ёлки дошкольники разучивали стихи, репетировали танцевальные номера, изготавливали праздничное убранство детского сада (игрушки, гирлянды, флажки). Для ёлочных игрушек использовали фольгу от фигурных шоколадных конфет, цветную бумагу, картон. Особое внимание обращали на костюмы. «Костюм зайца был сшит из белой хлопчатобумажной ткани и представлял собой цельный комбинезон с застёжками сзади, - вспоминает Ирина Готлибовна Мунькова. - На голову одевали чепчик, уши которого набивали ватой. Для Снежинки использовали марлю, её покупали метражом. Марлю сильно крахмалили, что придавало костюму «колючесть». До сих пор помню эти ощущения. Для изготовления колпаков Петрушки использовали битые игрушки. Картон смазывали клеем и с помощью кусочка ваты приклеивали стекло. У меня был костюм Хлопушки. Для него было сшито белое платье, которое дополнялось головным убором, создающим эффект «салюта». Его изготавливали из картона и обклеивали гофрированной бумагой. Это был цилиндр высотой 20-25 сантиметров, на его верхнюю часть также приклеивалась гофрированная бумага. Её скручивали в несколько трубочек и собирали в пучок» [2].
Положительное влияние на атмосферу подготовки оказывало активное участие родителей, которые оформляли музыкальный зал и групповые комнаты, разучивали с детьми стихи, закупали подарки, шили костюмы, перевоплощались в сказочных героев. Обязательным элементом праздника были игры, сюрпризные моменты, подарки из красного мешка. Детей фотографировали у ёлки, после праздника в некоторых садах делали альбомы группы, где родители размещали фотографии и записывали впечатления. Характерным в воспоминаниях является следующая тема: «Мне очень нравилось, когда на праздники в детский сад, которые были яркими и музыкальными, приходили родители. Для
меня это было очень важно - присутствие мамы или папы на моём выступлении. В момент, когда встречала взгляд родителей, чувствовала поддержку и гордость». В 1970-1980-е годы в детских садах практически не отмечали народные праздники. Исключение составляла Масленица, которую называли Проводы русской зимы: девочек наряжали в короны с цветными лентами, мальчикам прикрепляли на пальто яркие банты. Дети водили хороводы, участвовали в играх-аттракционах, катались на санях. В сельской местности детей катали на нескольких лошадях, запряженных в расписные сани. По воспоминаниям информантов, няни в дни Масленицы надевали русские национальные костюмы и угощали детей блинами.
В программе дошкольного воспитания ставились задачи «постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия» [4, с. 7]. Одним из направлений решения этих задач являлось участие дошкольников в трудовой деятельности. Формами воспитания были самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд, а также труд в природе. В материалах по обобщению педагогического опыта воспитатель Н.К. Соколова отмечает такие формы трудового воспитания, как дежурство в группе, чтение сказок соответствующей тематики, посадка цветов на участке, уборка территории детского сада, экскурсии на почту, в школу, на ферму, наблюдение за трудом взрослых в поле, в гараже и в мастерских [6]. В воспоминаниях отмечены уход за цветами, ремонт книг, стирка одежды для кукол, дежурство в живых уголках. Ретроспективное изучение воспитательной практики показало, что для организации труда в природе устраивались огороды и цветники. Для каждой группы определяли овощную грядку и цветочную клумбу. С наступлением весны воспитатели проращивали вместе с детьми семена овощей и цветочную рассаду. Дети наблюдали за ростом растений, зарисовывали отмеченные изменения в календарях, высаживали рассаду на участке. В летний период ухаживали за грядками: убирали сорняки и поливали растения. Выращенные цветы да-
рили детям, уходящим в школу, а из полученного урожая на пищеблоке готовили овощные блюда. Дошкольники заготавливали корм для птиц, который использовали в зимний период, подкармливая их на участках.
В детском саду формировались основные навыки общения со сверстниками, завязывалась дружба: «Ярким впечатлением дошкольного детства стало «подселение» в нашу группу малышей. Мы выбирали для себя подопечного, я взяла под опеку девочку по имени Света. У меня не было ни братьев, ни сестёр, и к этой девочке я относилась с большой любовью. С удовольствием бежала в детский сад, чтобы скорее увидеться с ней. Мы вместе рисовали, читали, помню, как я кормила её и укладывала спать». Одной из идей дошкольного воспитания изучаемого периода было комплектование групп и последующее обучение этим же составом в начальной школе, что способствовало лучшей адаптации младших школьников: «В детском саду у нас была очень дружная группа, и практически все дети позже учились в одном классе. В настоящее время мы поддерживаем контакты, встречаемся на вечерах выпускников, общаемся в социальных сетях». Распространённым жизненным сценарием являлось завершение дружбы на этапе дошкольного детства: «В детском саду дружила с мальчиком, его звали Вова. Мы ходили в гости друг к другу, в то время когда мамы беседовали, мы строили домики из стульев. А родители нам сшили одинаковые штанишки для прогулок на улице, в которых мы катались с горки на санках. У нас была любимая собака, которая гуляла с нами. Но это была дружба только в детском саду, а в школьные годы мы почти не общались». В воспоминаниях отмечены и варианты продолжения дружбы, когда дети жили в одном доме, вместе учились, общались семьями, имели одинаковые увлечения, «понимали друг друга с раннего детства» [2].
Одним из результатов дошкольного воспитания являлась подготовка детей к обучению в школе. Навыки учебной деятельности формировались через сюжетно-ролевые игры «в школу», «в библиотеку», «в семью». Многие старшие дошкольники любили книги и к первому классу умели читать. Среди лю-
бимых книг отмечены объёмные книги сказок, фигурные книжки в виде домика, Деда Мороза, репки, стихотворные книжки-гармошки, книжки-малютки, журналы «Мурзилка» и «Весёлые картинки», раскраски с тонкими серыми листами. Подготовку к школе завершали выпускной вечер и вручение детских работ, в которых были собраны достижения в изобразительной деятельности, рассказы из личного опыта, записанные взрослыми, коллективное творчество. Выпускники детского сада получали подарок первоклассника, для многих детей это было сопряжено с эмоциональными впечатлениями: «Я была «на седьмом небе» от счастья, получив подарок «Первоклассник». Очень долго перебирала тетради-прописи, а на авторучку смотрела с удивлением и боялась её раскрутить, хотя очень хотелось. Сильное впечатление произвёл Букварь. Я подолгу рассматривала буквы и картинки, прижимала «мою радость» к груди и спать ложилась с книгой» [2].
1а часть детей, которая не посещала детский сад, готовилась к школе самостоятельно: «В детский сад я не ходила. Маленькую не отдали, а когда было пять лет, я походила неделю и отказалась: мне там не понравилось. Родители уступили и оставили меня дома. Подготовкой к школе занималась самостоятельно. Мне выдавали газеты, тетрадь, карандаш, и я переписывала текст из газеты. Так выучила азбуку» [2]. Формами знакомства дошкольников с учениками были шефские концерты и кукольные спектакли, изготовление игрушек-самоделок, игры с детьми на прогулке, сооружение ледяных горок. В некоторых садах, по согласованию с родителями и при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, детей приглашали на занятия с целью выравнивания стартовых возможностей для поступления в школу. Учителя посещали занятия, наблюдали за детьми, собирали информацию о подготовленности детей. В середине 1980-х годов при создании классов-нулёвок к отбору детей в эти классы предъявлялись особые требования высокой готовности к школьному обучению.
Традиционно признание определяющей роли детства в становлении личности, а также влияние впечатлений этого возрастного периода на всю после-
дующую жизнь. Известно, что психологические особенности старших дошкольников связаны с интересом детей к миру взрослых, которые для ребёнка играют роль образца-ориентира и представляют особую среду развития. Нами записаны воспоминания о влиянии педагогов детского сада на выбор профессий, связанных с воспитанием. В качестве примера приведём фрагмент воспоминаний Юлии Валерьевны Чикиной: «Мне было пять лет, когда мама перешла работать в новый, красивый детский сад. И я тоже стала посещать его. Помню свои впечатления, когда впервые вошла в музыкальный зал. Он был огромный и светлый, с зеркалами и вылепленными из гипса фигурками животных. За фортепиано сидела Людмила Александровна: как же она замечательно играла, пела, рассказывала! А какая она была красивая - глаз не оторвать! Вечером, придя домой, я сказала родителям, что хочу заниматься музыкой. И мама с папой, недолго думая, отдали меня в подготовительный класс музыкальной школы. В «тихий час» мне разрешили самостоятельно заниматься в этом большом и красивом зале. Я ощущала себя настоящим музыкантом, играя за фортепиано, на котором играла сама Людмила Александровна. Этот эпизод детства определил и мою дальнейшую судьбу. Я окончила музыкальную школу, затем музыкальное училище и сейчас работаю учителем музыки» [2].
Среди впечатлений детства воспоминания о взрослых, разных по уровню культуры и отношения к детям. Лучшей иллюстрацией этого являются фрагменты воспоминаний о жестоком обращении с детьми: «Однажды одна из воспитателей сломала об меня деревянную линейку за то, что я не спала в тихий час и ворочалась. Я запомнила это на всю жизнь. Работая с детьми, вспоминаю этот случай, особенно когда устаю или сержусь на малышню. Стараюсь понять детей и не вымещать на них профессиональное бессилие»; «Утром мама стала расчёсывать мне волосы, и я «заойкала». Сказала, что мне больно голову. На вопрос о том, что случилось, призналась, что воспитатель оттаскала за волосы. Мама пошла в детский сад к заведующей, чтобы защитить меня. Я бы давно забыла этот случай, но мама, даже много лет спустя, вспо-
миная «этот ужас», негодовала. Думаю, что от произвола взрослых детей может и должен защитить взрослый. Мама дала мне понять, что никогда и никому не даст меня в обиду» [2].
Педагогический состав детских садов был неоднородным. Подготовку воспитателей обеспечивали педагогические училища, высшее педагогическое образование получали, оканчивая факультет дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического института. Если у воспитателя не было педагогического образования, то его недостаток восполнялся краткосрочными курсами, самообразованием, открытыми занятиями, помощью методиста детского сада и заведующей. На методических объединениях обобщался опыт работы педагогов по использованию устного народного творчества, бесед, инсценировок, кукольного и настольного театра, рассказов детей. В 1970-е годы для повышения качества воспитательной работы использовалось социалистическое соревнование, победители которого награждались переходящими вымпелами и сувенирами. Ежегодно проводился конкурс на лучшую группу детского сада и лучшего профессионала, о результатах которого сами педагоги писали в средствах массовой информации [5].
В заключение отметим, что в изучаемый период значимость дошкольного воспитания признавалась разными социальными институтами, что создавало условия для взаимодействия детских садов с предприятиями, родительской общественностью, школами, культурно-досуговыми учреждениями. Как показывает материал, 1970-1980-е годы оказались продуктивными в плане творческих поисков и вовлечения в сферу дошкольного воспитания гуманистических педагогических идей и ярких организационных форм. Приумножение практического опыта способствовало последующей разработке вариативных программ и технологий организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. К некоторым из них можно отнести технологии здоровьесбережения, социально-личностного развития детей, становления субъектной позиции дошкольника в игре и учебной деятельности, патриотического и поликультурного
воспитания. В практике детских садов, работа которых в большей степени строилась на передовом педагогическом опыте, оказались проработанными многие подходы к воспитанию дошкольников. Воспоминания позволили выделить некоторые варианты формирования детского сознания с учётом индивидуального опыта ребёнка и педагогики советского периода.
Библиографический список
1. Воспоминания М.Ф. Колеговой - педагога Усть-Косинского детского сада Косин-ского района Пермского края. 2012 год // Косинский этнографический музей Пермского края.
2. Записи бесед и интервью с информантами. Соликамск, февраль-сентябрь 2014 года.
3. Записи беседы с Г.В. Исыповой, сделанные в селе Коса Косинского района Пермского края в июле 2012 года.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Отв. ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.
5. Тищенко, Т. Это нам помогает [Текст] / Т. Тищенко // Соликамский рабочий. -1971. - 21 октября. - № 127 (6661) // Архивный отдел организационно-административного управления администрации г. Соликамска Пермского края.
6. Трудовая деятельность в воспитании нравственного качества у детей. Половодов-ский детский сад. 1978 год // Из фондов архивного отдела администрации Соликамского муниципального района Пермского края (АСР).
7. Фотоальбом и история развития Нижне-Мошевского детского сада «Ветерок». 1947-1978 гг. // Из фондов АСР.
8. Фотоальбом Нижне-Мошевского детского сада. 1975-1985 гг. // Из фондов АСР.
9. Фотоальбом Чашкинского детского сада. 1972 год // Из фондов АСР.
Bibliography
1. Memories by M.F. Kolegova, teacher of Ust-Kosa kindergarten, Kosa district, Perm region. 2012. Kosa Ethnographic museum, Perm region.
2. Records of conversations and interviews with informants. Solikamsk. February-September, 2014.
3. Records of conversation with G.V. Isypova, made in the village of Kosa, Kosa district, Perm region in July, 2012.
4. Programma vospitaniya i obucheniya v detskom sadu. [Preschool Upbringing and Education Program]. Edited by Vasil'eva M.A. Moscow, Prosveshchenie, 1985, 174 p.
5. Tishchenko T. This helps us. Solikamsky rabochy, 1971, 21 October, no. 127 (6661). Archival department of administrative management of the town hall, Solikamsk, Perm region.
6. Labour activity in teaching children moral qualities. Polovodovo kindergarten. 1978. Funds of archival department of Solikamsk municipal district administration, Perm region (ASR).
7. Photo album and development history of Nizhnee Moshevo kindergarten "Veterok". ASR funds, 1947-1978.
8. Photo album of Nizhnee Moshevo kindergarten. ASR funds,1975-1985.
9. Photo album of Chashkino kindergarten. ASR funds, 1972.