УДК 37.091 ББК 74.03
Протасова Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра общественных наук Соликамский государственный педагогический институт
г. Соликамск Protasova Elena Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Social Science Solikamsk State Pedagogical Institute Solikamsk
«По социалистическому пути»: советская история детства в краеведческих
архивных материалах 1 «On a Socialist Way»: The Soviet History of Childhood in Local History Archival Materials
В статье рассматривается одна из страниц педагогической истории Пермского края начала 1930-х - середины 1950-х гг. На основе краеведческих архивных материалов представлены некоторые технологии воспитания «нового человека», показаны повседневные реалии детства в период продвижения общества «по социалистическому пути», выделены способы утверждения официальной педагогической доктрины средствами печати
The article considers one of the pages of pedagogical history in Perm Krai of the beginning of the 1930s - the middle of the 1950s. On the basis of the local history archival materials some education technologies of «the new person» are presented; daily realities of the childhood in the period of the society progressing «on a socialist way» are shown; ways of the approval of the official pedagogical doctrine by means of the press are singled out.
Ключевые слова: педагогическая история региона, советская история детства, краеведческие архивные материалы, периодические издания, официальная идеология, воспитание «нового человека».
Key words: pedagogical history of the region, Soviet history of the childhood, local history archival materials, periodicals, official ideology, education of «the new person».
Краеведческие архивные материалы, в частности периодические издания, являются одним из источников изучения советской истории детства. Вряд ли
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Комплексное изучение истории детства и традиций воспитания в Пермском крае", проект № 12-16-59600.
Также искренне благодарю кандидата филологических наук, доцента Л.Л. Мазитову за поддержку и ценные консультации.
возможна реконструкция целой эпохи на основе привлечения одного исторического источника. Однако благодаря периодическим изданиям представляется возможным проникновение в реалии советского детства, рассмотрение повседневной школьной практики и массового воспитания, определение некоторых способов формирования «нового человека» средствами массовой информации.
Цель настоящей статьи - историко-педагогический анализ основных вопросов и проблем детства, которые нашли отражение на страницах районной газеты «По социалистическому пути» в начале 1930-х - середине 1950-х гг. Газета предназначалась для жителей Косинского района, который в изучаемый период находился в составе Коми-Пермяцкого национального округа, входящего в состав Свердловской, а затем Пермской (Молотовской) области. Этот официальный печатный документ хранится в Архивном отделе администрации Косинского муниципального района Пермского края, работа в котором являлась составной частью комплексного изучения истории детства и традиций воспитания в Пермском крае. В данной статье мы ограничиваемся реализацией заявленной цели, связанной с обращением к материалам названного периодического издания.
Сильнейшее влияние на массовое сознание людей в советский период оказывал такой инструмент государственной власти, как газета. Рассчитанная на широкий круг читателей, газета «По социалистическому пути» освещала самые разные вопросы официальной советской идеологии, в том числе связанные с социальной сферой. Анализ материалов, напечатанных в 1930-е - 1950-е гг., позволил объединить их в условные группы, исходя из основного содержания публикаций. Составными частями коммунистического воспитания выступали реформа государственной системы образования, общественная практика формирования патриотизма, труд детей в колхозах, помощь фронту в годы войны, технологии воспитания в сфере спорта, организованного досуга, массовой культуры.
Составляя единое целое с другими инструментами власти, районная газета осуществляла свою культурно-воспитательную функцию, вела читателей «по
социалистическому пути», вполне оправдывая своё название. На первом этапе в начале 1930-х годов газете ещё только предстояло завоевать читателя. По-видимому, серьёзную ставку идеологи делали на учителей и школьников. Способами стимулирования активности потенциальных подписчиков стало публичное «пристыживание». Хлёсткие заголовки и обвинительное содержание публикаций являлись самыми распространёнными приёмами воздействия на сознание и поведение людей.
Так, например, в заметке «Позор» автор, подписавшись «Книга», в полном соответствии с заголовком, «позорит» учителей Юксеевской школы, которые «не выписывают ни одной газеты и ни одного журнала, даже свою окружную газету не хотит выписывать эта публика. Глядя на них и вся школа не
получает ни одного экземпляра, ни один ученик не выписывает ни какую газеЛ
ту» [1].2 За предъявлением факта и его оценкой следует призыв: «немедленно снять с себя этот позор», «включиться в двух декадник продвижения печати, выписать газету для себя и развернуть массовую работу по подписке среди учеников своей школы с таким расчетом, чтобы ни один школьник не остался без подписки на газеты» [2]. По всей вероятности, борьба за читателей удалась. Постепенно к подготовке материалов и освещению повседневных тем стали привлекать школьников, родителей, педагогов.
Именно газета - «коллективный пропагандист и агитатор» - должна была информировать население о тех серьёзных изменениях, которые происходили в центре и на местах. В Косинском районе, как и по всей стране, решались задачи реформирования системы образования, начиная с дошкольной ступени. Заботе о «светлом и радостном детстве» посвящены как отдельные публикации («Наладить работу родильных изб», «О дошкольном воспитании», «Подготовка ясельных работников», «Итоги месячника помощи детучреждениям», «Походит-ли на детплощадку»), так и материалы рубрики «Советы матери» с несколькими тематическими заметками.
2 Здесь и далее сохраняется орфография и пунктуация первоисточников. Вестник ЧГПУ92012 118
Основной круг рассматриваемых вопросов связан с педагогическим просвещением родителей (уход за ребёнком, устройство детских уголков, семейное воспитание), с помощью детским садам (ремонт помещений, обеспечение детей одеждой и обувью, проведение медицинских осмотров), с профессиональной подготовкой специалистов. Объектами критики со стороны родителей выступают воспитатели, которые «с детьми обращаются грубо», ругают детей «нехорошими словами», «сидят в коридоре, занимаются частными разговорами», мало внимания уделяют «детям одиноких матерей», присваивают себе продукты из детского сада. Способами изменения ситуации являются конкретные предложения родителей: районному отделу народного образования «взять под постоянный контроль детские учреждения и воспитание детей» или «[р]айздравотделу навести порядок в детских яслях, а заведующей...<...> наладить воспитательную работу и относится ко всем детям с одинаковой любовью» [3].
Совершенствуя формы взаимосвязи семьи и государства, окружной отдел народного образования в 1935 году предлагает проведение конкурса «На лучшее воспитание ребёнка-дошкольника в семье». Условия конкурса, опубликованные в газете конкурсной комиссией, включали несколько разделов:
І.Создать условия для оздоровления ребенка. II. Создать условия для игр и занятий ребенка. III. Познакомить ребенка с окружающей жизнью и воспитать любовь и преданность к нашей социалистической стройке. IV. Иметь правильный подход к ребенку. V. Следить за поведением взрослых в присутствии детей
[4].
Многие конкурсные условия сформулированы как категоричные предписания, адресованные родителям: «[и]меть (выделено нами - Е.П.) для ребенка отдельную постель, отдельное полотенце, зубную щетку и порошок», «[д]ать отдельную посуду для еды», «[у]строить уголок для игры и интересных занятий, как то: лепки, рисования и трудовых занятий», «[п]ознакомить с природой, жизнью животных и т.п.», «не бить ребенка, не ставить в угол, не лишать прогулки, не запугивать «дядей с мешком», «[н]е употреблять руга-
тельств, избегать курить и особенно пить спиртные напитки, безусловно не давать детям вина хотя бы для пробы»[5]. В конкурс включены и такие положения, которые соответствуют заданной модели социального воспитания: «[р]ассказать детям о жизни пионеров, красноармейцев, колхозников, о Сталине, Ленине», «вывести из быта семьи религиозные праздники, обряды, иконы, кресты, рассказы о том, что «бог накажет», «[н]е делать резко различия в воспитании мальчиков и девочек, не проводить разницы в игрушках (мальчику - автомобиль, девочке - куклу) и обращении с ними» [6].
В годы первых пятилеток окончательно складывается система школьного образования. Часто чрезвычайными мерами и в кратчайшие сроки осуществлялась ликвидация неграмотности, введение всеобщего обязательного начального обучения, осуществление семилетнего образования, подготовка учительских кадров. На страницах газет постоянно печатаются публикации с говорящими названиями-призывами: «Недопускать срыва всеобуча», «Во всеоружии
встретить новый учебный год», «Пьяницу и лодыря вон из советской школы», «Усилитьработу по ликвидации неграмотности», «Выполнить закон о всеобуче». В них поднимались самые острые проблемы образования тех лет - непосещение школы детьми, неуспеваемость, массовое второгодничество.
Нельзя не отметить, что зачастую причинами непосещения школы являлись материальная необеспеченность семей, удалённость образовательных учреждений от мест проживания учащихся, работа детей на лесозаготовках и в колхозе, «ухаживание за меньшими ребятами» [7]. Во всех случаях назывались конкретные фамилии родителей, чьи дети не посещали школу, публиковались обращения «не допускать пропусков занятий», печатались предупреждения о принятии мер, призывы к родительской совести и ответственности [8].
Способами борьбы за повышение качества всей работы в школе становится «социалистическое соревнование и ударничество». Так, например, учителя Косинской средней школы берут на себя обязательства добиться успеваемости детей и их образцовой сознательной дисциплины, тщательно готовиться к каждому уроку, организовывать внеклассные мероприятия, повседневно вести
культурно-политическую работу среди учащихся и родителей, обмениваться передовым опытом [9]. Информация о социалистическом соревновании, напоминающая сводки, постоянно печаталась в газете, придавая пропаганде системный характер: «Учителя включились в социалистическое соревнование имени Третьей Сталинской Пятилетки», «Соревнование можно организовать между отдельными учащимися, между учителями, группами, школами», «Включившись в соцсоревнование, учителя вызвали на соревнование учителей Гаинского района» [10].
На страницах газеты подробно анализируются недостатки, связанные с осуществлением всеобщего семилетнего обучения. Так, например, в статье «Улучшить качество учебно-воспитательной работы в школе» инспектор районного отдела народного образования к ряду «крупнейших недостатков» относит неполный охват всеобучем, большой отсев детей в ряде школ района, недостаточный («всего лишь 77») процент успеваемости, слабый контроль за работой учителей и классных руководителей в тех школах, которые «дали самый низкий процент успеваемости», элементы формализма в преподавании отдельных учебных предметов. К «большим недостаткам» отнесены «низкая грамотность по русскому и родному языкам, неумение применять грамматические правила при выполнении письменных работ, слабые навыки в решении арифметических задач, формальное усвоение учебного материала, особенно по биологии, химии, а также неумение обобщать исторические события, поверхностное изучение Конституции, невысокая культура речи» [11].
Отмечены также невнимание к «педагогической пропаганде среди населения», незнание «элементарных вопросов текущей политики», слабая работа «по изучению и распространению передового методического опыта». Автор призывает учителей улучшить преподавание всех учебных предметов, «и особенно русского и родного языков, в свете учения т. Сталина о языкознании, истории, Конституции СССР, литературы, математики и биологии, полностью осуществить задачи поставленные Высшей Академией сельскохозяйственных наук им. Ленина и Павловской сессией» [12].
К борьбе за знания привлекались и сами дети. В заметке «Просим исправиться» «Пионер Федосеев» из Чураковской школы пишет, что в «V«А» классе ученики Федосеевы: Николай, Иван, Иосиф, Василий, Григорий учатся на «плохо» и «очень плохо». Они не слушаются преподавателей, во время уроков шалят. Из-за них в классе дисциплина плохая. Мы, пионеры, просим исправиться их» [13]. В другой заметке отмечено, что дети «на пионерском сборе 20 декабря, с большим вниманием прослушали биографию Иосифа Виссарионовича Сталина. После этого взяли обязательства: учиться только на «хорошо» и «отлично», помогать отстающим товарищам, в свободное время тренироваться на лыжах» [14].
Реформа государственной системы образования позволила создать действенную и жизнеспособную систему общественного воспитания. Особую роль в усвоении реалий новой жизни играли антирелигиозные кампании: «Необходимо помнить, - пишет автор статьи «Пасха - вредный, реакционный праздник», — что разоблачение классовой сущности религии и религиозных праздников - одна из важнейших задач коммунистического воспитания трудящихся. Религия -пережиток капитализма, а преодоление пережитков капитализма в сознании людей имеет решающее значение в коммунистическом воспитании трудящихся, которое помогает созданию новых навыков и понятий, нового быта и мировоззрения советского общества, несовместимого с рабской и унизительной идеологией религии» [15].
До сознания детей и взрослых постоянно доносили, что только «революционные праздники - это радостные праздники побед и достижений трудящихся в борьбе за социализм» [16]. Использовались общие идеологические приёмы пропаганды, например, постоянное напоминание о внешней угрозе: «[о]т нас требуется бдительность, ненависть к врагу, укрепление обороноспособности страны, усиление ее мощи. Пасхальная проповедь о любви к врагу, о прощении обид, проповедь о презрении к земным делам и т.д.- вредная, предательская, контрреволюционная проповедь» [17]. Специально для агитаторов печатались призывы провести беседы для населения «Происхождение и
сущность религиозных праздников и обрядов» [18]. В семейном воспитании предписывалось «охранить ребенка от религиозного дурмана», «не затенять сознание ребенка вредным вымыслом, не рассказывать ему сказок про бабу-ягу, лешего, домового, а рассказывать коментируемые сказки: «Зимовье зверей», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин» и т.п.» [19].
Нельзя не отметить, что в рассматриваемый период был накоплен огромный арсенал разнообразных форм воспитания, прежде всего патриотического. В один тугой узел стягивалось всё, что способствовало воспитанию молодого поколения «в духе преданности родине, партии и советскому народу» [20]. Школьники, обучаясь и одновременно работая в колхозе, включались в соревнование, становились «замечательными производственниками, инициаторами стахановского движения и ударничества» [21]. В годы войны по решению правительства «колхозные ребята в возрасте от 12 до 16 лет» должны были «обязательно выработать не меньше 50 трудодней в году» [22]. В «долг юных патриотов» также входило «взять на себя заботу о малышах», «культурно обслуживать колхозников: выпускать боевые листки, читать газеты, выступать с художественными номерами», добиваться «выполнения и перевыполнения задания, установленного району по заготовке лекарственного сырья» [23]. Школьники собирали тёплые вещи для эвакуированных детей, посылки на фронт, денежные средства в помощь детям освобождённых территорий.
Одной из самых сильных сторон всей системы воспитания стала физическая подготовка школьников. В практике физкультурной работы широкую популярность приобрели спортивные праздники, эстафеты, массовая сдача норм ГТО и БГТО, различные военные игры, соревнования по лыжам, хоккею, конькам. Летняя спартакиада проводилась по программе: «Юноши - бег 100 и 1000 метров, девушки - бег 100, 500 метров, прыжки в высоту с разбега, прыжки в длину с разбега, метание гранаты» [24]. Газета публиковала имена участников, показавших лучшие результаты в районе. Так, на летней спартакиаде школьников 19 июня 1952 года в Косе победили « [в] прыжках в длину с разбега - Леонид Контиев - 4 метра 20 см, Аркадий Фадеев - 4 метра 5 см, Анатолий Бра-
гин - 4 метра» [25]. Зимние спортивные праздники включали соревнования по стрельбе, гранатометанию, лыжному кроссу. Лучшие спортсмены награждались дипломами и грамотами райкома ВЛКСМ и ДОСАФ, а сдача норм на значок ГТО стала хорошим стимулом для массового занятия спортом.
Организация общественной работы и вовлечение в неё детей строились в самых разных направлениях. Гордостью района были огромные пришкольные участки, питомники, цветники, фермы по разведению животных, на которых дети младших и старших классов проходили учебную практику. «Хорошо организована работа учеников на пришкольном участке Косинской средней школы, которым руководит Т.К. Сиваченко», - пишет А. Морошкина в статье «Изучают природу». - «Младшие классы следят за развитием растений, учатся правильно ухаживать за посевами, ставят своей целью получение высоких урожа-ев...Ученики старших классов занимаются выращиванием южных растений. На опытном участке посеяны все сорта пшеницы, овса и однолетних трав. Это сделано с той целью, чтобы проверить, какие сорта наиболее применимы для колхоза нашего района. После такого опыта школа будет распространять по колхозам семена растений...<...>. Есть в этой школе и питомник. Он уже сейчас дает много доходов. На 2000 рублей школа продала саженцы яблонь населению с. Косы и райбольнице» [26].
Поощрялось участие детей в смотрах художественной самодеятельности, проведение шефских концертов, хоровые выступления на праздниках песни. Об одном из таких выступлений газета писала: «Сводный хор в составе двухсот пионеров и школьников, под руководством физкультурного руководителя Ко-синской семилетней школы т. Мальцева, исполнил песни «Корельская песня о Сталине», «Песня пионеров Советского Союза», «Песня о лучших друзьях», «Наш край», «Мы войны не хотим». Затем выступили с отдельными номерами чтецы, певцы, танцоры» [27].
На период зимних каникул составлялись специальные программы, в которые включались новогодние ёлки, киносеансы, выступления школьных кружков, премирование отличников учёбы, военизированные лыжные походы,
катание на коньках, игры на воздухе. «Чураковская неполно-средняя школа деятельно готовится к зимним каникулам. Проложена 5-ти километровая лыжная дорога по пересеченной местности, где с учащимися проводятся лыжные вылазки. В основном оборудована катушка для учащихся, где будут проводить здоровый отдых ребята...<...>. В период каникул будет организована: массовая сдача норм на БГТО и ГСО I ступени по лыжам, будут шахматно-шашечные игры, домино. Готовятся постановки для культурного обслуживания учащихся» [28].
В рассматриваемый нами период под лозунгом «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» выросло целое поколение детей, которые вместе со взрослыми шли «по социалистическому пути». Средства печати освещали этот путь по всем направлениям борьбы за светлое будущее, воздействуя на "нового человека" через общество, школу, семью. Утверждение в массовом сознании официальной идеологии самым непосредственным образом сказывалось на развитии образования и формировании мировоззренческой позиции личности, на создании психологической атмосферы тоталитарного общества.
На страницах газеты по известным причинам не находила отражения та часть советской истории, о которой и сегодня её свидетели не могут вспоминать без слёз: повседневная жизнь в тяжелое и голодное время, судьбы детей-переселенцев, в огромном количестве депортированных вместе с родителями в районы Северного Верхнекамья, героизм детей-тружеников в колхозах и леспромхозах Пермского края. Восстановить эту историю детства могут совсем другие источники, связанные с памятью людей и формами её сохранения в рассказах очевидцев, фотоматериалах, документах домашних архивов.
Библиографический список
1. Архивный отдел администрации Косинского муниципального района Пермского края. Ф.40. О.1. Д.1. Л.10.
2. Там же. Ф.40. О.1. Д.1. Л.10.
3. Там же. Ф.40. О.2. Д.4. Л.106.
4. Там же. Ф.40. О.1. Д.4. Л.43.
5. TaM ^e. o' e 0.1 A.4. ^.43.
6. TaM ^e. 0.40. 0.1 A.4. ^.43.
7. TaM ^e. 0.40. 0.1 A.16. ^.56.
8. TaM ^e. 0.40. 0.2 ^.2. .H.80 06.
9. TaM ^e. 0.40. 0.1 A.8. ^.19.
10. TaM ^e. 0.40. 0.1 £.12. ^.4.
11. TaM ^e. 0.40. 0.2 fl.2. ^.5 06.
12. TaM ^e. 0.40. 0.2 fl.2. ^.5 06.
13. TaM ^e. 0.40. 0.1 A.10. ^.22.
14. TaM ^e. 0.40. 0.1 A.9. ^.84.
15. TaM ^e. 0.40. 0.1. A.8. ^.33 06.
16. TaM ^e. 0.40. 0.1 A.8. ^.33 06.
17. TaM ^e. 0.40. 0.1 A.8. ^.33 06.
18. TaM ^e. 0.40. 0.2 £.127. ^.13 06
19. TaM ^e. 0.40. 0.1 £.4. ^.43.
20. TaM ^e. 0.40. 0.1 £.12. ^.4.
21. TaM ^e. 0.40. 0.1 £.9. ^.47.
22. TaM ^e. 0.40. 0.1 £.12. ^.46.
23. TaM ^e. 0.40. 0.1 £.12. ^.46.
24. TaM ^e. 0.40. 0.2 £.3. ^.71 06.
25. TaM ^e. 0.40. 0.2 £.3. ^.71 06.
26. TaM ^e. 0.40. 0.2 £.127. ^.107.
27. TaM ^e. 0.40. 0.2 £.5. ^.99.
28. TaM ^e. 0.40. 0.1 £.9. ^.81.
Bibliography
1. Archival Department of Administration of the Kosinsky Municipal Region of Perm Kray. F.40. O.1.D.1. L.1.
2. In the same place. F.40. O.1. D.1. L.10.
3. In the same place. F.40. 0.2. D.4. L.106.
4. In the same place. F.40. 0.1. D.4. L.43.
5. In the same place. F.40. 0.1. D.4. L.43.
6. In the same place. F.40. 0.1. D.4. L.43.
7. In the same place. F.40. 0.1. D.16. L.56.
8. In the same place. F.40. O.2. D.2. L.80 ab.
9. In the same place. F.40. 0.1. D.8. L.19.
10. In the same place. F.40. 0.1. D.12. L.4.
11. In the same place. F.40. 0.2. D.2. L.5 ab.
12. In the same place. F.40. 0.2. D.2. L.5 ab.
13. In the same place. F.40. 0.1. D.10. L.22.
14. In the same place. F.40. 0.1. D.9. L.84.
15. In the same place. F.40. 0.1. D.8. L.33 ab.
16. In the same place. F.40. 0.1. D.8. L.33 ab.
17. In the same place. F.40. 0.1. D.8. L.33 ab.
18. М ^ same place. F.40. О.2. D.127. L.13 ab.
19. In ^ same place. F.40. О.1. D.4. L.43.
20. In the same place. F.40. О.1. D.12. L.4.
21. In the same place. F.40. О.1. D.9. L.47.
22. М the same place. F.40. О.1. D.12. L.46.
23. М the same place. F.40. О.1. D.12. L.46.
24. In ^ same place. F.40. О.2. D.3. L.71 ab.
25. In ^ same place. F.40. О.2. D.3. L.71 ab.
26. In ^ same place. F.40. О.2. D.127. L.107.
27. In the same place. F.40. О.2. D.5. L.99.
28. In the same place. F.40. О.1. D.9. L.81.