Протасова Е. В. Заметки школьников в периодических изданиях Пермской области (на материалах 1960-х - 1970-х гг. / Е. В. Протасова // Научный диалог. - 2013. - № 8 (20) : Педагогика. - С. 152-166.
УДК 37.01:141.8:070.23(1-37)
Заметки школьников в периодических изданиях Пермской области (на материалах 1960-х - 1970-х гг.)1
Е. В. Протасова
В статье анализируются заметки школьников, опубликованные в периодических изданиях Пермской области в 1960-е - 1970-е гг. На этом материале, содержащем эмоциональные впечатления детей от участия в организованной деятельности школьников, зафиксированные в режиме реального времени, реконструируются значимые феномены истории детства советского периода. Собрана информация о формах обучения и воспитания, реализованных на практике в школьном и внешкольном образовании тех лет.
Ключевые слова: история детства; периодические издания; заметки школьников; формы обучения и воспитания.
Два десятилетия советской истории - 1960-е - 1970-е гг. - оказались продуктивными в плане творческих поисков в педагогике и вовлечения в сферу образования разнообразных гуманистических идей. Их практическое воплощение предусматривало реализацию вариативных форм стимулирования активности школьников, организацию их коллективно-творческой деятельности, воспитание соответствующих идеалов и ценностей. Одним из направлений изучения истории
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Комплексное изучение истории детства и традиций воспитания в Пермском крае», проект № 12-16-59600.
детства советского периода является обращение к таким неординарным источникам, как заметки детей, опубликованные в местных (городских и районных) периодических изданиях. Особенностью данного корпуса источников являются письменные свидетельства самих школьников о событиях повседневной жизни.
Материалом для нашего исследования послужили заметки школьников 4-8 классов, опубликованные в газетах «Северная Звезда», «Красная Вишера», «Соликамский рабочий» в 1960-е - 1970е гг, выходивших в крупных городах Пермской области - Чердыни, Красновишерске, Соликамске, а также в районах, центрами которых они являлись. Названные печатные издания хранятся в научно-краеведческой библиотеке Чердынского краеведческого музея имени А. С. Пушкина и в Архивном отделе администрации города Соликамска. Проведенный нами анализ материалов библиотеки и архива являлся составной частью комплексного изучения истории детства и традиций воспитания в Пермском крае.
Цель данной статьи связана с историко-педагогическим анализом «детского материала», опубликованного в местных газетах в период 1960-х - 1970-х гг. Ключевые вопросы анализа были поставлены следующим образом: какие стороны общественной системы воспитания представлены в региональных периодических изданиях? Какие формы обучения и воспитания отражены в заметках школьников, опубликованных на страницах газет Пермской области? Какие нормы поведения осваивались подрастающим поколением на основе организационных форм, используемых в педагогике школы и внешкольных учреждений?
Для анализа было выбрано 150 заметок, опубликованных в соответствующих рубриках периодических изданий: «Школьная страница», «Орлёнок», «На марше пионерия!», «Звени, пионерское лето!», «Пионерия Вишеры - юбилею», «С Днем Рождения, юные ленинцы!». Заметки подписаны именами и фамилиями детей с указанием класса (школы), а также выполняемых общественных поручений (председатель совета отряда или, как варианты, - председатель дружины, пионерского штаба, школьного спортивного общества). Некоторые публикации подписаны постоянными или временными детскими коллективами, например: «Пятиклассники», «Члены литературного
кружка», «Совет дружины Вишерогорской восьмилетней школы», «Отряд Почемучки». Небольшие по объёму материалы отличаются эмоционально окрашенными конструкциями предложений, содержат описание фактов и событий из жизни школьников, отражают основное содержание уже в заголовках: «Изучаем свой край», «Занимательное путешествие на родину предков культурных растений», «Экскурсия в музей», «Состоялся митинг», «Трудовая эстафета», «Любимая наша игра», «Спортивные успехи», «Ура, футбол!», «Весёлый КВН» и так далее.
Основное содержание заметок стало основанием для объединения отобранного материала в условные группы. В целом это ключевые направления общественной системы воспитания «в коммунистическом духе»: борьба за всеобуч и качество знаний, формирование патриотизма и интернационализма, агитационно-массовая и пропагандистская работа, общественно-полезный труд, включение подрастающего поколения в сферу спорта, досуга, массовой культуры. Реализация названных направлений воспитания происходила в различных формах, которые можно рассматривать как определённые конструкции всех звеньев целостного учебно-воспитательного процесса.
Известно, что в советский период школа обеспечивала фундаментальную и качественную подготовку выпускников. Лозунг «Учёба на совесть — долг каждого школьника» нашёл практическое воплощение в организационных формах, стимулировавших успеваемость школьников: соревнованиях, постах всеобуча, рейдах проверки домашних заданий, «Учебных прожекторах», отрядных сборах «Учись учиться», перспективных табелях оценок. Распространенной формой подтягивания отстающих учеников класса являлась шефская работа: «Не все ребята в нашем классе учатся успешно, - пишет ученица 4 класса И. Маричева. - Вот и решили мы на совете отряда взять шефство над отстающими. В течение всей третьей четверти шефы занимались с подшефными: разъясняли им материал, который те не поняли, спрашивали правила, разбирали трудные слова, проводили диктанты. У ребят, которым помогали И. Ширинкина и Л. Судницына, заметно улучшилась успеваемость. Нам хочется, чтобы все учащиеся нашего класса успевали»1 [Маричева, 1972].
1 Здесь и далее сохраняется орфография и пунктуация первоисточников.
На формы борьбы за «стопроцентную успеваемость» силами пионерской дружины указывает Татьяна Никитина в заметке «В поход против двоек»: «Организовали соревнования по классам, его контролировала завуч М. Я. Якушева. Завели тетради учета оценок и пропусков уроков. Каждый четверг в классах стали проводить заседания активистов, где обсуждались все наболевшие за неделю вопросы. Кроме этого, мы регулярно делаем рейды-проверки внешнего вида учащихся, наличия у них тетрадей, карандашей, ручек. Успеваемость за вторую четверть была уже 89 процентов, но впереди еще много работы. Мне очень хочется, чтобы хотя бы один отряд в нашей дружине имел стопроцентную успеваемость и мог называться правофланговым» [Никитина, 1972].
Существенную роль в развитии познавательного интереса учащихся играли предметные кружки, стимулировавшие высокий уровень мотивации детей и их эмоциональной включенности в освоение предмета. Восьмиклассница курганской школы пишет о занятиях в химическом кружке и подготовке стенда «Что вы знаете и чего не знаете о химических элементах?», а также опытов «для антирелигиозной лекции в пятых классах» [Лопарева, 1969]. Школьники Крас-новишерска делятся своими впечатлениями о географическом кружке, на котором они вели переписку «с работниками сплавных рейдов Вишеры, Камы, Волги» и узнали, где востребована «вишерская древесина» и почему необходимо беречь «лес - наше богатство» [Хлебник и др., 1973]. Ученики бондюжской средней школы рассказывают о «Стране Дельфинии» - литературном кружке, заниматься в котором «очень весело и интересно», потому что они знакомятся «[с] сочинениями Козьмы Пруткова, с поэзией Дмитрия Кедрина и Новеллы Матвеевой, с творчеством композитора Глинки, с очерками Василия Пескова и повестями Александра Грина», разучивают песни, пробуют «писать стихи, сатирические частушки, фельетоны», выпускают газету «Бригантина», проводят литературные вечера [«Страна Дельфиния», 1969].
В советской школе широко использовались формы обучения, позволяющие развивать активность учеников и их творческую самостоятельность: факультативные занятия, предметные недели, тематические вечера, турниры смекалистых, конкурсы сочинений, за-
очные путешествия, школьные, районные, областные олимпиады по физике, химии, математике. Большой популярностью среди школьников пользовались устные журналы «Хочу всё знать». О том, как была организована их работа, рассказывает в заметке «От страницы к странице» ученица 7 класса Т. Пиндус: «Устный журнал, который проводился в нашем классе, состоял из страничек, посвященных географии, зоологии, литературе и русскому языку. На географической страничке ребята рассказывали о новых исследованиях, новостройках в нашей стране и за рубежом. Предлагали географические загадки. Из странички литературы и русского языка мы узнали, откуда произошли слова или целые выражения. Была проведена литературная викторина. Страничка по зоологии очень интересно рассказала нам о происхождении древних животных и тех животных, которые живут на земле в наше время. Задавались различные загадки по зоологии, отгадывался кроссворд. Ребятам очень нравятся устные журналы» [Пиндус, 1972].
Нельзя не отметить, что успешному обучению школьников во многом способствовал интерес к книгам, поддерживаемый проведением читательских конференций, коллективных чтений, конкурсов лучших чтецов и рассказчиков, театрализованных представлений по мотивам известных произведений. Дети абсолютно искренне погружались в литературу-игру и чарующую романтику книг, например, А. П. Гайдара. Настоящим ярким событием были экскурсии на родину любимого писателя. Такому путешествию посвящена заметка сельских учеников, позволяющая почувствовать «дух времени». Мир писателей и литературных героев выступал в качестве основы формирования жизненных ориентиров подростков: «С большим волнением входили мы в Арзамасский государственный музей имени А. П. Гайдара, в домик, где родился писатель. Всюду его личные вещи. И кажется, что сейчас откроется дверь, и на пороге появится светловолосый мальчуган, подмигнет лукаво и уведет нас за собой, как Тимур своих сверстников. Ходили в парк, где гулял маленький Аркадий. <.. .> Каждый год в мае, в день рождения пионерской организации (как нам рассказали), стройными рядами приходят в парк пионеры, чтобы поделиться своими успехами, рассказать о новых делах и затеях. И кажется, будто внимательно слушает ребят высокий, бронзовый
Гайдар в распахнутой военной шинели. Когда мы подошли к памятнику, нам показалось, что он посмотрел на нас и сказал: «Здравствуйте, дети!». И мы громко ответили: «Здравствуйте, Аркадий Петрович! Мы приехали на встречу с Вами из далекого северного городка Красновишерска» [Зыбин и др., 1973].
Как показывает анализ материала, в 1960-е - 1970-е годы был накоплен значительный опыт идейно-политического, военно-патриотического, интернационального воспитания. В заметках школьников упоминаются пионерские сборы, шефская работа вожатых, политинформации, торжественные линейки, праздники юных ленинцев, кружки «красных следопытов», всесоюзные операции и маршруты. Общей характеристикой отмеченных форм деятельности являлась приоритетная роль идеологического воздействия. Однако сами школьники интересно организованные мероприятия воспринимали как игру, как возможность для проявления активности и получения новых впечатлений, как способ разновозрастного общения.
Так, пятиклассники красновишерской школы в заметке «Интересный сбор» пишут о проведении Дня космонавтики. На сборе было всё, что интересно детям: рассказ семиклассников «о покорителях космоса», беседа отрядной вожатой «о пионере космоса Ю. А. Гагарине», представление заданий, выполненных звеньями (стихи, песни, рисунки, книги о космосе) [Интересный сбор..., 1973]. В заметке «Навстречу юбилею» пятиклассники курганской школы описывают подготовку к ленинскому юбилею, во время которой они «хорошо оформили и озеленили классы», «принимали участие в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях», «посадили деревья на территории детского сада»; за первое место по успеваемости получили альбомы, в которых смогут разместить «картинки о нашей Родине и пионерах-героях» [Навстречу., 1969]. Пионеры чердынской школы в заметке «Наши октябрята» отметили «немало интересных дел», организованных в подшефном классе, например вечер сказок, на котором октябрята «с увлечением рассказывали сказки, пели песни, отгадывали загадки», а также они посмотрели диафильм, получили книги в подарок [Безгачева и др., 1972].
Из многообразия форм патриотического воспитания особое место отводилось военно-спортивной игре «Зарница». Некоторые заметки
о ней написаны как репортажи с места событий: авторы выстраивают свои сообщения на фоне общей увлечённости игрой, борьбы и радости победы: «Стремительно преодолев последнее препятствие, бойцы первого батальона Таня Кучкова и Вася Кузнецов первыми достигли высоты, на которой алело красное знамя. Раздалось громкое “ура”! Но это было уже в конце военно-спортивной игры “Зарница”, проведенной недавно пионерами Чердынской школы-интерната. А перед игрой юнармейцыразбились на два батальона <...>. Задача батальонов - найти по шесть записок. А найти их было непросто: тут нужны и смекалка, и наблюдательность, умение отлично ориентироваться на местности и хорошо знать условные топографические знаки. Однако этот этап задержек не вызвал - все действовали быстро и уверенно. И вот - последний этап. Все внимательно вслушиваются в лесную тишину: скоро должен прогреметь выстрел, извещающий юных бойцов о начале последнего этапа. Выстрел!.. Оба отряда, минуя траншеи и препятствия, устремляются к высоте, на которой развевается красное знамя...» [Ничипорук, 1972].
Лучшей иллюстрацией разнообразия форм интернационального воспитания могут служить заметки школьников о проведении бесед и классных часов, посвященных жизни братских народов, об экскурсиях и поездках по республикам СССР, о переписке и обмене подарками со школьниками страны. Закреплению соответствующих установок официальной идеологии способствовали митинги солидарности, посвящённые борьбе за мир: «Недавно в нашей школе прошел митинг. В час дня все классы собрались в зале. В руках ребят были плакаты «Мир чилийцам!», «Свободу Луису Корвалану!», «Мы за мир в Чили!» и другие. Митинг открыла учительница географии и рисования В. Б. Гилева. Она рассказала нам о Чили. Затем Ф. Ф. Онопа сделала небольшой доклад о том, как росла культура и развивалось хозяйство в Чили, как чилийский народ боролся за свою независимость. А потом выступали учащиеся школы. Они гневно клеймили позором насильственные действия, творимые военной хунтой. <... > Митинг закончился пионерской песней» [Состоялся..., 1973].
Увлекательной формой общения школьников с зарубежными сверстниками являлись клубы интернациональной дружбы, открывающие детям мир творческого общения, познания, новых впечат-
лений. В таких сообществах накапливался опыт уважительного отношения к другим языкам, странам, народам. В школах оформлялись уголки интернациональной дружбы, создавались альбомы о жизни сверстников за рубежом, велась переписка со школьниками: «У нас
в школе многие ребята переписываются с пионерами других стран, - пишет семиклассница Л. Белозерова в заметке «Будем ездить в гости». - Переписываюсь и я. Это началось два года назад. Ученику нашего класса пришло письмо из Чехословакии. Его дали мне. Теперь у меня много друзей. Письма приходят из Болгарии, Китая, Польши. Переписываться не только интересно, но и полезно. Узнаешь много нового о стране, о пионерских делах, о пионерской организации. Очень хочется писать письма ребятам всех стран. Жаль, что это невозможно. Но скоро на всей Земле будет мир, и тогда все ребята будут дружить, писать друг другу и ездить в гости» [Белозерова, 1962].
Неотъемлемой частью всей жизни советских школьников являлся общественно-полезный труд. В практику образовательных учреждений вошли формы воспитания, о которых пишут школьники: субботники и воскресники, сбор металлолома и макулатуры, декадники по сбору лекарственных растений, трудовые вахты, эстафеты полезных дел, тимуровские рейды, пионерские лесничества, практика на производственных предприятиях, работа в колхозах и совхозах. Через газеты ученики постоянно рапортовали о своих достижениях, отмечали классы-победители, называли активных участников различных трудовых операций: «Собрано 280 килограммов рябины. Больше всего собрал ягод отряд 6 «в» класса (председатель Вера Митрако-ва). Второе и третье место поделили отряды 6 «б» класса (председатель Сергей Судницын) и 8 «в» класса (председатель Наташа Чистякова). В декаднике приняли участие и октябрята. Особенно хорошо потрудились ребята 3 «а» класса» [Яковлева, 1973].
Все трудовые дела класса и дружины являлись условием успешного продвижения по пионерскому маршруту «Пионерстрой», о котором писали школьники 1970-х годов. В качестве примера приведём заметку ученицы 4 класса Н. Лехановой «Наш девиз»: «Мальчики нашего класса помогали детсаду № 7: построили для ребят большую горку, очистили дорожки от снега, на уроках труда изготовляли
маски к новогодней елке малышей. Помогали они и ремонтировать книги в школьной библиотеке. Каждый год мы собираем макулатуру. Участвовали в сборе её и нынче. Сначала нам присудили второе место, но мы решили обязательно занять первое, и добились этого: собрали 73 килограмма макулатуры. Оказывали помощь и совхозу «Бумажник» - собирали для скота хвойную лапку. В день Всесоюзного пионерского субботника пионеры отряда, борющегося за право называться именем Л. Матвеевой, вместе со всеми школьниками выйдут на работу» [Леханова, 1972].
Школой трудолюбия являлась шефская работа детей «в зоне пионерского действия», куда входили библиотеки, дошкольные образовательные учреждения, младшие классы школы, улицы городов, цеха промышленных предприятий. Особое внимание со стороны тимуровцев было к пенсионерам и ветеранам Великой Отечественной войны. Пионеры сельских школ постоянно работали в колхозах и совхозах, на заготовке дров, на уборке урожая. С. Князева в своей заметке пишет о шефстве над фермой: «В начале учебного года, составляя план работы отряда, мы решили вместе с 10 «а» классом взять шефство над верхязьвинской фермой. Был составлен примерный план бесед, лекций. Доклады готовили классный руководитель 10 «а» класса и старшая пионервожатая. А мы выступали перед доярками с концертами. Ребята деревни Гришиной помогают своим мамам ухаживать за скотом. К знаменательным датам для доярок выпускали газеты. Зимой звенья нашего отряда сбрасывали с крыши фермы снег» [Князева, 1972].
Ученики городских школ рассказывали читателям газет о шефах промышленных предприятий, отмечая заботу «старших товарищей» о школьниках. Основными формами сотрудничества являлись встречи с шефами (в школе и на предприятиях), беседы на пионерских сборах, концерты: «Старшие товарищи очень внимательны к нам, - пишут соликамские пионеры о шефах ремонтно-строительного цеха магниевого завода. - «К Дню 8 Марта они нам подарили книги, а Вале Нечепоренко - ботинки и туфли. На одной из встреч члены бригады рассказали нам, как они добились звания коллектива коммунистического труда, как работают в настоящее время. И мы тоже решили показать им, чему нас на-
учила школа. На сборе «Умей всё сделать» были представлены работы мальчиков, которые они выполнили на уроках столярного и слесарного дела. Немало хлопот было и у девочек: они варили кофе, готовили винегрет, стряпали печенье. На торжественной линейке мы обменялись итогами выполнения взятых обязательств и показали концерт» [Шилова и др., 1961].
Существенная роль в практике советского воспитания отводилась физической подготовке школьников. Многие формы являлись для детей отличной возможностью продемонстрировать личные и коллективные достижения, выступить за честь класса и школы, добиться новых успехов. Г азеты публиковали материалы о соревнованиях и эстафетах, о зимних и летних олимпиадах, о подвижных играх и спортивных праздниках, о состязаниях по туризму. Как увлекательные путешествия воспринимались детьми туристические походы, сплавы на плотах и лодках, изучение родного края в краеведческих экспедициях. Во время многодневных походов школьники собирали коллекции горных пород для уроков географии и предметы старины для школьных музеев, встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, вели дневники путешествий и фотографировали, посещали промышленные предприятия области, давали концерты для местного населения.
Любимыми маршрутами детей были берега Вишеры и её притоки. В Пермской области практически не было школьников, которые бы не видели уральских гор, не поднимались на Полюд, Ветлан, По-мянённый, Говорливый, Писаный. Ходили в походы, организованные в школе, на летних площадках, в пионерских лагерях, о чём также писали в заметках: «А самое знаменательное событие в отряде — это поход на гору Полюд. Поход был очень трудным, но ребята вынесли его. Недаром название нашего отряда «Отважные». Так ещё 16 мальчишек и девчонок побывали на Полюде» [Недаром..., 1969]. «В начале сентября наш класс ходил на Ветлан. Цель похода - знакомство с природой родного края. Погода с утра не радовала, но настроение у всех было бодрое. Не исчезло оно даже и тогда, когда «повара» нам подали на обед пересоленные суп и рожки. Все было съедено с большим аппетитом. Мы с интересом осмотрели скалы Ветлана. Некоторые обследовали пещеры, другие собирали камешки
для коллекций. А как красива Вишера с Ветлана, лес расцвеченный осенними красками! Этот поход надолго запомнится нам» [Интересный поход., 1972].
В рассматриваемый период поощрялось участие детей в художественной самодеятельности, в смотрах творческих коллективов, музыкальных и танцевальных ансамблей, агитбригад, в школьных и внешкольных досуговых объединениях. Как показывает материал, оригинальные идеи и замыслы детей находили практическое воплощение в театральных представлениях, на школьных праздниках, в коллективных выступлениях. В основе многих форм самореализации школьников лежала игра, влияние которой проявлялось в устойчивом интересе детей к творческим видам деятельности: «Уже более четырех лет мы занимаемся в кукольном кружке Дома пионеров. За это время научились многому: лепить, шить, работать с папье-маше. Поставили очень много сказок, например, «Иван царевич и серый волк», «Аленький цветочек», «Кошкин дом», «Пятак и пятачок». С этими сказками мы выступали в различных школах города, в детских домах и садиках. Многим из нас сейчас присвоено звание пионера-инструктора. А Нина Попова, Саша Попов, Тоня Мезенцева сами руководят кукольным кружком» [Патрушева, 1961].
Достаточно информативный материал представлен в заметках, посвящённых активному отдыху детей во время каникул. Так, на отдельной странице газеты «Северная Звезда» за 31 июля 1969 года напечатан материал о пионерском лагере «Кама», расположенном на правом берегу реки. Среди самых запомнившихся мероприятий первой смены детьми названы встречи по футболу, походы, спортивный праздник, купания в реке, соревнования на лучшего рыболова, выезды с концертами, конкурс на лучшего чтеца, танцевальные и музыкальные вечера, поездки в гости в соседний пионерский лагерь, «День Нептуна», «КВН», военные игры «Атакуй, занимай» и «Найди вожатого», экскурсии в музей и соликамский планетарий. Впечатления детей об отдыхе в лагере связаны, в первую очередь, с возможностью подружиться со сверстниками, отдохнуть, интересно провести время: «Да, лагерь и наши вожатые помогли нам сдружиться, узнать друг друга и в походе, и в труде, и в отдыхе, они помогли нам интересней жить» [Сыроватских, 1969].
На период зимних каникул в школах и внешкольных учреждениях составлялись специальные программы, в которые входили коллективные походы в кино, лыжные соревнования, экскурсии, тематические вечера, традиционные ёлки с играми и театрализациями. Такому празднику посвящена, например, заметка детей «Сказка у новогодней елки»: «Вечер открылся спектаклем «Горя бояться - счастья не видать», поставленным силами пионерского драмкружка. Это русская народная сказка о «горе», переходившем из рук в руки. <...> Во время вечера работала новогодняя почта, через которую можно было поздравить друзей и учителей с праздником. Проводились интересные игры и аттракционы. В одном из них «Как зовут куклу?» победила Оля Смирнова, ей и подарили игрушку. При защите костюмов нужно было исполнить какой-нибудь номер. Первый приз вручили Оле Сусик за костюм Бабы-Яги. Уж очень он был оригинален! <...> Участники кружка для младших школьников поставили сказку «Царевна Лягушка» [Фролова и др., 1977].
В местных газетах также публиковались материалы об отдыхе лучших школьников Пермской области во Всесоюзном лагере «Артек». Вот как о своих впечатлениях от самого знаменитого пионерского лагеря СССР написала семиклассница Т. Тарасова: «Артек называют “Курносая страна”. Действительно, здесь живут ребята задорные, веселые. Я была в третьем пограничном отряде, где собрались ребята из разных союзных республик. Все мы были очень дружны, и жить нам было хорошо и радостно. Наш отряд выходил «на охрану государственной границы», дежурили мы и на территории Артека. Интересно прошла игра “Зарница”. Навсегда запомнили мы поездки в Севастополь, Ялту. Очень интересной была жизнь в Артеке. Часто устраивались различные конкурсы, сборы, КВН. Надолго сохраним мы воспоминания об Артеке, об отряде, о наших вожатых» [Тарасова, 1972].
В целом анализ фактического материала позволяет сделать вывод о том, что средства печати Пермской области в период 1960-х - 1970-х годов активно освещали различные стороны общественной системы воспитания, привлекая к активной деятельности самих детей. В заметках школьников содержатся сведения об основных направлениях развития образования, о реализованных на практике творческих
идеях, о разнообразии форм работы с детьми. Формы обучения и воспитания (от сугубо пропагандистских до досуговых), используемые в повседневной практике, являлись условием развития детского сознания, личностного становления школьников, их интенсивной рефлексии в отношении себя, других, общества. Применение вариативных подходов в работе с детьми во многом способствовало воспитанию таких качеств, как коллективизм, социальная активность, патриотизм, интерес к знанию, готовность к труду на общее благо, формирование представлений о которых в советской педагогике занимало главенствующее место.
Источники
1. Безгачева Л. Наши октябрята / Л. Безгачева, Т. Турова, И. Балашова // Северная звезда. - 1972. - 21 марта.
2. Белозерова Л. Будем ездить в гости / Л. Белозерова // Соликамский рабочий. - 1962. - 18 мая.
3. Зыбин К. На родине Гайдара / К. Зыбин, В. Щеткин // Красная Више-ра. - 1973. - 21 апреля.
4. Интересный поход / учащиеся 5 «а» класса средней школы № 4 // Красная Вишера. - 1972. - 30 сентября.
5. Интересный сбор / учащиеся 5 «а» класса средней школы № 1 // Красная Вишера. - 1973. - 21 апреля.
6. Князева С. Шефствуем над фермой / С. Князева // Красная Вишера. -1972. - 18 мая.
7. Леханова Н. Наш девиз / Н. Леханова // Красная Вишера. - 1972. -22 апреля.
8. Лопарева Н. Не скучаем! / Н. Лопарева // Северная Звезда. - 1969. -20 декабря.
9. Маричева И. Помогаем отстающим / И. Маричева // Красная Вишера. - 1972. - 18 марта.
10. Навстречу юбилею / пятиклассники // Северная Звезда. - 1969. -20 декабря.
110. Недаром мы - «Отважные» / члены отряда «Отважные» // Северная Звезда. - 1969. - 31 июля.
12. Никитина Т. В поход против двоек / Т. Никитина // Северная Звезда. - 1972. - 18 января.
13. Ничипорук Ю. Радость разделили пополам / Ю. Ничипорук // Северная Звезда. - 1972. - 18 мая.
14. Патрушева Н. В кружках кукольных / Н. Патрушева и др. // Соликамский рабочий. - 1961. - 19 мая.
15. Пиндус Т. От страницы к странице / Т. Пиндус // Красная Вишера. -1972. - 18 марта.
16. Состоялся митинг / совет дружины Вишерогорской восьмилетней школы // Красная Вишера. - 1973. - 27 октября.
17. «Страна Дельфиния» / члены литературного кружка. // Северная Звезда. - 1969. - 27 мая.
18. СыроватскихА. До встречи, «Кама» / А. Сыроватских // Северная Звезда. - 1969. - 31 июля.
19. Тарасова Т. Запомнится надолго / Т. Тарасова // Красная Вишера. -1972. - 18 марта.
20. Фролова В. Сказка у новогодней елки / В. Фролова, Р. Кузнецова // Северная Звезда. - 1977. - 6 января.
21. Хлебник Н. Наше зеленое богатство / Н. Хлебник, Т. Ванькова // Красная Вишера. - 1973. - 10 февраля.
22. Шилова О. Дружба эта крепка / О. Шилова, Н. Бондаренко // Соликамский рабочий. - 1961. - 19 мая.
23. Яковлева Т. Приняли активное участие / Т. Яковлева // Красная Вишера. - 1973. - 6 октября.
© Протасова Е. В., 2013
Schoolchildren's Articles
in Periodical Publications of Perm Region
(Based on Materials of 1960-1970s)
E. Protasova
The study analyzes articles written by schoolchildren and published in the Perm Region periodicals in the 1960-1970s. This material describes children's emotional impressions on their participation in a school organized activity which were recorded in real time. On their basis the author reconstructs significant phenomena of the Soviet childhood history. Data are collected on forms of education and training realized in practice in the school and out-of-school education of that period.
Key words: childhood history; periodical publications; schoolchildren's articles; forms of education and training.
Протасова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общественных наук, Соликамский государственный педагогический институт (Соликамск), [email protected].
Protasova, E., PhD in Pedagogic Sciences, associate professor, Department of Social Sciences, Solikamsk State Pedagogical Institute (Solikamsk), [email protected].