Гилева А. В. Воспитание любви к малой Родине средствами краеведения в конце XX — начале XXI века : опыт экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Пермского края / А. В. Гилева // Научный диалог. — 2018. — .№ 5. — С. 256—267. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-5-256-267.
Gileva, A. V. (2018). Teaching the Love for Small Motherland by Means of Local History in Late 20th — Early 21st Century: Experience of Expedition Studying of Preschool Educational Institutions of Perm Region. Nauchnyy dialog, 5: 256-267. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-5-256267. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ ШЖ БИБЛИОТЕКА
^бИШШУ.ЙЦ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 373.2:908(470.53)
DOI: 10.24224/2227-1295-2018-5-256-267
и I к I С H ' s
PfJHOCXCALS t)IKK"TORY-
Воспитание любви к малой Родине средствами краеведения в конце ХХ — начале ХХ! века: опыт экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Пермского края
© Гилева Анжела Валентиновна, orcid.org/0000-0003-3907-3234, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (Соликамск, Россия), a_gileva@mail.ru.
В статье проанализирован опыт воспитания любви к малой Родине средствами краеведения в дошкольных образовательных учреждениях Пермского края в конце ХХ — начале ХХ! века. Описаны формы, технологии, направления взаимодействия с социальными партнерами. Основными источниками для анализа ценного педагогического опыта по воспитанию любви к малой Родине средствами краеведения послужили воспоминания руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, годовые планы работы детских садов и учреждений дополнительного образования, протоколы педагогических советов, методические разработки педагогов и узких специалистов, продукты творческой деятельности детей и взрослых. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение опыта воспитания любви к малой Родине средствами краеведения на материалах Пермского края позволит реконструировать региональные воспитательные практики, транслировать ценный педагогический опыт в новых временных условиях и определить стратегии их дальнейшего исследования. На основе анализа полученных материалов выделены педагогические идеи, актуальные для современного дошкольного образования. Автор подчеркивает мысль о том, что изучение педагогического опыта детских
садов Пермского края позволит акцентировать внимание на идеях сензитивности дошкольного детства в формировании ценностного отношения к малой Родине.
Ключевые слова: воспитание любви к малой Родине; краеведение; музейная педагогика; ценный педагогический опыт; дошкольное образовательное учреждение; учреждения дополнительного образования.
1. Введение
Идея воспитания любви к малой Родине средствами краеведения сегодня приобретает все большее педагогическое значение. Целью данной статьи является описание в историко-педагогическом аспекте наиболее интересных форм и технологий воспитания любви к малой Родине средствами краеведения в дошкольных образовательных учреждениях Пермского края в конце ХХ — начале ХХ! века. В исследовании мы опирались на концептуальные идеи Л. В. Коломийченко, Л. В. Любимовой, Л. А. Парамоновой, которыми было доказано, что детям старшего дошкольного возраста доступно чувство любви к родному краю, городу, к своей малой Родине [Коломийченко, 2002; Любимова, 2004; Парамонова, 2007]. Чрезвычайно важным является положение о том, что процесс воспитания любви к малой Родине нужно начинать в дошкольном возрасте — сензитивном периоде развития личности ребенка [Выготский, 1997]. Именно в этот период происходит становление важнейших психических новообразований, к которым можно отнести зарождение контуров цельного детского мировоззрения, появление культурно-ценностных ориентаций, начало формирования механизмов социальной адаптации и духовно-нравственных основ личности ребенка, включающих в себя и воспитание любви к малой Родине, к тому месту, где родился. Особую значимость для расширения представлений детей о своей малой Родине имеет краеведение. Краеведение является ценностно значимым направлением работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ценностное отношение указывает на то, что имеет для ребенка определенное значение, личностный или общественный смысл. «Формирование ценностного отношения к малой Родине является важной составной частью социального развития ребенка» [Коротаева, 2014, с. 109]. Вводить краеведческий материал в работу с детьми дошкольного возраста следует с учетом принципа постепенного усложнения и перехода от более близкого ребенку и личностно значимого для него к менее близкому и опосредованному — культурно-историческим фактам и событиям, сохраняя их хронологический порядок. Такая подача краеведческого материала позволит овладеть сведениями о прошлом, настоящем и будущем. Изучение ценного педагогического опыта воспитания любви к малой Родине средствами краеведения на материалах Пермского края позволит
выделить педагогические идеи, актуальные для современного дошкольного образования. Природное, культурно-историческое и социально-экономическое своеобразие Пермского края определяет отбор информации для регионального компонента содержания дошкольного образования, усвоение которого позволит выпускникам детских садов адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, узнать культуру и традиции своего народа [Гилева, 2015]. Это обеспечит естественное вхождение ребенка в духовный мир и традиционную жизнь своей малой Родины.
2. Опыт экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Соликамского муниципального района по воспитанию любви к малой Родине средствами краеведения в конце ХХ — начале ХХ! века
В образовательных учреждениях Соликамского муниципального района на рубеже ХХ—ХХ! веков поиск путей воспитания любви к малой Родине средствами краеведения осуществлялся через реализацию вариативных программ дошкольного образования, обобщение ценного педагогического опыта, организацию опытных педагогических площадок, использование ресурсов ближайшего природного и социального окружения, включение их в образовательную деятельность детских садов. У сельского детского сада есть свое самобытное лицо, выражающееся в непосредственной близости детей к живой природе и возможности активного взаимодействия с окружающим миром и социумом, а также раннем включении их в домашний и сельскохозяйственный труд. Эти особенности были выявлены в ходе экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Соликамского муниципального района. В конце ХХ века деятельность дошкольных учреждений определяли утвержденные и вступившие в действие в то время нормативные документы «Концепция дошкольного воспитания» (1989), «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» (1991), «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995), провозгласившие идеи гуманизации, деидеологизации, вариативности и развивающего характера дошкольного образования. Введение вариативных и парциальных программ дошкольного образования способствовало смене модели взаимодействия педагога с детьми, освоению новых форм и технологий в работе с воспитанниками. Для вовлечения дошкольных учреждений в инновационный процесс, как вспоминает заведующий сектором дошкольного образования Управления образования Соликамского муниципального района Ольга Ивановна Мо-
наева (1951 г. р.), использовались разнообразные формы работы с педагогическими коллективами детских садов. Среди таких форм Ольга Ивановна назвала смотр-конкурс «Воспитываем здоровое поколение», целью которого было распространение опыта применения здоровьесберегающих технологий, взаимодействие с социальными партнерами и обеспечение безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса. Конкурс программ «Формирование экологической культуры дошкольников» в рамках социально-культурного проекта Соликамского муниципального района позволил стимулировать инициативу педагогов в программно-проектном подходе к решению проблем экологического воспитания детей и воспитания любви к малой Родине средствами краеведения. Отход от идей единообразия и жестко регламентированных форм воспитания способствовал развитию инициативы педагогов на местах [Монаева].
Наталья Борисовна Власова (1962 г. р.), старший воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тохту-евский детский сад», вспоминает о том, как была организована опытная педагогическая площадка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой малой Родины», руководителем которой являлась сама. Программа опытной педагогической площадки была представлена на заседании научно-педагогического экспертного совета Управления образования Соликамского муниципального района и получила одобрение. В структуре программы было четыре направления, включающих организационно-педагогическую работу с детьми, с педагогами, с родителями; взаимодействие с социальными партнерами. Это позволило учреждению комплексно решать задачи воспитания любви к малой Родине средствами краеведения. Реализация первого направления была представлена разработкой цикла занятий по темам «Знай, люби, гордись своим краем», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «Путешествие в далекое прошлое», «Забавушка», «Познаем русскую кухню», «Белая береза — русская береза», «Про отцов и дедов помнить на века завещаю», обогативших знания детей об истории и культуре родного села. Творче-ско-игровые формы, например, викторины «Символика моей малой Родины», конкурс рисунков «Мое село Тохтуево в будущем», выставки макетов старинных зданий, конкурсная программа «Я люблю свое Прикамье», позволили расширить знания детей, полученные на занятиях. На прогулках, как замечает Наталья Борисовна, дополняли имеющиеся знания о природе, ее приметах, воспитывали бережное отношение к ней. Работа педагогического коллектива ДОУ строилась по принципу системности и интеграции
усилий специалистов. Музыкальным руководителем Людмилой Анатольевной Якимовой, по воспоминаниям Натальи Борисовны, был разработан цикл музыкальных занятий по следующим темам: «В тереме расписном я живу», «Песня — душа народа», «Ай люли, люли», «Хороводная песня», «Весна красна цветами». Реализация данного направления с использованием празднично-игровых технологий обеспечивала знакомство детей с историей и культурой родного села Тохтуево, воспитывала чувство гордости за людей, проживающих в нем, способствовала развитию познавательно-исследовательской деятельности.
Для повышения методической грамотности педагогов в вопросах воспитания любви к малой Родине средствами краеведения планировали разные формы работы с педагогическим коллективом. Среди них Наталья Борисовна назвала педагогический совет «Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой малой Родины», консультацию «Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой малой Родины», семинары «Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству», «Легенды и были Верхнего Прикамья как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству», практикумы по изготовлению дидактических игр «Как жили люди в Древней Руси», «Русская изба», «Крестьянское подворье», «Крестьянский труд», «Защитники Отечества со времен Древней Руси и до наших дней». В детском саду, по словам Натальи Борисовны, был организован смотр-конкурс уголков краеведения на тему «Моя малая Родина», позволивший наполнить предметно-развивающую среду дидактическими материалами о родном селе. При размещении материалов в уголке учитывали, что они должны быть включены в разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, художественно-эстетическую, речевую, двигательную. Комплексное использование данных форм работы повышало заинтересованность воспитателей в поиске новых направлений деятельности и обогащало новыми знаниями.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс был открыт семейный клуб «Сударушка». Работа клуба была представлена в тематическом плане и включала изучение таких разделов, как «Путешествуем в прошлое России», «Русский народный костюм», «Вечера долгие, головушки умные, руки умелые», «С новым урожаем», «У нас сегодня капустник», «Дом, открой свою тайну», «Синичкины именины». Совместные мероприятия с родителями и детьми, по мнению Натальи Борисовны, создавали условия для сплочения семьи, знакомили детей с родословной, вос-
питывали чувство гордости за своих родственников и жителей села, а создание личностно значимых продуктов творческой деятельности являлось свидетельством взаимных интеллектуальных усилий.
Одним из значимых направлений работы опытной педагогической площадки было сотрудничество с социальными партнерами. Среди них муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение "Альянс"» и детская библиотека. Совместные мероприятия, объединяющие усилия творческих коллективов села Тохтуево, создавали культурно-педагогическую среду, центром которой был ребенок [Власова].
Географическое положение и богатое природное окружение определяли выбор форм работы педагогов с детьми муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Тюлькинский детский сад». Воспитание бережного и осознанного отношения к природе было приоритетным направлением работы дошкольного учреждения. Воспитатель МБДОУ «Тюлькинский детский сад» Вера Григорьевна Казакова (1959 г. р.) выделяет следующие формы работы с детьми по воспитанию любви к малой Родине средствами краеведения: наблюдения за рекой Камой, водным транспортом, работой Тюлькинского рейда; экскурсии на пароме, конкурсы детских рисунков и творческих рассказов, организацию экологической тропы на участке детского сада, организацию игровой деятельности детей, в сюжетах которой воплощались образы реки Камы и сельской жизни, разработку проектов на тему «Живи, красавица Кама!» и др. Использование проектных технологий, как замечает Вера Григорьевна, помогало ребенку познавать окружающий мир, развивало творческие способности и владение навыками проектирования. Представленные формы работы, по мнению педагога, способствовали воспитанию любви к родному поселку Тюлькино [Казакова].
Интересным представляется и опыт работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Городищенский детский сад». Воспитатель детского сада Зоя Алексеевна Семерикова (1959 г. р.) среди форм работы по воспитанию любви к малой Родине средствами краеведения называет конкурсы методических пособий «Село Городище — моя малая Родина», создание музея «Русская изба», проведение календарно-обрядовых праздников, оформление групповых комнат и участка с учетом тематики села [Семерикова]. По словам Надежды Алексеевны Анкушиной (1964 г. р.), в образовательном процессе воспитатели активно использовали экскурсии на природу и к объектам ближайшего окружения [Анкушина]. На протяжении многих лет в детском саду рабо-
тал драмкружок для детей и родителей, самодеятельный кукольный театр, пользовались большой популярностью среди жителей села Городище деревенские посиделки. Детский сад активно сотрудничал с Городищенской средней общеобразовательной школой и сельской библиотекой, как вспоминает Екатерина Ивановна Ющенко (1954 г. р.), работавшая в то время заведующей детским садом. Ученики старших классов вместе с дошкольниками ухаживали за огородом детского сада, помогали в проведении развлечений. Сотрудники библиотеки выступали на родительских собраниях, проводили литературные праздники. Комплексное использование данных форм работы обеспечивало приобщение детей к ценностям родного села, воспитывало бережное отношение к природе, развивало театрально-игровое творчество детей, духовно обогащая личность. Взаимодействие с социальными партнерами демонстрировало заинтересованность сторон в результатах воспитания подрастающего поколения [Ющенко].
3. Опыт экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Александровского муниципального района Пермского края по воспитанию любви к малой Родине средствами краеведения в конце ХХ — начале ХХ! века
Изучение опыта работы Александровского муниципального района Пермского края показало, что в процессе воспитания любви к малой Родине использовалась музейная педагогика. Опыт использования музейной педагогики представлен в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8» Александровского района. В образовательной работе с детьми, как вспоминает старший воспитатель детского сада Валентина Ивановна Никулина (1968 г. р.), использовались мини-музеи, размещенные в группах. Мини-музей — это специально организованное пространство ДОУ, наполненное предметами духовной и материальной культуры. При оборудовании мини-музеев, по словам Валентины Ивановны, продумывали их дизайн и наполнение коллекциями. В процессе проведения образовательной работы в мини-музее воспитатели использовали музейные образовательные технологии, позволяющие детям проявлять субъектные качества и осваивать музейное пространство. Мини-музей позволяет ребенку быть активным, дает возможность узнать много нового и интересного, раскрыть свои творческие способности. Особенность мини-музеев заключается в том, что образовательная деятельность детей в рамках мини-музея общедоступна, вариативна; работа с экспонатом в экспозиции, проходящая в свободной форме, является основным способом получения знаний; деятельность воспитанников осуществляется
как совместно с воспитателем, так и самостоятельно. Основа организации работы в мини-музее — познавательно-исследовательская деятельность в виде детского экспериментирования с предметами-экспонатами и решение проблемных ситуаций. Воспитатель помогает ребенку увидеть музей вокруг себя и раскрывает перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни. Такие занятия способствовали формированию навыков общения с музейными экспозициями и определяли художественные предпочтения детей.
В детском саду было организовано четыре мини-музея. Экспонатами мини-музея «Русская изба» стали керосиновая лампа, лучина, лапти, самотканые половики, постельные принадлежности, утюги, прялка, кудель, куклы в женской, мужской и детской одежде. Макеты хозяйственного двора с домашними животными, крестьянской усадьбы Александровского района позволяли детям проигрывать ситуации из городской жизни. Экспозиция «Как у нас-то в горенке» была направлена на осмысление целесообразности устройства предметной среды в крестьянской избе. В мини-музее «Природа Пермского края», по рассказам Валентины Ивановны, были размещены дидактические материалы по темам «Жизнь александровского леса», «Жизнь болота», «Жизнь водоемов», «Наши подземные богатства», а также разнообразные гербарии и коллекции. Деятельность детей в данном мини-музее знакомила с природой Александровского района и ее своеобразием. Мини-музей «Александровск — моя малая Родина» был представлен подборками фотографий «Город прежде и сейчас», альбомами с символикой страны, края, города, выставками макетов Александровского района и картин местного художника Евгения Шароглазова, сборниками стихов и песен Игоря Мюллера и Виктора Мельчакова. Деятельность детей в данном мини-музее способствовала пониманию истории, культуры, символики родного города, знакомила с людьми, проживающими в нем.
Опыт организации мини-музеев с опорой на краеведческий материал представляется ценным, так как вовлечение детей дошкольного возраста в музейное образовательное пространство учит видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, формирует ценностное отношение к своей малой Родине [Никулина].
Воспитание любви к малой Родине средствами детского туризма представлено в опыте работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15» города Александровска. Целью образовательной программы «Мы — туристы», как вспоминает заведующий детским садом № 15 Ольга Владимировна Черноусова (1972 г. р.), было введение туристической деятельности в работу детского сада. Про-
грамма кружка предполагала организацию оздоровительно-познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста средствами местного туризма. Программа представляла собой образовательный маршрут, направленный на реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированного подхода с опорой на педагогическую поддержку воспитателя в соответствии с уровнем подготовленности детей. Образовательные маршруты формировали у детей навыки ориентирования на местности, организации туристского быта в полевых условиях, учили преодолевать простейшие естественные и искусственные препятствия во время экскурсий и туристских прогулок. Приоритетной задачей программы являлась охрана природы города Александровска при организации привалов. В работе с детьми широко использовали беседы, игры, комплексные занятия, целевые прогулки, наблюдения, экскурсии, практикумы по туристической технике, спортивные соревнования, сезонные пешие походы [Черноусова].
Физкультурно-оздоровительное направление нашло отражение в опыте работы инструктора по физической культуре муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15» Надежды Алексеевны Антоновой (1950 г. р.). Учитывая природно-климатические условия и длительный зимний период, Надежда Алексеевна на протяжении многих лет обучала детей ходьбе на лыжах. В детском саду ею была создана команда по лыжным гонкам, которая регулярно выступала на городских соревнованиях и занимала призовые места. Занятие лыжными гонками в детском саду, как замечает Надежда Алексеевна, у многих детей переросло в спортивное увлечение, а для некоторых стало профессией. Этому способствовала хорошая материальная база для занятий спортом — городская лыжная база и крытый каток с искусственным льдом «Алекс-арена», где проходят массовые катания на коньках, работают спортивные секции хоккея и фигурного катания. Рядом находится горнолыжный центр «Губаха» [Антонова]. В таком окружении у детей формировались интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься и добиваться спортивных побед. Взаимодействие учреждений комплексно воздействовало на ребенка, развивало его физически, воспитывало любовь к родной природе, формировало гражданско-патриотическую позицию, связанную с проявлением спортивного духа, готовности побеждать и этим прославлять родной город.
4. Выводы
Таким образом, выделенные в процессе экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Пермского края формы и тех-
нологии воспитания любви к малой Родине средствами краеведения интересны, разнообразны, и их актуализация является определяющим условием трансляции ценного педагогического опыта в новых временных обстоятельствах. Среди таких форм педагоги МАДОУ «Тохтуевский детский сад» называют работу опытной педагогической площадки, педсоветы и семинары, интеллектуальные викторины и познавательные конкурсы, дни открытых дверей, календарно-обрядовые праздники, семейные клубы, сотрудничество с социальными партнерами. Интеграция усилий педагогов и узких специалистов позволяла успешно решать задачи воспитания любви к малой Родине средствами краеведения.
Педагог Тюлькинского детского сада выделяет такие формы, как наблюдения за рекой Камой, водным транспортом, работой Тюлькинского рейда, экскурсии на пароме. Данные формы работы способствовали воспитанию любви к родному поселку Тюлькино.
Педагоги МБДОУ «Городищенский детский сад» эффективными формами работы считают конкурсы методических пособий «Село Городище — моя малая Родина», создание музея «Русская изба», календарно-обрядовые праздники, драмкружок для детей и родителей, самодеятельный кукольный театр, деревенские посиделки. Комплексное использование данных форм работы обеспечивало приобщение детей к ценностям родного села.
Формой воспитания любви к малой Родине средствами краеведения в дошкольных образовательных учреждениях Александровского района Пермского края стали мини-музеи, туристические кружки и секции, способствующие пополнению знаний детей о родном городе, формирующие навыки ориентирования в нем, охраны природы и городских достопримечательностей.
Как показало исследование, педагогами широко использовались игровые технологии, позволяющие детям взять на себя важнейшие социальные роли и быть лично причастными к происходящим событиям; здоровьесбе-регающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей и формирование здоровьесберегающего поведения; личностно ориентированные технологии, основанные на признании самоценности дошкольного детства, уважении личности ребенка дошкольного возраста, учете его индивидуальных особенностей и отношении к нему как к полноценному участнику педагогического процесса; технологии проектной деятельности, являющиеся одной из форм поисковой деятельности, помогающие развитию творческих способностей детей; музейные педагогические технологии, позволяющие увидеть историко-культурный контекст окружающих вещей и формирующие ценностное отношение к малой Родине.
Изменения, происходящие в общественно-политической жизни на современном этапе развития общества, повышают значимость воспитания любви к малой Родине средствами краеведения. Обращение к опыту прошлого позволит сегодня успешно решать современные задачи гражданского воспитания и определить стратегии их дальнейшего изучения.
Источники и принятые сокращения
1. Анкушина — Воспоминания Надежды Алексеевны Анкушиной. Записаны А. В. Гилевой. Село Городище Пермского края, июль 2017.
2. Антонова — Воспоминания Надежды Алексеевны Антоновой. Записаны А. В. Гилевой. Александровск Пермского края, сентябрь 2017.
3. Власова—Воспоминания Натальи Борисовны Власовой. Записаны А. В. Гилевой. Село Тохтуево Пермского края, сентябрь — ноябрь 2017.
4. Казакова—Воспоминания Веры Григорьевны Казаковой. Записаны А. В. Ги-левой. Село Тюлькино Пермского края, сентябрь 2017.
5. Монаева — Воспоминания Ольги Ивановны Монаевой. Записаны А. В. Ги-левой. Соликамск Пермского края, ноябрь 2017.
6. Никулина — Воспоминания Валентины Ивановны Никулиной. Записаны А. В. Гилевой. Александровск Пермского края, сентябрь 2017.
7. Семерикова — Воспоминания Зои Алексеевны Семериковой. Записаны А. В. Гилевой. Село Городище Пермского края, июль 2017.
8. Черноусова—Воспоминания Ольги Владимировны Черноусовой. Записаны А. В. Гилевой. Александровск Пермского края, сентябрь 2017.
9. Ющенко — Воспоминания Екатерины Ивановны Ющенко. Записаны А. В. Гилевой. Село Городище Пермского края, июль 2017.
Литература
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Союз, 1997. — 224 с.
2. ГилеваА. В. «Люблю тебя, мое Прикамье!» : программа по краеведению для детей 5—7 лет / А. В. Гилева, Г. А. Ленец. — Соликамск : СГПИ (филиал) ПГНИУ, 2015. — 104 с.
3. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. — Пермь, 2002. — 115 с.
4. Коротаева Е. В. Программа «Грани Урала» : формирование у дошкольников ценностного отношения к малой Родине / Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 3. — С. 108—111.
5. Любимова Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников : диссертация ... кандилата педагогических наук : 13.00.07 / Л. В. Любимова. — Екатеринбург, 2004. — 246 с.
6. Парамонова Л. А. Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста / Л. А. Парамонова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2007. — № 2. — С. 15—25.
Teaching the Love for Small Motherland by Means of Local History in Late 20th — Early 21st Century: Experience of Expedition Studying of Preschool Educational Institutions of Perm Region
© Gileva Anzhela Valentinovna, orcid.org/0000-0003-3907-3234, PhD in Education, associate professor, Department of Education and Psychology, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch of) Perm State National Research University (Solikamsk, Russia), a_gileva@mail.ru.
The article analyzes the experience of teaching the love for a small motherland by means of local history in Perm region preschool educational institutions in the late 20lh — early 21st century. The forms, technologies, directions of interaction with social partners are described. The main sources for the analysis of valuable pedagogical experience in teaching the love for the small motherland by means of local history were the memories of managers and teachers of preschool educational institutions, annual plans of kindergartens and institutions of additional education, protocols of pedagogical councils, methodological developments of teachers and specialists, products of creative activity of children and adults. The relevance of the study is determined by the fact that the study of the experience of teaching the love for a small motherland by means of local history on the materials of the Perm region allow to reconstruct regional educational practices, to translate valuable pedagogical experience in the new time conditions and to determine the strategy for their further research. Based on the analysis of the materials received the pedagogical ideas relevant to the modern preschool education are revealed. The author emphasizes the idea that the study of pedagogical experience of kindergartens of Perm Krai will allow to focus on the ideas of sensivity of preschool childhood in the formation of value attitude to the small motherland.
Key words: teaching the love for small motherland; local history; Museum pedagogy; valuable pedagogical experience; pre-school educational institution; institutions of additional education.
References
Gileva, A. V., Lenets, G. A. 2015. «Lyublyu tebya, moye Prikamye!»: programma po krayevedeniyu dlya detey 5—7 let. Solikamsk: SGPI (filial) PGNIU. (In Russ.).
Kolomiychenko, L. V. 2002. Kontseptsiya i programma sotsialnogo razvitiya detey dosh-
kolnogo vozrasta. Perm'. (In Russ.). Korotaeva, E. V. 2014. Programma «Grani Urala»: formirovaniye u doshkolnikov tsen-nostnogo otnosheniya k maloy Rodine. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 3: 108—111. (In Russ.). Lyubimova, L. V. 2004. Pedagogicheskiye usloviya ispolzovaniya narodnoy kultury v protsesse grazhdanskogo vospitaniya doshkolnikov: dissertatsiya... kan-dilata pedagogicheskikh nauk. Yekaterinburg. (In Russ.). Paramonova, L. A. 2007. Formirovaniye grazhdansko-patrioticheskoy pozitsii u detey doshkolnogo vozrasta. Spravochnik starshego vospitatelya doshkolnogo uchrezhdeniya, 2: 15—25. (In Russ.). Vygotskiy, L. S. 1997. Voprosy detskoypsikhologii. Sankt-Peterburg: Soyuz. (In Russ.).