Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА'

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISES / ЭФФЕКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ / EFFECTIVE LEARNING / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВУЗ / NON-LINGUISTIC HIGHER-EDUCATIONAL INSTITUTION / СПЕЦИАЛИСТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / WATER TRANSPORT SPECIALIST / ТЕКСТ / TEXT / ДОТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / VOCABULARY / BEFORE TEXT EXERCISES / AFTER TEXT EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуро-фролова Ю. Р.

Автор рассматривает вопрос эффективного освоения лексического материала будущими специалистами водного транспорта. В статье прослеживается мысль, что в условиях нелингвистического вуза в процессе овладения новыми лексическими единицами текстовый материал выступает в качестве элемента, способствующего более продуктивному увеличению словарного запаса у студентов. Автор предлагает комплекс упражнений, направленных на успешное овладение новыми лексическими единицами в процессе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMS OF LEXICAL MATERIAL ORGANIZATION FOR ITS EFFECTIVE LEARNING BY THE FUTURE WATER TRANSPORT SPECIALISTS

The author focuses on the problem of effective vocabulary learning by the future water transport specialists. The article traces the idea that at non-linguistic higher-educational institution during the process of new vocabulary learning, text material is the element leading to more effective student vocabulary enrichment during the process of foreign language learning.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 159.92:378+37.015.3

Ю.Р. Гуро-Фролова, кандидат психологических наук,

доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: лексический материал, упражнения, эффективное освоение, нелингвистический вуз, специалист водного транспорта, текст, дотекстовые упражнения, послетекстовые упражнения.

Автор рассматривает вопрос эффективного освоения лексического материала будущими специалистами водного транспорта. В статье прослеживается мысль, что в условиях нелингвистического вуза в процессе овладения новыми лексическими единицами текстовый материал выступает в качестве элемента, способствующего более продуктивному увеличению словарного запаса у студентов. Автор предлагает комплекс упражнений, направленных на успешное овладение новыми лексическими единицами в процессе изучения иностранного языка.

Цель исследования. В условиях обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе проблема эффективного освоения лексики студентами выступает в качестве вызывающей затруднения у преподавателя, сталкивающегося в ходе осуществления своей профессиональной деятельности с такими проблемами как эффективный отбор лексического материала для последующего усвоения студентами; выделение и работа с активным и пассивным лексическим словарем; разработка продуктивных способов введения лексического материала, способов его закрепления, контроля; разработка продуктивной системы упражнений, направленной на запоминание лексических единиц и т.п.

Методы исследования. С нашей точки зрения, в условиях нелингвистического вуза в процессе освоения новых лексических единиц текст выступает в качестве ключевого и наиболее продуктивного элемента, способствующего более эффективному расширению словарного запаса у обучающихся, происходящему непрерывно в процессе чтения, выполнения до- и послетекстовых упражнений.

Обсуждение. Мы предлагаем следующие формы организации лексического материала для эффективного освоения лексики будущими специалистами водного транспорта:

1) предшествующие тексту лексические упражнения, к которым можно отнести ввод новых лексических единиц, использованных в последующем учебном тексте, с их минимальной отработкой в целях более успешного распознавания в текстовом материале и последующего эффективного запоминания. К примеру, сопоставление слов с изображениями:

Match the given words with the pictures: 1) vessel (судно), 2) quay crane (береговой кран), 3) forklift (вилочный погрузчик), 4) container (контейнер); 5) container transporter (транспортер контейнеровоз); 6) berth (причал).

2) основной текстовый материал в форме учебного текста, диалога, статьи, технического паспорта оборудования, инструкции, письма, рекламного проспекта и т.п. для чтения и аудирования;

3) послетекстовые упражнения включают в себя:

А) упражнения, направленные на отработку синонимов и антонимов:

Match the synonyms:

1. to unload a. vessel

2. ship b. to pile up

3. to stack c. warehouse

4. to increase d. to rise

5. storing shed e. to discharge

Match the antonyms:

1. upper a. to decrease

2. solid b. external

3. to increase c. liquid

4. internal d. to unload

5. to load e. lower

б) упражнения, предполагающие анализ формообразования лексических единиц, например:

Give antonyms, using suffixes and prefixes (образуйте антонимы различных частей речи при помощи приставок и суффиксов):

to load - to unload, to charge - to discharge, advantage - disadvantage.

Give nouns from the verbs (образуйте существительные от глаголов):

to eliminate - elimination, to exist - existence, to stack - stacking, to store - storage.

в) упражнения, в которых требуется заполнить пробелы подходящим по смыслу и форме словом или словосочетанием, к примеру:

devices, berths, hi-tech, container vessels, equipped (слова для заполнения пробелов)

1) There are two_for_handling.

2) The port being a_one, it is_with all possible_for cargo

handling.

1) There are two berths for container handling.

2) The port being a hi-tech one, it is equipped with all possible devices for cargo handling.

г) упражнения, в которых студенту следует перефразировать предложение при помощи собственных слов, к примеру:

This type of lift truck is capable of discharging container carrying ships.

This model of carrier can unload container vessels.

д) упражнения, предполагающие подбор лексической единицы к соответствующей дефиниции. Например:

1) forklift a. a large, tall machine used for moving heavy objects by suspending them from a projecting arm or beam

2) container b. a vehicle with a pronged device in front for lifting and carrying heavy loads

3)crane c. a large metal box of a standard design and size used for the transport of goods by road, rail, sea, or air

е) упражнения, в которых задачей студента является составление собственного продолжения предложения, к примеру:

The stack is.......

the place where containers are stored. divided into several lanes, consisting of rows.

ж) упражнения, подразумевающие исправление ошибок, к примеру: Unloading process encounters practical problems; that is why quay cranes discharged

at terminals are usually mechanized.

Unloading process encounters practical problems; that is why quay cranes used at terminals are usually manned.

Помимо прочего к послетекстовым упражнениям отнесятся ответы на вопросы; составление монолога или диалога; проектная деятельность, написание письма или инструкции, предоставление аргументов за и против и т.п.

Выводы. В заключении, мы можем сделать вывод, что последовательная, методически обоснованная организация учебного материала, множественность и разнообразие внедряемых упражнений, направленных на усвоение студентами лексики, способствует продуктивному овладению иностранным языком, как в бытовой, так и в профессиональной сфере специалистом любого профиля.

Список литературы:

[1] Гуро-Фролова Ю.Р. Английский язык: методическое пособие по развитию навыков чтения и перевода технического текста для студентов 4-5 курса очного отделения специальности «Экс-

плуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов» / Ю.Р. Гуро-Фролова. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2006.-75 с.

[2] Коваль О.И. Использование и значение иллюстраций в качестве наглядного материала при обучении иностранному языку / О.И. Коваль // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 35. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2013. - 342 с.

[3] Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ под ред. А.А. Миро-любова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.

[4] Мильруд Р.П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 3. - С. 34-40.

THE FORMS OF LEXICAL MATERIAL ORGANIZATION FOR ITS EFFECTIVE LEARNING BY THE FUTURE WATER TRANSPORT SPECIALISTS

Y.R. Guro-Frolova

Key words: vocabulary, exercises, effective learning, non-linguistic higher-educational institution, water transport specialist, text, before text exercises, after text exercises.

The author focuses on the problem of effective vocabulary learning by the future water transport specialists. The article traces the idea that at non-linguistic higher-educational institution during the process of new vocabulary learning, text material is the element leading to more effective student vocabulary enrichment during the process of foreign language learning.

УДК 159.92:378+37.015.3

Ю.Р. Гуро-Фролова, кандидат психологических наук,

доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ КАК ПОЛИКОМПОНЕНТНАЯ АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ключевые слова: мотивация, мотивация учения, внутренние и внешние мотивы, причины снижения мотивации, формирование положительной мотивации, образовательный процесс, продуктивное обучение, вуз.

Автор рассматривает проблему формирования мотивации учебной деятельности в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса. Анализируются множественные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей на обозначенную проблему. Обозначаются причины, способствующие снижению мотивации учения у обучающихся. Выделяются ключевые факторы, способствующие формированию мотивации учебной деятельности.

Цель исследования. В рамках исследования психолого-педагогических условий формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза, особого внимания заслуживает мотивация учения, которую по праву можно назвать одной из главных психо лого-педагогических проблем. Известно, что успешность образовательного процесса зависит от множества факторов, как социально-психологических, так и социально-педагогических. Влияет на нее и сила мотивации, соответственно «среди основных задач, стоящих в настоящее время перед педа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.