Научная статья на тему 'МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА'

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВУЗ / NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ПОДХОД / APPROACH / ФОРМИРОВАНИЕ АВТОНОМИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ / STUDENTS' AUTONOMY AND SELF-ORGANIZATION DEVELOPMENT / MODULE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуро-Фролова Ю.Р.

В статье рассматривается технология модульного обучения иностранному языку в условиях нелингвистического высшего учебного заведения. Выделены подходы, лежащие в основе модульного обучения. Конкретизируются особенности и преимущества данной технологии. В качестве примера технологии модульного обучения автором предлагается схема построения модуля в процессе обучения иностранному языку (английскому) студентов экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуро-Фролова Ю.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULE TECHNOLOGY DURING THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the foreign language module teaching technology at the non-linguistic higher educational institution. The basic module technology approaches are focused. Peculiarities and advantages of this technology are highlighted. The author offers the example of the module that can be used during the foreign (English) language teaching at the Economy faculty.

Текст научной работы на тему «МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА»

В.В. Волкова

Место и роль контркультуры и субкультуры в парадигме современности

This article is an attempt to analyze a correlation of such social phenomena as «subculture» and «counterculture» in the modern world. The author studies the essence and the basic signs of these phenomena. Nowadays the given phenomena get new value for social and cultural life of the society. It is possible to assume, that subculture and counterculture opposition is based not on the presence or absence of the protest, but on its level and scale.

УДК 159.92:378+37.015.3

Ю.Р. Гуро-Фролова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА

Ключевые слова: модульное обучение, иностранный язык, нелингвистический вуз, подход, формирование автономии и самоорганизации у студентов.

В статье рассматривается технология модульного обучения иностранному языку в условиях нелингвистического высшего учебного заведения. Выделены подходы, лежащие в основе модульного обучения. Конкретизируются особенности и преимущества данной технологии. В качестве примера технологии модульного обучения автором предлагается схема построения модуля в процессе обучения иностранному языку (английскому) студентов экономических специальностей.

Цель исследования. Формирование социокультурных и профессиональных компетенций у будущего специалиста в условиях современного модульного обучения обуславливает поиск и разработку преподавателем высшей школы инновационных технологий и методов преподавания иностранного языка, способствующих качественному и продуктивному обучению предмету. Стратегии современных высших учебных заведений в области качества предоставляемых образовательных услуг предполагают внедрение инновационных, интерактивных технологий, дополняющих традиционные методы обучения [1].

На наш взгляд подобные технологии базируются на следующих подходах к образовательному процессу, отражающих основные требования современных стандартов, а также на практике демонстрирующих свою продуктивность:

- компетентностный подход, предполагающий формирование основных компетенций у обучающихся в рамках каждой конкретной специальности согласно требованиям ФГОС -3;

- контекстный подход, приближающий образовательный процесс и его содержание к будущей профессиональной деятельности студентов;

- личностно-деятельностный подход как единство личностно-ориентированного и деятельностного с централизацией учебно-воспитательного процесса на личности студента, его индивидуальных потребностях, интересах, целях; с осуществлением учения через обучение мысли, действию посредством преодоления трудностей;

- коммуникативный подход;

- модульный подход, предполагающий построение учебного процесса на основе системы модулей - блоков, а также подмодулей, объединенных посредством единого тематико-, лексико-грамматического материала [2].

Методы исследования. Модульная технология в рамках реализации модульного подхода предполагает дифференциацию содержания дисциплины на компоненты, 264

отражающие профессиональные, педагогические и дидактические задачи. Так, И. Прокопенко, Дж. Уайт, Л. Биттель, Р. Эклес под модулем понимают элемент или множество элементов (как составляющие обучения), связанных одной дидактической целью [3, 4]. Дж. Рассел детерминирует модуль как «автономную порцию учебного материала», «учебный пакет, охватывающий тему конкретного курса», определяя ее единицей содержания обучения [5].

Обсуждение. Модульное обучение предполагает четкое структурирование учебной информации согласно логически завершенным учебными блоками (модулями); определенный перечень знаний и умений по каждому конкретному модулю, в конечном итоге диагностируемый определенными формами контроля, охватывающими все виды работ по модулю.

Модульное обучение в силу своей гибкости может быть внедрено в процессе изучении иностранного языка в группах с различным уровнем языковой подготовки в любом учебном заведении, выступая в качестве эффективного средства самоорганизации, формирования автономии, дисциплинированности и активности обучающихся. Системный контроль знаний и умений (навыков) студентов посредством модульно-рейтинговой системы является ключевой компонентой модульного обучения, позволяя оценивать конкретные достижения каждого студента в рамках отдельного модуля и всего учебного курса, ориентируя обучающихся на получение максимального количества баллов, что позволяет организовать систематическую повседневную работу студентов, способствует формированию положительной мотивации изучения предмета, позволяет исключить элемент случайности при сдачи итогового экзамена [6-8].

Ориентируясь на собственный профессиональный опыт, в качестве примера технологии модульного обучения мы предлагаем схему построения одного из модулей в процессе изучения иностранного языка (английского) студентами 1 курса экономических специальностей, представленную на рисунке 1.

Предлагаемый модуль состоит из трех подмодулей, предполагающих последовательную отработку лексико-грамматического материала, причем английский общего уровня (General English) объединен с материалом профессиональной направленности (Professional English), начиная уже с первого урока. Далее следует подмодуль профессионального английского языка (Professional English), представленный адаптированным аутентичным текстовым материалом для аудирования, чтения, перевода, а также послетекстовыми коммуникативными упражнениями. Тематика и лексико-грамматическое содержание двух подмодулей организованы по принципу постепенного, последовательного нарастания трудностей во всех изучаемых аспектах.

В третьем подмодуле представлены креативные упражнения, предполагающие подключение творческого потенциала обучаемых, углубление полученных знаний и расширение их профессионального кругозора за счет привлечения дополнительных источников информации (СМИ, интернета, справочной литературы и т.п.). В качестве одного из заданий предлагается разработка проекта, в основе которого лежит познавательная деятельность обучаемых в сфере профессиональных интересов, реализующаяся через детальную разработку определенной проблемы. В процессе подготовки проекта студенты демонстрируют полученные знания, способность самостоятельно добывать и обрабатывать материал, умение применять ИКТ при подготовке задания, а также навыки и умения разговорной речи в процессе представления и коллективного обсуждения результатов творческой работы в аудитории. В предлагаемой схеме основной задачей студента в рамках третьего подмодуля - подготовить проект-презентацию об одном из мировых известных бизнесменов. Лексико-грамматическое содержание проекта соответствует материалу, пройденному в модуле. Проект выполняется с использованием ИКТ, а затем демонстрируется в аудитории с применением мультимедийных средств (проектор, интерактивная доска, видеомагнитофон, и т.п.).

Ю.Р. Гуро-Фролова

Модульная технология в процессе обучения иностранному языку в условиях...

После презентации проекта происходит коллективное обсуждение творческой работы студента в аудитории [9].

МОШЕ I Л. ВЫМНЕВвМДЛ 114 Л вимпштгошл

! |Чп|1жчш I ьшри !

(ЖАММАЖ СОКТЕКТ

¡|?и>:м.1|;г|л:кнм лат^иал мццуля?

Рк|^Ч11М SIMPI.I1 (шлчмврт проста мриьи)

РШЭТОЦНЙ Гри.-||Л1 и], рош^пи Цмии гшшплис 1.11Г N1 и^. 1 ||>м мхаг."м.: ii.il 11

ШЖВ СДЦДЖ1М ЯЕНТЕНСЕЙ (пецмдеж омв ■ дЩмШш)

Р0511КК1УЕ ("АНЕ ■ припав 1 .-1 ы|ын Е|м.{ш|

МЛ ТЕПЛЕ* 11 ш и'итт^лвлыи)

Ст1УЕКл1.*РЕС1Л1. (¿ЕЕЙПОМ* (ЬЬра^пщИпшй |Щ|Е]л>ги)

41

1 ОСАМ {¿ 4ЯГ,ТОРКГ СОУТЕХТ

(линЕИяескна'тиипяеспД ийхерии

¡1 Г.Ш/.1Н

ТО)1 К': 1АМА Д[Я1.ЧЕ£ША/1 \Т£УЛ: ЯШЗНИ'МЫЦ

("ОМТЕЯТ (СОДЕРЖА! 1ИЕ)

Тбкгшжый нгпириал. залиплигирлал, ущмхивм дпл ш|.:|||ии дишжзпшкжай рпп четраЕиивиуг гаодгеш

- РЕВКОУЛ1. 1ЧТКОП1СТН}\ ГНАМЕ, АСШ. ГЕКЯЖАЕ П1 АИАСТЕЩ£Г1Г5, ГАМиУ. С. 1 К.Е-К.. [ШМКЕ Ч.

г*с | ииЬж Гиьис, шфагт. лкчнепше хлрнтерагшл, аямлк, пр^лшчтелля и г .д. 11

-аНМШУтИОНАПП (пркв'тщфвпишаь)

- раоРЕавнпчя) шрифши иш

- СОМ РАМ У (СОМРАМУ НАМЕ) [шшшш'нтшк ниш.......

- С(}МГл!ЧУ РЕ1Н1ГЕЗД1Н^Л1. 1-'Н\1.|} мряфч^Еюми.и.шш двжтвтии.т|| кежвлам)

- РКОРЕВВЮПЛ!. РОКГПО<Ч|[5уОиТ1Е5 И Л СОМГАПП' (диджмсп. Ги) и пмии |1шиш)

- ПШ|)1."СТ I ГтЧЫГЕ^ЕКУК'Е 1 |ЪН()Ч'||>Е (аранэкиралыЗ прщдужг, нрили^т-лмииии у-ц>-г.1 |

- км:ку |}ЛУ ЛС¥Т*ТПЕ8 деятельность)

1> РКОГЕЯЯЮГШ, £л«вд/

ТО)1 К": РКОРЕЯЯШПОРА ВИШЯЕШМА/Г 1\ ТНК МОНЕИ.\ №ОЛЦ> [ТША: ПРОФЕССИЯ ВИЗНЕСМЕПЛ

№ ( ОВГШШЩЯ! ЛЯ1ГО

Ь.ич: |грпфвсс|#0ийлышгт] ¡1:11 шюмо Е|р:;|ш;шлсл тасиговил ьиттфшлт! угл^тТлежш |]|шфбосмшвлы|ЕЛ[

лвлравлвинйети лги мани, п^квцдй, шигтедуэииллто ;, | И!.ч. |лрв&тв и|шф|лхин1В1клшй ляйпн.

тг

пишет тнис

1про.ти:;|!| дижтвтиЕхть! ПРОСКТ "1УОН1.1> ГЛМОГ5 ВиЯ^ЕЩрМлЧ' (сНЗЯЕСГНЫЙ МИРОВОЙ БИЗНЕСМЕН»)

приыирихи: содс^жиЕнк ириикп¡1 ипшекпуп ь'х^ухядкы пунктам пши: . ВиКНЕШАК'Я ИШЕ (пи бшпкйл)

- \ЛТ1П%Л|.1'[\ | шщ1пшпш[х."ть||

- А<;|11 |к> |р;|.' г I

...........................................кшритркшп, ырипр)

- ГвА'лУЕ СОиЖЕУС1"П' ш:п|>;| ^аив, Е1тк\;у пи

- ГЬЛСЕДППГ М'НЕНЕ II 11^1 I I .) ИШККЗ Н ыылп/кцюд, г;ц!□» рабэтвнг)

- ШШЕ ОЕШЕ самглш [шшшс .........[И)

- »НЕВЕ ОТ ВиЗШЕЗЯ (сфвравяжпгв)

- пщоист НЕ (М1Е1 гаОБиСКЬККИМСЕ НЕ (8ВЕ| ГЕШУШЕ* Щршпвилтш« продугг, лртшшиЕии

^ТСЛ^ГИ I

- Г<1МГЕТ1ТК>НЯ ([•Щ'ртш |

- РАМНЛТШЕТЧОЧ (ииш/друки)

- НОНИЕК'ТКЖЕ ПМЕ АСТГУШЕЯ НаИи стткник: времв)

3

и ИЛМ.МЛИЛЧК ЛВиЬЛЙУ НЕ¥1Е1¥

I' I и I вго рем I с .11 ц ж и ш -1 -¡1 им ы л.те1 м-'и к о IV м яте р«| 11:1.1 ь ю ду лл I

Л ~

[■'1\Л1. ткхт

I |ггосйшй тветчравшие |ш модулю I

Рис. 1. Схема учебного пособия по иностранному языку

В качестве заключительных блоков в схеме модуля выступают подмодуль, сопряженный с повторением изученного материала и подмодуль, предполагающий написание проверочного тестового задания.

Выводы. Таким образом, с нашей точки зрения технология модульного обучения выступает в качестве продуктивной, т.к. посредством ее внедрения в образовательный процесс более успешно осуществляется формирование основных профессиональных

и социокультурных компетенций у обучающихся, также как и учебно-познавательных, языковых, речевых; формирование автономии у обучающихся и самоорганизации [10].

Список литературы:

[1] Гуро-Фролова Ю.Р. Формирование профессиональных и социокультурных компетенций в условиях модульного обучения. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / Под. ред. канд. техн. наук, профессора генерал-майора М.М. Горбунова. - М.: Изд-во «Перо»; Вольск: ВВИМО, 2015. - Ч.2. Актуальные проблемы социально-политических наук. -С. 26-28.

[2] Гуро-Фролова Ю.Р., Соловьева О.Б. Особенности современного учебного пособия по иностранному языку для нелингвистических высших учебных заведений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». Том 19. - 2013. - № 4. - С. 92-95.

[3] Prokopenko I. Modular Course Format for Supervisory Development [Текст]: I. Prokopenko, L.A. Bittel // Training and Development Journal. -1981. - February.

[4] Prokopenko I. Modular programme for supervisory development [Текст] / I. Prokopenko, J. White, L. Bittel, R. Eckles.- Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981. - Vol. 1-5.

[5] Russell J. D. Modular Instruction [Текст] / J.D. Russell // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials -Minneapolis, Minnessota, 1974.

[6] Лаврентьев Г.В. Слагаемые технологии модульного обучения [Текст]: учебное пособие / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул: АлтГУ, 1994. -128 с.

[7] Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.

- М.: Народное образование, 1996. -160 с.

[8] Медведенко Н.В. Особенности организации модульно-рейтингового контроля обучения студентов педагогического колледжа [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.В. Медведенко.

- Барнаул: БГПУ, 2005. - 72 с.

[9] Гуро-Фролова Ю.Р. Проектные технологии в процессе обучения иностранному языку будущих специалистов водного транспорта // Речной транспорт (XXI век). - 2014. - № 3 (68). - С. 74-76.

[10] Гуро-Фролова Ю.Р. Концепция «смешанного обучения» в процессе обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 41. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2014. - С. 130132.

MODULE TECHNOLOGY DURING THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Y.R. Guro-Frolova

Key words: Module teaching, foreign language, non-linguistic higher educational institution, approach, students ' autonomy and self-organization development.

The article deals with the foreign language module teaching technology at the non-linguistic higher educational institution. The basic module technology approaches are focused. Peculiarities and advantages of this technology are highlighted. The author offers the example of the module that can be used during the foreign (English) language teaching at the Economy faculty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.