Научная статья на тему 'Некоторые аспекты единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды и модульной технологии адаптивного обучения студентов вуза иностранному языку'

Некоторые аспекты единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды и модульной технологии адаптивного обучения студентов вуза иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / СРЕДА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ПОСТЕПЕННАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ МОДУЛЯ / АБСОЛЮТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЭФФЕКТ ПРОГНОЗИРУЕМОГО ОЖИДАНИЯ / MODULE / THE ENVIRONMENT / EDUCATION / VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENTS / ADAPTIVE LEARNING / TELECOMMUNICATIONS / THE GRADUAL OCCUPANCY OF THE MODULE / THE ABSOLUTE IDENTITY OF THE PLAY / THE UNIVERSALITY OF PLAY / THE EFFECT OF PROJECTED EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганкова Т. В., Кокшаров С. А., Лебедева М. Н.

В статье рассматриваются некоторые аспекты единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды как средства личностного и социокультурного развития студентов при адаптивном обучении иностранному языку Синтез единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды и модульной технологии обуславливается принципом экстерриториальности, что способствует интерактивному взаимодействию и моделированию ролевых ситуаций, которые пригодятся студентам в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганкова Т. В., Кокшаров С. А., Лебедева М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of an unified virtual telecommunicative learning environment and modular technology of adaptive learning a foreign language by university students

The article focuses on some aspects of a single virtual telecommunicative educational environment as a way for personal, social and cultural development of students during adaptive learning a foreign language. Synthesis of an unified virtual telecommunicative educational environment and modular technology causes the principle of extraterritoriality, which promotes the interactive simulation and role-playing situations that may help students in their future careers.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды и модульной технологии адаптивного обучения студентов вуза иностранному языку»

ления целей и путей их достижения в образовательной системе подготовке инженеров, в осознании ими системы обучения как

технического вуза. Вместе с тем технология целеполагания в целостности станет возможным формирование его личности в

нравственном воспитании будущих инженеров недостаточно единстве интеллектуального, духовного и профессионального

разработана. Только в единстве усилий всех преподавателей в развития и саморазвития.

Библиографический список

1. Валицкая, А.П. Философское обоснование современной парадигмы образования // Педагогика. - 1998. - № 3.

2. Домбинская, М.Г. Факторы формирования духовной культуры инженера. - М., 1996.

3. Федорова, С.Н.. Профессиональная культура педагога // Педагогика . - 2006. - № 2.

4. Гербарт, И. Психология. - М., 2007.

Bibliography

1. Valickaya, A.P. Filosofskoe obosnovanie sovremennoyj paradigmih obrazovaniya //Pedagogika. - 1998. - № 3.

2. Dombinskaya, M.G. Faktorih formirovaniya dukhovnoyj kuljturih inzhenera. - M., 1996.

3. Fedorova, S.N.. Professionaljnaya kuljtura pedagoga // Pedagogika . - 2006. - № 2.

4. Gerbart, I. Psikhologiya. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 28.09.11

УДК 371.6

Tsygankova T. V., Koksharov S. A., Lebedeva M. N. Some aspects of an unified virtual telecommunicate learning environment and modular technology of adaptive learning a foreign language by university students. The article focuses on some aspects of a single virtual telecommunicative educational environment as a way for personal, social and cultural development of students during adaptive learning a foreign language. Synthesis of an unified virtual telecommunicative educational environment and modular technology causes the principle of extraterritoriality, which promotes the interactive simulation and role-playing situations that may help students in their future careers.

Key words: module, the environment, education, virtual learning environments, adaptive learning, telecommunications, the gradual occupancy of the module, the absolute identity of the play, the universality of play, the effect of projected expectations.

Т.В. Цыганкова, канд. пед. наук, проректор по учебной работе НФ ФАОУДПО ГАСИС, г. Новосибирск, С.А. Кокшаров, педагог-технолог БФ СГА г. Бийск; М.Н. Лебедева, доц. кафедры «Педагогики» НФ ФАОУ

ДПО ГАСиС, г. Новосибирск, E-Mail: 120651@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются некоторые аспекты единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды как средства личностного и социокультурного развития студентов при адаптивном обучении иностранному языку Синтез единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды и модульной технологии обуславливается принципом экстерриториальности, что способствует интерактивному взаимодействию и моделированию ролевых ситуаций, которые пригодятся студентам в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модуль, среда, образование, виртуальная образовательная среда, адаптивное обучение, телекоммуникации, постепенная наполняемость модуля, абсолютная идентичность воспроизведения, универсальность воспроизведения, эффект прогнозируемого ожидания.

Современным вузовским преподавателям, по мнению многих ученых, особенно важно формировать профессиональную компетентность будущих специалистов, что в первую очередь связано с нацеленностью выпускников вуза на оптимальную реализацию возможностей в любой сфере деятельности. Необходимость обновления системы высшего профессионального образования изменила и отношение к иностранному языку, практическое овладение которым становится обязательной составляющей гуманитарного образования в вузе.

Следует отметить, что процесс адаптивного обучения иностранному языку в высшей степени требует серьезного рассмотрения, поскольку наряду с профессиональной грамотностью встает вопрос о языковой компетенции, так как современному обществу требуются специалисты со знанием минимум одного, а то и двух иностранных языков. Тем не менее, образовательные стандарты не в полной мере дают возможность профессиональной подготовки таких специалистов, которые бы могли относительно свободно излагать свои мысли в заданной или реально возникающей речевой ситуации. Создается некий вакуум в общении и нарушается основная функция языка -коммуникативная. На наш взгляд, этот вакуум общения призвана восполнить особая языковая образовательная среда, главное назначение которой - служить средством коммуникации, личностного и социокультурного развития студентов. Этой средой, по нашему мнению, является единая виртуальная теле-коммуникативная образовательная среда.

Рассмотрим данное понятие с точки зрения каждого компонента и уточним термин «единая виртуальная телекоммуника-тивная образовательная среда».

1. Понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Среда, с философской точки зрения, это социальные, культурные, экономические факторы и природные условия жизни людей [1, с. 368]. В психологии этот термин используют для характеристики того, что противостоит человеку в окружающем его мире [2, с. 237]. В педагогике под средой понимают специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемую систему условий организации жизнедеятельности обучающихся, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг другу [3, с. 193].

Наряду с термином «среда» активно используется еще целый ряд терминов, таких как «среда человека», «окружающая среда», «жизненная среда» и др. «Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека».

Понятие «среда» неотделимо от понятия «образование». Существуют различные взгляды на содержание термина «образование». Так, например, В.В. Рубцовым смысл образования определяется как «трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство общественной жизни в пространстве культуры» [4, с. 5-6].

И.Я. Лернер констатирует: «Образование, четкого определения которого в литературе нет, но которое вместе с тем многообразно, представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире» [5, с. 6].

Е.В. Ширшов определяет «образование» как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимися установленных государством образовательных цензов; в сфере образовательных технологий - система знаний и ценностных отношений, практических навыков и умений, формирующихся в процессе обучения как результаты личностного, социального и профессионального развития» [3, с. 125].

В.А. Ясвин под образовательной средой или (средой образования) предлагает понимать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно - предметном окружении» [6, с. 14].

Исходя из вышеизложенного, уточним понятие «образовательная среда» в узком и широком аспектах.

2. Образовательная среда в узком аспекте - это часть внешнего пространства, заполненная информационными ресурсами и включающая в себя образовательные технологии, модели и стандарты, направленные на обеспечение учебного процесса.

3. Образовательная среда в широком аспекте - это часть внешнего пространства, противостоящая человеку в окружающем его мире, заполненная информационными ресурсами, и включающая в себя образовательные технологии, выступающие как система знаний и ценностных отношений, практических навыков и умений, формирующихся в процессе обучения как результат личностного, социального и профессионального развития человека в образовательном учреждении; совокупность сконструированных специальным образом под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора. С образовательной средой тесно связано понятие адаптивного обучения, обучения настроенного на потребности и возможности как студента, возможности образовательной среды и социальный заказ общества.

4. Виртуальная среда - это абстрактно - мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя, имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств, мультимедиа - операционных и телекоммуникативных средств [3].

5. Телекоммуникации - особая система территориально распределенных интегрированных информативно - визуальных и компьютерных сетей, предназначенных для обеспечения надежной, оперативной и защищенной передачи данных между структурными подразделениями организаций и призванными обеспечить доступ пользователей к единым общим и локальным ресурсам вузовских информационных систем.

6. Телекоммуникативность - способность включения субъектов обучения в телекоммуникационный процесс, а именно: процесс виртуального общения посредством передачи учебного контента от головного вуза к территориально распределенным дистанционным центрам [7].

7. Единая виртуальная телекоммуникативная образовательная среда - это часть внешнего пространства, объединенного сплошной сетью информативно - визуальных, компьютерных, мультимедиа - операционных образовательных средств и предназначенных для интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем. Это особым образом организованная комплексная система, реализующая с помощью разветвленной мультимедийной инфраструктуры иллюзию непосредственного вхождения в учебный процесс и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». Более абстрактно - это «мнимый» образовательный процесс, имитация реальной обстановки, представленные в сознании субъектов обучения как реально происходящие посредством телекомпьютерных устройств (звуком, зрительными образами, тактильными ощущениями) [7; 11].

Единая виртуальная телекоммуникативная образовательная среда позволяет осуществить непрерывный образовательный процесс в любом месте дислокации, будь то головной вуз или распределенные центры дистанционного обучения

и погрузить обучающихся в языковую атмосферу, тождественную реальной. Мы рассматриваем такую виртуальную среду как единый макромодуль, в который входят образовательный контент головного вуза (приемо - передающий спутник, видео, звук, данные, модуль односторонней спутниковой передачи, модуль двусторонней спутниковой передачи, модуль приема данных, модуль приема и передачи данных, образовательный контент распределенного вуза, виртуальный модуль, информационный модуль, обучающий модуль ЛОКП - лингвистические обучающие компьютерные программы, учебные элементы каждого модуля, электронные формы контроля - текущий, промежуточный, рубежный, итоговый, уровни языковой компетенции, система оценивания языковых компетенций студентов).

В рассматриваемой нами единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среде мы выделяем следующие дефиниции: постепенная наполняемость модуля, абсолютная идентичность воспроизведения, универсальность воспроизведения, эффект прогнозируемого ожидания.

• Постепенная наполняемость модуля. Под постепенной наполняемостью модуля мы понимаем планомерное замещение элементов виртуальной среды реальными. Это осуществляется посредством интерактивного обучения (коллективные и компьютерные тренинги, слайд и видеолекции, импрессинговые фильмы, деловая игра), повышения социокультурного уровня работников и студентов вуза. Приобретая коммуникативные навыки в виртуальной среде, студенты переносят их в реальный образовательный процесс, когда на основе прослушанных, проработанных, озвученных самими студентами ролевых ситуаций они моделируют подобные ситуации во время коллективных тренингов. Такое «проигрывание ролей пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности и поможет быстрее и безболезненнее адаптироваться в современной жизни.

• Абсолютная идентичность воспроизведения. Под абсолютной идентичностью воспроизведения мы понимаем абсолютное 100% «наложение» виртуальной телекоммуникативной среды на реальную образовательную среду.

При этом мы принимаем во внимание четыре вида речевой деятельности - аудирование, чтение, письмо, устную речь (монологическую и диалогическую). Тем не менее, целесообразно сделать одно исключение: наложение приобретенных фонетических навыков не всегда совпадает с произносительными навыками носителей языка.

• Универсальность воспроизведения. Воспроизводить материал можно повсеместно, независимо от степени удаленности от «пилотного» центра. Это достигается посредством разветвленной информационной телекоммуникативной мультимедийной сетью, которая обеспечивает качественное образование в равной степени и в отдаленных районах и крупных мегаполисах.

• Эффект прогнозируемого ожидания. Под эффектом прогнозируемого ожидания мы подразумеваем ожидаемую разницу между реальной и предполагаемой динамикой качественных показателей по всем параметрам: в языковых компетенциях студентов, структурных компонентах модели: по-требностно - мотивационном, эмоционально - волевом, когнитивном, деятельностном, оценочном с учетом создания для этого необходимых условий посредством включения в учебный процесс единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды.

В соответствии с квалификационными характеристиками специалистов, заканчивающих высшее учебное заведение, ставятся следующие основные задачи: специалист должен уметь самостоятельно работать на иностранном языке со специальной литературой, с каталогами, патентами, зарубежными журналами по профилю вуза, выделять новую информацию и ключевые фрагменты текста, передавать научную информацию в виде реферата, аннотации на русском и иностранном языках; использовать полученную информацию при написании курсовых и дипломных проектов на иностранном языке. Дипломированный специалист должен также приобрести навыки и умения беседы с зарубежными коллегами на профессиональные темы при участии в международных конференциях, навыки деловой и научной корреспонденции.

Для этой цели необходима интеграция как новых обучающих технологий, так и традиционных. Как показали различные исследования, одной из наиболее эффективных технологий является модульное обучение студентов иностранному языку.

Основная идея этой технологии состоит в расчленении содержания каждой дисциплины на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами. Как отмечала в своих исследованиях П.А. Юцявичене, «модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей блок целевых действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных задач. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно - контролирующей до консультативно - координирующей»^].

Дж. Рассел модулем называл «автономную порцию учебного материала», «учебный пакет, охватывающий тему конкретного курса», считая ее единицей содержания обучения [9]. Иначе определяют модуль И. Прокопенко, Дж. Уайт, Л. Биттель, Р. Эклес, которые отмечают, что под модулем следует понимать еще меньшую составляющую обучения - элемент или множество элементов, связанных одной дидактической целью [10; 11]. А.А. Вербицкий отмечает, что модуль - это не совокупность знаний, умений и навыков, а некоторое системное качество специалиста, обеспечивающее ему возможность эффективного решения определенного круга задач и проблем [12].

Модуль рассматривается в контексте с темой учебного предмета и в то же время, в отличие от него в нем все измеряется, все оценивается: задания, посещение занятий, стартовый, промежуточный, рубежный и итоговый уровень знаний студентов. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни его изучения, способствующие приобретению знаний, умений и навыков. В этом обучении заранее запрограммированы не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества знаний.

Модульное технология предполагает достаточно жесткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). При модульной технологии студенты должны знать перечень основных понятий, знаний и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после его изучения. Как правило, формой контроля используется тест [13].

Кроме этого, в литературных источниках модуль рассматривается как часть программного материала дисциплины, в которой реализуется дидактическая цель. Каждая цель состоит из частных дидактических целей, реализующихся в модуле через учебный элемент.

Модульная технология в силу своей гибкости используется при изучении иностранного языка в группах различной языковой подготовки любого учебного заведения. Оно служит эффективным средством формирования самоорганизации, дисциплинированности и активности студентов. Суть технологии модульного обучения иностранному языку заключается в достижении обучающимися требуемого уровня языковой компетенции на основе соответствующих принципов обучения. Системный контроль знаний и достижений студентов составляет ключевой элемент модульной технологии. Модульно-рейтинговая система позволяет оценивать конкретные шаги каждого студента в рамках отдельного модуля и всего учебного курса, ориентирует студентов на получение максимального количества баллов. Это позволяет организовать систематическую повседневную работу студентов, повышает их интерес к учебе, так как результаты при сдаче экзаменов исключают элемент случайности. Под-

Библиографический список

тверждением тому являются результаты исследований, полученные Г.В. Лаврентьевым и Н.Б. Лаврентьевой, М.А. Чошано-вым, Н.В. Медведенко и др [14; 15; 16].

Мы придерживаемся мнения, что учебный процесс можно оптимизировать, если изменить не только условия, но и образовательный стереотип - систему взаимодействия преподавателя и студентов, механизм целеполагания, систему ценностей обучения, преемственность ЗУНов, изменение отрицательной установки на непреодолимость изучения иностранного языка, внутреннюю и внешнюю мотивацию в изучении иностранного языка. К внутренним мотивам изучения иностранного языка мы относим - приобретение знаний, отношение к предмету «иностранный язык» и преподавателю, общий настрой к учебе, уровень общей сформированности языковых способностей, овладение профессиональными умениями и навыками. К внешним мотивам изучения иностранного языка мы относим - получение диплома, сдачу «зачета» или экзамена, воспитание и отношение к образованию в семье, отношение руководства учебного заведения к преподаванию иностранного языка.

На основании вышеизложенного мы делаем следующие выводы:

1. Наиболее эффективным средством обучения иностранному языку является применение модульной технологии в теории и практике высшего образования. Эта технология является открытой формой обучения и строится по блочно - модульному принципу. Организация и предъявление материала происходит различными порциями - модулями, представляющими сжатый автономный блок учебной информации.

2. Модель и технология модульного обучения иностранному языку доказывают достаточно высокую эффективность и могут применяться в процессе обучения и другим дисциплинам.

3. Профессиональная направленность в условиях модульной технологии способствует пробуждению интереса к будущей специальности, мобилизует внутренний потенциал студентов (психический, эмоциональный, волевой) на овладение будущей профессией, развивает творческий поиск, инициативу и мышление будущих специалистов.

4. Основной акцент в модульной технологии делается на организацию различных видов деятельности обучаемых. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в «координатора» учебного процесса.

5. Обучение студентов в условиях единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды способствует интерактивному взаимодействию и моделированию ролевых ситуаций, которые пригодятся им в профессиональной деятельности и помогут быстрее и безболезненнее адаптироваться в современной жизни.

6. Экспериментально установлено, что качество усвоения знаний, передаваемых опосредованно (через учебники, видеофильмы, обучающие компьютерные программы, интернет -семинары и др.), по меньшей мере, не уступает качеству обучения методам прямых контактов с преподавателем. Это позволяет использовать принцип экстерриториальности при подборе профессорско - преподавательского состава (ППС). Потенциальная компетентность экстерриториального (проживающего в различных городах и странах) ППС неизмеримо выше традиционного, набираемого в одном городе.

7. Изменяются формы взаимодействия преподавателя и обучаемых, а также обучаемых между собой. На смену традиционным: лекция, семинар, контрольные и проверочные работы приходят активные формы обучения: ролевые игры, коллективные и индивидуальные тренинги, разновидности дискуссий и т.д.

8. Изменение целей, содержания и формы обучения оказывает существенное влияние на характер обучения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личности в поступках, ответственность в выборе, положительный эмоциональный фон - все это становится доминантой отношений.

1. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев [и др.]; под ред. А.П. Алексеева. - М., 2008.

2. Немов, Р.С. Психология: словарь - справочник. - М., 2007.

3. Ширшов, Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь. - Ростов н/Д., 2006.

4. Рубцов, В.В. Развитие образовательной среды региона. - М., 1997.

5. Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. - М., 1995.

6. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.

7. Карпенко, М.П. Телеобучение. - М., 200S.

S. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения. - Вильнюс, 19S9.

9. Russell, J.D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. - Minneapolis, Minnessota, 1974.

10. Prokopenko, I. Modular Course Format for Supervisory Development [Текст] / I. Prokopenko, L.A. Bittel // Training and Development Journal. - 19S1.

11. Prokopenko, I. Modular programme for supervisory development / Prokopenko, J. White, L. Bittel, R. Eckles. - Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 19S1.

12. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. - М., 1991.

13. Технология обучения в Современной Гуманитарной Академии: методическое пособие для студентов СГА. - М., 2005.

14. Лаврентьев, Г.В. Слагаемые технологии модульного обучения: учебное пособие / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул, 1994.

15. Медведенко, Н.В. Особенности организации модульно-рейтингового контроля обучения студентов педагогического колледжа: учебнометодическое пособие. - Барнаул, 2005.

16. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. - М., - 1996. - № 2.

Bibliography

1. Kratkiyj filosofskiyj slovarj / A.P. Alekseev, G.G. Vasiljev [i dr.]; pod red. A.P. Alekseeva. - M., 200S.

2. Nemov, R.S. Psikhologiya: slovarj - spravochnik. - M., 2007.

3. Shirshov, E.V. Informacionno-pedagogicheskie tekhnologii: klyuchevihe ponyatiya: slovarj. - Rostov n/D., 2006.

4. Rubcov, V.V. Razvitie obrazovateljnoyj sredih regiona. - M., 1997.

5. Lerner, I.Ya. Filosofiya didaktiki i didaktika kak filosofiya. - M., 1995.

6. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 2001.

7. Karpenko, M.P. Teleobuchenie. - M., 200S.

S. Yucyavichene, P.A. Osnovih moduljnogo obucheniya. - Viljnyus, 19S9.

9. Russell, J.D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. - Minneapolis, Minnessota, 1974.

10. Prokopenko, I. Modular Course Format for Supervisory Development [Tekst] / I. Prokopenko, L.A. Bittel // Training and Development Journal. - 19S1.

11. Prokopenko, I. Modular programme for supervisory development / Prokopenko, J. White, L. Bittel, R. Eckles. - Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 19S1.

12. Verbickiyj, A.A. Aktivnoe obuchenie v vihssheyj shkole: kontekstnihyj podkhod: metodicheskoe posobie. - M., 1991.

13. Tekhnologiya obucheniya v Sovremennoyj Gumanitarnoyj Akademii: metodicheskoe posobie dlya studentov SGA. - M., 2005.

14. Lavrentjev, G.V. Slagaemihe tekhnologii moduljnogo obucheniya: uchebnoe posobie / G.V. Lavrentjev, N.B. Lavrentjeva. - Barnaul, 1994.

15. Medvedenko, N.V. Osobennosti organizacii moduljno-reyjtingovogo kontrolya obucheniya studentov pedagogicheskogo kolledzha: uchebno-metodicheskoe posobie. - Barnaul, 2005.

16. Choshanov, M.A. Gibkaya tekhnologiya problemno-moduljnogo obucheniya: metodicheskoe posobie. - M., - 1996. - № 2.

Статья поступила в редакцию 2S.09.11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 376. 64

Makeeva I.A .MONITORING OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF MODEL OF CIVIL EDUCATION OF CHILDREN-ORPHANS BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGICS. In article the model of civil education of children-orphans is described, the monitoring system is characterized, criteria and indicators of efficiency of formation of civilization of children-orphans and educational institution activity on realization of programs of museum activity are defined.

Key words: museum, the orphan children, civil education, monitoring.

И. А. Макеева, доц. ВГПУ, г. Вологда, E-mail: irinadarina4@yandex.ru

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье описана модель гражданского воспитания детей-сирот, охарактеризована система мониторинга, определены критерии и показатели эффективности формирования гражданственности детей-сирот и деятельности образовательного учреждения по реализации программ музейной деятельности.

Ключевые слова: музей, дети-сироты, гражданское воспитание, мониторинг.

Социально-исторические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа.

В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса становится нравственное, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, являющееся неотъемлемой составляющей процесса социализации личности целью которого является воспитание духовно и нравственно здоровой, творческой личности, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края, страны, знающей и уважающей ее историю, традиции.

На основе проведенных исследований, обобщения практического опыта, нами была выстроена модель гражданского воспитания на основе музейной деятельности в условиях детского дома, которая базируется на необходимости преобразований в работе образовательного учреждения, создания дополнительных возможностей для гражданского воспитания и социализации посредством использования потенциала школьного музея, через формирование целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов

воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной социально-педагогической поддержки, моделирования различных сфер жизнедеятельности, создания единого социализирующего пространства.

Основная идея данной модели заключается в создании воспитательной системы детского дома, основанной на использовании потенциала музейного комплекса в гражданском воспитании детей и подростков.

Модель гражданского воспитания включает следующие компоненты: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы, условия успешности реализации модели), содержательный (содержание раскрывается через направления и этапы музейной деятельности), операционно-деятельностный (организационные формы, методы музейной деятельности), критериальный (критерии эффективности реализации программ музейной деятельности по гражданскому воспитанию), результативный (результаты промежуточные и итоговые).

Успешность реализации модели гражданского воспитания детей-сирот во многом определяется научно-обоснованной системой мониторинговых мероприятий, обеспечивающих адекватные меры контроля и фиксации результатов.

Мониторинг - это целенаправленная деятельность, связанная с постоянным наблюдением, оценкой и прогнозом состояния наблюдаемого объекта (системы, явления, процесса) в целях обеспечения его развития в желаемом направлении [1; 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.