Научная статья на тему 'ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / PRINCIPLE OF VISUAL MATERIALS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОДУКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PRODUCTIVITY OF TEACHING PROCESS / ВИДЕОРЕСУРСЫ / VIDEO MATERIALS / АУДИТОРНАЯ РАБОТА / CLASSROOM WORK / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE FORMING / VISUAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуро-Фролова Ю.Р.

В статье рассматривается проблема построения процесса обучения иностранному языку с ориентировкой на принцип наглядности. Автор полагает, что реализация этого принципа в образовательном процессе способна обеспечить оптимальное усвоение учебного материала; закрепить изученное в памяти; образовать фундамент развития творческого воображения и мышления у обучающихся. Автор приводит примеры необходимых условий продуктивного построения учебного процесса с ориентировкой на принцип наглядности. Приводится ряд упражнений, которые могут быть внедрены в образовательный процесс для повышения его продуктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF VISUAL METHODS DURING THE PROCESS OF COMPETENCE FORMING

The article deals with the problem of visual methods principle application to the process of foreign language teaching. The author is of the opinion that implementation of this principle at the educational institution leads to the optimal educational material learning; material memorizing; forming a base for student creative imagination and thinking development. The author gives the examples of necessary conditions for productive teaching process with the focus on the principle of visual materials. Some exercises are given that could be applied to the educational process for the purpose of productivity increase.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

Список литературы:

[1] Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Вестник высшей школы. - 2002. - № 8. С. 3-9.

[2] См.: Основные принципы национальной доктрины инженерного образования // Ассоциация инженерного образования России. URL: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/doctrine/doctrine_3.phtml

[3] Гуро-Фролова Ю.Р. Приемы психологического воздействия в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса //Вестник ВГАВТ. - 2015. - № 43. С. 162-166.

HUMANITARIAN DISCIPLINES IN TECHNICAL UNIVERSITY

V.V. Volkova

Keywords: humanities, education, expert, teaching.

Article is devoted to teaching of the humanities in technical universities. The author considers that humanitarian disciplines play the main role in formation of the person of the student, his outlook and valuable orientations.

УДК 159.92:378+37.015.3

Ю.Р. Гуро-Фролова, доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Ключевые слова: наглядность, иностранный язык, принцип наглядности, образовательный процесс, продуктивность обучения, видеоресурсы, аудиторная работа, формирование компетенций.

В статье рассматривается проблема построения процесса обучения иностранному языку с ориентировкой на принцип наглядности. Автор полагает, что реализация этого принципа в образовательном процессе способна обеспечить оптимальное усвоение учебного материала; закрепить изученное в памяти; образовать фундамент развития творческого воображения и мышления у обучающихся. Автор приводит примеры необходимых условий продуктивного построения учебного процесса с ориентировкой на принцип наглядности. Приводится ряд упражнений, которые могут быть внедрены в образовательный процесс для повышения его продуктивности.

Цель исследования. Великий русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что на процесс продуктивного запоминания информации оказывает влияние комплексное вовлечение всех органов чувств человека в процесс ее восприятия, причем современные научные исследования экспериментально доказали, что полученная человеком информация посредством зрения и слуха воспринимается более обостренно, чем аналогичная, но поступившая только через зрительный или слуховой канал.

В современных условиях образовательного процесса в высшей школе, предполагающих одновременно сокращение количества аудиторных часов на изучения предмета согласно учебному плану, а также качественное формирование профессиональных и социокультурных компетенций у обучающихся, развитие личности студента, способной и желающей принимать активное участие в межкультурной коммуникации на иностранном языке и постоянно самосовершенствоваться в процессе овладения

Ю.Р. Гуро-Фролова

Принцип наглядности в процессе формирования иноязычной компетенции

иноязычной речевой деятельностью, принцип наглядности выступает в качестве одного из ключевых.

Методы исследования. Мы полагаем, что систематическое следование принципу наглядности способно обеспечить оптимальное усвоение учебного материала; закрепить изученное в памяти; образовать фундамент развития творческого воображения и мышления у обучающихся.

Обсуждение. Современная методика обучения иностранным языкам предусматривает интенсивное использование на занятиях всех видов наглядности (обучающей, контролирующей, организующей), что способствует формированию у обучающихся правильных представлений об изучаемых языковых явлениях, развитию соответствующих навыков и умений.

Процесс обучения иностранному языку в настоящее время непосредственно связан с широким применением технических средств в ходе обучения предмету.

Видео ресурсы как часть комплексной модели обучения иностранному языку в условиях современной высшей школы, в частности обучающее видеофильмы, онлайн трансляции и т.п., играют с нашей точки зрения существенную роль в процессе подготовки современного специалиста любого профиля, повышая мотивацию изучения иностранного языка. Причем, использование видеоресурсов в ходе образовательного процесса открывает ряд уникальных возможностей для преподавателя и обучающегося в плане овладения не только языком, но и иноязычной культурой. В отличие от аудио- и текстового материала, безусловно имеющих высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеоресурс обладает тем преимуществом, что помимо содержательной стороны иноязычного общения, он предполагает и визуальную информацию, способствующую более продуктивному пониманию ее смысла. Как показывает практика, применение видеоресурсов в ходе образовательного процесса способствует активизации внимания и когнитивных процессов у обучающихся, расширяет их кругозор, развивает и совершенствует навыки аудирования и говорения, повышает мотивацию изучения иностранного языка и создаёт определённые условия для дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности студентов.

Однако применение видеоресурсов в ходе учебно-воспитательного процесса требует тщательной организации способов аудиторной работы с ними, а также соблюдения ряда условий, в частности:

- четкое соответствие содержания видеоресурса изучаемому учебному материалу, изучаемой теме, уровню владения иностранным языком обучающихся и т.п.

- отсутствие чрезмерного использования видеоресурса на занятии;

- сопровождение видеофрагмента инструкцией, направленной на решение конкретной учебной задачи понятной обучающимся.

Работа с видеоресурсами на занятиях предполагает реализацию трех основных этапов: предпросмотрового, просмотрового и послепросмотрового. Так, в ходе первого этапа задача преподавателя мотивировать обучающихся, снять потенциальные трудности, представить предпросмотровые упражнения, направленные, к примеру, на предвосхищение содержания текста. В процессе реализации второго этапа осуществляется активизация речемыслительной деятельности обучающихся, в частности преподаватель может предложить упражнения, направленные на поиск языковой информации, предполагающие подбор эквивалентов, заполнение пропусков, поиск правильных ответов, моно высказывания и диалогические формы работы. Третий этап предполагает творческую активность обучающихся, в частности проектную деятельность, ролевую игру, дискуссию и т.п.

Помимо вышеупомянутых упражнений, в качестве примера использования видеоресурсов в ходе учебного процесса мы предлагаем следующие задания:

1. Просмотр видеофрагмента без звука. В зависимости от уровня подготовки студентов преподаватель или сами обучающиеся задают вопросы относительно собы-

тий на экране. После полученных ответов фрагмент просматривается еще раз в целях подтверждения высказанных обучающимися предположений.

2. Прослушивание звукового ряда видеофрагмента. После прослушивания звукового ряда преподаватель или обучающиеся задают вопросы относительно главных героев фрагмента, место действия сюжета, окружающей героев обстановки, их деятельности и т.п. После осуждения фрагмент просматривается с видеорядом в целях подтвердить или опровергнуть предположения студентов.

3. Стоп-кадр в процессе просмотра видеосюжета. Преподаватель останавливает просмотр в соответствующем месте, задает обучающимся вопросы относительно того, что может произойти дальше, как будут разворачиваться последующие события сюжета. Причем, данное упражнение может осуществляться в виде беседы или подготовленного монологического высказывания обучающегося.

4. Упражнение «Guess what/Guess who» («Догадайтесь что /Догадайтесь кто»), в процессе которого группа обучающихся делится на две подгруппы. Первая подгруппа располагается лицом к экрану, вторая группа сидит к нему спиной. Задача первой группы как можно подробнее описать происходящее на экране для второй подгруппы.

Выводы. Таким образом, процесс обучения иностранному языку, предполагающий реализацию принципа наглядности, помимо прочих, и, как результат, широкое внедрение видеоресурсов как части комплексной модели обучения иностранному языку в условиях современной высшей школы, способен положительным образом повлиять на продуктивность обучения предмету, на формирование устойчивой положительной мотивации изучения иностранного языка у обучающихся.

Список литературы

[1] Гуро-Фролова Ю.Р. Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 41. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2014. - С. 132-134.

[2] Кручинин В.А., Гуро-Фролова Ю.Р. Психолого-педагогические условия формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза : монография / В.А. Кручинин, Ю.Р. Гуро-Фролова / Нижегор. Гос. архитектур.-строит. Ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2012. - 165 с.

THE PRINCIPLE OF VISUAL METHODS DURING THE PROCESS OF COMPETENCE FORMING

U.R. Guro-Frolova

Key words: visual materials, foreign language, principle of visual materials, educational process, productivity of teaching process, video materials, classroom work, competence forming.

The article deals with the problem of visual methods principle application to the process of foreign language teaching. The author is of the opinion that implementation of this principle at the educational institution leads to the optimal educational material learning; material memorizing; forming a base for student creative imagination and thinking development. The author gives the examples of necessary conditions for productive teaching process with the focus on the principle of visual materials. Some exercises are given that could be applied to the educational process for the purpose ofproductivity increase.

Ю.Р. Гуро-Фролова

Методические аспекты технологии профессионально ориентированной деловой игры в ...

УДК 159.92:378+37.015.3

Ю.Р. Гуро-Фролова, доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: профессионально ориентированная деловая игра, иностранный язык, обучение, методологические аспекты, специалисты водного транспорта, продуктивность обучения, мотивация, автономия, индивидуально-дифференцированный подход, формирование компетенций.

В статье рассматриваются методические аспекты технологии профессионально ориентированной деловой игры в ходе обучения иностранному языку, в том числе и будущих специалистов водного транспорта. Автором затрагиваются сущность, содержание, ключевые принципы, этапы данной технологии. Предлагается специально разработанная план-схема профессионально ориентированной деловой игры, которая может быть с успехом внедрена в процесс обучения иностранному языку судоводителей, судовых механиков, электриков, кораблестроителей и прочих специалистов водного транспорта.

Цель исследования. Стремительное развитие России по пути интернационализации детерминировало свободное владение иностранными языками как культурную, а также экономическую потребность. Перемены, происходящие в рамках глобализации современного общества, расширение различного рода контактов обусловили повышение профессионально-практического интереса к свободному владению иностранным языком. В настоящее время иностранный язык является не только компонентой всесторонне развитого человека, но и условием успешной деятельности современного специалиста в различных сферах его жизни.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции выступает в качестве актуального направления, требующего тщательно спланированной стратегии.

В качестве основных принципов и подходов, применимых к образовательному процессу в вузе, подтвердивших на практике свою продуктивность, отражающих основные принципы современных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС-3), относятся: принцип активации автономии обучающихся; принцип эмоциональной вовлеченности, в основе которого продуктивное обучение предмету посредством формирования мотивации через специальный отбор материала для учебного процесса, который будет интересен обучающимся [1]; максимальной визуализации учебного материала, поскольку визуализация учебного материала при помощи схем, рисунков, презентаций, учебных фильмов и т.п. способствует повышению продуктивности учебного процесса [2, 3] и т.п.

Методы исследования. Одним из эффективных средств развития коммуникативных способностей обучающихся, а также формирования профессиональных и социокультурных компетенций, выступают активные образовательные технологии, в том числе профессионально ориентированная деловая игра, в основе которой проблемное задание, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучающихся - будущих специалистов.

Обсуждение. Профессионально ориентированная деловая игра в основе своей предполагает моделирование приближенных к реальным условий будущей узконаправленной деятельности обучающихся, а также их имитацию; поэтапное развитие;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.