чении иностранному языку//Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах/ VI Межвузовская научно-практическая конференция. - Ульяновск. -2010., -С. 141-146. [3] Можеевская А.Е., Жиргалова Я.А. Самостоятельная работа по иностранному языку студентов неязыковых вузов/ Электронный ресурс http://dspace.susu.ac.ru
IMPROVING THE EFFICIENCY OF ORGANIZATION OF STUDENTS INDIVIDUAL WORK STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY
E. V. Baranova
Key words: individual work, foreign language, non-linguistic university.
The author of the article pays special attention to the organization of students individual work in the process of studying a foreign language in non-linguistic university. There are examples of tasks for activation of students individual work.
УДК 378.14.014.13
В.В. Волкова, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Ключевые слова: гуманитарные науки, образование, специалист, преподавание.
Статья посвящена проблеме преподавания гуманитарных наук в технических вузах.
Автор считает, что гуманитарные дисциплины играют решающую роль в формировании личности студента, его мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изменения в общественно-политической жизни нашей страны, стратегия на формирование «общества знаний» обусловливают повышенные требования к подготовке специалистов, их профессионально-технического уровня, способности активно вмешиваться в современную жизнь. России нужны «интегральные» специалисты, обладающие профессией на уровне мировых стандартов они должны быть способны на нестандартные решения и инновации.
Обеспечить страну такими специалистами возможно лишь при условии организации не только технической, но и гуманитарной подготовки, соответствия ее потребностям государства и мировым стандартам. Гуманитарное образование, являясь фундаментом духовной культуры, связано с формами общественного сознания, играет решающую роль в формировании личности студента, его мировоззрения и ценностных ориентаций.
Очевидно, что на успешность в профессиональной деятельности и общении влияет сама культура специалиста. В этой связи, помимо высокого профессионализма, специалист должен обладать качествами, такими как, например, интерес к культуре, толерантность, которые, в свою очередь, зависят от накопленного культурного опыта. В центре внимания должна быть личность обучаемого, его развитие, внутренний мир, общение внутри образовательной среды, диалог с окружающим миром, социализация и самоактуализация. Особенно важно сформировать у будущего специалиста ключевые компетенции, необходимые для решения разнообразных проблем развития современного общества. Специалист должен сочетать в себе общепрофессиональные и
В.В. Волкова
Гуманитарные науки в технических вузах
специальные знания с хорошим знанием гуманитарных дисциплин. Знание истории, иностранных языков, культуры и основ профессионального общения является обязательным для современного специалиста любой сферы деятельности.
В социальных сетях можно найти большое количество обсуждений на тему: стоит ли вообще изучать гуманитарные дисциплины в технических вузах. Проанализировав данные высказывания, с уверенностью можно сказать, что число людей, считающих гуманитарные науки полезными в технических вузах гораздо больше. Однако они ставят вопрос о выборе данных дисциплин и о содержании, которые должны постоянно обновляться и совершенствоваться. Большое количество выпускников жалеют, что в студенческие годы у них не было возможности изучать углубленно иностранные языки, психологию, культуру. Как правило, эти дисциплины преподаются в технических вузах поверхностно. Критикуют и уровень преподавания гуманитариев!
Нам представляется, что в рамках научной школы должно быть более тесное сотрудничество преподавателей гуманитарных и общетехнических дисциплин. При написании пособий для технических вузов авторам необходимо учитывать междисциплинарный подход. Организация междисциплинарных студенческих конференций и кружков может помочь заинтересовать студентов и мотивировать их к изучению гуманитарных предметов. Нельзя забывать и про современные технологии, которые облегчили получение новой информации и знаний.
Отмечая положительное влияние новых технологий, нельзя не заметить и отрицательных сторон их воздействия. К ним относятся, во-первых, уменьшение контактов между преподавателями и студентами с усилением воздействия объективных факторов; во-вторых, значительное уменьшение воспитательного воздействия на студентов; наконец, в-третьих, возрастание роли самостоятельной работы в общем объеме учебной нагрузки. Каждый из этих факторов требует глубокого осмысления и не может быть реализован при формальном подходе.
Между прочим, в развитых промышленных странах Запада, на опыт которых у нас любят ссылаться, понимание ценности гуманитарного компонента в подготовке инженеров уже стало фактом общественного сознания. Стандарты вузовского образования этих стран предполагают, помимо развития интеллекта и профессиональной компетенции, воспитание в будущих специалистах порядочности, высокой нравственности: работники, у которых атрофированы моральные чувства, никому не нужны; лишь тот специалист может эффективно управлять людьми, кто умеет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется чёткими нравственными критериями [1]. Через преподавание гуманитарных наук вуз решает задачу аккультурации личности студента, становления его как гражданина своей страны, патриота своего государства, носителя ценностей национальной и мировой культуры. Только такой профессионал будет в состоянии обеспечивать «... сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений», как это и утверждается в национальной доктрине инженерного образования [2].
Современная культура и духовность, современный нравственный уровень в обществе предполагает и современный уровень образования. Что требует методического обновления комбинирования всех видов занятий, неординарного подхода к выполнению своих обязанностей со стороны преподавателей. Известный принцип педагогики и психологии гласит: лучше усваивается то, к чему человек периодически возвращается. Возможно, наполнение общественных дисциплин новым содержанием, новым качеством, создаст соответствующие условия для позитивных изменений в учебном процессе.
Этот процесс был и остаётся чрезвычайно сложным и противоречивым, но только благодаря ему мы можем сохранить духовность, народную память, завершить перестройку государства, цивилизованно существовать вместе с остальным миром.
Список литературы:
[1] Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Вестник высшей школы. - 2002. - № 8. С. 3-9.
[2] См.: Основные принципы национальной доктрины инженерного образования // Ассоциация инженерного образования России. URL: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/doctrine/doctrine_3.phtml
[3] Гуро-Фролова Ю.Р. Приемы психологического воздействия в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса //Вестник ВГАВТ. - 2015. - № 43. С. 162-166.
HUMANITARIAN DISCIPLINES IN TECHNICAL UNIVERSITY
V.V. Volkova
Keywords: humanities, education, expert, teaching.
Article is devoted to teaching of the humanities in technical universities. The author considers that humanitarian disciplines play the main role in formation of the person of the student, his outlook and valuable orientations.
УДК 159.92:378+37.015.3
Ю.Р. Гуро-Фролова, доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Ключевые слова: наглядность, иностранный язык, принцип наглядности, образовательный процесс, продуктивность обучения, видеоресурсы, аудиторная работа, формирование компетенций.
В статье рассматривается проблема построения процесса обучения иностранному языку с ориентировкой на принцип наглядности. Автор полагает, что реализация этого принципа в образовательном процессе способна обеспечить оптимальное усвоение учебного материала; закрепить изученное в памяти; образовать фундамент развития творческого воображения и мышления у обучающихся. Автор приводит примеры необходимых условий продуктивного построения учебного процесса с ориентировкой на принцип наглядности. Приводится ряд упражнений, которые могут быть внедрены в образовательный процесс для повышения его продуктивности.
Цель исследования. Великий русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что на процесс продуктивного запоминания информации оказывает влияние комплексное вовлечение всех органов чувств человека в процесс ее восприятия, причем современные научные исследования экспериментально доказали, что полученная человеком информация посредством зрения и слуха воспринимается более обостренно, чем аналогичная, но поступившая только через зрительный или слуховой канал.
В современных условиях образовательного процесса в высшей школе, предполагающих одновременно сокращение количества аудиторных часов на изучения предмета согласно учебному плану, а также качественное формирование профессиональных и социокультурных компетенций у обучающихся, развитие личности студента, способной и желающей принимать активное участие в межкультурной коммуникации на иностранном языке и постоянно самосовершенствоваться в процессе овладения