Научная статья на тему 'Оптимизация преподавания дисциплин специальности студентам- медикам, обучающимся на языке-посреднике'

Оптимизация преподавания дисциплин специальности студентам- медикам, обучающимся на языке-посреднике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНА / ЯЗЫК-ПОСРЕДНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнов С.В., Попова А.Н.

В статье рассматривается проблема адаптации учебного материала по специальным дисциплинам для студентов медицинских вузов, обучающихся на языке-посреднике. В качестве способов оптимизации образовательного процесса авторы предлагают методики «майндмэппинга» и реализацию принципа наглядности в изложении учебного, методического и лекционного материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крайнов С.В., Попова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF TEACHING SPECIALTY DISCIPLINES FOR MEDICAL STUDENTS TRAINING IN INTERMEDIARY LANGUAGE

The article discussed the problem of educational material adaptation in special disciplines for students of medical universities studying in a language of intermediary. As methods of optimizing the educational process, the authors proposed methods of “mind mapping” and the implementation of the principle of visualization in the presentation of educational, methodological and lecture materials.

Текст научной работы на тему «Оптимизация преподавания дисциплин специальности студентам- медикам, обучающимся на языке-посреднике»

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ НА ЯЗЫКЕ-ПОСРЕДНИКЕ

Крайнов С.В.

ORCID: 0000-0001-7006-0250 К.м.н., доцент кафедры терапевтической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета

Попова А.Н.

К.м.н., доцент кафедры терапевтической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета

OPTIMIZATION OF TEACHING SPECIALTY DISCIPLINES FOR MEDICAL STUDENTS TRAINING IN INTERMEDIARY LANGUAGE

Krajnov S.

PhD, assistant professor of the Department for Therapeutic dentistry

Volgograd State Medical University Popova A.

PhD, assistant professor of the Department for Therapeutic dentistry

Volgograd State Medical University

Аннотация

В статье рассматривается проблема адаптации учебного материала по специальным дисциплинам для студентов медицинских вузов, обучающихся на языке-посреднике. В качестве способов оптимизации образовательного процесса авторы предлагают методики «майндмэппинга» и реализацию принципа наглядности в изложении учебного, методического и лекционного материалов.

Abstract

The article discussed the problem of educational material adaptation in special disciplines for students of medical universities studying in a language of intermediary. As methods of optimizing the educational process, the authors proposed methods of "mind mapping" and the implementation of the principle of visualization in the presentation of educational, methodological and lecture materials.

Ключевые слова: высшее образование, медицина, язык-посредник, образовательные технологии, принцип наглядности.

Keywords: higher education, medicine, intermediary language, educational technology, the principle of visualization.

Сегодня перед российской высшей школой стоит весьма амбициозная задача по расширению международной деятельности и привлечению в вузы зарубежных студентов. Несомненно, это шанс повысить престиж отечественных университетов, но также - вызов, который сопряжен с необходимостью оптимизации образовательного процесса.

Обучение иностранных студентов в медицинском вузе, особенно на языке-посреднике, требует от преподавателя довольно больших усилий, касающихся не только подготовки лекционного и методического материала, но также его адаптации для учащихся. Тем более это актуально на тех дисциплинах, которые составляют основу будущих профессиональных компетенций молодого специалиста [2, 7].

Большой объем и сложность информации, излагаемой на английском языке, может существенно снизить показатели ее усвоения и, как следствие -качество получаемого образования [3].

Представляется, что наиболее действенным способом оптимизации обучения иностранных студентов, и решения описанной выше проблемы - является реализация принципа наглядности в педагогике [4, 5, 7].

К примеру, технология «майндмэппинга» позволяет структурировать большие объемы информации в виде ментальных карт, которые могут быть посвящены: классификациям заболеваний, основным этиологическим факторам, звеньям патогенеза, способам диагностики (в т.ч. дифференциальной), этапам лечения и т.д. Подобная технология помогает не только в понимании и структурировании материала, но также в усвоении специфической профессиональной лексики (тем более на языке-посреднике), что также имеет первостепенное значение при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, когда за короткий промежуток времени необходимо повторить большой объем информации. Стоит отметить, что создание ментальных карт - это прекрасное пособие и для самих преподавателей, имеющее огромную дидактическую ценность [3, 4, 8].

Большое значение принцип наглядности имеет и при иллюстрировании лекционного материала. В медицине довольно много весьма «эмоциональных» и, нередко, образных сравнений и названий при описании различных синдромов и симптомо-комплексов. Не является исключением и стоматология. К примеру, в учебниках можно встретить следующие формулировки: «бочкообразная/от-

верткообразная форма зубов», «эмалевые жемчужины», «мраморные зубы», «симптом «кокарды»», сравнение лейкоплакии с «папиросной бумагой, наклеенной на слизистую оболочку полости рта», а типичной формы красного плоского лишая с «морозными узорами на окне, листьями папоротника». И это далеко не полный список. Именно поэтому, крайне важно хорошо иллюстрировать подобные описания. Делая слайды лекции яркими, эмоционально окрашенными, хорошо описывающими данные сравнения, поскольку именно образная память является одной из основ большинства мнемотехник

[1, 6, 7].

Это же касается и протоколов лечения, которые не следует делать перегруженными, а, напротив - нужно стремиться к схематичности и иллюстративности в описании инструментов, материалов, а также технологий и манипуляций. В дальнейшем, подобная «выжимка» из огромного объема методического материала, станет основой для более глубокого и содержательного изучения дисциплины [8].

Большую роль в обучении англоговорящих студентов играет также иллюстрирование в процессе разбора теоретического материала на занятии семинарского типа. Для этой цели прекрасно подходят маркерная доска (с помощью которой преподаватель может изобразить необходимый пример, рисунок, диаграмму, формулу и т.д. в режиме «реального времени»), а также наглядные пособия [1,

5].

Таким образом, применение современных, инновационных, интерактивных образовательных технологий является оправданным, эффективным и необходимым способом оптимизации процесса обучения иностранных студентов, особенно если речь идет о специальных дисциплинах.

Список литературы

1. Гомон М.С., Мантулина Л.А. Лекция как форма обучения иностранных студентов медицинского вуза // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2018. Т. 2. С. 22-26.

2. Гуро-Фролова Ю.Р. Принцип наглядности в процессе формирования иноязычной компетенции // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2015. № 45. С. 221-224.

3. Жданова Л.У., Кульгарина Л.Р. Основной принцип обучения - принцип наглядности // Наука и образование: новое время. 2015. № 6 (11). С. 255258.

4. Ибодуллаева Г.Д. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка // Вестник современной науки. 2017. № 3-2 (27). С. 33-34.

5. Каде А.Х., Занин С.А., Трофименко А.И., Поляков П.П. Реализация принципа наглядности в преподавании патологической физиологии // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4-1. С. 127-129.

6. Ощепкова О.В. Психофизиологические закономерности восприятия студентами визуальной информации как обоснование принципа наглядности обучения в вузе // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 2 (28). С. 124-128.

7. Семерджиди В.Н. Принцип наглядности в дидактическом тексте по иностранному языку // News of Science and Education. 2017. Т. 9. № 1. С. 070-074.

8. Царева Л.М. Организация обучения студентов чтению профессионально ориентированных текстов на иностранном языке в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 94.

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ АКРОБАТОВ СМЕШАННЫХ

ПАР В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Кузнецова Л.П.

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орел

THE SPECIAL FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL CONDITION'S CORRECTION OF THE MIXED PAIR'S ACROBATS DURING THE PRECOMPETITION PERIOD

Kuznetsova L.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture education and sport, Orel State University named after I.S. Turgenev», Orel

Аннотация

Настоящая статья посвящена теоретическим и практическим аспектам коррекции психических состояний акробатов смешанных пар в предсоревновательный период в процессе спортивной подготовки смешанных пар высокого класса. Abstract

The present article dedicative to the theoretical and practical aspects of the psychological condition's correction of the mixed pair's acrobats during the precompetition period in the process of the sports training management for the high class mixed pairs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.