conditions in 2011-2013 is primarily due to the significant level of responsibility for quality of the products of large manufacturers of food products of Primorsky Krai.
Keywords: the shelf life of food products, sanitary and hygienic estimation of shelf life of food products, Primorsky Krai.
Citation: Romanova O.B., Pyatyrova E.V., Molchanova I.A. Sanitary-epidemiological assessment of the justification of the expiry dates and conditions of storage of food products of Primorsky Krai. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 5659. URL: https://yadi.sk/i/j8xEFFUsZKusK
Сведения об авторах
Романова Ольга Борисовна, заместитель главного врача по социальной гигиене и организации госсанэ-пидслужбы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.:(8423)265-00-45, E-mail: [email protected];
Пятырова Елена Владимировна, заведующая отделом санитарно-гигиенической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.:(8423)265-00-67, E-mail: [email protected];
Молчанова Инна Александровна, врач отделения обеспечения санитарного надзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.:(8423)265-08-53, E-mail: [email protected].
© Коллектив авторов, 2014 г УДК 61:378.14.014.13(ТгмУ)
Е.В. Семанив, В.В. Васильева, Е.Н. Варады
ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ШКАЛ ТРУДНОСТИ УЧЕБНыХ ДИСЦИПЛИН
при реализации федеральных государственных образовательных
СТАНДАРТОВ 3-го ПОКОЛЕНИЯ НА ПЕРВОм КУРСЕ ТИХООКЕАНСКОГО
государственного медицинского университета
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации.
В работе представлены результаты оценки трудности дисциплин, изучаемых в медицинском вузе. Выполнены исследования учебных дисциплин основных образовательных программ, реализуемых на первых курсах, при обучении студентов по специальностям 060101 лечебное дело, 060103 педиатрия, 060105 медико-профилактическое дело, 060201 стоматология. Разработаны научно-обоснованные гигиенические рекомендации по оптимизации подходов к формированию расписания учебных занятий в медицинском вузе.
Ключевые слова: оптимизация учебного процесса в вузе, расписание учебных занятий, трудность учебных дисциплин.
Цитировать: Семанив Е.В., Васильева В.В., Варады Е.Н. Обоснование и разработка шкал трудности учебных дисциплин при реализации федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения на первом курсе Тихоокеанского государственного медицинского университета // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 59-63. URL: https://yadi.sk/i/6FhZe7JLZKusV
Подготовка врача нового поколения становится одним из центральных звеньев программы модернизации здравоохранения. Для этой цели в Министерстве здравоохранения совместно с Министерством образования и науки разработаны и внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения. С началом реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации (ТГМУ) Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения встала важная задача повышения качества учебного процесса. Практическое осуществление этого прин-
ципа находится в зависимости от целого ряда дидактических, методических, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, медицинских и прочих условий. Важным элементом организации работы образовательного учреждения является научно-обоснованный подход к составлению учебного расписания занятий. Рационально составленное расписание способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок студентов, росту работоспособности обучающихся и педагогов [2, 4, 5].
Учитывая тот факт, что первокурсники медицинского вуза, преимущественно, вчерашние школьники, представляется важным сгладить процесс перехода от школьной системы обучения к вузовской, сохра-
няя высокую работоспособность студентов и повышая уровень и качество подготовки медицинских кадров. В настоящее время инструментом, который гигиенисты предлагают педагогам для оптимизации расписания, является шкала трудности школьных учебных предметов, предложенная более четверти века назад И.Г. Сивковым [7, 8]. С учетом шкалы И.Г. Сивкова правильное распределение предметов достигается различными путями, прежде всего правильным чередованием трудности: предметы, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы сменять предметами, построенными в основном, на использовании сигналов первой сигнальной системы. К сожалению, в отличие от общеобразовательной школы, для вузов подобные критерии отсутствуют. Изложенные обстоятельства определили актуальность настоящего исследования.
Цель работы - определение трудности дисциплин, изучаемых в медицинском вузе, для разработки научно-обоснованных гигиенических рекомендаций по оптимизации подходов к формированию расписания учебных занятий.
Материалы и методы. Для реализации цели в 20122013 учебном году нами выполнены исследования по изучению трудности учебных дисциплин, реализуемых на первых курсах обучения студентов по специальностям: 060101 лечебное дело, 060103 педиатрия, 060105 медико-профилактическое дело, 060201 стоматология в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации.
Методический алгоритм исследования включал следующие этапы:
1) организационный - процедура заполнения анкет студентами, обучающимися по указанным выше специальностям;
2) статистическая обработка материалов анкет для получения среднего показателя «ранга трудности» лекционных и практических занятий по каждому изученному предмету внутри отдельных специальностей по семестрам;
3) группировка полученных результатов и их наглядное оформление в виде таблиц и диаграмм;
4) научный анализ полученных данных (шкал трудности учебных дисциплин);
5) обоснование и разработка гигиенических рекомендаций.
Для проведения исследования нами были специально разработаны анкеты, содержащие вопросы о трудности обучения по той или иной дисциплине на 1 курсе медицинского университета. При этом в колонках «ранг трудности» самому трудному предмету выставлялся ранг 1, второму по трудности ранг 2, третий по трудности изучаемый предмет получал ранг 3 и так далее. Оценивались все учебные дисциплины, заявлен-
ные в расписании занятий на первых курсах первого и второго семестров обучения. Отдельно оценивался ранг трудности лекционных занятий и ранг трудности практических занятий. Анкетирование студентов проводилось в лекционных залах, предварительно объяснялась методика и необходимость внимательного и добросовестного заполнения анкет. Всего в исследовании приняли участие 350 студентов-второкурсников.
Для статистической характеристики полученных данных рассчитывали средние арифметические величины (М), среднее квадратическое отклонение (о), ошибка средних арифметических величин (т). Оценку достоверности разности полученных величин проводили по t критерию Стьюдента.
Полученные результаты. Наиболее трудными практическими занятиями в первом семестре студенты, обучающиеся по специальности 060101 лечебное дело, признали химию, анатомию, биологию. Средние показатели трудности указанных предметов в осеннем семестре получили, соответственно, 1,9, 2,5 и 3,5 баллов сложности освоения. Физике студенты присвоили 5 ранг трудности. В весеннем семестре приоритет трудности предметов изменился незначительно: первенство трудности признавался за анатомией (ранг 2,85), далее следовала химия (ранг 2,90), биология переместилась на 4-е место, получив 4,2 ранг, а на третьем месте позиционировал новый предмет гистология (3,46 ранг). Латинский и иностранный языки, по мнению студентов, имели несущественное расхождение в шкале трудности предметов (ранги составили 6,5 и 6,3, соответственно). Причем указанный результат был характерен для обоих семестров. Наиболее легкими предметами студенты признали историю Отечества, основы информационной культуры, физическую культуру (средний ранг более 8). Важно указать, что ранги трудности лекционных и практических занятий, по мнению студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело, имели некоторые различия (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Ранги трудности учебных дисциплин, специальность 060101 лечебное дело
Учебная дисциплина Средний ранг трудности лекций (М±ст) Средний ранг трудности практических занятий (М±ст)
Иностранный язык 6,3±0,60
Анатомия 2,9±0,41 2,5±0,45
Культурология 5,6±0,53 6,2±0,37*
История Отечества 6,3±0,60 8,1±0,48**
Физика 5,0±0,44 5,1±0,61
Биология 3,5±0,56 3,5±0,70
Физкультура 8,6±0,60 9,3±0,43*
Латинский язык 6,5±0,57
Химия 2,1±0,43 1,9±0,63
Экономика 5,6±0,39 6,9±0,44*
Основы информационной культуры 7,6±0,41 8,4±0,40*
Примечание: ^достоверность различия сравниваемых величин р<0,05; "достоверность различия сравниваемых величин р<0,01.
лекции
практические занятия
Рис. 1. Ранги трудности учебных дисциплин, специальность 060101 лечебное дело
Субъективная оценка трудности предметов, по мнению студентов, обучающихся по специальности 060103 педиатрия, аналогична результатам, полученным при оценке сложности освоения учебных дисциплин по специальности 060101 лечебное дело. Наиболее трудными предметами будущие педиатры признали химию (ранг 2,1), анатомию (ранг 2,3), биологию (ранг 3,1) и физику (ранг 4,9). Вновь введенный предмет гистология в весеннем семестре получил 2,5 ранга трудности. К категории «легких» предметов были отнесены латинский язык, иностранный язык (ранг от 5 до 6), основы информационной культуры, история, физкультура (ранг более 8).
Сравнительный анализ трудности восприятия студентами наиболее сложных предметов в осеннем и весеннем семестрах показал, что в весеннем семестре имела место тенденция к изменению (понижению) уровня сложности всех изучаемых предметов. Особенно значительно динамика ранга по наиболее сложному, по мнению студентов, предмету химии (в среднем на 0,7) (рис. 2). Это можно объяснить особенностями течения процесса адаптации студентов к специфике обучения в медицинском вузе и осознанием значимости изучаемых дисциплин. Кроме того, многие из этих предметов были включены в экзаменационную сессию студентов-первокурсников, что повышало мотивацию к их освоению.
осеннии
весеннии
химия
анатомия
биология
Рис. 2. Динамика ранга трудности изучаемых дисциплин по специальности 060101 лечебное дело в 1 семестре (осеннем) и 2 семестре (весеннем)
Различия по оценке трудности изучаемых дисциплин для специальности 060201 стоматология и 060105 медико-профилактическое дело были несущественными. Мы обратили внимание, что ранги трудности предметов, по мнению студентов, выбравших указанные специальности, имели меньшие показатели трудности, чем у студентов, обучающихся по специальностям 060101 лечебное дело и 060103 педиатрия (рис. 3). Возможно, сказывается
уровень школьной подготовки, так как традиционно на специальности лечебное дело и педиатрия поступают школьники, получившие на ЕГЭ более высокую бальную оценку.
Обсуждение. По нашему мнению, степень трудности изучаемого предмета не исчерпывается только его названием, поскольку внутри каждого предмета есть как сложные, так и легкие темы [3, 4, 5]. Нельзя исключать и такой фактор как педа-
медико-профилактическое дело
стоматология
педиатрия
лечебное дело
О 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4
Рис. 3. Оценка ранга трудности дисциплин студентами различных специальностей
Н биология Н анатомия I химия
гогическое мастерство преподавателя, новизну, объем изучаемого материала, степень мотивации студентов к обучению, которые способны как снизить утомительное воздействие практических занятий, так и увеличить его [8].
Проанализировав результаты исследования, а также, опираясь на данные, полученные другими авторами [1, 6] предлагаем акцентировать внимание учебной части медицинского вуза на следующих рекомендациях при составлении расписания учебных занятий на первых курсах:
1. Включать в дневное расписание не более двух сложных предметов. Предметы, требующие значительного умственного напряжения, необходимо ставить на вторые, третьи пары занятий, легкие - ставить последними. На понедельник и субботу следует планировать меньшее количество учебных часов, и отводить их преимущественно предметам, не требующим особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, могут быть наиболее нагруженными.
2. Чередовать в дневном расписании «трудные» и «легкие» предметы: предметы, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, чередовать с предметами, построенными на использовании сигналов первой сигнальной системы. Рационально чередовать «трудные» предметы с занятиями физкультуры. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма оказывают правильно организованные занятия физкультуры, на которых преобладает динамический компонент (динамическая нагрузка). Это является мощным фактором сохранения работоспособности и улучшения функционального состояния в течение учебного дня и недели.
Выводы. В деле организации учебного процесса и составления расписания в вузе нельзя равнять все курсы. Полученные результаты свидетельствуют, что расписание занятий на первых курсах
должно иметь существенное отличие от расписания занятий на старших курсах, так как необходимо учесть переходный период от школьной системы обучения к вузовской.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Г.В. и соавт. Проблемы социальной адаптации студентов в процессе построения жизненной перспективы / Школа на рубеже веков: материалы докладов Всероссийской научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000. 215 с.
2. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность / В кн.: Проблемы активности студентов. Ростов-Дон: Феникс, 1995. 194 с.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. №1. С. 24-26.
4. Баранов А. А. и соавт. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. 350 с.
5. Гайдукова С. П. и соавт. Образование как процесс обеспечения физического, психологического и социального благополучия и развития ребенка // Ва-леология. 2001. № 1. С. 41-44.
6. Громбах С.М. К вопросу о гигиеническом нормировании трудности учебных занятий: в Сб. науч. тр. «Гигиена детей и подростков». М., 1978. 122 с.
7. Тимофеев В.П., Попов А.Ю., Семкина З.В. К вопросу о разработке критериев трудности предметов в специальных образовательных учреждениях / Материалы конференции «Современный подросток». М.., 2001. 144 с.
8. Тригорлый С.Н., Бабич М.Е., Бабич Е.В. Адаптационные возможности личности студентов медицинского вуза в зависимости от категории профессиональной психической пригодности // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2007. №3(30). С. 107-109.
Semaniv E.V., Vasilyeva V.V., Varady E.N.
justification and development of scales, difficulties of educational disciplines of the federal state educational standards of the 3RD generation in the first year of the pacific state medical university
State educational institution of higher professional education «Pacific state medical University» of the Ministry of health of the Russian Federation, Vladivostok.
The paper presents the results of the evaluation the difficulties disciplines taught in medical school. The studies disciplines of basic educational programs implemented in the first years, when teaching the students in 060101 medicine, 060103 pediatrics, 060105 preventive medicine, 060201 dentistry. Developed evidence-based recommendations for optimizing hygiene approaches to the formation of schedule of training sessions in medical school.
Keywords: optimization of educational process in high school, schedule training sessions, the difficulty of academic disciplines.
Citation: Semaniv E.V., Vasilyeva V.V., Varady E.N. Justification and development of scales, difficulties of educational disciplines of the federal state educational standards of the 3rd generation in the first year of the Pacific State Medical University. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 59-63. URL: https://yadi.sk/i/6FhZe7JLZKusV
Сведения об авторах
Семанив Елена Валентиновна, к.м.н., доцент кафедры гигиены Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации; e-mail: hygienevgmu@mail. ru, тел.: 8 (423)245-74-45;
Васильева Василина Васильевна, студентка факультета общественного здоровья, специальность 060105 медико-профилактическое дело Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации; e-mail: [email protected], тел.: 8 (423)245-74-45;
Варады Евгения Николаевна, студентка факультета общественного здоровья, специальность 060105 медико-профилактическое дело Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации; e-mail: [email protected], тел.: 8 (423)245-74-45.
© Т.Л. Шивыдкина, М.С. Аралова, 2014 г
УДК 614.253.4:614.88-056.83 (Приморский край)
Т.Л. Шивыдкина, М.С. Аралова
НАДЗОР В СФЕРЕ ОгРАНИЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРгАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ПРИмОРСКОмУ КРАЮ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.
Одним из направлений деятельности органов Роспотребнадзора является надзор в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Ежегодно Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю проводятся плановые и внеплановые мероприятия по выявлению и пресечению нарушений в этой сфере. Всего по итогам 2013 г. Управлением проведено 186 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот табачной продукции, из них в 61 объекте выявлены нарушения при реализации табачной продукции. По результатам проверок на торговых предприятиях Приморского края были выявлены административные нарушения при розничной реализации табачной продукции и составлены протоколы, которые были направлены в судебные органы для принятия мер.
Ключевые слова: защита прав потребителей, ограничение курения табака, Приморский край, Роспотреб-надзор.
Цитировать: Шивыдкина Т.Л., Аралова М.С Надзор в сфере ограничения потребления табака как одно из направлений деятельности органов Роспотребнадзора по Приморскому краю // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 63-68. URL: https://yadi.sk/i7sUH9PdokZKusZ