Научная статья на тему 'Трансформация методов обучения физике при подготовке иностранных студентов'

Трансформация методов обучения физике при подготовке иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ / METHODS OF TEACHING PHYSICS / ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / POLITICALARENA EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MEDICAL SCHOOL / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробкова С.А.

В статье освещается проблема обучения иностранных студентов в полиэтнокультурной образовательной среде медицинского вуза. На примере словесных, наглядных и практических методов обучения физике доказана необходимость и целесообразность трансформации содержательного и процессуального компонентов образовательного процесса в общем и методики преподавания физики иностранным студентам в частности. Автором предложены способы трансформации методов обучения физике в высшей профессиональной медицинской школе: 1) через введение в содержание необходимой гуманитарно ориентированной информации, обеспечивающей личностно-смысловое восприятие изучаемых физических процессов и явлений; 2) изменение процесса преподавания физики на основе учета интересов, особенностей и способностей иностранных студентов при их обучении физике в России. Автор подчеркивает, что трансформация или ориентация на адаптацию существующих методов обучения физике для иностранных студентов медицинского вуза осуществляется преимущественно в виде изменения методики преподавания физики с использованием языка-посредника (в том числе билингвальной техники обучения), основанной на учете особенностей, интересов и состава учебной группы иностранных студентов, что позволяет решить проблемы их качественной профессиональной подготовки, снять фактор тревожности в отношении своих возможностей и способностей к обучению в российском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of physics teaching methods for foreign students’ training

This article tells about practice-oriented problem of foreign students’ teaching in poly-ethnocultural educational sphere of medical institute. By the example of verbal, visual and practical methods of education it was substantiated the necessity of transformation of content and process components of educational process, and also teaching method of physics in particular. The author suggests the transformation methods for physics teaching in professional medical school through: 1) introduction in content of physics necessary for humanitarian-oriented information, supporting personal-sense perception of physical processes and phenomena in physics course; 2) changing of physics teaching process according to interests, peculiarities and skills of foreign students during physics studying in Russia. The author underlines that transformation or orientation of medical institution’s students is carried out in the form of physics teaching methodology changing with a help of intermediary language (including bilingual technique of teaching), based on peculiarities, interests and content of foreign students’ study group, and that allows solving problems of qualified professional training of foreign students, excluding a factor of anxiety in opportunities and skills in a Russian university.

Текст научной работы на тему «Трансформация методов обучения физике при подготовке иностранных студентов»

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

С.А. Коробкова, канд. пед. наук, зав. кафедрой,

кафедра физики,

Волгоградский государственный

медицинский университет,

г. Волгоград, Россия,

korobkovasa@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

В статье освещается проблема обучения иностранных студентов в полиэтнокультурной образовательной среде медицинского вуза. На примере словесных, наглядных и практических методов обучения физике доказана необходимость и целесообразность трансформации содержательного и процессуального компонентов образовательного процесса в общем и методики преподавания физики иностранным студентам в частности. Автором предложены способы трансформации методов обучения физике в высшей профессиональной медицинской школе:

1) через введение в содержание необходимой гуманитарно ориентированной информации, обеспечивающей личностно-смысловое восприятие изучаемых физических процессов и явлений;

2) изменение процесса преподавания физики на основе учета интересов, особенностей и способностей иностранных студентов при их обучении физике в России. Автор подчеркивает, что трансформация или ориентация на адаптацию существующих методов обучения физике для иностранных студентов медицинского вуза осуществляется преимущественно в виде изменения методики преподавания физики с использованием языка-посредника (в том числе билинг-вальной техники обучения), основанной на учете особенностей, интересов и состава учебной группы иностранных студентов, что позволяет решить проблемы их качественной профессиональной подготовки, снять фактор тревожности в отношении своих возможностей и способностей к обучению в российском вузе.

Ключевые слова: методика преподавания физики, полиэтнокультурная образовательная среда медицинского вуза, иностранные студенты.

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и возникшей перед высшей школой новой задачей развития активных, конкурентоспособных специалистов произошло смещение акцентов в сторону использования интерактивных методов в ходе профессиональной подготовки студентов. Это потребовало поиска и апробации новых форм и методов обучения.

В центре внимания специалистов оказались и вопросы, связанные с профессиональной подготовкой иностранных студентов, а именно: 1) ориентацией профессор-

ско-преподавательского состава на учет индивидуальных особенностей иностранных студентов при их обучении; 2) созданием полиэтнокультурной образовательной среды в вузе, реализующем профессиональную подготовку иностранных граждан; 3) определением способов и методов обучения и воспитания, соответствующих полиэтнокультурной образовательной среде конкретного университета и др.

Однако среди актуальных методов обучения в вузах России остаются методы, предложенные М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером (1975 г.): 1) объяснительно-иллюстративный (или информационно-

№ 10 (51) НОЯБРЬ 2014

дискуссия

журнал научных публикаций

рецептивный); 2) репродуктивный; 3) метод проблемного изложения; 4) частично-поисковый (или эвристический); 5) исследовательский, — каждый из которых представляет собой последующую : ступень в системе организации познавательной и практической деятельности студентов, на которой степень их активности и самостоятельности нарастает1.

В практике обучения физике в высшей медицинской школе, как и в любом другом обра- =

зовательном учреждении, сложились разнообразные методы обучения. Можно выделить три большие группы общепринятых методов обучения: словесные, наглядные и практические.

В полиэтнокультурной образовательной среде медицинского вуза словесный метод обучения, если он применяется

Основным источником знаний, приобретаемых иностранными студентами медицинского вуза, является наблюдение и познание-физических явлений и процессов под руководством преподавателя физики в ходе лаборатор-но-практических и лекционных занятий.

к обучению иностранных студентов, должен быть подкреплен: а) использованием языка-посредника, которым преподаватель владеет в совершенстве или на разговорном уровне со знанием физической терминологии; б) наличием билингвальных пособий или учебно-методической литературы на языке, на котором осуществляется обучение иностранных студентов; в) хорошим уровнем владения = языком-посредником участниками образовательного процесса. В случае невыполнения одного из условий словесный метод обучения физике иностранных студентов оказывается недействительным. Схематично на рисунке 1 представлена трансформация словесных методов обучения в условиях полиэтнокультурной образовательной среды меди-

щ *

К

м К

X

ю о

в

о

5

традиционная лекция

лекция-визуализация

фронтальная / индивидуальная беседа

работа с учебной литературой

учебная дискуссия

устный / письменный опрос

Обучение на русском языке

— адаптация учебного материала для восприятия иностранными студентами;

— дополнительная работа со словарем;

— билингвальный режим обучения;

— введение знаково-схематического представления учебной информации

Обучение на языке-посреднике

— создание учебно-методического комплекса на английском языке;

— непрерывное совершенствование знания английского языка преподавателем;

— подбор англоязычной литературы;

— разработка и издание методических указаний на английском языке

для иностранных студентов

Рис. 1. Словесные методы обучения физике иностранных студентов в полиэтнокультурной образовательной среде медицинского вуза

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

цинского вуза в виде разбиения на два режима обучения иностранных студентов медицинского вуза.

Среди наглядных методов обучения физике иностранных студентов в медицинском вузе можно выделить следующие: демонстрационный эксперимент и демонстрация фильмов, схем, рисунков, фронтальное знакомство с приборной базой кафедры, на которой осуществляется образовательный процесс. Основным источником знаний, приобретаемых иностранными студентами медицинского вуза, является наблюдение и познаниефизических явлений и процессов под руководством преподавателя физики в ходе лабораторно-прак-тических и лекционных занятий. Учебная деятельность иностранных студентов при использовании данного метода заключается в наблюдении учебных демонстраций, физических экспериментов и лабораторных опытов, а также объяснении наблюдаемого и воспроизведении учебной информации.

На рисунке 2 показаны возможные способы трансформации наглядных методов обучения физике в полиэтнокультурной образовательной среде медицинского вуза.

Практические методы обучения требуют постоянной педагогической под-

держки со стороны преподавателя физики или контроль строгого выполнения иностранными студентами инструкций к лабораторным работам, контроль выполнения самостоятельной работы, в том числе и алгоритмов решения физических задач. Это означает, что все практические методы обучения физике в полиэтнокультурной образовательной среде медицинского вуза, так же как словесные и наглядные, претерпевают трансформацию при организации образовательного процесса и отборе содержания задачного и лабораторно-практиче-ского материала2.

Авторский опыт и опыт других преподавателей физики в обучении иностранных студентов медицинских вузов показал, что лабораторный практикум по физике, часто представленный модернизированными лабораторными установками с аналоговыми приборами советского производства, приводит иностранных студентов в растерянность, даже при наличии подробных инструкций и указаний к выполнению той или иной лабораторной работы. В связи с этим все еще открытыми остаются вопросы качества профессиональной подготовки иностранных студентов высшей медицинской школы и проблемы перехода от традиционных методов обучения к инновационным.

Наглядные методы обучения физике

фронтальное знакомство студентов с измерительным оборудованием демонстративный эксперимент демонстрация фильмов, схем, графиков, рисунков и т.д.

Проведение демонстраций для иностранных студентов с учетом состава учебной группы

Создание банка наглядного материала в двуформатном режиме (билингвальном и на языке-посреднике)

Рис. 2. Наглядные методы обучения физике иностранных студентов в полиэтнокультурной образовательной среде медицинского вуза

№ 10 (51) НОЯБРЬ 2014

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

В этом смысле трансформация методов обучения физике при подготовке иностранных студентов в полиэтнокультурной среде вуза становится актуальной, если она ориентирована на адаптацию предметного содержания физики и изменение методики преподавания, предполагающей использование язьгка-посредника или билингваль-ную технику обучения, но при обязательном учете индивидуальных особенностей и интересов иностранных студентов.

Таким образом, решение проблемы качественной профессиональной подготовки иностранных студентов в медицинском вузе на основе предлагаемой нами трансформации традиционных методов обучения позволяет решить ряд дидактических проблем, а именно: повысить интерес обучаемых

к учебному материалу; научить самостоятельному поиску способов решения учебных задач; развить логику при подготовке к «открытию» способа решения задачи; снять фактор тревожности у иностранных студентов в отношении своих возможностей и способностей к обучению в российском вузе и много другое. ^

Литература

1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. С. 24.

2. Коробкова С.А. Технология обучения физике студентов медицинского вуза на основе использования трансформированного с учетом гендерных особенностей обучаемых предметного и задачного содержания // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. Ч. 5. С. 1040-1045.

TRANSFORMATION OF PHYSICS TEACHING METHODS FOR FOREIGN STUDENTS' TRAINING

S.A. Korobkova, Candidate of pedagogy, head of the department, the department of physics, Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia, korobkovasa@mail.ru

This article tells about practice-oriented problem offoreign students' teaching in poly-ethnocultural educational sphere of medical institute. By the example of verbal, visual and practical methods of education it was substantiated the necessity of transformation of content and process components of educational process, and also teaching method ofphysics in particular. The author suggests the transformation methods for physics teaching in professional medical school through: 1) introduction in content of physics necessary for humanitarian-oriented information, supporting personal-sense perception of physical processes and phenomena in physics course; 2) changing of physics teaching process according to interests, peculiarities and skills of foreign students during physics studying in Russia. The author underlines that transformation or orientation of medical institution's students is carried out in the form of physics teaching methodology changing with a help of intermediary language (including bilingual technique of teaching), based on peculiarities, interests and content of foreign students' study group, and that allows solving problems of qualified professional training of foreign students, excluding a factor of anxiety in opportunities and skills in a Russian university.

Key words: methods of teaching physics, politicalarena educational environment of medical school, foreign students.

References

1. Lerner I.Ia. Didakticheskie osnovy metodov obucheniia [Didactic basics of teaching methods]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981. 186 p.

2. Korobkova S.A. Tekhnologiia obucheniia fizike studentov meditsinskogo vuza na osnove ispol'zovaniia transformirovannogo s uchetom gendernykh

osobennostei obuchaemykh predmetnogo i zadachnogo soderzhaniia [Technology physics education of medical students of the University on the basis of transformed gender characteristics of trainees subject and task content]. Fundamental'nye issledovaniia — Fundamental research, 2013, no. 11, part 5, pp. 1040-1045.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.