верткообразная форма зубов», «эмалевые жемчужины», «мраморные зубы», «симптом «кокарды»», сравнение лейкоплакии с «папиросной бумагой, наклеенной на слизистую оболочку полости рта», а типичной формы красного плоского лишая с «морозными узорами на окне, листьями папоротника». И это далеко не полный список. Именно поэтому, крайне важно хорошо иллюстрировать подобные описания. Делая слайды лекции яркими, эмоционально окрашенными, хорошо описывающими данные сравнения, поскольку именно образная память является одной из основ большинства мнемотехник
[1, 6, 7].
Это же касается и протоколов лечения, которые не следует делать перегруженными, а, напротив - нужно стремиться к схематичности и иллюстративности в описании инструментов, материалов, а также технологий и манипуляций. В дальнейшем, подобная «выжимка» из огромного объема методического материала, станет основой для более глубокого и содержательного изучения дисциплины [8].
Большую роль в обучении англоговорящих студентов играет также иллюстрирование в процессе разбора теоретического материала на занятии семинарского типа. Для этой цели прекрасно подходят маркерная доска (с помощью которой преподаватель может изобразить необходимый пример, рисунок, диаграмму, формулу и т.д. в режиме «реального времени»), а также наглядные пособия [1,
5].
Таким образом, применение современных, инновационных, интерактивных образовательных технологий является оправданным, эффективным и необходимым способом оптимизации процесса обучения иностранных студентов, особенно если речь идет о специальных дисциплинах.
Список литературы
1. Гомон М.С., Мантулина Л.А. Лекция как форма обучения иностранных студентов медицинского вуза // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2018. Т. 2. С. 22-26.
2. Гуро-Фролова Ю.Р. Принцип наглядности в процессе формирования иноязычной компетенции // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2015. № 45. С. 221-224.
3. Жданова Л.У., Кульгарина Л.Р. Основной принцип обучения - принцип наглядности // Наука и образование: новое время. 2015. № 6 (11). С. 255258.
4. Ибодуллаева Г.Д. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка // Вестник современной науки. 2017. № 3-2 (27). С. 33-34.
5. Каде А.Х., Занин С.А., Трофименко А.И., Поляков П.П. Реализация принципа наглядности в преподавании патологической физиологии // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4-1. С. 127-129.
6. Ощепкова О.В. Психофизиологические закономерности восприятия студентами визуальной информации как обоснование принципа наглядности обучения в вузе // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 2 (28). С. 124-128.
7. Семерджиди В.Н. Принцип наглядности в дидактическом тексте по иностранному языку // News of Science and Education. 2017. Т. 9. № 1. С. 070-074.
8. Царева Л.М. Организация обучения студентов чтению профессионально ориентированных текстов на иностранном языке в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 94.
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ АКРОБАТОВ СМЕШАННЫХ
ПАР В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Кузнецова Л.П.
кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орел
THE SPECIAL FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL CONDITION'S CORRECTION OF THE MIXED PAIR'S ACROBATS DURING THE PRECOMPETITION PERIOD
Kuznetsova L.
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture education and sport, Orel State University named after I.S. Turgenev», Orel
Аннотация
Настоящая статья посвящена теоретическим и практическим аспектам коррекции психических состояний акробатов смешанных пар в предсоревновательный период в процессе спортивной подготовки смешанных пар высокого класса. Abstract
The present article dedicative to the theoretical and practical aspects of the psychological condition's correction of the mixed pair's acrobats during the precompetition period in the process of the sports training management for the high class mixed pairs.
Ключевые слова: спортивная акробатика, смешанные пары высокого класса, процесс спортивной подготовки.
Keywords: sports acrobatics, mixed pairs, process of sports training management.
Спортивная акробатика - один из сложнейших видов спорта из группы сложнокоординационных видов. В современном спорте для достижения выдающегося результата в спортивной акробатике требуется максимальное напряжение физических и духовных сил, высокое мастерство, систематические тренировки на протяжении многих лет. И эту напряженную работу необходимо совмещать с другими видами деятельности, и особенно с учебной деятельностью в общеобразовательном учреждении и/или ВУЗе. Такую задачу спортсмен может решить лишь совместно с высококвалифицированным тренером, владеющим передовой методикой тренировки [4].
Смешанные парные упражнения, в свою очередь, - специфический и очень сложный вид акробатических упражнений. В состав пары входят мужчина - «нижний» и женщина - «верхняя». Именно из-за смешанности состава пары подготовка спортсменов значительно усложняется и в физическом, и в психологическом, и в интеллектуальном, и в социальном планах.
Подростковый возраст спортсменов является базовым для начала активной соревновательной деятельности в специализации «смешанные парные упражнения». Однако именно в этом возрасте отчетливо просматриваются все возрастные противоречия этого периода жизни человека в целом, и тендерных противоречий - в частности, что и обусловило актуальность настоящего исследования, которое проводилось на базе отделения спортивной акробатики специализированной школы олимпийского резерва «Русичи» города Орла (специализация - «смешанные парные упражнения»).
В подростковом возрасте дважды происходит изменение ведущего типа деятельности ребенка: в процессе перехода в младший подростковый возраст, а затем - в старший подростковый возраст, что обусловливает изменение отношения ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Этот процесс сопровождается бурным развитием гормональной системы и, безусловно, изменением эмоционального фона любой деятельности, в том числе - и спортивной [1].
Именно поэтому спортивная деятельность в данный возрастной период является очень важной, так как данный вид деятельности позволяет подростку самоутвердиться и добиться в спортивной акробатике социально значимых результатов не уступающих, а иногда и превосходящих достижения окружающих взрослых (юношеские первенства России, Европы, мира).
В психолого-педагогическом смысле, если подросток занимается спортивной деятельностью, нет необходимости проводить с ним «особую» работу, так как отношение в этом случае к подростку позволит ему почувствовать себя «реальным взрослым», умным, самостоятельным, умелым, деловым, социально-значимым членом общества.
В процессе перехода к старшему подростковому возрасту (14-15 лет), в отсутствие должного внимания к подростку со стороны тренера и спортивного психолога, может проявляться возрастание интереса подростка к учебно-профессиональной деятельности, что может в некоторых случаях привести к снижению у него мотивации к спортивной деятельности, а это, в свою очередь, активно отражается на результатах соревновательной деятельности
Таким образом, внешняя среда, окружающая действительность, является активным источником развития психики ребенка, проявляясь во взаимодействии с контактными и референтными группами, одной из которых, а чаще единственной является спортивная акробатическая группа. Человек не обладает врожденными формами поведения, процесс развития всех высших психических функций осуществляется в процессе его жизнедеятельности, то есть - в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Кроме того, психическое развитие происходит только на базе собственной активной деятельности субъекта. В данном случае нами рассматривалась спортивная деятельность и ее составляющая - соревновательная деятельность.
Эмоциональная сфера человека тесно связана с его деятельностью. Эта связь взаимообусловлена: с одной стороны собственно процесс и результаты деятельности всегда вызывают у человека вызывает определенные эмоции, а с другой стороны -конкретные эмоции оказывают значительное влияние на саму деятельность, её структуру, содержание и качество.
В зависимости от отношений, складывающихся по ходу деятельности, определяются и другие свойства эмоциональных процессов. В ходе деятельности есть, как правило, критические точки, в которых определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный для него результат [5].
В процессе исследования юных акробатов-подростков специализации «смешанные парные упражнения» нами были выделены специфические «кризисные точки», активно проявляющиеся в предсоревновательный период. В первую очередь, особого внимания заслуживает рассмотрение социальной фасилитации, эффекта, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. С одной стороны, социальная фасилитация присутствует всегда в процессе тренировочной и соревновательной деятельности смешанной пары, как малой группы, но внутренний положительный эффект может достигаться только в случае позитивной коммуникации партнеров, что определяется психологической совместимостью мальчика-«нижнего» и девочки-«верхней». Если показатель психологической совместимости низкий - мы получаем отрицательный эффект, который приводит к ухудше-
нию качества работы пары или тормозящий эффект, что, безусловно, не способствует качеству выполнения соревновательных упражнений. Действие социальной фасилитации именно в смешанных парах усугубляется еще и гендерными и возрастными особенностями партнеров. Как правило, партнер старше партнерши на два года, а в подростковом возрасте разница между эмоциональной сферой мальчика и девочки с подобной разницей в возрасте достаточно велика. Кроме того, специфика спортивной деятельности пары, как правило, сопровождается влюбленностью девочки в своего партнера, в то время как мальчик проявляет интерес к своим сверстницам или более старшим девочкам.
Кроме того, в процессе соревновательной деятельности, действует социальная фасилитация -внешняя, а именно - включается, та называемый, «эффект присутствия», поскольку соревновательные упражнения смешанных пар демонстрируются в присутствии пассивных зрителей.
Таким образом, подростковый возраст в спортивной акробатике, по нашему мнению, является возрастом активного воздействия тренера и психолога на эмоциональную сферу акробата с целью управления эффективностью соревновательной деятельности.
В целом эмоциональное самочувствие акробата-подростка можно считать косвенным индикатором в спортивной «адаптации-дезадаптации». Эмоции не только сопровождают, но и регулируют этот процесс. Например, Ф.Б. Березин считает, что возрастные тревоги приводят к выраженным изменениям вегетативно-гуморального регулирования, увеличивая вероятность адаптационных нарушений или приводят к включению и повышению интенсивности действия адаптационных механизмов акробата [2].
Таким образом, целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу акробата в подростковом возрасте является одной из составляющих психической подготовки спортсмена-подростка к соревновательной деятельности в целом с целью актуализации его потенциальных психических возможностей. Для эффективной работы в регулировании эмоциональных состояний партнеров смешанных пар необходимо целенаправленно и систематически проводить мониторинг эмоциональных состояний юных спортсменов. При этом следует использовать простые, но достаточно информативные батареи тестов, которые дети проходят с удовольствием. Например, для настоящего исследования нами были подобраны простые, не требующие сложной специальной аппаратуры, экспресс-тесты,
доступные для систематического использования в процессе мониторинга, тренеру, врачу, психологу, которые легко можно применить непосредственно до или во время соревнований: ассоциативный эксперимент, позволяющий тестировать речевые реакции спортсмена на слова-раздражители, выражающиеся в скорости и содержании его ответов; тест «Окончание слогов», позволяющий выявить доминирующую мотивацию через речевую деятельность; тест «Подчеркивание прилагательных», позволяющий, по сути, получить «самоотчет» спортсмена о его психическом состоянии в конкретном временном коридоре, что крайне важно для оценки предстартового состояния; тест «Шкала самооценки эмоциональных состояний» (Ч.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина), позволяющий определять уровень стресса перед стартом и другие [3].
В процессе эксперимента подтверждено, что совместная организованная деятельность тренера и спортивного психолога позволила повысить уровень эмоционального фона и благополучия взаимоотношений партнеров-подростков смешанных пар с низкого до высокого в экспериментальной группе; умение строить дружеские отношения со сверстниками, что в свою очередь создало условия для более эффективной спортивной деятельности детей 11-13 лет. Полученный показатель в экспериментальной группе на 25% выше, чем в контрольной. Обнаружены достоверные различия (Р<0,05) в среднегрупповых показателях, а также увеличение количества детей с высоким уровнем положительного эмоционального фона в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной на 30% в пред-соревновательный период.
Список литературы
1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн.; Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 240с. (Психология для всех).
2. Березин Ф.Б., Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. - 272 с.
3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб. : Речь, 2002. - 694с.: ил.
4. Родионов А.В., Родионов В.А. Психология детско-юношеского спорта. М.: Физическая культура, 2013. - 277 с.
5. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсменов в современной системе спортивной тренировки. М.: Физическая культура, 2006. - 96 с.