Ю.Р. Гуро-Фролова
Методические аспекты технологии профессионально ориентированной деловой игры в ...
УДК 159.92:378+37.015.3
Ю.Р. Гуро-Фролова, доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Ключевые слова: профессионально ориентированная деловая игра, иностранный язык, обучение, методологические аспекты, специалисты водного транспорта, продуктивность обучения, мотивация, автономия, индивидуально-дифференцированный подход, формирование компетенций.
В статье рассматриваются методические аспекты технологии профессионально ориентированной деловой игры в ходе обучения иностранному языку, в том числе и будущих специалистов водного транспорта. Автором затрагиваются сущность, содержание, ключевые принципы, этапы данной технологии. Предлагается специально разработанная план-схема профессионально ориентированной деловой игры, которая может быть с успехом внедрена в процесс обучения иностранному языку судоводителей, судовых механиков, электриков, кораблестроителей и прочих специалистов водного транспорта.
Цель исследования. Стремительное развитие России по пути интернационализации детерминировало свободное владение иностранными языками как культурную, а также экономическую потребность. Перемены, происходящие в рамках глобализации современного общества, расширение различного рода контактов обусловили повышение профессионально-практического интереса к свободному владению иностранным языком. В настоящее время иностранный язык является не только компонентой всесторонне развитого человека, но и условием успешной деятельности современного специалиста в различных сферах его жизни.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции выступает в качестве актуального направления, требующего тщательно спланированной стратегии.
В качестве основных принципов и подходов, применимых к образовательному процессу в вузе, подтвердивших на практике свою продуктивность, отражающих основные принципы современных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС-3), относятся: принцип активации автономии обучающихся; принцип эмоциональной вовлеченности, в основе которого продуктивное обучение предмету посредством формирования мотивации через специальный отбор материала для учебного процесса, который будет интересен обучающимся [1]; максимальной визуализации учебного материала, поскольку визуализация учебного материала при помощи схем, рисунков, презентаций, учебных фильмов и т.п. способствует повышению продуктивности учебного процесса [2, 3] и т.п.
Методы исследования. Одним из эффективных средств развития коммуникативных способностей обучающихся, а также формирования профессиональных и социокультурных компетенций, выступают активные образовательные технологии, в том числе профессионально ориентированная деловая игра, в основе которой проблемное задание, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучающихся - будущих специалистов.
Обсуждение. Профессионально ориентированная деловая игра в основе своей предполагает моделирование приближенных к реальным условий будущей узконаправленной деятельности обучающихся, а также их имитацию; поэтапное развитие;
реализацию проблемных ситуаций; коллективно-автономную деятельность участников; систему оценок развития и итогового продукта игры; правила, регулирующие ход деятельности; элемент соревнования.
Проблема профессионально ориентированной деловой игры предполагает реализацию одного из направлений будущей профессиональной деятельности обучающихся и связана с необходимостью приобретения профессиональных навыков и умений, опыта их применения и формирования профессиональной компетенции в ходе решения задач совместной деятельности.
Тема профессионально ориентированной деловой игры определяется в соответствии с учебной программой подготовки будущего специалиста.
Предмет игры представляет собой моделирование (реализацию) в учебных условиях определенного отрезка будущей (потенциальной) профессиональной деятельности обучающихся; управление изменяющимися условиями отношений участников игры, исполняющих роли реальных участников определенной профессиональной деятельности, и управление, как процессом осуществления самой профессиональной деятельности, так и принятием необходимых профессионально ориентированных решений.
Содержание игры детерминируется определенными образовательными целями, наполнением конкретного отрезка моделируемой профессиональной деятельности будущих специалистов, местом игры в её системе, степенью включенности игры в образовательную деятельность обучающихся.
Всё выше обозначенное позволяет детерминировать условия деятельности, которые будут моделироваться в профессионально ориентированной деловой игре, сферу и место деятельности, содержание учебного материала, характер и специфику учебных заданий, роли и функции участников игры.
Отметим, что в процессе разработки деловой игры определяются ключевые признаки профессиональной деятельности, которые предстоит моделировать и имитировать, к примеру, место и время деятельности; функциональная направленность конкретного её отрезка или формы; предмет и цели деятельности; содержательная структура компонентов, ролевая структура деятельности и ролевой репертуар каждого участника и т.п.
Профессионально ориентированная деловая игра предполагает наличие определенных этапов, имеющих автономное содержание и конкретные узконаправленные учебные цели, совокупность которых обеспечивает достижение общей цели профессионально ориентированной деловой игры.
Каждый этап предполагает реализацию определенных проблемных ситуаций и заданий взаимосвязанного и взаимообусловленного характера. Более того, на определенном этапе не исключается возможность изменения условий их выполнения, изменение или введение предлагаемых обстоятельств, подбор альтернативных вариантов решения, введение новых, более сложных заданий, изменения функций и ролевого репертуара участников и т.п.
Характер и динамика профессионально ориентированной деловой игры подвержены изменениям в связи с варьирующимися обстоятельствами и ситуациями, учетом индивидуальных особенностей участников игры, характером межролевого и межличностного взаимодействия, социальным и профессиональным опытом, сформирован-ностью профессиональных навыков и умений, фондом общих и индивидуальных знаний, степенью владения иностранным языком.
Применительно к процессу обучения иностранному языку будущих специалистов водного транспорта (судоводителей, судовых механиков, электромехаников, кораблестроителей и т.д.), в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также в целях соответствия требованиям стандартов нового поколения, мы предлагаем профессионально ориентированную деловую игру «Презентация нового судна», графическое изображение которой представлено на рисунке 1.
«\Е\\ \ESSEL РКЕЧЕУГАТЮЧ»
(проюнгация ново! о судна)
I
РАКГКЧРАМТХ
(участники)
Рис. 1. Графическая схема профессионально ориеншрованной деловой игры «Презентация нового судна»
Реализация профессионально ориентированной деловой игры может осуществляться на разных этапах обучения студентами 3-5 курсов (в зависимости от уровня их подготовки) в течение семестра, причем в процессе работы затрагивается основное содержание будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Профессионально ориентированная деловая игра «Презентация нового судна» осуществляется несколькими этапами.
На подготовительном этапе студенты получают задание, знакомятся со схемой игры, определяют роли, формулируют промежуточные задачи, осуществляют подбор источников информации, дополнительного оборудования для реализации итогового продукта, справочных онлайн материалов, словарей, ресурсов сервиса УоиТиЪе, социальных сетей, электронной почты и 8куре для консультаций с преподавателем и выполнения групповых заданий в ходе подготовки профессионально ориентированной деловой игры. Преподаватель знакомит обучающихся со схемой игры, определяет продолжительность ее подготовки, консультирует относительно возможного содержания деятельности малых групп, помогает при подборе необходимой лексики, грамматических конструкций для ее осуществления и т.д.
На основном этапе участники каждой из малых групп осуществляют сбор необходимой информации в соответствии с задачами группы, работают с информацией посредством, в том числе и дистанционного общения, выбирают оптимальный способ представления итогового продукта каждой малой группы.
Заключительный этап предполагает аудиторную реализацию игры с использованием мультимедийных средств (компьютер, проектор, СБ-, БУБ-проигрыватель, интерактивная доска и т.п.).
Суть предлагаемой нами профессионально ориентированной деловой игры «Презентация нового судна» - публичная презентация судостроительной компанией новых продуктов своим потенциальным покупателям.
Согласно представленной схеме игры обучающиеся распределяются на 4 малые группы: ведущие - координаторы дискуссии (1-2 человека); представители судостроительной компании (презентация новых продуктов компании) (ориентировочно 4 человека); потенциальные покупатели продукции судостроительной компании (ориентировочно 4 человека); журналисты (ориентировочно 4-5 человек). Предполагаемое количество задействованных в игре студентов может варьироваться в зависимости от количества обучающихся в учебной группе.
Схема профессионально ориентированной деловой игры отражает предполагаемое направление деятельности каждой малой группы, информационную составляющую, которую должны осветить в ходе работы над игрой обучающиеся, однако, по желанию студентов, в условную схему можно вносить изменения и дополнения, т.к. ключевая задача - творческое, индивидуальное решение обучающимися обозначенной проблемы.
Выводы. Таким образом, внедрение в учебно-воспитательный процесс профессионально ориентированных деловых игр оказывает положительное влияние на продуктивность освоения изучаемого предмета, в частности на:
а) развитие коммуникативных способностей обучающихся;
б) овладение иноязычным общением в единстве всех его функций;
в) развитие компенсаторных умений;
г) формирование благоприятного эмоционального фона на занятии, способствующего элиминации языковых барьеров;
д) развитие и поддержание положительной учебной мотивации.
Более того, посредством внедрения профессионально ориентированных деловых игр в образовательный процесс осуществляется:
1) Формирование основных профессиональных и социокультурных компетенций у обучающихся, также как и учебно-познавательных, языковых, речевых;
Ю.Р. Гуро-Фролова
Методические аспекты технологии профессионально ориентированной деловой игры в ...
2) Индивидуальный, дифференцированный подход к каждому студенту с учетом его индивидуальных психологических особенностей, знаний, умений, навыков, интересов;
3) Сочетание активного и пассивного усвоения учебного материала;
4) Формирование автономии у обучающихся, навыков самостоятельной, аналитической, поисковой деятельности;
5) Формирование умения работать в информационном пространстве;
6) Более успешное и прочное запоминание учебного материала при живом общении в процессе реализации интерактивных видов учебной деятельности, которые осуществляются в режиме онлайн;
7) Развитие умения организовывать и планировать работу самостоятельно;
8) Формирование рефлексии у обучающихся.
Список литературы:
[1] Гуро-Фролова Ю.Р. Психолого-педагогические условия формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза : дис. канд. психол.наук. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. - 205 с.
[2] Неудахина Н.А. О возможностях применения технологии визуализации учебной информации в вузе //Ползуновский альманах. - 2002. - №3-4. - С. 115-121.
[3] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
[4] Гуро-Фролова Ю.Р. Концепция «смешанного обучения» в процессе обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 41. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2014. - С. 130-132.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONALLY ORIENTED BUSINESS ROLE-PLAY TECHNOLOGY DURING THE PROCESS OF FUTURE WATER TRANSPORT SPECIALIST FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Key words: professionally oriented business role-play, foreign language, teaching process, methodological aspects, water transport specialists, teaching process productivity, motivation, autonomy, individually-differentiated approach, competence formation.
The article deals with methodological aspects of professionally oriented business role-play technology during the process of foreign language teaching, including the teaching of future water transport specialists. The author focuses on the main idea, content, key principles and phases of this technology. Specially developed scheme-plan of the professionally oriented business role-play is offered. This scheme-plan could be successfully applied during the process of foreign language teaching of navigators, engineers, electricians, shipbuilders and other water transport specialists.