ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201035 2020, № 05 (май) УДК 378.147
Психолого-педагогические условия развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного
иностранного языка
Робаре Сюзанн Хелен1
Университет Северной Дакоты, штат Северная Дакота, Гранд-Форкс, США
Левченко Виктория Викторовна2
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Москва, Россия [email protected]
Киреева Ирина Анатольевна3
Академия управления и производства, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Поиски путей оптимизации обучения профессионально ориентированному иностранному языку в последнее время стали более активными. В этом плане особый интерес представляет изучение теории и практики применения ряда интенсивных психолого-педагогических методик и применение инноваций в традиционной методике обучения профессионально ориентированному иностранному языку. В связи с этим данная статья посвящена такой актуальной теме, как создание психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Цель настоящего исследования - разработка психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Основные методы исследования: изучение и теоретический анализ научных трудов по психологии и педагогике; анализ программ и учебно-методической литературы российских и зарубежных университетов, традиционной и интенсивной методик обучения профессионально ориентированному иностранному языку; обобщение передового российского и зарубежного педагогического опыта; анкетирование, наблюдение, беседы, ролевые игры и ситуации, тестирование; педагогический эксперимент в условиях реального обучения профессионально ориентированному иностранному языку в российских и зарубежных университетах; статистическая обработка результатов эксперимента. По результатам работы теоретически обоснована и экспериментальным путем проверена эффективность предложенных психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально
Поступила в редакцию Received 20.02.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.05.20
Принята к публикации Accepted for publication 05.05.20 Опубликована Published 31.05.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Робаре Сюзанн Хелен, магистр наук в области образования, соискатель докторской степени в области образовательного лидерства с упором на специальное образование по кафедре образования «Университет Северной Дакоты», штат Северная Дакота, г. Гранд-Форкс, США
2 Левченко Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка отделения языковой подготовки института общественных наук ФГБОУ ВО «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва, Россия
3 Киреева Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранного языка и гуманитарных дисциплин ЧОУ ВО «Академия управления и производства», г. Москва, Россия
ориентированного иностранного языка. Теоретически обоснована и экспериментальным путем проверена действенность предложенных психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные психолого-педагогические условия развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка введены в конкретный учебно-воспитательный процесс обучения профессионально ориентированному иностранному языку в российских и зарубежных университетах. Подготовлены методические рекомендации по использованию разработанных психолого-педагогических условий для преподавателей иностранных языков.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, аналитические способности, коммуникативно-речевые способности, когнитивно-лингвистические способности, индивидуально-психологические особенности, профессионально ориентированный иностранный язык, традиционная методика, интенсивная методика.
Введение
Кардинальные изменения международной деятельности специалистов различных профилей, которые произошли за последнее время в России и за рубежом, повлекли за собой коренные преобразования в системе высшего языкового образования, и в частности в области преподавания и изучения профессионально ориентированного иностранного языка.
Интенсификация международных контактов специалистов различных профилей и сотрудничество на всех уровнях ставят перед российскими университетами задачу организации высшего языкового образования такого уровня, при котором студенты будут способны участвовать в межкультурной коммуникации с зарубежными сверстниками и специалистами, самостоятельно преодолевать психологические барьеры в межкультурной коммуникации, а также взаимодействовать с зарубежными коллегами на международном рынке труда. Представляется, что вышеуказанные запросы общества обусловливают актуальность темы нашего исследования: «Психолого-педагогические условия развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка».
Отметим, что многие отечественные и зарубежные ученые подходили к изучению способностей в области иностранного языка с позиции определения особенностей психических процессов, которые связаны непосредственно с речевой деятельностью на иностранном языке.
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике огромный вклад в исследование способностей студентов к изучению иностранного языка, в разработку программ обучения и проектов их реализации в учебном процессе внесли представители дифференциальной психологии и психофизиологии. В работах этих выдающихся ученых изучается биологическая и социальная природа индивидуальных различий обучающихся в целом и отдельных способностей в частности. Например, в исследовании А. К. Марковой изложена сущность психологии усвоения языка как средства общения [1]. А. И. Яцикевичус описал особенности психологии формирования многоязычия [2].
Специалистами также рассмотрена психологическая природа иноязычных речевых способностей с позиции выявления способностей к различным аспектам языка, речевым умениям и речевым процессам. Ряд ученых рассматривал способности к иностранному языку с точки зрения определения влияния индивидуально-психологических, личностных особенностей человека на успешность овладения иностранным языком.
Так, в работе Я. Стреляу рассмотрена взаимосвязь психологии личности и ее познавательной активности [3]. В современной методике обучения иностранным языкам уделяется достаточно много внимания психолого-педагогическим проблемам в изучении профессионально ориентированного иностранного языка. Многие исследования посвя-
щены вопросам обучения иноязычной коммуникативной деятельности. Л. В. Щерба отмечал, что «речевая деятельность обуславливается сложным речевым механизмом человека, или психофизиологической речевой организацией индивида. Эта речевая организация не равняется сумме речевого опыта (говорения и понимания)» [4]. И. А. Зимняя акцентирует наше внимание на психологических аспектах обучения говорению на иностранном языке [5]. А. Кавшинский описывает классификацию психологических типов личности, значимых в обучении иностранному языку [6].
Анализ вышеуказанных источников важен для нас, поскольку позволяет обобщить психологические и дидактические аспекты развития способностей к изучению иностранного языка с учетом индивидуализации и дифференциации обучения, а также обозначить прочную теоретическую и методологическую основу создания психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов в рамках нашего исследования.
Основная причина интереса к научному освещению проблемы создания психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка кроется в ее огромной практической значимости.
Под профессионально ориентированным обучением понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Оно предполагает сочетание овладения профессионально ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся и развитием аналитических способностей, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях.
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем условия, которые обеспечивают педагогические меры воздействия педагога на обучающихся и позволяют повысить эффективность образовательного процесса для развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка.
Аналитические способности в нашем исследовании - это свойства личности обучающегося, являющиеся условиями успешного решения проблем и задач профессиональной деятельности на иностранном языке в ходе изучения и анализа, а также критического осмысления и обобщения аутентичной, профессионально ориентированной информации.
Аналитические способности развиваются в процессе учебной деятельности при изучении профессионально ориентированного иностранного языка и расширяют возможности его эффективного использования в решении реальных задач в сфере профессиональной деятельности на международном рынке труда.
Представляется, что теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам формирования и развития способностей студентов к изучению иностранного языка показывает глубокую разработку этой проблемы. Вместе с тем категория «аналитические способности» остается до настоящего времени недостаточно изученной в современной психологической и педагогической науке, а также в практике обучения профессионально ориентированному иностранному языку.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, а также педагогический опыт авторов исследования позволяют утверждать, что в
настоящее время в большинстве университетов обучение профессионально ориентированному иностранному языку ведется по коммуникативной методике, с применением отдельных методов интенсификации обучения. Так, в исследовании Н. Д. Галь-сковой представлено содержание современного лингвистического образования и перспективы развития коммуникативной методики обучения иностранным языкам при подготовке студентов к диалогу в условиях интеркультуры [7]. В работе Е. Г. Соколовой рассмотрены теоретические и практические положения формирования межкультурной компетенции юристов в процессе обучения иностранному языку и представлена содержательная характеристика ее компонентов в свете современных требований к иноязычной коммуникации специалистов неязыкового профиля [8].
А. В. Козуляев разработал интегративную модель обучения аудиовизуальному переводу, которая позволяет подготовить студентов к многоплановой профессиональной деятельности на основе иноязычной коммуникации [9].
И. В. Харламенко создана модель обучения письменно-речевым умениям иностранного языка студентов неязыковых вузов на базе вики-технологии, которая представляет собой систему взаимодействий между преподавателем и студентами [10]. Исследование Н. Фэркло посвящено основам аналитического дискурса при изучении аутентичных текстов профессионально ориентированной направленности на основе коммуникативного подхода [11]. А. Павио и А. Дещречерс описывают влияние мнемоники образов на повторное восприятие и понимание второго иностранного языка [12]. Вышеуказанные научные труды в основном касаются общих вопросов процесса обучения профессионально ориентированному иностранному языку и коммуникативной методики обучения иностранному языку.
Заметим, что лишь в немногих учебных заведениях, как правило, в ведущих университетах России и за рубежом активно внедряются интенсивные коммуникативные методы обучения иностранному языку, основанные на теоретической и практической инновационной базе. В этом плане исследование Г. А. Китайгородской полностью посвящено методике интенсивного обучения иностранным языкам, где основным является утверждение о том, что «опыт интенсивного обучения иностранным языкам позволяет сделать вывод о больших возможностях ролевого общения (еще далеко не полностью исследованных) и целесообразности его использования в обучении» [13]. Н. Д. Гальсковой разработана современная методика обучения иностранному языку [14]. Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез акцентируют наше внимание на теоретических основах методики обучения иностранным языкам, а также на интенсивном использовании средств лингводидактики [15]. П. Б. Гурвич отмечает важность теории и практики эксперимента в интенсивной методике преподавания иностранных языков [16]. В исследовании М. А. Давыдовой рассмотрена деятельностная методика обучения иностранным языкам [17]. В. В. Сафоновой разработан социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности [18].
Вместе с тем проблема развития способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка является одной из сложных, все еще недостаточно изученной, хотя и всесторонне исследуемой в психологической и педагогической науке. Указанные ниже научные труды послужили методологической основой нашего исследования. В работе В. Н. Дружинина показан механизм развития и диагностики способностей [19]. И. А. Зимней представлена сущность психологии обучения неродному языку [20]. Н. В. Имедадзе проведено экспериментально-психологическое исследование овладения и владения вторым иностранным языком [21].
М. К. Кабардов в своей работе обозначил роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком [22].
Р. Б. Кеттел описал структуру, механизм развития и значимость способностей в обучении личности [23]. Исследование Г. Айзенка и М. Айзенка посвящено установлению личных и индивидуальных различий обучающихся на основе естественно-научного подхода [24].
В исследовании И. В. Барынкиной детально рассмотрены значимые для нашего исследования способности к иностранному языку (коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности) [25].
В. Н. Дружинин уделяет особое внимание психодиагностике общих способностей [26]. Ч. Спирмен изучает языковые способности людей и индивидуальных различий каждого человека в усвоении языка [27]. В плане оптимизации обучения профессионально ориентированному иностранному языку особый интерес для нас представляет работа Г. А. Китайгородской об интенсивных методах, формах и средствах обучения [28]. В исследовании Т. А. Грабой показан процесс формирования коммуникативных способностей на материале языка специальности в неязыковом вузе [29]. Д. Гуденоу обозначил и раскрыл роль индивидуальных способностей и их различий в усвоении языка в полевой зависимости как фактор обучения и памяти [30].
Таким образом, изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволяют констатировать разнообразие подходов в исследовании способностей студентов в области профессионально ориентированного иностранного языка, что свидетельствует о сложности этого явления и создает предпосылки для дальнейшего изучения.
В этой связи важным представляется исследование и разработка психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка.
Так как программы обучения иностранному языку предполагают всестороннее развитие личности студента как будущего специалиста в конкретной сфере деятельности, необходимо создать психолого-педагогические условия развития аналитических способностей к изучению профессионально ориентированного иностранного языка для студентов с разными типами овладения иностранным языком, акцентируя внимание на рационально-логическом типе овладения иностранным языком.
Методологическая база исследования
Теоретической основой исследования являются идеи психолого-педагогической оптимизации и гуманизации процесса обучения иностранным языкам и концептуальные положения об интенсивных методах обучения профессионально ориентированному иностранному языку.
Основные методы исследования:
- изучение и теоретический анализ научных трудов по психологии и педагогике;
- анализ программ обучения профессионально ориентированному иностранному языку и учебно-методической литературы российских и зарубежных университетов, традиционной и интенсивной методик обучения профессионально ориентированному иностранному языку;
- обобщение передового российского и зарубежного педагогического опыта;
- анкетирование, наблюдение, беседы, ролевые игры и профессионально ориентированные ситуации, тестирование студентов неязыковых университетов;
- проведение педагогического эксперимента в условиях реального обучения профессионально ориентированному иностранному языку в российских и зарубежных университетах;
- статистическая обработка результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе российских и зарубежных университетов: «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва; ЧОУ ВО «Академия управления и производства», г. Москва; «Университет Северной Дакоты», штат Северная Дакота, г. Гранд-Форкс.
Всего констатирующим и педагогическим экспериментом было охвачено около 360 студентов.
Исследование проводилось с 2016 по 2020 год в четыре этапа.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической и учебно-методической литературы, традиционных и интенсивных методик обучения иностранному языку по теме исследования.
На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент. Данные, полученные в ходе эксперимента (уровень потенциального развития аналитических способностей студентов ниже 40%, уровень реального развития аналитических способностей студентов ниже 30%), позволили определить цели и задачи исследования, а также составить план обучающего эксперимента с учетом созданных психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка.
Процесс создания психолого-педагогических условий включал:
- применение общедидактических принципов (научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального и дифференцированного подходов);
- отбор и реализацию методов и приемов, способствующих развитию аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка;
- практические занятия по развитию аналитических способностей, которые проводились в форме игр различного типа с использованием квазипрофессиональных ситуаций (творческие, развивающие);
- использование методов для развития аналитических способностей;
- интерактивные формы и средства обучения, которые дают возможность развивать навыки и умения анализа аутентичного информационного содержания профессионально ориентированного иностранного языка.
На третьем этапе был осуществлен обучающий эксперимент по развитию аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. В ходе обучения проверялась эффективность применения созданных психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Развитие аналитических способностей носит целенаправленный, поэтапный характер, предполагает наличие осознанной значимой цели использования профессионально ориентированного иностранного языка, четкое усвоение умственных действий и способов деятельности. Исследуемые способности развиваются в практической деятельности в результате применения интегрированной методики обучения.
Интегрированная методика в исследовании представляет собой междисциплинарное объединение системы языкового и специального образования, способствующее развитию аналитических способностей студентов при обучении профессионально ориентированному иностранному языку.
Интегрированная методика имеет цели:
- научить познавать особенности структуры и содержания профессионально ориентированной аутентичной информации на иностранном языке;
- научить анализировать и синтезировать профессионально ориентированную аутентичную информацию на иностранном языке.
Овладение профессионально ориентированным иностранным языком приводит к развитию у студентов критического мышления и позволяет среди множества решений проблем и задач профессиональной деятельности на международном рынке труда выбрать наиболее оптимальное.
Содержание обучения профессионально ориентированному иностранному языку для развития аналитических способностей взаимосвязано со спецификой дисциплин различных профилей подготовки бакалавров.
Использование содержания аутентичных источников информации для развития аналитических способностей студентов важно при изучении различных фактов профессиональной деятельности.
Интегрированная методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку для развития аналитических способностей студентов включает:
- структурированную и проблемную подачу учебного материала;
- работу с аутентичными профессионально ориентированными текстами;
- решение проблемных ситуаций в области профессиональной деятельности;
- выполнение проблемно-коммуникативных заданий;
- упражнения для развития аналитического и творческого мышления, моделирование, метод ассоциограмм, синектику;
- цифровые технологии обучения профессионально ориентированному иностранному языку.
На аудиторных практических занятиях были задействованы следующие этапы: этап-целостность, этап-взаимосвязь, этап-системность.
Интегрированная методика не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным дисциплинам на практических занятиях по профессионально ориентированному иностранному языку, это и интегрирование аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов на основе использования цифровых ресурсов при общении с зарубежными специалистами в сфере будущей профессиональной деятельности.
При анализе результатов развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка основной акцент был сделан на понимание и анализ извлеченной информации, критическое осмысление и обобщение информации при изучении аутентичного содержания профессионально ориентированного иностранного языка.
На четвертом этапе проводились анализ, обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, подводились итоги исследования, осуществлялось оформление текста статьи.
При анализе результатов авторами была использована методика определения уровней потенциального и реального развития аналитических способностей в конкретных условиях учебного и воспитательного процессов, которая включала процедуру определения результатов процесса обучения с учетом применения интегрированной методики, выявления тенденций и динамики уровней развития аналитических способностей студентов.
Цели диагностики результатов образовательной деятельности: выявить и проанализировать результаты обучения; определить результаты и динамику развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка в ходе обучающего эксперимента; оценить и скорректировать результаты обучения профессионально ориентированному иностранному языку.
Методика определения уровней потенциального и реального развития аналитических способностей студентов включала следующие действия преподавателя:
- выбор нового аутентичного учебного материала продвинутого уровня владения иностранным языком для объяснения обучающимся;
- объяснение на основе актуализации известной информации нового аутентичного учебного материала;
- демонстрация образца применения знания в стандартной профессионально ориентированной ситуации;
- демонстрация образца применения знания в нестандартной профессионально ориентированной ситуации;
- выполнение самостоятельной работы по изучению, анализу, обобщению и интерпретации аутентичной профессионально ориентированной информации.
По итогам работы были определены уровни потенциального и реального развития аналитических способностей в конкретных условиях учебного и воспитательного процессов:
- уровень потенциального развития, когда студенты способны применить знания по иностранному языку в нестандартной профессионально ориентированной ситуации на основе анализа, синтеза и обобщения аутентичной информации, а также интерпретировать ее;
- уровень реального развития, когда студенты способны применить знания по иностранному языку в стандартной профессионально ориентированной ситуации, где требуются анализ, синтез и обобщение аутентичной информации либо использование новых умений и навыков.
В качестве оценивания использовались текущие и итоговые результаты обучения студентов профессионально ориентированному иностранному языку в вышеуказанных вузах.
Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр и научно-практических конференциях в вышеуказанных российских и зарубежных университетах.
Результаты исследования
Результаты проведенного исследования позволяют сделать общий вывод, что цель исследования: разработка психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме.
В итоге опытно-экспериментальной работы:
- изучен и обобщен передовой педагогический опыт, а также реальное состояние преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в российских и зарубежных университетах;
- осуществлен научный анализ коммуникативной и особенностей интенсивной методики преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в университетах России и за рубежом;
- сформулированы теоретические и практические положения, которые в совокупности представляют собой психолого-педагогические условия эффективного развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка;
- представлена интегрированная методика развития аналитических способностей студентов, позволяющая повысить их потенциальные возможности и эффективность обучения иностранным языкам;
- теоретически обоснована и экспериментальным путем проверена эффективность предложенных психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка.
Динамика развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка
в ходе обучающего эксперимента
Участники эксперимента Потенциальное развитие, % Реальное развитие после обучающего эксперимента, %
Экспериментальная группа 50 40 18 48 44 21
Контрольная группа 42 39 11 35 43 9
Сравнение показателей потенциального и реального развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка после обучающего эксперимента позволяет утверждать, что просматривается тенденция роста показателей результатов понимания и анализа извлеченной аутентичной информации, критического осмысления и обобщения содержания аутентичной информации в области профессионально ориентированного иностранного языка. Это, в свою очередь, свидетельствует, на наш взгляд, о повышении не только коммуникативного, но и аналитического потенциала студентов при изучении профессионально ориентированного иностранного языка.
Совокупное влияние разработанных психолого-педагогических условий на уровень развития аналитических способностей студентов характеризуется полученным коэффициентом множественной корреляции К = 0,9828, который показывает, что связь изучаемых факторов с уровнем потенциальных и реальных аналитических способностей прямая и очень высокая.
По результатам работы получены теоретические и практические положения:
1. Теоретические основы психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка с учетом индивидуальных и психологических особенностей студентов, а также рационально-логического типа овладения иностранным языком.
2. Интегрированная методика развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка, обучающихся на уровне бакалавриата.
3. Методика определения уровней потенциального и реального развития аналитических способностей в конкретных условиях учебного и воспитательного процессов.
Наше исследование не в состоянии решить все вопросы по данной проблеме. За рамками работы остались многие неизученные направления, которые могут быть исследованы в дальнейшем.
Наиболее перспективными из них являются следующие:
- изучение процесса развития аналитических способностей студентов в магистратуре и аспирантуре;
- рассмотрение и анализ эффективности предложенных психолого-педагогических условий развития синтетических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка на протяжении всего периода обучения иностранному языку в университете.
Заключение
По итогам исследования сделаны теоретические и практические выводы.
1. Изучение и обобщение педагогического опыта преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в российских и зарубежных университетах позволили оценить работу преподавателей по развитию аналитических способностей студентов при обучении профессионально ориентированному иностранному языку как недостаточную, не всегда отвечающую предъявленным требованиям современного языкового образования.
2. Аналитические способности в исследовании - это свойства личности обучающегося, являющиеся условиями успешного решения проблем и задач профессиональной деятельности на иностранном языке в ходе изучения и анализа, а также критического осмысления и обобщения аутентичной, профессионально ориентированной информации. Способности формируются в ходе выполнения коммуникативных упражнений в изменяющихся условиях и проявляются при решении новых задач в области профессионально ориентированного иностранного языка, включая в себя элементы творчества.
3. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что развитие аналитических способностей будет более успешным при использовании в учебном процессе психолого-педагогических условий и интегрированной методики обучения профессионально ориентированному иностранному языку, где психолого-педагогические условия включают: связь с теорией профессионально ориентированной аутентичной информации и коммуникации; стремление в обучении ориентироваться на факты в сфере будущей профессиональной деятельности; установление взаимосвязи между психологическими особенностями и индивидуальными условиями обучения студентов; связь с психологией и психолингвистикой; автономность творчества студентов.
4. Использование психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка позволяет преподавателю планировать и организовывать целенаправленное педагогическое воздействие исходя из индивидуальных психологических особенностей студентов и рационально-логического типа усвоения иностранных языков. Это повышает интерес к дисциплине, развивает аналитические способности и в целом совершенствует процесс овладения профессионально ориентированным иностранным языком.
5. Психолого-педагогические условия позволяют повысить показатели потенциального и реального развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка.
6. Изучение процесса развития аналитических способностей позволяет утверждать, что он имеет устойчивую положительную динамику, если обеспечивается взаимосвязь и целенаправленное функционирование всех компонентов психолого-педагогических условий. Процесс развития аналитических способностей студентов является частью целостного учебно-воспитательного процесса и конечной целью специально разработанных психолого-педагогических условий, направленных на общее развитие личности студента.
7. Предложенные психолого-педагогические условия развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка могут быть использованы в качестве методических рекомендаций в системе дополнительного образования для преподавателей иностранного языка, а также введены в учебный и воспитательный процессы в университетах и колледжах.
8. В результате статистической обработки результатов эксперимента установлено, что самое существенное влияние на потенциальный и реальный уровни развития аналитических способностей студентов оказывает комплексное использование созданных психолого-педагогических условий и интегрированной методики обучения профессионально ориентированному иностранному языку для развития аналитических способностей студентов.
Следовательно, выделенные психолого-педагогические условия можно считать основными, оказывающими наибольшее влияние на уровень аналитических способностей студентов в области профессионально ориентированного иностранного языка.
Ссылки на источники
1. Маркова A. K. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 1974. - 240 с.
2. Яцикевичус А. И. Психология формирования многоязычия: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Вильнюс, 1970. - 54 с.
3. Strelau J. Temperament, personality, activity. - London; New York, 1983. - 116 p.
4. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1984. - 428 с.
5. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
6. Kawszynski A. The two psychological types of language students // The Modem Language Journal. - 1981. - № 2. -P. 11-17.
7. Гальскова Н. Д. Современное лингвистическое образование: перспективы развития: коллективная монография. - М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. - С. 35-97.
8. Соколова Е. Г. Формирование межкультурной компетенции юриста в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2019. - 218 с.
9. Козуляев А. В. Интегративная модель обучения аудиовизуальному переводу (английский язык): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2019. - 234 с.
10. Харламенко И. В. Модель обучения письменно-речевым умениям иностранного языка студентов неязыковых вузов на базе вики-технологии (английский язык): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2020. - 240 с.
11. Fairclough N. Analyzing Discourse: Textual Analysis for Social Research. - London; New York: Routledge, Taylor & Fransis Group, 2016. - 279 p.
12. Pavio A., Deschrechers A. Effects of an Imagery Mnemonics on Second Language Recall and Comprehension // The Canadian Journal of Psychology. - 1979. - № 33. - P. 17-28.
13. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1986. - 103 с.
14. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ Глосса, 2000. - 165 с.
15. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
16. Гурвич П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. - Владимир,
1980. - 104 с.
17. Давыдова М. А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам: науч.-теорет. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 176 с.
18. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 672 с.
19. Дружинин В. Н. Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - С. 77-84.
20. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1999. - 219 с.
21. Имедадзе Н. В. Экспериментально психологическое исследование овладения и владения вторым языком. -Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 230 с.
22. Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1983. - 211 с.
23. Cattail R. B. Abilities: their structure, growth and action. Boston, 1981. - 324 p.
24. Eysenсk H. J., Eysenсk M. W. Personal and individual differences: A natural science approach. - New York; London, 1985. - 215 p.
25. Барынкина И. В. Педагогические условия развития способностей школьников к изучению иностранных языков на начальном этапе обучения: на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1999. - 188 с.
26. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996. - 224 с.
27. Spearman C. The Abilities of Man: Studies in Individual Differences / Ed by J. J. Jenkins, D. G. Patterson. - New York,
1981. - 181 p.
28. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 128 с.
29. Грабой Т. А. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности в неязыковом вузе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 172 с.
30. Goodenough D. The role of individual differences in field dependence as a factor of learning and memory // Psychological Bulletin. 1986. - V. 83. - № 4. - P. 13-18.
Suzanne H. Robare,
Master of Science (Education), Ed Doctorate in Educational Leadership with an Emphasis in Special Education, Department of the Education, University of North Dakota, North Dakota, Grand Forks, USA
[email protected] Victoria V. Levchenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, English Chair of the Language Training Department, Institute for Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected] Irina A. Kireeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Foreign Languages and Humanities Chair, Academy of
Management and Production, Moscow, Russia
Psychological and pedagogical conditions for the development of students' analytical abilities to study a professionally oriented foreign language
Abstract. The search for ways to optimize the teaching of a professionally-oriented foreign language has recently become more active. In this regard, of particular interest are the study of the theory and practice of applying a number of intensive psychological and pedagogical methods and the application of innovations to the traditional methodology of teaching a professionally oriented foreign language. In this regard, this article is devoted to such an urgent topic as the creation of psychological and pedagogical conditions for the development of students' analytical abilities to study a professionally oriented foreign language. The purpose of this study is to design psychological and pedagogical conditions for the development of students' analytical abilities to study a professionally oriented foreign language. Basic research methods: study and theoretical analysis of scientific works on psychology and pedagogy; analysis of programs and educational literature of Russian and foreign universities, traditional and intensive teaching methods for professionally oriented foreign language; generalization of advanced Russian and foreign pedagogical experience; questionnaires, observation, conversations, role-playing games and situations, testing; pedagogical experiment in the conditions of real teaching a professionally-oriented foreign language in Russian and foreign universities; statistical processing of experimental results. According to the results of the work, the effectiveness of the proposed psychological and pedagogical conditions for the development of students' analytical abilities to study a professionally-oriented foreign language is theoretically grounded and experimentally verified. The validity of the proposed psychological and pedagogical conditions for the development of students' analytical abilities to study a professionally oriented foreign language is theoretically substantiated and experimentally verified. The practical significance of the study lies in the fact that the proposed psychological and pedagogical conditions for the development of students' analytical abilities to study a professionally oriented foreign language are introduced into the specific educational process of teaching a professionally oriented foreign language in Russian and foreign universities. Methodological recommendations on the use of the developed psychological and pedagogical conditions for teachers of foreign languages are developed.
Key words: psychological and pedagogical conditions, analytical abilities, communicative and speech abilities, cognitive linguistic abilities, individual psychological characteristics, professionally oriented foreign language, traditional methodology, intensive technique.
References
1. Markova, A. K. (1974). Psixologiya usvoeniya yazy'ka kak sredstva obshheniya, Pedagogika, Moscow, 240 p. (in Russian).
2. Yacikevichus, A. I. (1970). Psixologiya formirovaniya mnogoyazy'chiya: avtoref. dis. ... d-ra psixol. nauk, Vil nyus, 54 p. (in Russian).
3. Strelau, J. (1983). Temperament, personality, activity, New York, London, 116 p. (in English).
4. Shherba, L. V. (1984). Yazy'kovaya sistema i rechevaya deyatel'nost', Leningrad, 428 p. (in Russian).
5. Zimnyaya, I. A. (1985/ Psixologicheskie aspekty' obucheniya govoreniyu na inostrannom yazy'ke, Prosveshhenie, Moscow, 160 p. (in Russian).
6. Kawszynski, A. (1981). "The two psychological types of language students", The Modem Language Journal, № 2, pp. 11-17 (in English).
7. Gal skova, N. D. (2018). Sovremennoe lingvisticheskoe obrazovanie: perspektivy' razvitiya: kollektivnaya mono-grafiya, FGBOU VO MGLU, Moscow, pp. 35-97 (in Russian).
8. Sokolova, E. G. (2019). Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii yurista v processe obucheniya inostrannomu yazy'ku: dis.... kand. ped. nauk, N. Novgorod, 218 p. (in Russian).
9. Kozulyaev, A. V. (2019). Integrativnaya model' obucheniya audiovizual'nomu perevodu (anglijskij yazy'k): dis. ... kand. ped. nauk, Moscow, 234 p. (in Russian).
10. Xarlamenko, I. V. (2020). Model' obucheniya pis'menno-rechevy'm umeniyam inostrannogo yazy'ka studentov ne-yazy'kovy'x vuzov na baze viki-texnologii (anglijskij yazy'k): dis.... kand. ped. nauk, Moscow, 240 p. (in Russian).
11. Fairclough, N. (2016). Analyzing Discourse: Textual Analysis for Social Research, Routledge, Taylor & Fransis Group, London and NY, 279 p. (in English).
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Pavio, A. & Deschrechers, A. (1979). "Effects of an Imagery Mnemonics on Second Language Recall and Comprehension", The Canadian Journal of Psychology, № 33, pp. 17-28 (in Russian).
Kitajgorodskaya, G. A. (1986). Metodika intensivnogo obucheniya inostranny'm yazy'kam: ucheb. posobie, Vy ssh. shk., Moscow, 103 p. (in Russian).
Gal skova, N. D. (2000). Sovremennaya metodika obucheniya inostrannomu yazy'ku. Posobie dlya uchitelya, ARKTI Glossa, Moscow, 165 p. (in Russian).
Galskova, N. D., Gez, N. I. (2004). Teoriya obucheniya inostranny'm yazy'kam: lingvodidaktika i metodika, Izda-telskij centr "Akademiya", Moscow, 336 p. (in Russian).
Gurvich, P. B. (1980). Teoriya i praktika e'ksperimenta v metodike prepodavaniya inostranny'x yazy'kov, Vladimir, 104 p. (in Russian).
Davy'dova, M. A. (1990). Deyatel'nostnaya metodika obucheniya inostranny'm yazy'kam: nauch.-teoret. posobie, Vyssh. shk., Moscow, 176 p. (in Russian).
Safonova, V. V. (1992). Sociokul'turny'j podxod k obucheniyu inostrannomu yazy'ku kak special'nosti: dis. ... d-ra ped. nauk, Moscow, 672 p. (in Russian).
Druzhinin, V. N. (1991). Razvitie i diagnostika sposobnostej, Nauka, Moscow, pp. 77-84 (in Russian). Zimnyaya, I. A. (1999). Psixologiya obucheniya nerodnomu yazy'ku, Russkij yazy k, Moscow, 219 p. (in Russian). Imedadze, N. V. (1989). E'ksperimental'no psixologicheskoe issledovanie ovladeniya i vladeniya vtory'm yazy'kom, Meczniereba, Tbilisi, 230 p. (in Russian).
Kabardov, M. K. (1983). Rol' individual'ny'x razlichij v uspeshnosti ovladeniya inostranny'm yazy'kom: dis.... kand. psixol. nauk, Moscow, 211 p. (in Russian).
Cattail, R. B. (1981). Abilities: their structure, growth and action. Boston, 324 p. (in English).
Eysensk, H. J. & Eysensk, M. W. (1985). Personal and individual differences: A natural science approach, London,
New York, 215 p. (in English).
Barynkina, I. V. (1999). Pedagogicheskie usloviya razvitiya sposobnostej shkol'nikov k izucheniyu inostranny'x yazy'kovna nachal'nom e'tape obucheniya: na materiale anglijskogo yazy'ka: dis.... kand. ped. nauk, Bryansk, 188 p. (in Russian).
Druzhinin, V. N. (1996). Psixodiagnostika obshhixsposobnostej, Moscow, 224 p. (in Russian). Spearman, C. (1981). The Abilities of Man: Studies in Individual Differences, New York, 181 p. (in English). Kitajgorodskaya, G. A. (1990). Intensivnoe obuchenie inostranny'm yazy'kam, Izd-vo MGU, Moscow, 128 p. (in Russian).
Graboj, T. A. (2002). Formirovanie professional'noj kommunikativnoj kompetencii na materiale yazy'ka special'nosti v neyazy'kovom vuze: dis.... kand. ped. nauk, Moscow, 172 p. (in Russian).
Goodenough, D. (1986). "The role of individual differences in field dependence as a factor of learning and memory", Psychological Bulletin., v. 83, № 4, pp. 13-18 (in English).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Робаре С., Левченко В. В., Киреева И. А. Психолого-педагогические условия развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - С. 65-77. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201035.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11035
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Робаре С., Левченко В. В., Киреева И. А., 2020
9772304120203