5.4. ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Терехова Т.Н., соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры конституционного права МГИМО(У) МИД России
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Статья посвящена формам и процедурам работы контрольного органа местного самоуправления -нового органа в системе муниципальной власти, введенном в правовую действительность России в 2003 году. Актуальность обусловлена становлением контрольного органа местного самоуправления в системе муниципальной власти и необходимости проработки форм его работы, процедур.
The article is dedicated to forms and proceedings of the work of a local government control board - a new kind of organs in the system of municipal government, enforced into legal reality of Russia in 2О0З. The actuality is stipulated by the formation of a local government control board in the system of municipal authority and the necessity of elaborating its working forms and procedures.
Базовым документом в изучении форм и процедур деятельности Контрольного органа муниципального образования является его Регламент.
Регламент Контрольного органа, как правило, определяет:
а) внутренние вопросы деятельности Контрольного органа;
б) распределение обязанностей между руководителями, инспекторами Контрольного органа;
в) порядок ведения дел;
г) порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности.
Например, Регламент Контрольного органа Советско-Гаванского муниципального района1 состоит в большей степени из процедурных норм2.
1 Решение Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 30.06.2005 N 88 "О принятии Регламент Контрольного органа Советско-Гаванского муниципального района "//"Сборник нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района" от
18.08.2005, N 5
2 Так, глава третья регулирует внутренние вопросы деятельности контрольного органа: организацию планирования работы
Контрольного органа; порядок рассмотрения поручений, обращений, обязательных для включения в план работы, запросов, обязательных к рассмотрению Контрольным органом. Глава четвертая посвящена порядку подготовки, проведения и оформления результатов контрольных мероприятий, порядок принятия решений по их результатам. Глава состоит из следующих статей: основания для проведения мероприятий Контрольным органом; подготовки и принятия решений о программах проведения плано-
Формы работы контрольного органа местного самоуправления обусловлены целями и задачами, закрепленными за ним в законодательстве.
К ним, как правило, относят3:
- ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде операций со средствами местного бюджета, по использованию и/или управлению муниципальной собственностью и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенной проверяемым объектом контроля в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности;
- проверка - изучение и анализ деятельности объекта контроля по отдельным направлениям или вопросам с использованием выборочного документального контроля;
- обследование - оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию Контрольного органа, в целях определения целесообразности и необходимости проведения проверки;
- экспертиза - предварительная оценка принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и возможных последствий.
В свою очередь, каждая из форм контрольной деятельности может быть классифицирована. Можно выделить по предмету различные виды проверок: тематическую проверку; счетную проверку отчетности; счетно-аналитическую проверку; иные виды тематических проверок.
Анализ актов, их закрепляющих, позволяет разделить формы работы контрольного органа местного самоуправления на следующие группы.
Исходя из времени проведения контрольный орган, для выполнения поставленных перед ним задач осуществляет следующие формы контроля:
1) предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов решений (постановлений) о местном бюджете и иных проектов
вых и внеплановых мероприятий; оформление актов при проведении контрольных мероприятий; ознакомление ответственных должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений и организаций с актами по результатам проведенных контрольных мероприятий; действие работников Контрольного органа в случае отказа в допуске к необходимым объектам, материалам и документам; определение заключений по результатам проведенных контрольных мероприятий; порядок подготовки и принятия решений по результатам контрольных мероприятий, а также по результатам оперативного контроля; порядок подготовки, принятия и направления представлений Контрольного органа; организация контроля за исполнением представлений Контрольного органа; проведение контрольных мероприятий по вопросам компетенции инспекторов Контрольного органа; гласность в работе Контрольного органа.
3 Бурмистров А.С. Контроль в сфере муниципальной власти России. М., 2008 г.
решений (постановлений) по бюджетно-
финансовым вопросам;
2) текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения местных бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительного органа муниципального образования, представительных органов поселений, входящих в состав муниципального образования, и в связи с депутатскими запросами или запросами их глав;
3) последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета муниципального образования, местных бюджетов поселений, входящих в состав муниципального образования.
Бюджетным кодексом России установлены эти три формы контроля: предварительный, текущий и последующий. Содержание их различно в зависимости от субъекта, осуществляющего контрольную функцию.
Как показывает анализ нормативных актов о контрольных органах местного самоуправления, формы контрольных мероприятий могут быть подразделены по предмету проверки:
В ходе текущего контроля осуществляется проверка:
1) за поступлением доходов бюджета города Чебоксары, целевых бюджетных фондов: по налоговым и неналоговым платежам; от использования муниципальной собственности;
2) за расходованием средств бюджета города Чебоксары: органами местного самоуправления, организациями; по выполнению муниципальных целевых программ;
3) за использованием привлеченных средств (кредитов, займов, гарантий) и обслуживанием муниципального долга.
В ходе последующего контроля осуществляются:
- проверки и анализ исполнения бюджета города Чебоксары и целевых бюджетных фондов;
- проверки и анализ результатов исполнения муниципальных целевых программ;
- проверки эффективности использования муниципальной собственности;
- проведение контрольных проверок с целью устранения ранее выявленных нарушений».
Контрольный орган проводит экспертизу и дает заключения по:
- проектам бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам долговых обязательств и дефицита бюджета;
- проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса в муниципальном образовании;
- проектам нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Совета;
- проектам муниципальных целевых программ, финансируемым за счет средств бюджета, планов и программ развития муниципального района.
Исходя из акта, в котором закреплена необходимость проведения: плановые и внеплановые формы.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решений представительного органа местного самоуправления, принимаемых по инициативе главы городского округа, группы депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от установленного числа органов местного самоуправления.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании соответствующего решения Подольского городского Совета депутатов и при наличии распоряжения председателя Контрольного органа о проведении контрольного мероприятия в отношении конкретного органа местного самоуправления, организации4.
Контрольный орган Любинского муниципального района Омской области проводит внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решений Совета, постоянных комиссий Совета, поручений Главы муниципального района5.
Исходя из субъекта, инициирующего ее проведения: по решению самого контрольного органа; по решению представительного органа местного самоуправления; по решению главы муниципального образования; председатель представительного органа; обращению групп депутатов представительного органа местного самоуправления; органа государственной власти; по инициативе граждан и их общественных объединений.
Примерами могут быть Контрольный орган Любинского муниципального района Омской области: обязательному включению в планы и программы работы Контрольного органа подлежат поручения Совета, Главы муниципального района, постоянных комиссий Совета, обращение не менее одной пятой от установленного числа депутатов Совета. Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Контрольного органа подлежат запросы депутатов Совета, органов государственной власти,
4 Решение Подольского городского Совета депутатов Московской области от 3 апреля 2006 г. N 8/11 «Об утверждении Положения о Контрольном органе города Подольска»// КонсультантП-люс
5 Решение Совета Любинского муниципального района Омской области от 28.02.2006 N 22 "О создании Контрольный орган Любинского муниципального района, утверждении Положения "О
Контрольном органе Любинского муниципального района Омской области", избрании состава Контрольного органа Любинского
муниципального района"// "Маяк", N 10, 17.03.2006
Главы муниципального района, структурных подразделений Администрации муниципального района.
Процедуры деятельности контрольного органа в современной правовой науке России практически не изучены. Между тем, они чрезвычайно важны. Остановимся на теоретических разработках в области определения процедур, прежде чем перейти к характеристике и проблемам процедур деятельности контрольного органа местного самоуправления.
Теоретики дали определение процедуры, как общесоциального явления. Например, В.Н. Протасов, в своей работе, посвященной юридическим процедурам, определяет ее следующим образом: «процедура как общесоциальное явление представляет собой систему, которая: ориентирована на достижение конкретного социального результата; состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения или ступеней деятельности; создаёт закрепляемую на нормативном уровне модель развития, движения какого либо явления; иерархически построенную; находится в динамике, развитии; выступает, как средство реализации главного для неё общественного отношения»6.
Т.Ю. Баришпольская, рассматривая понятие «процедуры», выделяет следующие ее характерные черты, как общественного явления:
Процедура состоит из последовательно совершаемых действий субъектов, и эти действия представляют собой содержание общественных отношений. Данная черта представляет собой совокупность последовательно складывающихся и сменяющих друг друга общественных отношений.
Определённые общественные отношения, направленные на достижение конкретного социального результата, выражающиеся в определённых последствиях, будут составлять процедуру.
Третья черта процедуры заключается в том, что система общественных отношений составляющих процедуру, направлена на достижение конкретного социального результата, выступающего целью процедуры.
Процедура иерархически построена. Одна процедурная норма детализирует другую, одно процедурное отношение обеспечивает процесс реализации другого7.
Процедура перестает быть общественным явлением и становится правовой процедурой тогда,
6 См.: В.Н. Протасов Юридическая процедура. - М., 1991. С.6-7; Теоретические основы правовой процедуры: Дис. ... докт. юрид. наук / Протасов В.Н.. - М., 1993. - 397 с.
7 См.: Баришпольская Т.Ю. Гражданский процесс и процедура (понятие, служебная роль, проблемы теории и практи-ки)//Автореф. Дис. к.ю.н. - Томск, 1988. С. 8-9.
когда она переносится в правовую среду. В соответствии с кратким политическим словарем, «юридическая процедура, та, которая относится к законодательству, к правовым актам»8.
Безусловно, в работах теоретиков исследованы сущность, особенности, значимость и черты юридической процедуры. Например, Яковенко О.В. в своем диссертационном исследовании, посвященном правовой процедуре, приходит к мнению о том, что юридическая процедура имеет свои характерные черты. В упомянутой работе выделены три характерные черты юридической процедуры:
1) во-первых, это особая процедура, которая чётко изложена и закреплена в законах и подзаконных нормативных актах;
2) во-вторых, она представляет собой нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности;
3) в-третьих, главной целью правовой процедуры является реализация основной, то есть материальной юридической нормы, основанного на ней материального правоотношения9.
Применив указанные в трудах теоретиков характеристики процедур, мы можем с полной уверенностью сделать вывод о наличии определенного набора процедур в деятельности контрольного органа местного самоуправления.
О процедурах в муниципальном праве России, в силу молодости данной отрасли, и до недавнего времени - комплексности отрасли, практически не говорится. Тем не менее, о процедурных нормах современные муниципалисты, пишут, исследуя деятельность представительного органа, избирательный и референдумный процесс10.
Процедуры деятельности контрольного органа вообще, и контрольного органа местного самоуправления, по мнению автора, можно назвать разновидностью юридической процедуры, которая реализуется в рамках деятельности контрольного органа (контрольного органа местного самоуправления), исходя из прав, которыми этот орган наделён.
В процессуальных нормах муниципального права регламентируется порядок, формы и методы организации и деятельности контрольного органа местного самоуправления. Процедуры необходимые для применения права, опосредуют его. Их важность заключается в том, что они придают правовой характер деятельности контрольного органа и, следовательно, актам, принимаемым им. Совокупность этих норм может составлять первую группу норм муниципального права, а совокупность регулируемых процедур,
8 См.: Краткий политический словарь. - М., 1983. С.366.
9 См.: О.В. Яковенко Правовая процедура//Дис. к.ю.н. - Саратов, 1999. С.43-44.
10 См.: Комарова В.В. Референдумное право и процесс России.
М., 2007 г.
соответственно, первую группу процедур деятельности контрольного органа местного самоуправления.
Итак, первая группа, выделяемая по предмету, - процедуры, регулирующие порядок и формы работы контрольного органа местного самоуправления; правила проведения определенных форм работы и поведение сотрудников контрольного органа местного самоуправления; определение статуса должностных этого органа. Внутри этой группы возможны следующие подгруппы процедур деятельности контрольного органа:
- процедуры проведения проверки;
- процедуры проведения ревизии;
- процедуры проведения обследования;
- процедуры проведения экспертизы и т.д.
Основные процедуры проведения контрольного
мероприятия можно рассмотреть на примере работы контрольного органа (Ревизионной комиссии) городского поселения "Город Козельск"11.
Контрольные мероприятия проводятся по месту расположения проверяемого объекта контроля на основании годового плана деятельности Ревизионной комиссии и при наличии распоряжения председателя Ревизионной комиссии о проведении контрольного мероприятия в отношении конкретного органа местного самоуправления, организации.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании соответствующего решения городской Думы и при наличии распоряжения председателя Ревизионной комиссии о проведении контрольного мероприятия в отношении конкретного органа местного самоуправления, организации.
Распоряжение председателя Ревизионной комиссии о проведении контрольного мероприятия в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:
- основание для проведения контрольного мероприятия (годовой план деятельности Ревизионной комиссии или решение городской Думы о проведении внепланового контрольного мероприятия);
- наименование и реквизиты проверяемого объекта контроля;
- краткое описание содержания контрольного мероприятия;
- перечень инспекторов Ревизионной комиссии, управомоченных на проведение данного контрольного мероприятия;
- планируемые сроки проведения контрольного мероприятия.
11 Решение городской Думы городского поселения "Г. Козельск" N 85 от 03.03.2006 "О контрольном органе (Ревизионной комиссии) городского поселения "Город Козельск""//КонсультантПлюс
Контрольные мероприятия проводятся инспекторами Ревизионной комиссии.
Инспекторы Ревизионной комиссии по предъявлении распоряжения председателя Ревизионной комиссии проводят контрольные мероприятия в отношении конкретного органа местного самоуправления, организации.
Руководители проверяемых объектов контроля обязаны создавать инспекторам Ревизионной комиссии необходимые условия для работы, осуществления контрольных мероприятий.
Результаты проведенного контрольного мероприятия оформляются актом. Акт подписывается инспекторами Ревизионной комиссии, осуществляющими контрольное мероприятие, руководителем и главным бухгалтером объекта контроля.
Информация, изложенная в акте, является основанием для подготовки представления Ревизионной комиссии о результатах проведенного контрольного мероприятия.
Форма для составления представления Ревизионной комиссии утверждается распоряжением председателя Ревизионной комиссии.
Представление Ревизионной комиссии составляется по результатам проведенного контрольного мероприятия, подписывается председателем Ревизионной комиссии и направляется руководителям проверяемых объектов контроля для принятия мер по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, возмещению причиненного городскому поселению МО "Город Козельск" ущерба.
Регламентация деятельности органов, попадающих в процедуры деятельности контрольного органа местного самоуправления, по мнению диссертанта, будет второй группой процедур, входящих в содержание института процедур контрольного органа.
Примером второй группы могут быть процедуры Регламента Контрольного органа Советско-Гаванского муниципального района. Годовой план работы Контрольного органа формируется его председателем, но утверждается Советом депутатов. Контрольный орган Чебоксарского городского Собрания депутатов12 осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными Чебоксарским городским Собранием депутатов полугодовыми планами и утвержденными председателем по согласованию с председателем Чебоксарского городского Собрания депутатов текущими (квартальными) планами. Формирование полугодового плана работы Контрольносчетной палаты осуществляется на основании поручений председателя Чебоксарского город-
12 Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 25.04.2006 N 185 (ред. от 21.09.2006) "О Регламенте контрольного органа местного самоуправления города Чебоксары - Контрольно-счетной палаты "// "Чебоксарские новости", N 95-96,
24.05.2006.
ского Собрания депутатов и (или) соответствующих предложений постоянных комиссий Чебоксарского городского Собрания депутатов.
Проект плана на полугодие составляется Контрольно-счетной палатой, рассматривается председателем Чебоксарского городского Собрания депутатов и после согласования с постоянными комиссиями Чебоксарского городского Собрания депутатов утверждается Чебоксарским городским Собранием депутатов.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решений постоянных комиссий Чебоксарского городского Собрания депутатов и с последующим утверждением Чебоксарским городским Собранием депутатов.
Помимо взаимоотношений с представительными органами муниципальной власти, широко закреплены процедуры взаимоотношений с аудиторскими фирмами, иными организациями и независимыми экспертами, которые могут быть привлечены к участию в проверках на договорной основе13; с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и их межрегиональными объединениями (ассоциациями, союзами).
Подробно регламентация деятельности мера и представительного органа урегулирована при внеплановой деятельности контрольного органа Казанской городской Думы - Контрольно-счетной
палаты14.
Мэр города Казани и Руководитель Исполнительного комитета Города вправе обратиться в Контрольно-счетную палату с ходатайством о проведении внеплановой проверки. Ходатайство о необходимости проведения внеплановой проверки оформляется соответствующим правовым актом соответствующего должностного лица местного самоуправления Города. В ходатайстве должны быть указаны:
а) причина проведения проверки;
б) органы или должностные лица, деятельность которых необходимо проверить;
в) иные обстоятельства, связанные с обоснованием необходимости проведения внеплановой проверки.
Обращения Казанской городской Думы с предложением о проведении внеплановой проверки определенных органов и должностных лиц местного самоуправления Города и иных органов и должностных лиц подлежат обязательному исполнению Контрольно-счетной палатой. Обращение Казанской городской Думы оформляется в
13 Решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 25 июля 2006 г. N 563/47 «О контрольном органе городского округа Орехово-Зуево Московской области» (в ред. от 01.03.2007 N 702/57) // "Деловые вести", N 3, 11.08.2006.
14 Решение Казанской городской Думы от 17.02.2006 N 4-6 (ред. от 11.12.2006) "О Положении о Контрольно-счетной пала-те"//"Казанские ведомости", N 42, 01.03.2006.
порядке, установленном упомянутым Положением.
В течение 5 дней со дня получения ходатайства Контрольно-счетная палата рассматривает ходатайство на предмет необходимости проведения внеплановой проверки, проводит обследование деятельности указанных в ходатайстве органов или должностных лиц местного самоуправления Города, иных органов либо должностных лиц. По результатам рассмотрения ходатайства и обследования Контрольно-счетная палата выносит одно из следующих решений:
а) принять предложение должностного лица, обратившегося с ходатайством о проведении внеплановой проверки, и провести ее в сроки, указанные в решении;
б) отказать в проведении внеплановой проверки с указанием причин такого решения.
Решения Контрольно-счетной палаты направляются заявителям в течение 3 дней со дня их вынесения.
В случае вынесения решения Контрольносчетной палаты об отказе в проведении внеплановой проверки заявитель вправе обратиться в Казанскую городскую Думу с требованием проверить обоснованность отказа в проведении проверки Контрольно-счетной палатой. По данному поводу Казанская городская Дума созывает внеочередное заседание или включает данный вопрос в повестку своего ближайшего очередного заседания.
На заседании Казанской городской Думы выслушиваются объяснения Контрольно-счетной палаты по поводу принятого решения об отказе в проведении внеочередной проверки и соответствующего должностного лица, обратившегося с ходатайством о проведении внеочередной проверки, рассматриваются представленные ими доказательства. В случае постановки вопросов, требующих применения специальных познаний в определенных сферах. Казанская городская Дума вправе приглашать на заседание соответствующих специалистов и экспертов.
По результатам рассмотрения вопроса об обоснованности отказа в проведении внеплановой проверки Казанская городская Дума выносит одно из следующих решений:
а) признать отказ Контрольно-счетной палаты необоснованным и поручить ей провести внеплановую проверку по ходатайству обратившегося должностного лица местного самоуправления Города в сроки, согласованные с Контрольносчетной палатой;
б) признать отказ Контрольно-счетной палаты в проведении внеплановой проверки обоснованным.
Таким образом, в актах о статусе контрольного органа регулируется деятельность иных органов во взаимоотношениях с контрольным.
Можно классифицировать процедуры деятельности контрольного органа по числу и разнообразию участников:
внутренние отношения (сущностные - контрольные, организационные);
Примером могут быть процедуры по организации планирования работы Контрольного органа Советско-Гаванского муниципального района; процедуры рассмотрения поручений, обращений, обязательных для включения в план работы, запросов, обязательных к рассмотрению Контрольным органом.
Порядок подготовки и принятия решений о программах проведения плановых и внеплановых мероприятий рассмотрим на примере процедур Контрольного органа Советско-Гаванского муниципального района.
Проекты программ контрольных мероприятий разрабатываются инспектором Контрольного органа под руководством председателя Контрольного органа. Программа контрольного мероприятия должна содержать:
- основание для проведения контрольного мероприятия;
- цель и предмет проводимого контрольного мероприятия и осуществляемых в его рамках действий;
- вопросы, охватывающие содержание контрольного мероприятия;
- перечень проверяемых объектов;
- сроки начала и окончания проведения контрольного мероприятия;
- состав ответственных исполнителей;
- сроки предоставления акта и заключения.
Программа утверждается председателем Контрольного органа. На титульном листе в правом верхнем углу делается запись: "Утверждаю" председатель Контрольного органа" и дата, а на последнем листе ставится подпись инспектора, который проводит контрольное мероприятие.
Утвержденная программа при необходимости может быть дополнена или сокращена в процессе проведения контрольного мероприятия председателем Контрольного органа, с обязательным указанием в заключении по результатам мероприятия на корректировку программы.
внешние отношения:
а) межинституциональные по горизонтали (контрольный орган - представительный орган - администрация);
Пример межинституциональных по горизонтали (контрольный орган - представительный орган) процедур: «Отчет о реализации годового плана работы Ревизионной комиссии ежегодно представляется на утверждение представительному органу муниципального образования одновременно с отчетом об исполнении местного бюджета и подлежит опубликованию. Информации о результатах проведенного контрольного меро-
приятия направляется представительному органу муниципального образования»15.
б) межинституциональные по вертикали (контрольный орган - органы государственной власти);
Пример межинституциональных по вертикали (контрольный орган - органы государственной власти) процедур: «В случае выявления Ревизионной комиссией при проведении контрольных мероприятий фактов нарушения бюджетного законодательства соответствующие материалы контрольных мероприятий передаются Ревизионной комиссией в органы, уполномоченные применять меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
В случае выявления Ревизионной комиссией при проведении контрольных мероприятий фактов совершения общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом РФ, соответствующие материалы контрольных мероприятий передаются Ревизионной комиссией в правоохранительные органы».
процедуры в сфере отношений публичноправовой ответственности (контрольный орган -избирательный корпус, электорат; контрольный орган - органы муниципальной власти; контрольный орган - органы государственной власти).
Примеры процедур в сфере отношений публично-правовой ответственности (контрольный орган - избирательный корпус): «Итоговые результаты проведенного контрольного мероприятия подлежат опубликованию»;
Примеры процедур в сфере отношений публично-правовой ответственности (контрольный орган - органы государственной власти): согласно Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики от 30.11.2005 (ред. от 11.07.2006)1616, досрочное прекращение полномочий члена Контрольносчетной палаты допускается в случае досрочного прекращения полномочий Чебоксарского городского Собрания депутатов.
Например, Контрольный орган Любинского муниципального района Омской области по другим вопросам, входящим в его компетенцию, осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании: поручений Совета, оформленных соответствующими решениями; поручений Главы муниципального района; запросов органов государственной власти; запросов организаций в случаях, предусмотренных законодательством.
15 Решение Совета депутатов муниципального образования Таштыпский район от 31.03.2006 N 14 (ред. от 07.10.2006) "Об утверждении Положения о Ревизионной комиссии (контрольном органе) Совета депутатов муниципального образования Таштыпский район"// "Земля Таштыпская" от 14.04.2006 N 30.
16 Устав муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики от 30.11.2005 (ред. от 11.07.2006) // "Чебоксарские новости", N 255-260, 31.12.2005.
в) межинституциональные по вертикали (контрольный орган - проверяемое предприятие, учреждение, организация).
Пример организационных процедур по вертикали (контрольный орган - проверяемое предприятие, учреждение, организация): «Представление Ревизионной комиссии составляется по результатам проведенного контрольного мероприятия, подписывается Руководителем Ревизионной комиссии и направляется руководителям проверяемых объектов контроля для принятия мер по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, возмещению причиненного (муниципальному образованию) ущерба. Представление Ревизионной комиссии должно быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня получения. О принятых в результате рассмотрения представления решениях и мерах по их реализации Ревизионная комиссия муниципального образования Таштыпский район уведомляется незамедлительно».
Список литературы:
1. Бурмистров А.С. Контроль в сфере муниципальной власти России. М., 2008 г.
2. В.Н. Протасов Юридическая процедура. - М., 1991. С.6-7; Теоретические основы правовой процедуры: Дис. ... докт. юрид. наук / Протасов В.Н.. -М., 1993. - 397 с.
3. Баришпольская Т.Ю. Гражданский процесс и процедура (понятие, служебная роль, проблемы теории и практики)//Автореф. Дис. к.ю.н. - Томск, 1988.
4. Краткий политический словарь. - М., 1983.
5. О.В. Яковенко Правовая процедура//Дис. к.ю.н. -Саратов, 1999.
6. Комарова В.В. Референдумное право и процесс России. М., 2007 г.
7. Устав муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики от 30.11.2005 (ред. от 11.07.2006) // "Чебоксарские новости", N 255-260, 31.12.2005.
Рецензия
Актуальность статьи несомненна и обусловлена становлением контрольного органа местного самоуправления в системе муниципальной власти; необходимости проработки форм и процедур его работы. Автор успешно совмещает теорию вопроса, исследуя работы теоретиков, конституционалистов и муниципалистов, и анализ нормативных актов, закрепляющих и регулирующих статус этого нового в системе муниципальной власти России органа. Исследование теории и практики позволяют автору предложить свое определение процедур деятельности контрольного органа местного самоуправления и несколько видов классификаций форм его деятельности и процедур. Статья будет полезна теоретикам и практикам, поскольку орган введен законом только в 2003 году и нуждается в теоретическом осмыслении, практических рекомендациях по регулированию статуса и процедур деятельности.
Представленная статья безусловно заслуживает внимания не только у теоретиков и практиков, но будет также полезна студентам, аспирантам и преподавателям, а также всем интересующимся проблемами муниципального права, поэтому рекомендуется для открытой печати.
Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного Университета, доктор юридических наук, профессор Булаков ОН.