Научная статья на тему 'О финансовой независимости муниципальных контрольно-счетных органов'

О финансовой независимости муниципальных контрольно-счетных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
479
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / ПРИНЦИП ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синельников Н.С.

В статье отмечается, что становление муниципального финансового контроля является завершающим этапом формирования целостной системы внешнего финансового контроля в Российской Федерации. Цель построения данной системы способствовать реализации финансово-бюджетной политики, рациональности и эффективности использования средств местных бюджетов. Подчеркивается, что функционирование финансовой системы на уровне местного самоуправления во многом связано с созданием и правильной организацией деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований. Проанализирован один из основных принципов финансового контроля независимость, дана оценка его практическому применению. Выдвинут ряд предложений, направленных на совершенствование законодательства в исследуемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О финансовой независимости муниципальных контрольно-счетных органов»

Удк 336.148

о финансовой независимости

муниципальных контрольно-счЕтных органов

Н. С. СИНЕЛЬНИКОВ, аспирант кафедры финансов, страхования и налогов Е-mail: sinelnikovnikita@mail. т Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье отмечается, что становление муниципального финансового контроля является завершающим этапом формирования целостной системы внешнего финансового контроля в Российской Федерации. Цель построения данной системы -способствовать реализации финансово-бюджетной политики, рациональности и эффективности использования средств местных бюджетов. Подчеркивается, что функционирование финансовой системы на уровне местного самоуправления во многом связано с созданием и правильной организацией деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований. Проанализирован один из основных принципов финансового контроля -независимость, дана оценка его практическому применению. Выдвинут ряд предложений, направленных на совершенствование законодательства в исследуемой области.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, принцип финансовой независимости.

Основополагающими принципами создания и функционирования контрольно-счетных органов муниципальных образований являются принципы, закрепленные в декларациях, принятых на международном уровне, и отраженные в документах, подготовленных Счетной палатой РФ и Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации. К ним относятся:

- законность;

- системность;

- независимость;

- объективность;

- гласность;

- ответственность;

- профессионализм.

Соблюдение данных принципов обеспечивается:

- созданием органов муниципального финансового контроля в структуре органов местного самоуправления;

- наделением их статусом юридического лица;

- комплектование профессиональным составом контролеров [5].

Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, опираясь на Лимскую декларацию руководящих принципов контроля [2], которая была принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г, декларировала, что все управление общественными средствами должно подлежать объективному, гласному, независимому от органов, распоряжающихся этими средствами, внешнему контролю. Было признано, несмотря на важность внутреннего финансового контроля, что именно внешнему финансовому контролю как наиболее объективному и независимому, позволяющему комплексно охватить все государственные и муниципальные ресурсы, принадлежит ведущая роль в создаваемой системе государственного и муниципального финансового контроля в России [1].

74

финансы и кредит

В соответствии с принципами деятельности контрольно-счетных органов РФ установлено, что организационная, функциональная и финансовая независимость данных органов должна быть закреплена законодательно и предполагает формальную и фактическую независимость от органов, осуществляющих управление финансовыми и материальными ресурсами, а также от проверяемых организаций [1].

Независимость контрольно-счетных органов установлена и определена нормативно-правовыми актами РФ. Например, согласно ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 N° 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности [4].

Переходя непосредственно к проблематике осуществления принципа независимости в деятельности муниципальных контрольно-счетных органов, отметим следующее. Согласно п. 11. ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Данная норма находит отражение и в муниципальных нормативно-правовых актах. Скажем, в соответствии с п. 12. ст. 8 Положения о контрольно-ревизионной комиссии Одинцовского муниципального района Московской области [6], которое утверждено решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 18.11.2011 № 4/11, контрольно-ревизионная комиссия осуществляет полномочия внешнего муниципального финансового контроля в поселениях, входящих в состав Одинцовского муниципального района, в соответствии с соглашениями, заключенными Советом депутатов Одинцовского муниципального района с представительными органами поселений.

Итак, осуществляя контрольно-ревизионную деятельность на основе договорных отношений, кон-

трольно-счетный орган муниципального района:

- попадает в прямую финансовую зависимость от подконтрольных ему муниципальных образований (городских и сельских поселений);

- автоматически выходит за рамки действия принципа финансовой независимости.

Аналогичная ситуация складывается и в процессе деятельности государственных контрольно-счетных органов городов федерального значения, имеющих договорные обязательства с муниципальными образованиями, обладающими статусом внутригородской территории города федерального значения.

Несостоятельность способа взаимодействия через передачу полномочий по осуществлению финансового контроля предельно очевидна и ясна. Выполняя принятые обязательства, контрольно-счетный орган муниципального района или города федерального значения становится финансово зависимым и воспринимается заказчиком (представительным органом поселения или внутригородского муниципального образования) лишь как исполнитель, помощник и поставщик аудиторских услуг. Естественно, что при таком способе взаимодействия возможная вероятность качественного ухудшения проведения контрольных мероприятий возрастает. Следовательно, и конечные результаты проверок и объемы выявленных нарушений ставятся под большое сомнение.

Практический опыт показывает, что с появлением тысяч муниципальных образований увеличение числа контрольно-счетных органов не приводит к улучшению качества и эффективности их деятельности. Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин на пленарном заседании Совета Федерации по итогам работы Счетной палаты РФ в 2011 г. подчеркнул: «Насоздавали кучу, прошу извинения за выражение, муниципальных образований и теперь не знаем, как их переварить» [7].

На взгляд автора, действенным способом решить проблему реализации принципа финансовой независимости муниципальных контрольно-счетных органов станет внесение изменений в федеральное законодательство. При этом законодательные нормы обязаны будут регулировать статус контрольного органа с позиции определения его как:

- обязательного, постоянно действующего органа муниципального внешнего финансового контроля только на уровне городских округов, муниципальных районов;

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.