Научная статья на тему 'ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетнее лицо / формы взаимодействия / приемы взаимодействия / следователь / подразделение по делам несовершеннолетних / предварительное расследование / информация / minor / forms of interaction / methods of interaction / investigator / juvenile affairs unit / preliminary investigation / information

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ушакова Виктория Викторовна

В последние годы наблюдается увеличение уровня преступности среди несовершеннолетних; данные обстоятельства вызывают серьезные опасения и требуют большого внимания. Качественное расследование преступлений, совершенных подростками, – ключевой аспект современной правоохранительной деятельности. Взаимодействие органов предварительного следствия с подразделениями по делам несовершеннолетних является актуальной проблемой на сегодняшний день. Сотрудникам необходимо анализировать особенности взаимодействия, преимущества и недостатки различных подходов. На основе анализа практического опыта автором предлагаются рекомендации по оптимизации этого процесса с целью обеспечения защиты прав несовершеннолетних и эффективной борьбы с преступностью среди этой категории населения. Цель: анализ проблем взаимодействия следователя с подразделением по делам несовершеннолетних, оптимизация и развитие совместной работы субъектов по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними. Методы: частнонаучные (беседа и интервью, анкетирование, сравнительно-правовой анализ); эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики, аналогии, анализа, обобщения, классификации; психологические методы. Исследование позволило выявить и рассмотреть один из самых проблемных вопросов взаимодействия следователя с подразделением по делам несовершеннолетних – отсутствие четко определенных приемов совместной работы, базирующихся на формах взаимодействия. Предложена классификация специальных частных приемов, выстраивающихся с учетом возраста подозреваемого и его поведения (отношения к процессу расследования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ушакова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF INTERACTION BETWEEN PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES AND THE JUVENILE AFFAIRS UNIT

In recent years, there has been an increase in the level of crime among minors; these circumstances raise serious concerns and require great attention. High-quality investigation of crimes committed by adolescents is a key aspect of modern law enforcement. The interaction of preliminary investigation bodies with juvenile affairs units is a pressing problem today. Officers need to analyze the characteristics of interaction, the advantages and disadvantages of different approaches. Based on the analysis of practical experience, the author offers practical recommendations for optimizing this process in order to ensure the protection of the rights of minors and the effective fight against crime among this category of population. Purpose: to analyze the problems of interaction between the investigator and the juvenile affairs unit, optimizing and developing joint work of subjects to investigate crimes committed by minors. Methods: specific scientific methods (conversation and interviews, questionnaires, comparative legal analysis); empirical methods of comparison, description, interpretation; theoretical methods of formal and dialectical logic, analogy, analysis, generalization, classification; psychological methods. Results: the study makes it possible to identify and consider one of the most problematic issues of interaction between the investigator and the juvenile affairs unit, that is the lack of clearly defined techniques of joint work based on the forms of interaction. The author gives a classification of special private techniques, taking into account the age of the suspect and his behavior (attitude to the investigation process).

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Научная статья УДК 343.9

DOI 10.33184/pravgos-2024.2.26

Original article

УШАКОВА Виктория Викторовна

Академия управления МВД России, Москва, Россия,

e-mail: ushakovavika1999@yandex.ru

USHAKOVA Victoria Victorovna

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, Moscow, Russia.

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

FORMS AND METHODS OF INTERACTION BETWEEN PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES AND THE JUVENILE AFFAIRS UNIT

Аннотация. В последние годы наблюдается увеличение уровня преступности среди несовершеннолетних; данные обстоятельства вызывают серьезные опасения и требуют большого внимания. Качественное расследование преступлений, совершенных подростками, - ключевой аспект современной правоохранительной деятельности. Взаимодействие органов предварительного следствия с подразделениями по делам несовершеннолетних является актуальной проблемой на сегодняшний день. Сотрудникам необходимо анализировать особенности взаимодействия, преимущества и недостатки различных подходов. На основе анализа практического опыта автором предлагаются рекомендации по оптимизации этого процесса с целью обеспечения защиты прав несовершеннолетних и эффективной борьбы с преступностью среди этой категории населения. Цель: анализ проблем взаимодействия следователя с подразделением по делам несовершеннолетних, оптимизация и развитие совместной работы субъектов по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними. Методы: частнонаучные (беседа и интервью, анкетирование, сравнительно-правовой анализ); эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики, аналогии, анализа, обобщения, классификации; психологические методы. Исследование позволило выявить и рассмотреть один из самых проблемных вопросов взаимодействия следователя с подразделением по делам несовершеннолетних - отсутствие четко определенных приемов совместной работы, базирующихся на формах взаимодействия. Предложена классификация специальных частных приемов, выстраивающихся с учетом возраста подозреваемого и его поведения (отношения к процессу расследования).

Abstract. In recent years, there has been an increase in the level of crime among minors; these circumstances raise serious concerns and require great attention. High-quality investigation of crimes committed by adolescents is a key aspect of modern law enforcement. The interaction of preliminary investigation bodies with juvenile affairs units is a pressing problem today. Officers need to analyze the characteristics of interaction, the advantages and disadvantages of different approaches. Based on the analysis of practical experience, the author offers practical recommendations for optimizing this process in order to ensure the protection of the rights of minors and the effective fight against crime among this category of population. Purpose: to analyze the problems of interaction between the investigator and the juvenile affairs unit, optimizing and developing joint work of subjects to investigate crimes committed by minors. Methods: specific scientific methods (conversation and interviews, questionnaires, comparative legal analysis); empirical methods of comparison, description, interpretation; theoretical methods of formal and dialectical logic, analogy, analysis, generalization, classification; psychological methods. Results: the study makes it possible to identify and consider one of the most problematic issues of interaction between the investigator and the juvenile affairs unit, that is the lack of clearly defined techniques of joint work based on the forms of interaction. The author gives a classification of special private techniques, taking into account the age of the suspect and his behavior (attitude to the investigation process).

© Ушакова В.В., 2024

209

Ключевые слова: несовершеннолетнее лицо, формы взаимодействия, приемы взаимодействия, следователь, подразделение по делам несовершеннолетних, предварительное расследование, информация

Для цитирования: Ушакова В.В. Формы и приемы взаимодействия органов предварительного следствия с подразделением по делам несовершеннолетних / В.В. Ушакова. - DOI 10.33184/ pravgos-2024.2.26 // Правовое государство: теория и практика. - 2024. - № 2. - С. 209-215.

Введение

Одной из существенных сторон успешного расследования совершенных преступлений является оперативное и всестороннее реагирование на него правоохранительных органов. Для обеспечения такого реагирования необходима профессионально налаженная работа по взаимодействию.

Решение проблемы преступности несовершеннолетних всегда является актуальным в рамках развития правового социального государства; необходимо понимать, что подростки, вовлеченные в криминальную среду, став взрослыми, могут «развивать» преступные группы [1, с. 21]. В этой связи существует постоянная потребность в совершенствовании форм и приемов взаимодействия сотрудников, занимающихся расследованием подростковой преступности, реализация которых служит не только снижению преступности среди несовершеннолетних, но и установлению здорового социально-психологического микроклимата в обществе. Такая необходимость в совершенствовании форм и приемов взаимодействия сотрудников обусловлена изменениями в характере преступлений среди подростков и их отношения к общественным нормам, стремлением к более глубокому пониманию психологических и социальных аспектов этой проблемы.

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2019 г. было осуждено 16 858 несовершеннолетних, что составляет 3 % от всех осужденных за данный период времени. В последующие годы количество осужденных моложе восемнадцати лет значительно уменьшилось, однако в последние три года этот показатель остается примерно на одном уровне. Так, в 2020 г. осуждено 14 702 подрост-

Keywords: minor, forms of interaction, methods of interaction, investigator, juvenile affairs unit, preliminary investigation, information

For citation: Ushakova V.V. Forms and methods of interaction between preliminary investigation bodies and the juvenile affairs unit. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2024, no. 2, pp. 209-215 (In Russian). DOI 10.33184/pravgos-2024.2.26.

ка, в 2021 г. - 14 863, в 2022 г. - 14 214. Данная тенденция указывает на то, что проблема преступности среди несовершеннолетних продолжительное время остается актуальной. За первое полугодие 2023 г. было осуждено 6503 подростка, данный показатель составляет 2,4 % от всех осужденных за указанный период1. Установлено, что из числа несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, около 15 % подростков уже имеют опыт криминальной деятельности.

Несмотря на то что на борьбу с подростковой преступностью направлены профессиональные силы многих ведомств, приведенные данные говорят о недостаточно организованной работе в этом направлении. Одной из основных проблем выступает слабая организация взаимодействия органов предварительного следствия с подразделениями по делам несовершеннолетних.

Понятие взаимодействия

В действующем УПК РФ нет определения термина «взаимодействие». Некоторые вопросы, связанные с организацией, формой, порядком взаимодействия, регламентируются отдельными ведомственными нормативно-правовыми актами.

В теории криминалистики взаимодействие определяется как «основанная на законе и подзаконных нормативных актах совместная или согласованная деятельность следователей с работниками оперативно-розыскных служб, а также экспертно-кримина-листических подразделений и других служб

1 Статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]. URL: электронный ресурс http://cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 29.02.2024).

210

органов внутренних дел, осуществляемая в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений» [2, с. 232].

А.И. Бастрыкин под взаимодействием понимает «согласованную деятельность следователя, оперативного органа (органа дознания), экспертно-криминалистического подразделения и других субъектов доказывания, предполагающую рациональное сочетание при расследовании преступления процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах предоставленных законом полномочий, с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства» [3, с. 32].

По мнению И.Ф. Герасимова, под взаимодействием следует понимать «основанное на законе и общности задач в уголовном судопроизводстве правильное сочетание и эффективное использование полномочий, методов и форм деятельности, присущих каждому из указанных органов, направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений» [4, с. 30-31].

Рассмотрев различные варианты определений понятия «взаимодействие», можно сделать вывод о том, что основными субъектами взаимодействия выступают сотрудники уголовного розыска и экспертно-криминалисти-ческих подразделений. Считаем проблемным моментом факт того, что среди субъектов взаимодействия не выделяется подразделение по делам несовершеннолетних.

Принципы ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Выстроенная на законе и подзаконных нормативно-правовых актах совместная профессиональная деятельность следователя и инспектора подразделения по делам несовершеннолетних проявляется в наиболее качественном и оперативном сочетании процессуальных действий, направленных на расследование преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами.

Содействие в профессиональной деятельности данных субъектов заключается в том,

что каждый субъект обладает набором специальных профессиональных, свойственных только ему средств, приемов и методов раскрытия преступлений. В связи с этим важно, чтобы возможности каждого отдельного субъекта взаимодействия использовались комплексно. Комплексный подход позволяет объединить навыки и опыт каждого субъекта, тем самым создается более широкий и глубокий аналитический и оперативный потенциал для успешного разрешения уголовного дела. Регулярный обмен информацией между субъектами позволяет оптимизировать использование профессиональных ресурсов и максимально эффективно противостоять преступности. Однако необходимо обратить внимание на то, что положительных результатов такого рода сотрудничества можно достичь только с учетом рационального сочетания профессиональных средств, приемов и методов, присущих субъектам взаимодействия, а также четкого разграничения прав и обязанностей между следователем и инспектором подразделения по делам несовершеннолетних.

Сотрудничество следователя и подразделения по делам несовершеннолетних может дать положительный результат, если оно будет выстраиваться с соблюдением следующих принципов: 1) законности; 2) руководящей роли следователя; 3) общей цели взаимодействия; 4) согласованности взаимодействия; 5) открытости и прозрачности информационного обмена; 6) взаимного уважения и понимания ролей и функций каждого участника; 7) гибкости и адаптивности в работе с различными уголовными делами; 8) эффективного обмена опытом и знаниями; 9) совместного поиска наиболее эффективных решений и мер по предупреждению подростковой преступности.

Формы и приемы взаимодействия

В науке нет единого мнения о формах взаимодействия следователя с иными правоохранительными органами. Некоторые авторы к видам форм взаимодействия относят разного рода контакты между субъектами. И.Ф. Пантелеев и Н.А. Селиванов выделяют такую форму, как «совместный выезд следователя и оперативных сотрудников на место происшествия» [5, с. 76-78], А.В. Богусла-

211

вский - «совместное определение тактики и методов проведения проверки имеющейся информации» [6, с. 4], А.Н. Васильева - передачу «органом дознания следователю материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела» [7, с. 373], С.Д. Оспанов - обсуждение вопроса о необходимости возбуждения уголовного дела, совместную деятельность следователя и органа дознания при возбуждении последним уголовного дела и проведении неотложных следственных действий [8, с. 13].

Анализ мнений ученых показал, что выделяются различные формы сотрудничества между следователем и другими участниками уголовного процесса. Авторы сходятся во мнении о важности совместного выезда на место преступления, что способствует более полному и точному сбору необходимой информации и совместному определению тактики и методов проверки информации, что, безусловно, повысит эффективность расследования. В целом анализ мнений ученых указывает на то, что сотрудничество и совместная деятельность различных участников уголовного процесса играет ключевую роль в успешном расследовании преступлений, обеспечивая более полное и эффективное использование ресурсов и опыта каждого участника.

В практической деятельности осуществляются различные формы и приемы взаимодействия следователя и сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних. Квалификация преступления, установленная следственная ситуация, выдвинутые криминалистические версии, многоэпизодность уголовного дела, личность несовершеннолетнего подозреваемого - от этого зависит выбор определенной формы взаимодействия субъектов. Инспектор подразделения по делам несовершеннолетних может оказать помощь в установлении личности несовершеннолетнего лица, совершившего преступление, так как проводит работу с криминально активными подростками и знает каждого из них.

Инспектор имеет возможность в рамках профессионального поля предоставить информацию об интересах конкретного подростка, заподозренного в совершении преступления, его социальном окружении, возможных каналах сбыта украденного имущества и другие данные, необходимые для проведения рас-

следования. Но сотруднику не стоит забывать о соблюдении принципов конфиденциальности и защиты личных данных несовершеннолетних; необходимый объем информации о подростке должен использоваться исключительно в рамках расследуемого уголовного дела и не должен стать доступным третьим лицам без соответствующего разрешения или приказа компетентных органов власти.

Необходимо подчеркнуть значимость сотрудничества следователя с подразделениями, специализирующимися на расследовании преступлений несовершеннолетних, при расследовании серийных преступлений, преступлений, совершенных в различных населенных пунктах или на транспорте. Инспекторы могут оперативно получать информацию о таких преступлениях, они обладают ресурсами, которые могут существенно помочь в выявлении обстоятельств и разрешении сложных случаев, особенно когда несовершеннолетний преступник перемещается на большие расстояния для совершения нового преступления.

Проанализировав практический опыт и мнения ученых, можно выделить следующие формы взаимодействия органов предварительного следствия с подразделением по делам несовершеннолетних:

1) совместное планирование мероприятий и производство следственных действий;

2) взаимодействие на основании поручений следователя;

3) коммуникация (обмен информацией).

Представленные формы взаимодействия

включают в себя набор приемов, которые отвечают содержанию каждой конкретной формы. Рассмотрим приемы взаимодействия более подробно.

Первая форма взаимодействия - совместное планирование мероприятий при расследовании преступлений - заключается в установленной координации усилий по определенным планам, распределении ресурсов субъектов взаимодействия. Также к данной форме взаимодействия относится совместная организация и проведение следственных действий. Как верно отмечено А.М. Багме-том, «планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий обеспечивает достижение высоких результатов в раскрытии и расследовании преступлений,

212

поскольку все необходимые мероприятия по уголовному делу удается провести оперативно и более качественно» [9, с. 340]. Данная форма может быть реализована с помощью следующих приемов:

1)организация специализированной следственной группы, в состав которой в обязательном порядке входит представитель органов предварительного следствия и инспектор подразделения по делам несовершеннолетних;

2) проведение проверки в окрестностях места совершения преступления ближайших спортивных секций, молодежных клубов и других центров для несовершеннолетних;

3) установление потерпевших и поиск свидетелей;

4) проведение проверки среди несовершеннолетних и взрослых лиц, недавно вышедших из мест лишения свободы, осужденных за преступления против собственности, для выяснения их возможного участия в расследуемом преступлении;

5) определение роли каждого участника и их связи (если преступление совершено в группе);

6) установление связей между группами подростков и преступными группами, в которые входят взрослые;

7) проверка причастности несовершеннолетних к совершению других преступлений;

8) организация беседы с законными представителями о подростке, его интересах, круге общения, особенностях поведения и др.;

9) организация консультаций психолога и (или) социального педагога с родителями подростка, ведущего асоциальный образ жизни, и с самим подростком;

10) анализ интересов ребенка, в том числе анализ социальных сетей (групп, сообществ, контента блогеров, за которыми следит подросток) на наличие неприемлемой для несовершеннолетнего информации;

11) совместное производство необходимых следственных действий:

- осмотр места происшествия, осмотр места жительства несовершеннолетнего лица;

- установление мест нахождения (сбыта или хранения) похищенных вещей и их изъятие;

- освидетельствование несовершеннолетнего подозреваемого;

- производство следственного эксперимента с участием подростка;

- проведение допроса, проверки показаний на месте и очной ставки несовершеннолетнего лица с участием законных представителей, педагога (психолога) и адвоката, а также проведение данных следственных действий с другими участниками уголовного процесса;

- получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

- организация и проведение опознания с участием несовершеннолетнего подозреваемого и статистов;

- производство судебной экспертизы (су-дебно-психологической, дактилоскопической, трасологических экспертиз следов орудий и инструментов, следов ног и обуви, запирающих механизмов и сигнальных устройств и др.).

Вторая форма - взаимодействие, которое осуществляется по указаниям и поручениям следователя. Данная форма предполагает реагирование инспекторами по делам несовершеннолетних на конкретные указания, данные следователем, структурированные для сбора конкретной информации о преступлении и криминальном поведении несовершеннолетнего лица. Данная форма реализуется посредством следующих приемов:

1) поручения о производстве следственных действий;

2) истребование справок и характеристик о личности несовершеннолетнего обвиняемого;

3) поручения для проведения бесед с сотрудниками учебного заведения и обучающимися в целях предупреждения преступлений среди подростков;

4) запрос характеристик законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого;

5) поручение об исполнении постановлений о задержании несовершеннолетнего лица;

6) обследование местожительства несовершеннолетнего лица (условий проживания).

Третья форма взаимодействия - обмен всей имеющейся информации о несовершеннолетнем лице между следователем и подразделением по делам несовершеннолетних. Это может быть информация о самом подростке (приметы, образ жизни, окружение и т. д.),

213

о совершенном преступлении (место, время, способ и др.), сведения о потенциально криминальных сборах групп несовершеннолетних в определенных местах и другая информация, касающаяся подростковой преступности. Данная форма взаимодействия предусматривает следующие приемы:

1) регулярные совещания (обсуждение информации о криминальной обстановке среди несовершеннолетних на определенной территории, обсуждение проблемных моментов, касающихся несовершеннолетних);

2) совместный выезд на место преступления по делам, где в качестве подозреваемого выступает несовершеннолетнее лицо;

3) получение информации из баз данных;

4) прием обратной связи (оценка действий следователя сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних с точки зрения понимания подростковой психологии и дача рекомендаций);

5) изучение личного дела несовершеннолетнего.

Реализация рассмотренных приемов взаимодействия следователя с подразделением по делам несовершеннолетних обеспечит всестороннее рассмотрение и расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними. Важно отметить, что применение всех приемов в комплексе повышает не только уровень расследования дел данной категории, но и затрагивает вопросы предупреждения и профилактики подростковой преступности.

Заключение

В заключение следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует четкая система приемов и форм взаимодействия следователя с подразделением по делам несовершеннолетних. Данный факт приводит к неэффективному использованию профессиональных ресурсов и недостаточной защите интересов несовершеннолетних в процессе расследования. В свя-

Список источников

1. Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия / С.А. Бурлака // Российский следователь. - 2013. - № 5. - С. 25-28.

2. Криминалистика : учебник / под ред. А.Г. Филиппова. - Москва : Юриспруденция, 2000. - 352 с.

зи с этим считаем необходимым разработать и внедрить специальные частные приемы, которые будут отвечать реализации взаимодействия следователей с подразделениями по делам несовершеннолетних с учетом особенностей возраста подозреваемого и его поведения (отношения к процессу расследования). Представляется, что предлагаемые приемы взаимодействия будут способствовать объективности и всесторонности расследования преступлений, совершенных подростками. Объективности проводимого расследования будет способствовать комплексная работа указанных служб, что позволит получить наиболее полную информацию о подростке и его социальных связях. Формирование совместной работы должно строиться на системных приемах, основанных на уже устоявшихся и хорошо реализуемых формах и приемах взаимодействия. Необходимо отметить, что сотрудничество следователя и подразделения по делам несовершеннолетних должно выстраиваться на основании закона, с учетом разграничения отдельных полномочий, которые по служебным возможностям может выполнять только один из субъектов; это необходимо, чтобы деловой контакт не подменялся незаконной передачей полномочий. Такое сотрудничество обеспечивает тщательное рассмотрение каждого уголовного дела, по которому в качестве подозреваемого выступает несовершеннолетнее лицо, гарантируя при этом обеспечение соблюдения прав и законных интересов подростка. Только таким образом можно обеспечить более эффективную, организованную и сплоченную совместную работу органов предварительного следствия с подразделением по делам несовершеннолетних. Реализация новых методов и форм взаимодействия способствует не только более эффективному расследованию преступлений несовершеннолетних, но и созданию условий для формирования здоровой социальной среды для развития подростков и благополучия всех членов общества.

References

1. Burlaka S.A. Goals of compulsory measures of educational influence. Rossijskij sledovatel' = Russian Investigator, 2013, no. 5, pp. 25-28. (In Russian).

2. Filippov A.G. (ed.). Criminalistics. Moscow, Yurisprudenciya Publ., 2000. 352 p.

214

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Криминалистика : учебник : в 3 т. / под общ. ред. А.И. Бастрыкина. - Москва, 2014. - Т. 2. - 559 с.

4. Герасимов И.Ф. Теоретические проблемы раскрытия преступлений / И.Ф. Герасимов. - Москва, 1979. - 45 с.

5. Криминалистика / под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - Москва, 1988. - 670 с.

6. Богуславский А.В. Понятие, формы и субъекты взаимодействия при раскрытии и расследовании наркопреступлений в уголовно-исполнительной системе / А.В. Богуславский // Вестник Владимирского юридического института. - 2012. - № 4. - С. 3-10.

7. Криминалистика / под ред. А.Н. Васильева. -Москва, 1980. - 462 с.

8. Оспанов С.Д. Взаимодействие следователя с органами дознания : учебное пособие / С.Д. Оспанов. -Караганда, 1992. - 88 с.

9. Багмет А.М. Планирование как одна из форм непроцессуального взаимодействия следователей с органами дознания при раскрытии и расследовании массовых беспорядков / А.М. Багмет // Российский следователь. - 2012. - № 6. - С. 336-342.

Информация об авторе

3. Bastrykin A.I. (ed.). Criminalistics: textbook. Moscow, 2014. Vol. 2. 559 p.

4. Gerasimov I.F. Theoretical problems of solving crimes. Moscow, 1979. 45 p.

5. Panteleev I.F., Selivanov N.A. (eds.). Criminalistics. Moscow, 1988. 670 p.

6. Boguslavsky A.V. Concept, forms and subjects of interaction in the detection and investigation of drug crimes in the penal system. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta = Bulletin of the Vladimir Law Institute, 2012, no. 4, pp. 3-10. (In Russian).

7. Vasilyev A.N. (ed.). Criminalistics. Moscow, 1980. 462 p.

8. Ospanov S.D. Interaction of the investigator with the bodies of inquiry. Karaganda, 1992. 88 p.

9. Bagmet A.M. Planning as one of the forms of non-procedural interaction between investigators and bodies of inquiry during the disclosure and investigation of mass riots. Rossijskij sledovatel' = Russian Investigator, 2012, no. 6, pp. 336-342. (In Russian).

Ушакова Виктория Викторовна - адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров. Information about the Author

Ushakova Victoria Victorovna - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel.

Статья поступила в редакцию 10.03.2024; одобрена после рецензирования 16.04.2024; принята к публикации 16.04.2024. The article was submitted 10.03.2024; approved after reviewing 16.04.2024; accepted for publication 16.04.2024.

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.