УДК 343.98
ББК 67.522 DOI 10.25724/VAMVD.GKLM
А. В. Пупцева
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ
С СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ И ЭКСПЕРТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
В статье на основе научных исследований и результатов анализа эмпирического материала рассмотрены ключевые аспекты различных форм взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними. На первоначальном этапе — использование оперативной информации, ориентирующей следователя. В ходе расследования — планирование совместных действий, являющееся организационной основой для объединения усилий различных служб и подразделений, комплексного использования оперативно-разыскных, процессуальных и иных возможностей при расследовании преступлений рассматриваемой категории, где центральное место занимают построение и проверка версий.
Ключевые слова: преступления, совершенные несовершеннолетними; взаимодействие; следователи; сотрудники оперативно-разыскных подразделений; экспертно-криминалистические подразделения; осмотр места происшествия; допрос несовершеннолетнего потерпевшего; допрос несовершеннолетнего подозреваемого; тактические особенности производства очной ставки.
A. V. Puptseva
FEATURES OF INTERACTION OF THE INVESTIGATOR
WITH EMPLOYEES OF OPERATIONAL AND EXPERT UNITS
IN THE INVESTIGATION OF CRIMES, MADE IN MINORS
In the article, on the basis of scientific research and analysis of the empirical material, the key aspects of various forms of interaction in the investigation of crimes committed by minors are considered. At the initial stage — the use of operational information, orienting the investigator. During the investigation — planning joint actions, which is the organizational basis for combining the efforts of various services and divisions, the integrated use of operational investigative, procedural and other capabilities in investigating crimes of the category in question, where building and checking versions are central.
Key words: crimes committed by minors; interaction; investigators; staff of operational and investigative units; forensic units; inspection of the scene; interrogation of a minor victim; interrogation of a minor suspect; tactical features of the confrontation.
Развитие российского общества на современном этапе сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, ослаблением института семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, насилием в семьях и т. д., оказывающими большое негативное воздействие на воспитание детей. В результате растет число безнадзорных и беспризорных детей, в детской и подростковой среде распространяется употребление наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя, следовательно, увеличивается количество правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Термин «несовершеннолетний», несмотря на частое использование в различных отраслях пра-
ва и специальной литературе, до настоящего времени не имеет универсального законодательного определения. В доктрине российского права несовершеннолетним признается лицо, не достигшее определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т. е. возможность реализации в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией Российской Федерации и другими законами страны.
Взаимодействие следователей с сотрудниками оперативных и иных подразделений органов внутренних играет ключевую роль на всех этапах расследования уголовного дела. Получив материалы с признаками преступления, совершенного несо-
вершеннолетним, следователь определяет направления расследования, планирует, обсуждает, выдвигает версии на совместных совещаниях, согласовывает работу оперативных сотрудников, инспекторов по делам несовершеннолетних, получает от оперативных сотрудников информацию и намечает тактику ее использования, контролирует ход выполнения плана.
Совместное планирование расследования позволяет устранить дублирование, обеспечить согласованность и четкое разграничение функций, прав и обязанностей следователя и сотрудников других подразделений. При таком планировании большое значение имеет выбор действий по реализации оперативных данных на стадии возбуждения уголовного дела.
Основная цель планирования расследования на первоначальном этапе состоит в установлении методов, способов, места и времени совершения преступления, выяснении и установлении причин и условий его совершения. На данном этапе используются, как правило, два вида ориентирующей следователя оперативной информации:
— о действиях и поведении лиц, причастных к преступлению, действиях по сокрытию преступления и противодействию расследованию;
— местонахождении объектов, имеющих значение для дела (используется при решении вопроса о проведении следственного осмотра, проверки показаний на месте, обыска, выемки).
Непосредственное ознакомление следователя с оперативными материалами или информацией на первоначальном этапе расследования позволяет ему выбрать именно ту информацию, которая поможет раскрыть преступление. Как показывает следственная практика, ни следователь, ни оперативный сотрудник не должны быть ограничены в ознакомлении с информацией на всех этапах совместной работы. При этом не имеется в виду вмешательство следователя в оперативно-разыскную деятельность. Налицо различие средств и методов деятельности рассматриваемых субъектов взаимодействия [1, с. 110]. Здесь подойдут иные формы взаимодействия следователя и оперативного сотрудника:
— взаимные консультации;
— взаимопомощь в фиксации результатов следственных действий, оценке доказательственной и ориентирующей информации;
— совместная информационно-аналитическая работа;
— совместное принятие тактических решений, направленных на определение содержания расследования [2].
С согласия своего начальника сотрудник оперативного подразделения на любой стадии документирования преступной деятельности разрабатываемых им лиц вправе обратиться к руководителю следственного подразделения за помощью в правовой оценке имеющейся оперативной информации. Руководитель в свою очередь с учетом специализации и наличия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяет следователя, который оказывает необходимую помощь, либо самостоятельно дает оперативнику соответствующие рекомендации. Задача следователя состоит в анализе имеющихся материалов, консультировании сотрудника органа дознания, совместном планировании дальнейшей деятельности и т. д.
Помимо объективных факторов, обусловливающих необходимость взаимодействия следователя и сотрудников оперативно-разыскных подразделений, большое значение имеют субъективные факторы, среди которых: незнание оперативниками сущности формирования доказательств по уголовным делам, что приводит к бессистемному подбору материалов; неумение оперативных сотрудников дать правильную правовую оценку оперативной информации, что связано с отсутствием у них достаточных знаний положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства и навыков применения их на практике; отсутствие у значительного количества следователей и оперативных сотрудников необходимого опыта работы по данному направлению и др.
Только комплексное использование уголовно-процессуальных возможностей следователя и оперативных средств и методов, находящихся в распоряжении оперативно-разыскных подразделений, позволяет успешно расследовать и раскрывать преступления. Участие следователя в определении возможностей использования оперативных данных и путей их процессуального закрепления повысило бы эффективность деятельности оперативно-разыскных подразделений.
В рамках непроцессуальных форм взаимодействия следователя с экспертами-криминалистами на стадии возбуждения уголовного дела их знания могут существенно помочь ему при: подготовке к производству следственных действий; выдвижении следственных версий; производстве предварительных исследований следов и объектов; необходимости получения консультаций и справочных материалов; использовании учетно-регистрацион-ных систем экспертных подразделений; совместной согласованной деятельности в составе следственно-оперативной группы; составлении разыскных таблиц по результатам исследования веще-
ственных доказательств; изготовлении субъективных портретов и т. д.
Консультационная помощь специалиста следователю может быть оказана в устной и письменной форме (в виде справки), способствует подготовке качественных материалов для экспертизы, включая формулирование вопросов эксперту и подбор образцов для сравнительного исследования; подготовке к проведению следственных действий и оценке их результатов, а также выводов эксперта и т. д.
Эксперт-криминалист также может оказать существенную помощь следователю при подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого с использованием следов и иных вещественных доказательств, обыску, предъявлению для опознания и т. п. Столь же важной может оказаться его помощь и при оценке результатов некоторых следственных действий, например следственного эксперимента, когда от сходства обстановки экспериментального и проверяемого событий зависит достоверность результатов проведенных опытов.
При взаимодействии в форме получения консультации сотрудник экспертно-криминалистичес-кого подразделения помогает следователю правильно оценить те или иные факты или явления, признаки и свойства материальных объектов; получить актуальную информацию о личности несовершеннолетнего, способе совершения и сокрытия преступления, похищенных предметах.
Без взаимодействия следователя с указанными выше подразделениями невозможно и проведение следственных и иных процессуальных действий в ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Одним из условий успешного расследования дел рассматриваемой категории является взаимодействие с подразделениями (отделами, отделениями) по делам несовершеннолетних (ПДН). Необходимо использовать следующие основные формы взаимодействия: получение из ПДН сведений о подростках, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версии о совершении неочевидного преступления несовершеннолетними; сообщение в ПДН полученных при расследовании преступлений данных о неблагополучных семьях, подростках, другой информации, представляющей интерес, а также направление справок-характеристик на несовершеннолетних обвиняемых; истребование из ПДН справок о личности несовершеннолетнего обвиняемого, условиях его жизни и воспитания; изучение следователем материалов профилактического дела на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ПДН; поручение ПДН обследовать условия жизни и воспита-
ния несовершеннолетнего, если соответствующие материалы отсутствуют в профилактическом деле (о результатах обследования следователю представляется справка); направление следователей в ПДН копий представлений и ответов на них; подготовка и внесение совместных представлений; оказание ПДН помощи следователю в организации выступлений в коллективах по материалам расследованных уголовных дел, а также подготовка совместных выступлений; совместные сообщения в средствах массовой информации.
При выборе тактики производства следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать характеристику личности подростка: недостаток жизненного опыта, незавершенность формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) осознать истинный смысл происходящих событий, доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей. Учет этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязанности, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий. Его взаимоотношения с несовершеннолетними не только должны строиться в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Подросток должен видеть, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания.
Важным моментом расследования, как с тактической, так и с воспитательной позиции, является установление психологического контакта. Для этого, прежде всего, нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т. д.) или, наоборот, затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.). Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, компьютерные игры и т. п. Следователь совместно с оперативником и инспектором отделения ПДН должен собрать подобную информацию в кратчайшие сроки. На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность,
безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка неприемлемы развязность, грубость, вспыльчивость и т. п.; должны быть максимально использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твердостью и терпением.
Необходимо рассмотреть особенности таких следственных и процессуальных действий, как осмотр места происшествия, задержание, допрос несовершеннолетнего подозреваемого, очную ставку с участием несовершеннолетнего.
У следователя уже при выезде на осмотр места происшествия может сложиться образ возможной личности преступника (несовершеннолетнего). Иногда и само место преступления указывает на причастность подростка к совершению преступления: это газетные и коммерческие киоски, трам-вайно-троллейбусные кассы, школьные буфеты или столовые, учебные кабинеты и т. д.
Об участии в преступлении подростков могут свидетельствовать и особенности способа его совершения: отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению; несложные пути проникновения в помещение; выбор способов взлома, не требующих большой физической силы; использование для проникновения узких проемов; малый вес похищенного; отсутствие профессиональных и преступных навыков; использование в качестве орудий преступления предметов повседневного обихода; непоследовательность действий на месте преступления, разбрасывание предметов окружающей обстановки и не вызываемое необходимостью их уничтожение; совершение на месте преступления озорных и циничных действий; причинение множественных повреждений потерпевшему; непринятие мер к сокрытию преступления.
Совершение преступления подростком могут подтверждать и особенности отдельных следов: малый размер следов зубов, пальцев, ладони, ног, обуви; головной убор, одежда, обувь преступника или их следы, указывающие на подростковый возраст владельца этих вещей; предметы, которые чаще всего носят с собой подростки, и т. д.
В уголовно-процессуальном законодательстве основание и порядок задержания несовершеннолетнего подозреваемого регламентирует ст. 423. Ее положения в полной мере соответствуют требованиям международных стандартов в сфере охраны прав несовершеннолетних. Как известно, молодежь особенно болезненно реагирует на нанесение ущерба репутации. Результаты следственно-судебной практики по вопросу о нанесении ущерба репутации свидетельствуют о различного рода отрицательных последствиях, связанных
с постоянным применением по отношению к молодым людям таких определений, как правонарушитель или преступник.
Когда мы говорим о процессуальном задержании несовершеннолетнего подозреваемого, то имеем в виду, что в данный момент уголовное дело уже возбуждено. Задержание несовершеннолетнего лица по подозрению в совершении преступления может иметь место лишь при наличии реальных оснований, указанных в ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).
УПК РФ подробно регламентирует участие законного представителя несовершеннолетнего в ходе досудебного производства. Он допускается к участию в уголовном деле в отношении несовершеннолетнего с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого и наделен широкими правами для защиты прав и интересов несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого (ч. 2 ст. 426 УПК РФ, правило 15.2 Пекинских правил).
Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого может быть отстранен от участия в уголовном деле, если выяснятся конкретные доказательства того, что он своими действиями может нанести ущерб интересам несовершеннолетнего. Отстранение законного представителя также происходит через постановление следователя.
Особо отметим, что, как уже было сказано, в соответствии с УПК РФ законный представитель несовершеннолетнего допускается к участию в деле с момента первого допроса подозреваемого. Однако согласно следственной практике, например, родители, которые пока еще не являются законными представителями, неофициально присутствуют в отделе полиции со своим ребенком с момента не только процессуального, но и фактического задержания, если данное процессуальное действие происходит по месту жительства несовершеннолетнего подозреваемого. В связи с этим хотелось бы обратить внимание законодателя на необходимость внесения изменений в действующий УПК РФ и регламентации участия законных представителей не с момента первого допроса подозреваемого (обвиняемого), а раньше — с момента фактического либо процессуального задержания.
Доказательства, подтверждающие обоснованность задержания, должны быть отражены в материалах уголовного дела. Но это не всегда достижимо, так как лицо может быть задержано в момент или после совершения преступления. В подобных ситуациях, на наш взгляд, задержание возможно и без предыдущего производства следственных действий. После процессуального
оформления задержания такие действия незамедлительно должны быть произведены, и результате в уголовном деле будут закреплены конкретные фактические основания для применения данной меры процессуального принуждения.
Особую сложность при расследовании анализируемой категории дел представляет допрос несовершеннолетних подозреваемых. Это обусловлено не только особенностями психики несовершеннолетнего, но и своеобразным порядком допроса в плане гарантии его объективности: участием педагога, врача, родителей, защитника [3, с. 228].
Характер и тактика допроса зависят от отношения подростка к обвинению. Если подросток признает себя виновным, следователь обязан тщательно проверить достоверность такого признания, поскольку его в основе может лежать самооговор из чувства ложного товарищества, «геройства», желания скрыть взрослых организаторов. При оценке показаний несовершеннолетнего нужно иметь в виду, что, если подросток дает правдивые показания, а следователь в результате ненадлежащей их оценки применяет меры для преодоления лжи, это может привести к нарушению психологического контакта между ними, допрашиваемый может замкнуться, что осложнит проведение данного следственного действия. Видя, что несовершеннолетний дает ложные показания, следователь должен выяснить, что стоит за ними: избранная «легенда», отрицательное отношение к следствию, угроза, чувство неправильно понимаемого товарищества, солидарности. Любая нестыковка с обстоятельствами совершения преступления должны быть перепроверена.
Очную ставку с участием несовершеннолетних необходимо проводить в исключительных случаях и с большой осмотрительностью. На участие в ней подростки идут крайне неохотно. Основные мотивы при этом: боязнь прослыть предателем и опасение возмездия. Проведение очной ставки обычно полностью нарушает психологический контакт, установившийся между следователем и подростком. Главное же заключается в опасности того, что он изменит свои показания под влиянием другого участника, в особенности если тот — взрослый соучастник преступления. Подростку иногда трудно разобраться в сложной ситуации, и если взрослый даже после очной ставки продолжает отрицать свою вину, это может серьезно поколебать позицию несовершеннолетнего, привести к изменению им своих показаний, даже без каких-либо видимых угроз со стороны взрослого.
Не менее трудным является производство очной ставки и между самими несовершеннолетни-
ми. Изобличающие показания другой участник обычно объясняет существующими между ними плохими взаимоотношениями.
Если есть возможность устранить противоречия иным путем, не прибегая к очной ставке, то следователь должен ею воспользоваться. Противоречия могут быть устранены путем анализа собранных доказательств, истребования необходимых документов, проведения следственных экспериментов, проверки показаний на месте и т. д.
При подготовке к очной ставке изучаются данные ранее показания допрошенных лиц, составляется подробный план, заранее формулируются вопросы и определяются и х последовательность и последовательность допроса участников. Педагог, родители, законные представители и психолог присутствуют на очной ставке в соответствии с порядком, установленным для их участия в проведении допроса.
Таким образом, организация взаимодействия следователя с сотрудниками указанных выше подразделений предполагает согласованность действий по целям, месту и времени, как самостоятельных, в рамках своей компетенции, так и совместных — с другими службами органов внутренних дел.
В широком смысле — это организация постоянных деловых контактов между подразделениями уголовного розыска, инспекцией ПДН и криминалистическими службами в борьбе с преступностью несовершеннолетних, обеспечивающих:
— взаимодействие по выработке стратегии борьбы с преступностью подростков;
— проведение совместных совещаний на разных уровнях, направленных на повышение оперативности взаимного информирования; использование сил субъектов взаимодействия в мероприятиях по оперативной проверке материалов и разработке несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступлений; проведение оперативно-профилактических операций;
— регулярный обмен опытом борьбы с преступностью несовершеннолетних;
— использование в борьбе с преступностью несовершеннолетних возможностей иных государственных органов и негосударственных учреждений и организаций;
— совместное принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, способствующих преступности несовершеннолетних.
В узком смысле — это отношения следователя, сотрудника оперативного подразделения, эксперта-криминалиста и инспектора подразделения ПДН, возникающие в связи с проведением конкретных следственных (процессуальных) действий
и мероприятий: от получения и оценки исходной информации до материального, оперативно-
1. Пупцева А. В., Скориков Д. Г. Процессуальные формы взаимодействия следователя с оперативными службами при расследовании преступлений экстремистской направленности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 3 (38). С. 109—113.
2. Пупцева А. В. Основные факторы взаимодействия следователя и органа дознания в ходе расследования преступлений // Современные проблемы науки и образования: свидетельство. Эл. № ФС77-34132. 2015. № 2. Ч. 1.
3. Пупцева А. В. Психологические и тактические особенности допроса несовершеннолетних // Проблемы современной юриспруденции: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (15 февраля 2016 г.) / сост. Д. В. Васильев, ред. кол. Д. В. Кайр-галиев. Волгоград: Изд-во Поликарпов И. Л., 2016. С. 227—229.
© Пупцева А. В., 2019
технического и следственного обеспечения реализации собранных данных.
1. Puptseva A. B., Skorikov D. G. Procedural forms of interaction between an investigator and operational services in the investigation of crimes of an extremist nature. Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia. 2016; 3 (3): 109—113.
2. Puptseva A. B. The main factors of interaction between the investigator and the body of inquiry during the investigation of crimes. Modern problems of science and education: evidence. Al. No. FS77-34132. 2015; 2; part 1.
3. Puptseva A. B. Psychological and tactical features of interrogation of minors. In: Problems of modern jurisprudence: collection of articles of the Internatinal scientific-practical conference, 15 February 2016). Compiler D. V. Vasilyev. Edited by D. V. Kairgaliev. Volgograd: Polikarpov I. L.; 2016: 227—229.
© Puptseva A. V. 2019
Пупцева Анна Викторовна, начальник кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Puptseva Anna Viktorovna,
head of the criminology department
of the training and scientific complex
of preliminary investigation
in law-enforcement bodies
of the Volgograd Academy
of the Ministry of the Interior of Russia,
candidate of juridical science, docent;
e-mail: [email protected]
* * *