Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES / JUVENILE OFFENDER / INVESTIGATOR / EDUCATIONAL ORGANIZATION / CRIME / YOUTH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сурцев Александр Владимирович

Статья посвящена особенностям взаимодействия органов предварительного расследования с образовательными организациями по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Автором рассмотрены основные направления взаимодействия сотрудников следственных подразделений с представителями образовательных организаций и несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний. Процесс расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых имеет свою специфику. Следователь, расследуя преступления такой категории, в рамках уголовного дела должен осуществлять такие следственные действия как допросы родителей, законных представителей несовершеннолетнего, представителей учебного заведения, где он обучается (социального педагога или классного руководителя). Кроме этого, он должен направлять соответствующую информацию в подразделения по делам несовершеннолетних. В ходе расследования уголовного дела следователю нужно проводить работу воспитательного характера в отношении несовершеннолетнего обвиняемого и других лиц. Эта работа должна быть последовательной, но при этом не должна превращаться в назидательные наставления для несовершеннолетнего. В противном случае данная работа не окажет должного влияния на сознание несовершеннолетнего. Учитывая степень деформации личности подростка, следователь, осуществляя работу в данном направлении, должен делать особый упор на индивидуальную воспитательную работу с ним. В ходе общения нужно направлять подростка на выработку правильных правовых взглядов и убеждений, обращать его внимание неоспоримые преимущества законопослушного поведения в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сурцев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INTERACTION OF PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES WITH EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE PREVENTION OF CRIMES COMMITTED BY MINORS

The article is devoted to the features of the interaction of preliminary investigation bodies with educational organizations for the prevention of crimes committed by minors. The author considers the main areas of interaction between employees of investigative units with representatives of educational organizations and minors prone to commit unlawful acts. The process of investigating criminal cases against juvenile suspects and accused has its own specifics. An investigator, investigating crimes of this category, in the framework of a criminal case should carry out such investigative actions as interrogation of parents, legal representatives of a minor, representatives of the educational institution where he is studying (social teacher or class teacher). In addition, he must forward relevant information to juvenile units. During the investigation of the criminal case, the investigator needs to carry out educational work in relation to the minor accused and other persons. This work should be consistent, but it should not turn into edifying instruction for a minor. Otherwise, this work will not have the proper impact on the consciousness of the minor. Given the degree of deformation of the personality of a teenager, the investigator, while carrying out work in this direction, should place particular emphasis on individual educational work with him. In the course of communication, you need to direct the teenager to develop the correct legal views and beliefs, to draw his attention to the undeniable advantages of law-abiding behavior in society.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

14.5. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Сурцев Александр Владимирович, канд. пед. наук, майор полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. Email: Gnp2005@rambler.ru

Аннотация: Статья посвящена особенностям взаимодействия органов предварительного расследования с образовательными организациями по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Автором рассмотрены основные направления взаимодействия сотрудников следственных подразделений с представителями образовательных организаций и несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний. Процесс расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых имеет свою специфику. Следователь, расследуя преступления такой категории, в рамках уголовного дела должен осуществлять такие следственные действия как допросы родителей, законных представителей несовершеннолетнего, представителей учебного заведения, где он обучается (социального педагога или классного руководителя). Кроме этого, он должен направлять соответствующую информацию в подразделения по делам несовершеннолетних. В ходе расследования уголовного дела следователю нужно проводить работу воспитательного характера в отношении несовершеннолетнего обвиняемого и других лиц. Эта работа должна быть последовательной, но при этом не должна превращаться в назидательные наставления для несовершеннолетнего. В противном случае данная работа не окажет должного влияния на сознание несовершеннолетнего. Учитывая степень деформации личности подростка, следователь, осуществляя работу в данном направлении, должен делать особый упор на индивидуальную воспитательную работу с ним. В ходе общения нужно направлять подростка на выработку правильных правовых взглядов и убеждений, обращать его внимание неоспоримые преимущества законопослушного поведения в социуме.

Ключевые слова: органы предварительного следствия, несовершеннолетний правонарушитель, следователь, образовательная организация, преступление, молодежная среда.

FEATURES OF THE INTERACTION OF PRELIMINARY

INVESTIGATION BODIES WITH EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE PREVENTION OF CRIMES COMMITTED BY MINORS

Surtsev Alexander Vladimirovich, PhD in Pedagogics, police major. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar

university of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: Special Disciplines chair. E-mail: Gnp2005@rambler.ru

Annotation: The article is devoted to the features of the interaction of preliminary investigation bodies with educational organizations for the prevention of crimes committed by minors. The author considers the main areas of interaction between employees of investigative units with representatives of educational organizations and minors prone to commit unlawful acts. The process of investigating criminal cases against juvenile suspects and accused has its own specifics. An investigator, investigating crimes of this category, in the framework of a criminal case should carry out such investigative actions as interrogation of parents, legal representatives of a minor, representatives of the educational institution where he is studying (social teacher or class teacher). In addition, he must forward relevant information to juvenile units. During the investigation of the criminal case, the investigator needs to carry out educational work in relation to the minor accused and other persons. This work should be consistent, but it should not turn into edifying instruction for a minor. Otherwise, this work will not have the proper impact on the consciousness of the minor. Given the degree of deformation of the personality of a teenager, the investigator, while carrying out work in this direction, should place particular emphasis on individual educational work with him. In the course of communication, you need to direct the teenager to develop the correct legal views and beliefs, to draw his attention to the undeniable advantages of law-abiding behavior in society.

Keywords: preliminary investigation bodies, juvenile offender, investigator, educational organization, crime, youth environment.

Неблагоприятные социально-экономические условия в Российской экономике, вызванные целым рядом причин, в том числе санкциями европейских государств и США вызывают серьезную озабоченность и тревогу как у населения страны в целом, так и у правоохранительных органов. Руководство страны предпринимает целый комплекс мер, направленных на улучшение ситуации в стране в целом, и в частности -занимается проблемой защиты граждан от различных преступных посягательств. Осуществить это возможно путем надлежащего регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного судопроизводства.

Следователям, осуществляющим расследование преступлений совершенных несовершеннолетними, необходимо обращать свое внимание на причины формирования девиантного поведения несовершеннолетних.

Относительно недолгий процесс предварительного расследования вряд ли достаточен для перевоспитания несовершеннолетнего преступника. И, тем не менее, одной из важнейших задач следователя на данном этапе является работа, направленная на формирование осознания противоправности антиобщественного поведения несовершеннолетним. Эта работа должна вести к глубокому раскаянию подростка.

Несовершеннолетним, проходящим обучение в школах и иных образовательных организациях, необходимо предоставлять в доступной для понимания форме информацию о действующих нормах уголовного законодательства в Российской Федерации, особенностях их применения в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Целесообразно акцентировать их внимание на том факте, что бытующее среди подростков мнение о так называемом «льготном» режиме на-

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Сурцев А.В.

казания для несовершеннолетних неверно и может привести их на скамью подсудимых.

Следователю, который планирует проведение такого рода встречу, необходимо хорошо подготовиться. Если этого не сделать, то результат такой встречи может быть отрицательным. В зависимости от ряда факторов содержательная часть выступления следователя будет иметь разное наполнение. Важными аспектами будут являться - целенаправленность конкретного мероприятия по вопросу правового воспитания, а также аудитории - взрослой или состоящей из несовершеннолетних.

Выступая перед аудиторией следователю желательно оперировать таким фактологическим материалом, который бы ориентировал правовое сознание несовершеннолетних в правильную сторону. При этом неплохо было бы приводить примеры тех жизненных ситуаций, которые наиболее характерны для той среды, в которой происходит формирование личности несовершеннолетнего. Придерживаясь данного подхода несовершеннолетние, которые окажутся в похожей ситуации, вероятнее всего смогут принять верное решение

Проводя встречи с преподавательским составом образовательных организаций, следователю нужно делать упор на такие вопросы, которые тесно связаны с выявленными в ходе расследования уголовного дела упущениями и недостатками их воспитательной работы, которые, помимо прочего, зачастую играют далеко не последнюю роль в формировании у их воспитанников неправильных, ошибочных взглядов на вопросы права, а также неверной, ошибочной оценки собственного поведения в социуме.

Следовало бы обсудить с преподавательским составом и то, что на нравственное и правовое сознание несовершеннолетних в крайней степени отрицательно влияют те меры воспитательного воздействия, которые воспринимаются ими как несправедливые и ущемляющие их человеческое достоинство. Представляется, что здесь возможен двоякий выход.

Во-первых, отказ от применения мер, которые действительно несправедливы и непедагогичны.

Во-вторых, разъяснение подростку необходимости применения мер, которые лишь кажутся ему справедливыми, но в действительности такими не являются.

Педагогам можно рассказать о том, как опасна примирительная позиция учащихся к противоправным поступкам. А она нередко наблюдается в их среде, чему иногда способствует и позиция педагогов. В криминологической литературе приводятся, например, убедительные данные о «девальвации» понятия «хулиганство» в глазах подростков и недооценки ими его общественной опасности. Причинами этого являются: традиционно терпимое отношение к хулиганству; нередко наблюдаемые несовершеннолетними случаи безнаказанности за хулиганство;

неверное употребление в школе и в быту термина «хулиганство», когда так называют шумные игры, нарушение дисциплины на уроках, озорство и тому подобные поступки.

В школе любая задача - педагогическая, и от того, как она будет решена, зависят результаты воспитания, в том числе и правового.

Выступая в образовательном учреждении перед несовершеннолетними, следователю необходимо так построить свою речь, чтобы в глазах слушателей разоблачить ложный романтизм любого правонаруше-

ния, показать его негативную сторону и отрицательные последствия. Наибольшее внимание следователю целесообразно отводить обсуждению тех видов преступлений, которые наиболее часто совершаются в том населенном пункте, где проживают и обучаются несовершеннолетние. Как правило, наибольшее распространение имеют такие преступления с участием подростков как угон автомототранспорта, избиение группами одного подростка, хищение мобильных телефонов, как тайным способом, так и путем грабежа, разбоя. Именно на таких преступлениях целесообразно в первую очередь акцентировать внимание несовершеннолетних, давать им соответствующую правовую и общественную оценку.

Подходя к выбору темы для выступления и готовясь к ней, следователю необходимо учитывать уровень правовых знаний данной конкретной аудитории. Подростки могли уже пройти курс «Основы права», которое занимает центральное место в правовом воспитании школьников. Контингент учащихся профтехучилищ также имеет свои особенности. В то же время правовую информацию, которой владеют школьники и учащиеся других учебных заведений, необходимо сообщать работающим подросткам, которые являются наиболее неподготовленными слушателями.

Вне зависимости от аудитории, следователю, проводящему беседу с несовершеннолетними, нужно уделять время таким вопросам как совершение общественно опасных противоправных деяний в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). Отдельного внимания заслуживает вопрос об ответственности за совершение преступлений, совершенных несколькими лицами по предварительному сговору. Реалии нашего современного общества таковы, что в последние годы довольно часто несовершеннолетними стали совершаться преступления в сфере незаконного хранения, ношения, а также приобретения и сбыта различных видов оружия; нередки случаи совершения данной категорией лиц преступлений из хулиганских побуждений. Обсуждение этих всех актуальных вопросов в конечном итоге должно приводить к формированию в сознании подростков такой жизненной позиции, которая бы предотвращала вступление их на преступный путь. Особую озабоченность вызывает направленность молодежного экстремизма на захват или передел политической власти, ее дестабилизацию, территориальный передел, насильственное изменение конституционного строя в Российской Федерации в целом [6].

Расследование абсолютно любого уголовного дела -это всестороннее, полное и объективное изучение, исследование совершенного преступного деяния. Особенно важно это в тех случаях, когда преступник -подросток. Следователь должен вскрыть тот внутренний механизм, те жизненные факторы, которые увели подростка на «скользкую» преступную дорогу. Если это удастся сделать следователю, то он сможет овладеть эффективными профилактическими средствами на поведение несовершеннолетних правонарушителей.

Список литературы:

1. Букаев. Расследования преступлений несовершеннолетних / Букаев, Н.М. и. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 160 с.

2. Глушков, А. И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в уголов-

ном судопроизводстве: моногр. / А.И. Глушков. - М.: Прометей, 2013. - 854 с.

3. Журавлев, А.В. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним / А.В. Журавлев. - М.: ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", 2017. - 870 с.

4. Иванцов, С. В. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности с участием несовершеннолетних. Учебнометодическое пособие / С.В. Иванцов, О.Н. Ивасюк, И.В. Калашников. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. - 136 с.

5. Правовое регулирование труда несовершеннолетних работников. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 112 с. Нагоева, М.А. Некоторые аспекты производства отдельных следственных действий при расследовании терроризма / Нагоева М.А. // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10.

6. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Некоторые проблемы природы молодежного экстремизма в современной России. // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 120-122.

Reference list:

1. Bukaev. Investigation of juvenile crime / Bukaev, N.M. and. - M.: Rostov n / A: Phoenix. 2017 .

2. Glushkov, A. I. Ensuring the rights and legitimate interests of minor victims in criminal proceedings: monograph. / A.I. Glushkov. - M .: Prometheus. 2013 .- 854 p.

3. Zhuravlev, A.V. Criminal sentencing minors / A.V. Zhuravlev. - M . GOU VPO Russian Academy of Jus-tice.2017. - 870 p.

4. Ivantsov, S. V. Criminological characteristics and the prevention of organized crime involving minors. Educational-methodical manual / S.V. Ivantsov, O.N. Ivasiuk, I.V. Kal-ashnikov. - M.: Unity-Dana, Law and Law. 2014 .-- 136 p.

5. Legal regulation of the labor of minors. Tutorial. - M .: Unity-Dana, 2015 .-- 112 p. Nagoyeva, M.A. Some aspects of the production of individual investigative actions in the investigation of terrorism / Nagoyeva M.A. // Theory and practice of social development. 2014. No. 10.

6. Kochesokova Z.Kh., Mashekusheva M.Kh. Some

problems of the nature of youth extremism in modern Russia. Socio-political sciences. 2018. No. 1. S. 120-122.

Рецензия

на статью преподавателя кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, майора полиции Сурцева Александра Владимировича «Актуальные вопросы взаимодействия органов предварительного расследования с образовательными организациями по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних».

Рецензируемая статья А.В. Сурцева посвящена актуальной теме, научная и практическая значимость которой предопределяется существующими в Российской Федерации вызовами. Преступность в молодежной среде представляет серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, поэтому вопросы борьбы с этими явлениями имеют комплексный характер.

Автор анализирует причины возникновения преступности в молодежной среде и предлагает алгоритмы действий следователя по профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями и преподавателями образовательных организаций.

Не претендуя на полный анализ всех сторон этой важнейшей для Российского общества проблемы, автор рассматривает многие ее аспекты и предлагает пути их решения. Думается, что рецензируемая работа будет интересна как студентам, аспирантам и профессорско-преподавательским работникам, так и широкой аудитории тех, кто интересуется данной проблемой.

Статья А.В. Сурцева «Актуальные вопросы взаимодействия органов предварительного расследования с образовательными организациями по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних» рекомендуется для опубликования.

Доцент кафедры специальных дисциплин СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.э.н. З.Х.Кочесокова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,33%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.