Научная статья на тему 'Актуальные вопросы тактики допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса'

Актуальные вопросы тактики допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1137
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / JUVENILE PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПОТЕРПЕВШИЕ / JUVENILE VICTIMS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ СВИДЕТЕЛИ / WITNESSES MINORS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ (ОБВИНЯЕМЫЕ) / ДОПРОС / INTERROGATION / СЛЕДОВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR / MINORS (ACCUSED)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирянина И. А., Мишенина А. А.

В настоящее статье рассматриваются некоторые тактические приемы проведения допросов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства. Допрос является не только распространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым в ходе предварительного расследования. В отличие от процессуальных правил тактические приемы не обязательны. Выбор тактического приема принадлежит следователю в конкретной следственной ситуации. Творческий подход следователя к проведению такого важного следственного действия, как допрос определит не только сбор доказательственной информации, но и послужит основанием для установления психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним участником процесса, сформирует уважение к следователю, создаст уверенность в неотвратимости наказания лица, совершившего преступление и восстановления социальной справедливости. От правильно избранной тактики следователя, знаний психологии и этики во многом зависит успех расследования уголовного дела. В условиях необходимости особой правовой защиты детей от преступных посягательств и неотвратимости наказания виновных в совершении указанных преступлений, необходимы разработка новых и совершенствование традиционных приемов допроса несовершеннолетних (малолетних) подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей с учетом их возраста, образования, развития и психологических особенностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF INTERROGATION TACTICS MINORS INVOLVED IN CRIMINAL PROCEEDINGS

This article discusses some of the tactics of interrogation of juvenile participants in criminal proceedings. Interrogation is not only a common and effective investigative action, but also the most necessary during the preliminary investigation. In contrast to the procedural rules of tactics are necessary. Selecting a tactic belongs to the investigator in a specific investigation of the situation. Creative investigator to conduct such an important investigative action, as the questioning will determine not only the collection of evidentiary information, but also serve as a basis for establishing psychological contact with a minor participant in the interrogation, generate respect for the investigator, will create confidence in the inevitability of punishment of the offender, and the restoration of social justice. From the correctly chosen tactics investigator knowledge of psychology and ethics largely depends on the success of a criminal investigation. In the context of the need for special legal protection of children from criminal attacks and the inevitability of punishment of the perpetrators of these crimes, required the development of new and improvement of traditional methods of interrogation of minors (minors) suspects, victims and witnesses in accordance with their age, education, and development of a person''s psychological.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы тактики допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

И.А. Кирянина,

А.А. Мишенина

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

В настоящее статье рассматриваются некоторые тактические приемы проведения допросов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства. Допрос является не только распространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым входе предварительного расследования. В отличие от процессуальных правил тактические приемы не обязательны. Выбор тактического приема принадлежит следователю в конкретной следственной ситуации. Творческий подход следователя к проведению такого важного следственного действия, как допрос определит не только сбор доказательственной информации, но и послужит основанием для установления психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним участником процесса, сформирует уважение к следователю, создаст уверенность в неотвратимости наказания лица, совершившего преступление и восстановления социальной справедливости. От правильно избранной тактики следователя, знаний психологии и этики во многом зависит успех расследования уголовного дела. В условиях необходимости особой правовой защиты детей от преступных посягательств и неотвратимости наказания виновных в совершении указанных преступлений, необходимы разработка новых и совершенствование традиционных приемов допроса несовершеннолетних (малолетних) подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей с учетом их возраста, образования, развития и психологических особенностей личности.

Ключевые слова: несовершеннолетние участники уголовного судопроизводства, несовершеннолетние потерпевшие, несовершеннолетние свидетели, несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые), допрос, следователь.

I.A. Kiryanina,

А.А. Mishenina

TOPICAL ISSUES OF INTERROGATION TACTICS MINORS INVOLVED

IN CRIMINAL PROCEEDINGS

This article discusses some of the tactics of interrogation of juvenile participants in criminal proceedings. Interrogation is not only a common and effective investigative action, but also the most necessary during the preliminary investigation. In contrast to the procedural rules of tactics are necessary. Selecting a tactic belongs to the investigator in a specific investigation of the situation. Creative investigator to conduct such an important investigative action, as the questioning will determine not only the collection of evidentiary information, but also serve as a basis for establishing psychological contact with a minor participant in the interrogation, generate respect for the investigator, will create confidence in the inevitability of punishment of the offender, and the restoration of social justice. From the correctly chosen tactics investigator knowledge of psychology and ethics largely depends on the success of a criminal investigation. In the context of the need for special legal protection of children from criminal attacks and the inevitability of punishment of the perpetrators of these crimes, required the development of new and improvement of traditional methods of interrogation of minors (minors) suspects, victims and witnesses in accordance with their age, education, and development of a person's psychological.

Key words: juvenile participants in criminal proceedings, juvenile victims, witnesses minors, minors (accused), the interrogation, the investigator.

Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Повышенное внимание к производству по уголовным делам с участием несовершеннолетних отражено в законодательстве Российской Федерации -детство находится под защитой государства (ч.1 ст. 38 Конституции РФ). Из чего следует, что органы государственной власти и местного самоуправления,

правоохранительные органы обязаны обеспечивать во всех сферах общественной жизни условия, обеспечивающие подрастающему поколению надежную защиту, в том числе и правовую.

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних предусматривает специфику, связанную с возрастными и социально-психологическими особенностями этих лиц. Несовершеннолетний в уголовном процессе - это особая процессуальная фигура. Незавершенность психического и физического развития несовершеннолетних обуславливают особенности уголовного процесса с их участием.

При расследовании уголовного дела от следователя требуются познания в области детской (подростковой) психологии и педагогики для эффективного проведения процессуальных действий, получения от несовершеннолетнего необходимой для следствия информации в особом режиме защиты законных прав и интересов, учитывающем приоритеты интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства.

Успешное расследование преступлений также во многом обусловлено субъективными качествами лица, его осуществляющего, и зависит от уровня профессиональной подготовки, личного и профессионального опыта, наличия определенных личностных качеств.

Как отмечает В.Л. Васильев, следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия [1, с. 413].

Указание Первого заместителя Генерального прокурора РФ - Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16 марта 2010 г. № 2/206 «О введении специализации следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ по расследованию преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних» требует от следователя организовать тщательную подготовку к процессуальным действиям с участием несовершеннолетних, исключив случаи необоснованного неоднократного производства с ними одних и тех следственных действий, а также иные организационные упущения и нарушения требований УПК РФ, вызывающие необходимость повторного производства следственных действий с несовершеннолетними.

Особого внимания по данной категории дел заслуживает допрос несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, он является не только распространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым в ходе предварительного расследования. Порядок допроса несовершеннолетних регламентирован ст. 191, 425 УПК РФ. Несоблюдение процессуальных правил является существенным нарушением закона. Процессуальные правила носят общий характер и не устанавливают конкретных приемов и методов, которые следователь в каждом отдельном случае применяет к допрашиваемым лицам. Эту роль выполняют тактические приемы, разрабатываемые следственной практикой и криминалистической наукой. Тактические приемы меняются в зависимости от индивидуальных психологических особенностей участников допроса, характера и объема собранных доказательств. Правила допроса совместно с тактическими приемами помогают следователю успешно осуществлять расследование по уголовному делу. В отличие от процессуальных правил тактические приемы не обяза-

тельны. Выбор тактического приема принадлежит следователю в конкретной следственной ситуации. Допрос несовершеннолетнего участника уголовного процесса, как и другие следственные действия с его участием, должен строиться с учётом ряда обстоятельств:

1. Возрастных особенностей: склонности смешения реального и воображаемого, эмоциональности суждений и действий, неспособности выделить главное, существенное.

2. Возможности построения ложных объяснений, которые у несовершеннолетних часто отличаются недостаточной продуманностью.

3. Особенностей установления психологического контакта с несовершеннолетним.

Выбор тактических приёмов при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля зависит от обстоятельств дела и личности допрашиваемого.

Подготовка к допросу предполагает всестороннее и глубокое изучение личности подростка, условий жизни и воспитания, определение момента и времени проведения данного следственного действия, способа вызова к следователю, определения круга лиц, необходимых для привлечения к участию в допросе, разработку плана его проведения, определение объёма и формулировок основных и контрольных вопросов. Следует тщательно изучить все материалы, сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего, степень его умственного развития, особенности психической структуры (наблюдательность, память, впечатлительность, подверженность внушению), его интересы, отношение к событию.

Необходимо наметить линию проведения допроса, примерный перечень, последовательность и характер вопросов, которые должны быть понятны допрашиваемому лицу.

Очень важно подготовить вопросы для выяснения такого обстоятельства, как время совершения преступления.

Представляется, что вопросы: «Когда это произошло?» или «Во сколько это произошло?» приемлемы для детей подростковой группы, при этом они не страдают психическими заболеваниями и не отстают в психическом развитии.

Для детей младших возрастных групп (в данном случае для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей) изначально необходимо определиться с тем, каким образом ребенок ориентируется во времени. Поэтому возможны следующие вопросы:

1. Какой сегодня день недели? Ты разбираешься в днях недели? Какое сегодня число месяца? Если ребенок не ориентируется в днях недели и месяца, то необходимо сделать привязку к режиму, привычному для ребенка: это произошло в тот день, когда ты

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

1№

Г* *

ходил в садик или в тот день ты не ходил в садик, был дома с мамой?

2. Сколько сейчас времени? Ты разбираешься в часах (минутах)? Привязка в привычному для ребенка режиму вновь поможет следователю в том случае, когда ребенок не ориентируется во временных ориентирах: это произошло, когда ты шел в садик (школу) либо после того, когда ты пришел из садика (школы); на улице было уже темно или не очень темно; папа (мама) уже пришли с работы или еще нет и т.д.?

Следует учитывать возможность неправильного использования несовершеннолетним различных слов и терминов, или иные так называемые «смысловые» ошибки. Показания несовершеннолетних (малолетних) могут быть по своему содержанию очень специфичны. Не всегда буквальное их восприятие позволяет правильно понять их суть.

Буквальное изложение показаний несовершеннолетних таит в себе определенную опасность, поскольку анализ допущенных ошибок в следственной практике показывает, что нередко несовершеннолетние (малолетние) могут не понимать значения конкретного слова либо вкладывать иной смысл в общеупотребительные слова или выражения.

Следует убедиться, что несовершеннолетний понимает суть заданного вопроса, в противном случае необходимо придать более доступную для его восприятия форму вопроса, употребляя его на «детском» языке. Если ребенок будет давать ответы в аналогичной форме, то в протоколе допроса важно расшифровать каждое слово и выражение ребенка, отразить его смысл.

К примеру, несовершеннолетний потерпевший указал, что один из напавших на него «был рыжий», следователь зафиксировал эту фразу в протокол и добавил свое разъяснение - «то есть, у нападавшего были рыжие волосы». В ходе дальнейшего расследования было выяснено, что потерпевший вкладывал иной смысл в термин «рыжий», впоследствии после уточняющих вопросов следователя он уточнил, что нападавший был одет в майку с рисунком в виде рыжеволосого мальчика с надписью «Рыжий».

В данном случае следователь допустил при изложении показаний потерпевшего свою интерпретацию и придал фразе иной смысл.

При подготовке к допросу малолетнего свидетеля или потерпевшего нужно учитывать, что дети в силу различных причин нередко не желают разговаривать. В этом случае необходима помощь специалиста.

Допрос потерпевшего или свидетеля до 14 лет, а по усмотрению следователя и в возрасте от 14 до 18 лет проводится с участием педагога. К выбору педагога следует подойти ответственно. Немаловажно, чтобы приглашаемый педагог имел опыт работы с подростками соответствующей возрастной группы. Приглашая

педагога, нужно обращать внимание, чтобы он по возможности был одного пола с ребенком (особенно это касается преступлений против половой неприкосновенности), был осведомлен в вопросах подростковой психологии и педагогики. Стеснение, которое может испытать несовершеннолетний в присутствии лиц другого пола, может не только привести к неполноте показаний, но и причинить моральную травму. Решающее значение при выборе педагога - наличие практического опыта, так как именно из него вытекает умение найти подход, установить психологический контакт, расположить к даче показаний. Приглашая педагога для участия в следственных действиях, необходимо учесть важный фактор - знакомство и характер отношений педагога с несовершеннолетним. Соблюдение этого условия поможет создать доброжелательную атмосферу в ходе следственного действия.

Результаты допроса во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, а также достигает психологического контакта. В этом и должна осуществляться помощь педагога.

Следователь должен учитывать возможные ошибки, допускаемые несовершеннолетними при даче показаний, обусловленные их небольшим жизненным опытом и уровнем знаний.

Так, например, 6-летний мальчик, свидетель разбойного нападения, заявил, что «дядя, ударивший тетю продавщицу, был в желтой куртке». Однако эти показания противоречили показаниям свидетелей, которые утверждали, что никакого мужчины в желтой куртке возле магазина не было. Следователь, желая проверить показания мальчика, разложил перед ним несколько листов цветной бумаги, и предложил выбрать листок, похожий на цвет куртки «дяди». Мальчик показал на лист синего цвета, и заявил, что куртка была вот такого «желтого» цвета. С помощью взрослых свидетелей преступник в синей куртке был установлен [2].

На правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства несовершеннолетний находился в состоянии стресса, испытывал чувство страха, неадекватно воспринимал происходящее, и не думали о том, что нужно запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Обычно свободный рассказ несовершеннолетнего отрывочен, сбивчив и непоследователен. Поэтому в научно-практической литературе рекомендуется применять тактические приемы, помогающие допрашиваемому выдерживать нить изложения [3, с. 243]. Для этого следователь с максимальной осторожностью должен направлять его рассказ в нужное русло.

Необходимо большое внимание уделять этике допроса. Недопустимы действия, преследующие цель унижения человеческого достоинства. Поведе-

ние следователя не должно характеризоваться скоропалительными выводами, поспешностью, небрежностью. Этика допроса включает в себя следующие правила: непримиримое отношение к любым фактам нарушения закона и справедливости; принципиальность, отсутствие предвзятости и недоверия, запрет ставить наводящие вопросы, соблюдение чувства такта, запрет на оценку, нравоучения и комментарии. Как нарушение этики стоит расценивать неуместные шутки следователя в адрес допрашиваемого, фамильярность, использование выражений, употребляемых самим несовершеннолетним (неологизмов). Лучший метод - переспрашивать то, что говорит ребенок.

Таким образом, изложение развивается без толчков со стороны следователя. У детей могут быть дефекты произношения, заикание. Дети стараются прекратить разговор, если видят, что их недостаток замечен. Во время допроса их не следует поправлять, договаривать за них слова, напротив, нужно периодически задавать вопросы, вызывающие положительные эмоции. Следователь должен настроить несовершеннолетнего на разговор, употреблять понятные слова. Первые вопросы целесообразно задавать о друзьях, школе. Важно определить момент допроса несовершеннолетнего. Это зависит от эмоционального состояния несовершеннолетнего, влияния на него заинтересованных лиц, объёма собранных ш делу доказательств. Выбор места допроса зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого.

К моменту предъявления обвинения несовершеннолетнему подозреваемому следователь должен располагать информацией, которая позволит составить определённое представление о личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с учётом его возраста, физического и психического развития, опыта, личностной ориентации и др. Характер и тактика допроса зависят от отношения подростка к обвинению. Если подросток признаёт себя виновным, следователь обязан тщательным образом проверить достоверность такого признания, поскольку в основе его может лежать самооговор из чувства ложного товарищества, «герожтва», желания скрыть взрослых организаторов.

При оценке показаний несовершеннолетнего, следует учесть, если подросток даёт правдивые показания, а следователь в результате ненадлежащей их

оценки применяет приёмы для преодоления лжи, то это может привести к нарушению психологического контакта между ними, допрашиваемый может замкнуться, что осложнит проведение данного следственного действия. То есть следует сразу найти контакт с подозреваемым, обвиняемым, дав ему понять, что его признательные показания должны соответствовать обстоятельствам, установленным в ходе расследования. Таким образом, целесообразно, чтобы уголовное дело находилось в производстве следователя, кто изначально проводил первоначальные следственные действия. Признаком, свидетельствующим о ложных, заранее подготовленных показаниях несовершеннолетнего, является заученность рассказа, употребление выражений, не свойственных данной возрастной группе. Установив, что несовершеннолетний даёт ложные показания, необходимо выяснить, что стоит за ними: следование избранной «легенде», отрицательное отношение к следствию, угроза, чувство неправильно понимаемого товарищества, солидарности либо попытки избежать уголовной ответственности.

Выявление этих мотивов позволит следователю избрать соответствующую тактику допроса и правильно сформулировать вопросы допрашиваемому лицу. Знание и грамотное применение тактических приемов проведения допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса при выполнении требований, предъявляемых уголовно - процессуальным законом, позволит следователю получить доказательства - показания, соответствующие требованиям закона, которые впоследствии лягут в основу обвинительного заключения и помогут максимально точно установить обстоятельства совершенного преступления.

Игнорирование либо неправильное применение тактических приемов ведет к искажению объективной картины происшедшего, а также неполучению доказательственной информации, тактическим и иным следственным ошибкам. В условиях необходимости особой правовой защиты детей от преступных посягательств и неотвратимости наказания виновных в совершении указанных преступлений, необходимы разработка новых и совершенствование традиционных приемов допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей с учетом их возраста, образования, развития и психологических особенностей личности.

Пристатейный библиографический список

1. Васильев В.JI. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

2. Уголовное дело № 1-107/1997, архив федерального суда Красноглинского района г. Самары.

3. Игценко Е.П., Топорков A.A. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Инфра-М, 2005.

М.Г. Латыпова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.