Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ 
С КОМИССИЕЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: 
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИ СБОРА СВЕДЕНИЙ ОБ
ОБВИНЯЕМОМ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С КОМИССИЕЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИ СБОРА СВЕДЕНИЙ ОБ ОБВИНЯЕМОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
900
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
следователь / комиссия по делам несовершеннолетних / вз а- имодействие / уголовно е дело / расследование / сведения / запрос / доклад / несоверше н- нолетний обвиняемый / nvestigator / commi ssion on juvenile affairs / interaction / criminal case / investigation / information / request / report / minor accused.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаева Наталия Александровна

В представленной статье р ассматриваются дополнительные по отношению к традиционным способ а м получения следователем сведений об о б- виняемом из комиссии по делам несовершеннолетних. Анализируется региональная следственная практика в этой части. С учетом статуса комиссии по делам несове р- шеннолетних как координатора деятельности органов и учреждений системы пр о- филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предлагается дополнительная технология сбора следователем информаци и по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних путем направления запроса в комиссию о пре - доставлении комплексного доклада о несовершеннолетнем обвиняемом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николаева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE INVESTIGATOR WITH THE COMMISSION ON JUVENILE AFFAIRS: NEW TECHNOLOGIES FOR COLLECTING INFORMATION ABOUT THE ACCUSED

The article considers additional methods of obtaining information about the accused from the commission on juvenile affairs by the investigator in relation to the traditional methods. The regional investigative practice is analyzed. Taking into account the status of the commission on juvenile affairs as the coordinator of the activities of bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and j uvenile delinquency, an add i- tional technology is proposed for the investigator to collect information on criminal cases on juvenile crimes by sending a request to the commission for a comprehensive report on the accused minor.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С КОМИССИЕЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИ СБОРА СВЕДЕНИЙ ОБ ОБВИНЯЕМОМ»

УДК 343.13

DOI: 10.24412/2587-9820-2021-1-207-216 Николаева Наталия Александровна,

адъюнкт Краснодарского университета МВД России

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С КОМИССИЕЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИ СБОРА СВЕДЕНИЙ ОБ ОБВИНЯЕМОМ

Аннотация. В представленной статье рассматриваются дополнительные по отношению к традиционным способам получения следователем сведений об обвиняемом из комиссии по делам несовершеннолетних. Анализируется региональная следственная практика в этой части. С учетом статуса комиссии по делам несовершеннолетних как координатора деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предлагается дополнительная технология сбора следователем информации по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних путем направления запроса в комиссию о предоставлении комплексного доклада о несовершеннолетнем обвиняемом.

Ключевые слова: следователь, комиссия по делам несовершеннолетних, взаимодействие, уголовное дело, расследование, сведения, запрос, доклад, несовершеннолетний обвиняемый.

Nikolaeva Natalia Aleksandrovna,

Adjunct of the Krasnodar University of the MIA of Russia

INTERACTION OF THE INVESTIGATOR WITH THE COMMISSION ON JUVENILE AFFAIRS: NEW TECHNOLOGIES FOR COLLECTING INFORMATION ABOUT THE ACCUSED

Abstract. The article considers additional methods of obtaining information about the accused from the commission on juvenile affairs by the investigator in relation to the traditional methods. The regional investigative practice is analyzed. Taking into account the status of the commission on juvenile affairs as the coordinator of the activities of bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency, an additional technology is proposed for the investigator to collect information on criminal cases on juvenile crimes by sending a request to the commission for a comprehensive report on the accused minor.

Keywords: investigator, commission on juvenile affairs, interaction, criminal case, investigation, information, request, report, minor accused.

Изучение уголовных дел в части сбора следователем информации о несовершеннолетнем обвиняемом для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения его от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее — СУВУЗТ) показывает, что единой устоявшейся практики здесь не выработано. В основном исполь-

зуется так называемый линейный принцип: запрос на предоставление информации о несовершеннолетнем обвиняемом следователь направляет каждому из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Следователю поступают разрозненные, иногда дублирующие друг друга сведения, в связи с чем не обеспечивается соблюдение одного из главных требований к такой информации — она должна быть не только качественной и объективной, но и всесторонней, полной.

По данному поводу Е. В. Марковичева пишет, что «современная система органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой плохо функционирующий конгломерат, в котором отсутствует механизм реального взаимодействия различных структур. Поэтому реальная помощь, оказываемая ими органам предварительного расследования и суду, на сегодняшний день минимальна. В первую очередь это связано с различной ведомственной подчиненностью и несогласованностью функций, выполняемых каждой из структур» [1, с. 336].

Справедливости ради надлежит отметить, что в соответствии с предписаниями закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ в каждом субъекте РФ предпринимаются организационно-правовые меры к оптимизации, с одной стороны, межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, своевременному взаимному обмену информацией при проведении индивидуальной профилактической (социально-реабилитационной) работы с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, в том числе совершившими преступления, с другой — сделать реальным взаимодействие этих органов и учреждений со следователем в зависимости от избранной в отношении обвиняемого меры пресечения (связанной или не связанной с заключением под стражу).

Процессуальные (предусмотренные УПК РФ) и непроцессуальные (реализуемые в соответствии с положениями, содержащимися в ведомственных нормативных актах) формы взаимодействия следователя с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД относятся к числу достаточно изученных в юридической литературе [2; 3]. Положительно зарекомендовавшие себя формы взаимодействия следователя с сотрудниками данной службы ОВД нашли частичное закрепление в «Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» от 15.10.20131. Известны также применявшиеся длительное время на практике Методические рекомендации МВД СССР от 27 августа 1986 г. № 1/4876 «Организация взаимодействия следователей,

1 Утверждена приказом МВД России от 15.10.2013 г. № 845 [Электронный ресурс]. — URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rossii-ot-15102013-n-845 (дата обращения: 15.01.2021).

работников уголовного розыска и инспекций по делам несовершеннолетних в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними».

Менее исследованными являются формы взаимодействия следователя с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН), которые участвуют в решении вопросов, связанных с применением к подростку, совершившему преступление средней тяжести или тяжкое преступление, принудительной меры уголовно-правового воздействия в виде помещения в СУВУЗТ.

На законодательном уровне определено (пп. 2 п. 2 ст. 11 закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ), что в рамках осуществления своих полномочий КДН подготавливает совместно с другими органами и учреждениями материалы, представляемые в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в СУВУЗТ. В законе не конкретизируется и не разъясняется применительно к данным ситуациям понятие «материалы, представляемые в суд». Кроме того, анализируемая норма сформулирована так, что её можно истолковать следующим образом: КДН «подключается» на стадии исполнения судебного приговора, постановленного в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ, ч. 2 ст. 432 УПК РФ, для решения вопросов о прекращении, продлении или восстановлении срока пребывания осужденного в СУВУЗТ, переводе его в другое учреждение.

В примерном «Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденном постановлением Правительства РФ № 995 от 6 ноября 2013 г.1 дословно воспроизведен пп. 2 п. 2 ст. 11 закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ и дополнительно предусмотрено, что муниципальные КДН вносят в суд по месту нахождения СУВУЗТ совместно с администрацией указанных учреждений представления о продлении или восстановлении срока либо прекращении пребывания несовершеннолетнего в СУВУЗТ, а также о его переводе в другое учреждение (пп. «в» п. 7).

Таким образом, при производстве предварительного расследования по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершённых несовершеннолетним, по которому в суде будет рассматриваться вопрос о возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ, законом и Примерным положением о КДН не установлены какие-либо обязательные формы взаимодействия следователя с КДН в целях получения сведений, могущих иметь значение для уголовного дела. Это не исключает направления в рабочем порядке следователем в КДН запросов о предоставлении информации об обвиняемом, состоящем на учете в КДН,

1 Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: постановление Правительства Российской Федерации от 6 нояб. 2013 г. № 995 // СЗ РФ. — 2013. — № 45. — Ст. 5829.

о правонарушениях, ранее совершённых им, и принятых в этой связи в отношении него мерах воздействия.

Представляется, что организационные формы взаимодействия КДН с органом расследования, осуществляемые с целью сбора сведений о несовершеннолетнем обвиняемом и обстоятельствах, указанных в ст. 421 УПК РФ, нуждаются в оптимизации, «перезагрузке» с учетом следующих факторов:

1. Федеральное законодательство отводит КДН роль координатора деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Координируя данную деятельность, КДН опирается на разностороннюю информацию, которой она обладает в силу решаемых ею задач и осуществляемых полномочий.

2. В КДН, как органе государственного управления, сочетающем в себе государственные и общественные начала [4, с. 8], накапливается и хранится информация о подростках, которые впоследствии совершают преступления и уже фигурируют в уголовных делах в статусе обвиняемого (подсудимого). Для решения следователем задачи формирования в уголовном деле максимально исчерпывающей доказательственной информации об обвиняемом становится очевидным: закон должен предусматривать четкий регламент подготовки и представления КДН следователю по его запросу соответствующих сведений.

3. Реализуя закрепленные в законе функции (правозащитную, координационную и контрольную), КДН способна обеспечить проведение объективного и полного исследования условий жизни несовершеннолетнего обвиняемого, его психолого-педагогическую диагностику с представлением документальных результатов органу расследования [5, с. 9]. Данный аспект расследования уголовного дела о совершении несовершеннолетним преступления средней тяжести или тяжкого преступления имеет особое значение, поскольку именно сведения об условиях жизни несовершеннолетнего, о принимавшихся к нему мерах воспитательного воздействия могут указывать на целесообразность помещения его в СУВУЗТ с особыми условиями воспитания и специальным педагогическим процессом.

Таким образом, при расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних сложилась неоднозначная ситуация, связанная с порядком межведомственного взаимодействия следователя, дознавателя с другими органами и учреждениями системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, в первую очередь с КДН как координатором деятельности этих органов и учреждений, суть которой в следующем: закон и подзаконные акты не предусматривают конкретных форм такого взаимодействия в целях получения и приобщения к материалам уголовного дела сведений, имеющих значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 421 УПК РФ. С наибольшей остротой её негативные стороны проявля-

ются при расследовании уголовных дел о преступлении средней тяжести или тяжкого преступления, по которым в суде будет рассматриваться вопрос о возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ. По этой причине на практике вырабатываются различные формы такого взаимодействия, позволяющие в определенной степени решать данную задачу.

Изучение материалов уголовных дел данной категории показывает, что подобное взаимодействие происходит по схеме: запрос следователя в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — ответ с направлением инициатору запроса соответствующей информации. При этом орган расследования иногда использует формализованный запрос на предоставление информации об обвиняемом несовершеннолетнем (с приведением в нем перечня вопросов, на которые надлежит дать ответы). Однако всё равно не удается избежать элементов «стихийности» в межведомственном взаимодействии следователя с другими органами и учреждениями системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, что препятствует своевременному получению от них максимально полной доказательственной информации.

В связи с этим интерес представляет опыт взаимодействия следователя с КДН в части получения сведений о несовершеннолетнем обвиняемом при расследовании уголовных дел, сложившийся в разных субъектах РФ.

Например, в Курской области в основе организации такого взаимодействия лежит особый статус КДН в системе органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних как координатора их деятельности (п. 1 ст. 11 закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ). Данный статус КДН позволяет следователю действовать по принципу «одного окна», направляя запрос о предоставлении сведений о несовершеннолетнем обвиняемом непосредственно в КДН. Последняя, в свою очередь, поручает органам и учреждениям системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних осуществить сбор и предоставление необходимой информации, которая направляется инициатору запроса. Алгоритм взаимодействия следователя с КДН в целях сбора полных и объективных сведений о несовершеннолетнем обвиняемом, утвержденный постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Курской области 25 сентября 2019 г. № 27, подробнее может быть охарактеризован следующим образом1.

На первом этапе следователь направляет в КДН по месту жительства подростка запрос о предоставлении сведений о несовершеннолетнем обвиня-

1 Данным постановлением утвержден «Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики Курской области на стадии уголовного следствия, судопроизводства и пост судебного периода при прохождении социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом» [Электронный ресурс]. — URL: https://adm.rkursk.ru (дата обращения: 10.11.2020).

емом. Исполнение запроса предполагает заполнение Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя (более привычное название данного документа «Справка»), состоящей из нескольких разделов, в которых требуется привести подробную информацию органами управления образованием, здравоохранения, социальной защиты населения, органом внутренних дел, КДН.

Второй этап заключается в принятии КДН специального постановления по запросу следователя и направлении обязательных для исполнения поручений об осуществлении сбора сведений о несовершеннолетнем обвиняемом в органы управления образованием, здравоохранения, социальной защиты населения, ОВД. Поручение КДН предусматривает обязательные позиции для каждого органа, по которым он представляет информацию и несет ответственность за её полноту и объективность.

На третьем этапе специалист КДН вносит полученные от каждого органа сведения в карту социального сопровождения несовершеннолетнего и направляет её в двадцатидневный срок следователю.

Приведенный порядок межведомственного взаимодействия следователя с органами и учреждениями системы профилактики обеспечивает формирование в уголовном деле доказательств, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании уголовного дела о преступлении несовершеннолетнего (ст. 73, ст. 421 УПК РФ). Применительно к уголовным делам о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершённых несовершеннолетним, для рассмотрения судом вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ Картой социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя предусмотрено представление следователю информации об условиях жизни и воспитания подростка, психолого-педагогических данных о его личности, сведений о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, совершённых им ранее правонарушениях, мерах реагирования на них.

Близкий к описанному порядок взаимодействия органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних со следователем и судом применяется и на территории Пермского края. С 1 декабря 2016 г. введено в действие постановление краевой КДН, предусматривающее ведение региональной базы о несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и преступления, подготовку для суда заключения, в котором отражается информация о несовершеннолетнем и его семье, результаты профилактической работы, рекомендации по дальнейшей работе с целью предупреждения повторных преступлений, проведение программ восстановительного правосудия [6, с. 35]. Согласно разделу «Взаимодействие со следователями (дознавателями) в период расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление» КДН в срок не позднее 10 дней с момента получения запроса следователя, дознавателя направ-

ляет ему информацию о несовершеннолетнем и имеющиеся материалы, характеризующие личность несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания для приобщения к материалам уголовного дела. При этом психологом образовательного учреждения, в котором обучается несовершеннолетний, заполняется Психологическая карта семьи, а специалистом КДН информационная справка несовершеннолетнего, состоящего на учете, которые также представляются следователю (дознавателю)1. В данном случае Карту социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя фактически заменяют два документа.

В отдельных субъектах РФ установленный Порядок межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не предусматривает специально выделенных рубрик, которые бы определяли правила взаимоотношений КДН и других органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с дознавателем, следователем, судом в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних. Соответственно, на КДН не возложена обязанность подготовки «сводного» документа о несовершеннолетнем обвиняемом при поступлении от органа расследования запроса о предоставлении сведений, характеризующих его личность и поведение. Вся информация о несовершеннолетнем, состоящем на учете в КДН в связи с необходимостью проведения с ним индивидуальной профилактической работы, помещается в его личное дело и другие документальные источники (личное дело семьи несовершеннолетнего, находящейся в опасном положении, межведомственный комплексный план индивидуальной профилактической работы, типовой и контрольный акты первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего)2.

Проблемы внедрения в практику досудебного и судебного производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя как источника информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, обсужда-

1 См.: приложения № 5 и № 7 к постановлению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 1 декабря 2016 г. № 18 об утверждении «порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и судов по реализации восстановительных и медиативных технологий [Электронный ресурс]. — URL: http://files.sudrf.ru/1232/user/-DETI/ZAKON (дата обращения: 15.11.2020).

2 См., напр. : постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 27 декабря 2017 г. № 4/3 об утверждении «Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении» [Электронный ресурс]. — URL: http://krymsk-kcson.ru/docs/36.pdf (дата обращения: 21.05.2020).

ются в юридической литературе сравнительно давно. Предлагаются различные варианты её структуры и содержания в зависимости от предполагаемого назначения этого документа [7—9].

С учетом многолетнего опыта межведомственного взаимодействия следователя с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних определить оптимальный формат Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя не представляет больших сложностей. При этом представляется целесообразным изменить наименование данного документа, поскольку оно диссонирует с используемыми в уголовно-процессуальном законодательстве терминами, считающимися уже устоявшимися, привычными и общепринятыми.

В главе 16 «Доклады о результатах социального обследования» Минимальных стандартных правил Организации Объединенных наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил) от 29 ноября 1985 г. рекомендуется до вынесения приговора тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу. Как видно из названия указанной главы Пекинских правил, результаты изучения окружения и условий жизни несовершеннолетнего, обстоятельств преступления предлагается оформлять в формате доклада. Принимая во внимание порядок формирования и назначения Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя (направление следователем запроса о предоставлении сведений о несовершеннолетнем обвиняемом непосредственно в КДН; поручение органам и учреждениям системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних осуществить сбор и предоставление необходимой информации; направление инициатору запроса сводного документа, аккумулирующего запрошенные сведения), её наименование докладом более точно. Доклад понимается как публичное сообщение, представляющее собою развернутое изложение на определенную тему. Этим признакам в полной мере соответствует направляемая КДН следователю по его запросу информация, представленная ей как координатору деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами управления образованием, здравоохранения, социальной защиты населения, органом внутренних дел1.

1 Термин «доклад» уже используется в УПК РФ при регламентации порядка рассмотрения вопросов, связанных с исполнением приговора (ч. 7 ст. 399), уголовного дела судом апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 389.13), а термины «докладывается» и «докладчик» употреблены в ст. 401.13, устанавливающей порядок рассмотрения уголовного дела в суде кассационной инстанции.

С учетом изложенного логичным видится дополнение гл. 50 УПК РФ самостоятельной статьей, в которой предлагается закрепить порядок взаимодействия следователя, дознавателя с КДН с целью получения всесторонней, полной и объективной информации о несовершеннолетнем подозреваемом, обвиняемом при решении вопросов привлечения его к уголовной ответственности либо освобождении от нее, применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Статья 421.1. Запрос следователя, дознавателя в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о предоставлении сведений о несовершеннолетнем подозреваемом, обвиняемом.

1. При производстве предварительного расследования по уголовному делу о преступлении, совершённому несовершеннолетним, для установления обстоятельств, указанных в пунктах 1—3 статьи 421 настоящего Кодекса, следователь (дознаватель) направляет в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав запрос о предоставлении сведений о несовершеннолетнем обвиняемом.

2. Запрос следователя, дознавателя о предоставлении сведений о несовершеннолетнем обвиняемом рассматривается на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая поручает органам и учреждениям управления образованием, здравоохранения, социальной защиты населения, органам внутренних дел сбор сведений, указанных в запросе.

3. Сведения, представленные в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав органами и учреждениями управления образованием, здравоохранения, социальной защиты населения, органом внутренних дел, вносятся в доклад о несовершеннолетнем обвиняемом, который направляется следователю, дознавателю в двадцатидневный срок с момента поступления от них запроса.

4. Ответственность за соответствие внесенных в доклад о несовершеннолетнем обвиняемом сведений фактически имеющимся материалам в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах и учреждениях управления образованием, здравоохранения, социальной защиты населения, органах внутренних дел несут должностные лица указанных органов и учреждений.

5. Доклад о несовершеннолетнем обвиняемом приобщается к материалам уголовного дела в качестве иного документа по правилам статьи 84 настоящего Кодекса.

Одновременно следует дополнить п. 2 ст. 11 «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ следующим подпунктом: «рассматривает запросы следователя, дознавателя о предоставлении сведений о несовершеннолетнем подозреваемом, обвиняемом и поручает органам и учреждениям системы профилактики безнадзорно-

сти и правонарушений несовершеннолетних сбор сведений, указанных в запросе, с последующим их направлением инициатору запроса».

Предлагаемая технология сбора следователем сведений о несовершеннолетнем подозреваемом, обвиняемом обеспечивает достаточный уровень доказанности обстоятельств, указанных в п. 1—3 ст. 421 УПК РФ. Она дополняет «традиционную методику» изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, содержание которой образуют следственные действия, проводимые с целью получения показаний свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, заключений экспертов и специалистов, вещественных доказательств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Марковичева Е. В. Уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних: проблемы теории и практики: моногр. / Е. В. Марковичева. — Орел, 2011. — 424 с.

2. Гранкин К. Б. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с милицией при возбуждении и предварительном расследовании дел о преступлениях несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / К. Б. Гранкин. — М., 1983. — 24 с.

3. Орлова Ю. Р. Актуальные вопросы взаимодействия следователей и сотрудников ПДН ОВД при расследовании преступлений несовершеннолетних / Ю. Р. Орлова // Российский следователь. — 2005. — № 10. — С. 6—10.

4. Деменчук Д. В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д. В. Деменчук. — М., 2014. — 24 с.

5. Корчагина Е. Ю. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. Ю. Корчагина. — Омск, 2001. — 26 с.

6. Пьянкова Н. Н. О взаимодействии субъектов системы профилактики в работе (реабилитационной, восстановительной) с несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния, преступления, роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в организации работы / Н. Н. Пьянкова // Досудебное сопровождение несовершеннолетних, совершивших противоправные действия. Применение методов и технологий восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста уголовной ответственности (материалы семинара-практикума с участием представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действующих на территории городов Москвы, Екатеринбурга, Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 26 июня 2015 г.), 2015. — С. 32—37.

7. Карелин Д. В. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовной ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д. В. Карелин. — Томск, 2001. — 26 с.

8. Рогозин Д. А. Социально-правовые и психологические основы производства по делам несовершеннолетних: учеб. пособ. / Д. А. Рогозин. — М., 2001. — 104 с.

9. Спесивов Н. В. Международные стандарты осуществления уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних и их реализация в современном российском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н. В. Спесивов. — Саратов, 2015. — 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.