Научная статья на тему 'О необходимости внедрения новых элементов ювенальной юстиции в правоприменительную и социальную практику России'

О необходимости внедрения новых элементов ювенальной юстиции в правоприменительную и социальную практику России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
564
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисевич Г. Я., Соболева Л. А.

Представлен обзор Российской и международной правоприменительной практики в сфере ювенальной юстиции. С учетом исторического опыта, разнообразия концептуальных подходов к изучению ювенальной юстиции, авторы обосновывают необходимость внедрения восстановительного правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних. Статья содержит аналитический обзор деятельности регионов Российской Федерации в части внедрения в практику работы субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних ювенальных, восстановительных технологий. Значительное место в работе занимает анализ инновационного опыта Пермского края по реализации элементов ювенальной юстиции в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления и учреждений образования, социальных служб, судов. Авторами предлагается собственное видение дальнейшего распространения элементов ювенальной юстиции на территории края и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About necessity of introduction of new elements Juvenile justice in law and a social practice of Russia

The review Russian and international law experts in sphere Juvenile justice. In view of historical experience, various conceptual approaches to studying Juvenile justices, authors prove necessity of introduction of regenerative justice on affairs about crimes of minors. Clause contains the state-of-the-art review of activity of regions of the Russian Federation in particular introductions in practice of work of subjects of system of preventive maintenance of offences of minors Juvenile, regenerative technologies. The significant place in work borrows the analysis of innovative experience of the Perm edge on realization of elements Juvenile justices in activity of the commissions on affairs of minors and protection of their rights, controls and establishments of formation, social services, courts. Authors vision of the further distribution of elements Juvenile is offered own to justice in territory of Perm region and Russia.

Текст научной работы на тему «О необходимости внедрения новых элементов ювенальной юстиции в правоприменительную и социальную практику России»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2007 Юридические науки Выпуск 8 (13)

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ РОССИИ

Г.Я.Борисевич, Л.А.Соболева

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул.Букирева, 15

Представлен обзор Российской и международной правоприменительной практики в сфере ювенальной юстиции. С учетом исторического опыта, разнообразия концептуальных подходов к изучению ювенальной юстиции, авторы обосновывают необходимость внедрения восстановительного правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних. Статья содержит аналитический обзор деятельности регионов Российской Федерации в части внедрения в практику работы субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних ювенальных, восстановительных технологий.

Значительное место в работе занимает анализ инновационного опыта Пермского края по реализации элементов ювенальной юстиции в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления и учреждений образования, социальных служб, судов. Авторами предлагается собственное видение дальнейшего распространения элементов ювенальной юстиции на территории края и России.

Особую тревогу в нашем государстве у специалистов в области права и у граждан вообще вызывает значительно возросшая за последние 15 лет преступность среди несовершеннолетних. Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется более одного миллиона несовершеннолетних. Правоприменителями давно подмечено, что все тяжкие преступления совершаются подростками, как правило, в группе и отличаются повышенной жестокостью. На фоне общего роста преступности повышается и криминальная активность несовершеннолетних девушек. Обобщая ситуацию в регионах Российской Федерации, министр внутренних дел Р.Нургалиев подчеркивает, что наибольшую опасность для молодежи представляет вовлечение подростков в экстремистскую деятельность [15].

Руководителем данного силового ведомства констатируется, что при отсутствии государственной антикризисной молодежной политики и идеологии нередки попытки под предлогом так называемого патриотического воспитания навязать молодежи ра-

© Борисевич Г.Я., Соболева Л.А., 2007

дикальные идеи экстремизма. В ряде случаев молодежный экстремизм приобретает крайне опасные формы.

Средства массовой информации становятся школой преступности. Многочисленные репортажи с показом различных способов совершения убийств навязчиво повторяются почти на всех телеканалах и воздействуют на неустойчивую психику подростка.

Причинами совершения подростками преступлений являются утрата обществом духовных ценностей и нравственных ориентиров, семейное неблагополучие, безработица, алкоголь, наркотики, игромания [8].

В Пермском крае в 2006 г, несмотря на снижение подростковой преступности на 11,7%, абсолютное количество преступлений больше, чем в других субъектах Приволжского федерального округа. Доля несовершеннолетних преступников среди учащихся за истекший год увеличилась с 55,5 до 60,6%. Таким образом, уровень криминализации подрастающего поколения велик и устойчив.

Как же уберечь детей от преступности? Забота о детях должна явиться главным национальным проектом нашего госу-

дарства. Что касается правовой основы защиты интересов детей, то принято немалое количество правовых актов и, прежде всего, международных. К ним относятся «Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (Пекинские правила), принятые Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1989 г., «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые Генеральной Ассамблеей ООН 1 декабря 1990 г. [12].

К числу отечественных правовых актов следует отнести Указ Президента РФ 1993 г. «О профилактике преступности и безнадзорности детей», Федеральный закон 1998 г. от 21.05.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних», раздел 5 УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних, главу 50 УПК РФ о производстве уголовных дел в отношении несовершеннолетних, постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000 г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», которым установлено, что российские суды при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних обязаны применять международные нормы ювенального правосудия и дела эти должны рассматривать только специально подготовленные судьи с позиций, прежде всего, защиты интересов несовершеннолетнего.

Вместе с тем одних нормативных актов, пусть даже самых прогрессивных, недостаточно. Необходима качественная их реализация. И сомневаться не приходится в том, что многое в судьбе подростков будет зависеть от принимаемых в государстве мер предупреждения беспризорности, безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления причин и условий, способствующих этому; обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в социально опасном по-

ложении; выявления и пресечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Эту деятельность в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.05.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних» осуществляют следующие несудебные учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; управления здравоохранением; органы внутренних дел, службы занятости [1]. Весьма значительна роль органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, уполномоченного по правам человека, детских «омбудсменов».

С учетом необходимости обеспечения максимальной и объективной защиты прав несовершеннолетних впервые был реализован принцип судебного порядка помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (ст. 15) и центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ст. 22).

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, число безнадзорных детей в России так велико, что не поддается статистическому учету. Брошенные дети остаются без своевременной социальной защиты. Если учесть, что ранней профилактики предупреждения преступлений подростков до 14 лет как таковой не существует, то все это в конечном итоге приводит к применению к несовершеннолетним репрессивных мер. В местах лишения свободы подросток не исправляется, а после освобождения пополняет ряды преступного мира.

Государство не может быть заинтересовано в таком исходе, оно обязано искать другие, гуманные и разумные способы разрешения существующей десятилетиями ситуации. Безусловно, в настоящее время в России необходимо покончить с формальными подходами к осуществлению профилактики правонарушений и преступлений, вывести ее на качественно новый уровень.

В связи с этим уместно сказать, что одним из мероприятий такого плана в Пермском крае в 2007 г. станет введение в школах института школьных инспекторов. Дело в том, что школьная преступность в крае растет уже на протяжении ряда лет. Однако пока работа с несовершеннолетними начинается только после постановки их на учет в органах милиции, ни о какой профилактике речи не идет. Основной же задачей школьного инспектора станет не допускать совершения преступлений ребенком. В целом же следует отметить, что для достижения положительных результатов в предупреждении преступности должна стать согласованная, эффективная деятельность всех учреждений профилактики, укрепление каждого звена этой системы и, что существенно, тесная их связь и взаимодействие с судом. На это обстоятельство обращают внимание исследователи проблем, связанных с детской преступностью (Шилов Н.К., Воронова Е.Л., Мелешко Н.П., Башто-вая И.П. и др.).

Если несовершеннолетний совершил тяжкое, особо тяжкое преступление, то он, безусловно, должен быть наказан. Меры воздействия всегда должны быть соизмеримы с обстоятельствами и тяжестью правонарушения. В случае совершения преступлений небольшой или средней тяжести (судебная практика показывает, что более 60% преступлений, совершаемых подростками, -это кражи и грабежи) подход должен быть иным. Ребенок не должен быть объектом репрессий. Судебная юрисдикция по делам о преступлениях несовершеннолетних должна ставить на первое место не преступление, а самого несовершеннолетнего, задачу его ресоциализации, воспитания, исправления в благополучных для него условиях, возвращения в общество полноценного человека. Необходимо учитывать, что несовершеннолетние составляют значительную часть общества, в силу возраста они еще не способны в должной мере осознавать свои поступки и нести за них ответственность. Учитывая, что они внушаемы, подвержены влиянию, их можно перевоспитать, возвратить в общество законопослушных людей. То есть акцент наказания переносится на воспитание. При этом становится важным

не борьба с преступностью вообще, а то, чтобы конкретный правонарушитель не совершил в будущем какого-либо правонарушения. Необходимо стремиться к отказу от дальнейшей криминализации личности подростка, способствовать его социальной реабилитации, а не отчуждению от общества. Нельзя не учитывать и того, что дети в большинстве своем являются жертвами социальных причин, поведение их определяется особыми социальными обстоятельствами: безысходностью, нищетой, пьянством родителей, агрессивной ситуацией, сложившейся вокруг подростка.

В судебной же практике в 20-30% случаев несовершеннолетние направляются в места лишения свободы именно по той причине, что у них нет семьи, нормальных условий существования. Выяснение и понимание причин преступного поведения несовершеннолетнего позволит суду назначить оптимальное наказание, применить комплекс мер воздействия специально подготовленными для этого сотрудниками (устроить на работу, в школу, в том числе и спортивную; найти родственников, способных обеспечить за ним контроль и надзор; организовать лечение, досуг и т.п.).

Применение эффективных способов воздействия на подростка, разнообразных форм социально-реабилитационной работы позволит вырвать его из криминального окружения. Столь распространенный в России вид наказания, как условное осуждение без эффективных реабилитационных мер воздействия на подростка положительных результатов не приносит, а самими несовершеннолетними расценивается как безнаказанность.

Именно такой подход к несовершеннолетним возник в сфере ювенальной юстиции, принципиально меняющей систему ценностей судебного процесса. В отечественной юридической литературе к правовой природе ювенальной юстиции распространен преимущественно уголовно-юрисдикционный подход с акцентом на судопроизводство по уголовному делу. Так, Э.Б.Мельникова и Г.Н.Ветрова пишут о ювенальной юстиции как «судебной системе, осуществляющей правосудие по делам несовершеннолетних и имеющей задачи су-

дебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних». Ювенальную юстицию авторы рассматривают как специфическую подсистему правосудия. К специфическим принципам ювенальной юстиции они относят «повышенную, по сравнению со взрослыми, юридическую охрану прав и законных интересов несовершеннолетних; социальную насыщенность судебного процесса, приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых» [13. С. 42-58].

Межотраслевой подход объединяет различные по ведомственной принадлежности службы, направлен на защиту интересов несовершеннолетних не только при разрешении дел судом, но и в ходе реализации их прав в рамках обычных правоотношений. При данном подходе ювенальная юстиция рассматривается как определенный социальный институт, объединяющий ряд подсистем, норм и структур. Д.С.Автономов, Н.Л.Хананашвили под системой ювеналь-ной юстиции понимают «совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных, некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего). В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребенка (несовершеннолетнего)» [4. С. 80]. Центральным звеном ювенальной юстиции является суд, тесно взаимодействующий с социальными службами до того, как подросток окажется в орбите суда, и после судебного решения. В систему ювенальной юстиции, безусловно, входит досудебное производство.

Исторической родиной ювенальных судов являются США. В 1899 г. в штате Иллинойс г. Чикаго был создан первый «дет-

ский» суд. Впоследствии автономная ювенальная юстиция была создана в Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландах и ряде других стран.

Первый суд по делам несовершеннолетних в дореволюционной России был создан в Петербурге в 1910 г. Впоследствии подобные суды функционировали в Москве, Харькове, Киеве и некоторых других городах. Декретами советской власти от 17 января 1918 г. и от 14 марта 1920 г. суды по делам несовершеннолетних были ликвидированы.

Вопрос о необходимости ювенальной юстиции в постсоветской России был поставлен в Концепции судебной реформы 1991 г. В настоящее время как самостоятельная подсистема она отсутствует. Однако это не значит, что элементов ювенальной юстиции в России вообще нет. В Уголовном кодексе РФ, как и РСФСР, специальный раздел посвящен особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Характерно, что УПК РФ изменил назначение уголовного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Ныне задачами уголовного судопроизводства является защита прав личности, чему придаётся первостепенное значение, а потом уже защиты интересов государства. Уголовное судопроизводство уже не служит задачам борьбы с преступностью вообще, в том числе по делам несовершеннолетних. Глава 50 УПК РФ, как и соответственно глава 32 УПК РСФСР содержит правила об особенностях производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Более того, законодатель пошел дальше и главу 50 УПК РФ развил и дополнил рядом новых положений.

Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) предусматривают, что досудебным производством по делам о преступлениях несовершеннолетних должны заниматься служащие полиции, которым предстоит пройти специальный инструктаж и подготовку [12]. В крупных городах для обеспечения этого должны быть созданы специальные подразделения полиции. В России сегодня такую функцию выполняют отделы профилактики

правонарушений несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних органов МВД. Заметим, что дознаватели, следователи, адвокаты также должны иметь специальную подготовку в области педагогики и психологии. Государству еще предстоит решить эту задачу. В соответствии с Пекинскими правилами судебное разбирательство должно проходить в «атмосфере понимания», т.е. без соблюдения строгой процессуальной формы, применяемой в отношении взрослых правонарушителей, с учетом возрастных особенностей подростков, в закрытом судебном заседании и отвечать их интересам (п. 14, 21). Для обеспечения этого Пекинские правила предусматривают создание специализированных судов. В настоящее время в России нет законов, которые закрепили бы вышеизложенные правила и условия.

Что же касается правоприменительной практики, то дознаватель и следователь по уголовным делам, по которым привлекаются несовершеннолетние, зачастую не имеют ни сил, ни возможностей установить полную картину о личности подростка, его поведении как до, так и после совершения преступления, о том, надлежащим ли образом родители, опекуны или попечители осуществляли воспитание ребенка; явилось ли ненадлежащее воспитание или отсутствие контроля за поведением причиной совершения преступлений и др. Как правило, к делу приобщаются копия свидетельства о рождении, справка отделения по предупреждению и профилактике правонарушений несовершеннолетних о том, состоит или нет несовершеннолетний на учете, производится формальный допрос одного из родителей. Пожалуй, единственный документ - заключение судебно-медицинской экспертизы позволяет получить более или менее объективный психологический портрет правонарушителя. На основании этих минимальных сведений судья, рассматривая дело в отношении несовершеннолетнего, также не имеет возможности всесторонне вникнуть в проблемы подростка, изучить причины и условия совершения им преступления, выносит обвинительный приговор с условным наказанием либо постановление о применении принудительных мер воспитательного

характера. Воспринимая это как безнаказанность, несовершеннолетний в скором времени опять совершает преступление. Отсюда - неуклонный рост числа повторно осужденных несовершеннолетних [5. С. 23].

В определенной степени сложившееся положение усугубляет и то обстоятельство, что на практике суды, специализирующиеся на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, не освобождены от рассмотрения других дел. Между тем Пленум Верховного суда РФ в постановлении №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. рекомендовал в судах общей юрисдикции ввести специализацию судей по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних, указал на необходимость подготовки судей по делам несовершеннолетних по вопросам не только права, но и психологии, педагогики, социологии. Таким образом, в настоящее время необходимо создавать условия по глубокой специализации судей.

Учитывая вышеизложенное, мы солидарны с учеными (Мельниковой Э.Б., Максудовым Р.Р., Карнозовой Л.М., Фля-мер М.Г.), отстаивающими идею создания ювенальной юстиции, и убеждены в необходимости последовательного внедрения ее элементов в правоприменительную практику России.

Знаменательным событием для нашего государства явилось то, что с 1999 г. в некоторых регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на Дону, Таганрог, Нижний Новгород, Пермская область) в судебную систему в порядке эксперимента стали вводиться элементы деятельности ювенальных судов, приближенные к мировым стандартам. Первым инновационным шагом в этих экспериментах стало введение социальной работы, которую выполняет специалист, назначенный в качестве помощника судьи. Специалист по социальной работе, не подменяя собой следователя, социального педагога, психолога исследует условия жизни и воспитания подростка, выявляет причины и условия, которые привели его к совершению преступления. С этой целью он посещает семьи, школы. Ему может быть поручено решение организационных вопросов, связанных с назначением судеб-

ных экспертиз. Специалист по социальной работе устанавливает контакт со службами района, привлекает соответствующие учреждения и должностных лиц к решению стоящих перед конкретным подростком проблем, связанных с его учебой, работой, организацией личного времени. Если специалист по социальной работе приступает к работе с первых дней предварительного следствия, то к моменту передачи дела в суд он уже может решить некоторые проблемы и в своем заключении (справке, социальном досье) суду показать, что подросток может быть исправлен без направления его в места лишения свободы. Специалист по социальной работе составляет программу реабилитации конкретного подростка, сопровождает и контролирует подростка при вынесении в отношении его некарательных решений.

В то же время классическая модель ювенальной юстиции, где преступление рассматривается как симптом неблагополучия, а совершивший его подросток - как носитель проблем, нуждающийся в услугах по их решению, оказалась уязвимой [9. С. 5]. Эта модель не учитывает сам факт нанесения вреда обществу и другому человеку, идею ответственности вообще. Поэтому следующий шаг в развитии идей и практики ювенальной юстиции - принятие концепции восстановительного правосудия. Ее суть состоит в нахождении такого ответа на преступление, который в отношении лица, совершившего преступление, сочетает идею ответственности с некарательным подходом и одновременно во главу угла ставит заглаживание вреда жертве - ее психологическое исцеление и возмещение материального ущерба. В обязательстве загладить вред жертве - обязательстве, возникшем у правонарушителя в связи с совершенным преступлением, - и заключается суть «неуголовной ответственности». Такой путь разрешения конфликта предусматривается программой примирения жертвы и правонарушителя (программой по заглаживанию вреда), которая проводится с помощью специально обученного посредника (ведущего) и только при согласии сторон [9. С. 6].

Если современная концепция правосудия направлена на то, чтобы преступник

понес наказание, то в основе восстановительного правосудия, особенно в отношении несовершеннолетних, лежат другие идеи - исправления, осознания последствий и заглаживания вреда. Восстановительная юстиция дополняет устоявшееся традиционное судопроизводство.

Благодаря обсуждению проблем лица, совершившего преступление, выяснению причин совершения им преступного деяния, оказания ему помощи со стороны родственников, близких людей подросток может нормально жить в обществе в отличие от большинства преступников, вернувшихся из мест лишения свободы со «сломанной» психикой. Решение этих проблем возможно в ходе предварительного их рассмотрения при активном участии самого потенциального преступника, жертвы и третьей, беспристрастной стороны - посредника (медиатора). Результатом работы восстановительного производства должно стать соглашение, удовлетворяющее интересы потерпевшей стороны и позволяющее преступнику восстановить утерянную репутацию в обществе.

Программы восстановительного правосудия действуют уже четверть века во многих странах мира (Австрии, Бельгии, Германии, Англии, Франции, Финляндии, Австралии и др.). Идеи восстановительного правосудия по уголовным делам нашли свое воплощение в программах экономического и социального советов ООН в 1999-2002 гг. В уголовно-процессуальное законодательство России включена норма (ст. 25 УПК РФ) о том, что суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

В России программы восстановительного правосудия действуют уже почти 10 лет в экспериментальном и пилотном режимах в Черемушкинском районном суде (г. Москва). Элементы ювенальной юстиции

внедряются в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Ростовской области, С.Петербурге, Урай (Тюменская область), Дзержинске (Нижегородская область), Перми, Лысьве (Пермский край), Саратовской области.

Мы рассматриваем восстановительное правосудие через призму не только организации специальных судов для несовершеннолетних, но и, в том числе, внедрения восстановительных технологий по сопровождению несовершеннолетнего правонарушителя, по его социально-психологической реабилитации [10. С. 12].

В Пермском крае с целью внедрения элементов ювенальной юстиции совместно с центром «Судебно-правовая реформа» (Москва) в период с 2002 по 2005 г. был реализован пилотный проект «Разработка стандарта и создание системы профилактики преступности несовершеннолетних», в котором восстановительные технологии вводились в работу комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних Пермского края постепенно превращаются из репрессивного органа, наказывающего родителей, чей ребенок совершил правонарушение, в орган, помогающий справиться с проблемами асоциальной семье.

В течение 2 лет отрабатывались модели для системы профилактики преступлений несовершеннолетних. Реализация проекта позволила включить в рекомендуемый стандарт:

1) создание технологического модуля «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) - служба восстановительных программ» (подробно [16. С. 40-45]);

2) подготовку специалистов в области ведения восстановительных программ, технологии подготовки и содержания квалификации;

3) организацию детской службы примирения в школе.

Для осуществления проекта (организации обучения специалистов, предоставления им возможности работать в «связке» с комиссиями по делам несовершеннолетних

и защите их прав, изменения порядка работы КДНиЗП и др.) потребовалось решать управленческие задачи.

В основу управленческих действий в рамках проекта легли нормативные документы, которые разрабатывались структурами управления различного уровня в процессе реализации проекта и обеспечивали порядок введения восстановительных технологий в работу субъектов профилактики. К таким документам относятся:

• раздел Программы «Семья и дети Прикамья» на 2002-2005 гг. «Организация и проведение пилотного проекта на основе концепции восстановительного правосудия и методик ведения восстановительных процедур» [2];

• меморандум между администрациями Пермской области, г. Перми, Индустриального района г. Перми и МОО Центр «Судебно-правовая реформа» (г. Москва) «О реализации пилотного проекта»;

• постановления главы администрации Индустриального района г. Перми "О реализации совместного пилотного проекта «Разработка стандарта и системы профилактики преступности несовершеннолетних» и КДНиЗП при администрации г. Лысьва «Об организации детской общественной приемной»;

• договоры комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с учреждениями, обеспечивающими реализацию восстановительных программ;

• положения об отделе социально-правовой помощи в г. Лысьва, об отделе реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (г. Пермь), о школьной службе примирения, о детской общественной приемной.

Программы восстановительного правосудия позволяют изменить порядок работы КДНиЗП - они должны решать задачи социализации несовершеннолетних, а не наказания их. Технологии примирения правонарушителя и жертвы применимы и для устранения конфликтных ситуаций между детьми и между детьми и взрослыми, поэтому они хорошо вписываются в работу детских общественных организаций -«Школьных служб примирения».

В ходе выполнения проекта специалисты, подготовленные Центром «Судебно-правовая реформа», организовали работу по программам восстановительного правосудия с 165 несовершеннолетними правонарушителями. В 65% случаев работа прошла успешно и закончилась восстановлением отношений (принесением извинений, созданием договоренностей, совершением действий по заглаживанию вреда) и устойчивой положительной динамикой (прекращением ссор или преследований, изменением поведения обидчика, выполнением договоренностей и т.д.).

При восстановительном подходе к работе с несовершеннолетними и их семьями используется новая схема деятельности КДН и ЗП: во-первых, в работе КДН, под руководством ее секретаря, участвуют специалисты по социальной работе; во-вторых, применяются новые механизмы решения кризисных ситуаций, криминальных конфликтов - восстановительные программы, направленные на поиск конструктивного решения возникших проблем.

Как известно, дела о несовершеннолетних поступают в КДНиЗП в основном из отделов внутренних дел. Ответственный секретарь КДН и ЗП вместе с социальным работником отбирает дела, которые подходят для проведения восстановительных программ. Дальнейшую деятельность КДН и ЗП и социальных работников можно представить поэтапно:

1-й этап. Диагностика ситуации в семье (посещение семьи, беседы с учителями, соседями, одноклассниками, друзьями, посещение места работы родителей и т.п.). Диагностика возможности реализации программы примирения жертвы и правонарушителя.

2-й этап. Обсуждение этой ситуации с должностным лицом КДН и ЗП и совместная выработка плана дальнейших действий, составление плана реабилитации.

3-й этап. Проведение реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление семьи (лечение от алкоголизма, устройство на работу, устройство детей в детский сад, в школу, организация психологической консультации, материальной помощи и т.д.). Главным на этом этапе работы

является реализация восстановительных программ: «Примирение жертвы и правонарушителя», «Круги заботы», «Примирение в семье». Цель мероприятий - мобилизация всех заинтересованных лиц (учителей, соседей, родственников, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов, друзей и т.п.) на решение проблем ребенка. Ведут данную работу заранее обученные специалисты.

4-й этап. Анализ проведенной работы на заседании КДН и ЗП с принятием окончательного решения относительно несовершеннолетнего и его семьи.

Благодаря использованию такой технологии работы члены КДН и ЗП принимают самое непосредственное участие в защите прав несовершеннолетнего, при этом в процесс оценивания своих поступков, повышения ответственности за совершенное правонарушение, заглаживания вреда активно вовлекается сам несовершеннолетний.

В процессе реализации пилотного проекта были подготовлены специалисты, ведущие восстановительные программы (далее - программы ВП). Со всеми субъектами профилактической деятельности в системе семинаров вырабатывались механизмы взаимодействия для осуществления реабилитационной работы с подростками, создавались и обсуждались новые критерии эффективности системы профилактики, планировалась работа по обновлению подходов.

Восстановительные программы применялись по следующим типам ситуаций:

• конфликты и правонарушения в детском и подростковом сообществе;

• семейные конфликты из-за нарушений детско-родительских отношений;

• конфликты ученик - ученик, мешающие образовательному процессу;

• конфликты из-за нарушений отношений между опекуном и опекаемым;

• конфликты в организационных и местных сообществах;

• конфликты из-за нарушений отношений супругов.

В ходе реализации пилотного проекта были получены следующие результаты:

- уменьшилось число несовершеннолетних, состоящих на учете за правонарушения в комиссиях по делам несовершеннолетних г. Лысьвы и Индустриального района г. Перми; особенно снизилось число таких детей до 14 лет: в Индустриальном районе - на 21%, в г. Лысьве - 15%;

- уменьшилось число несовершеннолетних, учащихся школ, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних: в Индустриальном районе - на 62%, в г. Лысьве - на 76%;

- уменьшилось число несовершеннолетних до 14 лет, совершивших общественно опасные деяния: в Индустриальном районе на - 79%, в г. Лысьве - на 75%. В обеих территориях уменьшилось число преступлений несовершеннолетних.

Реализуя проект, КДН и ЗП получили активных помощников, профессионально выполняющих задачи профилактической деятельности.

На практике в той или иной мере КДН и ЗП пытались и раньше применять элементы ВП, реализуемый проект позволил систематизировать их действия, понять механизмы координации субъектов профилактики и реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушение или оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а самое главное - реально защищать права несовершеннолетних в их жизнедеятельности [6].

В 2006 г. в рамках реализации новой целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы» [3] в крае началась реализация социального проекта «Внедрение элементов ювенальной юстиции в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних». Новый проект организации и реализации детской политики в Прикамье направлен на комплексное и системное решение проблем детства, позволяющее эффективнее концентрировать ресурсы, четко определять ожидаемые результаты, выстраивать конкретные действия, чтобы этих результатов добиваться [11].

Проект преследует цель - формирование системы ранней профилактики правонарушений и общественно опасных деяний детей, снижение числа повторных правона-

рушений и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся под следствием, условно осужденных и освободившихся из мест лишения свободы, из специализированных учреждений закрытого типа.

Для изменения способа реагирования на преступления, правонарушения и общественно опасные деяния несовершеннолетних необходимо:

- обучить кадры использованию восстановительных технологий;

- отработать взаимодействие КДНи ЗП с судами на стадиях подготовки к судебному заседанию и контроля за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия;

- внедрить в деятельность муниципальных КДН, ПДН, учреждений образования, социальной защиты населения, воспитательной колонии восстановительные технологии.

В течение 2006 г. проект реализовы-вался на 11 территориях Пермского края (г. Пермь, Краснокамск, Чайковский, Березовский, Осинский, Карагайский, Куединский, Пермский, Сивинский, Суксунский, Час-тинский районы). Впервые в практике работы органов исполнительной власти реализация проекта осуществлялась на основе государственного заказа. В ходе выполнения государственного контракта преподавателями кафедры социальной работы Пермского государственного университета совместно с педагогами образовательных учреждений и представителями общественных организаций Пермской области разработана авторская программа, по которой проведено обучение специалистов восстановительным технологиям для внедрения их в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних на территориях Пермского края. Одновременно издано и передано слушателям курсов четыре учебно-методических пособия, проведена серия проектных семинаров, изданы справочно-информационные материа-

лы(информационные листы, буклеты) по различным направлениям восстановительных технологий. Центром социально-правового образования РИНО ПГУ осуществлено научно-методическое и экспертное

сопровождение реализации проектов на территории 11 муниципальных образований края.

В результате:

• дополнительно подготовлено 140 специалистов, владеющих восстановительными технологиями, 11 экспертов, создано 43 школьные службы примирения, 8 центров восстановительных технологий на базе учреждений социальной сферы городов Пермь, Лысьва, Красно-камск, Чайковский, Березовского, Осин-ского, Карагайского, Пермского, Си-винского, Частинского районов;

• в Пермском государственном университете организован научно-методический центр социально-правового образования, использующий в работе авторские программы, технологии, исследования, необходимую литературу в сфере юве-нальной юстиции и восстановительного подхода. Центр взаимодействует с опорными ведомственными центрами восстановительных технологий (центры медико-психолого-педагогической помощи г. Перми и Индустриального района г. Перми, специализированные центры органов местного самоуправления, центр медико-социальной реабилитации воспитанников колонии для несовершеннолетних и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработаны и начали реализацию программы взаимодействия судов г.Лысьвы и Индустриального района г. Перми с учреждениями по внедрению в их деятельность элементов ювенальной юстиции;

• по истечении 2 месяцев с момента окончания обучения специалистов восстановительным программам было охвачено 76 несовершеннолетних, из них на 01.02.2007 никто повторно не совершил общественно опасных деяний, преступлений, правонарушений;

• в целом на начальной стадии реализации проекта существенного влияния на состояние преступности и правонарушений на территориях области не произошло. Вместе с тем на тех территориях, где в течение 3 лет целенаправленно внедряются восстановительные технологии и другие технологии профилактики

детского и семейного неблагополучия, где заложены основы системы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, наблюдается снижение общего числа общественно опасных деяний, преступлений, правонарушений (г. Лысьва 2006г. - 551, 2007 г. - 513; г. Чайковский - 2006 г. - 434, 2007 г. -394, г. Пермь (УП) 2006 г. - 1402; 2007г. - 1277).

Перспективными в дальнейшей деятельности по проекту могут стать следующие действия, которые необходимо реализовать в комплексе:

• корректировка целей и задач проекта;

• формирование информационного пространства, пропаганда необходимости восстановительного подхода к деятельности субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних;

• постоянная подготовка и переподготовка кадров;

• своевременное внесение изменений в законодательство;

• использование программно-проектного подхода к реализации мероприятий и совершенствование механизма государственного заказа;

• мониторинг, оценка, научно-методическое и экспертное сопровождение реализации проекта.

Важным моментом в данной работе является изменение управленческой деятельности:

• создание команд в каждом муниципальном образовании края, которые совместно внедряют элементы ювенальной юстиции;

• анализ деятельности субъектов профилактики и органов уголовной юстиции с точки зрения устранения препятствий и

осуществления восстановительных процедур;

• разработка проекта и алгоритмов деятельности команд по проведению восстановительных процедур;

• внедрение нового алгоритма работы субъектов профилактики преступности несовершеннолетних.

Очевидно, что в разработке алгоритмов, модулей, способов и условий взаимодействия субъектов профилактики преступ-

ности несовершеннолетних должна существовать определенная последовательность. При этом важно понять, как будут разрабатываться эти алгоритмы и модули. Если они создаются и спускаются сверху, велика вероятность того, что они не будут работать. Такие конструкции должны разрабатываться теми, кто их будет исполнять, но непременно после определенных логически связанных действий (прежде всего, анализа деятельности субъектов профилактики и органов уголовной юстиции с точки зрения устранения препятствий и осуществления восстановительных процедур, разработки проекта деятельности команды). Иначе велика вероятность того, что существующая управленческая практика ассимилирует и деформирует восстановительные технологии.

По мнению Т.И.Марголиной, именно в Пермской области существует возможность начать работу по созданию системы восстановительного правосудия, потому что на сегодняшний день есть отработанные либо в пилотном, либо в системном варианте важные составляющие этой системы [10. С. 12].

В Пермском крае проживает 594,8 тыс. детей, картина социального самочувствия их крайне неоднородна. От того, как последовательно и целенаправленно будут решаться вопросы профилактики детского и семейного неблагополучия в совокупности с постоянным мониторингом положения детей, от отработки современных механизмов управления ситуацией контроля и корректировки социальной политики зависит развитие будущего человеческого потенциала Прикамья.

В целом успешное внедрение элементов ювенальной юстиции, в частности восстановительного правосудия, в правоприменительную и социальную практику России позволит обеспечить устойчивое функционирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снизить преступность.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-

вершеннолетних» //Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 3177.

2. Закон Пермской области от 15.04.2002 №98-17 «Об утверждении областной целевой программы «Семья и дети Прикамья» на 2002-2005 гг.» // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. 2002. №3. Ч.1.

3. Закон Пермского края от 09.03.2006 №91-653 «Об областной целевой программе «Семья и дети Прикамья» на 2006-2010 годы» // Бюллетень Законодательного Собрания Пермской области. 2006. №4.

4. Вопросы ювенальной юстиции. Вып. 3. / Росс. благотвор. фонд «Нет алкоголизму и наркотикам» (НАН). М., 2002. С. 80.

5. Воронова Е.Л. Становление правосудия по делам несовершеннолетних (юве-нальной юстиции) в Ростовской области: опыт взаимодействия ювенального суда и социальных служб / Е.Л.Воронова // Вопросы ювенальной юстиции. 2005. №1(4). С. 23.

6. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа (от проектов к практике): сб. / общ. ред. Т.И.Марголина, Л.А.Соболева. Пермь, 2006. С. 240.

7. Защита прав детей и социальное положение семей в Пермской области и России: докл. и материалы обл. межвед. конф. Пермь, 2005. С. 211.

8. Шкель Т. Как уберечь детей от преступности / Т.Шкель // Российская газета. 2006. 18 мая.

9. Карнозова Л.М. Практические инициативы по созданию элементов ювеналь-ной юстиции в России: идеи, формы реализации, препятствия / Л.М.Карнозо-ва, Р.Р.Максудов; общ. центр «Судебно-правовая реформа». М., 2004. С. 5-6.

10. Марголина Т.И. Состояние и перспективы защиты прав детей и детства в Пермском регионе / Т.И.Марголина // Защита прав детей и социальное положение семей в Пермской области и России: докл. и материалы обл. межвед. конф. Пермь, 2005. С. 11-13.

11. О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад, 2005 год. / Авт-сост: Черемных Т В. Пермь, 2006. 232 с.

12. Права детей: сб. документов Совета Европы и Организации Объединенных Наций (перевод с англ.). Сер. «Права человека» / Общ. правозащит. организ. «Гражданский контроль». СПб., 2002. 256 с.

13. Правозащитник. 1996. №2. С. 42-58.

14. Соболева Л.А. Перспективы развития ювенальной юстиции в Пермском крае / Л.А.Соболева, Б.И.Светлаков // Защита прав детей и социальное положение семей в Пермской области и России: докл.

и материалы обл. межвед. конф. Пермь, 2005. С. 16-25.

16. Шардакова Л.Н. О практике и перспективах внедрения элементов ювенальной юстиции в деятельность КДНиЗП Пермской области / Л.Н.Шардакова // Защита прав детей и социальное положение семей в Пермской области и России: докл. и материалы обл. межвед. конф. Пермь, 2005. С.40-45.

15. [Электронный документ] http:// www. gks. ru/Проверено 01.02.2007.

ABOUT NECESSITY OF INTRODUCTION OF NEW ELEMENTS JUVENILE JUSTICE IN LA W AND A SOCIAL PRACTICE OF RUSSIA

G.Ya.Borisevich, L.A.Soboleva

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15

The review Russian and international law experts in sphere Juvenile justice. In view of historical experience, various conceptual approaches to studying Juvenile justices, authors prove necessity of introduction of regenerative justice on affairs about crimes of minors. Clause contains the state-of-the-art review of activity of regions of the Russian Federation in particular introductions in practice of work of subjects of system of preventive maintenance of offences of minors Juvenile, regenerative technologies. The significant place in work borrows the analysis of innovative experience of the Perm edge on realization of elements Juvenile justices in activity of the commissions on affairs of minors and protection of their rights, controls and establishments of formation, social services, courts. Authors vision of the further distribution of elements Juvenile is offered own to justice in territory of Perm region and Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.