ФОРМЫ И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ СЕГМЕНТА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СЕТЕЙ
FORMS AND MODELS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED NETWORKS
УДК 338.46
JHYCMnOBA Жанна Ержановна
соискатель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, zhanna. nussipova@gmail.com
NUSIPOVA, Zhanna Erzhanovna
External Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, zhanna. nussipova@gmail.com
Аннотация.
В статье приведен обзор развития сетей фиксированного широкополосного доступа в Интернет в разрезе регионов мира. Проанализирована динамика изменения количества фиксированных линий в соответствии с занимаемым : рейтингом стран, в которых более 80% домохозяйств имеют фиксированный широкополосный доступ. Рассмотрены модели возможного сотрудничества с государством крупных операторов связи. Изучены формы участия государства в развитии сегмента высокоскоростных сетей. Предложено использование горизонтальной бизнес-модели для крупных операторов свя-: зи, выделены ее преимущества, что позволит преодолеть информационное неравенство населения. Рекомендовано использование государственно-частного партнерства крупным операторам связи для реализации масштабных : проектов по развитию сегмента высокоскоростных сетей.
: Ключевые слова: услуги связи, высокоскоростная сеть, фиксированный широкополосный доступ, государственно-частное партнерство, горизонтальная бизнес-модель, вертикальная бизнес-модель.
Abstract.
: The article provides an overview of the development of networks of fixed broadband Internet access by regions of the world. It analyzes evolution of the number of fixed lines in accordance with its rating of countries in which more : than 80% of households have fixed broadband access. The models of possible cooperation with government operators are considered. The paper studies forms of participation of the state in the development of high-speed networks (SVS). It
© Нусипова Ж. Е., 2017.
proposes horizontal business model for major Telecom operators and highlightes its benefits, which allow overcoming the information inequality of the population. It recommends using of public-private partnership (PPP) projects of major Telecom operators for implementing large-scale development projects in the segment of high-speed networks.
Key words: telecommunication services, broadband network, fixed broadband access, public-private partnerships, horizontal business model, vertical business model.
Современные тенденции развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан связаны с развитием высокоскоростных оптических и беспроводных технологий для предоставления услуг связи населению и организациям, внедрением цифровых технологий телерадиовещания, а также цифровизацией телефонной связи [1].
Основной задачей развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан является обеспечение населения услугами широкополосного доступа (ШПД) к сети Интернет
с использованием современных технологий, таких как: CDMA/EVDO, FTTH, 3G и 4G [1].
К 2016 г. 11-12 человек из 100 в среднем по миру имеют доступ в Интернет. По сравнению с 2005 г. эта цифра выросла в 3,5 раза и тенденция к росту все еще сохраняется (рисунок) [2]. Динамика изменения количества фиксированных линий ШПД приведена в таблице 1 и на рисунке.
Рейтинг стран, в которых более 80% домо-хозяйств имеют фиксированный ШПД, представлен в таблице 2. Республика Казахстан
Таблица 1
Динамика количества фиксированных линий ШПД в разрезе регионов (итоги и показатели проникновения на 100 человек)
Region 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016*
Africa 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,7
Arab States 0,3 0,5 0,9 1,3 1,6 1,9 2,2 2,6 3,2 3,6 4,2 4,8
Asia & Pacific 2,2 2,8 3,2 4,0 4,7 5,5 6,4 7,0 7,8 7,9 8,9 10,5
CIS 0,6 1,3 2,3 4,3 6,1 8,0 9,2 11,0 12,7 13,6 14,8 15,4
Europe 10,9 14,8 18,4 20,4 22,1 23,6 24,8 25,7 27,7 28,3 29,2 30,0
The Americas 7,5 9,0 10,9 12,3 13,0 14,0 15,0 15,8 17,0 17,5 18,4 18,9
World 3,4 4,3 5,2 6,1 6,9 7,6 8,4 9,0 9,9 10,1 11,2 11,9
Источник: [2].
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016* Africa ■ Arab States A Asia & Pacific -*— CIS )i( Europe • The Americas World
Динамика изменения количества фиксированных линий ШПД
Таблица 2
Доля домохозяйств с доступом в Интернет и рейтинг Топ-10 развивающихся стран по итогам 2015 г.
Страна Степень проникновения ШПД Рейтинг 2015
Korea (Rep.) 98,79 1
Qata 95,82 2
United Arab Emirates 95,40 3
Saudi Arabia 94,00 4
Singapore 89,50 5
Bahrain 88,71 6
Macao, China 86.30 7
Oman 83,95 8
Kazakhstan 82,22 9
Brunei Darussalam 81,70 10
Источник: [3].
занимает по данному показателю 9-е место среди развивающихся стран по итогам 2015 г.
Государства разных стран мира все чаще рассматривают широкополосные сети в качестве стратегического актива и вкладывают инвестиции в ускоренное внедрение национальных широкополосных сетей следующего поколения.
С целью расширения покрытия и увеличения скорости соединения в ряде стран были реализованы крупные проекты с объемом инвестиций от 200 млн долл. (Германия) до 7,2 млрд долл. (США). Подобные проекты были также реализованы в Сингапуре, Австралии, Новой Зеландии, Южной Корее и в ряде европейских стран [4].
Модели сотрудничества государства с оператором связи и другими участниками проекта выбираются зачастую для совместного участия в финансировании и с целью снижения рисков. Все схемы возможного сотрудничества с государством можно разделить на три модели государственного участия.
1. Внедрение новых моделей бизнеса предполагает продвижение новых бизнес-моделей для совместной работы с инфраструктурой и предоставления открытого доступа. (Австралия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швеция, Великобритания).
2. Инвестирование в сетевую инфраструктуру - стимулирование предложения за счет прямого владения, партнерских отношений между государством и частными компаниями также предполагает использование финансовых инструментов. (Австралия, Греция, Германия, Малайзия, Новая Зеландия, Ирландия, Португалия, Сингапур, Южная Корея, США).
3. Стимулирование спроса за счет информирования населения, образования, формирования спроса или финансовых стимулов. (Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Швеция, США) [4].
Для крупных телекоммуникационных операторов РК традиционной является бизнес-модель, построенная на основе вертикальной интеграции.
Как правило, сетевая инфраструктура оператора связи состоит из трех уровней. Пассивное оборудование - это оптоволокно и кабеле-
проводы. Активное оборудование - маршрутизаторы и роутеры. Третий уровень - это непосредственно услуги в виде приложений и контента. Каждый уровень требует различный объем инвестиций и имеет свой стандартный срок окупаемости.
На каждом уровне присутствует своя интенсивность конкуренции. Так, для услуг необходимо только 5% от общей суммы инвестиций в высокоскоростные сети ШПД, конкуренция здесь высокая, срок окупаемости инвестиций не более 1-2 лет. Для развития и модернизации пассивного оборудования необходимо порядка 70% инвестиций, сроки окупаемости 12-15 лет [4].
Вертикальная интеграция используется в долгосрочной перспективе и не способствует инвестициям в подобные сети. Чтобы рационализировать соотношение риска/доходности, на государственном уровне внедряют горизонтальные бизнес-модели, разделяя на уровни отдельные компании. Разделение по уровням позволяет распределить инвестиции по нескольким компаниям, по-разному структурируя риски.
Появляется более четкая привязка ожиданий по окупаемости и риску, более широкое и доступное покрытие. Это дает возможность привлечь новые типы инвесторов в отрасль. Горизонтальные бизнес-модели появились на нескольких рынках - некоторые по инициативе регулятора, другие по инициативе доминирующего оператора. Примеры многоуровневых моделей приведены в таблице 3.
Правительство инвестирует в ускоренное развитие высокоскоростных сетей посредством прямого владения, государственно-частного партнерства или концессии. Описание и примеры возможных вариантов государственных инвестиций приведены в таблице 4.
Государство может стимулировать спрос на широкополосные услуги за счет продвижения определенных сфер применения, повышения грамотности в области инфокоммуникаци-онных услуг и финансовой помощи пользователям.
В данном случае основные сферы применения - это поддержка развития и внедрения
РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2017 I
Таблица 3
Многоуровневые горизонтальные бизнес-модели [4]
Бизнес-модель Австралия Швеция Сингапур Новая Зеландия Великобритания Италия
Сервисная компания (услуги) Telstra Optus Primus TeliaSonera Tele2 Singtel StarHub Telecom Vodafon BT Orange Carphone warehouse Telecom Italia Fastweb Tele2
Активная компания (активное оборудование) Новый участник сети -NBN Со. Nucleus Chorus Openreach Telecom Italia
Пассивная компания (оптоволокно и кабелепроводы) Stokab OpenNet
Таблица 4
Формы участия государства в развитии сегмента высокоскоростных сетей [5]
Описание на примере стран Прямое владение Государственно-частные партнерства Концессионные проекты
Описание Прямое владение и управление частью сети (обычно в форме муниципальных сетей) Выделение гранта и владение активами (высокоскоростной сетью) компании Предоставление стимулов частному сектору для ускоренного развития сетей (например, займы с низким процентом, налоговые льготы и т. п.)
Примеры стран Швеция Япония Южная Корея Австралия Малайзия Новая Зеландия Сингапур США Греция Ирландия Португалия Канада Япония Южная Корея
приложений следующего поколения, к которым относятся цифровые технологии в государственном управлении, финансирование исследовательских центров для разработки новых сфер применения ИКТ технологий. Повышение грамотности в области инфокоммуникаци-онных услуг и образовательной инициативы реализуется через включение курсов грамотности в области ИКТ в общеобразовательные
программы школ, вузов. Также разрабатываются всевозможные обучающие программы для пожилых людей, инвалидов, домохозяек. Финансовая помощь конечным пользователям осуществляется через субсидирование на адресной основе, например: предоставление бесплатных широкополосных каналов, компьютеров для бедных семей и семей, имеющих обучающихся детей-инвалидов (таблица 5).
Таблица 5
Формы участия государства в субсидировании проектов
Страна Варианты субсидирования проектов
Япония Поощрение грамотности в области ИКТ; содействие электронной коммерции; перевод на цифровые технологии государственные администрации и применение ИТ в общественных организациях; субсидии для широкополосного выхода в Интернет в пользу отдельных классов
Корея Бесплатные компьютеры для 50 тысяч лучших студентов страны; образовательные центры для обучения домохозяек обращению с компьютерами; местные центры с бесплатным доступом к Интернету
Сингапур Льготные тарифы для подключившихся в течение 3-х недель с момента прокладки сети; развернутый план создания сфер применения следующего поколения для офисных, домашних, государственных и иных нужд
Швеция Субсидии на уровне доступа для развития домашних и районных оптоволоконных сетей; налоговые льготы для компаний и не городских пользователей, которые подключаются к широкополосным каналам
Однако переход к адекватной модели государственного участия требует очень тщательной оценки динамики рынка широкополосной связи.
Таким образом, по результатам изучения международного опыта выделено пять основных факторов достижения успеха для тех государств, которые намерены ускорить развертывание ШПД через модели ГЧП [5].
1. Понимание специфики рынка:
• восприятие цели всеми участниками;
• участие государства в масштабных проектах: внедрение национальных широкополосных сетей нового поколения с целью расширения зоны покрытия и увеличения скорости соединения, установление необходимых цен и привлечение инвестиций.
2. Уравновешивание спроса и предложения:
• оптимальное участие государственного сектора с использованием новых бизнес-моделей, привлечение инвестиций и стимулирование спроса;
• финансовые стимулы для сегментов и районов с низким доходом;
• информирование и развитие навыков для потребителей и компаний.
3. Привлечение заинтересованных сторон:
• это могут быть должностные лица, новые сотрудники, поставщики услуг, группы
пользователей, регулирующие органы, финансовые учреждения и т. д.;
• усиление мотивирующих факторов, исключение тормозящих факторов;
• влияние на рыночную цену, эффективность и конкурентоспособность.
4. Постановка четких национальных задач:
• привязка к национальным проектам развития;
• утвержденная политика технического развития и четкие цели стратегических приоритетов развития;
• создание нормативной базы.
5. Корректировка регулирующих аспектов:
• баланс между развитием отрасли и задачами по стимулированию конкуренции;
• использование эффективных средств регулирования естественных монополий.
По мнению ряда авторов, наиболее перспективной моделью государственного участия является горизонтальная бизнес-модель [6; 7; 8]. Горизонтальная интеграция будет выгодна не только для оператора связи, но и для всех остальных участников рынка в силу следующих обстоятельств. Для потребителей - развитый рынок, большой выбор и доступность качественных инфокоммуникационных услуг. Для государства - снижение информационно-
го неравенства населения, наличие в стране современной высокоскоростной широкополосной сети, которая станет информационной платформой для развития бизнеса и экономики.
Участие государства откроет новые возможности для привлечения новых источников финансирования для развития широкополосных сетей. Стимулирование спроса в сегменте высокоскоростных сетей со стороны государства позволит диверсифицировать весь бизнес и войти в смежные с телекоммуникационной отраслью области, такие как медиа, розничная
торговля, финансовые услуги, электронная коммерция, налоговое управление, дистанционное образование.
Таким образом, использование модели ГЧП оправдано для реализации масштабных инвестиционных проектов по развитию рынка широкополосных сетей в сегменте высокоскоростных сетей.
Результаты изучения международного опыта в построении национальных широкополосных сетей разных стран подтверждают полезность горизонтальной интеграции для крупных операторов связи РК.
Список литературы
1. Государственная программа «Информационный Казахстан - 2020» URL: http:// egov.kz/wps/portal/!ut/p/b0/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjc7PyChKtUvKTS3NT8 0r0w_Wj9KNgPM8U_chQQ2MDEDAxMwFJ5STmpZcmpqfqRxaV6hfk5lqU0yoqAgC QRHIp/#z11 (дата обращения: 20.12.2016).
2. World Telecommunication/ICT Indicators database 2016 (20th Edition/June 2016). URL: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx (дата обращения: 02.11.2016).
3. The State of Broadband: Broadband catalyzing sustainable development September 2016. URL: http://www.broadbandcommission.org/Documents/reports/bb-annualreport2016. pd (дата обращения: 07.11.2016).
4. Booz & Company Inc. Digital Highways. The Role of Government in 21st-Century Infrastructure, 2009. URL: http://www.strategyand.pwc.com/me/home/thought_ leadership_strategy/reports_and_white_papers_me/display/digital-highways-role-government-21st(дата обращения: 06.11.2016).
5. Нуркатов А. А, Нусипова Ж. Е. Анализ соответствия стратегии и бизнес-модели АО «Казахтелеком» на современном этапе: дис. на соискание звания мастера делового администрирования. СПб., 2014.
6. Байков Е. А., Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2015.
7. Сорвина Т. А. Условия и факторы формирования бизнес-модели социального предпринимательства // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2014. № 4 (48). С. 55-60.
8. Евменов А. Д., Булочников П. А., Благова И. Ю. Стратегическое планирование инновационного развития сферы услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С. 203-210.