ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ, ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
THE STUDY OF TRENDS, PATTERNS, CONDITIONS
FOR THE TELECOMMUNICATIONS SECTOR DEVELOPMENT
IN THE SUSTAINABLE SYSTEM OF REGIONAL ECONOMY
УДК 338.46 DOI: 10.25631/PEJ.2019.1.89.96
^^^^ НУСИПОВА Жанна Ержановна
^^Hp^k соискатель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, zhanna. nussipova@gmail.com
NUSIPOVA, Zhanna Erzhanovna
External Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, zhanna. nussipova@gmail.com
Аннотация.
Телекоммуникационный сектор является одной из ключевых подсистем развития регионов. Республика Казахстан имеет огромнейший потенциал для увеличения объемов телекоммуникационных услуг через развитие современных телекоммуникационных систем в регионах. В условиях цифровизации общества социально-экономический уровень развития регионов определяется многими факторами, в том числе состоянием их инновационной инфраструктуры. Реализация стратегии устойчивого развития регионов невозможна без инновационного развития телекоммуникационного сектора и создания новых инновационных услуг. Чтобы оставаться на рынке и удовлетворять предпочтения пользователей, телекоммуникационные компании активно меняют свои бизнес-модели и добавляют смежные сферы деятельности, такие как предоставление финансовых услуг, развитие электронной коммерции, коммерциализация баз данных и др.
Ключевые слова: телекоммуникации, развитие регионов, инновационное развитие, сектор инноваций, инфраструктура, бизнес-модель, стратегия.
© Нусипова Ж. Е., 2019.
Abstract.
The telecommunications sector is one of the key subsystems of regional development. The Republic of Kazakhstan has a huge potential to increase the volume of telecommunication services through the development of modern telecommunication systems in the regions. In the context of the digitalization of society, the socioeconomic level of regions development is determined by many factors, including the state of their innovation infrastructure. Strategy implementation of sustainable region development is impossible without innovative telecommunications sector development and new innovative services creation. In order to be in the market and satisfy the users' preferences telecommunication companies change their business models actively and add related activity areas such as the financial services provision, e-Commerce development, database commercialization, etc.
Key words: telecommunications, regional development, innovative development, innovation sector, infrastructure, business model, strategy.
В составе социально-экономических показателей Республики Казахстан (РК) отрасль связи в объеме валового внутреннего продукта (ВВП) представлена на уровне 1,4% в 2017 г., хотя еще в 2005 и 2007 гг. была достигнута отметка в 2,8% (рисунок 1). Минимальное значение данного показателя достигало в 1993 г. отметки 0,8%. Такая тенденция носит нелинейный характер и имеет вид лучшего приближения в виде полинома третьего порядка с коэффициентом детерминации 0,92 (рисунок 1).
Динамика показателя объема услуг связи на душу населения положительная, хорошо описывается полиномом второй степени с коэффициентом детерминации 0,96 (рисунок 2). Данный показатель с отметки 1,8 тыс. тенге в 1993 г. вырос до отметки 41,4 тыс. тенге в 2017 г.
Показатель валового внутреннего продукта методом производства на душу населения так же растет с 0,01 тыс. тенге в 1993 г. до 41,4 тыс. тенге в 2017 г. и так же хорошо аппроксимируется полиномом второго порядка с коэффициентом детерминации 0,99 (рисунок 2).
По оценкам экспертов, объем рынка телекоммуникаций по итогам 2017 г. в Республике
Казахстан (РК) составил 710,9 млрд тенге, что говорит о хорошем росте объема доходов на рынке связи (+4,9% в сравнении с аналогичным показателем 677,7 млрд тенге в 2016 г.) [2; 3; 4; 5].
К 2018 г. телекоммуникационный сектор экономики Республики Казахстан подошел с двумя крупными сегментами В2С - услуги (398 млрд тенге по итогам 2017 г.), оказанные населению, и В2В - услуги (312 млрд тенге по итогам 2017 г.), оказанные корпоративному сектору, включая крупный, средний и малый бизнес, услуги государственному сектору, услуги операторам связи [4; 5].
Согласно статистическим данным за первое полугодие 2018 г., опубликованным на сайте Департамента исследований и статистики Национального банка Республики Казахстан, социально-экономические показатели темпа роста объемов связи составили 6,4% [4; 5]. Структура телекоммуникационного рынка РК из семи выделенных сегментов представлена на рисунке 3. Значительную долю в структуре телекоммуникационного сектора экономики РК занимают три его сегмента (рисунок 3):
Рисунок 1
Динамика доли услуг связи в объеме ВВП в РК, % [1]
1 Валовой внутренний продукт методом производства на душу
Рисунок 2
Динамика услуг связи РК в сравнении с объемом валового внутреннего продукта на душу населения [1]
■ Мобильная связь (голосовая связь, VAS, ШПД)
■ Широкополосный Интернет (фиксированный) Фиксированная телефония
■ Операторские услуги И KT услуги Платное телевидение
■ Передача данных
Рисунок 3
Структура телекоммуникационного сектора в РК за 2017 г. [4; 5]
услуги сети Интернет (14%), услуги мобильной связи (48%), а прочие телекоммуникационные услуги в сумме составляют 28%. Сегмент фиксированной телефонии занимает 10% и имеет тенденцию к сокращению из-за низкой доходности (6% в 2017 г., рисунок 4) и морального старения. В целом, телефонные сервисы теряют популярность практически во всех регионах РК [6].
Однако структура доходов от услуг связи в РК по итогам 2017 г. дает другую картину предпочтений (рисунок 4) [6].
При сопоставлении данных на рисунках 3, 4 очевидно, что доходы от доступа в интернет составили 32% и являются ключевым
сегментом сектора телекоммуникационных услуг. Такой эффект получен за счет пользователей смартфонов (44%), если опираться на исследование компании 4Бетсе, потребляет более 6 Гб интернета ежемесячно, доля таких пользователей выросла на 14% по сравнению с 2016 г. [6]. Сегмент мобильной связи, занимающий 48% в секторе телекоммуникаций, приносит неплохой доход в 31% и продолжает расти, пусть и не такими темпами, как раньше [6].
Таким образом, рынок телекоммуникаций РК в разрезе своих субрынков по итогам 2017 г. сформировал следующие тенденции, которые отражены на рисунке 5.
32%
■ Мобильная связь (голосовая связь, VAS, ШПД)
■ Широкополосный Интернет (фиксированный) Фиксированная телефония
■ Операторские услуги ИКТ услуги Платное телевидение
■ Передача данных
Рисунок 4
Структура доходов от услуг связи в РК за 2017 г. [6]
Отток в сегменте фиксированной телефонии, замедление роста проникновения Б1М-карт, сворачивание тренда на использование двух Б1М-карт явились результатом того, что абонентам сейчас предлагают полные интегрированные пакеты услуг - звонки внутри сети и другим операторам, интернет и массу дополнительных сервисов.
Мобильная передача данных показывает высокий рост за счет роста доли смартфонов. В современных условиях развития цифровых технологий изменились не только сами телекоммуникационные услуги, но основные цели использования сети Интернет абонентами. Следовательно, появляется возможность для операторов зарабатывать на своей абонентской базе [6] за счет дополнительных
сервисов и услуг с построением сетей нового поколения - 5в.
Таким образом, сектор телекоммуникаций является важной составляющей системы устойчивого функционирования экономики регионов РК и соединяет в себе экономические и социальные функции. Федеральные и региональные приоритеты в области решения проблем развития данного сектора совпадают, поэтому особую значимость имеет реализация государственной программы «Цифровой Казахстан», согласно которой в цифровизацию и информационно-коммуникационное развитие страны планируется инвестировать более 250 млрд тенге [7; 8].
Формирование регионального механизма развития сектора телекоммуникаций, объ-
22
4
Отток в сегменте фиксированной телефонии составил 220 тыс. абонентов, из них на сегменте В2С отток составил
около 150 тыс. абонентов
Замедление роста проникновения SIM-карт
4] 4]
4 п
Прирост клиентской базы мобильной связи составил более
1 млн абонентов, или 26,5 млн человек
Прирост клиентской базы мобильного интернета составил
1,8 млн абонентов, или 13,8 млн человек
Прирост доли мобильной связи в общем объеме доходов рынка
телекоммуникаций составил 2% с уровня 46% до 48%
Прирост базы абонентов составил 11,1%, или 2,6 млн абонентов
Рост объемов платного телевидения и услуг ИКТ (телекоммуникационный сегмент)
т
Операторский сегмент вырос на 2,2 млрд тенге
Строительство сетей нового поколения - 5G
Рисунок 5
Тенденции развития телекоммуникационного сектора в РК [1-6]
единяющего экономические интересы государства, субъектов регионов, кредитных учреждений, представителей крупного, среднего и мелкого бизнеса, должно способствовать обновлению материальной базы в информационно- коммуникационном сегменте и привести к реализации общегосударственной политики по цифровизации общества.
Как показали проведенные автором исследования, сектор телекоммуникаций является од-
ной из важнейших социально-экономических подсистем регионов, выступая в качестве организованной системы экономических субъектов хозяйствования, процессов, обеспечивающих насыщения рынка услуг связи в регионах с целью удовлетворения потребностей, повышения качества жизни населения и увеличения доходной части бюджета регионов [9; 10; 11; 12].
Информация и связь как вид экономической деятельности по уровню активности в области
петербургский экономическии журнал
№ 1
2019
94
Совершенствование государственного регулирования отрасли телекоммуникаций для построения сетей нового поколения 5С, предоставление универсальных услуг телекоммуникаций для населения
Модернизация технической базы с использованием государственно-частного партнерства (например, замена спутника Ка/8а1-2 к 2023 г.) для обеспечения доступа к интернету в отдаленных населенных пунктах
Рисунок 6
Условия для развития телекоммуникационного сектора в РК [1-6]
инноваций в РК занимает 4-е место (9,5%) после обрабатывающей промышленности (12,2%) и электроэнергетики (8,8%), услуг по организации проживания (50%). Это свидетельствует о том, что сфера услуг в секторе телекоммуникаций имеет большой инновационный потенциал [10].
Соответственно, необходимо совершенствование условий и механизмов, направленных на дальнейшее развитие сектора телекоммуникаций РК, как одного из основных условий дальнейшего формирования конкурентной экономики регионов, позволяющих РК попасть в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира [10]. Для этого необходимо выполнение следующих условий (рисунок 6).
Несомненно, телекоммуникации играют важную роль в региональном развитии (по-
средством улучшения условий жизни в отдаленных районах), в социальной сфере (путем содействия общению между людьми и доступности связи в случае чрезвычайных ситуаций), в области образования и новых профессиональных возможностей, в частности с помощью интернета. Предоставление бесплатных широкополосных каналов, компьютеров для бедных семей и семей, имеющих обучающихся детей-инвалидов.
В рамках формирования стратегии инновационного развития телекоммуникационного бизнеса, в контексте существующих и формирующихся трендов в телекоммуникационной сфере услуг отмечается необходимость проведения пересмотра бизнес-моделей операторов связи и поиск новых решений [9; 10; 13; 14].
Список литературы
1. Основные социально-экономические показатели Республики Казахстан 1991-2017 гг. URL: http://stat.gov.kz/faces/publicationsPage/publicationsOper?_adf. ctrl-state=1b2i3xsfke_4&_afrLoop=10681679878066252&visiblescreen=no&page_ id=publicationsOper (дата обращения: 20.11.2018).
2. Обзор телекоммуникационной отрасли. Апрель 2018. URL: https://kazks.kz/uploads/ common/files/p0Tm1kxn.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
3. Интернет-аудитория Казахстана: портрет и предпочтения пользователя. URL: https://forbes.kz/stats/internet-auditoriya_kazahstana_portret_i_predpochteniya_ polzovatelya (дата обращения: 21.11.2018).
4. Годовой отчет за 2017 год АО «Казахтелеком». URL: https://kase.kz/files/emitters/ KZTK/kztkp_2017_rus.pdf (дата обращения: 21.11.2018).
5. Обзор по основным отраслям экономики. Национальный банк Республики Казахстан. Департамент исследований и статистики. URL: https://nationalbank. kz/?&switch=kazakh (дата обращения: 21.11.2018).
6. Галиев А. Итоги 2017: телеком в Казахстане. Важнейшие события, достижения, доходы отрасли в ушедшем году, перспективы развития отрасли. URL: https://profit. kz/news/45038/Itogi-2017-go-telekom-v-Kazahstane/ (дата обращения: 21.11.2018).
7. Государственная программа «Информационный Казахстан - 2020» URL: http:// egov.kz/wps/portal/!ut/p/b0/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjc7PyChKtUvKTS3NT8 0r0w_Wj9KNgPM8U_chQQ2MDEDAxMwFJ5STmpZcmpqfqRxaV6hfk5lqU0yoqAgC QRHIp/#z11 (дата обращения: 20.01.2018).
8. Цифровой Казахстан 2020 повысит уровень цифровой грамотности населения до 85%, так же планируется достичь 5-процентной доли ИТ-сектора к ВВП. URL: http:// profit.kz/news/32286/Cifrovoj-Kazahstan-2020-povisit-uroven-cifrovoj-gramotnosti-naseleniya-do-85/ (дата обращения: 12.03.2018).
9. Нуркатов А. А, Нусипова Ж. Е. Анализ соответствия стратегии и бизнес-модели АО «Казахтелеком» на современном этапе: диссертация на соискание звания мастера делового администрирования. СПб., 2014.
10. Нусипова Ж. E. Формирование стратегий инновационного развития крупных компаний телекоммуникационной отрасли Республики Казахстан на основе государственно-частного партнерства // Петербургский экономический журнал. 2016. № 2. С. 132-140.
11. Еникеева Л. А., Ширшикова М. С. Разработка моделей конкурентоспособности экономики России через повышение качества жизни населения регионов на основе международных и региональных индексов качества жизни // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57). С. 408-412.
12. Байков Е. А., Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2015.
13. Сорвина Т. А. Условия и факторы формирования бизнес-модели социального предпринимательства // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2014. № 4 (48). С. 55-60.
14. Евменов А. Д., Булочников П. А., Благова И. Ю. Стратегическое планирование инновационного развития сферы услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С. 203-210.