Научная статья на тему 'Формирование стратегий инновационного развития крупных компаний телекоммуникационной отрасли Республики Казахстан на основе государственно-частного партнерства'

Формирование стратегий инновационного развития крупных компаний телекоммуникационной отрасли Республики Казахстан на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ СВЯЗИ / COMMUNICATION SE R V ICES / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFOR MATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP MODEL OF PUBLIC PARTICIPATION / ШИРОКОПОЛОСНЫЕ СЕТИ / AND BROADBAND NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нусипова Жанна Ержановна

В статье обосновывается необходимость системной проработки кон-цептуальных основ и методов формирования стратегий инновационногоразвития компаний телекоммуникационной отрасли. Выявлены пробле-мы, задерживающие развитие отрасли связи и сектора информационныхи телекоммуникационных технологий в Республике Казахстан, намеченыпути их решения. Изучен зарубежный опыт привлечения государственныхинвестиций. На примере ГК АО «Казахтелеком» при разработке стратегийинновационного развития предложено использовать модель взаимодей-ствия компании с государством для реализации проектов по развитиюсвоих фиксированных и мобильных широкополосных сетей. Это создастбольше возможностей для дальнейшего развития инфраструктуры ком-пании и внедрения новых инновационных услуг в рамках государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нусипова Жанна Ержановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STRATEGIES OF INNOVATION DEVELOPMENT OF THE MAJOR TELECOMMUNICATION COMPANIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON THE BASIS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

The ar ticle substantiates the need for a systematic study of the conceptualfoundations and methods of strategies formation of innovation development ofcompanies within the telecommunications industry. It identifies problems settingback the development of the communications sector and the sector of informationand telecommunication technologies in the Republic of Kazakhstan, and theways of their solutions. The paper studies foreign experience of public investment.Taking the GK JSC Kazakhtelecom as an example for the development of strategiesof innovative development, it is proposed to use a model of interaction betweencompany and government to implement projects for the development of its fixedand mobile broadband networks. This will create more opportunities for the furtherdevelopment of infrastructure and introduction of new innovative services throughpublic-private partnerships.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегий инновационного развития крупных компаний телекоммуникационной отрасли Республики Казахстан на основе государственно-частного партнерства»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА ОСНОВЕ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

THE FORMATION OF STRATEGIES OF INNOVATION DEVELOPMENT OF THE MAJOR TELECOMMUNICATION COMPANIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON THE BASIS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

УДК 338.46

НУСИПОВА Жанна Ержановна

соискатель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, nussipova@ gmail.com

NUSIPOVA, Zhanna Erzhanovna

External Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, zhanna. [email protected]

Аннотация.

В статье обосновывается необходимость системной проработки концептуальных основ и методов формирования стратегий инновационного развития компаний телекоммуникационной отрасли. Выявлены проблемы, задерживающие развитие отрасли связи и сектора информационных и телекоммуникационных технологий в Республике Казахстан, намечены пути их решения. Изучен зарубежный опыт привлечения государственных инвестиций. На примере ГК АО «Казахтелеком» при разработке стратегий инновационного развития предложено использовать модель взаимодействия компании с государством для реализации проектов по развитию своих фиксированных и мобильных широкополосных сетей. Это создаст больше возможностей для дальнейшего развития инфраструктуры компании и внедрения новых инновационных услуг в рамках государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: услуги связи, информационно-телекоммуникационные технологии, инновационное развитие, государственно-частное партнерство, модели государственного участия, широкополосные сети.

f

© Нусипова Ж. Е., 2016.

Abstract.

The article substantiates the need for a systematic study of the conceptual foundations and methods of strategies formation of innovation development of companies within the telecommunications industry. It identifies problems setting back the development of the communications sector and the sector of information and telecommunication technologies in the Republic of Kazakhstan, and the ways of their solutions. The paper studies foreign experience of public investment. Taking the GK JSC Kazakhtelecom as an example for the development of strategies of innovative development, it is proposed to use a model of interaction between company and government to implement projects for the development of its fixed and mobile broadband networks. This will create more opportunities for the further development of infrastructure and introduction of new innovative services through public-private partnerships.

Key words: communication services, information and telecommunication technologies, innovative development, public-private partnership model of public participation, and broadband network.

Отрасль связи, в том числе сектор информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), одни из самых перспективных в части внедрения современных технологий и инноваций. Генеральным показателем измерения информационного общества является индекс развития ИКТ (ГО1) [1]. Это составной индекс, включающий в себя 11 показателей, затрагивающих такие сектора, как доступ ИКТ, использование ИКТ и навыки пользователей ИКТ.

В таблице 1, согласно данным Международного союза электросвязи, по итогам 2015 г. Республика Казахстан (РК) поднялась на 58-е место из 167 со значением индекса 6,20 при максимальном его значении 8,93 (в 2014 г. РК занимала 53-е место со значением индекса 6,08 при значении страны-лидера 8,86). Лидером в 2015 г. стала Южная Корея [1, с. 21].

Индекс ГО1 предназначен для мониторинга и сравнения развития информационно-коммуникационных технологий в различных странах. Основной целью мониторинга состояния индекса ГО1 во всем мире является измерение уровня и изменения развития ИКТ, как показателя прогресса ИКТ и различий между странами с разными уровнями развития ИКТ.

Согласно данным, представленным на рисунке 1, в РК наблюдается положительная ди-

намика количества пользователей Интернета по сравнению с 2012 г. Интернет становится наиболее распространенным видом ИКТ -его использует более 70% населения. Также возросла на 1,1% плотность фиксированных телефонных линий, на 0,9% - плотность абонентов фиксированного широкополосного Интернета.

Новые глобальные тренды в развитии технологий, экономики, общества в целом потребуют от операторов связи ускоренного строительства высокоскоростной инфраструктуры.

Потребность в значительных инвестициях позволит остаться и работать на рынке телекоммуникаций только крупным игрокам (рисунок 2).

С одной стороны, значительные инвестиции потребуют тесного взаимодействия и экономического партнерства оператора и государства. Создание скоростных широкополосных сетей требует крупных инвестиций и частотного ресурса, использование которого подлежит регулированию со стороны государства. В связи с этим оптимальные партнерские отношения с государством становятся стратегическим приоритетом для всех доминирующих операторов.

С другой стороны, государство сегодня тоже испытывает огромную потребность в

Таблица 1

Рейтинг стран по регионам мира по индексу ГО1 - индексу развития ИКТ за 2015 г. [1]

№ Европа ГО1 Азия и Океания ГО1 СНГ ГО1 Северная и Южная Америки ГО1 Арабские страны ГО1

1 Дания 8,88 Южная Корея 8,93 Белоруссия 7,18 США 8,19 Бахрейн 7,63

2 Исландия 8,86 Гонконг 8,52 Российская Федерация 6,91 Канада 7,76 Катар 7,44

3 Великобритания 8,75 Япония 8,47 Казахстан 6,20 Барбадос 7,57 ОАЭ 7,32

4 Швеция 8,67 Австралия 8,29 Молдова 5,81 Уругвай 6,70 Саудовская Аравия 7,05

5 Люксембург 8,59 Новая Зеландия 8,14 Азербайджан 5,79 Аргентина 6,40 Кувейт 6,83

Рисунок 1

Динамика основных компонент показателя ГО1 в РК [1]

120 100 80 60 40 20 0

18 13

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

35

30

25 20

15

10

5

84 0

2015

бюджетные средства заемные средства иностра нные средства собственные средства

уровень рентабельности предприятий связи, % (правая шкала) уровень рентабельности организаций сектора ИКТ, % (правая шкала)

Рисунок 2

Динамика инвестиций в основные фонды телекоммуникационной отрасли за 2008-2015 г. в РК, млрд тенге [1]

информационной инфраструктуре для решения задач повышения благосостояния своих граждан. Снижение информационного неравенства, доступность базовых услуг в области здравоохранения и образования, снижение бюрократических барьеров в предоставлении государственных услуг (налогообложение, административное управление и т. п.) - задачи, которые государство сможет решить через оптимальное регулирование телекоммуникационной отрасли.

Успех развертывания национальных скоростных сетей при участии государства будет зависеть от таких основных факторов, как понимание специфики рынка; уравновешивание спроса и предложения; привлечение заинтересованных сторон; постановка четких национальных задач; своевременная корректировка регулирующих воздействий.

Известно, что основными макроэкономическими индикаторами, отражающими развитие экономики любой страны и вклада отрасли услуг связи и сектора информационных и телекоммуникационных технологий, являются, соответственно, валовой внутренний продукт (ВВП) и валовая добавленная стоимость (ВДС).

И, как следствие, всегда желателен рост ВВП на душу населения и увеличение средних доходов населения (рисунок 3).

Для успешного развития отрасли связи и ИКТ в Казахстане необходимо решить следующие проблемы:

• остановить снижение темпов роста экономики в целом и в региональном разрезе;

• преодолеть цифровое неравенство в использовании ИКТ в домашних хозяйствах;

• решить проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей;

• повысить скорость доступа;

• дифференциировать стоимость услуг в сфере ИКТ для ряда социальных групп;

• повысить качество предоставляемых услуг;

• обучать навыкам использования ИКТ в работе и повседневной жизни;

• пересмотреть устаревшие стандарты профессиональной подготовки кадров;

• снизить зависимость от зарубежной ИКТ-продукции [1].

Эти проблемы не решить ни частному сектору, ни государству в отдельности.

Практика применения государственно-частного партнерства (ГЧП) берет свое начало с 80-х гг. XX в. Области применения ГЧП достаточно разнообразны.

Классически к ГЧП относится любое предоставление услуг или производство товара для

ВВП, млрд. те нге (пра вая шкала) Доля ВДС отра сли связи в ВВП, %

^^^Доля объема производства и реализации товаров (услуг) сектора ИКТ в ВВП, %

Рисунок 3

Доля ИКТ и ВДС отрасли связи в ВВП РК

общественных нужд, традиционно находящееся в сфере государства и бизнеса, осуществляющееся [2]:

• с объединением активов и управленческих навыков как государственных институтов, так и частного сектора;

• с извлечением обоюдной выгоды, выражающейся в экономии бюджетных средств органами власти и в получении обеими сторонами ГЧП прибыли как от использования государственных активов, так и прибыли на частные инвестиции;

• с таким разделением прибыли, что у обеих сторон одновременно появляется мотив добиваться успеха реализуемого проекта;

• с таким разделением рисков между партнерами - государством и предпринимателем, что ни один из них не оказывается более защищенным от неудач проекта, чем другой [2].

Таким образом, суть концепции ГЧП состоит в том, что большая рыночная ориентация в государственном секторе приведет к большей эффективности правительств, без наличия отрицательных побочных эффектов от других целей и приоритетов правительства.

Особую популярность эта концепция получила в англосаксонских странах, где государственное управление построено на коммерческих началах и направлено на сокращение государственных расходов, связанных с предоставлением общественных услуг [3].

Сокращение государственных расходов является ключевым фактором применения ГЧП и в развивающихся странах с переходной экономикой.

Тем не менее во многих публикациях о государственно-частном партнерстве эксперты в этой области отмечают следующие особенности ГЧП [3; 4; 5; 6; 7]:

1) традиционно используется в инфраструктурных отраслях, в особенности в тех, их них, где возможно прямое взимание платы за предоставляемые услуги;

2) основные характеристики: специфичность целей, долгие сроки реализации, наличие частного финансирования, связывающие обязательства, разделение рисков [6];

3) основные формы: проекты «с нуля» (совместные предприятия), «передача активов» (все виды аренды), концессии, контракты на управление;

4) основные принципы, на которых строится государственно-частное партнерство:

• равенство интересов сторон и свобода выбора действий;

• стабильность контракта ГЧП и одновременно возможности его изменения и адаптации;

• ответственность за исполнение условий контракта;

• конкурентность;

• прозрачность и обратная связь;

• невмешательство государства в сферу ответственности частного партнера;

• стимулирование и гарантии;

• возмездность;

• равноправное (недискриминационное) отношение к иностранным компаниям.

Изучение международного опыта автором статьи также показало, что наиболее распространенными моделями реализации проектов ГЧП являются следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BOT (build, operate, transfer - строительство, эксплуатация/управление, передача) - модель часто используется в концессиях, где частное предприятие строит за свой счет объект инфраструктуры, затем получает право на его использование на срок, пока не окупится. Потом, по истечении срока, объект передается государству. Собственником объекта все время остается государство;

BOOT (build, own, operate, transfer - строительство, владение, эксплуатация/управление, передача) - в отличие от BOT, частный партнер получает право на владение объектом на период, оговоренный в контракте;

BOO (build, own, operate - строительство, владение, эксплуатация/управление) - в этой модели созданный объект не передается государству, а остается в собственности частного предприятия. Но государство может регулировать деятельность частного собственника через установление тарифов, введение определенных ограничений на порядок управления инфраструктурным объектом.

В таблице 2 проанализированы типы моделей сотрудничества.

Модели сотрудничества государства с оператором или другими участниками проекта выбираются зачастую для совместного участия в рисках и финансировании.

Все схемы возможного сотрудничества с государством можно разделить на три модели государственного участия.

1. Внедрение новых моделей бизнеса - предполагает продвижение новых бизнес-моделей для ускорения совместной работы с инфраструктурой и предоставления открытого доступа. (Австралия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швеция, Великобритания).

2. Инвестирование в сетевую инфраструктуру - стимулирование предложения за счет

прямого владения, партнерских отношений между государством и частными компаниями также предполагает использование финансовых стимулов. (Австралия, Греция, Германия, Малайзия, Новая Зеландия, Ирландия, Португалия, Сингапур, Южная Корея, США).

3. Стимулирование спроса - за счет информирования населения, образования, формирования спроса или финансовых стимулов. (Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Швеция, США) [2].

Описание и примеры возможных вариантов государственных инвестиций приведены в таблице 3.

Приемлемую форму и модель ГЧП для группы компаний (ГК) АО «Казахтелеком» -крупнейшего оператора связи Республики Казахстан в рамках проекта автору статьи удалось рекомендовать по результатам изучения экспертного мнения профильных специалистов [2].

Проведение опроса осуществлялось с помощью приложения «БигуеуМопкеу». В опросе приняли участие 10 экспертов, представляющие основных участников телекоммуникационного рынка - операторы, регуляторы, государственные органы, отраслевые аналитики и консультанты, независимые эксперты и потребители. Эта часть исследования проводилась в три этапа. На первом этапе были подобраны эксперты, выбрана методология проведения опроса и обработки результатов. На втором этапе был проведен непосредственно опрос, который в силу профессиональной занятости респондентов занял достаточно продолжительное время. На третьем этапе были проанализированы ответы и получены результаты. Они показали, что относительное большинство (70%) респондентов в целом поддерживают схему ГЧП, при этом более оптимистичны в этом вопросе представители государственных органов. Представители частного бизнеса выразили некоторые сомнения в эффективности и актуальности развития такого рода партнерства [2].

Предпочтительными формами ГЧП для Казахстана оказались проекты «с нуля» (60%) и концессии (40%). В отношении телекоммуникационной отрасли также концессии (40%) и

Таблица 2

Типы моделей сотрудничества: преимущества и недостатки

Модель сотрудничества Потенциальные партнеры Преимущества Недостатки Пример использования

Государственно -частное партнерство Государство; местное самоуправление; банки Возможность ускорения развертывания, благодаря более простому доступу к государственной инфраструктуре и процессам утверждения; более низкие экономические и финансовые риски; простота доступа к более выгодным условиям финансирования и субсидиям Очень высокие требования к внутренним ресурсам вследствие ограниченных телекоммуникационных возможностей со стороны партнера; повышенные требования к координации действий в отношении архитектуры, плану развертывания и процессам; повышенная сложность, если применяются требования государственного тендера; риски более высоких гарантий SingTel, Chorus

Сотрудничество с телекомпанией Кабельные операторы; игроки на рынке коммунальных услуг с участием в сфере телекоммуникаций Снижение требования к ресурсам, что дает возможность ускорить развертывание; более низкие экономические и финансовые риски Повышенные требования к координации действий в отношении архитектуры, плану развертывания и процессам; высокая сложность в отношении оценки полезности существующей и запланированной инфраструктуры; риски дополнительных нормативных гарантий Deutsche Telecom, KPN

Сотрудничество с не телекомпанией Игроки на рынке коммунальных услуг вне сферы телекоммуникаций Использования существующей инфраструктуры, более низкие экономические и финансовые риски; возможность гарантировать долгосрочное инфраструктурное лидерство; единоличное владение Повышенные требования к координации действий в отношении архитектуры, плану развертывания и процессам; значительно более высокая гибкость, благодаря разделению потенциальных партнеров; риски расхождения интересов с потенциальными партнерами; для потенциальных партнеров риск того, что нормативные ограничения доминирующего оператора скажутся на партнерстве Swisscom TOC

Сотрудничества нет / конъюнктурная модель Конъюнктурный подход Автономия и гибкость; долгосрочное инфраструктурное лидерство; единоличное владение; обеспечение инфраструктурной конкуренции; быстрое развертывание Высокие экономические и финансовые риски; высокие требования к внутренним ресурсам ВТ Group, Orange, Telefonica, Free

х

I

О 09 0) J= 5

0

1 I

о ф

тз 0) W 09

ф <■>

0

1

о

2

о

0

J= 5 0) ь

1

0

1

< (Г

ч

<

тз

I

о

о

■а

ф

тз

О"

Таблица 3

Виды участия государственных инвестиций

Виды участия государства Прямое владение Государственно-частные партнерства Концессионные проекты

Описание Прямое владение и управление частью сети (обычно в форме муниципальных сетей) Выделение гранта и владение активами (высокоскоростной сетью) компании Предоставление стимулов частному сектору для ускоренного развития сетей (например, займы с низким процентом, налоговые льготы и т. п.)

Примеры стран Швеция Япония Южная Корея Австралия Малайзия Новая Зеландия Сингапур США Греция Ирландия Португалия Канада Япония Южная Корея

контракты на управление (40%). Наши эксперты (при допущении о том, что ГЧП одинаково выгодно и частному бизнесу, и государству, и потребителю) все же склоняются к тому, что ГЧП приносит больше выгод частному бизнесу, затем потребителю и в меньшей степени государству.

Большинство опрошенных экспертов (60%) ключевой выгодой ГЧП назвали сокращение давления на государственный бюджет, а потенциальными рисками - политические и юридические риски (60%), нечестные намерения одного из партнеров (50%) и асимметричные информационные потоки (40%) (некоторые вопросы, заданные экспертам, предполагали более одного ответа).

Высказывая свое мнение о ГЧП и его актуальности, 50% экспертов выразили в целом положительное отношение, 40% с оговорками согласились в необходимости развития такого рода партнерства, 10% воздержались высказать свое мнение о ГЧП. Количество респондентов было не совсем достаточно для формулирования каких-то безапелляционных выводов. Но в то же время профессиональный уровень и авторитет позволяют

судить об имеющихся в настоящий момент настроениях и мнении специалистов в этом вопросе.

По полученным результатам можно сказать, что государство, в отличие от частного бизнеса, уже готово вести диалог о реализации проектов в форме ГЧП.

Эту готовность государства ГК АО «Казах-телеком» может попытаться использовать, например, для реализации проектов по развитию своих фиксированных и мобильных широкополосных сетей.

Поэтому необходим детальный анализ и учет тенденций развития рынка телекоммуникаций при разработке стратегий инновационного развития ГК АО «Казахтелеком», а также при выборе действительно работающей бизнес-модели, включающей в себя модель взаимодействия компании с государством с целью укрепления ее позиций на рынке и повышения акционерной стоимости.

Это создаст больше возможностей для дальнейшего развития инфраструктуры ГК АО «Казахтелеком» и создания новых инновационных услуг в рамках государственно-частного партнерства [8].

Государственное участие откроет возможности для привлечения новых инновационных источников финансирования для развития широкополосных сетей. Стимулирование спроса со стороны государства позволит диверсифицировать бизнес и войти в смежные

с телекоммуникационной отраслью области для развития новых направлений бизнеса, такие как медиа, розничная торговля, финансовые услуги, электронная коммерция, налоговое управление, дистанционное образование.

Список литературы

1. Анализ сектора высоких технологий и телекоммуникаций в Республике Казахстан. URL: http://rfcaratings.kz/wp-content/uploads/2015/11/Analiz-sektora-vysokih-tehnologij-i-telekom-j_-final.pdf (дата обращения: 02.07.2016).

2. Нуркатов А. А., Нусипова Ж. Е. Анализ соответствия стратегии и бизнес-модели АО «Казахтелеком» на современном этапе: дис. на соискание звания мастера делового администрирования. СПб., 2014.

3. Гарматин А. В. Государственно-частное партнерство в трансформируемой экономике // Вестник Челябинского государственного университета, Экономика. 2011. № 31(246). Вып. 33. С. 62-64.

4. Величковская Л. В. Мировой опыт использования механизмов частно-государственного партнерства в стимулировании инвестиций / Л. В. Величковская, А. В. Ве-личковский // Республика Беларусь в системе международных экономических отношений: материалы междунар. науч.-практ. конф., к 80-летию НАН Беларуси, Минск, 23-24 октября 2008 г. Минск: Изд-во «Право и экономика», 2009. С.590-592.

5. Байков Е. А., Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2015.

6. Сорвина Т. А. Условия и факторы формирования бизнес-модели социального предпринимательства //Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2014. № 4 (48). С. 55-60.

7. Еникеева Л. А., Соколовская С. А. Управление виртуальными предприятиями: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

8. Евменов А. Д., Сорвина Т. А., Чеснова О. А. Условия и факторы формирования предпочтений потребителей в культурных благах //Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 4. С. 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.