Научная статья на тему 'Формы и методы текущего контроля при изучении социально-гуманитарных дисциплин'

Формы и методы текущего контроля при изучении социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль / текущий контроль / формы текущего контроля / квантование учебных текстов / интерактивные методы / control / current control / forms of current control / quantization of educational texts / interactive methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Ф. Ломан, Д. Е. Джакупова

В статье рассматриваются формы и методы текущего контроля, применяемые на занятиях по философии и основам экономической теории. В данной работе раскрывается методика осуществления различных форм текущего контроля на практических занятиях и при выполнении заданий по СРСП. Особое внимание уделяется единству обучения и контроля. Делаются выводы о результатах данных методов текущего контроля, анализируются сильные и слабые стороны, успехи и недостатки. Разрабатываются некоторые рекомендации по совершенствованию качества проведения текущего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Ф. Ломан, Д. Е. Джакупова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF CURRENT CONTROL DURING THE STUDY OF SOCIO-HUMANITARIAN DISCIPL

The article considered the forms and methods of current control which are carried out on classes in philosophy and bases of economic theory. In this article showed the technique of the various forms of current control on the practice lessons, when prepare tasks on individual student’s work with teacher. The special attention is paid to the unity of training and control. In this article showed the conclusions about results of these methods of the current control, analyzed advantages and disadvantages, successes and failures. The recommendations about improvement the quality of current control are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Формы и методы текущего контроля при изучении социально-гуманитарных дисциплин»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 61(07)

Н. Ф. Ломан, Д. Е. Джакупова

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин Карагандинского государственного медицинского университета

В статье рассматриваются формы и методы текущего контроля, применяемые на занятиях по философии и основам экономической теории. В данной работе раскрывается методика осуществления различных форм текущего контроля на практических занятиях и при выполнении заданий по СРСП. Особое внимание уделяется единству обучения и контроля. Делаются выводы о результатах данных методов текущего контроля, анализируются сильные и слабые стороны, успехи и недостатки. Разрабатываются некоторые рекомендации по совершенствованию качества проведения текущего контроля.

Ключевые слова: контроль, текущий контроль, формы текущего контроля, квантование учебных текстов, интерактивные методы

Процесс контроля - одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, поэтому его правильная организация способствует улучшению качества обучения студентов. Проблема активизации форм контроля знаний студентов при изучении ими блока социально-гуманитарных дисциплин очень важна. Существующие формы и методы контроля не дают желаемых результатов, не делают студентов субъектами данного процесса. Студенты малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую преподавателю, но никак не деятельность, необходимую им самим.

Контроль знаний студентов является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Контроль является так называемой «обратной связью» между преподавателем и студентом, тем этапом учебного процесса, когда преподаватель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Если преподаватель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для студентов, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и выставление оценок могут осуществляться самими студентами, что происходит на некоторых занятиях по философии. При такой форме выставления оценок студенты ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, в результате развиваются самокритичность и ответственность.

Формы текущего контроля знаний студентов многочисленны и разнообразны, поэтому каждый преподаватель разрабатывает собственные контрольные задания.

Например, на практических занятиях по философии применяются такие формы текущего контроля знаний студентов, как философский диктант, краткая самостоятельная работа, письменная проверочная работа, устный коллоквиум по изученной теме и другие. При выполнении заданий по СРСП - квантование учебных текстов по методике профессора В. С.Аванесова.

Философский диктант - форма письменного контроля знаний студентов. Он представляет собой перечень вопросов, на которые студенты должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано, и его достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и иметь однозначные, не требующие долгого размышления ответы. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью философских диктантов можно проверить знания студентов в области определения философских дефиниций, знания представителей основных философских школ и направлений, авторства знаменитых афоризмов. Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах студентов. Философский диктант позволяет проверить знания студентов в основном при изучении тем по истории философии. Сам процесс занимает немного времени, списывание невозможно, поэтому есть возможность объективно оценить знания студентов по изучаемой теме.

Другой формой осуществления текущего контроля является устный коллоквиум. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний студентов. Устная беседа с преподавателем позволяет проконтролировать уровень подго-

товленности студентов, выявить пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе. Это наиболее индивидуализированная форма и она позволяет каждому студенту наиболее полно продемонстрировать свои знания. Мы считаем, что устный коллоквиум ценен тем, что это та форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений студентов преподавателем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому студенту. Коллоквиум проводится в его традиционной форме как беседа преподавателя и студента.

Начало XXI века характеризуется существенными изменениями в сфере высшего образования. Возникают новые направления, меняющие наши представления об осуществлении контроля знаний. Одно из них - это технология квантования учебных текстов и применения заданий в тестовой форме для проверки качества усвоения, созданная профессором В. С. Аванесовым. Данная технология сочетает в себе единство обучения и контроля [1].

Квантование - это деление текста учебника на осмысленные части. Учебник - это глыба мрамора. Отсекаем лишнее. Текст учебника - совокупность скрытых квантов. Квант -совокупность абзацев (мыслей авторов). Каждому абзацу даётся заголовок. В настоящее время студенты не вчитываются в большие и неорганизованные тексты. Им легче воспользоваться интернетом, где они могут найти необходимую информацию и при этом быстро ее просмотреть по заголовкам. Зачастую им не требуется даже читать сам абзац. Но в интернете такая информация носит не системный характер, не предназначена для обучения и тем более не имеет обучающих заданий в тестовой форме. Таким образом, чтобы была польза от использования квантованных текстов, необходимы проверочные инструменты к ним - задания в тестовой форме разных видов. Студент, прочитав текст, может проверить себя по заданиям в тестовой форме, которые даются сразу после квантованного текста, и, если не может ответить, вновь и вновь возвращается к тексту. В связи с этим после проведенного семинара профессора В. С. Ава-несова и знакомства с его методикой была начата работа по квантованию учебных текстов по философии и составлению заданий в тестовой форме к ним.

Изучение философии в медицинском вузе сопряжено с определенными трудностями, иногда материал учебника сложен и труден для восприятия. Чтобы исключить слож-

ность в понимании философского материала, следует применять квантование учебных текстов. Именно они помогут более качественно осуществить текущий контроль. Квантование учебных текстов происходит под руководством преподавателя, поэтому студент сразу же получает консультацию по тому материалу, который вызывает у него определенные трудности. Студентам перед выполнением задания объясняются правила квантования учебных текстов [2]. Первое правило - разбить весь текст на абзацы по логическому принципу (3-8 строк). Абзац - это новая мысль. Мысль начинается и заканчивается в абзаце. Каждый абзац необходимо озаглавить. Второе - фразы строятся просто, по возможности, без придаточных предложений, без причастных и деепричастных оборотов. Третье - как можно меньше наукообразия и редко используемых слов. Выделять и писать самое главное, что нужно знать и затем обязательно проверить.

Первый опыт привлечения студентов к квантованию учебных текстов выявил определенные трудности. Работа показала, что большинство студентов практически не умеют и выделять главное, излагать мысли своими словами. Они привыкли просто переписывать информацию, не вникая в ее смысл. Работа по квантованию учебных текстов с привлечением студентов будет продолжена, несмотря на возникшие трудности. Небольшой опыт в этом направлении показал, что студенты лучше усваивают материал по философии, когда осуществляют его квантование. Следует отметить, что эта работа не простая, но очень полезная и творческая. Она действительно самостоятельная, плагиат исключается. Таким образом можно осуществлять более качественно текущий контроль.

Для более эффективного осуществления текущего контроля важно использовать инновационные технологии [3]. Данные технологии особенно активно применяются при преподавании основ экономической теории. Интерактивное взаимодействие требует не простого репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекций, учебника, а побуждает студентов анализировать, вскрывать противоречия в экономике, давать оценку, экономической ситуации в целом и в здравоохранении в частности.

Интерактивные методы предполагают внедрение в систему обучения наряду с традиционными новых методов и технологий, которые позволили бы более качественно осуществлять текущий контроль (рис. 1) [4].

Студент

Рисунок 1 - Интерактивный метод

При подготовке к занятиям по основам экономической теории активно используются on-line системы, что способствует более качественному осуществлению текущего контроля.

Студентам предлагается 2 типа технологий - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное студентом преподавателю, обрабатывается и отправляется обратно. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере преподавателя и просматриваются в удобное для него время.

Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Используя свой почтовый адрес, преподаватель рассылает учебную информацию, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и студентом.

Эффективность технологий off-line проявляется при организации текущего контроля для проверки контрольных и самостоятельных работ. Например, некоторые задания по СРСП студенты могут присылать на электронный адрес преподавателя. Преподавателю необязательно находится в режиме on-line, ожидая работы студентов. Технология off-line дает студенту возможность отправить работу в любое время, а преподавателю, в свою очередь, возможность проверить работу в любое время

Из on-line технологий прежде всего хотелось бы отметить chat, позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени. Другими словами, «разговор» происходит между двумя пользователями (преподаватель - студент).

В рамках дисциплины «Основы экономической теории» проводятся групповые on-line консультации. On-line консультации - это возможность задать вопрос преподавателю и по-

лучить ответ через интернет как в режиме online, так и в режиме off-line. Групповая on-line консультация по основам экономической теории предполагает коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов темы при подготовке к практическим занятиям, или выполнении заданий по СРСП. Таким образом, для проведения более качественного текущего контроля и лучшего усвоения студентами учебного материала по основам экономической теории существуют следующие типы консультаций: очные консультации, проводимые преподавателем в учебном корпусе; оff-line консультации, которые проводятся преподавателем с помощью электронной почты; оп-!^ консультации, проводимые преподавателем в режиме on-line.

К числу главных недостатков обучения в режиме on-line можно отнести:

- отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы и, как результат, неэффективное использование времени;

- неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной, домашней обстановке, повышенная отвлекаемость и рассеянность внимания студента;

- возможные технические неполадки в системе on-line обучения;

- периодическая невозможность получить мгновенную консультацию преподавателя.

Другим активным методом является турнир по экономике [5]. Данная форма проведения занятий придает учебному процессу соревновательный характер, содействует развитию навыков работы в команде, публичных выступлений, а также личной ответственности каждого участника. В рамках дисциплины «Основы экономической теории» он проводится на двух уровнях: внутри группы и между студенческими группами. Внутригрупповые турниры могут проводиться несколько раз в семестр. Их тематика соответствует основным разделам курса либо наиболее важным проблемам, например, истории экономики здравоохранения, рынку медицинских услуг, конкуренции в здравоохранении и т.п.

Подготовка к турниру начинается с объявления преподавателем, что очередное семинарское занятие будет проводиться в форме турнира. Предлагается тема, к примеру, спрос и предложение на рынке медицинских услуг Казахстана. Готовясь к турниру, студенты должны изучить материалы лекций по этому разделу, ознакомиться с основной и дополнительной литературой. В начале занятия преподаватель разбивает группу на 2 или 3 команды, что зависит от численности группы. Если

она не превышает 15 человек, то достаточно иметь две команды численностью 5-7 человек. Состав команд должен быть примерно равным.

Для ведения турнира и определения победителей выбираются два помощника из числа авторитетных студентов. Следует заметить, что их суждения об игре команд помогают преподавателю понять студенческий взгляд на происходящее, полнее и точнее оценить достоинства игроков. При подборе заданий надо иметь в виду их количество и качество. По качеству они должны быть достаточно сложными, чтобы создавать интеллектуальное напряжение, и разнообразными, чтобы выявлять разные способности студентов: умение работать с текстами, дискутировать, анализировать жизненные ситуации, делать выводы т.д. Их количество должно давать возможность всем студентам проявить свою активность, знания и умения. Преподавателю следует добиваться, чтобы ведущие роли попеременно брали на себя все члены команд.

Турнир между группами следует отнести к соревнованиям более высокого ранга. В отличие от внутригруппового турнира здесь вводится домашнее задание. Соперничающие группы заблаговременно предлагают темы и готовят рефераты, с которыми выступают на турнире.

Жюри оценивает не только качество рефератов, их содержание и форму, но и поведение оппонентов, актуальность и оригинальность темы домашнего задания. Завершается турнир подведением итогов, определением победителей и их награждением.

Занятие по основам экономической теории, проводимое в форме турнира позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Турнир помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей; обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, свободу самовыражения, взаимоуважение и демократичность. Использование данной формы проведения занятия, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Практический опыт проведения занятия в форме турнира показал, что был организован полноценный диалог между студентами,

они активно обменивались мнениями между собой и преподавателем, принимая во внимание позиции другого, наблюдалось снижение уровня агрессивности и конфликтности среди студентов. Занятия, проводимые в интерактивной форме, усиливают значимость самостоятельной работы студентов, способствуют повышение активности и ответственности каждого студента при подготовке к занятиям.

Таким образом, описанные формы текущего контроля знаний студентов способствуют более качественному его проведению и позволяют выявить, насколько усвоенные студентами гуманитарные и экономические знания отвечают предъявляемым требованиям высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

1 Аванесов В. С. Язык педагогических измерений //Педагогические измерения. -2009. - № 2. - С. 29-60.

2 Аванесов В. С. От заданий в тестовой форме - к тестовым заданиям // Педагогические измерения. - 2010. - №4. - С. 105-110.

3 Бедулина Г. Ф. Интерактивные методы преподавания социально-гуманитарных дисциплин //http: //www.pacademy.ed u .by. htm

4 Хазова Л. В. Подходы к организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негуманитарных вузах //Социально-гуманитарные знания. - 2013. - №3. - С. 34-41.

5 Янушевич И. И. Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин //http:// www.pacademy.edu.by

REFERENCES

1 Avanesov V. S. Language of pedagogical measurements //Pedagogical measurements. -2009. - № 2. - P. 29-60.

2 Avanesov V. S. From the task in the form of a test - to test tasks //Pedagogical measurements. - 2010. - №4. - P. 105-110.

3 Bedulina G. F. Interactive methods of teaching of social and humanitarian disciplines // http: //www.pacademy.ed u. by. htm

4 Hazova L. V. Approaches to the teaching of the humanitarian disciplines in non-humanitarian universities //Socially-humanitarian knowledge. - 2013. - №3. - P. 34-41.

5 Yanushevich I. I. The use of innovative technologies in the teaching of the humanities // http: //www.pacademy.ed u. by

Поступила 14.05.2015 г.

N. F Loman, D. Y. Dzhakupova

FORMS AND METHODS OF CURRENT CONTROL DURING THE STUDY OF SOCIO-HUMANITARIAN DISCIPLINES

The article considered the forms and methods of current control which are carried out on classes in philosophy and bases of economic theory. In this article showed the technique of the various forms of current control on the practice lessons, when prepare tasks on individual student's work with teacher. The special attention is paid to the unity of training and control. In this article showed the conclusions about results of these methods of the current control, analyzed advantages and disadvantages, successes and failures. The recommendations about improvement the quality of current control are presented in the article.

Key words: control, current control, forms of current control, quantization of educational texts, interactive methods

Н. Ф. Ломан, Д. Е. Джакупова

дЛЕУМЕТЛК-ГУМАНИТАРЛЫК ПЭНДЕРД1 ОКЫТУ БАРЫСЫНДА AFb^blK, БАКЫЛАУДЫ ОТК1ЗУДЩ ФОРМАЛАРЫ МЕН ЭД1СТЕР1

Макалада философия жэне экономикалык теория негiздерi пэндерi бойынша жасаль^ан аFымдык бакылаудын формалары мен эдiстерi карастырылады. Бертген жумыста атымдык бакылауды етшудщ тYрлi формаларынын технологиясы ашылады. Бакылау мен окытудын бiрiктiрiлуiне айрыкша мэн бершедг Жетiстiктерi жэне кемштктер^ ^шт жэне элаз жактары талданады, берiлген ар^1мдык бакылау корытындылары туралы тужырым жасалады. AFымдык бакылауды еткiзу сапасын жетiлдiру бойынша жана нускаулыктар эзiрленедi.

Клт сездер: бакылау, аFымдык бакылау, аFымдык бакылаудын формалары, окулыктаFы такырыптарды кванттау, интерактивт эдiстер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.