Научная статья на тему 'Организация контроля при обучении иностранных слушателей химии на подготовительном факультете'

Организация контроля при обучении иностранных слушателей химии на подготовительном факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СЛУШАТЕЛИ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / FOREIGN STUDENTS / MONITORING SYSTEM / PREPARATORY DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыченко Т.В.

В статье рассматриваются особенности организации контроля при обучении иностранных слушателей химии на подготовительном факультете. Приведен пример входного теста, показаны формы проведения текущих контролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the features of the organization of control during the process of teaching Chemistry to foreign students at the Preparatory Department. An example of a pre-test is given, the forms of current control are shown.

Текст научной работы на тему «Организация контроля при обучении иностранных слушателей химии на подготовительном факультете»

84

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЖІНА

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ХИМИИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Т. В. Дыченко

старший преподаватель кафедры общей химии Сумского государственного университета, соискатель кафедры химии и методики преподавания химии СГПУ им. А. С. Макаренко Научный руководитель: Н. Н. Чайченко

В статье рассматриваются особенности организации контроля при обучении иностранных слушателей химии на подготовительном факультете. Приведен пример входного теста, показаны формы проведения текущих контролей.

Ключевые слова: иностранные слушатели, система контроля, подготовительный факультет.

Введение

Успеваемость иностранных слушателей - основной показатель эффективности процесса обучения. Определение же успеваемости осуществляется через систему контроля - важной составляющей учебного процесса.

Обучение иностранных слушателей имеет свои особенности. Иностранные граждане, прибывающие на подготовительный факультет, имеют сертификат о среднем образовании. Следовательно, подготовка иностранцев к поступлению в украинское высшее учебное заведение должна сводиться, во-первых, к изучению языка, в том числе научного стиля речи на занятиях по русскому (украинскому) языку, и, во-вторых, к накоплению лексического материала и приобретению практических навыков использования научного стиля речи на занятиях по предметам.

Результаты вступительного тестирования показывают, что большинство слушателей имеют низкий уровень знаний по дисциплине, которая зачастую должна стать одной из профилирующих в выбранной ими специальности.

Таким образом, иностранные слушатели на подготовительном факультете должны: I) овладеть русским (украинским) языком; 2) получить знания по дисциплине, связанной с будущей специальностью (знания в области химии, биологии, математики, физики и др.) на неродном языке (русском или украинском - зависит от выбранного слушателем языка обучения).

Одним из важнейших элементов методики обучения иностранцев является организация эффективной системы контроля. Систематический контроль дает возможность наблюдать за процессом усвоения иностранными слушателями учебного материала и вносить необходимые коррективы в ход обучения, повышать мотивацию обучения, а также выступает в качестве механизма обратной связи в цепочке: преподаватель - студент - преподаватель, является средством управления учебным процессом.

Результаты исследования и их обсуждения

Вопросам контроля при обучении студентов, в том числе и иностранцев, посвящено много работ [I]—[4]. Показано, что контроль выполняет диагностическую, образовательную, воспитательную, развивающую, оценочную функции. Используются разные методы контроля: устный опрос, письменный, тестовый, графический, программированный контроль, практические работы, а также методы самоконтроля и самооценки. Кроме того, можно использовать нетрадиционные методы контроля: взаимный опрос, опрос в виде диалога, составление плана, задач, кроссвордов, рассказов по рисунку. Такие виды работ не только повышают интерес к предмету, но и развивают языковую компетенцию иностранных слушателей. На подготовительном факультете преподавателями широко используется наблюдение -систематическое изучение иностранных слушателей в процессе обучения. Результаты

ПЕ ДАТ АГ1ЧНЫЯ НАВУКІ

85

учитьшаются преподавателем для корректирования обучения, в общей итоговой оценке иностранного слушателя для своевременного выявления уровня усвоения материала.

При обучении иностранных слушателей используют индивидуальную и фронтальную проверки знаний, умений и навыков, а также итоговые формы контроля (зачеты, экзамены).

Обучение рассматривают как распределенный во времени процесс формирования требуемых знаний, умений и навыков. Оценивание знаний происходит поэтапно, что позволяет осуществлять более полный и качественный контроль. В зависимости от времени различают основные виды контроля знаний: предварительный (исходный), текущий (повседневный), тематический, рубежный, итоговый.

Опыт работы показывает, что контроль качества и организация учебного процесса достигает своей цели и выполняет свойственные ему функции только при соблюдении ряда обязательных принципов. Главными из них являются систематичность, объективность, единство требований, дифференцированость.

В Сумском государственном университете на подготовительном факультете иностранные граждане обучаются по нескольким направлениям (специальностям): медико-биологический профиль, инженерно-технический, гуманитарный.

Остановимся на организации контроля знаний иностранных слушателей медикобиологического профиля. Согласно учебной программе для иностранных слушателей подготовительных факультетов высших учебных заведений Украины [5], курс химии рассчитан на 144 аудиторных часа и включает три раздела: «Общая химия» (96 часов), «Неорганическая химия» (8 часов) и «Органическая химия» (40 часов).

С целью интенсификации учебного процесса, систематического усвоения учебного материала иностранными слушателями, установления обратной связи с каждым из них, своевременного контроля и корректирования учебно-воспитательного процесса, повышения мотивации, уменьшения пропусков учебных занятий, ответственности слушателей за результаты учебной деятельности на подготовительном факультете введена рейтинговая система оценки знаний.

Рейтинговая система предусматривает накопление баллов слушателями на протяжении всего учебного года, за текущие и рубежные контрольные работы. В случае успешной сдачи предусмотренных в течение года контрольных работ слушатель автоматически получает зачет в первом и втором семестрах. Если слушатель имеет неудовлетворительные оценки в течение семестра или много пропусков учебных занятий, то он должен сдавать зачеты. Выпускные экзамены, которые для иностранных слушателей являются одновременно вступительными, сдают все. Итоговая оценка, выставляемая слушателю, определяется по сумме годового рейтинга (суммы баллов, полученных в ходе текущих и рубежных контролей) и числа баллов, полученных на экзамене. Проведенный статистический анализ показывает, что в большинстве случаев имеет место хорошая корреляция годовых рейтингов и экзаменационных результатов.

В начале учебного года проводится предварительный контроль с целью определения базового уровня знаний иностранных слушателей по химии. Результаты этого контроля являются основой для планирования и организации учебного процесса, оптимизации и определения его содержательного компонента. Например, студенты из стран Ближнего Востока на достаточном уровне владеют знаниями о строении атома, легко пишут электронные формулы атомов химических элементов, но не владеют материалом об основных классах неорганических соединений, не умеют писать уравнения реакций по химическим свойствам оксидов, гидроксидов, кислот, солей. Эго необходимо учитывать при планировании занятий. Для проведения входного контроля используем тесты закрытой формы. Такая форма контроля распространена за рубежом и является обычной для большинства иностранных граждан. Эти тесты предусматривают выбор ответов из пяти вариантов (один из них - правильный, один - «не знаю»). Задания состоят из трех блоков (общая, неорганическая и органическая химия) и разделены на три уровня: I - знание основных законов и формул (1 балл за правильный ответ), II - применение знаний для решения простейших задач (2 балла), III - применение знаний для решения задач средней сложности (3 балла). Разработаны тесты на английском, французском, арабском, турецком языках. Ниже приводится часть тестовых заданий предварительного контроля.

86

ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯК1НА

Входной тест по химии

I уровень

1. Укажите химическое явление

(А) плавление; (В) испарение; (Д) не знаю.

(Б) горение; (Г) кипение;

2. Укажите закон сохранения массы

(A) в химических реакциях атомы не исчезают и не появляются из ничего;

(Б) масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся результате реакции;

(B) масса каждого реагирующего элемента постоянна в течении реакции;

(Г) в химической реакции общее количество атомов не изменяется;

(Д) не знаю.

3. Сколько молекул содержится в 1 моле вещества?

(А) з,о ыо23; (В) з,оыо24; (Д) не знаю.

(Б) 6,02-1 о23; (Г) 6,02-1 о24;

4. Заряд атома какого элемента равен 8?

(A) Ne; (В) Fe; (Д) не знаю.

(Б) N; (Г) О;

5. Какое соединение содержит ковалентную связь?

(A) NaCl; (В) KF; (Д) не знаю.

(Б) Ag; 6. Укажите формулу щелочи: (A) NaOH; (Г) НС1; (Г) Ве(ОН)2;

(Б) АЮН(СН3СОО)2; (В) Fe(OH)2; (Д) не знаю.

7. Какой металл реагирует с хлороводородной кислотой?

(A) Ag; (В) Zn; (Д) не знаю.

(Б) Си; 8. Укажите формулу алкана (Г) Аи;

(А) с8н8; (В) С3Н6: (Д) не знаю.

(Б) с2н4; 9. Укажите формулу спирта (А) сн3-соо-с2н5; (Г) с,м6- (Г) с2н5он;

(Б) с2н5сон; (В) cflcooh; (Д) не знаю.

в

II уровень

10. Сколько моль Н в 9,8 г H2S04?

(А) 1; (В) 2; (Д) не знаю.

(Б) 0,1; (Г) 0,2;

11. Сколько молекул в 4,48 л азота при н.у.?

(А) 6,0 • 1023; (В) 0,6 • 1023; (Д) не знаю.

(Б) 1,2-ю23; (Г) 12 • 1 о23;

12. Внешняя электронная конфигурация галогенов

(A) ns2np5; (В) ns2np°; (Д) не знаю.

(Б) ns2np6; (Г) ns2;

13. Порядковый номер двух элементов X и У 12 и 9 соответственно. Связь, образованная между атомами этих двух элементов

(A) ионная; (Г) координационная;

(Б) ковалентная; (Д) не знаю.

(B) нейтральная;

ПЕ ДАТ АГГЧНЫЯ НАВУКІ

87

(Г) НС1 + Na2S03 -(Д) не знаю.

14. Какая реакция проходит самопроизвольно?

(A) Mg + CuS04 -> (В) С02 + СО

(Б) Ag + CuS04 (Г) NaOH + Си

(Д) не знаю.

15. Выберите уравнение реакции нейтрализации.

(A) Са(ОН)2 + Н3Р04 —> ...

(Б) S03 + СаО -а...

(B) А1С1з + СаОН ->

16. Степень окисления хлора в НОС1,НСЮ3 и НСЮ4 соответственно

(А) -1,+5,+7; (В) -1,-5,-7; (Д) не знаю.

(Б) — 1,+3,+4; (Г)+1,+5,+7;

17. Органическое соединение содержит 72% углерода, 12% - водорода и 16% кислорода. Эмпирическая формула соединения

(А) сбН12Оз; (В)С12Н120; (Д) не знаю.

(Б) c6H10o ; (Г) с6н12о;

18. Какое количество MgO образуется при горении 6 г Mg в избытке 02 согласно уравнению

2Mg + 02 -^2MgO

(А) 6; (В) 20; (Д) не знаю.

(Б) Ю; (Г) 5;

19. Раствор хлорида бария может использоваться для обнаружения:

(A) so’"; (В) ОРТ; (Д) не знаю.

(Б) сг; (r)No3;

20. При добавлении воды к оксиду кальция происходит

(A) физическое явление; (Г) эндотермическая реакция;

(Б) химическое явление; (Д) не знаю.

(B) образование смеси;

21. Fc(t) + S(t) —>FeS(T);AH^8 =-100,3 кДж/моль

Какое количество АН выделится или поглотится при взаимодействии 0,5 моль Fe с S ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(A) выделится 100,3 кДж; (Г) выделится 50,15 кДж;

(Б) поглотится 50,15 кДж; (Д) не знаю.

(B) поглотится 100,3 кДж;

22. Раствор NaOH объемом 100 мл имеет плотность 1,3 г/мл. Какая масса раствора?

(А) 100 г; (В) 130 г; (Д) не знаю.

(Б) 1,3 г; (Г) 101,3 г;

23. Какая группа соединений содержит электролиты?

(A) NaCl,C6H1206,H2S04,NH3; (г) NaCl,H2S04,Al203,C2H9;

(Б) MgS04, НС1, А1203, NaOH; (Д) не знаю.

(B) С2Н5ОН, CuS04, HN03, сн9;

24. Укажите название соединения СН3 — СН2— СН— СН(СН?)2

ОН

(Г) 1,1-диметилбутан-2-ол; (Д) не знаю.

(A) 4-метилпентан-З-ол;

(Б) 2-метилпентан-З-ол;

(B) З-метилпентан-З-ол;

25. Функция концентрированной H2S04 в реакции эстерификации этановой кислоты и этанола (А) служит в качестве дегидратирующего (В) препятствует любому направлению

агента; реакции;

(Б) служит растворителем; (Г) служит окислителем;

(Д) не знаю.

88

ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯК1НА

III уровень

26. Ион метала Ме2+с конфигурацией инертного газа содержит 18 электронов. Сколько протонов в этом ионе?

(А) 20; (В) 16; (Д) не знаю.

(Б) 18; (Г) 2;

27. Напишите уравнение окислительно-восстановительной реакции

H2S + HN03 —>H2S04 +N02 +Н20. Чему равна сумма коэффициентов в реакции?

(А) 22; (В) 15; (Д) не знаю.

(Б) 20; (Г) 21;

28. Определите смещение равновесия данной реакции при повышении давления С02 (г) + 2SO, (г) -► CS2 (г) + 402 (г)

(А) не изменяется; (В) смещается влево;

(Б) смещается вправо; (Г) не знаю.

29. 0,5 моль NaOH растворили в 180 г воды. Какая процентная концентрация раствора?

(А) 11%; (В) 20%; (Д) не знаю.

(Б) 10%; (Г) 0,2%;

30. Определите вещество «X», в превращении СО —» X —» Na2C03

(A) NaHC03;

(Б) н2со3:

31. Окисление сн, — СН:

(В) со2;

(Г) NaOH: //°

СН— С —н

(Д)не знаю.

дает

(A) бутанон; (Г) бутанол;

(Б) бутаналь; (Д) не знаю.

(B) бутановая кислота;

32. Какая реакция будет происходить при добавлении КОН к пальмовому маслу?

(A) нейтрализация; (Г) окисление;

(Б) омыление; (Д) не знаю.

(B) эстерификация;

Текущий (повседневный) контроль дает возможность получить оперативные данные об усвоении иностранными слушателями отдельных понятий учебного материала. Повседневный контроль оказывает большое стимулирующее воздействие на учебу иностранных слушателей, способствует воспитанию самоконтроля, помогает им ритмично, планомерно и более основательно изучать программу по химии и готовиться к экзаменам. Вместе с тем он дает возможность преподавателю в процессе обучения определять эффективность своей работы, применяемой методики, своевременно внести коррективы в преподавание, дать нужное направление самостоятельной работе слушателей. Текущий контроль является одним из путей изучения слушателей, что в свою очередь позволяет преподавателю ввести элементы индивидуализации в учебный процесс. Главная функция текущей проверки - обучающая. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по средствам, методам и формам, которые зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложности, индивидуальных особенностей иностранных слушателей, цели обучения, конкретных условий.

Формы текущего контроля довольно многообразны. Остановимся на некоторых из них. Учитывая, что усвоение иностранными слушателями химического языка происходит во всех видах речевой деятельности, проверка знаний проводится как в форме фронтального опроса (что позволяет активизировать всех слушателей и способствует непроизвольному запоминанию изучаемого), так и виде индивидуальных собеседований. Например, при изучении тем «Символы химических элементов», «Химические формулы», «Номенклатура неорганических соединений» иностранные слушатели должны уметь воспроизводить химические символы, формулы, воспринимать их на слух, записывать под диктовку, читать формулы. Для проверки усвоения этих тем используется дидактический материал в виде карточек с изображением символов химических элементов и химических формул (рисунок) [6].

ПЕ ДАТ АГГЧНЫЯ НАВУКІ

89

h2so4

Рисунок - Образец разных видов дидактических карточек

Слушателям предъявляются карточки с символами химических элементов, они должны назвать их, или вызываем одного из слушателей к доске. Он должен написать символы химических элементов, которые предлагают ему другие слушатели.

Анализ химической формулы проводим, задавая вопросы по следующей схеме:

1. Прочитайте формулу (например, H.SOJ.

2. Скажите, из каких элементов состоит это вещество.

3. Определите, сколько атомов водорода, кислорода, серы содержит эта молекула?

Проводятся химические диктанты, особенностью которых является то, что студенты

не повторяют в письменном виде слова преподавателя, а пишут их значение в соответствии с химическим языком. Эти диктанты проводятся после изучения символов химических элементов, химических формул и номенклатуры классов неорганических соединений. Элементарные знания о правилах написания и произношения химических символов служат ориентиром в процессе выработки более сложных умений и навыков.

Письменную контрольную работу слушатель сможет выполнить, лишь усвоив изученную к этому времени химическую терминологию. Например, каждое из данных заданий содержит химическую формулу, но установить, какую информацию несет это задание, можно лишь усвоив химический язык.

1. Определить относительную молекулярную массу вещества II.S.

2. Чему равна массовая доля водорода в молекуле H;S?

3. Составьте формулы вещества HxSy

Письменные контрольные работы дают возможность иностранным слушателям приобрести навыки письменного изложения ответа на поставленный вопрос, а преподавателю проверить не только знание химии, но и стиль изложения, грамотность (владение языком) слушателей.

Контрольные письменные работы во время учебных занятий имеют то достоинство, что позволяют охватить сразу всех слушателей и проверить каждого из них за небольшой промежуток времени. Однородность работы, выполняемой слушателями, позволяет преподавателю провести сравнение знаний и умений обучающихся данной группы, выявить общие и типичные ошибки, а также недостатки, присущие только отдельным слушателям.

Можно проводить «неожиданные» контрольные работы по какому-нибудь одному вопросу или теме курса, о которых слушателей не предупреждают заранее. Все слушатели выполняют такую работу одновременно, в строго определенное время (10-20 мин). По результатам работы можно судить о прочности знаний слушателей, их сообразительности, глубине оперативного мышления, способности быстро реагировать на созданную обстановку и принимать обоснованные решения.

Получить быструю информацию об уровне усвоения знаний можно и с помощью тестовых заданий. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений в баллах по единым для всех критериям.

Письменные работы являются весьма эффективным средством контроля и приносят большую пользу самим студентам.

Для опережающего изучения русских (украинских) слов и проверки их усвоения используются лексические карточки с записью химических терминов, которые изучаются на языке-посреднике или на родном для слушателя языке. В конце каждого занятия слушателям предлагается список 15-20 слов, которые они должны перевести по словарю и выучить к следующему занятию. Эго позволяет более эффективно использовать время в аудитории для подробного изучения материала дисциплины. В начале занятия слушателям демонстрируются карточки с химическими терминами на их родном языке или на языке-посреднике и предлагается

Молекула... состоит из...

90

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЖІНА

назвать русский (украинский) аналог. Карточки демонстрируются всей учебной группе, но вопросы задаются персонально.

Для проверки домашнего задания используются дидактические карточки с предложениями, которые слушатель должен закончить самостоятельно (устно или письменно), например: «Химическая формула - это...».

В своей работе в аудитории с иностранными слушателями стремимся использовать как можно больше разных схем, таблиц, что позволяет при минимуме словарного запаса достигать максимума знаний по предмету.

Опыт показывает, что составление схем не только способствует более глубокому усвоению теоретического материала, но и развивает самостоятельность, повышает активность слушателей. Применение схем вырабатывает у иностранных слушателей умение выделить из обширного материала главное. Кроме того, использование схем дает возможность осуществить контроль и проверку полученных знаний.

Так, при изучении темы «Строение атома» усвоение материала можно проверить с помощью следующего задания: заполнить таблицу, объяснить смысл порядкового номера химического элемента.

Элемент Порядковый номер Заряд ядра Число протонов Число электронов Массовое число Число нейтронов

С1 17 +17 17 17 35 18

При дальнейшем изучении темы «Периодическая система химических элементов» в таблицу добавляется информация.

Элемент Номер периода Номер группы Число энергетических уровней Число электронов на внешнем энергетическом уровне Максимальная степень окисления

С1 2 7 2 7 +7

Эти таблицы можно использовать фрагментарно, т. е. ставить конкретные вопросы для проверки знаний отдельных структурных элементов учебного материала. Например:

1) Сколько протонов, электронов и нейтронов имеет атом кислорода? Чему равен заряд ядра?

2) Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне имеет атом брома? Какую максимальную степень окисления имеет этот атом?

3) Сколько энергетических уровней имеет атом цезия?

Одной из особенностей обучения иностранных слушателей является требование соблюдения единого языкового режима. Вопросы должны быть поставлены четко, предупреждая неопределенность ответа; следует придерживаться единой терминологии, строгости формулировок, выражения всех величин и единиц измерения в одной системе.

Постановка вопроса в измененном виде по сравнению с учебным пособием вызывает трудности у слушателей, но вместе с тем дает возможность проверить уровень усвоения языка и учебного материала, самостоятельность мышления слушателей.

Во внеучебное время с целью проверки систематичности и качества самостоятельной работы, степени усвоения изучаемого материала проводятся индивидуальные беседы с иностранными слушателями. Такие беседы сопровождаются или завершаются консультациями, советами для последующей самостоятельной работы.

После усвоения материала дисциплины «Химия» иностранный слушатель должен владеть химической лексикой на русском (украинском) языке, уметь решать типовые задачи. Итоговый контроль (экзамен) состоит из двух частей. Первая - это устный контроль (собеседование), на котором иностранный слушатель должен показать не только уровень знаний по химии,

ПЕ ДАТ АГГЧНЫЯ НАВУКІ

91

но и речевые умения. Вторая часть - письменный контроль, состоящий из тестов закрытой и открытой форм.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги, отметим, что системный подход к контролю знаний иностранных слушателей:

- позволяет оценить степень понимания и усвоения учебной темы, показывает динамику формирования навыков и умений на разных этапах учебного процесса, помогает выяснить, удалось ли слушателям достичь обязательных результатов обучения;

- повышает мотивацию обучения иностранных слушателей;

- помогает скорректировать содержание курса химии, усовершенствовать методы и приемы обучения;

- помогает установить обратную связь с каждым иностранным слушателем.

Литература

1. Булгакова, Н. Б. Методика викладання у виттпй шкот : навч. посіб. / Н. Б. Булгакова, В. О. Рахманов. -К: НАУ, 2012.-204 с.

2. Чайка, В. М. Основи дидактики : навч. посіб. / В. М. Чайка. - Л. : Академвидав, 2011. - 240 с. -(серы «Альма-матер»),

3. Фщула, М. М. Педагопка вшцоі школи : навч. посіб. / М. М. Фщула. - 2-ге вид., доп. - К. : Академвидав, 2010. - 456 с. - (серія «Альма-матер»),

4. Обучение языку специальности и тестовый контроль как способ определения уровня учебнопрофессиональной подготовки иностранных студентов / С. П. Остапенко // Наук.-метод. зб. / кол. авт. -Суми : Вид-во СумДУ, 2001. - 343 с.

5. Навчальш програми (довузівська підготовка іноземнйх громадян): у 2 ч. - К. : Політехніка, 2005.-Ч. 2. -165 с.

6. Диченко, Т. В. Досвід проведения занять з хіміі шоземними слухачами шдготовчого відділення : тези / Т. В. Диченко // Імідж сучасного педагога. - 2013. - № 6 (135). - С. 40^14.

Summary

The article deals with the features of the organization of control during the process of teaching Chemistry to foreign students at the Preparatory Department. An example of a pre-test is given, the forms of current control are shown.

Keywords: foreign students, the monitoring system, the Preparatory Department.

Поступила e редакцию 02.10.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.