Научная статья на тему 'Реализация идей развивающего обучения на факультативе «Химические элементы в организме человека»'

Реализация идей развивающего обучения на факультативе «Химические элементы в организме человека» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абжалов Р.Р.

В статье на примере факультативного курса «Химические элементы в организме человека» раскрыта возможность и значение использования идей развивающего обучения с целью активизации учебной деятельности старшеклассников, с одной стороны, а с другой - углубления знаний о значении химических элементов для организма человека с последующим применением этих знаний в практической деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the optional course "Chemical elements in human organism" and reveals the possibility of using the ideas of developmental education in order to enhance learning activities of high school students on the one hand, and on the other - increasing knowledge on importance of chemical elements in human body and further application of obtained knowledge in practice.

Текст научной работы на тему «Реализация идей развивающего обучения на факультативе «Химические элементы в организме человека»»

34

ВЕСН1К МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

УДК 371.315.6:371.214.19:577.1-05

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВЕ «ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА»

Р. Р. Абжалов

аспирант кафедры химии и методики обучения химии

Сумского государственного педагогического университета имени А. С. Макаренко,

учитель химии I категории Червоненской общеобразовательной школы I—III степени

Сумского района Сумской области

Научный руководитель: Н. Н. Чайченко

В статье на примере факультативного курса «Химические элементы в организме человека» раскрыта возможность и значение использования идей развивающего обучения с целью активизации учебной деятельности старшеклассников, с одной стороны, а с другой - углубления знаний о значении химических элементов для организма человека с последующим применением этих знаний в практической деятельности».

Введение

В современном информационном обществе вместе с усвоением учащимися базовых знаний, что является бесспорным, возникает проблема обучения их самостоятельно овладевать новыми знаниями и методами познания, выработать желание учиться на протяжении всей жизни, развивать интеллект и творчество, использовать соответствующие методы и средства для их становления как личности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса приводит к возникновению различных педагогических технологий. Одной из наиболее эффективных, направленных на развитие умственных способностей учеников, считаем технологию развивающего обучения. Украинский педагогический энциклопедический словарь определяет развивающее обучение как направленность принципов, методов и приемов обучения на достижение наибольшей эффективности развития познавательных возможностей учеников: восприятия, мышления, памяти, воображения и проч. [1, 404].

К основным идеям развивающего обучения относят следующие: процессы развития и обучения взаимосвязаны, но они не совпадают - первые идут всегда за вторыми, создающими зоны ближайшего развития; обучение вызывает у ребенка интерес к жизни, побуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития; новая психическая функция появляется в качестве своеобразного «индивидуального продолжения» ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой и есть обучение [2]. Таким образом, правильно организованное обучение идет всегда впереди развития. Также отметим важность коллективного характера обучения как средства активизации учебной деятельности ученика.

Развитие основных идей развивающего обучения воплотилось в создании различных дидактических систем. Две такие системы, разработанные Л. В. Занковым и В. В. Давыдовым, по мнению И. Я. Лернера, претендуют на целостность [3].

Принципы первой дидактической системы заключаются в следующих положениях: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; изучение материала быстрым темпом; осознание школьниками самого процесса учения; систематическая работа над развитием всех [2].

Характеризуя данную систему, В. В. Давыдов выделяет такой ее недостаток: очень слабо представлены моменты организации учебного общения и сотрудничества как существенных средств создания зон ближайшего развития.

В системе же, разработанной В. В. Давыдовым, высказано две важные мысли: обучение может стать полноценным только в том случае, если учащиеся усваивают принципы и способы

ПЕ ДАТ АГ1ЧНЫЯ НАВУК1

35

учебной деятельности; обучение призвано обеспечить достижение теоретического уровня мышления, а не эмпирического [3].

Идеи развивающего обучения находят свое применение в предметных методиках, в том числе и в методике обучения химии.

Так, М. В. Зуева выделяет основные направления реализации развивающего обучения на уроках химии:

1. Формирование более глубоких знаний по химии.

2. Обучение важнейшим для усвоения предмета химии приемам умственных действий (приемам мышления).

3. Широкое использование приемов и методов обучения, в максимальной степени активизирующих учебную деятельность учащихся, воспитывающих у них самостоятельность и познавательный интерес, а также осмысленное применение знаний в различных видах учебной и внеклассной работы [4, 22].

С введением в учебный процесс значительного числа факультативных курсов и курсов по выбору возможности развития умственных, эмоциональных и личностных качеств учеников возрастают. Например, принцип добровольности способствует их более сознательному отношению к учебному процессу на факультативе. Самостоятельный выбор ученика воспитывает ответственность, дисциплинирует. Для активизации мыслительной деятельности создаются специальные средства обучения, используется индивидуальный подход, организовывается групповая форма работы на занятиях и т. д.

Цель данной статьи состоит в раскрытии путей реализации развивающего обучения на занятиях авторского факультативного курса «Химические элементы в организме человека».

Проблеме факультативного обучения химии посвящены труды отечественных ученых и педагогов: О. Дубовик, С. Фицайло [5], Г. Дубковецкая, Ю. Калиночкина [6] и др. (разработка различных факультативных курсов и курсов по выбору). Среди белорусских ученых значительный вклад в развитие факультативного обучения химии внесли Е. Я. Аршанский, Ф. Ф. Лахвич [7] и др.

Проведенные нами ранее педагогические исследования преследовали цель: разработать содержание и структуру межпредметного факультативного курса для старшеклассников «Химические элементы в организме человека»; выяснить место факультатива в системе профильного обучения химии и вариативной составляющей предмета химии; разработать дидактико-методическое сопровождение факультативного курса [8], [9], [10], [11], [12].

Результаты исследования и их обсуждение

Знания в процессе обучения подвергаются определенным изменениям - углубляются, расширяются, становятся более действенными, между ними устанавливаются сложные взаимосвязи. В этом и заключается их развитие, которое в свою очередь влияет и определяет развитие учащихся. Факультативный курс «Химические элементы в организме человека» предназначен развивать и углублять знания учеников о химических элементах в следующих направлениях: содержание элементов в природе, в организме человека, их биологическая роль, особенности метаболизма, влияние избытка и недостатка элемента в организме, токсическое действие, пути обеспечения суточных норм элементов и т. д. Кроме того, развитие знаний учащихся о химических элементах осуществляется путем расширения количества изучаемых элементов в сравнении с предусмотренным программой по химии для средней школы. Таким образом, создаются условия для закрепления знаний старшеклассников о химических элементах, углубления этих знаний, применения их на практике, раскрытия экологической роли химических элементов, т. е. формирования более целостного о них представления.

Прочность знаний, полученных на факультативе, зависит от его содержания. Наибольшего развития знания достигают в случае установления возможных преемственных взаимосвязей между ними по направлениям:

- между разными знаниями одного теоретического уровня (между понятиями, между старым и новым учебным материалом);

- между знаниями различных уровней (в том числе и между неорганической и органической химией);

- между различными областями усваиваемых знаний (межпредметные связи химии, природоведения, биологии, физики, математики, географии, истории и др.) [4, 24].

36

ВЕСН1К МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

Прочность знаний ученика есть важная характеристика его интеллектуального развития. Поэтому выделяем те позитивные стороны факультативного курса «Химические элементы в организме человека», которые способствуют развитию знаний учеников о химических элементах:

- тесная взаимосвязь факультатива с основным предметом (в химии это изучение металлических и неметаллических элементов в 10 классе, а в биологии - химического состава клетки в 10 классе);

- межпредметный характер факультатива (связь химии, биологии, экологии, медицины, географии, физики и др.).

Для подтверждения вышесказанного приводим авторскую программу факультативного курса «Химические элементы в организме человека» в общем виде в таблице 1.

Таблица 1 - Программа факультативного курса «Химические элементы в организме человека»

Программа курса (34 часа)

Содержание учебного материала Общеобразовательные требования к подготовке учащихся

1. Химические элементы I группы периодической системы Д. И. Менделеева (водород, литий, натрий, калий, рубидий, цезий, медь, серебро, золото). Лабораторные опыты к теме 1. 2. Химические элементы II группы периодической системы Д. И. Менделеева (бериллий, магний, кальций, стронций, барий, цинк, кадмий, ртуть). Лабораторные опыты к теме 2. 3. Химические элементы III группы периодической системы Д. И. Менделеева (бор, алюминий, галлий, индий, таллий, торий). Лабораторные опыты к теме 3. 4. Химические элементы IV группы периодической системы Д. И. Менделеева (углерод, кремний, германий, олово, свинец, титан, цирконий, гафний). Лабораторные опыты к теме 4. 5. Химические элементы V группы периодической системы Д. И. Менделеева (азот, фосфор, мышьяк, сурьма, висмут, ванадий, ниобий, тантал). Лабораторные опыты к теме 5. 6. Химические элементы VI группы периодической системы Д. И. Менделеева (кислород, сера, селен, теллур, хром, молибден, вольфрам). Лабораторные опыты к теме 6. 7. Химические элементы VII группы периодической системы Д. И. Менделеева (фтор, хлор, бром, йод, марганец). Лабораторные опыты к теме 7. 8. Химические элементы VIII группы периодической системы Д. И. Менделеева (железо, кобальт, никель). Ученик: понимает происхождение названий химических элементов; знакомится с историей их открытия; называет простые вещества химических элементов, их научное и промышленное значение; приводит электронные конфигурации атомов химических элементов; устанавливает взаимосвязь между строением атома и свойствами химических элементов; называет важнейшие минералы и горные породы, содержащие данный химический элемент; классифицирует химические элементы по их содержанием в организме человека (на макро- и микроэлементы); делает выводы о биологической роли, токсическом воздействии химических элементов и их соединений на организм человека, особенностях миграции элементов в природе и путях попадания и выведения из организма человека; высказывает суждения о вредном влиянии алкоголя и других наркотиков на организм человека, социальный аспект проблемы; делает расчеты на основании содержания химических элементов в земной коре, природных объектах, организме человека, продуктах питания; а также расчеты по уравнению химических реакций; умеет проводить химический эксперимент, направленный на качественное определение химических элементов в биологических объектах, моделирование биологических процессов; умеет работать с учебными пособиями и дополнительными литературными источниками (в т. ч. Internet); защищает результаты своих исследований.

ПЕ ДАТ АГ1ЧНЫЯ НАВУК1

37

Цель факультативного курса «Химические элементы в организме человека» предусматривает формирование компетентной в данном вопросе личности выпускника на основании:

- развития знаний учащихся о химические элементы в организме человека (практический

аспект);

- формирование у учащихся способов осуществления учебной деятельности, в которых применяются данные знания;

- осуществления творческой деятельности, на основании которой происходит самореализация (умственная, практическая, эмоциональная, этическая и других сфер самовыражения личности) учащихся на базе вышеуказанного материала.

Порядок размещения химических элементов в периодической системе Д. И. Менделеева является методологической основой построения факультативного курса. Это позволяет связать состав и строение атома химического элемента с его свойствами и свойствами его соединений; проследить периодичность изменений в свойствах химических элементов по группам и периодам; использовать принцип системности в построении учебного материала.

Что же касается учебных умений, то на занятиях факультатива ученики имеют возможность развивать их в процессе применения знаний и установления преемственных взаимосвязей между ними. М. В. Зуева выделяет основные виды деятельности, направленные на развитие учебных умений:

- использование приемов мышления;

- решение химических задач;

- выполнение химического эксперимента и оформление его результатов;

- использование умений различных лет обучения, приобретенных на уроках химии и других предметов [4, 35].

Мы считаем, что сегодня спектр направления деятельности учеников значительно расширяется. Достаточно упомянуть о возможности использования Интернет ресурсов и в целом системы средств обучения современной методики химии.

Разработанные нами дидактические материалы к занятиям факультатива позволяют отработать различные приемы мышления, умение решать химические задачи, проводить исследование (эксперимент), при этом обобщать полученные ранее знания и умения по химии. На это, в частности, рассчитано содержание авторского пособия и сборника задач к факультативному курсу [9], [10].

К активизации учебной деятельности учеников, воспитании самостоятельности и познавательного интереса мы подошли творчески, предлагая учителю и ученику для использования серии наглядно-дидактических средств. Нами разработано несколько таких серий к факультативному курсу:

1. «Названия химических элементов». Серия содержит увлекательные сведения об открытии химических элементов, происхождении их названий, о простом и сложных веществах элемента, их значении для человека (рисунок 1). Такая наглядность выступает как самостоятельное средство формирования понятия о химическом элементе [13].

2. «Химические элементы в минералах и горных породах». Серия знакомит учащихся с важнейшими минералами и горными породами химических элементов, направлена на развитие знаний, полученных на уроках химии, географии биологии, содержит сведения об электронной конфигурации атома элемента (рисунок 2). Эти сведения позволяют связать строение атома элемента с его содержанием в природе.

38

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

Рисунок 2 - Страничка о важнейших

ми

нер

ала

х

нат

рия

. «X

ими

чес

кие

эле

мен

ты

29

Си КУПРУМ

Важнейшие минералы натрия

.„Na-tMcjas1

63,546

Семь металлов принято наливать доисторическими: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть - они были известны с древнейших времен Так, в Египте медную руду плавили еше в IV тнсячелетнн до н. э. Римляне унаследовали сгг греков добычу меди на островах Крит и Кипр. Отсюда н происхождение латинского названия элемента Cuprum.

N*t‘I галит, каменная соль NaNO - чилийская сс/инра Na,CO, NaHCO, 2И,0 - іроыа

N* SO, ЮН О мирабилит

N«jS04 • тенардит

Рисунок 1 - Страничка о меди

в организме человека». Серия содержит информацию о содержании химических элементов в организме человека и отдельных органах, системах организма, актуализирует знания учеников, полученные на уроках биологии (рисунок 3).

4. «Химические элементы в продуктах питания». Серия содержит сведения о содержании химических элементов в важнейших продуктах питания, суточную норму элемента. Строгий табличный вид представлен в виде цветного рисунка, продукты размещены в порядке уменьшения содержания в них элемента (рисунок 4).

После torn пыля наЛлена Луиреимм Кар

Na

Содержание натрия в организме человека (в %)

Содержание натрия в продуктах питания, мг/100 г

Суточная норма - 0,8 -Юг

натрий

Всего - до 100 г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(0,1%)

&

Лубы . 0,47*4

І' Соашілмоіюмл

ч. <. асмлкосгь - 0.299

к ^

Мышечка* паль • 0.26 • 0,794 Костная ткяиь * 1,004 Крояъ - 1970 wr;a

I

Легкие • 0.24М

Соль поваренпая - 38710

Хлеб и хлебобулочные изделия - 270 - 567

Сыры -612- 1500

Мясо и мясопродукты -57-218...

Рисунок 3 - Фрагмент странички о содержании натрия в организме человека

Рисунок 4 - Фрагмент странички о содержании натрия в продуктах питания

ПЕДАГАПЧНЫЯ НАВУКІ

39

5. «Алкоголь и другие наркотики». Очень важная в плане воспитания серия в современных условиях распространения употребления алкоголя среди молодежи (рисунок 5). Используется в рамках темы «Углерод и его соединения».

“Пьяницы стали пьяницами только оттого, что непьяннцы, нс делая себе вреда, научили их пить вино, соблазнили их своим примером. Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы нс видели почтенных, уважаемых всеми людей, пьющих вино или угощающих их”

Рисунок 5 - Страничка из рубрики «Высказывания известных людей об алкоголе» из серии «Алкоголь и другие наркотики»

6. Разрабатывается серия «Дисбаланс химических элементов в организме человека», которая на примере разных заболеваний демонстрирует влияние избытка или недостатка элемента на организм человека. Серия содержит сведения о биологической роли химических элементов при нормальном его содержании.

К данному виду наглядности нами предъявляются такие основные требования: оформление рисунков в цвете, четкий образ предмета, лаконичность текста, его табличный вид, информативность, проверенные научные данные. В сериях каждое цветовое обозначение фона имеет свое значение. Например, классифицировать химические элементы на макро- и микроэлементы можно по фону рисунка. Использование данных дидактических средств в их системе дает возможность расширить спектр методов и приемов учебной работы, сопутствуя развитию мыслительных умений учеников [11], [12].

Таким образом, развивающий эффект оказывает не только содержание факультативного курса, но и средства обучения.

В условиях малокомплектных школ, как показывает наш опыт, занятия на факультативе целесообразно проводить в малых группах. Обеспечив каждую группу учебным комплектом, учитель значительно расширяет диапазон методов и приемов учебной деятельности, способствуя общению и сотрудничеству учеников.

Подведем итог вышесказанному в таблице 2.

Таблица 2 - Пути реализации развивающего обучения на факультативе «Химические элементы в организме человека»

Направление В чем заключается

Развитие знаний учащихся Развитие знаний учащихся определяет развитие самих учащихся. Развитие знаний о химических элементах на факультативе осуществляется в направлении - химические элементы в организме человека путем углубления и расширения их содержания

Прочность сформированных знаний учеников на факультативе определяется их тесной взаимосвязью с основным предметом, межпредменым характером факультатива и логикой построения курса, основанной на периодическом законе и периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева

Формирование прочных знаний учащихся

40

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

Продолжение таблицы 2

Развитие учебных умений учащихся Происходит путем: - использования приемов мышления; - решения химических задач; - выполнения химического эксперимента и оформление его результатов; - использования умений различных лет обучения, приобретенных на уроках химии и других предметов; - использования Интернет ресурсов; - использования системы средств обучения современной методики химии, в частности предлагаемой автором

Активизация учебной деятельности Происходит путем использования на занятиях факультатива авторских пособий (сборник задач, серии наглядных материалов) в сочетании с разнообразием методов и форм организации обучения. Среди форм выделяем групповую в сочетании с индивидуальной. Обязательным есть учет интересов детей.

Приведем конкретные примеры использования идей развивающего обучения на занятиях факультативного курса «Химические элементы в организме человека». При формировании и развитии знаний учеников о распространении химических элементов в природе опорными являются знания о строении атома, в частности, электронной конфигурации атома. Так, для элементов ІА группы периодической системы (щелочные металлы) наличие лишь одного электрона на внешнем энергетическом уровне определяет их высокую химическую активность и особенности распространения в природе: они существуют только в связанном состоянии. Учащимся предлагаем ознакомиться с образцами минералов щелочных металлов как в виде натуральной наглядности, так и в виде рисунка (рисунок 2). С помощью учителя или самостоятельно ученики устанавливают связь между распространением химических элементов в природе и строением их атомов.

Для развития мыслительных умений учитель предлагает ученикам рассчитать массовую долю элемента в соединениях, приведенных на рисунке, ранжировать минералы по содержанию элемента, определить самый богатый минерал, содержащий этот элемент. Как самостоятельное домашнее задание ученики находят информацию в Интернете и справочниках о происхождении названий минералов, их применении. Например:

- NaCl - галит, в переводе с греческого «соль»; основной источник каменной (поваренной) соли, важного пищевого продукта; имеет широкое применение в технике.

- NaNC>3 - чилийская селитра, натриевая селитра, название происходит от основного местонахождения залежей - Чили; используется как удобрение.

- Na2S04 • ЮН20 - мирабилит, глауберова соль, название минерал получил по имени первооткрывателя Г. Глаубера; учащимся предлагается интересная история об открытии ученым целебных свойств соединения, ее современное применение.

Для закрепления знаний учащиеся решают задачи проблемно-информативного содержания:

Задача 1. Представим, что весь натрий и калий вашего организма в виде простых веществ массой 269,5 г прореагировали с водой. При этом выделился водород объемом 89,98 л (н.у.). Вычислить массу каждого элемента в организме и объем воды, который вступил в реакцию с каждым металлом отдельно. Подумайте, возможна ли данная реакция в организме человека?

Задача 2. В 100 г яблок содержится 26 мг натрия. Какую массу яблок необходимо съесть, чтобы ввести в организм 3,37 • 1025 ионов натрия? Соответствует ли это количество суточной норме человека, которая составляет около 1 г?

Задача 3. В состав костей входит магний в виде соли ортофосфатной кислоты. Определите формулу этой соли, если массовые доли магния, фосфора и кислорода составляют соответственно 27,48%; 23,66% и 48,85%.

Задача 4. (Задача-шутка) Влюбленный студент решил подарить своей девушке кольцо массой 8 г, изготовленное из железа, восстановленного из собственной крови. Через день он

ПЕ ДАТ АГ1ЧНЫЯ НАВУК1

41

восстанавливал железо из 25 мл крови. Через какое время он достиг цели? Вычислите объем крови, потраченный на металл. Сколько картофеля должен был съесть студент, чтобы восполнить потерянную массу элемента? Использовать данные: содержание железа в крови девушки составляет 68 мг%, у студента на 7 мг% выше, плотность крови 1,060 г/мл, содержание элемента в картофеле составляет 900 мкг/100 г.

Данные задачи успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс, сборник применяется также при составлении заданий химических олимпиад [10].

Важными опорными знаниями для формирования представления о биологической роли щелочных металлов является электролитические свойства их соединений: высокая растворимость в воде, существование в виде ионов (в том числе и в организме человека). Различние ионных радиусов щелочных металлов является причиной того, что ионы с меньшими радиусами (Li+, Na ) накапливаются снаружи клеточной оболочки, а с большими (К+, Rb+, Cs ) - внутри. Учащиеся, знакомясь с рисунком 6, делают соответствующие выводы.

Внешнеклеточные Внутриклеточные катионы катионы

Рисунок 6 - Классификация катионов щелочных металлов на внутри- и внешнеклеточные

Известно, что размеры ионов также определяют сходство свойств, взаимозаменяемость некоторых ионов. Так, литий и натрий играют похожую биологическую роль, могут заменять друг друга; натрий и калий являются антагонистами, то есть повышенное содержание одного из элементов приводит к пониженному содержанию другого и т. д. Для подтверждения электролитических свойств соединений элементов 1А группы проводим соответствующие опыты и составляем таблицу:

Опыт Аналогия с природными процессами

Электропроводность растворов солей щелочных металлов Проводимость нервного импульса ионами Na+ и К+

Осмотические свойства концентрированных растворов солей щелочных металлов Поддержание нормального осмотического давления крови в организме

По рисунку 4 предлагаем учащимся определить самые богатые продукты, содержащие натрий, составить свой рацион, зная суточную норму элемента. При этом каждый ученик руководствуется собственными вкусами и предпочтениями в выборе продукта питания.

Рисунок «Содержание натрия в организме человека» (рисунок 3) является достаточно информативным и наглядным, им ученики могут пользоваться как справочным при составлении задач и упражнений, подготовке сообщений и рефератов и т. д. Заметим, что в отсутствии данных рисунков, аналогичную информацию можно найти в сети Интернет.

Таким образом, создаются условия для усвоения и развития у учащихся важнейших приемов мышления: сравнения, абстрагирования и обобщения, без которых невозможно или затрудняется приобретение учащимися знаний по химии.

42

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

Выводы

В результате проведенного педагогического исследования установлено, что обучение и воспитание учеников во время занятий на факультативе «Химические элементы в организме человека» проходит продуктивно, если:

1. Углубляются и развиваются знания о химических элементах, их нахождении и содержании в природе, организме человека, биологической роли, особенностях метаболизма, влиянии избытка и недостатка химических элементов на организм, их токсическом действии, путях обеспечения суточных норм химических элементов и т. д.

2. Для активизации учебной деятельности учащихся используются авторские дидактические средства (пособие, сборник задач, комплект серий наглядно-дидактических материалов («Названия химических элементов», «Химические элементы в минералах и горных породах», «Химические элементы в организме человека», «Дисбаланс химических элементов в организме человека», «Химические элементы в продуктах питания», «Алкоголь и другие наркотики»)) как единое целое в системе и (или) в сочетании с Internet-ресурсами.

3. В ходе учебно-воспитательного процесса превалирует групповая форма работы (в основном гетерогенные группы) в сочетании с индивидуальной и обязательным учетом интересов детей.

4. Знания и умения учащихся имеют практическую направленность и, в частности, предусматривают экологическое воспитание учащихся.

Литература

1. Гончаренко, С. У. Украшський педагогічнйй енциклопедичний словник / Семен Гончаренко. -Видання друге, доповнене й виправлене. - Рівне : Волйнські обереги, 2011,- 522 с.

2. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. - 1995. - № 1. -

С. 29-39.

3. Лернер, И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика. -1996.-№2.-С. 7-11.

4. Зуева, М. В. Развитие учащихся при обучении химии / М. В. Зуева. -М. : Просвещение, 1978. - 190 с.

5. Навчальні программ курсів за вибором та факультатйвів з хіміі : Варіатйвна складова Типовых навчальних планів. 5-12 класи / упор. : О. А. Дубовик, С. С. Фіцайло. - Тернопіль : Мандрівець, 2010. - 272 с.

6. Навчальні программ курсів за вибором та факультатйвів з хіміі : Варіатйвна складова Типовых навчальних планів. 8-11 класи / упор. Г. Дубковецька, Ю. Каліночкіна. - Тернопіль : Мандрівець, 2010.-100 с.

7. Аршанский, Е. Я. Система курсов факультативных занятий по химии для средней общеобразовательной школы Республики Беларусь / Е. Я. Аршанский, Ф. Ф. Лахвич // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: материалы 57 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. - СПб. : Изд. дом «МИРС», 2010. - С. 79-82.

8. Абжалов, Р. Р. Місце факультативного курсу «Хімічні елементи» в сйстемі профільного навчання хіміі. Гуманізація навчально-виховного процесу / Р. Р. Абжалов // Збірнйк наукових праць / [За заг. ред. проф.

В. I. Сипченка]. - Вии. LVII. - Слов’янськ : СДПУ, 2011. -268 с. - С. 181-186.

9. Пигуль, В. С. Хімічні елементи в організмі людини / В. С. Пигуль. - Харків : Вид. трупа «Основа», 2004. - 310 с.

10. Абжалов, Р. Р. Збірнйк задач до факультативного курсу «Хімічні елементи в організмі людини» / Р. Р. Абжалов, В. С. Пигуль // Викладання хіміі в профільнйх класах / уклад. К. М. Задорожний. -X. : Вид. трупа «Основа», 2009. - Выпуск 3. - 172 с.

11. Абжалов, Р. Р. Хімічні елементи в організмі людини / Р. Р. Абжалов. - X. : Вид. трупа «Основа», 2012. - 32 с. - (Серія «Наочно-дйдактйчні матеріалй»),

12. Абжалов, Р. Р. Назви хімічнйх елементів / Р. Р. Абжалов. - X. : Вид. трупа «Основа», 2012. - 32 с. -(Серія «Наочно-дйдактйчні матеріалй»),

13. Абжалов, Р. Р. Назва хімічного елемента як засіб формування поняття про хімічнйй елемент / Р. Р. Абжалов // Наукові записки Віннйцького державного педагогічного універсйтету імені Михайла Коцюбинського. Серія : Педагогіка і псйхологія : зб. наук. Праць / редкол.: В. I. Шахов (голова) [та ін.]. -Віннйця : ТОВ «Клан ЛТД», 2012. - Выпуск 37. - С. 262-265.

Summary

The article deals with the optional course "Chemical elements in human organism" and reveals the possibility of using the ideas of developmental education in order to enhance learning activities of high school students on the one hand, and on the other - increasing knowledge on importance of chemical elements in human body and further application of obtained knowledge in practice.

Поступила e редакцию 10.06.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.