Научная статья на тему 'Контроль знаний и умений студентов - один из факторов обратной связи и повышения эффективности обучения'

Контроль знаний и умений студентов - один из факторов обратной связи и повышения эффективности обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / РУБЕЖНЫЙ / ИТОГОВЫЙ / ТЕСТОВЫЙ / РЕЙТИНГО-БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичхадзе Гурам Михайлович, Кадырова Диляра Мулдашевна, Ким Ирина Ивановна, Айтжанова Гулзира Байдиллаевна

В статье систематизированы типы и методы контроля знаний и умений при прохождении фармакологии студентами всех факультетов. Эффективное сочетание форм и методов контроля, а также систематический контроль знаний и умений студентов приводит к их качественному улучшению. В статье содержатся сведения, как о традиционных, так и новых методах контроля рейтингово-балльной оценки знаний применяемых на кафедре фармакологии КазНМУ. Рейтинговая система является средством управления профессионально-личностным развитием студентов, а также содействует систематическому усвоению знаний. Новая система оценки знаний в сочетании с правильно подобранным, грамотным контролем учебной деятельности позволяет перейти на качественно новый уровень обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичхадзе Гурам Михайлович, Кадырова Диляра Мулдашевна, Ким Ирина Ивановна, Айтжанова Гулзира Байдиллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль знаний и умений студентов - один из факторов обратной связи и повышения эффективности обучения»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378+37.0+371

Пичхадзе Гурам Михайлович

Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой фармакологии Казахского Национального медицинского университет им. С. Д. Асфендиярова, [email protected], Алматы

Кадырова Диляра Мулдашевна

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии Казахского Национального медицинского университет им. С. Д. Асфендиярова, Mika [email protected], Алматы

Ким Ирина Ивановна

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии Казахского Национального медицинского университет им. С. Д. Асфендиярова, kim [email protected], Алматы

Айтжанова Гулзира Байдиллаевна

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии Казахского Национального медицинского университет им. С. Д. Асфендиярова, [email protected], Алматы

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье систематизированы типы и методы контроля знаний и умений при прохождении фармакологии студентами всех факультетов. Эффективное сочетание форм и методов контроля, а также систематический контроль знаний и умений студентов приводит к их качественному улучшению. В статье содержатся сведения, как о традиционных, так и новых методах контроля - рейтингово-балльной оценки знаний применяемых на кафедре фармакологии КазНМУ Рейтинговая система является средством управления профессионально-личностным развитием студентов, а также содействует систематическому усвоению знаний. Новая система оценки знаний в сочетании с правильно подобранным, грамотным контролем учебной деятельности позволяет перейти на качественно новый уровень обучения.

Ключевые слова: контроль, рубежный, итоговый, тестовый, рейтинго-балльная оценка.

Pichkhadze Guram Michailovich

Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov, Department of pharmacology, [email protected], Almaty

Kadyrova Dilyara Muldashevna

Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov, Department of pharmacology, Mika [email protected], Almaty

Kim Irina Ivanovna

Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov, Department of pharmacology, kim [email protected], Almaty

Aitzhanova Gulzira Baidillaevna

Kazakh National Mеdical University named after S. D. Asfendiyarov, Department of pharmacology, [email protected], Almaty

CONTROL OF KNOWLEDGE AND SKILLS OF STUDENTS - ONE OF FACTORS OF FEEDBACK AND LEARNING EFFICIENCY INCREASE

Abstract. In the article types and methods of control of knowledge and skills are systematized at passing of pharmacology the students of all faculties. Effective combination of forms and methods of control and also systematic monitoring of students’ knowledge and skills leads to their high-quality

improvement. This article contains information about both traditional and new methods of control -the rating-point evaluation of the knowledge used in the department of pharmacology KazNMU. The rating system is a tool for managing professionally-personality development of students, and also promotes a systematic assimilation of knowledge. New system of knowledge evaluation in combination with a properly chosen, competent supervision of training activities allows us to go to a new level of education.

Keywords: control, landmark, final, test, rating-point rating.

Присоединение Казахстана в марте 2010 года к Болонскому процессу предполагает интенсивную модернизацию отечественной системы высшего образования, создание многоуровневой системы подготовки специалиста, совершенствование содержания образовательных программ всех уровней. Новые подходы и новые задачи, поставленные перед вузами, в связи с процессами интеграции в мировое образовательное пространство, требует пересмотра не только образовательных программ, но критериев контроля качества учебного процесса. Чтобы оценить, в какой мере уровень выпускников ВУЗов соответствует сегодняшним требованиям реального производства, необходима научно обоснованная система оценки качества подготовки специалиста [1; 2].

Изменение образования, в соответствии с современными запросами общества, должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, оценки достижений студентов, в том числе контроля знаний и умений. Продуктивность обучения зависит от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины и объективности контроля. Контроль - это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков, и является важным источником информации обратной связи [3; 4].

Известно, что обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами студенты постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала студенты не могут оценить_подлинного уровня своих знаний. Систематический контроль знаний и умений студентов - одно из основных условий повышения качества обучения. Грамотное и правильное сочетание методов контроля позволит качественно улучшить знания и умения студентов. Контроль, как необходимый компонент учебного процесса, должен

носить систематический характер и реализовываться во всех его функциях, не ограничиваясь собственно контролирующей ролью. Выбор формы проведения контроля зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, подготовленности студентов [5].

Контроль знаний обучающихся - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения и является составной частью процесса обучения. Проверка знаний студентов должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о самой деятельности, т.е. соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет преподавателю оценивать, получаемые обучающимися студентами знания, умения, навыки, вовремя оказать им необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности и создает благоприятные условия для развития познавательных способностей студентов и активизации их самостоятельной работы. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю увидеть свои собственные удачи и промахи [6].

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся; в указании им путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создать условия для последующего включения студентов в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения студентами учебного материала, т.е. уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в данных видах деятельности. Она также предполагает

воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. Поэтому исследование вопросов контроля является весьма актуальным [7].

Учебный процесс на кафедре фармакологии КазНМУ включает его аудиторные и внеаудиторные формы: лекции, практические занятия, СРСП, рубежный контроль, СРС, консультации, экзамены. Все формы образовательного процесса основаны на принципах преемственности, находятся во взаимосвязи и логической последовательности с учетом методов и форм контроля знаний студентов.

На кафедре используются различные типы (текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль) и методы контроля (устный опрос, самостоятельная работа, письменная работа, компьютерное тестирование).

Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса. Он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. На кафедре он проводится в виде устного опроса и письменной работы. Устный опрос по теме занятия позволяет определить исходный уровень знаний и умений студентов, определяет, каким вопросам следует уделить больше внимания на занятии с конкретной группой, а также намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях студентов. Методом индивидуального и фронтального опроса преподаватель закрепляет, а в конце занятия обобщает пройденный материал.

Письменная работа, в которую входит выписывание рецептов на широко используемые лекарственные средства с их разбором: групповая принадлежность, фармакологические эффекты, основные показания к применению, побочное действие, противопоказания. Кроме того, письменная работа включает решение тестовых заданий по материалу изучаемой темы. Для студентов фармацевтического факультета дополнительно введены профильные задания - коррекция рецепта, консультации для врача и пациента, замена препаратов на фармакоте-рапевтический и/или химический аналоги, знание синонимов; для студентов медикопрофилактического факультета по специальности «Общественное здравоохранение»

- анализ рецепта, расчет разовой и суточной доз. Письменный контроль позволяет предъявлять ко всем студентам одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения и дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

Самостоятельная работа студентов, включающая решение ситуационных задач, заданий по руководству к практическим занятиям по фармакологии, работу в малых группах, анализ таблиц, рисунков, решение кроссвордов, сканвордов и т.д. формирует критическое отношение студентов к результатам своей работы, требовательности к себе, прививает студентам умения и навыки самоконтроля.

Рубежный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала по разделам фармакологии. Такой контроль проводится 3-5 раз в процессе обучения в зависимости от специфики факультета. Он позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений. Данный вид контроля охватывает значительные по объему разделы курса, обобщается и усваивается целый раздел, выявляется логическая взаимосвязь с другими разделами, другими предметами. При этом виде контроля от студентов требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. Рубежный контроль проводится с учетом специфики каждого факультета в виде устного опроса по материалам раздела, письменной работы, включающей выписывание рецептов с разбором, решение разных форм и разных уровней заданий в тестовой форме и охватывает студентов всей группы. Контроль с помощью тестов является наиболее удобным для создания оперативной обратной связи и позволит сделать процесс педагогического контроля более эффективным, ориентируя его на использование современных информационных технологий [8].

Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения студентами системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения дисциплины. Итоговый контроль - это контроль интегрирующий,

который позволяет судить об общих достижениях студентов. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений студентов проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Итоговый контроль на кафедре осуществляется на переводных экзаменах в тестовой, письменной или устной формах. Планируется проведение комбинированной формы итогового контроля - тестовая, а также устная, определяющая приобретение студентами умений и навыков.

Поскольку традиционные подходы к оценке знания и результатам обучения не в полной степени отвечают требованиям времени, на кафедре, помимо традиционных форм контроля, используется контрольнообучающая программа, позволяющая с помощью компьютера вести оперативный контроль и регистрацию результатов рубежного и итогового контроля.

Кроме того, на кафедре внедрена более современная и объективная форма оценки знаний студентов - рейтингово-балльная система, которая является более гибкой и эффективной, стимулирует студентов к количественному измерению качества знаний.

В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент, по завершении курса, получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить прилежание студента, его учебную активность и уровень усвоения материала. Рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы.

Одно из обязательных условий рейтинговой системы - это её открытость. Максимальный рейтинговый балл (МРБ) доводится до студентов в начале семестра. Одновременно студенты знакомятся с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности

становится неудовлетворительной. Преподаватель ведёт учёт реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра выставляет итоговую оценку по совокупности, проделанной студентом работы. При этом студенты получают возможность осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу, становясь тем самым активным субъектом учебного процесса.

Оценка определяется по 100-бальной шкале, при этом для определения рейтинга вводятся обязательные баллы. Обязательными баллами оценивается работа на практических (семинарских) занятиях, СРСП, выполнение рубежного контроля, СРС, предусмотренных учебным планом. Рейтинговая оценка определяется как среднеарифметическая сумма текущего, рубежного контроля. Для допуска к экзамену студенту необходимо набрать не менее 50% из максимального количества баллов. Итоговая оценка по дисциплине включает оценки рейтинга допуска и итогового контроля. Заключительная оценка - суммарный итог работы студента за период обучения на кафедре. Каждый этап независим друг от друга, что обеспечивает мобильность студента.

Рейтинговая система оценки знаний позволяет расширить диапазон качественных характеристик знаний даже внутри оценки за счёт их интервальных ограничений, что позволяет, в конечном счёте, определять в соответствии с индивидуальным рейтингом студента объём, уровень и метод педагогического воздействия.

Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за систематическую работу.

Возможности рейтинговой системы достаточно велики. Сравнительно быстро обнаружилось, что в условиях рейтинговой системы весьма существенно снизилось количество немотивированных пропусков занятий. К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести и интенсификацию научноисследовательской и внеаудиторной работы. Эта методика позволила резко уменьшить число студентов, не выполнивших учебный план на конец семестра. Рейтинговая система стимулирует студента на самостоятельное глубокое изучение предмета.

Анализ форм и методов контроля, используемых на кафедре фармакологии, сви-

детельствует о том, что для получения достоверной обратной связи, т.е. получения информации о функционировании учебной деятельности, помимо традиционных форм оценки знания студентов, внедрена более современная балльно-рейтинговая оценка. Применение рейтинговой системы оценки знаний позволяет на практике реализовать основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность, системность, наглядность. Рейтинговая система предусматривает не только контроль знаний, но и является средством управления профессионально-личностным развитием студентов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.

Таким образом, переход на новую систему оценки знаний в сочетании с правильно подобранным, грамотным контролем учебной деятельности позволяет перейти на качественно новый уровень обучения в вузе. Такой подход к преподаванию способствует повышению эффективности обучения в целом.

Библиографический список

1. Аканов А. А., Хамзина Н. К. Ахметов В. И. и др. Казахский Национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова: на пути инновационных преобразований. - Алматы: КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова, 2010. - 206 с.

2. Шубина Н. Болонский процесс: эксперимент по организации индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц // Новые знания. - №1. - 2006. - С. 32-39.

3. Аканов А. А., Ахметов В. И., Абирова М. А. и др. Модель медицинского образования Казахского Национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова: Вып 1. - Алматы: КазН-МУ им. С. Д. Асфендиярова, 2010. - Ч. 4. - 6S с.

4. Муминов Т. А., Даулетбакова М. И. Инновационные технологии в образовательном процессе медицинскиз вузов. - Алматы: КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова, 2003. - 144 с.

5. Таубаева Ш. Т., Лактионова С . Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования: научный фонд и перспективы развития. Научно-издательский центр <^ылым», 2001. - 296 с.

6. Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: учебное пособие. - 4-ое изд. доп. -Алматы, 2010. - 334 с.

7. Фалина И. Н., Мохова М. Н. Методические принципы реализации учебного курса в формате смешанного обучения // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2005. - № 2 . - С. 9-37.

8. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий: учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. - 2-е изд. -М.: «Центр тестирования», 2006. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.