Научная статья на тему 'Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования'

Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6195
671
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / МЕТОДЫ / METHODS / ПРИЕМЫ / TECHNIQUES / ФУНКЦИОНАЛ-ДЪЩ САУАТТЫЛЬЩ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭДіС / ТЭСіЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Браун Р. И.

В данной статье не только доступно раскрывается поня-гие функциональной грамотности для дошкольников, но ғ обобщается многолетний опыт воспитателя по использованию технологий работы с детьми дошкольного возрасте щя формирования «навыков 21 века». Воспитатель рассказывает об успешной интеграции уже давно знакомы* гехнологий в современные условия обучения. Статья мо-кет представлять интерес для воспитателей дошкольны* учреждений, учителей начальных классов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Браун Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования»



Р.И. Браун,

учитель ГУ «Ливановская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района»

Неггзгг свздер: Функционал-дъщ сауатт ыл ьщ, технологи-я,эдгс,тэсы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, технологии, методы, приемы.

Keywords: functional literacy, technologies, methods, techniques.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Б^л мацалада мектепке дешнп балалардыц функцию-налдьщ сауаттыльщтары гана ашылып поймай, сонымен кдтар тэрбиеиинщ кеп жылдык; тэж1рибесш жинак;тап,мек-тепке дешнп балалардыц «21 гасырдыц дагдылырын» пайдалана технологияльщ ж^мыстарын кдлыптастырады. Тэрбиеип к;аз1рп жагдайда ок;ыту шартымен бздрынгы та-ныс технологиясыныц жемют1 ьщпалдастыгын тусш-д1ред1.Макдла бастауыш сынып м^гал1мдер1нщ?мектепке дешнп ^йымдардагы тэрбпеиилер уш1н цызыгушылыгын тудыруы мумкш.

Аннотация

В данной статье не только доступно раскрывается понятие функциональной грамотности для дошкольников, но и обобщается многолетний опыт воспитателя по использованию технологий работы с детьми дошкольного возраста для формирования «навыков 21 века». Воспитатель рассказывает об успешной интеграции уже давно знакомых технологий в современные условия обучения. Статья может представлять интерес для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов.

Annotation

This article reveals the concept of functional literacy for preschoolers, and also summarizes the multi -year experience of the teacher on using of technologies for pre-school children

to form the skills of the 21 stcentury. The teacher speaks about К

the successful integration of long-used technologies into <

modem learning conditions.This article may be interesting for о

pre-school teachers and primary school teachers. gj

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избе- ц=г

гать того, кто силой вдалбливает их ему в голову Но зато 2

он охотно пойдет за своим наставником искать эти са- м

I—I

мые знания и овладевать ими. ^

Шалва Амонашвили ®

¡=Г

В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан <

- 2050» Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, «чтобы о

стать развитым конкурентоспособным государством, мы К должны стать высокообразованной нацией. В современном

в; К х

т

о

СП

я

ш О

и и м =г о

ос

ш

X X

о К =Г

т

о х

х

мире простои поголовной грамотности уже недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, чтобы дети были адаптированы к современной жизни» [1].

В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы, и даже на более раннем этапе: в детских садах, мини-центрах, КПП. Другими словами, функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней. В этом ее отличие от элементарной грамотности как способности ребенка читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий полноценное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Отправляя ребенка в первый класс, большинство родителей уверены, что их ребенок будет только отличником. И на самом деле более 90% детей, поступающих в первый класс, имеют очень высокую учебную мотивацию и очень хотят идти в школу. Однако с каждым годом учителя отмечают значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. От 20% до 60% учащихся начальной школы имеют трудности формирования навыков чтения, пересказа и письма, а у значительной части детей они сохраняются и при переходе в основную школу. Что происходит за несколько месяцев учебы? Ведь появление трудностей естественно. Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления. Выбор методов,

форм и приемов, которые используются для преодоления трудностей в обучении, имеет актуальное значение в современном образовании.

С момента рождения у ребенка идет освоение окружающего мира. Сама природа позаботилась об этом. Через свои ощущения мозг ребенка получает знания и помогает ему адаптироваться в сложнейшем мире взрослых. Но чтобы этот процесс был более эффективным, дошкольника необходимо обучить приемам учебной деятельности, поэтому детям нужен индивидуальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

На протяжении многолетней педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста изучила и апробировала различные современные инновационные технологии. Остановлюсь на некоторых из них, на мой взгляд, наиболее соответствующих возрастным особенностям младших школьников и позволяющих добиваться максимальных результатов в обучении и воспитании дошколят.

Меня подкупила простота и эффективность технологии развития критического мышления. Именно эта стратегия является оптимальной для решения комплекса задач развития ребенка в самом раннем возрасте. Развивая у детей стремление самостоятельно добывать знания, умение выбрать нужное из огромного потока, воспитатель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск. Стратегии критического мышления позволяют разнообразить работу с учебными текстами, правилами, применяя доступные, действенные приемы, делают учение увлекательным и осмысленным, позволяют включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Посредством использования технологии развития критического мышления учитель создает условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для успешного обучения в школе [2]. Не менее важно и то, что данная технология помогает эффективно оценивать результаты мыслительных умений с охватом личностных результатов, системно - деятельных и предмет-

- Вестник «<

ных результатов, которые обозначены в требованиях к учебным программам для развития функциональной грамотности дошкольников и младших школьников [3].

В процессе работы с детьми на уроках математики и конструирования я обнаружила, что не каждый ребенок понимает, что путем складывания, сгибания листа бумаги квадратной формы, мы можем получить из одного большого квадрата четыре маленьких квадратика и восемь прямоугольников. Задачи по математике предусматривают деление целого на части, воспитанники мои с этим справляются, а вот преобразования, которые требуют логического мышления и воображения, работа с бумажными фигурами вызывают затруднения. Решить эту проблему помогла технология Воскобови-ча [4].

Точнее использование Квадрата Воскобови-ча на занятиях по математике. Квадрат Воско-бовича можно приобрести в магазине, можно изготовить своими руками, привлечь родителей к их изготовлению. В чем особенность этого квадрата? Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер». «Квадрат Воскобови-ча» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры - красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Гибкость треугольников позволяет при сгибании получить из большого квадрата любую геометрическую фигуру и даже объемные формы. Никакого специального обучения не провожу, а позволяю сгибать квадрат произвольно, полученный результат дети озвучивают. В начале процесса ознакомления с квадратом мои малыши ждали подсказки, объяснений, но я их настраивала на самостоятельную работу и собственную фантазию и логику. Прошло время. Теперь они

рлеу»-!^ Ос^^^

берут в руки квадрат и крутят его, как хотят и, получая огромное удовольствие, открывают для себя новые знания. Играя дети хорошо усвоили названия геометрических фигур. На мой взгляд, именно самостоятельно полученные дошкольниками знания более прочны и обязательно пригодятся им в жизни.

На практике убеждаюсь в правоте слов великих ученых. Так в своих работах выдающийся психолог Л. В. Выготский особо отмечал, что «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» [5].

Эту же мысль мы можем проследить в трудах великого педагога и писателя К.Д. Ушин-ского. Константин Дмитриевич писал, что «следует развивать в ребенке желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания... дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения» [6].

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Исходя из этого, считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников § является одной из актуальных проблем, при- ^ званной воспитать личность, способную к са- §

В го

СО- <(

временной образовательной практике значение ^

исследовательской, познавательной деятельно- д

сти ребенка явно недооценивается. Мы торо- ^

пимся научить ребенка тому, что сами считаем д-

важным, а он сам бы хотел исследовать все. 2

Любой ребенок вовлечен в исследовательский щ

поиск практически постоянно. Это его нор- £

мальное, естественное состояние: рвать бумагу К

и смотреть, что получилось, наблюдать за си- К

ницей на прогулке, разбирать игрушки, изучая <с

их устройство. Не замечая этого, мы преры- О

ваем его исследовательские порывы, пытаясь д

К

направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым.

- Вестник «<

В итоге учебная деятельность предельно авто-номизируется от познавательной и становится скучной. Полностью стремясь сделать благое дело — научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. Задача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Основной целью своего исследования считаю: создание условий для формирования основ целостного мирови-дения ребенка старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности [7,8,9].

Исследователи современной педагогики пересматривают формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста. По обновленной программе впервые введен предмет «Естествознание» для изучения в нулевом классе. Программа предусматривает знакомства детей с такими темами, как «Свойства магнита», «Тела и вещества неживой природы» (песок, глина, уголь, камень), «Экологические проблемы воздуха», «Зимние явления: иней, гололед, сосульки». У дошкольников минимальные знания, жизненный опыт отсутствует. Как в таких условиях доступно, интересно поведать детям этот материал? Вывод напрашивается сам - на занятиях у пятилетних и шестилетних детей активно приметать исследовательские опытнические приемы. Так изучая свойства магнита, дети «ловили» на магнит разные мелкие предметы и на своем опыте убедились, что магнит § притягивает железные предметы. Узнали, чем ® больше вес магнита, тем он поднимет круп-§ нее предмет. Задача воспитателя учить детей <С устанавливать причинно-следственные связи, ^ используя такие языковые средства, как «я ду-2 маю, я считаю, потому что, поэтому». Пример о тому интегрированное занятие по разделам Я" программы «Основы безопасного поведения», 2 «Естествознание», «Основы экологии» на м тему: «Вода - основа жизни. Свойства воды».

й Дети на занятии проделывали опыты с водой: ж

И прятали мелкие игрушки в мутной воде, проК бовали воду на вкус, доказывая, что вкус воды < можно изменить, рассматривали воду в чистом О стакане на её прозрачность, кидали в воду дед ревянные, железные, пластмассовые предметы и сами делали выводы. Понимая значения воды для всего живого, дети на всю жизнь запомнят

)рлеу»-к81 -

(.чанное - воду надо беречь, нельзя загрязнять водоемы, вода - источник жизни, чистоты. Они своим руками изучают свойства земли, пересаживая луковицы растений, сажая семена. Ухаживая за растениями уголка живой природы, определяют зависимость растений от света, тепла, воды.

На физкультурных занятиях, выполняя то или иное упражнение, дети усваивают школу здорового образа жизни. Воспитанники мои делают полезные для себя выводы: если хочешь быть здоров, закаляйся; будешь спортом заниматься, пойдешь в армию служить, Родину защищать. Интегрируются все области воспитания: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Социум», «Творчество», которые способствуют формированию функциональной грамотности у детей.

Воспитатели детских садов, классов предшкольной подготовки знают, что занятия «Обучение грамоте» для большинства ребят сложные. Звукобуквенный анализ слов выполнять трудно, потому что дети не слышат поначалу отдельные звуки, и не все быстро запоминают печатный образ буквы, в этом случае помогают игры с песком или письмена на песке. Игры с песком самые известные и запоминающиеся для любого ребенка, каждый из нас в детстве проводил в песочнице немало времени. Играя с песком, дети непроизвольно усваивают и звуки и буквы. Как это происходит? Доступно ли это в малокомплектных школах? Да. Для этого в интернете предлагаются разнообразные игры в большом количестве. Рамочки для песка могут быть большие и маленькие. На мой взгляд, использовать индивидуальные рамочки лучше. Необходимо подумать о песке и его заготовить вовремя. Использую этот метод для обучения детей письму на вариативных занятиях и на уроках обучения грамоте. Дети с упоением пишут буквы, а затем и слоги, а далее слова. Наблюдения за работой - игрой детей показали: на песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и «безболезненнее», чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок. Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Педагог увидит, когда он действитель-

Ш

но устанет, а не просто «увиливает» от занятий. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным. Метод эффективный. Дети стали быстрее запоминать буквы, их печатный образ остается у детей в памяти и помогает успешно осваивать чтение и письмо [9,10].

Развитие функциональной грамотности в современном мире невозможно без знаний информационных коммуникативных технологий, поэтому очень важно в процессе обучения и воспитания детей использовать эти технологии [12].

На мой взгляд, воспитатель-учитель обязательно должен использовать компьютер и интерактивную доску в учебно - воспитательном процессе. Неизбежное проникновение информационно-коммуникативных технологий в дошкольное обучение и воспитание позволяет повысить эффективность усвоения знаний и максимально расширить их объемы [13]. Для активного использования интернет-ресурсов я разработала электронное пособие «Разработки конспектов по обучению грамоте и математике в классе предшкольной подготовки с использованием цифровых образовательных ресурсов». Что это дало детям? Прежде всего, вызвало у них большой интерес, настолько, что сняло напряжение, стеснительность, неуверенность у самых неактивных детей. Игра на интерактивной доске повысила уровень словесной активности. Одновременно с повышением заинтересованности дети получают и первые навыки работы на компьютере или интерактивной доске. Что это дает педагогу? Прежде всего, свободу в выборе дидактического материла. Кроме того, можно использовать интернет ресурсы, которые экономят время воспитателя, дают возможность всегда пополнять, обновлять свои знания, делиться опытом работы в сетях. Лучший вариант - самому научиться составлять презентации, игры, конспекты занятий и уроков.

Итак, все вышеизложенные формы и методы работы по формированию функциональной грамотности хороши. Вопрос только в компетентности педагога и его готовности осваивать новые технологии, методы и приемы. Приходя к детям на занятия, всегда пытаюсь найти

оптимальные пути решения самых острых и больных вопросов современного образования: ликвидации перегрузок дошкольников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности в получении знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия Казахстан 2050 [Электронный ресурс] strategy2050.kz копия

2. Развитие у детей критического мышления. Применение технологии [Электронный pecypc]maam.ru/detskij sad/-razvitie-u-,.. копия

3. Технология развития критического мышления дошкольников [Электронный ресурс] tak-to-ent.net/load/169-l-0-14800 копия

4. Методика В.В. Воскобовича [Электронный ресурс] http://mama.neolove.ru/early_ childhoodeducation/methodvoskobovicha/ metodika_voskobovicha.html © NeoLove.ru

5. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс] uchebika.ru/ pshologiya/160615

6. Ушинский К.Д. Дидактическая концепция [Электронный ресурс] otherreferats.allbest. ruI... копия

7. Развитие дошкольника в познаватель-ско-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] moluch.ru/archive/116/31981 копия

8. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 1-6. ^

9. Исследовательская деятельность до- ^ школьников как направление...[Электронный ^ pecypc]detsad-kitty.ru/zametky/4421-... копия Я,

10. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева а: Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия[- О Текст]/ Т.М.Грабенко. - СПб.: Институт специ- ¿J альной педагогики и психологии, 1998. - 50 с. щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Письмена на песке [Электронный pe- q cypc]studepedia.org/index.php?post=... копия д

12. Использование ИКТ для организации Н деятельности педагога ДОУ: опыт [Электрон- Д ный ресурс] festival. 1 september.ru/articles/... о

13. Использование ИКТ в работе с дошколь- д никами - презентация [Электронный ресурс] m prezentacii.com/pedagogike/13694... копия д

14. Развитие ребёнка [Электронный ресурс] д www.RazvitieRebenka.Com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.