впишите свой подвиг в историю нашей страны, возможно, о вас потом будут складывать былины и петь песни». Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Понимают, принимают «близко к сердцу» дошкольники и тему творчества. В «Каменном цветке» по сказам П. Бажова, их поражает, что Данилу не удовлетворяет работа, которую он сделал, пусть она даже всем нравится. Эта тема поиска творческого пути вызвала даже спор у детей: «А смог бы я разбить цветок?». Интересно, что впоследствии, дети, самостоятельно выкладывая из деталей «Чудо-Сот 1» или «Чудо-Крестиков 2» свои цветы, прислушивались к себе: доволен ли я продуктом своего творчества? Эти примеры демонстрируют, что развивающие игры В.В. Воскобовича, введенные в сказочный сюжет, не только активизируют познавательную деятельность детей, но и приучают к собственному творческому активному мышлению, развивают самостоятельность, формируют саморегуляцию, способствуют развитию эмпатии. При грамотной реализации вышеописанных принципов формируются условия, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей, осознанию себя членом общества с принятием норм и правил, формированию творческого интеллекта ребенка, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь в коллективе.
Список литературы:
1. Бажов П.П. Сказы. - М.: Эксмо., 2008.
2. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. - СПб., 2007.
3. Русь богатырская. Былина в пересказе И. Карнауховой. - М.: Нигма., 2013.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Организация взаимодействия дошкольного и начального образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования
Мирошина Светлана Петровна
МДОУ "Родничок", д.Райсемёновское
Ключевые слова:
Дошкольное образование, начальное общее образование, преемственность, сотрудничество, непрерывность образования, цели, задачи.
В статье рассмотрен вопрос преемственности, общих целей, задач методов и приёмов, сотрудничества дошкольного и начального общего образования. Выстраивание единой, взаимосвязанной работы в свете новых стандартов в образовании, использование уже знакомого на следующей ступени образования, что ведёт к непрерывной, эффективной работе педагогов и как следствие формированию прочных знаний у детей.
Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. На современном этапе накоплен значительный опыт по проблемам преемственности между образовательными звеньями. Результаты этих исследований позволили определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.
Особенностью дошкольных образовательных учреждений является возможность организовывать детей с проблемами здоровья, речи, зрения. К старшему дошкольному возрасту дети организуются в группы компенсирующей направленности, которые позволяют обеспечить равные стартовые возможности ребёнку для перехода в школу согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (п.1.6.2.). В Серпуховском районе таких групп более 30 %. По окончанию дошкольного периода дети переходят на обучение в наши сельские школы.
«Непрерывность процесса воспитания и образования обусловлена преемственностью. Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании» [2, с. 4].
Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение в «Концепции содержания непрерывного образования». В этом документе раскрыты перспективные направления развития дошкольного начального образования, в нём преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В документе также определены психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования на указанных этапах детства. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок мог бы себя чувствовать комфортно и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
Ведущей целью преемственности в Концепции выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера. «Все эти критерии прослеживаются и реализуются также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в его принципах, целях и задачах. Также стандарт даёт нам основу, включает в себя требования для реализации поставленных целей и задач» [1].
Таким образом, у нас есть общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, духовно-нравственное воспитание личности ребенка, социально-личностное развитие детей, сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка. Эти цели предполагают решение протекторных задач.
Задача приобщение к ценностям здорового образа жизни в дошкольном учреждении решается через создание специальной развивающей среды: зал для занятий физкультурой, уголок физкультуры в каждой возрастной группе, физкультурная площадка, в помещении группового пространства уголок уединения. Режимные моменты, утренняя гимнастика, тропа здоровья физкультурные занятия, досуги, летняя оздоровительная компания. Все это способствует формированию у дошкольника и будущего школьника знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Задача обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения решается путём приобщения детей к истокам русской народной культуры, народные праздники, изучение ремёсел, этические беседы. Безусловно положительным событием явилось внедрение программы по духовно нравственному воспитанию детей Л.Н. Шевченко православная культура для малышей «Добрый мир». С 2012 года проходила апробация этой программы в дошкольных учреждениях Серпуховского района и с 2014 года прошло полное внедрение программы «Добрый мир» как в дошкольных учреждениях, так и в наших школах.
Задача развития инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению. Для развития творческих способностей детей, удовлетворения интересов детей в разных видах деятельности. В дошкольных организациях района организована кружковая работа не менее 3-4 кружков в одном учреждении разной направленности. Охват детей от 80% до 100%.
Задача формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности заложена в развитии развивающей пространственной среде учреждений. С внедрением стандарта ежегодно на развитие среды государство выделяет на каждого ребёнка дошкольного возраста финансирование и благодаря этому данная задача решается успешно.
Задача развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям к себе включая детей в разнообразные формы сотрудничества. Организация совместных акций, праздников, тренировок. Выполнение задач, требующих взаимодействия по предложенному плану. Формирование универсальных учебных действий.
В рамках выше перечисленных задач основными задачами сотрудничества дошкольных организаций и школы являются: установление единства взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности. Основными направлениями работы по преемственности можно выделить: взаимодействие среди педагогов, методическая работа (составление и утверждение планов по преемственности работы дошкольных организаций и школы, проведение совместных педагогических советов, круглых столов, консультаций, посещение педагогами занятий, уроков в детском саду и школе); работа с детьми (экскурсии в школу, чтение книг о школьной жизни, заучивание стихотворений, сюжетно-ролевые игры на школьную тематику, выступление выпускников сада на общих мероприятиях со школой, выпускной утренник в детском саду); работа с родителями (совместные мероприятия, анкетирование, стендовая информация, клуб для родителей, создание отдельной страницы на сайте, видео консультации родителей будущих первоклассников).
Какой должен быть результат работы по преемственности детского сада и школы? Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой народ, свой край и свою