Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное государство / функции государства / идеологическая функция / формы осуществления функций государства / методы осуществления функций государства / modern state / functions of the state / ideological function / forms of implementation of state functions / methods of implementation of state functions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олеся Андреевна Митрофанова

На примере Российской Федерации рассматриваются правовые и неправовые формы, а также методы реализации современным государством идеологической функции. Обосновывается, что названная функция реализуется в тех же формах и теми же методами, что и иные функции государства. При этом, механизм осуществления идеологической функции в правовых формах обладает спецификой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF IMPLEMENTATION OF THE IDEOLOGICAL FUNCTION BY THE MODERN RUSSIAN STATE

On the example of the Russian Federation, legal and non-legal forms, as well as methods of implementing the ideological function by the modern state are considered. It is proved that this function is implemented in the same forms and by the same methods as other functions of the state. However, the mechanism of implementation of the ideological function in legal forms is specific.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ»

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ КОНКУРСА

УДК 340.1 ББК 67.0

DOI 10.24412/2073-0454-2021 -5-322-325

NIION: 2003-0059-5/21-065 MOSURED: 77/27-003-2021-05-264 © Митрофанова О.А., 2021

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ

Олеся Андреевна Митрофанова, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: mitrofanova. olesya0@m ail.ru

Научный руководитель: профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент Г.М. Лановая

Аннотация. На примере Российской Федерации рассматриваются правовые и неправовые формы, а также методы реализации современным государством идеологической функции. Обосновывается, что названная функция реализуется в тех же формах и теми же методами, что и иные функции государства. При этом, механизм осуществления идеологической функции в правовых формах обладает спецификой.

Ключевые слова: современное государство, функции государства, идеологическая функция, формы осуществления функций государства, методы осуществления функций государства.

FORMS AND METHODS OF IMPLEMENTATION OF THE IDEOLOGICAL FUNCTION BY THE MODERN RUSSIAN STATE

Olesya A. Mitrofanova, Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: mitrofanova. olesya0@m ail.ru

Research supervisor: Professor of the Department of Theory of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor G.M. Lanovaya

Abstract. On the example of the Russian Federation, legal and non-legal forms, as well as methods of implementing the ideological function by the modern state are considered. It is proved that this function is implemented in the same forms and by the same methods as other functions of the state. However, the mechanism of implementation of the ideological function in legal forms is specific.

Keywords: modern state, functions of the state, ideological function, forms of implementation of state functions, methods of implementation of state functions.

Для цитирования: Митрофанова О.А. Формы и методы осуществления современным российским государством идеологической функции. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(5):322—325.

Государство в рамках своей деятельности реализует множество функций. К их числу с уверенностью можно отнести идеологическую функцию, так как идеология представляется необходимым средством реализации государственных целей, политики государства наравне с правовыми нормами и санкциями. В подтверждение данного тезиса можно отметить значимость идеологии в общественной и государственной жизни на протяжении истории.

Так, В.М. Курицын отмечал, что в рамках развития довоенной России «одним из важнейших условий осуществления реальной мобилизации всех материальных и духовных сил народа явилось наличие государственной идеологии, которая находила глубинный отклик в общественном сознании самых широких народных масс и потому объединяла общество»

[3, с. 201-202]. В рамках данного высказывания автором подчеркивается значимость идеологической функции в решении государственных задач, связанных с объединением общества. Однако, очевидно, что в действительности круг проблем, решение которых связано с успешной реализацией государством идеологической функции, гораздо шире [2, с. 9-12].

В современной России начало формированию государственной идеологии было положено принятием в 1993 г. Конституции РФ, где в качестве идеологических постулатов были закреплены демократические ценности, к которым мы можем отнести: верховенство закона, взаимную ответственность государства и человека, признание и уважение прав и свобод человека и гражданина. Конституционное закрепление идей демократии, правового государ-

ства и гражданского общества, рыночной экономики и т.д. оказалось недостаточным для принятия их российским обществом. Перечисленные идеи не были бы восприняты массовым сознанием, которое оказалось к ним не готово, если бы население страны не почувствовало действительную заинтересованность государственных институтов в их продвижении. В то же время, закрепление идеологических постулатов в форме конституционных принципов создало основу для активного использования в обеспечении их реализации доступных государству правовых средств. Существенно повысилась значимость правовых форм реализации современным Российским государством идеологической функции.

Рассматривая проблему осуществления государством идеологической функции, стоит отметить, что она реализуется при помощи конкретных форм и методов.

Принято выделять правовые и неправовые формы осуществления государством собственных функций. К первой категории относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная. Ко второй, в свою очередь, относится организационная форма, она не правовая, но, несмотря на это, используемые в ее рамках средства и методы имеют определенные правовые параметры, так как они не могут быть противозаконными.

Формы, в которых государство выполняет свои функции, универсальны, но в рамках реализации конкретных функций они приобретают ряд особенностей. Идеологическая функция — не исключение.

Рассматривая правовые формы осуществления государством интересующей нас функции, стоит начать с правотворческой. Данная форма предполагает формально-юридическую фиксацию базовых принципов взаимоотношений власти и общества, а также стратегических целей и общих направлений развития государства.

В большинстве современных государств такую фиксацию осуществляют, прежде всего, их конституции. Российская Федерация не является исключением, в качестве основного нормативно-правового акта, закрепляющего основные идеологические положения, выступает Конституция Российской Федерации 1993 г. Такие положения мы находим, прежде всего, в Преамбуле, первой и второй главах.

Некоторые из принятых в 2020 г. поправок в Конституцию имели идеологическое содержание, но

не имели фактической формы. Приведем примеры подобных поправок:

♦ ст. 67.1 Конституции Российской Федерации, которая содержит положения о преемственности России Союзу ССР, о ценности исторического наследия, о памяти Великой Отечественной войны, о приоритете семейного воспитания;

♦ ст. 75.1 Конституции Российской Федерации, которая отражает обязательность условий для устойчивого экономического роста Российской Федерации, общего повышения благосостояния граждан. Данная норма также гарантирует защиту достоинства граждан и уважения труда, обеспечение сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности.

В реализации идеологической функции современным Российским государства значимую роль играет стратегическое планирование, которое определено в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В соответствии с ч. 3 ст. 11 к документам стратегического планирования федерального уровня, относятся:

♦ ежегодное послание Президента Федеральному Собранию;

♦ стратегия социально-экономического развития;

♦ стратегия национальной безопасности Российской Федерации и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности;

♦ стратегия научно-технологического развития.

Свою фиксацию базовые принципы официальной идеологии также находят в приоритетных национальных проектах.

Не менее важной, чем правотворческая, для реализации современным Российским государством идеологической функции является правоисполни-тельная форма. Данная форма предполагает, с одной стороны, деятельность государственных органов по реализации законодательства, закрепляющего принципы государственной идеологии, определяющего стратегические цели и общие направления развития государства, с другой стороны, создание ими условий для соблюдения и исполнения требований такого законодательства другими субъектами.

Специфической особенностью является то, что государственные органы при издании своих локальных правовых актов обременены необходимостью приво-

дить данные документы в соответствие с определенными государством идеологическими ориентирами, а также обязаны подчинять их целям, установленным стратегическим планированием.

Государство защищает декларируемые им идеологические ценности. В этом плане показательно, что за нарушение идеологических установок, сформулированных в качестве основополагающих принципов Конституции Российской Федерации, предусмотрена ответственность — как административная, так и уголовная или гражданская. Реализация такой ответственности является правоохранительной формой осуществления государством своей идеологической функции.

Значимую роль в реализации идеологической функции современным Российским государством играют Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помимо этого, ст. 45 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» закрепляет, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования, несут дисциплинарную, гражданско-правовую и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неправовая форма осуществления государством своей идеологической функции, а именно организационная форма, представляет собой фактическую деятельность государства, которая не регламентируется нормативно-правовыми актами, но осуществляется в рамках действующего законодательства. К такой деятельности относятся: организация и проведение различного рода мероприятий идеологической направленности, активное представление идеологических ценностей при помощи средств массовой информации (СМИ) и иная деятельность подобного характера.

Основными методами реализации идеологической функции государства являются убеждение и принуждение, но стоит отметить, что в рассматриваемом контексте они имеют определенную специфику.

Идеологическая функция неотделима от убеждения. Метод убеждения направлен на то, чтобы сформировать у граждан идеологические установки, которые государство развивает, транслирует и защи-

щает в рамках реализации рассматриваемой функции. Примерами идеологических установок выступают нормы-принципы, под которыми мы понимаем «наиболее обобщенные правовые конструкции, выражающие закономерности права, его природу и назначение в социально структурированном обществе» [1, с. 149].

Идеологические принципы задают определенный вектор развития государственной системе и обществу в целом. Государство способно убеждать других участников государственно-правовых отношений в правильности своей идеологии путем провозглашения этих принципов.

Основными средствами убеждения являются пропаганда, проводимая посредством просветительской работы, и популяризация идеологии через СМИ. Они обеспечивают закрепление в массовом правосознании конкретных ценностей, декларируемых Основным законом государства.

Можно также выделить придание огласке позитивных результатов деятельности государства в рамках декларируемой идеологии с целью формирования положительного отношения к власти и обеспечения роста доверия к институтам государственного управления, а также сохранения потенции к увеличению индекса одобрения новых государственных и национальных проектов. Это подтверждается пунктом третьим Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в соответствии с которым данная стратегия «призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов РФ». Обращая внимание общества на позитивные последствия работы органов государственной власти, правительство убеждает электорат в правильности выбранных государством мер по решению задач обеспечения государственной безопасности.

Принуждением является психическое, физическое или любое другое воздействие на субъектов правоотношений, целью которого выступает склонение их к определенному государством поведению против их собственной воли. Несмотря на то, что

применение названного метода неизбежно, убеждение все же обоснованно считается более эффективным, что обусловливается характером самой идеологической функции государства.

Центральное место в системе органов, обеспечивающих реализацию современным Российским государством идеологической функции, занимает Конституционный Суд. Его основная задача — конституционный контроль, при помощи которого обеспечивается защита основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона на всей территории Российской Федерации. В том случае, если Конституционный Суд принимает решения о признании неконституционными тех или иных нормативных актов, его мнение оказывается определяющим в решении вопроса о принятии или непринятии нормативного акта к исполнению на всей территории РФ.

Запрет на нарушение идеологических положений, закрепленных в качестве конституционных принципов, также является методом реализации современным Российским государством идеологической функции. При этом принципиально значимым условием эффективности данного метода является установление ответственности за несоблюдение запрета (например, ст. 278 УК РФ).

Резюмируя изложенное, стоит отметить, что идеологическая функция государства является самостоятельной, но она осуществляется в неразрывной связи с другими функциями государства.

Идеологическая функция государства реализуется как в правовых формах (правотворческой, пра-воисполнительной и правоохранительной), так и в неправовой организационной форме.

Роль права в реализации современным Российским государством идеологической функции сложно переоценить. Его востребованность обусловливается

тем, что оно, с одной стороны, является основой для обеспечения законности в деятельности государства, с другой стороны, выступает инструментом гарантирования прав и свобод граждан.

Правовые формы осуществления современным Российским государством идеологической функции имеют очевидную специфику, обусловленную самим характером названной функции.

Основная особенность таких форм состоит в том, что они связаны с воздействием на духовную сферу общества, но, в то же время, предполагают возведение идеологических постулатов в ранг правовых принципов и обеспечение неукоснительного соблюдения таких принципов юридическими инструментами в реальных правоотношениях.

Литература

1. БредихинА.Л. Формы и методы осуществления идеологической функции государства // Юристъ — Правоведъ. 2019. №4 (91). С. 147-151.

2. Клименко А.И. Идеологическая функция государства. Понятие и сущность // Закон и право. 2006. № 7. С. 9-12.

3. Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940 гг. М.: Международные отношения, 1998.

References

1. Bredikhin A.L. Formy i metody osushchestvle-niya ideologicheskoy funktsii gosudarstva // Yurist — Pravoved. 2019. №4 (91). S. 147-151.

2. Klimenko A.I. Ideologicheskaya funktsiya gosudarstva. Ponyatiye i sushchnost' // Zakon i pravo. 2006. № 7. S. 9-12.

3. Kuritsyn V.M. Istoriya gosudarstva i prava Ros-sii. 1929-1940 gg. M.: Mezhdunarodnyye otnosheniya, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.