Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формы / методы / организация / процесс / формирование / экологические знания / школьник / средства / информационные технологии / forms / methods / organisation / process / formation / ecological knowledge / schoolchild / means / information technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алироева Роза Дундаевна

В статье рассмотрены формы и методы организации процесса формирования экологических знаний у школьников средствами информационных технологий. Вопрос формирования экологических знаний включен в контекст формирования личности, и реализуется с помощью комплексного подхода, который подразумевает формирование экологического знания с помощью эффективного использования учебно-воспитательных ресурсов, дидактических ресурсов, а также ресурсов информационных технологий. Основная форма организации образовательного процесса при развитии экологических знаний автор видит в окружающем мире. Использование информационных технологий на уроках окружающего мира позволяют оптимизировать процесс преподавания. Автор пришел к выводу, что использование информационных технологий в процессе формирования экологических знаний является эффективным, так как делает процесс интереснее, позволяет соблюдать принцип наглядности, и развивать активность в восприятии и осмыслении изучаемых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алироева Роза Дундаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the forms and methods of organising the process of forming ecological knowledge among schoolchildren by means of information technologies. The issue of formation of ecological knowledge is included in the context of personality formation, and is realised by means of a complex approach, which implies the formation of ecological knowledge through the effective use of educational resources, didactic resources, as well as information technology resources. The author sees the main form of organisation of the educational process in the development of ecological knowledge in the surrounding world. The use of information technologies at the lessons of the surrounding world allows optimising the teaching process. The author came to the conclusion that the use of information technology in the process of formation of ecological knowledge is effective, as it makes the process more interesting, allows to observe the principle of visibility, and develop activity in the perception and comprehension of the studied objects.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

использованию уточненного программного обеспечения в исследовательских целях.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М.Джамбулатова» (ФГБОУ ВО ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова) система совершенствования цифровых компетенций студентов в настоящее время трансформируются с учетом необходимости освоения ими искусственного интеллекта и облачных технологий как для образовательных целей, так и для предполагаемой профессиональной деятельности [2].

Опыт трех университетов показывает, что понимание базовой части цифровых компетенций в вузах неоднородна, и во многом зависит от целевого назначения процесса обучения студентов по соответствующим специальностям. Соответственно, на фоне общей кодификации цифровых компетенций в учебных программах необходимо предусмотреть систему уточненных цифровых компетенций, которые представляется возможным в будущем комбинировать между собой в целях обеспечения качества совершенствования искомых цифровых компетенций.

Выводы. Таким образом, цифровые компетенции относятся к наиболее динамичным видам компетенций в образовательном процессе и нацелены на управление знаниями и информацией студентами вузов, как в исследовательских целях, так и профессиональных. Цифровые компетенции существенно облегчают процесс обучения и расширяют потенциальные возможности совершенствования сопутствующих иных компетенций, к примеру, информативно-познавательной. На фоне высокой востребованности по отношению к цифровым компетенциям представляется целесообразным формирование соответствующей системы с искомыми компетенциями уточненного характера, обеспечивающими динамичность профессионального образования.

Литература:

1. Валитова, Н.Э. К вопросу о социализации студенческой молодежи в современной цифровой среде / Н.Э. Валитова // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2023. - №2 (59). - С. 4-7

2. Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова:сайт.-2023. -URL: Шрз://даггау.рф/?узсШ=1р1д4дс1ра510639385 (дата обращения: 17.11.2023)

3. Дагестанский государственный университет: сайт. -2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 17.11.2023)

4. Кальницкая, И.В. Модель цифровой компетенции студентов / И.В. Кальницкая, О.В. Максимочкина // Проблемы современного образования. - 2022. - №4. - С. 204-218

5. Карстина, С.Г. Разработка инструментария для оценки цифровых компетенций у студентов инженерных специальностей / С.Г. Карстина // КПЖ. - 2021. - №5 (148). - С. 112-118

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2019 № 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации": сайт.-2023. - URL: http://pubHcation.pravo.gov.ru/Document/View/00012019030700157yscHd4plr5nigdxl28662036 (дата обращения: 17.11.2023)

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 17.11.2023)

8. Татаринов, К.А. Развитие цифровых компетенций у преподавателей и студентов / К.А. Тататринов, С.М. Музыка // БГЖ. -2020. -№4 (33).-С. 171-174

9. Шорникова, Н.Ю. Формирование необходимых компетенций у студентов - будущих работников цифрового общества / Н.Ю. Шорникова // Проблемы современного образования. - 2019. - №3. - С. 59-64

Педагогика

УДК 378

заместитель директора по научно-методической работе Алироева Роза Дундаевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» (г. Малгобек)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены формы и методы организации процесса формирования экологических знаний у школьников средствами информационных технологий. Вопрос формирования экологических знаний включен в контекст формирования личности, и реализуется с помощью комплексного подхода, который подразумевает формирование экологического знания с помощью эффективного использования учебно-воспитательных ресурсов, дидактических ресурсов, а также ресурсов информационных технологий. Основная форма организации образовательного процесса при развитии экологических знаний автор видит в окружающем мире. Использование информационных технологий на уроках окружающего мира позволяют оптимизировать процесс преподавания. Автор пришел к выводу, что использование информационных технологий в процессе формирования экологических знаний является эффективным, так как делает процесс интереснее, позволяет соблюдать принцип наглядности, и развивать активность в восприятии и осмыслении изучаемых объектов.

Ключевые слова: формы, методы, организация, процесс, формирование, экологические знания, школьник, средства, информационные технологии.

Annotation. The article deals with the forms and methods of organising the process of forming ecological knowledge among schoolchildren by means of information technologies. The issue of formation of ecological knowledge is included in the context of personality formation, and is realised by means of a complex approach, which implies the formation of ecological knowledge through the effective use of educational resources, didactic resources, as well as information technology resources. The author sees the main form of organisation of the educational process in the development of ecological knowledge in the surrounding world. The use of information technologies at the lessons of the surrounding world allows optimising the teaching process. The author came to the conclusion that the use of information technology in the process of formation of ecological knowledge is effective, as it makes the process more interesting, allows to observe the principle of visibility, and develop activity in the perception and comprehension of the studied objects.

Key words: forms, methods, organisation, process, formation, ecological knowledge, schoolchild, means, information technologies.

Введение. Сложившаяся экологическая ситуация в последние годы, вызвала необходимость формирования экологических знаний у школьников. Поэтому каждый человек должен осознавать личную ответственность за судьбу своего общего дома - планеты Земля, спасение окружающей среды от загрязнения и гибели.

В современное время система образования претерпела множество перемен. Актуальной стала задача формирования умений, навыков и способов деятельности, которые позволят школьнику безболезненно пройти процесс социализации, научат действовать в реальных жизненных ситуациях. С созданием нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов акцент в образовательной политике сделан не только на основы наук, знания, умения и навыки, а в большей мере на развитие личности учащегося. Важно, чтобы в новых условиях обучающий был включён в деятельность, в том числе и экологическую, которая влияет на его мировоззрение и жизненную позицию. Задачи образования в школе направлены на развитие системы универсальных знаний и формирование современных ключевых компетенций у обучающихся. В настоящий момент особенно актуальными становятся информационные компетенции у обучающихся, так как они позволяют овладевать информацией и способствуют повышению информационной культуры личности.

Изложение основного материала статьи. Вопрос формирования экологических знаний включен в контекст формирования личности, и реализуется с помощью комплексного подхода. Комплексный подход подразумевает формирование экологического знания при помощи эффективного использования учебно-воспитательных ресурсов, дидактических ресурсов, а также ресурсов информационных технологий. В настоящий момент в школе существует необходимость реализации нового подхода в обучении к предметам окружающего мира, в частности пересмотра методической системы обучения. Это связано с новыми требованиями, предъявляемыми к обучающимися и личности в целом.

Е.В. Григорьева, под дефиницией «природоведческое понятие» понимает «совокупность признаков и явлений одного предмета, отраженных в сознании» [3, С. 45].

Отсюда мы понимаем, что экологическое знание - это знание о признаках и явлениях природы. При этом до сих пор, со времен С.Н. Глазачева, понятие экологического знания рассматривается в системе экологической культуры [2, С. 8].

О системе формирования экологических знаний рассказывается в работе В.Ф. Кулеш, который на основании заключений В.А. Левина уточняет, что процесс становления экологической культуры, касается и воспитания, и приобретения знаний одновременно. «Это органически взаимосвязанные понятия, но не совпадающие полностью» - пишет автор [10, С. 527].

Формирование экологических знаний у школьников имеет несколько преимуществ. Во-первых, они легче усваивают новую информацию и готовы изменить свое поведение, если им объяснить, почему это важно. Во-вторых, они могут стать активными агентами изменений в своем окружении, например, популяризируя экологические принципы среди своих родителей и друзей.

Кроме того, формирование экологических знаний у школьников помогает им развить ключевые навыки, такие как системное мышление, критическое мышление и проблемное мышление. Эти навыки будут полезны им не только в будущем, но и в повседневной жизни. И воспитание, и формирование отвечают за организацию среды таким образом, чтобы в ней присутствовали стимулы к развитию внутренней экокультуры. В виду этого, приобретение экологического знания и развитие экологической культуры - это производные категории, смысловое содержание которых проявляется в практике и после самовоспитании обучающихся. Ранее на фоне возникновения экологических проблем стала развиваться экология, первоначальным предметом исследований которой был поиск знаний о растительных и живых организмах.

В процессе становления экологии как науки стала биосфера. Создано новое направление «социальная экология», объектом которого становятся отношения между человеком и природой. Следовательно, по результатам возникновения данных дисциплин, стало возможным развитие экологического знания и формирование экологической культуры.

Вклад обучающихся в улучшение окружающей среды показателем результатов наличия экологического образования является в образовательной деятельности. Следующей концепцией экологического образования, возникшей в 2010 г. в рамках принятия ФГОС, где были разработаны инструменты для познания окружающего мира и развития представлений о деятельностном содержании образования. Все это подразумевает, что процесс образования был направлен на формирование у обучающихся экологического мышления, подразумевающее поиск способов решения проблем. E.H. Дзятковская и А.Н. Захлебный пишет, что «инструментом в данном случае выступала познавательная модель - выявление экологической проблемы, прогноз последствий для безопасности здоровья человека и Природы, поиск решения проблемы и необходимых ресурсов». Целью получения экологического образования на тот момент было формирование у обучающихся экологической культуры, ориентированной на получение экологической грамотности, мышления и сознания. Предметами, с помощью которых реализовывалось экологическое образование являлись программы духовно-нравственного воспитания [4, С. 2].

Таким образом, возникла Концепция общего экологического образования, направленная на устойчивое развитие экологической культуры, грамотности, мышления этики, и всеобщего развития. Основным достижением этого времени стало предусмотрение единства предметного и деятельностного компонентов в содержании экологического образования.

Говоря о экологическом знании отметим, что это представление о взаимосвязях отдельных элементов окружающей природы и роли человека в окружающем мире. Обладание экологическим сознанием, подразумевает осознание влияния деятельности человека на природу, и, следовательно, при обретении данных компетенций формируется экологическая культура.

В рамках дисциплины «Окружающий мир» рассматривается развитие экологического знания как педагогической задачи. Дисциплина аккумулирует в себе изучение основ естествознания, истории и географии. А результатом приобретения экологических знаний на уроках окружающего мира, мы видим в создании единства социального и природного у школьников, развитие умений относиться с ценностью и любовью к природе.

Совершенствование методики преподавания окружающего мира предопределено развитием предмета, внедрением новых педагогических идей, изменением положений ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), изменением приоритетов и ориентаций направленных на достижение новых образовательных результатов, в частности развитие личностных и метапредметных образовательных результатов. Немаловажной проблемой стал поиск путей решения оптимальной организации процесса по формированию и развитию экологических представлений.

Основная форма организации образовательного процесса при развитии экологических знаний - это урок по предмету окружающий мир. Основу урока составляют конспект, сценарий, или технологическая карта, где указаны цели и задачи урока, которые использует методы в соответствии с требованиями ФГОС.

A.B. Хуторской, характеризует урок по предмету «окружающий мир», как урок метапредметный, в соответствии с чем мы имеем право использовать информационные технологии в процессе преподавания [9].

По классификации H.A. Семеновой мы рассматриваем виды уроков, и характерных для них форм и методов организации процесса и формирования экологических знаний:

1. Вводный урок, в рамках которого происходит знакомство с дисциплиной «Окружающий мир» или урок-знакомство с новым разделом. В контексте данного урока используются словесные методы и методы игр. Это могут быть уроки в форме соревнования, конференции, чата и др.

2. Предметный урок или урок-исследование, в процессе которого характерно исследования предмета, выделение свойств предмета, проведение опытов, сравнение с другими предметами. Формы урока: индивидуальные, групповые, коллективные.

3. Комбинированный урок, в рамках которого возможна актуализация знаний, проверка, изучение нового, и закрепление новых знаний. В качестве методов, здесь используются: беседа, составление таблиц или схем, проведение опыта, работа с источниками, наблюдение, моделирование и др. [7].

Следующей формой образовательного процесса является внеурочная деятельность школьников, которая достаточно в полном объёме рассмотрена в пособии A.A. Арасланова, О.В. Алексеевой. A.A. Арасланов, О.В. Алексеева под «внеурочной деятельностью понимают совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания, социализации и развития обучающихся» [1, С. 58].

Ряд особенностей при преподавании предмета «Окружающий мир», определяется используемыми формами внеурочной деятельности. То есть, территориальное расположение, технические и человеческие ресурсы. К формам организации процесса получения экологического знания во внеурочной деятельности могут быть отнесены: организация кружков, студий, секций, соревнований, спектаклей, экскурсий, субботников, и др.

Использование информационных технологий на уроках окружающего мира позволяют оптимизировать процесс преподавания. Учитывая специфику преподавания предмета «Окружающим мир», выраженную в получении теоретических экологических знаний и одновременно практических навыков, требуется постоянное поддержание интереса обучающихся к процессу обучения. С помощью ИКТ школьники могут коммуницировать с другими учениками по всему миру, делясь своими экологическими инициативами и обмениваясь идеями. Они также могут общаться с экспертами и организациями, работающими в области окружающей среды, чтобы получить дополнительные знания.

Школьники могут использовать ИКТ для создания и распространения информации об экологических проблемах и их решениях. Они могут создавать блоги, видео или презентации, чтобы рассказать о своих исследованиях и мероприятиях, а также вдохновлять других на активное участие в экологических проектах.

Исследователи Е.Ф. Мазанюк, М.В. Москаленко под информационными технологиями понимают «совокупность методов и технических средств, направленных на реализацию учебной цели, на основание использования компьютеров в процессе обучения». Результатом использования информационных технологий становится повышение мотивации в обучении, реализация творческого потенциала, активизация познавательных процессов у обучающихся. С педагогической точки зрения, использование информационных технологий в обучении позволяет «усовершенствовать методику проведения уроков, повысить эффективность процесса обучения, усовершенствовать методику проведения урока и т.д.» - пишут М.В. Москаленко и Е.Ф. Мазанюк [6, С. 259].

Целями использования информационных технологий в рамках преподавания «окружающего мира» является: демонстрация объектов природы, демонстрация документальных фильмов о природе, подбор текстового материала для проведения уроков, демонстрация наглядных пособий, использование педагогических программных средств с мультимедийной поддержкой и др.

Формы работы, при использовании информационных технологий, могут быть любыми: групповыми, индивидуальными. Например, учитель может показывать группе презентацию, или может быть использовано самостоятельное выполнение заданий на тренажере.

Возвращаясь к методам, используемым на уроках, мы находим в пособии H.A. Семеновой, пример использования информационных технологий как наглядного метода обучения в виде:

1. Демонстрации изображений объектов и явлений в учебных фильмах, презентациях и пр. Автор приводит пример с демонстрацией солнечной системы с помощью презентации в рамках обучения;

2. Демонстрация фильмов с опытами, которые невозможно провести в настоящий момент (например, опыты с нагреванием воды). Обучающиеся в такие моменты проводят наблюдения [7].

Внедрение в процесс обучения информационных технологий позволяет реализовать принцип наглядности, в процессе которого у детей развиваются представления об экологических явлениях.

В 2014 г. И.С. Кузьминой, приводился пример использования информационных технологий по предмету «окружающий мир» на тему «размножение и развитие растений» в начальной школе. Автор создала на экране игровую среду (на экран прилетали бабочки и распускался цветок). «Игровая компьютерная среда соединялась с конкретной учебной задачей, в результате чего обучающиеся лучше усваивали материала, так как внимание было сконцентрировано» - пишет И.С. Кузьмина. Также обучающимся было предложено разгадывание кроссворда, который был представлен на экране компьютера. Для объяснения новой темы использовался мультипликационный герой «Мудрый червячок», который, благодаря прокрутке фото с изображением растений, показывал, как развивается росток из семени. Следовательно, применение мультимедиа способствует наглядному показу процессов, происходящих в природе [5, С. 502].

В работе Н.В. Тимошкиной в качестве информационных технологий, применяемых на уроках окружающего мира, рассматриваются технологии: универсальные (текстовые редакторы, системы моделирования и др.), электронные учебники, мультимедийные средства и др. К примеру, если рассматривать использования мультимедиа в образовательном процессе, то появляется возможность разрабатывать презентации и дополнять учебную программу. «Благодаря этому учащимся становится легче овладевать такими компетенциями, как сравнение, сопоставление, классификация объектов живой и неживой природы» - пишет Н.В. Тимошкина [8 С. 40].

Урок с использованием информационных технологий имеет ту же структуру, что и обычный урок: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление и контроль. Информационные технологии могут быть использованы на любом этапе урока: для обозначения темы, как сопровождение объяснения, для контроля знаний учащихся.

Также применение информационных технологий подразумевает взаимодействие между родителями и педагогом. Например, можно использовать ведение электронного журнала, как формы взаимодействия с родителями. Это позволяет оптимизировать процесс взаимодействия, а также повысить качество воспитания.

Преподаватель может вести рабочую документацию с помощью информационных технологий: составлять календарно-тематическое планирования, создавать методические копилки и мн. др.

Следовательно, применение информационных технологий в образовательный процесс способствует расширению возможностей педагога, в рамках стандартных форм и методов, индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, переориентировать его на развитие мышления и воображения, то есть обеспечить эффективную организацию познавательной деятельности. Наиболее частыми направлениями использования информационных технологий в образовательном процессе являются: создание презентаций, работа с дидактическими играми и обучающими программами.

Особенности внедрения информационных технологий в образовательный процесс описываются в учебно-методическом и информационном обеспечении. Школьники могут использовать интернет для поиска информации о различных аспектах экологии, изучать научные статьи, просматривать вебинары и видеолекции от экспертов в этой области. Благодаря доступу к большому объему информации, они смогут более глубоко понять окружающую среду и ее взаимодействие с человеком.

С их помощью можно создавать и использовать интерактивные образовательные программы, мультимедийные материалы, электронные учебники и онлайн курсы, которые помогут расширить знания о природе, окружающей среде и экологических проблемах.

Выводы. Таким образом, ИКТ предоставляют широкий спектр инструментов и ресурсов для формирования экологического сознания у школьников. Они помогают расширить знания, развить навыки самостоятельного исследования и активной гражданской позиции в отношении окружающей среды.

Литература:

1. Алексеева, О.В. Окружающий мир: особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие / О.В. Алексеева, A.A. Арсланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура как фактор безопасного будущего в информационном обществе / С.И. Глазачев, О.С. Глазачев, Ю.М. Гришаева / Вестник. - 2015. - №1. - С. 8-12 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.heraldrsias.ru/download/articles/02_Glazachev_l.pdf (дата обращения: 29.10.2023)

3. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебник для ВУЗов. - 4-е изд. / Е.В. Григорьева. - Москва: «Юрайт», 2023. - 196 с.

4. Дзятковская, E.H. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. / E.H. Дзятковская, А.Н. Захлебный // Непрерывное образование: XXI век. 2021. - № 1 (33). - С. 1-14

5. Кузьмина, И.С. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе / И.С. Кузьмина // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2014. - Т. 12. - С. 501-505. - [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54213.htm. (дата обращения: 29.10.2023)

6. Москаленко, М.В. Потенциал курса "Окружающий мир" для развития экологической культуры у детей / М.В. Москаленко, Е.Ф. Мазанюк // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-2. - С. 259-262

7. Семенова, H.A. Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учебно-методическое пособие / H.A. Семенова. - Томск, ТГПУ. - 2013 [Электронный ресурс]. - URL: https://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/ (дата обращения: 28.10.2023)

8. Тимошкина, Н.В. Возможности использования информационных технологий на уроках в начальной школе / Н.В. Тимошкина // Тенденции развития науки и образования. - 2016. - №18-1. - С. 40-41

9. Хуторской, A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] /

A.B. Хуторской // Центр дистанционного образования «Эйдос». - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 28.10.2023)

10. Ясвин, В.А. Направления подготовки учителей биологии к формированию экологической культуры школьников /

B.А. Ясвин // Международная академия наук. -2019. - С. 527-531

Педагогика

УДК 381

доктор педагогических наук, профессор Аманбаева Людмила Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА, БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА

Аннотация. Внимание к повышению качества подготовки специалистов в вузах остается всегда актуальной, особенно это значимо в период модернизации высшего образования, который характерен в последние годы. В данной статье мы делимся теоретико-практическим опытом, сложившимся в подготовке специалистов ювелирного дела в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова. Содержание статьи основано на теоретических положениях ведущих отечественных философов, психологов, педагогов о том, что в подготовке специалистов художественного профиля, каковыми являются ювелиры. Необходимо уделить особое внимание не только на профессиональную подготовку, но и на общепедагогическую реализацию этой подготовки, которая позволяет систематизировать её, углубить её содержание психолого-философским смыслом. Это позволяет значительно повысить эффективность профессиональной подготовки будущих ювелиров. В статье достаточно подробно раскрыто целеполагание и содержание общепедагогической подготовки студентов данного профиля и сделаны адекватные существу поднятой проблемы выводы. При ознакомлении с историей технологии обработки драгоценных металлов студенты лучше начинают понимать, как складывался опыт изготовления ювелирных изделий, как возникли традиционные подходы. В процессе осмысления этого опыта у них постепенно начинает развиваться проективное, конструктивное мышление, которое проявляется в предстоящих операционных действиях при изготовлении изделий. Осмысление исторического опыта ювелирного производства дает возможность для понимания самобытности этого процесса (2 средство), получения знаний о традиционных материалах (3), методах и приемах обработки драгоценных металлов. Отсюда, очевидна необходимость выделения этнотехнического творчества, как ключевого понятия этнокультурного подхода развития творческих способностей студентов.

Ключевые слова: общепедагогическая подготовка, развитие творческих способностей студентов, этнокультурный подход, этнотехническое творчество, традиционные средства обработки ювелирных изделий, философско-психологический аспект творчества, творческие задачи, качества творческой личности.

Annotation. Attention to improving the quality of training of specialists in universities remains always relevant, this is especially significant during the period of modernization of higher education, which has been typical in recent years. In this article we share the theoretical and practical experience that has developed in the training of jewelry specialists at the North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova. The content of the article is based on the theoretical positions of leading domestic philosophers, psychologists, and teachers about what is involved in the training of artistic specialists, such asjewelers. It is necessary to pay special attention not only to professional training, but also to the general pedagogical implementation of this training, which allows us to systematize it and deepen its content with psychological and philosophical meaning. This allows us to significantly increase the effectiveness of the professional training of future jewelers. The article reveals in sufficient detail the goal setting and content of general pedagogical training for students of this profile and draws conclusions that are adequate to the essence of the problem raised. When familiarizing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.