Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN / ACTIVE METHODS OF TEACHING / METHODS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN / INTEGRATIVE APPROACH IN TEACHING / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / ECOLOGICAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

Данная статья посвящена проблеме формирования экологической культуры младших школьников. В исследовании данная проблема решается на примере рекомендаций по методическому обеспечению уроков предмета «Окружающий мир» в начальном образовании. В статье приводятся эффективные методы формирования экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, а также условия и рекомендации повышения эффективности указанного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE DISCIPLINE "ENVIRONMENTAL WORLD"

This article is devoted to the problem of formation of ecological culture of primary school children. In the study, this problem is solved by the example of recommendations for methodological support of lessons of the subject "the world Around us" in primary education. The article provides effective methods of forming the ecological culture of primary school children in the lessons of the surrounding world, as well as conditions and recommendations for improving the effectiveness of this process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"»

собственного мнения. Это становится возможным через определенные этапы формирования разных субкомпетенций для создания комплексной иноязычной коммуникативной компетенции на профессионально-ориентированном текстовом материале. Кроме того, эмоциональное включение обучающихся в процессе восприятия сюжета произведения создает дополнительный интерес и мотивацию осуществления коммуникативной деятельности. Профессиональный личностный интерес повышает мотивацию иноязычной коммуникации и приводит к усилению мотивации от успеха достигнутого, которая, в свою очередь, является мощнейшим стимулом коммуникативной деятельности.

Аннотация. Авторы рассматривают возможные средства обучения, способствующие формированию профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов медицинского вуза. В статье утверждается тезис о возможном использовании объемных аутентичных художественных произведений в процессе обучения английскому языку. Авторы провели обучение студентов-медиков на основе романа американского писателя Артура Хейли «Окончательный диагноз». Данный опыт позволил сделать вывод об эффективности объемных произведений для формирования необходимых субкомпетенций, составляющих целевую профессионально-ориентированную иноязычную коммуникативную компетенцию. Этому способствовал авторский комплекс по развитию каждого вида субкомпетенций и очевидное соответствие предметно-логического содержания романа получаемой профессии.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, профессионально-ориентированный, художественное произведение, формирование субкомпетенций, личностный интерес, дискурс, концептосфера, профессиональный тезаурус, система упражнений, мотивация.

Annotation. The authors consider possible teaching tools contributing to the formation of profession-oriented foreign language communicative competence among students of a medical university. The article affirms the thesis about the possible use of voluminous authentic works of belle-lettres in the process of teaching English. The author trained medical students based on the novel "The Final Diagnosis" by the American writer Arthur Hailey. This experience allowed us to draw a conclusion concerning the effectiveness of volumetric works for the formation of the necessary subcompetencies that make up the target professional-oriented foreign-language communicative competence. This was facilitated by the authors' complex for the development of each type of subcompetence and the obvious correspondence of the subject-logical content of the novel of the profession received.

Keywords: communicative competence, professional- oriented, works of belle-lettres, formation of subcompetencies, personal interest, discourse, concept sphere, professional thesaurus, exercise system, motivation.

Литература:

1. Леонтенкова О.М., Ежова Ю.М. «Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов медицинского университета на основе художественного текста». В сборнике «Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: сб. статей по материалам II Международной научно-практической конференции ( 23-24 апреля 2019 г.) - Н. Новгород, НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019, с. 182-186

2. Захарова Е. А., Плотнова С.В. Особенности самоотношения студента медицинского вуза. Научно-методический журнал. (ВАК). №2 (50) 2019 С. 109-118

3. Загрядская Н.А. Возможности использования художественных текстов на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе (на примере направления «психология») // Мир науки, культуры, образования. № 2 (63), 2017. - с. 22-26

3. Давиденко Е.С. Личностно-ориентированный подход к обучению понимания смысла иноязычного художественного текста (английский язык, неязыковой вуз): дис. ... канд. пед. наук. Таганрог: Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2003.

4. Белкина Е.П., Стеценко Е.О. (2015) Использование художественного текста при обучении студентов неязыкового вуза иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015; №3(45) Ч. 2: c. 30-32

5. Панкратова Е.Н. Обучение профессионально-ориентированному чтению как когнитивно-информацонной деятельности на старших курсах неязыкового вуза: монография / Е.Н. Панкратова; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2009. - 126 с.

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ

ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» формируется ответственное отношение школьников к окружающей среде, что является основой формирования экологической культуры [5].

Термин «экологическая культура», по мнению И.Ю. Долговой, - это составляющая общей культуры, система социальных отношений, личностных и общественных моральных и этических взглядов, норм, ценностей и установок, касающихся взаимодействия человека и природы; гармоничность совместного сосуществования людей и окружающей природной среды [3, с. 28].

По словам А.В. Вдовиной, «необходимость поступательного развития экологической культуры с первых лет школьного обучения вызвана необходимостью систематизации и обобщения ранее имеющихся у ученика разрозненных и разнородных знаний о культуре взаимодействия с природой» [1, с. 70].

Изложение основного материала исследования. Формирование культуры является результатом процесса воспитания личности. Соответственно, формирование экологической культуры младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир» должно осуществляться в рамках реализации направлений экологического воспитания. Экологическое воспитание обучающихся начальных классов в

контексте предмета «Окружающий мир» должно быть направлено не только на представление соответствующих знаний, но и на осознание детьми экологической ценности природной среды в ее единстве с человеком.

По мнению современных исследователей процесс экологического воспитания будет более результативным при условии применения на уроках окружающего мира активных методов обучения. Учеными В.А. Ясвиным и С.В. Дерябо определены наиболее эффективные методы обучения, которые, по нашему мнению, целесообразно применять в системе начального образования на уроках предмета «Окружающий мир» с целью формирования экологической культуры младших школьников [2]. Детально методы и их содержание представлены в таблице 1.

Таблица 1

Эффективные методы экологического воспитания, направленные на формирование экологической культуры младших школьников

Метод Содержание метода

Метод экологических ассоциаций педагогическая актуализация ассоциативных связей между различными психическими образами в контексте затронутой проблемы

Метод художественной репрезентации природных объектов актуализация художественных компонентов представления миру природы средствами искусства

Метод экологической лабилизации целенаправленные коррекционные действия на определенные взаимосвязи в образе мира личности

Метод экологической рефлексии педагогическая актуализация самоанализа

Метод экологической идентификации актуализация личной причастности человека к определенному природному объекту, ситуации, в которых он находится

Метод экологической эмпатии педагогическая актуализация сопереживание за состояние природного объекта

Метод экологической заботы педагогическая актуализация экологической активности личности, направленного на оказание помощи

Метод ритуализации экологической деятельности организация ритуалов, традиций, направленных на деятельность в окружающей среде

Метод экологических экспектаций педагогическая актуализация эмоционально насыщенных ожиданий будущих контактов личности с природой

Метод беседы обоснование учителем темы; формулировка вопросов; направление разговора в правильном направлении; привлечение школьников к оценке событий и явлений в природе; итоги беседы

Метод педагогического наблюдения Анализ деятельности (поведения) младших школьников в естественных условиях

Метод игры экологические игры и задания, позволяющие ребенку почувствовать себя частичкой природы

Содержание курса предмета «Окружающий мир», направленного в том числе на формирование экологической культуры младших школьников, должно включать не только когнитивный, но и операционно-деятельностный компонент, то есть иметь практическую значимость. Так, на занятиях следуют обучать детей применять полученные знания в повседневной жизни; способствовать усвоению ими правил поведения в природе; формировать бережное отношение к окружающей среде и развивать основы экологической культуры.

Эффективным решением при формировании экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, является обращение учителя к интегративному подходу. По мнению С.Л. Костенко, «Особенности организации учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков окружающего мира, информатики, чтения и русского языка, т.к. изучение материалов о жизни природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, умение анализировать и синтезировать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует глубокому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию» [4, с. 148].

Для проверки усвоения (полноты) знаний на уроках предмета «Окружающий мир» необходимо применять диагностические тесты и творческие задания, позволяющие определить отношение младших школьников к окружающей среде и повысить мотивацию к изучению явлений природы [6].

Выводы. Таким образом, результатом экологического образования и воспитания является личность со сформированными экологическими компетенциями, высоким интеллектом и экологической культурой, которая в будущем сможет решать экологические проблемы на основе научных знаний процессов развития природы, руководствуясь общечеловеческими гуманистическими идеалами и народными традициями природосообразной деятельности.

Обеспечение активной познавательной позиции младших школьников на уроках окружающего мира путем применения соответствующих методов, интегративного характера содержания обучения и воспитания, разнообразия подходов к реализации экологического образования и воспитания позволит повысить эффективность процесса формирования экологической культуры обучающихся.

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования экологической культуры младших школьников. В исследовании данная проблема решается на примере рекомендаций по методическому обеспечению уроков предмета «Окружающий мир» в начальном образовании. В статье приводятся эффективные методы формирования экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, а также условия и рекомендации повышения эффективности указанного процесса.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, формирование экологической культуры младших школьников, активные методы обучения, методы экологического воспитания школьников, интегративный подход в обучении, экологические знания, экологические ценности.

Annotation. This article is devoted to the problem of formation of ecological culture of primary school children. In the study, this problem is solved by the example of recommendations for methodological support of lessons of the subject "the world Around us" in primary education. The article provides effective methods of forming the ecological culture of primary school children in the lessons of the surrounding world, as well as conditions and recommendations for improving the effectiveness of this process.

Keywords: ecological education, ecological education, ecological culture, formation of ecological culture of primary school children, active methods of teaching, methods of ecological education of school children, integrative approach in teaching, ecological knowledge, ecological values.

Литература:

1. Вдовина А.В. Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 4 (7). - С. 70-71.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 480 с.

3. Долгова И.Ю.Формирование экологической культуры младшего школьника на уроках окружающего мира // В сборнике: The childhood, adolescence and youth in a context of scientific knowledge Materials of the VIII international scientific conference. - 2018. - С. 28-31.

4. Костенко С.Л. Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - Москва: Буки-Веди, 2016. - С. 146-148

5. Лапонькина Т.Ю. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» // Известия института педагогики и психологии образования МГПУ. - 2018. - №. 4. - С. 126-129.

6. Смирнова М.С. Формирование экологической культуры при изучении предмета «Окружающий мир» // География и экология в школе XXI века. - 2018. - № 7. - С. 49-53.

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

студентка Макарова Полина Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает поиск методов и форм обучения детей с целью развития у них учебной мотивации. Особенно остро проявляется проблема отсутствия, неразвитости учебной мотивации у школьников подросткового возраста, в том числе на уроках предметной области «Искусство».

Проблемой развития мотивации занимались многие исследователи: Алферов А.Д., Асеев В.Г., Мильман В.Э. и другие [1], [2], [7]. Все они давали свою трактовку понятия «учебная мотивация». По мнению В.Э. Мильмана, например, мотивация трактуется как «система внутренних и внешних мотивов, определяющих поведение человека» [7, с. 37].

Многие психологи рассматривали возрастные особенности подросткового возраста (Реан А.А., Божович М.И. и другие) [9], [3]. Все они отмечали такие важные психологические особенности детей подросткового возраста как стремлению к самовыражению в различных его формах и подражание значимому взрослому. Тем не менее, существует необходимость уточнения понятия «учебная мотивация» относительно урока изобразительного искусства и детей подросткового возраста, а также поиск наиболее эффективных методов развития учебной мотивации у детей в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства.

Для решения данной проблемы обратимся к рассмотрению понятий «мотивация» и «мотив», а также проанализируем возрастные психологические особенности школьников подросткового возраста.

А.Д. Асеев считает, что мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: потребностей, мотивов, целей, интересов и т.д. «Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [2, с. 98].

В свою очередь, понятие «мотивы» рассматривала Л.Ф. Обухова. Она отмечала, что «мотивы могут быть внешние и внутренние. Внешние - это наказание и награда, давление группы, ожидание будущих благ и другое. Все они внешние к непосредственной цели учения» [8, с. 209]. Внутренние же мотивы более высокого порядка и связаны с любознательностью школьника, с отношением к учебной деятельности, с ее успешностью.

Также П.Ф. Каптерев отмечал, что «внутренние мотивы - это интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень - все, что побуждает человека к учению как к своей цели» [4, с. 111].

Изучая особенности поведения подростков, А.А. Реан писал, что «на первый план у подростков выходит стремление найти своё место в коллективе». Этим обусловлен интерес школьника ко всем формам групповой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.