Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети младшего школьного возраста / экологическое обучение / экологическое воспитание / окружающий мир / природоведческие знания / информационно-коммуникационные технологии / primary school children / environmental education / environmental education / world around child / natural science knowledge / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.М. Миназова, С.А. Алиева, Х.М. Хасбулатова

В статье рассматривается актуальная проблема экологического обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования, проведенного с целью изучить влияние информационно-коммуникационных технологий на эффективное усвоение младшими школьниками знаний об окружающем мире, воспитание бережного отношения к природе. В ходе проведенного педагогического эксперимента проверялась гипотеза о том, что использование различных элементов информационно-коммуникационных технологий на уроках познания окружающего мира будет способствовать лучшему усвоению природоведческих знаний, умений и навыков и формированию качеств бережного отношения к природе у младших школьников. Результаты тестирования, проведенные в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе, показали, что существуют определенные пробелы в природоведческих знаниях учащихся; степень проявляемого ими интереса к учебному предмету «Окружающий мир» недостаточно высока. Результаты анкетирования педагогов показали, что на уроках познания окружающего мира в третьем классе информационно-коммуникационные технологии используются редко. На обучающем этапе исследования в экспериментальном классе внедрена система элементов информационно-коммуникационных технологий (видео-материалы, тематические ролики, интерактивная доска и презентации в виде слайдов и др.) в процессе реализации специально разработанного цикла занятий. Сравнительный анализ результатов контрольного этапа подтвердил эффективность ИКТ – уровень усвоения природоведческих знаний в экспериментальной группе стал выше; ответы детей показали, что уроки познания мира в приоритете у большого количества учащихся; дети считают, что информационно-коммуникационные технологии на уроках познания окружающего мира приносят значительную пользу. В статье делается вывод о том, что знания об окружающем мире и выросший интерес к темам уроков познания природы стимулируют школьников к обсуждению актуальных экологических проблем и разработке проектов экологического характера. Информационно-коммуникационные технологии имеют огромный педагогический потенциал, который в дальнейшем может быть использован не только в учебной деятельности младших школьников, но и в проектно-исследовательской деятельности экологической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF MASTERING NATURAL SCIENCE KNOWLEDGE IN PRIMARY SCHOOL

The article deals with an actual problem of environmental education and upbringing of primary school children. The results of a study conducted with the aim of studying the impact of information and communication technologies on the effective assimilation of knowledge about the world by younger schoolchildren, fostering respect for nature are presented. During the conducted pedagogical experiment, the hypothesis is tested that the use of various elements of information and communication technologies in the lessons of cognition of the surrounding world will contribute to a better assimilation of natural science knowledge, skills and the formation of qualities of respect for nature among younger schoolchildren. The test results conducted in the experimental and control groups at the ascertaining stage show that there are certain gaps in the students’ natural science knowledge; the degree of their interest in the educational subject “The world around” is not high enough. The results of the survey of teachers show that information and communication technologies are rarely used in the lessons of cognition of the surrounding world in the third grade. At the training stage of the study, a system of information and communication technology elements (video materials, thematic videos, interactive whiteboard and slide presentations, etc.) is introduced in the experimental classroom in the process of implementing a specially designed lesson cycle. A comparative analysis of the results of the control stage confirmed the effectiveness of ICT – the level of assimilation of natural science knowledge in the experimental group became higher; the answers of children showed that the lessons of knowledge of the world are a priority for a large number of students; children believe that information and communication technologies in the lessons of knowledge of the surrounding world bring significant benefits. The article concludes that knowledge about the world around us and the increased interest in the topics of nature lessons stimulate schoolchildren to discuss topical environmental problems and develop environmental projects. Information and communication technologies have a huge pedagogical potential, which in the future can be used not only in the educational activities of younger schoolchildren, but also in design and research activities of an environmental orientation.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

8. Karpov A.I. Mezhkul'turnaya kompetenciya buduschih pedagogov: suschnost', struktura i razvitie. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 9: 130-138.

9. Nedashkovskaya T.A. Problemy formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii v processe obucheniya inostrannym yazykam. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; № 26: 84-88.

10. Savinova O.V., Serov A.V. Mezhkul'turnaya kompetenciya kak klyuchevaya kompetenciya v obrazovanii. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2018; № 29: 160-166.

11. Terent'eva A.V. Mezhkul'turnaya kompetenciya v obrazovatel'nom prostranstve vysshej shkoly. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta imeni I. Kanta. 2019; № 8: 88-94.

12. Sharanova A.V. Primenenie proektno-prakticheskoj tehnologii obucheniya kak sredstva formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii uchitelej. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2018; № 1: 91-100.

13. Rostovceva P.P. Pedagogicheskoeobespechenieprakticheskojnapravlennostiinoyazychnojpodgotovkistudentovneyazykovyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

14. Rostovceva P.P. Yazykovaya obrazovatel'naya politika v 'ekonomicheskih vuzah. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; № 3 (55): 143-145.

15. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.

16. Gadzaova L.P. Formirovanie mezhkul'turnojkompetentnosti iprofessional'noj ustojchivostinovogo pokoleniya studentov vuza. Vladikavkaz, 2015.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 37.02

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Alieva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sacita.alieva@mail.ru

Khasbulatova Kh.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Philological Education, Dagestan State Pedagogical University n.a. R.G. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: hasbulatova@gmail.com

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF MASTERING NATURAL SCIENCE KNOWLEDGE IN PRIMARY SCHOOL. The

article deals with an actual problem of environmental education and upbringing of primary school children. The results of a study conducted with the aim of studying the impact of information and communication technologies on the effective assimilation of knowledge about the world by younger schoolchildren, fostering respect for nature are presented. During the conducted pedagogical experiment, the hypothesis is tested that the use of various elements of information and communication technologies in the lessons of cognition of the surrounding world will contribute to a better assimilation of natural science knowledge, skills and the formation of qualities of respect for nature among younger schoolchildren. The test results conducted in the experimental and control groups at the ascertaining stage show that there are certain gaps in the students' natural science knowledge; the degree of their interest in the educational subject "The world around" is not high enough. The results of the survey of teachers show that information and communication technologies are rarely used in the lessons of cognition of the surrounding world in the third grade. At the training stage of the study, a system of information and communication technology elements (video materials, thematic videos, interactive whiteboard and slide presentations, etc.) is introduced in the experimental classroom in the process of implementing a specially designed lesson cycle. A comparative analysis of the results of the control stage confirmed the effectiveness of ICT - the level of assimilation of natural science knowledge in the experimental group became higher; the answers of children showed that the lessons of knowledge of the world are a priority for a large number of students; children believe that information and communication technologies in the lessons of knowledge of the surrounding world bring significant benefits. The article concludes that knowledge about the world around us and the increased interest in the topics of nature lessons stimulate schoolchildren to discuss topical environmental problems and develop environmental projects. Information and communication technologies have a huge pedagogical potential, which in the future can be used not only in the educational activities of younger schoolchildren, but also in design and research activities of an environmental orientation.

Key words: primary school children, environmental education, environmental education, world around child, natural science knowledge, information and communication technologies

B.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: veneraminazova@mail.ru

C.А. Алиева, канд. пед. наук, доц., директор Института педагогики, психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: sacita.alieva@mail.ru

Х.М. Хасбулатова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: hasbulatova@gmail.com

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается актуальная проблема экологического обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования, проведенного с целью изучить влияние информационно-коммуникационных технологий на эффективное усвоение младшими школьниками знаний об окружающем мире, воспитание бережного отношения к природе. В ходе проведенного педагогического эксперимента проверялась гипотеза о том, что использование различных элементов информационно-коммуникационных технологий на уроках познания окружающего мира будет способствовать лучшему усвоению природоведческих знаний, умений и навыков и формированию качеств бережного отношения к природе у младших школьников. Результаты тестирования, проведенные в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе, показали, что существуют определенные пробелы в природоведческих знаниях учащихся; степень проявляемого ими интереса к учебному предмету «Окружающий мир» недостаточно высока. Результаты анкетирования педагогов показали, что на уроках познания окружающего мира в третьем классе информационно-коммуникационные технологии используются редко. На обучающем этапе исследования в экспериментальном классе внедрена система элементов информационно-коммуникационных технологий (видео-материалы, тематические ролики, интерактивная доска и презентации в виде слайдов и др.) в процессе реализации специально разработанного цикла занятий. Сравнительный анализ результатов контрольного этапа подтвердил эффективность ИКТ - уровень усвоения природоведческих знаний в экспериментальной группе стал выше; ответы детей показали, что уроки познания мира в приоритете у большого количества учащихся; дети считают, что информационно-коммуникационные технологии на уроках познания окружающего мира приносят значительную пользу. В статье делается вывод о том, что знания об окружающем мире и выросший интерес к темам уроков познания природы стимулируют школьников к обсуждению актуальных экологических проблем и разработке проектов экологического характера. Информационно-коммуникационные технологии имеют огромный педагогический потенциал, который в дальнейшем может быть использован не только в учебной деятельности младших школьников, но и в проектно-исследовательской деятельности экологической направленности.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, экологическое обучение, экологическое воспитание, окружающий мир, природоведческие знания, информационно-коммуникационные технологии

Проблема познания окружающего мира в начальной школе встает в связи с вопросами экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Человечество вплотную подошло к осознанию значимости разумного отношения к окружающей природе, что стало нравственным принципом поведения. Безусловно, уровень условий жизни человека повышается благодаря научно-техническому прогрессу Однако наряду с растущим вмешательством человека в окружающую среду происходят изменения, приводящие к катастрофическим последствиям экологического и биологического характера. Эти изменения в большинстве случаев необратимы.

В связи с этим вопросы экологического обучения и воспитания подрастающего поколения в современном технологическом мире являются животрепещущими, волнующими сознание общества, и переоценить их невозможно. Трепетное отношение к природе и ее охрана становится приоритетной проблемой образования. Несомненно, от экологической грамотности детей зависит будущее нашей планеты [1-5].

Педагогическая теория и школьная практика получили социальный заказ большой экономической и социальной важности - воспитать молодое поколение, способное бережно и ответственно относиться к окружающей природе, защищать и возобновлять природные богатства.

Важно, чтобы уже с детского возраста у человека вырабатывалась привычка рассматривать каждую сторону своего поведения с позиции экологического равновесия. В связи с этим возникает необходимость вводить в образовательные программы элементы экологии уже с начальной школы, а то и с дошкольного возраста. Это условие является недостаточным, но необходимым для того, чтобы экологическая культура стала частью общей культуры общества. Только серьезное включение сферы школьного образования в процесс экологизации общественного сознания может дать ощутимые сдвиги в этом процессе [2].

Первичные знания о природе, умения разумного отношения к окружающему миру, навыки охраны всего живого и неживого активно формируются у детей в начальной школе. Успешное осуществление экологического воспитания детей младшего школьного возраста возможно благодаря некоторым экологическим особенностям детей: эмоциональной отзывчивости, склонности к подражательности, восприимчивости к воздействиям воспитателя, любознательности [5]. На основе этих качеств в дальнейшем сформируется осознание ценности природы для жизни человека, многообразия связей в системе «человек - природная среда»; осуществляется воспитание нравственного отношения к предметам и объектам природы; стремление вносить свой личный вклад в пользу природы. Именно в начальной школе происходит становление научных знаний об окружающей среде, формирование эмоционального и нравственного отношения ребенка к природе, развитие практических навыков детей относительно окружающей среды и собственного здоровья [1].

Таким образом, перед учителем начальной школы поставлено множество задач воспитания и обучения формирующейся и развивающейся личности. Увеличение умственной нагрузки учащихся за счет возрастания объема информации и необходимость решения ряда важных воспитательных задач ставит перед учителем проблему поиска адекватных методов и приемов обучения и воспитания. Как активизировать познавательный интерес в экологическом образовании младших школьников? Данная проблема актуальна в рамках нашего исследования.

В современной системе образования наблюдается интенсивное насыщение множеством новых методов работы с учащимися. В процессе образования идет постоянный поиск эффективных технологий, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков самообразования и саморазвития.

В настоящее время на цели, задачи и содержание образования влияет технологическая культура, которая стала неотъемлемой частью общей культуры личности. Все это отразилось на разработке методов, приемов и технологий обучения и воспитания.

Среди многообразия различных технологий, применяемых учителем в образовательном процессе, особо выделяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Разумное использование информационно-коммуникационные технологий способствует повышению познавательного интереса школьников - у учащихся активизируется умственная деятельность, расширяется кругозор, углубляются знания в изучаемой области, развиваются речь и мышление [3; 4].

В статье представлены результаты исследования, проведенного с изучить влияние информационно-коммуникационных технологий на эффективное усвоение младшими школьниками знаний об окружающем мире, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи исследования:

1. Провести эксперимент по теме «Информационно-коммуникационные технологии как средство усвоения природоведческих знаний в начальной школе».

2. Осуществить анализ полученных в эксперименте данных.

3. Сделать выводы об эффективности проведённой работы.

Научная новизна исследования состоит в разработке цикла уроков по разделам дисциплины «Окружающий мир» с использованием информационно-ком-

муникационных технологий, способствующих эффективному усвоению природоведческих знаний в начальной школе.

Теоретическая значимость заключается в том, что в статье обоснована необходимость использования информационно-коммуникационных технологий для повышения интереса младших школьников к природоведческим знаниям.

Практическая значимость видится в том, что алгоритм проведенного исследования может быть использован в практике учителей начальной школы.

На наш взгляд, использование различных элементов информационно-коммуникационных технологий на уроках познания окружающего мира будет способствовать лучшему усвоению природоведческих знаний, умений и навыков и формированию качеств бережного отношения к природе у младших школьников. Проверка данной гипотезы проводилась с использованием таких эмпирических методов, как педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 3 с. Ачхой-Мартан» с учащимися 3-х классов.

Экспериментальная работа осуществлялась в логике классического педагогического эксперимента. Задача констатирующего среза в эксперименте заключалась в определении уровня сформированности знаний об окружающей среде у учащихся начальной школы, степени проявляемого ими интереса к данному учебному предмету и установлении характера отношения младших школьников к природе. Полученные результаты планировалось использовать для организации и проведения работы с целью повышения качества образовательного процесса на уроках природоведения и стимулирования интереса детей к предмету и к окружающему миру вообще через сочетание разнообразных информационно-коммуникационных технологий.

В рамках диагностических мероприятий проводилось анкетирование учителя, преподающего дисциплину «Окружающий мир». Вопросы анкеты были направлены на получение информации о том, какие педагогические технологии применяются на уроках «Окружающий мир», как часто используются те или иные их элементы в преподавании тем познания окружающего мира, а также с какими технологиями обучения дети работали чаще всего.

Результаты анкетирования показали, что на уроках познания окружающего мира в третьем классе учителем чаще всего используются игровая и личностно ориентированная технология. Информационно-коммуникационные технологии применяются реже. Данный факт объясняется недостаточным уровнем владения ИКТ учителями третьих классов (тех, которые выбраны в качестве выборки нашего исследования), а также отсутствием возможности заниматься в компьютерном классе.

Результаты тестирования по теме «Многообразие растительного мира», проведенное в двух третьих классах (один из них определен в качестве экспериментальной группы (ЭГ), а другой выбран для проведения сравнительного анализа и является контрольной группой (КГ)), показали, что существуют определенные пробелы в природоведческих знаниях учащихся в области растительного мира.

Анализ полученных результатов показал, что пройденный материал был усвоен недостаточно хорошо - у 15% учащихся экспериментальной группы и 10% учащихся контрольной группы обнаружен низкий уровень природоведческих знаний - учащиеся не владеют знаниями о мире растений в рамках учебного материала по изучаемым темам. 25% от числа обследуемых детей ЭГ и 35% КГ продемонстрировали средний уровень - недостаточное усвоение материала, природоведческий кругозор учащихся ограничивается знаниями об основных группах растений и их способности произрастать.

Таким образом, обнаружено, что не существует значительной разницы в уровне подготовки по теме «Многообразие растений» у учащихся экспериментальной и контрольной групп. В общем, практически половина испытуемых из обеих групп имеют средний и низкий уровни знаний по теме «Многообразие растительного мира» на констатирующем этапе.

В исследовании нами использована еще одна анкета, цель которой - определить заинтересованность учащихся рассматриваемым учебным предметом. Детям предлагалось дать оценку урокам окружающего мира и подумать о пользе, получаемой из содержания предмета.

Первый вопрос - «Какой урок является твоим любимым?» - помог выяснить, что темы уроков познания окружающего мира интересны только 10 учащимся, а большинство детей в классе не относят эти уроки к числу любимых. Данный результат совпадает с уровнем рейтинга уроков изобразительного искусства.

«Любишь ли ты уроки «Окружающий мир?» - следующий вопрос, на который четыре учащихся ответили отрицательно. Мнение остальных разделилось поровну - «нравится» - «не очень нравится».

Третий вопрос - Какие задания тебе больше нравятся на уроках «Окружающий мир»?» - был связан с выбором детьми заданий, которые они желали бы получать и выполнять на уроке. Выяснилось, что предпочтительными для учащихся заданиями явились игровые.

Четвертый вопрос - «Какая, на твой взгляд, польза от того, что на уроке используются различные виды заданий - игровые, задания-презентации, экскурсии и т. д.?» - предлагался учащимся для изучения их мнения о различных

технологиях, применяемых на уроках и их элементах - у детей спрашивали, какую пользу, на их взгляд, приносит каждая из этих технологий. По этому вопросу мнения в классе разделились: о большой пользе заявили 11 человек, о том, что эти технологии не приносят особой пользы, сказали 10 человек.

Проведенное исследование показало, что учащиеся предпочитают уроки, на которых они могут проявлять различного характера активность - умственную, физическую, эмоциональную. Положительное отношение дети проявляют к использованию на уроках таких элементов новых технологий, как презентации. Однако данный метод на уроках использовался редко. По ответам учащихся мы обнаружили, что уроки познания окружающего мира большинством учеников в классе не выбраны в качестве любимых. Также получена информация, что на уроках познания окружающего мира практически не используются методы информационно-коммуникационных технологий. Выяснилось, что большинство учащихся считает необходимым использование на уроках «Окружающий мир» приемов информационно-коммуникационных технологий. Их применение, по мнению детей, внесет разнообразие в процесс обучения и будет полезно для усвоения учебного предмета.

Для решения задачи определения влияния ИКТ на эффективное усвоение знаний об окружающем мире и активность учащихся на обучающем этапе исследования в экспериментальном классе внедрена система элементов информационно-коммуникационных технологий. Разработанный цикл занятий с применением видеоматериалов, различных тематических роликов, интерактивной доски и презентаций в виде слайдов, на наш взгляд, будет стимулировать активность и заинтересованность детей, способствовать воспитанию у них бережного отношения в окружающему миру.

В ходе занятий в экспериментальной группе установлено, что работа с элементами ИКТ оживляла учащихся, приводила к большей активности детей на уроках, что наблюдалось по их ответам на занятии, по выполнению домашнего задания и задаваемым вопросам. Также дети находили дополнительную информацию, делились тем, что они слышали от взрослых или видели по телевидению по данной теме. Учащиеся не только лучше усваивали материал, но и показывали свою заинтересованность окружающим миром, тревогу по поводу экологических проблем современности и готовность внести посильный вклад в их решение.

В течение всего обучающего этапа эксперимента учащимся предлагалось в конце каждого занятия дать оценку использованной на занятии технологии следующим способом: «Мне понравилось занятие» (дети подчеркивают интерес к процессу; говорят, что им понравились использованные на занятии формы и методы работы с ними; занятие дало учащимся хорошие знания, умения и навыки, которые они используют во взаимодействии с окружающей средой); «У меня нет особых впечатлений от нашего занятия» (учащихся недостаточно захватил процесс работы, они не увлеклись темой, их не заинтересовали ни информация, ни способы и приемы, использованные на уроке); «Мне не понравилось занятие» (учащиеся не работают в процессе занятия, они не проявляют интереса к обсуждаемым вопросам, занятие, на их взгляд, не дало им никакой новой и полезной информации).

На контрольном этапе эксперимента поставлены задачи проверки качества разработанной и апробированной нами системы тематических занятий, на которых специально введены приемы информационно-коммуникационных технологий тестированием по разделу «Многообразие животного мира» в обеих группах.

Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальной выборке уровень знаний об окружающем мире в сравнении констатирующего и контрольного этапов изменился следующим образом: на «выходе» - у 70% учащихся высокий уровень; у 28% - средний уровень; 2% - низкий уровень усвоения природоведческих знаний; на «входе» - 60% - 30% - 10% соответственно. В контрольном классе мы не обнаружили существенных изменений уровня природоведческих знаний - высокий уровень показали 60% учащихся (было 55%), 30% учащихся продемонстрировали средний уровень знаний (на

Библиографический список

констатирующем этапе было 35%) и низкий уровень показали то же самое количество учащихся - 10%.

Чтобы определить заинтересованность предметом познания окружающего мира, в конце контрольного исследования мы провели анкетирование «Заинтересованность учащихся учебными предметами» с учащимися экспериментального класса. Сравнив полученные результаты с результатами констатирующего этапа исследования, обнаружили следующее: большая часть учащихся экспериментального класса выбрали уроки по окружающему миру в числе любимых -18 реципиентов; на контрольном этапе исследования рейтинг уроков познания окружающего мира сравнялся с уровнем уроков физической культуры, которым отдали предпочтение на первом этапе почти все дети.

«Любишь ли ты предмет «Окружающий мир?» - на этот прямой вопрос большинство учащихся ответили, что любят (на первом этапе так ответила половина класса). Меньшинство ответило, что не очень нравятся эти уроки, а два ученика не изменили своего первоначального мнения, подчеркнув, что они не любят дисциплину «Окружающий мир».

По третьему вопросу, связанному с выбором учащимися типа заданий на уроках, дети практически не изменили своего мнения - предпочтение отдано игровым заданиям и презентациям. Надо подчеркнуть, что уровень выбора презентаций сравнялся с уровнем выбора игровых заданий (на констатирующем этапе презентации достаточно проигрывали игровым заданиям).

Четвертый вопрос - «Какая, на твой взгляд, польза от того, что на уроке используются различные виды заданий - игровые, задания-презентации, экскурсии и т. д.?» - позволил узнать мнение учащихся о том, насколько полезны те или иные виды заданий, используемых на уроках. В экспериментальном классе улучшилось мнение по данному вопросу - 4 человека подчеркивают, что различные технологии, применяемые на уроках, приносят очень большую пользу; 16 учащихся считают, что они приносят большую пользу; 5 детей ответили, что польза не очень большая, а ответ 5 учащихся - нет никакой пользы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: применение информационно-коммуникационных технологий дает возможность более эффективному усвоению знаний на уроках познания окружающего мира. Учащиеся дали обратную связь о том, что остались довольными активной работой на уроках окружающего мира. Предложенные учителем игровые ситуации, интеллектуальные задания, презентации, видеоматериалы по учебным темам и другие приемы информационно-коммуникационных технологий получили высокую оценку и эмоциональный отклик у младших школьников.

Знания об окружающем мире и выросший интерес к темам уроков познания природы стимулируют школьников к обсуждению актуальных экологических проблем и разработке проектов экологического характера. Дети начали собирать видеоматериалы, презентации, в которых демонстрируются ситуации взаимоотношений человека и природы - положительный и негативный опыт. Практически на каждом занятии теоретический материал связывался с практическим. Дети рассказывали о своих наблюдениях за окружающей их природой - растительным и животным миром.

Наиболее значимым является момент взаимосвязи экологического обучения и экологического воспитания. В ходе беседы с учащимися и во время проведения обратной связи по занятию или отдельной теме учащиеся высказывали свое мнение по проблемам отношения человека к природе, выдвигали идеи по проведению мероприятий для улучшения жизни животных и растений и своем личном вкладе в эти мероприятия.

Таким образом, подтверждение нашей гипотезы свидетельствует о необходимости тщательного подбора учителем методов и технологий, применяемых на уроках познания окружающего мира. Информационно-коммуникационные технологии имеют огромный педагогический потенциал, который в дальнейшем может быть использован не только в учебной деятельности младших школьников, но и в проектно-исследовательской деятельности экологической направленности.

1. Гринева Е.А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект: монография. Москва: Прометей, 2015.

2. Миронов А.В. Экологическое воспитание младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2023.

3. Гринева Е.А. Формирование экологической культуры младших школьников: учебно-методическое пособие. Москва: Прометей, 2012.

4. Калинина С.А. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Международной научной конференции. Краснодар: Новация, 2015: 127-130.

5. Мазанюк Е.Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 131-134.

References

1. Grineva E.A. 'Ekologicheskaya kul'tura mladshih Shkolnikov: duhovno-nravstvennyj aspekt: monografiya. Moskva: Prometej, 2015.

2. Mironov A.V. 'Ekologicheskoe vospitanie mladshih Shkolnikov: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2023.

3. Grineva E.A. Formirovanie 'ekologicheskojkul'tury mladshih Shkolnikov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Prometej, 2012.

4. Kalinina S.A. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v nachal'noj shkole na urokah okruzhayuschego mira. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnodar: Novaciya, 2015: 127-130.

5. Mazanyuk E.F. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij na urokah okruzhayuschego mira v nachal'noj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 131-134.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.