Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / ДЕТИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Л.А., Патриция Кэрол Кокер-Болт, Шаймиева А.Д.

Цель исследования: оценка отношения школьников к сверстникам с ОВЗ на основе инклюзивного участия в спортивных мероприятиях. Методика и организация исследования. В рамках проекта «Инклюзивный спортивный день» (2021-2022 гг) было проведено 10 инклюзивных физкультурно-спортивных мероприятий в школах г. Казани. Для изучения отношения к инклюзивности в физическом воспитании использовался адаптированный опросник CAIPE-R (Мартин Э. Блок, 1995). Результаты исследования и их обсуждение У нормотипичных детей зафиксировано повышение понимания психофизических и социальных проблем особых детей, заинтересованности в совместных активностях, желание общаться и помогать, даже в ущерб успеха команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Л.А., Патриция Кэрол Кокер-Болт, Шаймиева А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION

Objective of the study: to assess the attitude of schoolchildren towards their peers with disabilities based on inclusive participation in sports events. Methods and structure of the study.. As part of the Inclusive Sports Day project (2021-2022), 10 inclusive physical culture and sports events were held in Kazan schools. An adapted CAIPE-R questionnaire (Martin E. Block, 1995) was used to study attitudes towards inclusiveness in physical education. Results and conclusions. In normotypical children, an increase in understanding of the psychophysical and social problems of special children, interest in joint activities, a desire to communicate and help, even to the detriment of the team's success, was recorded.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

формы и методы инклюзивного ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1 Доктор философии Патриция Кэрол Кокер-Болт2 А.Д. Шаймиева1

1Поволжский государственный университет физической

культуры спорта и туризма, Казань 2Медицинский университет Южной Каролины, Чарльстон, Южная Каролина, США

УДК/ШС

Аннотация

Цель исследования: оценка отношения школьников к сверстникам с ОВЗ на основе инклюзивного участия в спортивных мероприятиях. Методика и организация исследования. В рамках проекта «Инклюзивный спортивный день» (2021-2022 гг) было проведено 10 инклюзивных физ-культурно-спортивных мероприятий в школах г. Казани. Для изучения отношения к инклюзивности в физическом воспитании использовался адаптированный опросник CAIPE-R (Мартин Э. Блок, 1995). Результаты исследования и их обсуждение У нормотипичных детей зафиксировано повышение понимания психофизических и социальных проблем особых детей, заинтересованности в совместных активностях, желание общаться и помогать, даже в ущерб успеха команды.

Ключевые слова; социальная и спортивная инклюзия, дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

FORMS AND METHODS OF iNCLUSiVE PHYSiCAL EDUCATiON

PhD, Associate Professor L.A. Parfenova1 Doctor of Philosophy Patricia Carol Coker-Bolt2 A.D. Shaimieva1

1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

2Medical University of South Carolina, Charleston, South Carolina,

USA

Поступила в редакцию 05.05.2022 г.

Abstract

Objective of the study: to assess the attitude of schoolchildren towards their peers with disabilities based on inclusive participation in sports events. Methods and structure of the study.. As part of the Inclusive Sports Day project (2021-2022), 10 inclusive physical culture and sports events were held in Kazan schools. An adapted CAIPE-R questionnaire (Martin E. Block, 1995) was used to study attitudes towards inclusiveness in physical education. Results and conclusions. In normotypical children, an increase in understanding of the psychophysical and social problems of special children, interest in joint activities, a desire to communicate and help, even to the detriment of the team's success, was recorded.

Keywords: social and sports inclusion, children with disabilities and disabilities (HIA).

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. На сегодняшний день среди наиболее важных проблем инклюзивного образовательного пространства следует выделить отсутствие должного взаимопонимания между всеми субъектами учебного процесса (дети с ОВЗ и их нормативно развивающиеся сверстники, родители обеих категорий учащихся, педагоги и другие специалисты).

С целью развития новых форм внутришкольного взаимодействия, способствующих разрушению сложившихся негативных стереотипов, воспитанию эмпатии, формированию толерантного отношения к детям с инвалидностью и ОВЗ, нами был разработан проект «Инклюзивный спортивный день», поддержанный грантом Международной федерации эрготе-рапевтов (World Federation of Occupational Therapy (WFOT).

Цель исследования - оценить изменение отношения школьников к сверстникам с ОВЗ на основе инклюзивного участия в спортивных мероприятиях.

Методика и организация исследования. В рамках проекта (2021-2022 гг.) было проведено 10 мероприятий в общеобразовательных и специальных школах г Казани, содержание которых предполагало организацию совместного участия детей в физкультурно-спортивных технологиях в течение школьного учебного дня. Ведущим педагогическим подходом стал метод ролевых игр. В нашем случае ролевая игра, как комплексный методический прием воспитания и обучения, использовалась для телесного представления и ощущения школьниками тех физических и психических ограничений, которые испытывают дети, имеющие особенности развития. Подобная имитация состояния человека с поражениями опорно-двигательной, зрительной, слуховой и психической систем способствует пониманию и осмыслению здоровым учеником внутреннего мира и жизненных барьеров особенного ребенка.

В качестве диагностического инструмента использовалась адаптированная версия опросника CAIPE-R (Мартин Э. Блок, 1995) «Отношение детей к инклюзивности в физическом воспитании», который применяется в исследованиях воздействия физкультурно-спортивной инклюзии. Опрос (11 веерных вопросов) в фокус-группах (около 10 % детей, выбранных случайным образом в каждой школе) проводился за неделю до (n=156) и после (n=162) инклюзивной спор-

тивной программы, возраст респондентов - от 7 до 14 лет. Результаты анкетирования оценивались по пятибалльной шкале (5 - полностью согласен, 4 - согласен, 3 - безразлично, 2 - не согласен, 1 - полностью не согласен). Отношение нормотипичных школьников к инклюзивным спортивным занятиям, массовым физкультурно-спортивным мероприятиям оценивалось по сумме баллов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных первого соцопроса (М±ст) продемонстрировал средний показатель суммы баллов (33,30±4,17), что в большинстве случаев свидетельствует о безразличном отношении к совместным занятиям, отрицательном мнении о возможностях детей с ОВЗ наряду со здоровыми сверстниками выполнять двигательные действия (удар по мячу, бросок в баскетбольное кольцо). Одновременно часть респондентов (52,4 %) выражала готовность помогать детям с инвалидностью и ОВЗ. Результаты повторного анкетирования школьников, участвующих в проекте, позволили установить повышение средней суммы баллов (47,975±4,31) и повышение заинтересованности в совместных активностях, желание общаться и помогать особым детям, даже если их участие сказывается на успехе команды.

Вывод. Для разрешения социального конфликта в инклюзивном образовательном взаимодействии, учитывая интересы всех его участников, целесообразно использовать физкультурно-спортивные технологии, организация и реализация которых способствует критическому осмыслению и улучшению коммуникативного поведения учащихся, развитию их личностно и общественно важных качеств. Литература

1. Парфенова, Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спор-тивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 1. - С. 13.

References

1. Parfenova, L.A. Inclusive technologies of physical culture and sports activities of students with intellectual disabilities / L.A. Parfenova, E.A. Gerasimov // Theory and practice of physical culture. - 2019. - No. 1. - P. 13.

Информация для связи с автором: laraparf@mail.ru

88

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.