КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИИ У ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 03.03.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Андреев1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова2 Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов2 Кандидат педагогических наук, профессор Ю.В. Болтиков2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан 2Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
CORRECTiON OF MOVEMENT AND SPEECH DiSORDERS iN SPEECH PATHOLOGiSTS CHiLDREN iN iNCLUSiVE EDUCATiON
PhD, Associate Professor V.V. Andreev1 PhD, Associate Professor L.A. Parfenova2 Dr. Hab., Associate Professor I.E. Konovalov2 PhD, Professor Yu.V. Boltikov2
1 Katanov Khakass State University, Abakan
2 Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Аннотация
Цель исследования - разработать и апробировать методику коррекции двигательной подготовленности и речевого недоразвития детей-логопатов 7-9 лет в условиях инклюзивного образования.
Методика и организация исследования. Экспериментальной базой явились МБОУ «СОШ №50» г. Абазы и МБОУ «СОШ №18» г. Абакана, реализующие инклюзивный образовательный процесс. В исследовании приняли участие 18 детей семи-девяти лет с тяжелыми речевыми нарушениями, распределенных в контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Методика направлена на комплексную коррекцию отстающих двигательных способностей и устранение недостатков речевого развития, основана на целостном взаимодействии специалиста по адаптивной физической культуре и дефек-толога-логопеда. На инклюзивных практических занятиях акцентировалось внимание на распределение двигательной и речевой нагрузки, правильного дыхательного акта в процессе выполнения конкретного упражнения. Для определения эффективности экспериментальной методики использовались тесты психической и физической подготовленности (ФП). Результаты исследования и выводы. Систематизация полученных показателей и их математическая обработка позволили определить достоверные изменения в исследуемых группах, которые явились положительными, однако, в экспериментальной группе прирост развития двигательных способностей оказался более значительным. Внедрение в учебный процесс разработанной методики позволило повысить показатели основных двигательных способностей до уровня сверстников и способствовало коррекции нарушений речи.
Ключевые слова: дети-логопаты, адаптивная физическая культура, двигательная подготовленность, речевое развитие, инклюзивное физическое воспитание.
Abstract
Objective of the study was to develop and test a method for correcting motor readiness and speech underdevelopment of speech pathologists aged 7-9 years in conditions of inclusive education.
Methods and structure of the study. The experimental base was MBOU "Secondary School No. 50" in the city of Abaza and MBOU "Secondary School No. 18" in the city of Abakan, which implement an inclusive educational process. The study involved 18 children aged 7-9 years with severe speech disorders, divided into the control (CG) and experimental (EG) groups. The technique is aimed at a comprehensive correction of lagging motor abilities and elimination of shortcomings in speech development, based on the holistic interaction of a specialist in adaptive physical education and a defectologist-speech therapist. At inclusive practical classes, attention was focused on the distribution of motor and speech load, the correct respiratory act in the process of performing a specific exercise. To determine the effectiveness of the experimental methodology, tests of mental and physical fitness (FP) were used.
Results and conclusions. The systematization of the obtained indicators and their mathematical processing made it possible to determine significant changes in the studied groups, which were positive, however, in the experimental group, the increase in the development of motor abilities was more significant. The introduction of the developed methodology into the educational process made it possible to increase the indicators of basic motor abilities to the level of peers and contributed to the correction of speech disorders.
Keywords: speech pathologist children, adaptive physical culture, readiness, speech development, inclusive physical education.
motor
Введение. Физическое воспитание в виде уроков физической культуры и внеурочных оздоровительных занятий является одним из основных компонентов инклюзивного образования [3]. Однако следует признать, что указанное направление сосредоточено на здоровых школьниках, не имеющих отклонений в речевом развитии [1, 4]. Результаты проведенных исследований [2, 5] доказывают наличие нарушений психофизической сферы, повышенный уровень тревожности и социальной дезадаптации у детей с недораз-
витием речевых функций. Большими перспективными возможностями в плане социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обладает инклюзивная среда [3].
В настоящее время отсутствует теоретическая и практическая разработанность проблемы коррекции двигательной подготовленности и недостатков речевого развития детей-логопатов в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования - разработать и апробировать методику коррекции двигательной подготовленности и речево-
№4 • 2022 Апрель | April
http://www.teoriya.ru
Изменение показателей развития двигательных способностей детей-логопатов после окончания педагогического эксперимента (Х±о)
Тесты Мальчики до Мальчики после Девочки до Девочки после
Бег на 30 м, с ЭГ 7,3±0,3 6,7±0,1 7,6±0,2 7,0±0,1
КГ 7,3±0,2 7,1±0,1 7,5±0,3 7,3±0,2
Метание набивного мяча 1 кг, см ЭГ 297,5±12,3 328,4±11,0 239,9±7,4 268,4±7,3
КГ 295,9±10,9 308,2±7,5 235,3±8,3 249,2±10,6
Челночный бег 6 х 10 м, с ЭГ 17,2±0,4 15,8±0,2 19,7±0,3 17,4±0,2
КГ 17,3±0,5 16,9±0,3 19,8±0,5 19,2±0,3
Сгибание-разгибание рук в упоре на скамейке, количество ЭГ 8,8±1,6 9,9±0,7 6,7±1,3 7,7±0,6
КГ 8,7±1,3 9,1±1,0 6,9±1,4 7,2±0,9
Наклон вперед, см ЭГ -2,3±2,2 4,9±2,6 2,5±1,7 6,8±2,3
КГ -2,5±2,3 1,8±1,9 2,3±3,1 4,4±2,1
Бег на 500 м, мин/с ЭГ 4,24±10,4 3,57±6,8 5,17±9,9 4,58±10,1
КГ 4,27±11,0 4,21±9,3 5,18±10,7 5,01±9,3
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
го недоразвития детеи-логопатов семи-девяти лет в условиях инклюзивного образования.
Методика и организация исследования. Экспериментальной базой явились МБОУ «СОШ № 50» г Абазы и МБОУ «СОШ № 18» г Абакана, реализующие инклюзивный образовательный процесс. В исследовании приняли участие 18 детей семи-девяти лет с тяжелыми речевыми нарушениями. Для определения эффективности экспериментальной методики использовались тесты психической и физической подготовленности (ФП).
В основу построения экспериментальной методики были положены принципы ФВ и логопедической работы (в рамках требований ФГОС ОВЗ), предполагающие системное равноправное взаимодействие специалиста по АФК и дефекто-лога-логопеда. На практических занятиях акцентировалось внимание на распределение двигательной и речевой нагрузки, правильного дыхательного акта при демонстрации каждого упражнения. Психофизиологический механизм заключается в реализации двигательного действия, при выполнении которого в момент напряжения производится полный выдох с произношением утрированного односложного (многосложного) слова с поставленным ранее звуком. При этом первоначально осваивалось само упражнение, затем подключалось речепроизводство. При коррекции скоростных способностей целенаправленно подбирались элементы спортивных и подвижных игр. При коррекции силовых качеств с одновременной автоматизацией звуков наиболее эффективным явились динамические упражнения с акцентом на напряжение речевых мышц. При коррекции физического качества гибкость двигательная работа выполнялась серийным способом с постепенным увеличением амплитуды, с произношением автоматизируемого звука на выдохе. Для развития координационных способностей использовались средства ритмической гимнастики с одновременным развитием речи, с учетом особенностей структурной части музыкального и речевого компонентов. Для коррекции общей выносливости с автоматизацией поставленных звуков на занятиях применялся медленный бег с внесением в процесс речевого производства. Контролировалось дыхание занимающихся, индивидуализировались дозировка и темп работы.
Результаты исследования и их обсуждение. Систематизация полученных показателей и их математическая обработка позволили определить достоверные изменения в исследуемых группах, которые явились положительными, однако в экспериментальной группе прирост развития двигательных способностей оказался более значительным (см. таблицу). Проверка эффективности предложенной методики выявила значительные изменения в результатах тестов.
Следует отметить, что нормативно развивающиеся одноклассники с интересом и желанием выполняли предложенные упражнения, что способствовало повышению их функциональных характеристик (частота дыхания, пробы Штанге, Генче) и показателей обученности (правописание, чтение и т. п.).
Выводы. Внедрение в инклюзивный учебный процесс школьников семи-девяти лет методики, направленной на коррекцию двигательной подготовленности и звукового произношения, позволяет не только повысить уровень психофизической подготовленности детей-логопатов до возрастной нормы, но и позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательной и социальной среде, улучшает психологический климат в школьном инклюзивном пространстве.
Литература
1. Андреев В.В. Использование средств ритмической гимнастики при коррекции звукопроизношения / В.В. Андреев, Н.А. Шуры-шев, О.А. Андреева // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 3. - С. 24-26.
2. Елисеева М.Б. «Нормальные» ошибки в речи детей раннего возраста / М.Б. Елисеева, А.Е. Князев // Практическая психология и логопедия. - Липецк. - 2006. - № 1 (18). - С. 3-8.
3. Парфенова Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спор-тивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 1. - С. 13.
4. Смирнова Е.Ю. Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушением речевой функции средствами коррекци-онно-развивающей физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Смирнова. - М., 2005. - 22 с.
5. Солодова М.Д. Физкультурно-речевые занятия на основе здоро-вьесберегающих технологий / М.Д. Солодова, Е.Н. Голяйкина // Инструктор по физкультуре. - 2014. - № 8. - С. 66-69.
References
1. Andreev V.V., Shuryshev N.A., Andreeva O.A. Ispolzovanie sredstv ritmicheskoj gimnastiki pri korrekcii zvukoproiznosheniya [The use of rhythmic gymnastics in the correction of sound pronunciation]. Adap-tivnaya fizicheskaya kultura. 2014. No. 3. pp. 24-26.
2. Eliseeva M.B., Knyazev A.E. «Normalnye» oshibki v rechi detej rannego vozrasta ["Normal" errors in the speech of young children]. Prakticheskaya psihologiya i logopediya. Lipetsk. 2006. No. 1 (18). pp. 3-8.
3. Parfenova L.A., Gerasimov E.A. Inklyuzivnye tekhnologii fizkulturno-sportivnoj deyatelnosti uchashchihsya s intellektualnymi narusheni-yami [Inclusive technologies of physical culture and sports activities of students with intellectual disabilities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No.1. p.13.
4. Smirnova E.Yu. Razvitie motornoj sfery detej doshkolnogo vozrasta s narusheniem rechevoj funkcii sredstvami korrekcionno-razvivay-ushchej fizicheskoj kultury [The development of the motor sphere of preschool children with impaired speech function by means of correctional and developmental physical culture]. PhD Diss. Abstract. Moscow, 2005. 22 p.
5. Solodova M.D., Golyaykina E.N. Fizkulturno-rechevye zanyatiya na osnove zdorovesberegayushchih tekhnologij [Physical culture and speech classes based on health-saving technologies]. Instruktor po fizkulture. 2014. No. 8. pp. 66-69.
88
http://www.teoriya.ru
№4^ 2022 Апрель | April