Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ И АРХАНГЕЛЬСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ И АРХАНГЕЛЬСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПАНДЕМИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Скоблина Н.А., Федотов Д.М.

Целью исследования явилось изучение физического развития детского населения в различных регионах страны после снятия ограничительных мероприятий, связанных с новой коронавирусной инфекцией. Методика и организация исследования. В 2021 г. в рамках общероссийского мониторинга физического развития школьников изучено физическое развитие младших школьников 8-10 лет, выполненных в московском регионе (337 школьников) и архангельском регионе (175 школьников). Данные регионы были выбраны поскольку имеют существенные различия в климато-географических и других условиях. Для сравнения использовались архивные данные. Использован пакет статистических программ Statistica 13 PL. Результаты исследования и их обсуждение. В регионах зафиксированы схожие тенденции, наблюдается активность процесса акселерации с дисгармоничными проявлениями, сопровождающейся высокими темпами прироста массы тела и кожно-жировых складок. На основе полученных данных делается вывод, что секулярные тренды, выявленные в регионах Российской Федерации с конца ХХ века, сохраняются и в начале ХХI века и продолжают носить дисгармоничный характер. Перед государствами, обществом, школой и семьей сегодня, как никогда, остро стоят задачи по обеспечению и соблюдению детьми, подростками и молодежью приверженности здоровому образу жизни, и особенно в части оптимального двигательного режима, организуемого как дома, так и в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Скоблина Н.А., Федотов Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN MOSCOW AND ARKHANGELSK ACCORDING TO THE RESULTS OF THE ALL-RUSSIAN MONITORING

Objective of the study was to study the physical development of the child population in various regions of the country after the removal of restrictive measures associated with a new coronovirus infection. Methods and structure of the study. In 2021, as part of the all-Russian monitoring of the physical development of schoolchildren, the physical development of younger schoolchildren 8-10 years old, performed in the Moscow region (337 schoolchildren) and the Arkhangelsk region (175 schoolchildren), was studied. These regions were chosen because they have significant differences in climatic, geographical and other conditions. Archival data were used for comparison. The statistical software package Statistica 13 PL was used. Results and conclusions. Similar trends were recorded in the regions, there is an activity of the acceleration process with disharmonious manifestations, accompanied by high rates of weight gain and skin-fat folds. Based on the data obtained, it is concluded that the secular trends identified in the regions of the Russian Federation since the end of the 20th century persist at the beginning of the 21st century and continue to be disharmonious. Today, states, society, schools and families face the challenge of ensuring and maintaining children, adolescents and youth commitment to a healthy lifestyle, and especially in terms of an optimal motor regime, organized both at home and at school.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ И АРХАНГЕЛЬСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ И АРХАНГЕЛЬСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА

УДК/UDC 613.95, 613.96

Поступила в редакцию 23.05.2022 г.

Информация для levushkinsp@mail.

связи с автором: ru

Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1, 3 Кандидат педагогических наук, доцент О.Ф. Жуков1 Доктор медицинских наук, профессор Н.А. Скоблина1, 2 Кандидат медицинских наук Д.М. Федотов4, 5

1Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва

2Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

4Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Архангельск

5Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

PHYSiCAL DEVELOPMENT OF JUNiOR SCHOOLCHILDREN iN MOSCOW AND ARKHANGELSK ACCORDING TO THE RESULTS OF THE ALL-RUSSIAN MONITORING

Dr. Biol., Professor S.P. Levushkin1, 3 PhD, Associate Professor O.F. Zhukov1 Dr. Med., Professor N.A. Skoblina1, 2 PhD D.M. Fedotov4, 5

1 Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow

2 N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

3 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

4 North State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Arkhangelsk

5 5Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Целью исследования явилось изучение физического развития детского населения в различных регионах страны после снятия ограничительных мероприятий, связанных с новой коронавирусной инфекцией. Методика и организация исследования. В 2021 г. в рамках общероссийского мониторинга физического развития школьников изучено физическое развитие младших школьников 8-10 лет, выполненных в московском регионе (337 школьников) и архангельском регионе (175 школьников). Данные регионы были выбраны поскольку имеют существенные различия в кли-мато-географических и других условиях. Для сравнения использовались архивные данные. Использован пакет статистических программ Statistica 13 PL

Результаты исследования и их обсуждение. В регионах зафиксированы схожие тенденции, наблюдается активность процесса акселерации с дисгармоничными проявлениями, сопровождающейся высокими темпами прироста массы тела и кожно-жировых складок. На основе полученных данных делается вывод, что секулярные тренды, выявленные в регионах Российской Федерации с конца ХХ века, сохраняются и в начале ХХ! века и продолжают носить дисгармоничный характер. Перед государствами, обществом,

Abstract

Objective of the study was to study the physical development of the child population in various regions of the country after the removal of restrictive measures associated with a new coronovirus infection. Methods and structure of the study. In 2021, as part of the all-Russian monitoring of the physical development of schoolchildren, the physical development of younger schoolchildren 8-10 years old, performed in the Moscow region (337 schoolchildren) and the Arkhangelsk region (175 schoolchildren), was studied. These regions were chosen because they have significant differences in climatic, geographical and other conditions. Archival data were used for comparison. The statistical software package Statistica 13 PL was used. Results and conclusions. Similar trends were recorded in the regions, there is an activity of the acceleration process with disharmonious manifestations, accompanied by high rates of weight gain and skin-fat folds. Based on the data obtained, it is concluded that the secular trends identified in the regions of the Russian Federation since the end of the 20th century persist at the beginning of the 21st century and continue to be disharmonious. Today, states, society, schools and families face the challenge of ensuring and maintaining children, adolescents and youth commitment to a healthy lifestyle, and especially in terms

школой и семьей сегодня, как никогда, остро стоят задачи по обеспечению и соблюдению детьми, подростками и молодежью приверженности здоровому образу жизни, и особенно в части оптимального двигательного режима, организуемого как дома, так и в школе.

Ключевые слова: младшие школьники, мониторинг физического развития, пандемия новой коронавирусной инфекции.

of an optimal motor regime, organized both at home and at school.

Keywords: younger schoolchildren, monitoring of physical development, pandemic of a new coronovirus infection.

Введение. Физическое развитие детей и подростков -это критерий состояния здоровья, включающий оценку гармоничности и уровня биологического развития. Изучение показателей физического развития детей во взаимосвязи с факторами среды обитания является традиционным направлением для исследований в области профилактики [3, 4].

В последнее десятилетие в физическом развитии детского населения имеется негативная тенденция, связанная с увеличением в популяции детей с избыточной массой тела и ожирения, о чем свидетельствуют отечественные и зарубежные работы. На формирование массы оказывают влияние факторы образа жизни, такие как организация питания, двигательной активности и др. [2, 5, 8, 11].

В условиях ограничительных мероприятий во время пандемии короновирусной инфекции современное детское население было подвержено влиянию снижения двигательной активности и изменению других компонентов образа жизни [1, 10].

Цель исследования - анализ физического развития детского населения в различных регионах страны после снятия ограничительных мероприятий, связанных с коронавирусной инфекцией.

Методика и организация исследования. Исследование выполнено после снятия ограничительных мероприятий

в 2021 г в рамках общероссийского мониторинга физического развития школьников. Использовались стандартная антропометрическая методика и инструментарий. В данное исследование вошли результаты изучения физического развития младших школьников 8-10 лет, выполненного на территории субъектов Российской Федерации, Москва, Московская область, Архангельск и Архангельская область. Данные регионы были выбраны для изучения, поскольку имеют су-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Окружность грудной клетки московских школьников в динамике наблюдения 1960-2021 года, см

Рис. 1. Длина тела московских школьников в динамике наблюдения 1960-2021 года, см

Рис. 4. Кожно-жировые складки московских мальчиков в динамике наблюдения 1960-2021 года, см

Я Я Л

/ / / /

/ /

/ 'У

/ /

//

г

/

• 1960-1962 ----1982-1984 -- 2003-2005

Рис. 2. Масса тела московских школьников в динамике наблюдения 1960-2021 года, кг

Рис. 5. Кожно-жировые складки московских девочек в динамике наблюдения 1960-2021 года, см

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Рис. 6. Длина тела школьников Архангельска в динамике наблюдения 1960-2021 года, см

Рис. 7. Масса тела школьников Архангельска в динамике наблюдения 1960-2021 года, кг

щественные различия в климато-географических и других условиях.

Общее число осмотренных составило 179 мальчиков и 158 девочек в Московском регионе и 88 мальчиков и 87 девочек в Архангельском регионе соответственно. Для сравнения использовались архивные данные наблюдений за физическим развитием детского населения в данных регионах [4, 6, 7].

Проведенное исследование не подвергало опасности участников, соответствовало требованиям биомедицинской этики и положениям Хельсинской декларации и сопровождалось получением добровольного информированного согласия. Критерий включения - возрастная группа младшие школьники, обучение общеобразовательной организации, временной интервал осмотра, корректно проведенное антропометрическое исследование, наличие добровольного информированного согласия. Критерии исключения - другая возрастная группа, отсутствие корректно проведенного антропометрического исследования, отсутствие добровольного информированного согласия.

Для обработки полученных данных был использован пакет статистических программ Statistica 13 PL (StatSoft, USA). При обработке результатов предварительно оценивали соответствие полученныхзначений закону нормального распределения вариационных рядов согласно критерия Шапиро-Уилка. Полученные количественные данные имели распределение, не отличавшееся от нормального, поэтому применялись методы параметрической статистики с использованием среднего арифметического (М) и среднего квадратического отклонения (а). Для оценки достоверности различий средних величин использовался t-критерий Стьюдента (различия считались значимыми при р<0,05).

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования установлено, что в 2021 году у мальчиков имелась тенденция, а у девочек наблюдалось достоверное (р<0,01) увеличение длины по сравнению с 1960-ми, 1980-ми и 2000-ми годами (рис. 1).

В то же время у мальчиков в 2021 году наблюдалось достоверное (р<0,05) увеличение массы тела и окружности грудной клетки, у девочек достоверное увеличение (р<0,05) имелось в 9 лет, в других группах установлена тенденция к увеличению показателей (рис. 2, 3).

Полученные данные могут свидетельствовать в пользу продолжающейся акселерации процесса роста и развития у детей в Московском регионе. Однако при рассмотрении акселерации необходимо анализировать место и время фиксируемых изменений, их направленность и темп (интенсивность), поскольку изменения могут быть разнонаправленными, как положительными, так и отрицательными, а также согласованность [9].

Согласованные изменения показателей массы тела и окружности грудной клетки у младших школьников и высокие их темпы, опережающие тем самым увеличения длины тела, свидетельствуют в пользу нарастания в популяции детей с избыточной массой тела. Для подтверждения данной тенденции были проанализированы жировые складки, которые в 2021 году практически во всех возрастно-половых группах достоверно (р<0,05) превышали показатели по сравнению с 1980-ми и в ряде возрастно-половых групп по сравнению с 2000-ми годами (рис. 4, 5).

В Архангельской области в свою очередь мы можем наблюдать несколько иную картину (рис. 6, 7). Длина тела девочек в 2021 г статистически значимо отличалась (р<0,01) лишь по сравнению с данными 1960-х годов. При этом длина тела у мальчиков в 2021 году значимо (р<0,01) опережала аналогичные показатели сверстников прошлых десятилетий во всех возрастных группах за исключением восьмилетнего возраста в 1980-х годах.

При этом обращает на себя внимание значимое (р<0,01) отличие массы тела в группе 10-летних девушек, обследованных в 2021 году по сравнению с прошлыми десятилетиями. У мальчиков наблюдалось значимое (р<0,01) увеличение массы тела по сравнению с 1960-ми, 1980-ми и 2000-ми годами.

Таким образом, мы можем констатировать продолжение акселерационных процессов среди мальчиков Архангельской области, аналогичное Московскому региону. Однако среди девочек отмечается тенденция к некому снижению средних показателей длины тела по сравнению с данными прошлого десятилетия с одновременным нарастанием массы тела, особенно в возрастной группе 10 лет.

В литературе уже ранее были опубликованы данные о дисгармоничном протекании акселерации роста и развития на современном этапе и о сочетании увеличения тотальных размеров тела со снижением функциональных показателей и физической подготовленности. При этом особое внимание уделялось наличию такого отклонения в физическом развитии, как «избыточная масса тела» [12].

Секулярные тренды в показателях физического развития детского населения изменяются в зависимости от времени и места, социально-экономического уровня государства и даже отдельных его регионов. Чем большие положительные изменения условий жизнедеятельности имеют место, тем большие различия фиксируются в показателях физического развития детского населения; ухудшение условий жизнедеятельности уменьшает или даже останавливает секулярные тренды. Период ограничительных мероприятий сопровождался изменением образа жизни детского населения, увеличением информационно-коммуникационной на-

грузки, снижением двигательной активности, увеличением стрессовых ситуаций и др., что привело к негативным тенденциям - увеличению в популяции числа детей с избыточной массой тела и ожирением.

Выводы. Секулярные тренды, выявленные в регионах Российской Федерации с конца ХХ века, сохраняются и в начале XXI века, и продолжают носить дисгармоничный характер. Перед государствами, обществом, школой и семьей сегодня, как никогда, остро стоят задачи по обеспечению и соблюдению детьми, подростками и молодежью приверженности здоровому образу жизни, и особенно в части оптимального двигательного режима, организуемого как дома, так и в школе. Литература

1. Грицина, О.П. Особенности суточного бюджета времени обучающихся вузов г. Владивостока в период пандемии COVID-19 / О.П. Грицина, А.К. Яценко, Л.В. Транковская и др. // Российский вестник гигиены. - 2021. - № 1. - С. 19-23.

2. Дедов, И.И. Ожирение и половое развитие: эпидемиологическое исследование детей и подростков Московского региона / И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко, Т.В. Чеботникова и др. // Ожирение и метаболизм. - 2006. - № 3 (3). - С. 14-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Евдокимов, В.И. Анализ структуры и динамики инновационных исследований в сфере гигиены в 1995-2010 гг. / В.И. Евдокимов, В.И. Попов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2012.

- № 3. - С. 87-91.

4. Кучма, В.Р. Морфофункциональное развитие современных школьников / В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Скоблина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 352 с.

5. Салдан, И.П. Современные тенденции в изменениях показателей физического развития детей и подростков (обзорная статья) / И.П. Салдан, С.П. Филиппова, О.В. Жукова и др. // Бюллетень медицинской науки. - 2019. - № 1 (13). - С. 14-20.

6. Скоблина, Н.А. Характеристика физического развития детей и подростков Архангельска и Москвы: исторические аспекты / Н.А. Скоблина, Д.М. Федотов, О.Ю. Милушкина и др. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. - 2016. - № 2. - С. 110-122.

7. Федотов, Д.М. Динамика соматометрических показателей у детского населения Архангельской области (1965-2010 гг.) / Д.М. Федотов, Г.Н. Дегтева, Н.А. Скоблина и др. // Научное обозрение: Теория и практика. - 2013. - № 1. - С. 16-25.

8. Черных, А.М. Мониторинг физического развития школьников города Курска в динамике двадцати лет наблюдения / А.М. Черных, А.С. Кремлева, А.И. Белова // Российский вестник гигиены.

- 2021. - № 1. - С. 42-46.

References

1. Gritsina O.P., Yatsenko A.K., Trankovskaya L.V. et al. Osoben-nosti sutochnogo byudzheta vremeni obuchayushchikhsya vuzov

g. Vladivostoka v period pandemii COVID-19 [Peculiarities of the daily time budget of students of Vladivostok universities during the CoVlD-19 pandemic]. Rossiyskiy vestnik gigiyeny. 2021. No. 1. pp. 19-23.

2. Dedov I.I., Melnichenko G.A., Chebotnikova T.V. et al. Ozhireniye i polovoye razvitiye: epidemiologicheskoye issledovaniye detey i po-drostkov moskovskogo regiona [Obesity and sexual development: an epidemiological study of children and adolescents in the Moscow region]. Ozhireniye i metabolizm. 2006. No. 3 (3). pp. 14-20.

3. Evdokimov V.I, Popov V.I. Analiz struktury i dinamiki innovatsionnykh issledovaniy v sfere gigiyeny v 1995-2010 gg. [Analysis of the structure and dynamics of innovative research in the field of hygiene in 1995-2010]. Mediko-biologicheskiye i sotsialno-psikhologicheskiye problemy bezopasnosti v chrezvychaynykh situatsiyakh. 2012. No. 3. pp. 87-91.

4. Kuchma V.R., Milushkina O.Yu., Skoblin N.A. Morfofunktsionalnoye razvitiye sovremennykh shkolnikov [Morphofunctional development of modern schoolchildren]. Moscow: GEOTAR-Media publ., 2018. 352 p.

5. Saldan I.P., Filippova S.P., Zhukova O.V. et al. Sovremennyye tenden-tsii v izmeneniyakh pokazateley fizicheskogo razvitiya detey i podro-stkov (obzornaya statya) [Current trends in changes in indicators of physical development of children and adolescents (review article)]. Byulleten meditsinskoy nauki. 2019. No. 1 (13). pp. 14-20.

6. Skoblina N.A., Fedotov D.M., Milushkina O.Yu. et al. Kharakter-istika fizicheskogo razvitiya detey i podrostkov Arkhangel'ska i Moskvy: istoricheskiye aspekty [Characteristics of the physical development of children and adolescents in Arkhangelsk and Moscow: historical aspects]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Mediko-biologicheskiye nauki. 2016. No. 2. pp. 110-122.

7. Fedotov D.M., Degteva G.N., Skoblina N.A. et al. Dinamika somato-metricheskikh pokazateley u detskogo naseleniya Arkhangelskoy oblasti (1965-2010 gg.) [Dynamics of somatometric indicators in the child population of the Arkhangelsk region (1965-2010)]. Nauchnoye obozreniye: Teoriya i praktika. 2013. No. 1. pp. 16-25.

8. Chernykh A.M., Kremleva A.S., Belova A.I. Monitoring fizicheskogo razvitiya shkol'nikov goroda Kurska v dinamike dvadtsati let nably-udeniya [Monitoring the physical development of schoolchildren in the city of Kursk in the dynamics of twenty years of observation]. Rossiyskiy vestnik gigiyeny. 2021. No. 1. pp. 42-46.

9. Godina E.Z., Khomyakova I.A., Zadorozhnaya L.V. (2017) Patterns of growth and development in urban and rural children of the northern part of European Russia // Archeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. No. 45(1). pp. 146-156.

10. Hall G., Laddu D.R., Phillips S.A. et al. A tale of two pandemics: How will COVID-19 and global trends in physical inactivity and sedentary behavior affect one another? (2021) // Prog Cardiovasc Dis. No. 64. pp. 108-110.

11. Maszczak T. Physical conditio of school youth in the light of population research (2017) // Physical activity and health. No. 12. pp. 63-68.

12. Milushkina O.Yu., Skoblina N.A., Prusov P.K. et al. Dependence of muscle strength of biological rates and key variables of physical development in teenage boys (2017) // Bulletin of Russian State Medical University. No. 6. pp. 28-33.

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ТАИМАЗОВ - УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР

10 июля 2022 г ушел из жизни Владимир Александрович Таймазов - Президент НГУ им. П. Ф. Лесгафта, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный тренер России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

В. А. Таймазов вел активную общественную и научную деятельность: был действительным членом Петровской академии наук и искусств, опубликовал более 200 научных работ, являлся автором научных открытий, подготовил значительное количество кандидатов и докторов наук.

Круг научных интересов ученого находился в области теории формирования индивидуального стиля двигательной деятельности в спорте как одного из проявлений индивидуально-психологических особенностей поведения человека.

Вся профессиональная и научная деятельность профессора тесно связана с историей НГУ им. П. Ф. Лесгафта. В 1984 г В. А. Таймазовым создан Центр олимпийской подготовки боксеров при кафедре теории и методики бокса. На протяжении пятнадцати лет, начиная с 2001 года, Владимир Александрович возглавлял университет и внес огромный вклад в развитие и процветание вуза.

Его неиссякаемое трудолюбие, высокая ответственность, талант ученого, педагога, руководителя были примером для коллег и студентов.

За большой вклад в развитие спорта В. А. Таймазов был награжден орденом Дружбы, орденом Почета, почетными знаками «За заслуги в развитии олимпийского движения в России», «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», «Почетный лесгафтовец».

Память о Владимире Александровиче навсегда останется в наших сердцах...

Редакция «ТиПФК», коллеги и ученики

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1 Доктор философии Патриция Кэрол Кокер-Болт2 А.Д. Шаймиева1

1Поволжский государственный университет физической

культуры спорта и туризма, Казань 2Медицинский университет Южной Каролины, Чарльстон, Южная Каролина, США

УДК/ШС

Аннотация

Цель исследования: оценка отношения школьников к сверстникам с ОВЗ на основе инклюзивного участия в спортивных мероприятиях. Методика и организация исследования. В рамках проекта «Инклюзивный спортивный день» (2021-2022 гг) было проведено 10 инклюзивных физ-культурно-спортивных мероприятий в школах г. Казани. Для изучения отношения к инклюзивности в физическом воспитании использовался адаптированный опросник СА1РЕ^ (Мартин Э. Блок, 1995). Результаты исследования и их обсуждение У нормотипичных детей зафиксировано повышение понимания психофизических и социальных проблем особых детей, заинтересованности в совместных активностях, желание общаться и помогать, даже в ущерб успеха команды.

Ключевые слова; социальная и спортивная инклюзия, дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMS AND METHODS OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION

PhD, Associate Professor L.A. Parfenova1 Doctor of Philosophy Patricia Carol Coker-Bolt2 A.D. Shaimieva1

1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

2Medical University of South Carolina, Charleston, South Carolina,

USA

Поступила в редакцию 05.05.2022 г.

Abstract

Objective of the study: to assess the attitude of schoolchildren towards their peers with disabilities based on inclusive participation in sports events. Methods and structure of the study.. As part of the Inclusive Sports Day project (2021-2022), 10 inclusive physical culture and sports events were held in Kazan schools. An adapted CAIPE-R questionnaire (Martin E. Block, 1995) was used to study attitudes towards inclusiveness in physical education. Results and conclusions. In normotypical children, an increase in understanding of the psychophysical and social problems of special children, interest in joint activities, a desire to communicate and help, even to the detriment of the team's success, was recorded.

Keywords: social and sports inclusion, children with disabilities and disabilities (HIA).

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. На сегодняшний день среди наиболее важных проблем инклюзивного образовательного пространства следует выделить отсутствие должного взаимопонимания между всеми субъектами учебного процесса (дети с ОВЗ и их нормативно развивающиеся сверстники, родители обеих категорий учащихся, педагоги и другие специалисты).

С целью развития новых форм внутришкольного взаимодействия, способствующих разрушению сложившихся негативных стереотипов, воспитанию эмпатии, формированию толерантного отношения к детям с инвалидностью и ОВЗ, нами был разработан проект «Инклюзивный спортивный день», поддержанный грантом Международной федерации эрготе-рапевтов (World Federation of Occupational Therapy (WFOT).

Цель исследования - оценить изменение отношения школьников к сверстникам с ОВЗ на основе инклюзивного участия в спортивных мероприятиях.

Методика и организация исследования. В рамках проекта (2021-2022 гг.) было проведено 10 мероприятий в общеобразовательных и специальных школах г Казани, содержание которых предполагало организацию совместного участия детей в физкультурно-спортивных технологиях в течение школьного учебного дня. Ведущим педагогическим подходом стал метод ролевых игр. В нашем случае ролевая игра, как комплексный методический прием воспитания и обучения, использовалась для телесного представления и ощущения школьниками тех физических и психических ограничений, которые испытывают дети, имеющие особенности развития. Подобная имитация состояния человека с поражениями опорно-двигательной, зрительной, слуховой и психической систем способствует пониманию и осмыслению здоровым учеником внутреннего мира и жизненных барьеров особенного ребенка.

В качестве диагностического инструмента использовалась адаптированная версия опросника CAIPE-R (Мартин Э. Блок, 1995) «Отношение детей к инклюзивности в физическом воспитании», который применяется в исследованиях воздействия физкультурно-спортивной инклюзии. Опрос (11 веерных вопросов) в фокус-группах (около 10 % детей, выбранных случайным образом в каждой школе) проводился за неделю до (n=156) и после (n=162) инклюзивной спор-

тивной программы, возраст респондентов - от 7 до 14 лет. Результаты анкетирования оценивались по пятибалльной шкале (5 - полностью согласен, 4 - согласен, 3 - безразлично, 2 - не согласен, 1 - полностью не согласен). Отношение нормотипичных школьников к инклюзивным спортивным занятиям, массовым физкультурно-спортивным мероприятиям оценивалось по сумме баллов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных первого соцопроса (М±ст) продемонстрировал средний показатель суммы баллов (33,30±4,17), что в большинстве случаев свидетельствует о безразличном отношении к совместным занятиям, отрицательном мнении о возможностях детей с ОВЗ наряду со здоровыми сверстниками выполнять двигательные действия (удар по мячу, бросок в баскетбольное кольцо). Одновременно часть респондентов (52,4 %) выражала готовность помогать детям с инвалидностью и ОВЗ. Результаты повторного анкетирования школьников, участвующих в проекте, позволили установить повышение средней суммы баллов (47,975±4,31) и повышение заинтересованности в совместных активностях, желание общаться и помогать особым детям, даже если их участие сказывается на успехе команды.

Вывод. Для разрешения социального конфликта в инклюзивном образовательном взаимодействии, учитывая интересы всех его участников, целесообразно использовать физкультурно-спортивные технологии, организация и реализация которых способствует критическому осмыслению и улучшению коммуникативного поведения учащихся, развитию их личностно и общественно важных качеств. Литература

1. Парфенова, Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спор-тивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 1. - С. 13.

References

1. Parfenova, L.A. Inclusive technologies of physical culture and sports activities of students with intellectual disabilities / L.A. Parfenova, E.A. Gerasimov // Theory and practice of physical culture. - 2019. - No. 1. - P. 13.

Информация для связи с автором: laraparf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.