Научная статья на тему 'Формы и методы государственного управления морским и внутренним водным транспортом'

Формы и методы государственного управления морским и внутренним водным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
886
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ И ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / SEA AND INLAND WATER TRANSPORT / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / FORMS AND METHODS / КОНТРОЛЬ / CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гургов Борис Шамуэльевич

В статье дается характеристика форм и методов государственного управления морским и внутренним водным транспортом в России. Приводятся примеры нормативно-правовых актов, излагаются мнения ведущих специалистов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and Methods of Public Administration by a Sea and Inland Water Transport

In article the organizational and legal characteristic of forms and methods of public administration by a sea and inland water transport in Russia is given. Examples of normative legal acts are given, opinions of leading experts in this sphere are stated.

Текст научной работы на тему «Формы и методы государственного управления морским и внутренним водным транспортом»

Б.Ш. Гургов ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМ И ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

В статье дается характеристика форм и методов государственного управления морским и внутренним водным транспортом в России. Приводятся примеры нормативно-правовых актов, излагаются мнения ведущих специалистов в данной сфере.

Ключевые слова: морской и внутренний водный транспорт, административное право, государственное управление, формы и методы, контроль.

B. Sh. Gugrov

FORMS AND METHODS OF PUBLIC ADMINISTRATION BY A SEA AND INLAND WATER TRANSPORT

In article the organizational and legal characteristic of forms and methods of public administration by a sea and inland water transport in Russia is given. Examples of normative legal acts are given, opinions of leading experts in this sphere are stated.

Keywords: sea and inland water transport, administrative law, public administration, forms and methods, control.

Государство применяет различные формы и методы воздействия на перевозочные отношения на морском и внутреннем водном транспорте.

Действия федеральных и региональных структур, оказывающих непосредственное властное воздействие на данные виды транспорта, облекаются в

определенные нормативными актами формы и практически реализуются с по- ш

мощью широкого набора методов. Наука административного права1 и практика и

функционирования органов исполнительной власти накопили множество форм а

и методов управления, анализируя которые, попытаемся установить наиболее о

эффективные и востребованные проявления этих категорий. к Рассмотрим одну из наиболее устойчивых классификаций форм управлен-

с

ческой деятельности, используемой органами власти. Среди этих форм можно 1

выделить: а) формирование нормативного базиса; б) правоприменительную в

е

деятельность; в) совершение оперативно-организационных операций; г) органи- о

зацию материально-технического обеспечения2. Попытаемся применить данную р

классификацию к морскому и внутреннему водному транспорту. |

Установление норм права как правотворческая форма управления анализи- к

о

руемыми нами перевозками связана с принятием правовых актов управления. 1

к

Большое количество управленческих норм содержится в федеральных законах, е

указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. I

Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти №

в области транспорта, осуществляющим функции по нормативно-правовому 0

регулированию в сфере морского (включая морские порты, кроме портов ры- ~

бопромысловых колхозов) и внутреннего водного транспорта. Таким образом, 5 данный орган вправе самостоятельно принимать нормативные акты, регулирующие перевозочные отношения на указанных видах транспорта. Используя данные полномочия, он принимает правовые акты, к которым можно отнести

© Гургов Борис Шамуэльевич, 2015

Аспирант кафедры административного и информационного права (Московский университет экономики, статистики и информатики)

различные правила, положения, условия и т.д. Росморречфлот также принимает управленческие акты (например, Распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 29 июля 2005 г. № ВР-211-р «Об утверждении Временного положения по оснащению (дооснащению) портовых средств инженерно-техническими средствами охраны»3).

Необходимо отметить, что в общих чертах нормотворческий процесс на морском и внутреннем водном транспорте урегулирован Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»4. Данные Правила приняты в целях реализации ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Указанным Постановлением Правительства РФ предписано исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке (п. 2). Однако данное требование не полностью соблюдается при осуществлении Минтрансом России правотворческой деятельности. Так, например, приказы Минтранса России от 29 декабря 2006 г. № 181 «О временных мерах по обеспечению деятельности администраций морских портов и содержанию объектов портовой инфраструктуры федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"» и от 3 марта 2006 г. № 28 «Об образовании Экспертного совета а по государственно-частному партнерству Министерства транспорта Россий-? ской Федерации» официально не опубликованы для всеобщего сведения и не

т

3 зарегистрированы в Минюсте России.

С исполнением законодательных и иных нормативно-правовых актов с целью I применения нормы права в конкретном случае связана правоприменительная

1 форма управления на водном транспорте. Само по себе применение права яв-

го

| ляется юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекра-

| щению правоотношений. Например, данный процесс наглядно выражается в

| деятельности сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспора. 5

2 та5, которые проводят проверки деятельности морских и речных перевозчиков, ° портов на предмет исполнения ими законодательства о безопасности, охране « окружающей среды, трудовых норм (применительно к лицам, осуществляющим | трудовую деятельность на морских и речных судах) и т. д. По результатам про-

0 верок указанные сотрудники принимают решения о привлечении виновных лиц

1 к установленной законом ответственности или принятии иных мер. Кроме того,

0

° правоприменительная форма управления на морском и внутреннем водном транс-

го

3 порте имеет место при осуществлении Минтрансом России, указанной Службой,

1 Росморречфлотом России и их территориальными органами разрешительных и | согласительных процедур.

Осуществление организационных действий (оперативно-организаторская работа) является неотъемлемой частью государственной управленческой деятельности водном транспорте. В современных условиях длящегося экономического и финансового кризиса актуальными являются оптимизация управленческого процесса, упорядочение всех его составляющих в целях достижения наилуч-140 шего результата и минимизации материальных затрат. Анализируя последние

акты управления Минтранса Росси, можно придти к выводу, что в данном направлении проводится определенная работа, способствующая устойчивому функционированию транспорта и упорядочению правоотношений в данной отрасли.

По справедливому выражению Ю.П. Маркина, осуществление материально-рас-порядительных операций в процессе управления воздушным, железнодорожным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом является необходимой составляющей системы государственного управления транспортом, поскольку без материального обеспечения управление как таковое не может состояться6.

Материально-техническое обеспечение исследуемой нами системы управления закреплено законодательно. Так, в соответствии с п. 5.5. Положения о Министерстве транспорта РФ данный орган самостоятельно получает и расходует денежные средства федерального бюджета, передаваемые данному органу для реализации его компетенции. Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта (п. 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта).

Рассмотрев формы государственно-управленческой деятельности на указанном транспорте, перейдем к обсуждению методов управления им.

В контексте исследуемого вопроса хотелось бы выделить мнение В.М. Манохина и Ю.С. Адушкина, которые отмечают, что метод административно-правового регулирования устанавливает, каким образом связаны между собой субъекты и объекты властного волевого воздействия, и как определяет возможность их оптимальной совместной деятельности7.

Методы государственного управления морским и речным транспортом можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного управления, как правило, связаны с использованием административных средств воздействия на перевозочные отношения. Непосредственное властное воздействие государственных органов управления транспортом на поведение перевозчиков всех форм собственности является характерной их чертой.

Прямые методы государственного управления анализируемыми нами видами транспорта, как правило, сопряжены с принятием властным субъектом управленческих актов, которые обязательны к исполнению объектом управления. В подобных документах содержится прямое указание на обязательность совершения строго определенных действий и операций. Исполнение нормативных актов в большинстве случаев адресовано неограниченному кругу лиц. Применительно к сфере нашего исследования отметим, что прямые методы воздействия предполагают установление правил поведения на рынке транспортных услуг и юридического закрепления доступа к нему. Это выражается в процедурах сертификации, лицензирования, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов морским и внутренним водным транспортом.

Укажем, что в управленческой науке методы непосредственного (прямого) воздействия управляющего субъекта на объект получили название административных. К морским и речным перевозчикам могут применяться различные меры административных наказаний: административный штраф, дисквалификация, предупреждение, лишение специального права, конфискация имущества, административная приостановка деятельности и иные предусмотренные КоАП РФ и действующим законодательством меры воздействия.

К косвенным методам государственного управления морским и внутренним водным транспортом относятся, прежде всего, экономические средства, с помощью которых государство опосредованно воздействует на перевозочные отношения; стимулирующие механизмы: государственная инвестиционная и бюджетная политика, льготное кредитование транспортных организаций и предприятий, формирование пакетов компенсационных выплат перевозчикам, предоставляющим право льготного проезда, утверждение приемлемых транспортных тарифов, реализация государственных программ, государственные контракты, заказы и т.д.

Отличие прямых методов от косвенных заключается в том, что последние не определяют четкую линию поведения объектов системы управления водным транспортом, они создают приемлемые условия для развития этой сферы и не предусматривают строгое соблюдение каких-либо правил. Конкретные способы и пути достижения этих целей перевозочные предприятия определяют сами, что подталкивает к инициативной, предприимчивой деятельности, даёт возможность выбирать между различными вариантами поведения.

1 См.: Братановский С.Н. Административное право России. М., 2013. С. 57

2 См.: Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. М., 1980. С. 145.

3 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

4 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 33, ст. 3895.

5 См.: Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1477.

6 См.: Маркин Ю.П. К вопросу о федеральном финансировании деятельности хозяйственно-обслуживающего комплекса // Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современных условиях. СПб., 2006. С. 99.

7 См.: Манохин В.М, Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебник. Саратов, 2003. С. 19.

А.Ю. Закурдаева

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ

В статье анализируется роль органов внутренних дел как элемента многоуровневой системы управления деятельностью по оказанию первой помощи пострадавшим. Предлагаются варианты решения организационно-правовых проблем, снижающих эффективность деятельности органов внутренних дел в сфере организации оказания первой помощи.

Ключевые слова: управление организацией оказания первой помощи, организационно-правовая система управления, функции органов внутренних дел, обязанности сотрудника полиции.

© Закурдаева Алина Юрьевна, 2015

Аспирант кафедры административного и уголовного права (Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина); e-mail: zakurdaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.