А.В. Алексеева
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗДУШНОГО, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, МОРСКОГО, ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО И АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики. Продукцией транспортной сферы является перемещение грузов и пассажиров. Продажа транспортных услуг или их покупка на мировом рынке означает участие транспорта в операциях невидимого экспорта или импорта. В отличие от продукции других отраслей экономики продукция транспорта не имеет вещественной формы, но материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства.
В транспортный комплекс РФ входят следующие виды транспорта: железнодорожный,
автомобильный, воздушный, водный (морской и речной), магистральный трубопроводный.
Охарактеризуем каждый. Ведущее место в транспортном комплексе занимают железные дороги. Российские железные дороги (РЖД) - это более 86 тысяч километров путей, или 7 % мировой глобальной железнодорожной сети. По протяженности электрифицированных магистралей РЖД занимают первое место в мире, а по эксплуатационной длине - второе после США. По количеству перевозимых грузов и пассажиров Россия находится на третьем месте в мире [4, с. 38].
По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет серьезные преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорожный транспорт имеет большую дальность и относительно высокую скорость перевозок. В-третьих, перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую себестоимость и высокую безопасность доставки грузов [1, с. 221-226].
С каждым годом растет для нашего государства значение автомобильного транспорта. При осуществлении перевозок как грузов, так и пассажиров, автомобильный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта: маневренность, доставка грузов «от двери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может быть организована по системе «just in time» (точно в срок); упаковка грузов требуется в меньших количествах или не требуется вовсе. Что касается международных перевозок грузов, то здесь «автомобильный транспорт обеспечивает наиболее высокую валютную эффективность перевозок» [2, с. 3].
Речной транспорт (наряду с морским) является одним из старейших видов транспорта, зародившимся еще в глубокой древности. Издавна реки и озера служили «естественными транспортными путями, связывающими племена и народы в единое общество, способствующими образованию государств, развитию международных связей» [3, с. 169]. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по протяженности внутренних водных путей. Европейскую часть России охватывает не имеющая аналогов единая «глубоководная система, связывающая Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное море и включающая в себя такие межбассейновые соединения, как Беломорско-Балтийский канал, Волго-Донской канал, канал им. Москвы, Волго-Балтийский водный путь с каскадом гидроузлов на реках Волге и Каме» [3].
Для некоторых отдаленных территорий нашей страны внутренний водный и воздушный транспорт -единственные доступные виды транспорта. Именно ими перевозится основной поток грузов из этих богатых природными ресурсами краев. При транспортировке леса речной транспорт вообще является ведущим. Кроме того, важную роль внутренний водный транспорт играет и в укреплении международных экономических связей РФ. Суда класса «река-море», т.е суда, которые по своим техническим характеристикам (осадка до 4 метров, грузоподъемность до 5 тыс. тонн и т.д.) пригодны и в установленном порядке допущены к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям, осуществляют бесперевалочные перевозки между речными и морскими портами России и стран Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Ирана, а на востоке страны - между пунктами амурского бассейна и Китая, Японии и Кореи.
Воздушный транспорт широко используется для перевозки срочных, скоропортящихся ценных и других видов грузов, багажа и почты. Перед другими видами транспорта авиационный имеет определенные преимущества. К наиболее важным из них относятся: высокая скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям [1].
Общее управление транспортным комплексом возложено на Министерство транспорта РФ. В настоящее время Минтрансу подчиняются следующие федеральные ведомства, осуществляющие
регулирование транспортной деятельности: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот, ФАМиРТ), Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Согласно Положению о Министерстве транспорта, утвержденному постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. № 395 [5], Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационнокосмического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства. Оно также в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности.
Министерство транспорта РФ при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров РФ, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе как «авиационные власти», «железнодорожная администрация», «администрация» и «назначенный орган».
В сфере воздушного транспорта Минтранс России утверждает правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов, формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации, правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения государственных и регистрационных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда, условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам, правила осуществления радиосвязи при производстве полетов, правила обязательной сертификации юридических лиц.
В отношении морского и внутреннего водного транспорта Минтранс принимает нормативные акты, устанавливающие правила расследования аварийных случаев с судами, порядок присвоения названий судам, порядок ведения судовой роли, машинного и судового журналов, порядок регистрации морских судов и судов внутреннего водного транспорта в соответствующих государственных реестрах, минимальный состав экипажа судна, утверждает уставы службы на судах, положения о государственной администрации порта внутреннего водного транспорта, положения о капитанах морских портов и о лоцманской службе и т.д.
Что касается железнодорожного транспорта, то здесь Министерство транспорта РФ принимает акты, устанавливающие порядок расследования происшествий на железнодорожном транспорте, правила сертификации, правила технической эксплуатации железных дорог РФ, утверждает тарифы на международные транзитные железнодорожные перевозки; порядок проектирования и строительства железнодорожных путей, порядок профессионального отбора работников железнодорожного транспорта общего пользования, порядок определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов, единые формы перевозочных документов на перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и т.д.
В сфере автомобильного транспорта Минтранс принимает акты, устанавливающие формы бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, а также форму заявления о допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок, порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, правила формирования и ведения Единого реестра автомобильных дорог, порядок установления и использования полос отвода и придорожных полос дорог федерального значения и др.
В настоящее время Минтрансу подчиняются следующие федеральные ведомства, осуществляющие регулирование транспортной деятельности: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральная аэронавигационная служба, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Росавиация, согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 [6], осуществляет функции по оказанию
государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), кроме вопросов использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания. Оно наделено полномочиями авиационных властей в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.
Росавиация проводит обязательную сертификацию аэродромов, образовательных учреждений, юридических и физических лиц, занимающихся воздушными перевозками, ремонт авиационной техники, авиационные работы; осуществляет лицензирование в сфере воздушных перевозок (в отличие от Росморречфлота, Росжелдора, Росавтодора, которые не являются лицензирующими органами), государственную регистрацию гражданских аэродромов и аэропортов; готовит заключения о целесообразности установления пунктов пропуска через Государственную границу РФ на аэродромах и аэропортах; аккредитует представительства иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории РФ, и т.д.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) представляет собой федеральный орган исполнительный власти, выполняющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта. Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом (п. 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства от 23 июля № 371 [7]).
В пределах своих полномочий Агентство организует проведение мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях, диспетчерского регулирования движения судов по внутренним водным путям РФ, работ по содержанию внутренних водных путей, координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов (за исключением военных и военно-вспомогательных судов), терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах РФ.
Кроме того, Росморречфлот оформляет и выдает паспорта моряка, дает заключения по вопросам привлечения иностранных работников для работы в составе экипажей морских судов РФ, устанавливает категории средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений, является головной организацией, ответственной за создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, ведет Реестр морских портов РФ и т.п.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. № 397 [8], Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Данное агентство наделено полномочиями железнодорожной администрации РФ по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части осуществления функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
К его компетенции относится: установление сроков ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте; выполнение в пределах своей компетенции функций компетентного органа РФ по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом; составление перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; принятие решений об открытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; принятие решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути; принятие решений о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования и др.
И, наконец, Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным
имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог.
Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 [9]. В данном нормативном акте закрепляется, что Росавтодор организует в установленном порядке расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, ведет учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог и наличию на них объектов дорожного сервиса; определяет маршруты движения по автомобильным дорогам транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями, принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог, а также о резервировании земель для указанных целей, принимает меры по обустройству автомобильных дорог объектами сервиса в соответствии с документацией по планировке территории, организации их работы и т.д.
Литература
1. Транспорт во внешней торговле СССР. М., 1977.
2. Карбанович И.И. Международные автомобильные перевозки. Минск, 1999.
3. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Былина, 2002.
4. Цели и этапы структурной реформы железнодорожного транспорта России в 2001-2010 гг. // Транспортное право. 2003. № 4.
5. Положение о Министерстве транспорта, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3342.
6. Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 //СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3343.
7. Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденное постановлением Правительства от 23 июля 2004 г. № 371 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3264.
8. Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденное постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. № 397 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3344.
9. Положение о Федеральном дорожном агентстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3264.