Научная статья на тему 'Реформирование системы управления внутренними водными путями Российской Федерации'

Реформирование системы управления внутренними водными путями Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ / INTERNAL WATERWAYS / РОСМОРРЕЧФЛОТ / ROSMORRECHFLOT / ФА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА / FEDERAL SEA AND RIVER TRANSPORT AGENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыденко А. А.

Представлена официальная позиция Росморречфлота по актуальным вопросам реформирования системы управления внутренними водными путями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reform of the Russian Federation internal waterways management system

The article presents official position of Federal sea and river transport agency (Rosmorrechflot) on the current issues in reform of internal waterways management system.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы управления внутренними водными путями Российской Федерации»

• ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

Реформирование системы управления внутренними водными путями Российской

Федерации

А. А. ДАВЫДЕНКО, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта

За 200 лет, прошедшие со дня создания единого органа государственного управления всеми видами транспорта в России и учреждения первого отечественного транспортного учебного заведения, система управления внутренними водными путями неоднократно претерпевала изменения. С1957 г. обслуживание внутренних водных путей осуществлялось бассейновыми управлениями пути и управлениями каналов, входившими в состав Главного управления водных путей и судоходства Министерства речного флота РСФСР. В начале 90-х годов прошлого столетия эти управления были преобразованы в государственные предприятия водных путей и судоходных каналов. Для осуществления функций контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства в 1957 г. было организовано Управление главного ревизора по безопасности судоходства, переименованное в 1988 г. в Главную инспекцию по безопасности судоходства Минречфлота РСФСР.

В1995 г., в период акционирования предприятий речного транспорта, в системе Государственной службы речного флота Министерства транспорта РФ были созданы 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в форме федеральных государственных учреждений, а в Московском бассейне — федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы» и федеральное государственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна».

В 2004 г. в рамках административной реформы Государственная речная судоходная инспекция была ликвидирована, а ее функции переданы созданной Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. При этом структура федеральных государственных управлений внутренних водных путей не изменилась. Таким образом, относительно внутренних водных путей административная реформа не была проведена. Сегодня на бассейновом уровне управление и содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляют 16 федеральных государственных учреждений, в том числе 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и федеральное государ-

ственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна», а также федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы». Общая штатная численность работающих в организациях внутренних водных путей составляет около 32 тыс. человек.

Сложившаяся в отрасли система управления внутренними водными путями не охватывает весь круг вопросов регулирования и развития транспортной инфраструктуры. Больной вопрос — причальные гидротехнические сооружения и иное федеральное имущество речных портов (причалов), не вошедшие во время акционирования па-роходств в состав их уставных капиталов. При этом такие сооружения запрещены к приватизации указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 г. В течение последних 15 лет Министерство транспорта (Минтранс) и Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) не имели полномочий по управлению этим имуществом. Причальные гидротехнические сооружения в основном сдаются в аренду пароходствам и портам, причем бизнес не имеет возможности осуществить инвестиции в эти сооружения.

В 2004 г. Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных

органов исполнительной власти» определил необходимость реформирования системы управления, в том числе внутренними водными путями Российской Федерации. Это послужило основанием для разработки Концепции и внесения изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта — основной закон, регулирующий деятельность речного транспорта.

Основой для разработки Концепции явились положения работ, выполненных с привлечением научно-исследовательских институтов. Рабочие варианты Концепции обсуждались на совещаниях различного уровня, в том числе в форме «круглого стола». Этот вопрос рассматривался 15 июля 2008 г. на совещании у Председателя Правительства России В. В. Путина на Кочетовском гидроузле, а затем на совещании Морской коллегии при Правительстве РФ 17 сентября 2008 г. в Ростове-на-Дону. По результатам этих совещаний Минтрансу России и Росморречфлоту было поручено с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать Концепцию реформирования системы управления внутренними водными путями.

При разработке проекта Концепции была изучена система управления внутренними водными путями в зарубежных странах.

В итоге сравнительного анализа вариантов реформирования системы управления внутренними водными путями РФ был подготовлен проект Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями, одобренный на заседании Правительства РФ 11 июня 2009 г. и утвержденный приказом Министерства транспорта РФ.

Стратегическая цель Концепции реформирования — формирование системы управления внутренними водными путями, позволяющей создать эффективную государственную систему обеспечения безопасности судоход-

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

ства; повысить коммерческую и инвестиционную привлекательность инфраструктуры внутреннего водного транспорта, в том числе на основе государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций.

В новой системе управления внутренними водными путями и речными портами будут созданы следующие организации: федеральные государственные учреждения — администрации речных бассейнов для государственного регулирования на внутренних водных путях и в речных портах, содержания судоходных гидротехнических сооружений; федеральное государственное унитарное предприятие «Российский водный путь» с филиалами в бассейнах внутренних водных путей для содержания внутренних водных путей и работ на объектах инфраструктуры водного транспорта, содержания причальных и портовых сооружений, находящихся в федеральной собственности.

Реализация Концепции предусмотрена в два этапа. Первый этап реформирования (подготовительный) — 2009-2011 гг.; второй этап — 2012-2015 гг. Разработан План мероприятий первого этапа по реализации Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями РФ, который поручением Правительства РФ направлен в Минтранс России для исполнения совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

План мероприятий первого этапа состоит из трех разделов, включающих

в себя мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта; мероприятия, направленные на эффективное использование и развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта; организационные и штатные мероприятия.

Первым разделом проекта Плана предусматривается в 2009-2011 гг. внесение изменений в нормативно-правовую базу (в Кодекс внутреннего водного транспорта, в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, в акты Минтранса России), направленных на актуализацию основных понятий законодательства. Кроме того, запланировано совершенствование тарифной политики и статистической отчетности в отрасли, утверждение откорректированных нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей РФ и судоходных гидротехнических сооружений.

Мероприятия второго раздела касаются имущественного комплекса отрасли, это инвентаризационные мероприятия, оформление необходимых документов, определение перечня федерального имущества и закрепление его за подведомственными Росморре-чфлоту организациями.

Третьим разделом проекта плана мероприятий предусмотрены организационные и штатные мероприятия, в том числе оформление трудовых отношений, утверждение уставов создаваемых организаций.

Таким образом, в 2009 г. началось реформирование системы управления внутренними водными путями. Реализация всех предусмотренных мероприятий по реформированию позволит оптимизировать систему управления внутренними водными путями; повысить уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях, обеспечить порядок и безопасность в речных портах; осуществить комплексный подход к функционированию и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты; привлечь дополнительное финансирование на содержание инфраструктуры речного транспорта из внебюджетных источников.

Реформирование системы управления внутренними водными путями давно назрело, и его проведение будет способствовать развитию внутреннего водного транспорта в целом.

Вместе с тем, сейчас в Государственной Думе Федерального Собрания РФ рассматривается законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который 12 февраля 2010 г. был принят в первом чтении. Законопроект, существенно изменяющий правовое положение бюджетных учреждений, расширяя их возможности внебюджетной деятельности и использования имущества, в случае его принятия значительно облегчит процесс реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.