• ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ
Реформирование системы управления внутренними водными путями Российской
Федерации
А. А. ДАВЫДЕНКО, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта
За 200 лет, прошедшие со дня создания единого органа государственного управления всеми видами транспорта в России и учреждения первого отечественного транспортного учебного заведения, система управления внутренними водными путями неоднократно претерпевала изменения. С1957 г. обслуживание внутренних водных путей осуществлялось бассейновыми управлениями пути и управлениями каналов, входившими в состав Главного управления водных путей и судоходства Министерства речного флота РСФСР. В начале 90-х годов прошлого столетия эти управления были преобразованы в государственные предприятия водных путей и судоходных каналов. Для осуществления функций контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства в 1957 г. было организовано Управление главного ревизора по безопасности судоходства, переименованное в 1988 г. в Главную инспекцию по безопасности судоходства Минречфлота РСФСР.
В1995 г., в период акционирования предприятий речного транспорта, в системе Государственной службы речного флота Министерства транспорта РФ были созданы 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в форме федеральных государственных учреждений, а в Московском бассейне — федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы» и федеральное государственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна».
В 2004 г. в рамках административной реформы Государственная речная судоходная инспекция была ликвидирована, а ее функции переданы созданной Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. При этом структура федеральных государственных управлений внутренних водных путей не изменилась. Таким образом, относительно внутренних водных путей административная реформа не была проведена. Сегодня на бассейновом уровне управление и содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляют 16 федеральных государственных учреждений, в том числе 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и федеральное государ-
ственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна», а также федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы». Общая штатная численность работающих в организациях внутренних водных путей составляет около 32 тыс. человек.
Сложившаяся в отрасли система управления внутренними водными путями не охватывает весь круг вопросов регулирования и развития транспортной инфраструктуры. Больной вопрос — причальные гидротехнические сооружения и иное федеральное имущество речных портов (причалов), не вошедшие во время акционирования па-роходств в состав их уставных капиталов. При этом такие сооружения запрещены к приватизации указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 г. В течение последних 15 лет Министерство транспорта (Минтранс) и Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) не имели полномочий по управлению этим имуществом. Причальные гидротехнические сооружения в основном сдаются в аренду пароходствам и портам, причем бизнес не имеет возможности осуществить инвестиции в эти сооружения.
В 2004 г. Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» определил необходимость реформирования системы управления, в том числе внутренними водными путями Российской Федерации. Это послужило основанием для разработки Концепции и внесения изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта — основной закон, регулирующий деятельность речного транспорта.
Основой для разработки Концепции явились положения работ, выполненных с привлечением научно-исследовательских институтов. Рабочие варианты Концепции обсуждались на совещаниях различного уровня, в том числе в форме «круглого стола». Этот вопрос рассматривался 15 июля 2008 г. на совещании у Председателя Правительства России В. В. Путина на Кочетовском гидроузле, а затем на совещании Морской коллегии при Правительстве РФ 17 сентября 2008 г. в Ростове-на-Дону. По результатам этих совещаний Минтрансу России и Росморречфлоту было поручено с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать Концепцию реформирования системы управления внутренними водными путями.
При разработке проекта Концепции была изучена система управления внутренними водными путями в зарубежных странах.
В итоге сравнительного анализа вариантов реформирования системы управления внутренними водными путями РФ был подготовлен проект Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями, одобренный на заседании Правительства РФ 11 июня 2009 г. и утвержденный приказом Министерства транспорта РФ.
Стратегическая цель Концепции реформирования — формирование системы управления внутренними водными путями, позволяющей создать эффективную государственную систему обеспечения безопасности судоход-
ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ
ства; повысить коммерческую и инвестиционную привлекательность инфраструктуры внутреннего водного транспорта, в том числе на основе государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций.
В новой системе управления внутренними водными путями и речными портами будут созданы следующие организации: федеральные государственные учреждения — администрации речных бассейнов для государственного регулирования на внутренних водных путях и в речных портах, содержания судоходных гидротехнических сооружений; федеральное государственное унитарное предприятие «Российский водный путь» с филиалами в бассейнах внутренних водных путей для содержания внутренних водных путей и работ на объектах инфраструктуры водного транспорта, содержания причальных и портовых сооружений, находящихся в федеральной собственности.
Реализация Концепции предусмотрена в два этапа. Первый этап реформирования (подготовительный) — 2009-2011 гг.; второй этап — 2012-2015 гг. Разработан План мероприятий первого этапа по реализации Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями РФ, который поручением Правительства РФ направлен в Минтранс России для исполнения совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
План мероприятий первого этапа состоит из трех разделов, включающих
в себя мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта; мероприятия, направленные на эффективное использование и развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта; организационные и штатные мероприятия.
Первым разделом проекта Плана предусматривается в 2009-2011 гг. внесение изменений в нормативно-правовую базу (в Кодекс внутреннего водного транспорта, в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, в акты Минтранса России), направленных на актуализацию основных понятий законодательства. Кроме того, запланировано совершенствование тарифной политики и статистической отчетности в отрасли, утверждение откорректированных нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей РФ и судоходных гидротехнических сооружений.
Мероприятия второго раздела касаются имущественного комплекса отрасли, это инвентаризационные мероприятия, оформление необходимых документов, определение перечня федерального имущества и закрепление его за подведомственными Росморре-чфлоту организациями.
Третьим разделом проекта плана мероприятий предусмотрены организационные и штатные мероприятия, в том числе оформление трудовых отношений, утверждение уставов создаваемых организаций.
Таким образом, в 2009 г. началось реформирование системы управления внутренними водными путями. Реализация всех предусмотренных мероприятий по реформированию позволит оптимизировать систему управления внутренними водными путями; повысить уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях, обеспечить порядок и безопасность в речных портах; осуществить комплексный подход к функционированию и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты; привлечь дополнительное финансирование на содержание инфраструктуры речного транспорта из внебюджетных источников.
Реформирование системы управления внутренними водными путями давно назрело, и его проведение будет способствовать развитию внутреннего водного транспорта в целом.
Вместе с тем, сейчас в Государственной Думе Федерального Собрания РФ рассматривается законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который 12 февраля 2010 г. был принят в первом чтении. Законопроект, существенно изменяющий правовое положение бюджетных учреждений, расширяя их возможности внебюджетной деятельности и использования имущества, в случае его принятия значительно облегчит процесс реформирования.