Научная статья на тему 'Анализ системы и организационной структуры управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства'

Анализ системы и организационной структуры управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1095
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДОХОДСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / ПОЛНОМОЧИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФУНКЦИИ / ЗАДАЧИ / ИЕРАРХИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА / MANAGEMENT / NAVIGATION AND HYDROGRAPHIC SUPPORT FOR SHIPPING / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / LEGAL FORM / POWERS / RESPONSIBILITIES / FUNCTIONS / OBJECTIVES / HIERARCHY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / NAVIGATION SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Екатерина Геннадьевна

В статье рассмотрена национальная система управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства (УНГОС) на современном этапе развития водного транспорта. На основании обобщения положений нормативно-законодательных актов выполнена дифференциация сфер влияния Министерства транспорта и Министерства обороны РФ и конструктивно выделено три уровня управления (федеральный, региональный, местный) в исследуемой области. На каждом уровне управления проанализирована деятельность государственных структур и коммерческих организаций с уточнением возложенных полномочий и сфер ответственности. Наиболее детально систематизирована иерархия основных государственных задач и функций УНГОС, закрепленных за Министерством транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта и подведомственными ему организациями. Выявлены области деятельности частного бизнеса и его взаимодействие с государственными структурами. Обоснованно сделан вывод о сложившейся вертикально-интегрированной структуре УНГОС, соответствующей современному этапу развития государственного управления водным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the national management system of navigational and hydrographic support of shipping (UNGOS) at the present stage of development of water transport. On the basis of generalization of the existing legislative acts differentiation of the spheres of influence of the Transport Ministry and the Defence Ministry is made. Three levels of government (federal, regional, local) are structurally identified in the study area. At each level of management the activities of government bodies and commercial organizations are analyzed to clarify their powers and responsibilities. Created the most detailed systematic hierarchy of key government objectives and functions of UNGOS assigned to the Transport Ministry of the Russian Federation, Federal Agency of Sea and River transport and its subordinate organizations. Identified areas of private business and its interaction with the state structures. Justified the conclusion about the currently existing vertically integrated structure of UNGOS corresponding to the present stage of development of the state water transport management.

Текст научной работы на тему «Анализ системы и организационной структуры управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства»

ВЕСТНИК^Г

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ШЧГ^.

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

УДК: 656 Е. Г. Алексеева,

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СУДОХОДСТВА

ANALYSIS OF THE SYSTEM AND THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF SHIPPING NAVIGATION AND HYDROGRAPHIC SUPPORT MANAGEMENT

В статье рассмотрена национальная система управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства (УНГОС) на современном этапе развития водного транспорта. На основании обобщения положений нормативно-законодательных актов выполнена дифференциация сфер влияния Министерства транспорта и Министерства обороны РФ и конструктивно выделено три уровня управления (федеральный, региональный, местный) в исследуемой области. На каждом уровне управления проанализирована деятельность государственных структур и коммерческих организаций с уточнением возложенных полномочий и сфер ответственности. Наиболее детально систематизирована иерархия основных государственных задач и функций УНГОС, закрепленных за Министерством транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта и подведомственными ему организациями. Выявлены области деятельности частного бизнеса и его взаимодействие с государственными структурами. Обоснованно сделан вывод о сложившейся вертикально-интегрированной структуре УНГОС, соответствующей современному этапу развития государственного управления водным транспортом.

The article deals with the national management system of navigational and hydrographie support of shipping (UNGOS) at the present stage of development of water transport. On the basis of generalization of the existing legislative acts differentiation of the spheres of influence of the Transport Ministry and the Defence Ministry is made. Three levels of government (federal, regional, local) are structurally identified in the study area. At each level of management the activities of government bodies and commercial organizations are analyzed to clarify their powers and responsibilities. Created the most detailed systematic hierarchy of key government objectives and functions of UNGOS assigned to the Transport Ministry of the Russian Federation, Federal Agency of Sea and River transport and its subordinate organizations. Identified areas of private business and its interaction with the state structures. Justified the conclusion about the currently existing vertically integrated structure of UNGOS corresponding to the present stage of development of the state water transport management.

Ключевые слова: управление, навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства, организационная структура, организационно-правовая форма, полномочия, ответственность, функции, задачи, иерархичность, государственно-частное партнерство, безопасность судоходства.

Key words: management, navigation and hydrographic support for shipping, organizational structure, legal form, powers, responsibilities, functions, objectives, hierarchy, public-private partnership, navigation security.

НАСТОЯЩЕЕ время в России сложилась определенная система управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства, представляющая комплекс взаимодействующих структур с распределенными между ними функциями, полномочиями и Ы порядком их взаимодействия на федеральном, региональном и локальном уровнях управления. К Рассматриваемая система характеризуется рядом признаков, среди которых: целостность - все элементы управления служат общей цели, стоящей перед системой управления; иерархичность -каждый элемент системы рассматривается как подсистема более сложной системы управления; взаимозависимость системы и среды - система формируется в общей системе управления водным транспортом.

Конструктивно исследуемая система реализуется в организационной структуре УНГОС на трех уровнях: федеральном, региональном и локальном.

J45

ДВЕСТИ И К

......ЕОв ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ХиуЮРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Федеральный уровень. Проведенный анализ выявил, что на этом уровне управление нави-гационно-гидрографическим обеспечением (НГО) осуществляется двумя органами исполнительной власти:

- Министерством транспорта РФ с подведомственными ему Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта;

- Министерством обороны РФ в пределах своих компетенций.

Для эффективного взаимодействия министерств важно уточнить разграничение зон ответственности в рассматриваемой области.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ навигацион-но-гидрографическое обеспечение морских путей осуществляется Министерством обороны, для которого НГО морских путей является ключевым элементом для обеспечения национальной безопасности. НГО в акватории Северного морского пути, морских портов и на подходах к ним законодательно закреплено за Министерством транспорта РФ.

Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям (ВВП), за исключением участков пограничных зон РФ, выполняется администрациями бассейнов ВВП на основании Кодекса внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ.

Важно подчеркнуть, что как в Министерстве обороны, так и в Министерстве транспорта отсутствует единый государственный орган с самостоятельным административным статусом, отвечающим за НГО. У военных ответственность за поддержание системы навигационно-гидрографи-ческого обеспечения морской деятельности возложено на Управление навигации и океанографии (УНиО) МО РФ. В Минтрансе России функции НГО судоходства реализуются через Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта (ДГП в ОМиРТ) и подведомственные органы - Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство морского и речного транспорта [1].

В современной отечественной научной литературе изучению вопросов структуры управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства посвящено большое количество работ в зависимости от исследуемой области применения. Так В. А. Катенин, А. В. Зернов [2] рассматривают УНГОС на внутренних водных путях, деятельность администраций бассейнов ВВП. Изучение УНГОС общего мореплавания частично находит отражение в работах В. С. Болдырева, С. П. Алексеева, А. Н. Добротворского [3] - [5]. В. И. Пересыпкин, изучая проблемы Северного морского пути [6], рассматривает вопросы УНГОС, возложенные на ФГУП «Гидрографическое предприятие».

Обобщая научные труды, с учетом ранее проведенного исследования [7], правомерно сделать вывод, что на современном этапе развития водного транспорта вопросы УНГОС отражены недостаточно широко и требуют более детального изучения.

В данной статье организационная структура управления НГО судоходства рассматривается в зоне ответственности и сфере компетенций Министерства транспорта РФ, которое является основным государственным органом, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование области НГО судоходства (см. рис. на с. 148).

Деятельность ДГП в ОМиРТ, как структурного подразделения Министерства, направлена на формирование и реализацию единой политики, отраженной в Морской доктрине Российской « Федерации на период до 2020 г., в которой отражены основные направления в области навигаци-

^ онно-гидрографического обеспечения судоходства [8]:

о^^^ - выполнение научных исследований проблем навигационно-гидрографического обеспече-

ЦЦ^ ния деятельности российского флота с целью обеспечения создания морских навигационных карт, руководств для плавания в любых районах Мирового океана, создание федерального фонда морской картографии и банка морских карт в электронно-цифровом виде;

- поддержание, совершенствование и развитие средств навигационно-гидрографического обеспечения, создание в РФ единой государственной гидрографической службы в целях обеспечения безопасности морской деятельности;

ВЕСТНИК^Г

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ШЧГ^.

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

- поддержание и развитие системы навигационно-гидрографического обеспечения как одной из систем информационного обеспечения морской деятельности в целях интеграции и рационального использования комплексов и средств различного ведомственного подчинения для обеспечения и принятии решений в области морской деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является контролирующим органом, который через Управление государственного морского и речного надзора (Госморречнадзор) и подчиненных ему отделов (отдела надзора за судоходством и отдела надзора за портовой деятельностью, судоходными и портовыми гидротехническими сооружениями) выполняет свои функции на морском и речном транспорте, в том числе по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющим деятельность по навигаци-онно-гидрографическому обеспечению судоходства обязательных требований законодательства и международных договоров Российской Федерации [9].

Например, за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования, включая проверку наличия и бесперебойной работы плавучих и береговых знаков на судовых ходах, мостах и гидросооружениях, согласование схемы расстановки навигационного оборудования на внутренних водных путях бассейна.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) несет ответственность за непосредственное оказание государственных услуг в области навигационно-гидрографи-ческого обеспечения судоходства. В структуре агентства эти функции возложены на Управление обеспечения судоходства и Управление внутреннего водного транспорта, которые через свои подразделения (отдел обеспечения безопасности судоходства и порядка, отдел ледокольного обеспечения и гидрографии, отдел связи, навигации и научной деятельности, отдел пути и технического флота, отдел гидротехнических сооружений) организуют проведение необходимых мероприятий.

Непосредственно за деятельностью по организации навигационно-гидрографического обеспечения судоходства отвечают подведомственные Росморречфлоту: ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Картографические и информационные системы», ФГКУ «Администрация Северного морского пути».

ФГУП «Росморпорт» является централизованной организацией по эффективному управлению, поддержанию и развитию инфраструктуры в морских портах; оказанию услуг заходящим в них судам; обеспечению безопасности мореплавания, включая НГО судоходства в портовых акваториях и на подходных каналах к ним. В структуре предприятия «Управление обеспечения мореплавания» и подчиненные ему «Отдел навигационно-гидрографического обеспечения судоходства», «Отдел безопасности мореплавания» отвечают за НГО плавания судов.

Единственным предприятием, созданным в целях организации деятельности по навигаци-онно-гидрографическому обеспечению судоходства, является ФГУП «Гидрографическое предприятие», оказывающее государственные услуги в акватории Северного морского пути (СМП).

Комплексная система НГО безопасности судоходства акватории СМП ФГУП «Гидрографическое предприятие» осуществляется по следующим направлениям:

- изучение подводного рельефа Арктических морей в целях издания и корректуры современных морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания;

- оборудование акватории СМП современными средствами навигационного оборудования, включая спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС/GPS в дифференциальном режиме;

- оперативное информирование мореплавателей об изменениях в навигационной обстановке, включая районы НАВАРЕА XX и XXI.

На 83-й сессии Комитета по безопасности судоходства (КБМ) Международной морской организации (ИМО) принято решение о создании на район Северного Ледовитого океана двух районов ХХ и XXI НАВАРЕА, относящихся к зоне ответственности России. Для выполнения, возложенных на РФ международных обязательств Гидрографическое предприятие является национальным координатором по сбору, подготовке и передаче информации по безопасности мореплавания на географические морские районы НАВАРЕА XX и XXI.

ш

Выпуск 3

Министерство транспорта РФ

Департамент морского и речного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Управление обеспечения судоходства

Управление внутреннего водного транспорта

Отдел связи, навигации и научной деятельности

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Отдел ледокольного обеспечения и гидрографии

Отдел обеспечения безопасности судоходства и порядка в порту

Управление государственного морского и речного надзора

Территориальные управления

Отдел безопасности мореплавания

Отдел надзора за судоходством

итдел надзора за

портовой деятельностью, судоходными и портовыми и гидротехническими сооружениями

ФГУП «Росморпорт» ► Управление обеспечения мореплавания

Отдел навигационно-гидрографического обеспечения

-► Филиалы ФГУП «Росморпорт» - Служба морских путей — Отдел навигационной обстановки

ФГУП «Гидрографическое предприятие»

Служба навигационно-гидрографического обеспечения и информации по безопасности мореплавания

Гидробазы ФГУП «Гидрографическое предприятие»

Администрации бассейнов внутренних водных путей

Районы водных путей и судоходства

Районы гидросооружений и судоходства

ФБУ «Служба морской безопасности»

_1

ФГКУ «Администрация Северного! морского пути» 1_ . _ . _ . _ . _ . _1

ФГУП «Картографические и информационные системы»

Отдел навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения

ВЕСТНИК^Г

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ШЧГ^.

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Для решения поставленных задач предприятие располагает гидрографическим флотом, в составе десяти судов, возраст которых 30 и более лет.

Организационная структура предприятия включает восемь филиалов, комплексную гидрографическую экспедицию, картографическое производство, объединенный арктический радионавигационный отряд, арктическую службу средств навигационного оборудования и радиационной безопасности, службу навигационно-гидрографического обеспечения и информации по безопасности мореплавания.

В системе государственного управления НГО судоходства произошли существенные изменения. Воссоздана «Администрация Северного морского пути», создан картографо-геодезический фонд Росморречфлота с возложением функции фондодержателя на ФБУ «Служба морской безопасности».

Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути» обеспечивает доступ в акваторию СМП российским и иностранным судам и организует плавание в закрепленной акватории СМП, включая [10]:

- мониторинг навигационной обстановки;

- согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ;

- предоставление информационных услуг в области навигационно-гидрографического обеспечения плавания судов.

Навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов в акватории СМП осуществляется в соответствии с гл. VI Правил плавания в акватории СМП, утвержденных приказом Минтранса России № 7 от 17.01.2013 г. На основании этого документа можно сказать, что «Администрация СМП» является согласовательной структурой, курирующей вопросы безопасности плавания в акватории. Тогда как проведенный ретроспективный анализ организации деятельности «Администрации СМП» при Министерстве морского флота СССР, показывает, что исполнение обязанностей по осуществлению навигационно-гидрографического обслуживания судов, плавающих по Северному морскому пути, было возложено на «Администрацию СМП» [11]. В настоящее время непосредственной деятельностью по осуществлению НГО судоходства осуществляется ФГУП «Гидрографическое предприятие» с определенными условиями согласования с «Администрацией СМП».

ФГУП «Картографические и информационные системы» осуществляет функции по организации сбора, размещения, учета, хранения и распространения фондовых материалов. Администрации бассейновых внутренних водных путей, ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Росморпорт» являются региональными отделениями фонда в границах зон ответственности за навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства. Все созданные региональными отделениями электронные карты подлежат включению в фонд.

Региональный уровень характеризуется деятельностью филиалов федеральных предприятий и учреждений в регионах и бассейнах водного транспорта.

Территориальные управления Госморречнадзора расположены в 14 федеральных округах Российской Федерации, осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ в деятельности по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства в пределах границ зон своей ответственности.

Филиалы ФГУП «Росморпорт», расположенные на территории 16 субъектов Российской Федерации, представляют собой обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в закрепленных морских портах и на подходах к ним. Находящиеся в различных регионах России, руководствуясь принципами единой политики предприятия, они обеспечивают НГО судоходства в зоне своей ответственности через созданные в них Службы навигационно-гидрографического обеспечения (Службы морских путей).

Филиалы ФГУП «Гидрографическое предприятие» представлены восемью гидрографическими базами, осуществляющими деятельность по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства акватории Северного морского пути в пределах отведенных границ.

^ВЕСТНИК

......рана ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ХиуЮРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

ФГКУ «Администрация Северного морского пути» на региональном уровне представлено одним филиалом, расположенным в г. Архангельск.

На бассейновом уровне ответственность за НГО судоходства возложена на Администрации бассейнов внутренних водных путей (АБВВП), обеспечивающих безопасность судоходства в портовых и межпортовых акваториях с необходимым надзором и контролем. В настоящее время создано 14 АБВВП, охватывающих все внутренние водные пути государства: Азово-Донской, Амурский, Байкало-Ангарский, Беломорско-Онежский, Волго-Балтийский, Волжский, Волго-Донский, Енисейский, Камский, Ленский, Обский, Обь-Иртышский, Печорский, Северо-Двин-ский бассейны.

Администрации и входящие в их состав структурные подразделения (районы водных путей и районы гидротехнических сооружений и судоходства) реализуют задачи по НГО на внутренних водных путях. Службы пути, гидросооружений, обеспечения безопасности судоходства, картографии проводят необходимый комплекс работ в исследуемой области.

Локальный уровень управления представлен частными предприятиями и организациями, осуществляющими определенный вид деятельности: по гидрографическому обследованию, обслуживанию средств навигационного оборудования, проведению ремонтных дноуглубительных работ и т.д. Так, на Северо-Западе активно работают: ООО «Петрослав Гидросервис», ООО «Фер-тоинг», ООО «Гидробалт» и др.

На примере Северного бассейна (Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт») в результате комплексных работ на акватории морского торгового порта Мурманск компанией ООО «Петрос-лав Гидросервис» был собран весь комплекс данных для корректуры действующих навигационных морских карт, руководств и пособий, проведен навигационно-гидрографический мониторинг акватории, выявлены наименьшие глубины и навигационные опасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Северо-Западном бассейновом филиале компанией ООО «Гидробалт» было проведено гидрографическое обеспечение дноуглубительных работ по строительству акватории порта Высоцк, площадное гидрографическое обследование порта Усть-Луга.

Выполненные исследования позволили систематизировать основные задачи и функции государства в области навигационно-гидрографического обеспечения судоходства, что представлено в табл. 1.

Таблица 1

Иерархия основных задач и функций государства в области навигационно-гидрографического обеспечения судоходства

1. Министерство транспорта РФ

1.1. Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта

Задачи: - выработка государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта; - разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования деятельности морского и внутреннего водного транспорта; - координация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (в части морского и внутреннего водного транспорта), Федерального агентства морского и речного транспорта

Функции: - участие в реализации «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года»; - разработка предложений по совершенствованию системы управления в области морского и внутреннего водного транспорта в части НГО судоходства; - разработка предложений по оптимальному использованию морских и внутренних водных путей, включая Северный морской путь, в рамках единой российской транспортной системы; - участие в разработке, анализе применения и внесении изменений в акты в области морского и внутреннего транспорта, в том числе устанавливающие порядок одобрения типов навигационной и связной аппаратуры и подписание свидетельств на одобрение типа изделия

ВЕСТНИК^Г

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ШЧГ^.

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Таблица 1 (Продолжение)

2. Федеральное агентство морского и речного транспорта

2.1. Управление обеспечения судоходства

Задачи: - обеспечение безопасности судоходства и порядка в морских портах РФ; - организация ледокольного и гидрографического обеспечения в акватории Северного морского пути, акваториях морских портов и на подходах к ним

Функции: - организация проведения мероприятий по безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, а также по безопасности судоходства на внутренних водных путях; - организация проведения работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акватории Северного морского пути, акваториях морских портов, на подходах к ним; - организация подготовки и издания карт и схем, руководств, лоций, наставлений для плавания, описаний огней, знаков, радиотехнических средств, для обеспечения безопасности плавания по внутренним водным путям, в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов, на подходах к ним

2.2. Отдел обеспечения безопасности судоходства и порядка в порту

Задачи: - организация и оказание услуг по обеспечению безопасности судоходства в море, на внутренних водных путях РФ, в акваториях морских и речных портов, и на подходах к ним

Функции: - организация проведения работ по навигационному обеспечению условий плавания судов в акваториях морских портов и подходах к ним; - организация выполнения мероприятий по обеспечению безопасности судоходства в море, на внутренних водных путях РФ, в акваториях морских и речных портов

2.3. Отдел ледокольного обеспечения и гидрографии

Задачи: - организация оказания услуг по ледокольному обеспечению судоходства в акватории Северного морского пути, в замерзающих морских портах и по внутренним водным путям; - организация оказания услуг по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов и подходах к ним

Функции: - организация ледокольного обеспечения судоходства; - организация работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов и подходах к ним

2.4. Отдел связи, навигации и научной деятельности

Задачи: - проведение единой технической политики в области средств связи и навигации на морском и речном транспорте; - организация научного обеспечения условий развития и безопасного функционирования морского и речного транспорта, также в части НГО судоходства; - организация определения приоритетных направлений развития науки и техники, осуществление координации научной и научно-технической деятельности, развития форм интеграции науки и производства, реализация достижений науки и техники на морском и речном транспорте

Функции: - организация обобщения опыта эксплуатации средств связи и навигации на морском и речном транспорте; - организация разработки и своевременной корректуры нормативно-технических документов по связи и навигации и доведения их требований до подведомственных предприятий и учреждений; - организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области связи, навигационного обеспечения на морском и речном транспорте

аз о-

Ж

ы

^ВЕСТНИК

......рана ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ХиуЮРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Таблица 1 (Продолжение)

т

т

2.5. Управление внутреннего водного транспорта Отдел пути и технического флота Отдел гидротехнических сооружений

Задачи: - организация содержания внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования; - установление и организация выполнения гарантированных габаритов соответствующих судовых ходов, категорий средств навигационного оборудования, сроков работы этих средств и судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях

Функции: - организация работы подведомственных Росморречфлоту учреждений и предприятий по проведению дноуглубительных, выправительных, дноочистительных, тральных и изыскательских работ для обеспечения судоходства на внутренних водных путях; - организация работы подведомственных Росморречфлоту организаций по навигационно-гидро-графическому обеспечению условий плавания судов по внутренним водным путям, в акваториях речных портов за исключением участков пограничных зон Российской Федерации, а также по содержанию судоходных гидротехнических сооружений; - подготовка и представление на рассмотрение руководству Росморречфлота предложения по установлению гарантированных габаритов соответствующих судовых ходов, категорий средств навигационного оборудования, сроков работы этих средств и судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях

3. ФГУП «Росморпорт»

3.1. Управление обеспечения мореплавания Отдел навигационно-гидрографического обеспечения Отдел безопасности мореплавания Задачи: - содействие развитию морской транспортной инфраструктуры РФ, повышению конкурентоспособности российских морских портов путем эффективного использования, и развития закрепленного за предприятием федерального имущества в морских портах; - оказание услуг по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним

Функции: - осуществление безопасной эксплуатации закрепленных за ним систем обеспечения безопасности, объектов портовой инфраструктуры и др; - поддержка в надлежащем техническом состоянии, обеспечение функционирования, осуществление модернизации и нового строительства систем обеспечения безопасности мореплавания, в том числе расположенных на акваториях и территориях морских портов и на подходах к ним; - оказание всех видов услуг судам на подходах и непосредственно в акватории морских портов по их безопасному судоходству, маневрированию и стоянке, в частности: - осуществление лоцманской проводки судов; - обеспечение ледокольной проводки судов; - обеспечение безопасной стоянки судов в порту; - обеспечение картографической продукцией; - осуществление деятельности по навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов в акваториях морских портов и на подходах к ним

4. ФГУП «Гидрографическое предприятие»

4.1. Служба навигационно-гидрографического обеспечения и информации по безопасности мореплавания

Задачи: - осуществление навигационно-гидрографического обеспечения в акватории Северного морского пути; - оказание государственных услуг в акватории Северного морского пути

ВЕСТНИК^Г

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ШЧГ^.

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Таблица 1 (Окончание)

Функции: - организация проведения комплексных работ по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства в акватории Северного морского пути

5. Администрации бассейнов внутренних водных путей

5.1. Служба пути Служба гидротехнических сооружений Служба обеспечения безопасности Служба картографии

Задачи: - осуществление функций по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта

Функции: - эксплуатация и развитие ВВП и гидротехнических сооружений; - обеспечение судоходства на ВВП, безопасности судоходных гидротехнических сооружений; - осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов и путевых работ на внутренних водных путях

Выполненные исследования позволяют сделать вывод, что формирование системы управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства неразрывно связано с изменениями, происходящими в системе управления водного транспорта.

Анализ последних изменений, касающихся вступивших в силу поручений Правительства об изменении правой формы ФГУП до 2018 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 327 от 15 апреля 2014 г., находят отражение в изменении правовых форм предприятий, подведомственных Росморречфлоту. Для ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Гидрографическое предприятие» как основных предприятий навигационно-гидрографического обеспечения судоходства в акваториях СМП, морских портов и на подходах к ним предполагаются изменения в части организационно-правовых форм.

Планируемое изменение ФГУП «Гидрографическое предприятие» на ФКУП проходит этап согласования и утверждения устава в Правительстве РФ.

Изменение структуры ФГУП «Росморпорт» планируется на основании представленной долгосрочной программы инновационного развития предприятия. После рассмотрения федеральным органом исполнительной власти и проведенного Минэкономразвития и Росимуществом всестороннего анализа возникающих рисков исполнения программы, ее финансовой устойчивости, выполнимости целевых показателей и эффективности, программа направляется на рассмотрение Правительственной комиссии [12].

Изменение организационно-правовых форм позволит предприятиям наиболее рационально управлять своими ресурсами, извлекать максимальную выгоду из своей деятельности, что будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятий по навигационно-гидро-графическому обеспечению судоходства.

Вывод

Система управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства в РФ представлена вертикально-интегрированной структурой, соответствующей современному этапу развития государственного управления водным транспортом. Министерство транспорта РФ осуществляет стратегическое нормативно-правовое управление системой НГО судоходства в акваториях морских портов и на подходах к ним, в акватории Северного морского пути, а также в акваториях речных портов и на внутренних водных путях. Федеральное агентство морского и речного транспорта реализует государственную политику в данной области через подведомственные ор-

00 о-

Ж 3

J53

^ВЕСТНИК

......рана ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ХиуЮРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

ганизации, осуществляющие оказание государственных услуг, с привлечением частных организаций на локальном уровне.

Функции Ространснадзора по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства слабо отражены, преимущественно идет надзор за документами предприятий, осуществляющих деятельность по НГО судоходства.

Частный бизнес выполняет определенный вид деятельности по навигационно-гидрографи-ческому обеспечению судоходства, а именно: гидрографическому обследованию акваторий и каналов, обслуживанию средств навигационного оборудования в акватории морских портов, проведению ремонтных дноуглубительных работ на подходных каналах и др.

Выполненный анализ позволяет сделать вывод, что сложившаяся система управления на-вигационно-гидрографическим обеспечением судоходства недостаточно использует возможности интеграции государственного регулирования и инициативы частного бизнеса.

Необходимо шире использовать принципы и преимущества государственно-частного партнерства при обосновании сферы и особенностей его применения в рассматриваемой области. Это положительно отразится, с одной стороны, на рациональном использовании ресурсов, с другой - за счет развития конкурентной среды будет способствовать инвестиционной привлекательности предпринимательства для выполнения навигационно-гидрографических работ и услуг.

Кроме того, дальнейшее совершенствование системы управления НГО судоходства как со стороны государственных органов, так и хозяйствующих субъектов должно быть направлено на обеспечение надежности и безопасности работы флота на подходных каналах, акваториях морских портов, акватории Северного морского пути — с учетом территориальных особенностей.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179486 (дата обращения — 15.03.2015).

2. Катенин В. А. Навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на внутренних водных путях. / В. А. Катенин, А. В. Зернов, Г. Г. Фадеев. — М.: МОРКНИГА. — 2010. — 344 с.

3. Болдырев В. С. Об организации навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания / В. С. Болдырев, В. Я. Васильев, А. Н. Яковлев // Навигация и гидрография. — 2009. — № 28. — С. 41-47.

4. Алексеев С. П. Навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности на современном этапе ее развития / С. П. Алексеев // Навигация и гидрография. — 2007. — № 24. — С. 9-15.

5. Добротворский А. Н. Развитие навигационно-гидрографического обеспечения — актуальный этап совершенствования морской деятельности / А. Н. Добротворский // Морской вестник. — 2007. — № 2 (22). — С. 56-59.

6. ПересыпкинВ. И. Проблемы Северного морского пути / В. И. Пересыпкин. — М.: Наука. — 2006. —

581 с.

7. Лаврентьева Е. А. Анализ сущности организационно-экономического механизма управления на-„ вигационно-гидрографическим обеспечением судоходства / Е. А. Лаврентьева, Е. Г. Алексеева // Вестник 3 Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2014. —

№ 2 (24) . — С. 122-131.

ИН^ 8. Морская Доктрина Российской Федерации на период до 2020 года: руководящий документ (ут-

вержден Президентом РФ от 27 июля 2001 г.) // Гарант: информационно-правовой портал, 2002. URL: http:// base.garant.ru/2160909/ (дата обращения — 25.03.2015 г.).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173866 (дата обращения — 15.03.2015).

ВЕСТНИК^Г

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ШЧГ^.

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 г. № 358-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Администрация Северного морского пути»». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=551667 (дата обращения — 15.03.2015).

11. Постановление Совета Министров СССР от 16.09.1971 г. № 683 «Вопросы, связанные с учреждением Администрации Северного морского пути при Министерстве морского флота». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=1386 (дата обращения — 15.03.2015).

12. Министр экономического развития Алексей Улюкаев. О порядке работы Правительства РФ с компаниями с госучастием. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://portnews.ru/news/174657/ (дата обращения — 04.03.2015).

во о-

т. и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.