Научная статья на тему 'Обеспечение безопасного мореплавания в Арктической зоне России'

Обеспечение безопасного мореплавания в Арктической зоне России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
986
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / БЕЗОПАСНОЕ МОРЕПЛАВАНИЕ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ СУДОВ / NORTHERN SEA ROUTE / SAFE MARITIME NAVIGATION / REGULATORY CONTROL OF SHIPPING

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Клюев В.В.

В статье представлены приоритеты развития Северного морского пути. Предложены меры по совершенствованию законодательной базы, модернизации ледокольного флота, навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного и гидрометеорологического обеспечения плавания судов в Арктической зоне России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring safe maritime navigation in Russia''s Arctic zone

The paper presents priorities of Northern Sea Route's development, and proposes measures for improving legal framework, and for modernising of the icebreaking fleet, and hydrographical-navigational, search-and-rescue and hydro-meteorological support for ships sailing in Russia's Arctic zone.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасного мореплавания в Арктической зоне России»

Обеспечение безопасного мореплавания в Арктической зоне России

В. В. Клюев,

директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России

В статье представлены приоритеты развития Северного морского пути. Рассматриваются меры по совершенствованию законодательной базы, модернизации ледокольного флота, навигационно-гидро-графического, аварийно-спасательного и гидрометеорологического обеспечения плавания судов в Арктической зоне России.

Россия владеет значительными морскими территориями в Арктике. Через ее просторы пролегает Северный морской путь (СМП). В акваторию СМП входит водное пространство, которое прилегает к северному побережью России и охватывает внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ. С востока акватория СМП отделена линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада - меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Ма-точкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Особое значение СМП заключается в обеспечении жизнедеятельности Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Кроме того, это кратчайший водный путь от европейских государств до стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Задача России - использовать географическое преимущество СМП, превратив его в конкурентоспособную

транспортную систему на новой технической и технологической базе, отвечающей требованиям современности. Очевидно, что решение указанной задачи сопряжено с реализацией масштабных и долгосрочных проектов.

Функционирование СМП как транснациональной транспортной магистрали зависит от совершенствования законодательства, развития рынка транспортных услуг, строительства и модернизации транспортной инфраструктуры, т. е. создания экономически эффективных условий для коммерческого судоходства, в частности международного.

Государство принимает меры для гармонизации действующего законодательства и разработке нормативных актов для обеспечения безопасности мореплавания по СМП.

В акватории морей, прилегающих к АЗРФ, но не входящих в акваторию СМП, на международном и национальном уровне в части обеспечения безопасности мореплавания действует регулирование, практически аналогичное таковому в морских акваториях Балтийского, Черного, Охотского и других морей, прилегающих к побережью России, а также регулирование в рамках документов, принимаемых странами Арктического совета: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, РФ, США, Финляндией, Швецией.

На международном уровне судоходство в акватории СМП регулируется рядом международных конвенций: Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS), Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. (МАРПОЛ), Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС),

Кодексом для судов полярного плавания (Полярным кодексом).

На межгосударственном уровне регулирование в акватории СМП осуществляется посредством документов, принимаемых странами Арктического совета:

• соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике;

• соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, согласно которому государства берут на себя ответственность по взаимодействию в борьбе с нефтяными разливами в акватории Арктики;

• рамочного плана сотрудничества по предупреждению загрязнения морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности и судоходства.

На национальном уровне в РФ регулирование плавания судов в акватории СМП в полной мере отвечает требованиям ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS).

Принят и вступил в силу Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 132-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», создана администрация СМП, приказом Минтранса России от 17 января 2013 г. № 7 утверждены Правила плавания в акватории Северного морского пути, приказами ФСТ России от 4 марта 2014 г. № 46-т/2 «Об утверждении Правил применения тарифов на ледокольную проводку судов в акватории Северного морского пути» и № 45-т/1 «Об утверждении тарифов на ледокольную проводку судов, оказываемую ФГУП «Атомфлот» в акватории Северного морского пути» определен размер платы за ледокольную проводку судов.

Ведется работа над внесением изменений в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1599 «Об осуществлении федеральными органами исполнительной власти отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона „О навигационной деятельности" и о внесении изменений в Положение о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС

в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях», наделяющих Минобороны России полномочиями по созданию и обновлению, установлению требований и предоставлению права использования от имени РФ государственных морских навигационных карт акватории СМП. В настоящее время навигационно-гидро-графическое обеспечение в акватории СМП, а также в акваториях морских портов и на подходах к ним осуществляется федеральным органом исполнительной власти (Росморречфлот), осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.

Председатель правительства РФ Д. А. Медведев 5 июня 2015 г. утвердил комплексный проект развития СМП № 3529п-П9, который предусматривает меры по навигационно-гидрографиче-скому (включая обновление навигационных карт и пособий), по аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в акватории СМП, строительство новых ледокольных судов, развитие морских портов, разработку и строительство морской техники, систем и средств связи и навигации, а также уделяет внимание вопросам обороны, которые поддерживают хозяйственное освоение АЗРФ и требуемый уровень военной безопасности.

В 2017 г. вступает в силу Полярный кодекс, требования которого будут распространяться и на суда в акватории СМП. В отличие от Полярного кодекса, Правила плавания в акватории СМП не только содержат требования к судам (аналогичные соответствующим требованиям Полярного кодекса), но и регулируют вопросы плавания судов, ледокольной и ледовой лоцманской проводки, навигационно-гидрогра-фического, гидрометеорологического обеспечения, а также радиосвязи в акватории СМП.

Комплекс указанных документов дает возможность обеспечить достаточный уровень безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения в акватории СМП.

Суда, плавающие под государственным флагом РФ в полярных морях, к 2017 г. будут освидетельствованы на

соответствие требованиям Полярного кодекса, а для иностранных судов в рамках государственного портового контроля предусмотрена проверка соответствующих документов.

Навигационно-гидрографическая и гидрометеорологическая информация по акватории СМП направляется на суда в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) в районах НАВА-РЕА/МЕТАРЕА XX и XXI и размещается на сайте администрации СМП. Кроме того, на сайте в разделе «Контакты» представлены телефон и электронная почта сотрудника, к которому можно обратиться, чтобы получить необходимую информацию.

За последние годы проведена большая работа по обеспечению безопасного плавания судов в акватории СМП.

В 2015 г. силами подведомственного Росморречфлоту ФГУП «Гидрографическое предприятие» изучена гидрографическая картина дна в акватории СМП в объеме 38 145 приведенных километров (полоса моря шириной 2 км и длиной 1 км). В 2010-2015 гг. объем таких исследований составил 184 207 приведенных километра.

На основании полученных результатов в 2015 г. создано 153 картографических материала (включая навигационные морские карты, изданные управлением навигации и океанографии Минобороны России) по акватории СМП. В течение 2010-2015 гг. разработано 1185 картографических материалов.

Организацию поиска и спасания, а также координацию поисково-спасательных операций в пределах поисково-спасательных районов, расположенных в акватории СМП, обеспечивают морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) Диксон и морские спасательно-координационных подцентры (МСПЦ) Тикси и Певек.

Аварийно-спасательную деятельность в акватории СМП ведет Федеральное бюджетное учреждение «Мор-спасслужба Росморречфлота» собственными силами, а также с привлечением атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот».

Сформирован резерв аварийно-спасательного оборудования и снаряжения для крупномасштабных поисково-спасательных и аварийно-спасательных операций.

Наращиваются силы и средства для ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов.

12 | «Транспорт Российской Федерации»

№4 (65) 2016

В поселках Диксон, Тикси, Провидения и в г. Певек созданы и функционируют четыре пункта передового базирования, которые оснащены оборудованием первого броска для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включающим боновые заграждения, нефтесборные устройства (скиммеры), плавучие емкости, сорбенты, а также водолазное оборудование с барокамерой.

В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов, четыре атомных: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», четыре дизель-электрических: «Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Дра-ницын».

В 2015 г. построены два многофункциональных дизель-электрических ледокола «Мурманск» и «Владивосток», мощность которых составляет 16 МВт. Они преодолевают льды толщиной до 1,5 м, имеют неограниченный район плавания и в весенне-летний период могут работать в арктических морях. Ледокол «Новороссийск» из этой серии должен войти в строй в 2016 г. К 2017 г. будет построен дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.

В 2012 г. началось строительство трех универсальных атомных двухосадоч-ных ледоколов. Ввод в эксплуатацию го-

ловного судна запланирован на 2018 г., двух остальных — в 2020 и 2021 гг.

Российские и иностранные судовладельцы отмечают высокий уровень организации плавания судов в акватории СМП, в частности обеспечения судов гидрометеорологической и навигаци-онно-гидрографической информацией, и четкое регулирование такого плавания РФ. Эффективность регулирования подтверждена результатами правоприменительной практики в 2013-2016 гг.

В 2013 г. администрация СМП выдала 635 разрешений на плавание судов в акватории СМП, отказано по разным причинам в 82 случаях, в 2014 г. - 631 и 30, в 2015 г. - 730 и 15, соответственно.

Общий объем перевозок грузов в акватории СМП в 2015 г. составил 5 431 746 т (в 2014 г. 3 982 052 т), в том числе транзитных грузов 39 586 т (в 2014 г. 274 266 т).

Если объем перевозок транзитных грузов резко уменьшился, что объясняется, в частности, стоимостью судового топлива, то объем перевозок между портами в акватории СМП стабильно растет. По состоянию на 15 июля 2016 г. с начала года перевезено более 2 млн т различных грузов (Сабетта, Дудинка, терминал у мыса Каменный).

Очевидно, что наибольший относительный объем перевозок в акватории СМП генерируется грузопотоком угле-

водородов и иных полезных ископаемых, добываемых в рамках индустриальных проектов АЗРФ. Так, грузопоток, формируемый ПАО «Норильский никель», сегодня составляет 1,3 млн т в год. После реализации третьей очереди проекта «Ямал СПГ» (2020 г.) из Обской губы будет вывозиться ежегодно 16,5 млн т сжиженного природного газа и около 2 млн т газового конденсата. Проект ПАО «Газпром нефть» по освоению Новопортовского месторождения предусматривает перевозку 8,5 млн т сырой нефти в год.

Таким образом, с начала 2017 г. ожидается значительный рост грузоперевозок в акватории СМП. Необходимо отметить, что основные перевозки в акватории СМП связаны с обеспечением экспорта добываемых в Арктической зоне ресурсов, «северным завозом». Возможность транзитных перевозок - дополнительный бонус, но в ближайшей и среднесрочной перспективе больших дивидендов такие перевозки не принесут.

Эксперты полагают, что есть все основания ожидать дальнейшего роста активности судоходных компаний, российских и иностранных, в акватории СМП. Мореплаватели считают, что СМП будет с каждым годом все более востребованным, особенно на фоне роста активности нефтяных и газовых компаний в регионах Ямала и Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.